Франшиза при аренде авто что это такое?

Что такое франшиза при аренде авто

Внимание

В связи с разделением бизнеса сервис продается (только сайт). При возникновении заинтересованности с приобретением проекта, свое ценовое предложение Вы можете отправить через форму обратной связи . Сделка будет проведена с помощью сервисов Telderi.ru

Многие люди, отправляющиеся в другие города и страны на поезде или самолёте, хотели бы взять машину напрокат, чтобы обеспечить себе свободу передвижения в новом месте. Всё чаще арендаторы сталкиваются с таким понятием, как франшиза при аренде авто.

Что это такое и чем она выгодна, знают далеко не все. Если заранее разобраться в сути этого вопроса, можно избежать определённых проблем.

Понятие франшизы

Большинство индивидуальных предпринимателей и начинающих бизнесменов, занимающихся раскруткой собственного дела, знает, что такое франшиза. При аренде автомобиля она также применяется, хотя известно это далеко не всем.

Под термином франшизы подразумевается механизм ограничения ответственности для страхователей. Он вводится, чтобы минимизировать потенциальные риски без увеличения затрат.

В ходе использования арендованных машин нередко происходят случаи повреждения колёс, стёкол, ходовой части и прочих элементов.

На подобные ситуации не распространяется действие обязательной автогражданской ответственности.

Именно тогда франшиза оказывается выгодной.

Юридическим основанием для использования франшизы в сфере аренды машин служит закон № 4015−1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Он даёт право арендодателям блокировать определённую сумму на счетах арендополучателей.

Эти денежные средства:

  • Выступят в качестве залога;
  • Защитят франчайзеров (владельцев транспортных средств) от незапланированных затрат.

Заблокированная сумма удерживается в пользу фирмы, предоставившей машину напрокат, если наступает страховой случай. Затраты, связанные с угоном транспортного средства или дорожной аварией, ложатся на страховую компанию.

Выгоду от применения франшизы получают не только франчайзеры, но и их клиенты. Допустим, человек взял в аренду авто с франшизой в размере 15 тыс. р. Произошло ДТП, в результате которого был повреждён капот и бампер. Расходы на их восстановление составят 50 тыс. р. Несмотря на это, клиенту не придётся дополнительно платить свыше оговорённых ранее 10 тыс. р.

Если же договор не предусматривает подобную форму ответственности, то в случае нанесения ущерба транспортному средству арендатору придётся полностью покрывать расходы, которые могут вылиться в приличную сумму.

По закону, оформление франшизы не является обязательным. Но если клиент откажется от неё, фирма увеличит арендную плату в среднем на 20% и обяжет нести полную финансовую ответственность при наступлении ДТП или нанесении иного ущерба автомобилю. Поэтому людям, не имеющим достаточного водительского опыта или не знающим всех нюансов правил дорожного движения в чужой стране, следует воспользоваться подобной формой страхования, чтобы обезопасить себя.

Полное покрытие расходов

Во многих европейских государствах распространена практика нулевой франшизы. Так называется страховка, которая целиком компенсирует расходы, связанные с повреждением арендованного авто в дорожной аварии. Она оформляется двумя способами:

  • Суммируется с арендной платой;
  • Рассчитывается и оплачивается отдельно.

И в том, и в другом случае сумма на счету арендатора в качестве залога не замораживается.

По сути, такая форма страхования с покрытием всех затрат является аналогом российского КАСКО. В разных странах введены свои ставки на нулевую франшизу. Они варьируются в пределах 15−20 евро в день.

С целью увеличения спроса на этот вид страховки среди арендополучателей, компании, сдающие напрокат автомобили, периодически проводят акции и предоставляют скидку своим клиентам.

По условиям договора нулевая франшиза компенсирует любые расходы, связанные с повреждением машины в ДТП.

Однако это правило не действует, если авария была вызвана:

  • Нарушением арендатором правил движения;
  • Вождением в нетрезвом состоянии;
  • Агрессивным вождением.

В любом из этих случаев водителю придётся выплачивать компенсацию компании, предоставившей ему машину, в полном объёме, независимо от внесённой им ранее суммы.

Таким образом, нулевую франшизу нельзя назвать стопроцентной гарантией от непредвиденных трат. И тем не менее для опытных водителей, соблюдающих требования ПДД и выработавших аккуратную манеру вождения, она определённо выгодна.

Преимущество полной автостраховки состоит в том, что её величина, как правило, в разы меньше, чем та сумма, которую арендодатель заблокирует в случае заключения договора с обычной франшизой. Средний размер залога, который будет списан в случае ДТП, составляет примерно 1000 евро. Полная страховка обходится раза в 3 дешевле.

Способы оплаты

Существуют разные виды франшиз при аренде авто. Определяющим фактором служат страховые случаи, предусмотренные договором. Есть варианты, включающие:

  • Повреждения и угон;
  • Только угон;
  • Только повреждения.

Узнать подробные условия, типы франшизы и её стоимость можно на официальном сайте компании, выступающей арендодателем транспортных средств.

Сумма, которую фирмы требуют за свои услуги, складывается из двух частей.

