Чем почистить систему охлаждения двигателя?

Dzhiper89 › Блог › Как промыть систему охлаждения двигателя

Промывка системы охлаждения двигателя – это такая же необходимая процедура как, например, замена масла и фильтров. Если не промыть систему охлаждения двигателя во время замены охлаждающей жидкости, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.

Ниже мы расскажем о том, как промыть систему охлаждения двигателя, для чего это нужно делать, и чем её лучше промывать в домашних условиях.

Зачем промывать систему охлаждения двигателя

Многие автовладельцы никак не могут понять, почему залитая недавно охлаждающая жидкость вдруг почернела как уголь? Все дело в том, что чистый антифриз заливается в грязный радиатор и проходит по загрязненным шлангам и патрубкам. Так можно бесконечно тратить деньги на охлаждающую жидкость – толку все равно не будет.

Радиатор может быть загрязнен различными отложениями. Их тип зависит от того, что используется в качестве охлаждающей жидкости. Как правило, в охлаждающую систему заливают одно из двух:

Воду. Некоторые автомобилисты до сих пор заливают её в радиатор. Однако летом вода становится источником образования накипи, которая засоряет всю систему. А зимой она может просто замерзнуть и привести в негодность двигатель, радиатор и другие элементы охлаждающей системы.
Антифриз. Это специальная жидкость, предназначенная для охлаждения двигателя во время работы (подробней об антифризах читайте здесь). Однако с течением времени происходит его разложение, продукты которого оседают внутри охлаждающей системы и также могут доставить много неприятностей.
Исход такой ситуации предугадать нетрудно – постоянные перегревы мотора, отказ заводиться и так далее. Всё это приближает капитальный ремонт силового агрегата, поэтому необходимо время от времени проводить промывку системы охлаждения двигателя.

Но стоит ли ехать на СТО или можно её промыть самостоятельно? Естественно, отправить автомобиль на станцию будет оптимальным решением. Там работают квалифицированные специалисты, вооруженные необходимым инструментарием. Они смогут провести промывку охлаждающей системы в кратчайшие сроки. Другое дело, что подобные услуги стоят денег, к тому же придется на некоторое время расстаться с машиной.

Однако промыть систему охлаждения можно и самостоятельно. Это не слишком сложная процедура, так что, опираясь на рекомендации профессионалов, можно всё сделать своими руками в домашних условиях.

Чем промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях?

Промыть систему охлаждения двигателя можно следующими жидкостями:

Дистиллированной водой;
Подкисленной водой;
Специальными средствами для промывки системы охлаждения двигателя.
Выбор средства очистки зависит от состояния автомобиля.

Заниматься промывкой системы охлаждения двигателя нужно либо летом на улице, либо зимой в теплом боксе. Для начала слейте из системы старый антифриз – этот процесс очень подробно описан в инструкции по замене охлаждающей жидкости. Если кратко, то алгоритм действий следующий:

Если мотор горячий, ему надо дать возможность остыть.
Машину поставьте на ровную поверхность.
Для защиты рук от горячих элементов двигателя и системы охлаждения лучше одеть перчатки.
Откройте и зафиксируйте капот.
Под радиатором нужно поставить емкость для сбора старой охлаждающей жидкости.
Вывернув сливные пробки, слейте антифриз по очереди из двигателя и радиатора.
По виду слитой жидкости можно сделать выводы о состоянии системы охлаждения в целом. В слитом антифризе могут присутствовать разные частицы (накипь, ржавчина и тому подобное).

Промывка системы охлаждения двигателя дистиллированной водой

Хотим сразу отметить, что это самый недорогой метод промывки системы охлаждения двигателя, но при том он и наименее эффективный. По затратам времени и сил промывка дистиллированной водой занимает также не первое место. Однако в некоторых случаях такой способ будет вполне оправдан.

Естественно, что простую воду из-под крана для промывки системы охлаждения двигателя использовать нельзя. В ход должна идти исключительно дистиллированная вода или, на худой конец, кипяченая не менее 20 минут (она имеет в своем составе минимум солей).

Промывка системы охлаждения проводится элементарно:

Заливаете в радиатор дистиллированную воду.
Заводите машину и даёте ей поработать вхолостую порядка 15-20 минут.
Глушите двигатель и сливаете воду из системы охлаждения.
Такую процедуру надо повторять несколько раз, пока вода не станет чистой. Данный метод походит лишь в том случае, когда машина относительно новая, а в слитом антифризе не видно явных загрязнений.

Следующие два способа промывки будут на порядок эффективнее.

Промывка системы охлаждения двигателя подкисленной водой

Наши отцы и деды, в своё время, систему охлаждения двигателя промывали подкисленной водой. Такой раствор шел в ход тогда, когда в слитом антифризе обнаруживалась накипь или следы коррозии. При их наличии в системе может внезапно закупориться шланг или патрубок, что приведет к неисправности всей охлаждающей системы и нежелательным последствиям для двигателя.

В данном случае простая дистиллировка уже не поможет справиться с проблемой. Для промывки