Первая — плата непосредственно за использование авто.

Её можно внести:

  • Наличными средствами;
  • С дебетовой карты;
  • С кредитки.

Вторая часть суммы — это залог, который предусмотрен договором. Даже если клиент желает получить автомобиль без страховки (что тоже возможно), прокатная фирма может потребовать его в качестве компенсации штрафов, проездов по платным участкам дорог либо несвоевременного возврата машины.

Способы расчёта различаются в зависимости от особенности организации-арендодателя. В крупных и средних компаниях практикуется оплата кредитными и дебетовыми картами. Небольшие фирмы часто принимают к расчёту наличные деньги.

Для оплаты услуг по аренде автомобиля подходят только эмбоссированные банковские карточки (к примеру, Visa Classic, MasterCard Standart и более высокие категории). Неэмбосированные — те, которые не имеют информации, нанесённой выпуклыми символами — не принимаются для оплаты арендных услуг. В России и СНГ их используют преимущественно для реализации зарплатных проектов. Примеры таких карт — это MasterCard Maestro и Visa Electron.

Блокировка залоговых средств на счету арендополучателя может быть произведена по-разному. Всё зависит от величины компании. Крупные фирмы, такие как Sixt, Avis или Hertz, обязательно требуют от клиентов кредитную карточку. В организациях поменьше, не оснащённых оборудованием для считывания карт, возможен лишь наличный расчёт.

Принадлежность банковской карты к тому или иному типу определяется по первым шести цифрам номера, которые называются БИН-код.

В некоторых случаях франшизу можно оплатить и дебетовой карточкой. Это допускается, если по коду она читается как Credit. Это значит, что на самом деле карта является кредитной, но имеет нулевой лимит. Если же БИН-код читается как Debit, то фирма-арендодатель оставляет за собой право отказать клиенту в предоставлении машины напрокат.

Разблокировка счёта

Та сумма, которую прокатная организация заблокирует на счету своего клиента в качестве залога, будет возвращена ему, если он вернёт машину без повреждений в срок, обозначенный в договоре.

Если же в процессе использования авто ему был нанесён незначительный ущерб либо водителю начислили штрафы за нарушение правил, возвращена будет лишь часть суммы за вычетом расходов.

Чтобы получить назад свои деньги, клиенту придётся предоставить в прокатную фирму свой паспорт, арендный договор. Если имеют место незначительные повреждения, потребуются документы, в которых они будут официально зафиксированы.

Изучив всю необходимую документацию, сотрудник фирмы осмотрит автомобиль и примет решение о возврате залога или его части. После этого сумма на счету будет разморожена. В банке на эту процедуру уйдёт порядка 2−3 недель.

Пресса о Европлане

Франшиза в автостраховании: выгодно или есть подвох?

При оформлении полиса КАСКО в страховых компаниях автовладельцу иногда предлагают сэкономить и рассмотреть вариант страховки с франшизой. Многих это ставит в тупик. Как? Страховщики идут на уменьшение своей прибыли? Наверное, в чем-то подвох. Считали и разбирались вместе с экспертами.

Франшиза на подъеме

Франшиза — часть страховой суммы, которую автовладелец оплачивает при возможном ущербе за свой счет. Размер франшизы определяется при заключении договора со страховой компанией. Схема работает так: если убыток ниже размера франшизы, ремонт оплачивает автовладелец из личных средств. Если убыток выше, оставшуюся часть компенсирует страховщик.

Франшиза в автостраховании была законодательно определена 21 января 2014 года — при вступлении в силу поправок в ФЗ № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Хотя этот финансовый инструмент появился в стране давно.

Как разъясняет Александр Михайлов, старший вице-президент автофинансовой компании «Европлан»: «Франшиза появилась на рынке больше десяти лет назад, но широкое распространение получила в последние три года. Трудно было объяснить и продавцам, и клиентам выгоды страхования с франшизой, наладить взаимодействие со СТОА при урегулировании франшизных убытков. Но когда люди „распробовали“, популярность франшизы стала расти очень быстро».

Рост интереса к экономному КАСКО произошел в то время, когда Россию «накрыл» очередной финансовый кризис, и стоимость страховых полисов, увеличилась.

«Из-за падения курса рубля выросла стоимость запчастей, а вслед за этим и тарифы на страхование. Только с начала 2015 года полисы КАСКО подорожали, в среднем, на 10%-30%, в зависимости от марки и модели автомобиля, превратившись для многих в непозволительную роскошь. Как результат — продажи полисов рухнули более чем на 30%», — рассказывает начальник управления андеррайтинга автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Стрекалов 

Экономический кризис, «ударивший» по доходам, заставил автовладельцев пересмотреть отношение к КАСКО. Одни решили, на свой страх и риск, ограничиться полисами ОСАГО, другие же заинтересовались новым предложение страховых компаний. Изменили взгляд на страхование автомобилей и банки, предоставляющие автокредиты. По мнению Юрия Стрекалова «ранее они редко соглашались на страхование с франшизой. Ведь если автовладелец не сможет покрыть за свой счет даже небольшой ущерб автомобилю, это отразится на рыночной стоимости предмета залога». Ситуация изменилась, и «банки, потерявшие заметную часть прибыли от продаж полисов, тоже стали лояльнее относится к продуктам с франшизой».

Еще об одной причине, по которой страховые компании активно предлагают клиентам заключение договора КАСКО с франшизой, говорит Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование»: «Макроэкономическая ситуация изменила поведение людей. В условиях неопределенности они стремятся обновить автомобили за счет страховых компаний. В результате этого увеличилась частота заявлений о повреждениях».

Читайте также  Сканер обд 2 elm327 какая программа лучше?

Эксперимент: КАСКО с франшизой и без

Чтобы проверить выгоду франшизы, мы решили «застраховать» гипотетический подержанный седан, и позвонили в пару страховых компаний: «Ингосстрах» и «INTOUCH». Попросили сделать предварительный расчет стоимости полиса КАСКО — с франшизой и без нее. Результат: в компании «Ингосстрах» полная страховка стоит почти 49 тыс. руб. в первом случае и почти 37 тыс. руб. — во втором. Сумма франшины — 10 тыс. руб., оплачивать ее необходимо второго страхового случая. Первый раз компания починит повреждения на автомобиле полностью за свой счет.

В «INTOUCH» клиенту предлагается выбрать порог, выше которого компания оплачивает авторемонт за счет своих средств: 10, 20, 30 и 50 тыс. руб. Действует франшиза с первого обращения по страховому случаю. Стоимость полиса КАСКО в нашем случае составила: с франшизой- 25 тыс. руб., без нее — 48 тыс. руб.

Сэкономить на аккуратных

Выгода для клиента, на первый взгляд, налицо. Ведь разница в стоимости полиса, в разных страховых компаниях в нашем случае составила 12 и 13 тыс. руб. В чем же выгода для страховых?

Илья Афанасьев, управляющий партнер, юрист компании «Антистраховщик» уверен, что «самая главная причина, по которой страхователям предлагают франшизу, — снижение риска обращений к страховщику с малозначительными убытками, такими, как повреждения стекол, мелкие царапины на бамперах и потертости на кузовных элементах».

И это так: ведь владельцы полиса КАСКО (без франшизы) несколько раз в год могли обращаться в страховую компанию, чтобы, к примеру, покрасить бампер, на котором были потертости. А вот с более дешевым полисом КАСКО (с франшизой), автовладелец подумает-подумает и решит, что можно ездить и с поцарапанным бампером. Ведь стоимость его ремонта, скорее всего, ниже обозначенной в договоре суммы франшины. Отсюда вывод: страховая компания несет меньшие убытки на восстановление автомобиля своего клиента. А он, в свою очередь, старается ездить аккуратнее.

Кому выгодна франшиза

Оформлять полис КАСКО по сниженной стоимости, благодаря франшизе, выгодно опытным и аккуратным водителям, которые демонстрируют безаварийную езду. Александр Михайлов считает, что это решение подходит и «владельцам не новых машин, готовым, в случае чего, починить ее не у официального дилера. То есть людям, заявляющим, в среднем, менее одного страхового случая».

Кому невыгодна франшиза

Их много: неопытные водители, так называемые «подснежники» — те, кто садятся за руль исключительно в бесснежное время года, лихачи. Есть и еще одна категория автомобилистов, которым не стоит соглашаться на франшизу при автостраховании. Об этом говорит Александр Цыганов, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор: «Есть интересный пример со страховой статистикой, которую проанализировали в отношении водителей-молодых мам. Оказалось, что для этих категорий водителей существенно растет убыточность из-за незначительных аварий, связанных с обращением внимания на ребенка, сидящего на заднем сидении, и отвлечением от дорожной ситуации».

Какую франшизу выбрать

Кроме безусловной франшизы существуют и другие виды: условная, франшиза со второго случая, льготная и временная.

Условная франшиза не «прижилась» среди российских автостраховщиков.

Разъясняет Александр Михайлов: «Условная франшиза в автостраховании — утопия. Рассмотрим жизненную ситуацию: у клиента автомобиль с условной франшизой 15 тыс. руб., т. е. при наступлении страхового случая с убытком меньше 15 тыс. платит клиент, если больше — страховая компания, причем всю сумму. Например, клиент поцарапал бампер, покраска которого стоит 10 тыс. руб. Каковы его действия? Идеально честный клиент сам оплатит ремонт. Неблагонадежный клиент, скорее всего, намеренно добавит немного повреждений (например, дополнительно задев забор), чтобы бампер пришлось менять полностью. Для мошенника это прямая экономия 10 тыс. руб., для страховой компании — убыток примерно на 50 тыс. руб. Если же в любом случае вычитать 15 тыс. руб. из каждого страхового случая при безусловной франшизе, такого соблазна у клиента не возникнет».

Франшиза со второго случая, она и предлагалась нам во время звонка в компанию «Ингосстрах», предполагает, что ущерб при первом страховом случае полностью возмещает страховщик, а франшиза начинает действовать со второго случая и далее.

Льготная франшиза в автостраховании устанавливается только в том случае, если автовладелец является виновником ДТП. Если авария произошла по вине другого водителя, страховая компания полностью возмещает ему ущерб.

Временная франшиза основана на том, что страховая компания возмещает ущерб только в определенное время — к примеру, в будни. Если страховой случай произошел в выходной день, клиент самостоятельно оплачивает ремонт автомобиля.

На деле страховые компании в основном предлагают безусловную франшизу, иногда продавая франшизу со второго случая.

Илья Афанасьев объясняет это так: «Безусловная франшиза гораздо выгоднее страховщику, чем клиенту. Прикрываются страховщики тем, что франшиза дает страхователю скидку при покупке полиса». 

Будет ли расти франшиза

Минувший год наглядно показал, как на фоне нестабильной экономической ситуации быстро подскочила стоимость страхования автомобиля. И тут же автовладельцам стали предлагать «спасительный круг» — франшизу, как способ удешевления полиса КАСКО. Так ли будет всегда? Или ее стоимость тоже вырастет? Это разъясняет Александр Цыганов: «Франшиза обычно формируется в процентах от стоимости полиса. И если цена на него будет расти, будет расти и франшиза — это в абсолютных цифрах. Если франшиза условно привязывается к стоимости ремонта, как цена покраски 1-2-3 простых деталей, то ее размер объективно будет расти с ней».

Воспользоваться франшизой при автостраховании или нет — вопрос непростой. Разумеется, основным фактором при принятии положительного решения будет стоимость полиса КАСКО. Но если она окажется подходящей, не спешите сразу страховать машину — почитайте отзывы о страховой компании. А вдруг она просто продает полисы и вовсе не горит желанием возмещать вам ущерб? И чтобы добиться возмещения, придется не раз спорить и отстаивать свои права. И, конечно же, честно признайтесь себе, насколько вы аккуратный водитель. Есть ли доступ к управлению у членов семьи? Будут ли они внимательны за рулем? Если положительных ответов больше, чем отрицательных, тогда с франшизой вы сможете сэкономить на полисе КАСКО. Безаварийной вам езды/

Франшиза при аренде автомобилей: что это такое и можно ли обойтись без нее

В случае отсутствия собственного средства передвижения автолюбители нередко обращаются к услугам автопрокатных фирм. Следует отметить, что прокат авто достаточно популярен в мире. Однако у многих потенциальных арендаторов нередко возникают вопросы, связанные с необходимостью дополнительного страхования транспортного средства (ТС), которое настойчиво предлагают им сотрудники прокатных компаний. Рассмотрим, что такое франшиза при аренде авто и для чего она нужна.

Как взять машину напрокат

Чтобы взять авто в аренду, сначала нужно выбрать компанию-арендодателя, а затем определиться с выбором машины, которая будет взята напрокат, и записаться на конкретную дату для ее осмотра. В назначенный день следует посетить компанию, захватив с собой паспорт и водительские права, осмотреть ТС и заключить договор.

Согласно договору аренды средство передвижения передается гражданину или организации во временное пользование. При оформлении соглашения стороны сделки разграничивают, кто отвечает за страхование ответственности и обслуживание арендуемого автомобиля.

Что такое франшиза и для чего она нужна при аренде авто

При прокате транспортных средств арендаторы зачастую сталкиваются с понятием «франшиза», которое многих смущает и отпугивает. Страх перед незнакомым термином, который используется при прокате авто, вызван обычной неосведомленностью. Люди попросту не знают, что это такое, хотя понятие франшизы закреплено законом РФ от 27.11.1992 ст. 10 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Более того, в действительности аренда автомобилей с франшизой выгодна для водителей.

По условиям договора арендодатель может заблокировать на банковской карте клиента определенную сумму в качестве залога. Это и есть так называемая франшиза, которая позволит защитить арендатора от непредвиденных затрат. Она представляет собой максимальную сумму, которую рискует потерять клиент автопрокатной фирмы при наступлении страхового случая. Все остальные расходы в случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или угона арендованного автомобиля берет на себя страховая компания (СК).

Например, водитель взял напрокат авто с франшизой 10 000 рублей и в результате ДТП разбил капот с бампером. В такой ситуации он должен возместить сумму, которая не превышает размер залога. Таким образом, даже если ремонт машины обойдется в 50 000 рублей, арендатор заплатит максимум 10 000 рублей. Соответственно, франшиза при автопрокате избавляет водителя от необходимости оплачивать дорогостоящий ремонт арендованного ТС, которая возникает при наступлении страхового случая.

Можно ли арендовать авто без залога

Франшиза – это ограничение ответственности страхователя. Она позволяет снизить риски без дополнительных расходов. Несмотря на то что люди арендуют машины вовсе не для того, чтобы ломать и разбивать их, предвидеть все невозможно. Дело в том, что ОСАГО арендованного автомобиля не возместит ущерб при повреждении стекол, колес, крыши, интерьера или ходовой части. А франшиза помогает в тех случаях, которые не учитываются обязательной страховкой.

Если договор аренды не предусматривает франшизу, арендатор при возмещении ущерба вынужден будет заплатить крупную сумму. Поэтому, прежде чем взять машину напрокат без франшизы, следует иметь в виду, что в случае повреждения авто придется полностью возместить стоимость ремонта.

Причем к оплате повреждений в полном объеме может привести не только аренда авто без франшизы, но и случаи, когда арендатор с оформленной франшизой:

  • грубо нарушает правила дорожного движения;
  • ездит в нетрезвом виде и попадает в ДТП;
  • допускает угон автомобиля по своей невнимательности.
Читайте также  Где найти код краски автомобиля?

Отвечая на вопрос, обязательна ли франшиза при аренде машины, следует отметить, что ее стоит оформить. При этом сумму залога можно минимизировать, если купить полную страховку или свести франшизу к нулю, поскольку прокатчик вряд ли захочет сдать автомобиль в аренду под честное слово. Однако, если при отказе вносить залог арендодатель все же предложит вам ТС, стоимость проката увеличится как минимум на 20 %, а в случае ДТП оплатить ремонт авто придется полностью. Поэтому оформлять франшизу стоит, а неопытным водителям желательно приобретать еще страхование франшизы, чтобы при ее потере расходы возместила страховая компания.

Какие факторы влияют на залоговую сумму при автопрокате

В случае вины арендатор отвечает перед арендодателем за причиненный ущерб в пределах определенной суммы, а страховщик – в пределах своей. По сути, франшизу можно рассматривать как ограниченную версию КАСКО – страхование авто от ущерба, хищения или угона. Но по сравнению с КАСКО она обойдется намного дешевле.

На залоговую сумму при аренде ТС влияют страна и компания, предоставляющая средство передвижения.

Размер франшизы у разных компаний автопроката отличается и зависит от:

  • модели и технических характеристик машины;
  • класса и стоимости автомобиля;
  • стажа вождения;
  • желаемых скидок при оформлении страхового полиса;
  • суммы, которую страхователь готов потратить на мелкий ремонт.

На размер залога влияют и другие параметры, предусмотренные соглашением сторон. Допустим, по договору франшиза при аренде авто под такси составляет 10 % от суммы ущерба. Тогда при наступлении страхового случая, убытки от которого оценены в 10 000 рублей, выплаты со стороны СК составят 10 000 – 10 000 х 10 % = 9000 рублей.

Понятие «нулевая франшиза» в страховании арендованных авто

Сотрудники автопрокатных фирм часто предлагают своим клиентам покупку нулевой франшизы. Они могут включать ее в стоимость тарифа аренды или оформлять отдельно. Зачастую прокатные конторы проводят акции, во время которых реализуют такую страховку по сниженной цене. Нулевая франшиза выгодна тем, что она покрывает все расходы арендатора в случае дорожных происшествий.

Причем выгоду от нулевой франшизы получают и страховщик, и страхователь. Для первого из них она заключается в высокой стоимости страхового полиса, а для второго – в получении страхового возмещения даже по минимальным убыткам. Например, если арендованную машину поцарапают на парковке, арендатор получит от СК возмещение за понесенные убытки.

Возвращают ли залог по завершении срока аренды

Если затраты на ремонт поврежденного в результате аварии автомобиля меньше стоимости франшизы или же страховой случай вовсе не наступил, арендатор вправе вернуть деньги частично или в полном объеме. Поэтому еще до подписания договора нужно выяснить у арендодателя, на каких условиях и в какие сроки возвращается залог по окончании аренды. Как правило, при возврате машины без повреждений и штрафов деньги отдаются клиенту полностью через несколько дней.

Когда клиент автопрокатной фирмы возвращает авто, представитель организации тщательно его проверяет. Если он не обнаруживает повреждений, водитель может спокойно ожидать возврата залога. Пока прокатчик проверяет информацию по штрафам, средства на карте арендатора еще какое-то время удерживаются. Если штрафы есть, с карточки списывается необходимая сумма, а остаток размораживается. В противном случае франшиза возвращается в полном размере.

Выводы

Франшиза при аренде автомобиля – это вид страховки, которая позволяет водителю избежать непредвиденных затрат при наступлении страхового случая. От неприятностей на дорогах никто не застрахован, поэтому людям, которые берут машины напрокат, не следует отказываться от дополнительного страхования ответственности. Тем более что сумма франшизы полностью возвращается, если арендатор не станет участником ДТП или не повредит авто другим способом.

Аренда автомобиля. Советы и рекомендации от профессионала: Видео

Специалист в кредитовании физических лиц и представителей малого и среднего бизнеса. Опыт работы в банковской сфере — более 15 лет.

Как арендовать машину за границей

И не попасться на уловки прокатных контор

Два года назад мы с друзьями летали в Дубай.

Хотели посетить выставку в другом городе, фестиваль в пустыне и побывать в оазисе. Но общественный транспорт туда не ходит, а ехать на такси дорого. Узнали, что можно взять напрокат машину на неделю за 200 $ ( 12 947 Р ) на троих. Арендовали автомобиль и объехали полстраны. С тех пор берем машину в каждой поездке.

Арендовать автомобиль можно у прокатных контор или посредников. Заказываете машину на сайте за пару недель до поездки, оформляете ее в аэропорту, катаетесь где хотите и сдаете перед отъездом.

Но в этом есть тонкости.

У кого арендовать

Для поездки, например, в Испанию с 16 по 29 апреля мы хотим арендовать автомобиль. Узнаем, сколько это будет стоить у прокатных контор и посредников.

Прокатные конторы ― это большие международные компании. Куда бы вы ни отправились, везде есть «Европкар», «Герц» или «Авис». У них везде одинаково хорошо, но дорого.

Посредники — это компании-агрегаторы. Они предлагают большой выбор машин со всех сайтов крупных прокатчиков и подключают местные компании. Посредники сотрудничают с прокатными конторами на особых условиях (например, получают корпоративные скидки).

Машина у посредников стоит дешевле, чем в прокатной конторе, ― 251 € ( 18 309 Р ) против 504,25 € ( 36 783 Р ). А за 316 € ( 23 051 Р ) можно получить эту же машину, но с суперстраховкой, которая покрывает повреждение стекол, колес и фар.

Посредник — это лишнее звено между вами и прокатной конторой. Будьте готовы, что бронь на машину может слететь в последний момент. Берите машину у посредника, если готовы в крайнем случае обойтись без нее.

Какие документы нужны для аренды

Стандартно все конторы требуют: заграничный паспорт, водительские права РФ , международные права (недействительны, если с собой нет национальных водительских прав), распечатанный ваучер с номером брони (если бронируете через сайт), визы и кредитную карту.

Машину в прокат выдают только водителю старше 21 года со стажем вождения не менее 1 года.

Чем выше класс автомобиля, тем строже требования к арендатору.

Например, мне 23 года и я хочу взять машину в Испании. В аренду дадут Хендай Ай-10 или Ай-30, Опель Корсу, Сеат Леон или подобные автомобили, максимум — БМВ 1 . А вот машины подороже, как Ауди A4 или БМВ 3, могут дать только после 25 лет .

Страховка

У прокатчиков есть много вариантов страховок с разными опциями. Чаще всего вам предложат следующие варианты.

Collision Damage Waiver (CDW) или Loss Damage Waiver (LDW). Машина застрахована от любого ущерба, кроме кражи. В договоре указывается франшиза — это сумма вашей ответственности. Ущерб в пределах этой суммы оплачиваете вы, а всё, что сверх этой суммы, оплачивает страховая.

Например

Вы взяли машину в Испании. В договоре указана франшиза 1000 $. На стоянке какой-то мерзавец поцарапал бампер. Ущерб по оценке страховой составил 300 $, значит, вы должны прокатной конторе 300 $.

Или вы взяли машину в Италии и попали в серьезное ДТП . Страховая насчитала 5000 $ ущерба. Вы заплатите франшизу 1000 $, остальные 4000 $ покроет страховая компания.

Theft Insurance (TI) или Theft Protection (TP) — это страховка от угона. Обычно она уже включена в вашу базовую страховку. Если нет, то брать ее необязательно. Оформляйте, если собираетесь в неблагополучную страну вроде Гондураса, Мексики или Колумбии.

Personal Accident Insurance (PAI), медицинская страховка для ДТП . В случае ДТП все медицинские расходы водителя и пассажиров в пределах страховой суммы оплатит страховая. В Германии у компании «Герц» эта сумма составляет до 1500 € ( 109 419 Р ). Всё, что сверх, оплачиваете сами.

Third Party Liability Insurance (TPL) — страхование ответственности третьих лиц, аналог нашего ОСАГО . Если ДТП случилось по вашей вине, то страховая возместит расходы третьих лиц, связанные со здоровьем или смертью, и ущерб, нанесённый имуществу, кроме арендованного автомобиля.

Super CDW (SCDW) или Full Collision Damage Waiver (FDW, FDCW), еще ее называют SuperCover. Страховка такого типа покрывает 100% ущерба, в случае если вы виновник ДТП , а также мелкие царапины и другие повреждения. Но даже полная страховка не покрывает повреждения колес. Если вы наехали на бордюр или гвоздь, то ремонт дисков или замену шины оплачиваете из своего кармана. Фары — а иногда и стекла — также оплачиваются отдельно. Это лучшая страховка, но стоит дорого — от 20 € ( 1459 Р ) в день.

Прокатчики включают в стоимость стандартную страховку CDW. Если вы начинающий водитель или переживаете, доплатите за полную страховку (Super CDW).

На что обратить внимание при аренде

Бронирование на сайте. Если вы арендуете на сайте, то прокатчик предлагает два варианта оплаты: сейчас или в офисе. Оплата сейчас обычно дешевле.

Регистрация номера авиарейса при бронировании машины на сайте. При бронировании автомобиля через интернет заполняйте поле с информацией о рейсе, которым вы летите. Так прокатная контора узнает об отмене рейса или его задержке, и машина вас дождется.

Повреждения. Возьмите акт выдачи, обойдите с ним машину вокруг. Если видите не отмеченные в акте царапины или сколы (даже самые маленькие) просите внести их в акт ― за них не попросят заплатить при возврате. И не забудьте проверить повреждения обивки салона и исправность приборов: горят ли фары, работает ли кондиционер. Заодно убедитесь в наличии аптечки и светоотражающего жилета.

Депозит. При оформлении машины прокатчики блокируют на вашей карте депозит. Обычно он составляет размер франшизы по страховке. Депозит должны вернуть в течение 30 дней после возврата машины. Штрафы и стоимость ремонта прокатчики вычитают из депозита. Стоимость полного бака бензина включают в депозит — если вернете машину с пустым баком, ее заправят за ваш счет.

Читайте также  Меняется ли масло в механической коробке передач?

Я прошу заблокировать депозит на кредитной карте: не люблю, когда в начале путешествия с основной карты пропадает тысяча евро. Через месяц деньги автоматически возвращаются на счет кредитной карты.

Километраж. Иногда конторы следят за пробегом автомобиля в период аренды. За его превышение придется доплатить. Обычно доплачивают 0,2 € ( 15 Р ) за километр . Это указывается при оформлении машины на сайте или в договоре аренды.

Дополнительный водитель. За оформление дополнительного водителя прокатчики просят доплатить. Например, дополнительный водитель в Испании в прокатной конторе «Герц» обойдется в 14,6 € ( 1065 Р ) в день, неделя ― 87,8 € ( 6405 Р ).

Коробка передач. Минимальная стоимость аренды рассчитывается для машины с механической коробкой, автомобили с автоматом стоят дороже. Хендай Ай-10 с механикой в «Герце» стоит 504,3 € ( 36 787 Р ) в неделю, а аналогичный Мерседес B с автоматом ― 573,7 € ( 41 849 Р ).

Плата за молодого водителя. Большинство прокатных контор просят доплатить 20—30 € ( 1459 — 2188.5 Р ) в сутки, если водитель младше 25 лет .

Дополнительные сборы. Если забираете или сдаете машину в другом офисе или в аэропорту, берут доплату. Обычно это 12 € ( 875 Р ).

Как ездить

Ведите себя в арендованной машине как в такси. Нельзя курить даже с открытыми окнами: прокатчик может списать с депозита химчистку салона. Нельзя мусорить и пачкать сиденья.

Домашних животных перевозить можно, но обычно за это нужно доплатить. Лучше уточнять это у прокатчика перед арендой.

Если случилась авария. При получении машины уточните у менеджера телефон, куда нужно звонить при ДТП . Также запишите телефон полиции.

Если случилась авария, сразу вызывайте полицию. Получите у них протокол, который отдадите прокатчику при возврате машины. Машина на ходу ― уезжаете на ней, нет ― звоните прокатчику, он вызывает эвакуатор.

Если вы невиновны, то со всем разберется прокатная контора. А вот если вы виновник и страховка не покрывает ущерб полностью, готовьтесь доплатить недостающую сумму. Сумму, которую вам придется отдать (в пределах франшизы по страховке), определят после оценки ущерба.

В разных странах есть свои особенности ПДД

В большинстве европейских стран максимальная скорость в населенных пунктах ограничена 50 км/ч.

В Германии запрещено показывать поворотник при въезде на круговое движение.

В Италии каждый водитель должен иметь светоотражающий жилет. Его нужно надевать, когда покидаешь машину вне населенного пункта.

В США можно поворачивать направо при горящем красном светофоре.

Если не уверены в правилах — спросите в прокатной конторе перед началом аренды.

Если выписали штраф. Штрафы за парковку оплачивайте сами на почте или в банке. Если не знаете, как это сделать, отдайте квитанцию в прокатной конторе, они помогут оплатить. Штрафы за превышение скорости придут сразу в контору, их спишут с вашей карты.

Обязательно оплачивайте все штрафы. За неуплату вас могут внести в черный список прокатных контор или визовых центров.

Как возвращать автомобиль

Сдавайте машину раньше срока окончания аренды. Если вы взяли автомобиль на два дня в 11 утра в понедельник, то в среду в 11 часов он уже должен стоять у прокатной конторы. Лучше приезжать заранее, чтобы не нервничать в очереди. Если опоздаете со сдачей машины, прокатчик может потребовать доплату за целый день.

Перед сдачей заправьте полный бак. После попросите снять блокировку с вашей кредитной карты.

Как арендовать дешевле

Смените страну на сайте. Часто цена зависит от страны вашего нахождения.

Я решила арендовать машину с 16 по 29 марта в аэропорту Барселоны. На испанском сайте «Герца» стоимость аренды — 504,3 € ( 36 787 Р ); на австралийском ― 509,5 € ( 37 166 Р ); а на итальянском ― 529,9 € ( 38 654 Р ). Условия аренды также разные. Самое выгодное предложение было на австралийской версии, в стоимость входит неограниченный пробег.

Купите страховку на год. Если переплачивать за суперстраховку (SuperCDW) не хочется, то можно купить полис на год у сторонней страховой компании, например у «Ворлдвайдиншур». Стоимость за год составит около 47 £ ( 3977 Р ). Такая страховка покрывает любой ущерб, включая стекла, колеса, фары и потерю ключей. Но стоит учесть, что с этой страховкой оформлять все документы и выбивать компенсацию за ремонт придется самому.

Коды для скидок. Банки, авиакомпании, гостиницы и обычные компании сотрудничают с прокатными конторами и предоставляют скидки при аренде машины. Для этого при заказе надо ввести код скидки, который можно найти на сайтах прокатчиков в разделе «Партнеры»: «Герц», «Авис».

Франшиза при аренде автомобиля

Решив за рубежом взять машину на прокат, автолюбитель обязательно столкнется с ситуацией, когда ему предложат приобрести расширенную страховку. И порой туристы из России принимают предложение ее покупки как мошенничество со стороны арендодателей. Но на самом деле франшиза является дополнительным условием договора проката транспорта. И она выгодна для водителей, так как является для них дополнительным средством защиты.

Непонимание автомобилистами выгоды дополнительного страхования связано с тем, что в России такие услуги еще не получили широкого распространения. Зато за рубежом ими пользуются активно. И особенно часто условия по покупке франшизы ставят компании, предоставляющие в аренду транспорт. Они освобождают себя и водителя, который пользуется их услугами, от необходимости оплачивать ремонт транспорта из своего кармана. Конечно, не все компании требуют обязательного включения расширенной страховки в договор. Но в этом случае все риски, связанные с получением ТС повреждений, автомобилист берет на себя. Если он попадет в аварию, ему придется покрывать расходы на ремонт транспорта за свой счет, и он должен будет в этом случае потратить значительные суммы денег.

Франшиза при аренде автомобиля — что это такое

Что собой представляет расширенное страхование транспортных средств, сдающихся в прокат? Это оплата страховщику некоторой суммы денег, которая будет потрачена на ремонт авто, если оно получит повреждения. При этом франшиза необязательно должна покрывать полную сумму ремонта. Если стоимость ремонта машины составляет 1000 евро, а страховка оформлена на 500 евро, то остальную сумму должна будет внести компания-страховщик. При этом водителю не придется ей ничего возмещать.

Если у водителя куплена франшиза, то его ответственность за ДТП будет минимальной. Правда, законом европейских стран утверждены некоторые ограничения. Никто не будет покрывать расходы, связанные с повреждением авто, если водитель попал в аварию в пьяном виде, не прилагал необходимых усилий по сохранению транспорта (не ставил его на официальные стоянки, не закрывал двери на замки).

Оформить франшизу можно сразу при бронировании транспортного средства. Это можно сделать на сайте компании по прокату машин. На нем будут указаны условия ее покупки, а также ее стоимость. Автомобилист сам решит, нужна ли ему дополнительная защита, стоит ли ему тратить на нее свои деньги. Если он не хочет рисковать, ему стоит купить не обычную, а полную страховку.

Нулевая франшиза при аренде автомобиля

Представители прокатных компаний Европы предоставляют возможность автомобилисту приобрести нулевую франшизу. Ее преимущество в том, что она покроет все расходы клиента в случае возникновения дорожных происшествий. И именно ее предпочитают предлагать своим арендаторам организации по прокату машин. Они могут включать ее в стоимость тарифа аренды, предлагать отдельно. Часто организации проводят акции, во время которых они предоставляют потребителям своих услуг такую страховку по сниженной цене.

Стоимость нулевой франшизы в разных странах различается. При этом в среднем ее цена составляет до 20 евро в день. И за эти деньги она покроет весь ущерб от ДТП независимо от его размера.

Перед тем, как приобрести расширенный полис, стоит изучить условия его покупки не только у организации по прокату ТС, но и у страховых компаний. Сравнив условия его продажи у разных организаций, можно подобрать наиболее выгодное предложение. Ведь не только фирмы по аренде транспорта проводят акции для клиентов, но и страховщики тоже. А, значит, стоит постараться найти наиболее выгодное предложение по покупке расширенного автомобильного полиса, чтобы не переплачивать за него.

Возврат франшизы при аренде автомобиля

Если страховой случай не наступил, если сумма расходов на ремонт транспорта, поврежденного в аварии, меньше, чем цена франшизы, можно попытаться вернуть деньги полностью или частично.

  • обратиться в организацию, с которой был заключен договор;
  • сбор документов, которые нужны для возвращения денежных средств;
  • предоставление пакета документации представителям службы проката;
  • получение денежных средств.

Чтобы знать, можно ли вернуть залог, которым является расширенная страховка, нужно, чтобы компания предоставляла такие услуги. И надо еще до подписания с ней контракта выяснить, возвращает ли она затраченные на приобретение полиса деньги, на каких условиях, в какие сроки. Это позволит автомобилисту избежать нанесения ему финансового ущерба. И он, если его не устроят требования у одного арендодателя, сможет поискать другую организацию, у которой условия сотрудничества с автомобилистами более лояльные.

Никто не застрахован от неприятностей на дорогах. Поэтому, беря транспорт в аренду, стоит обезопасить себя от необходимости нести лишние затраты. И обязательно надо приобретать расширенный полис, находясь за рубежом, где турист из другой страны особенно уязвим.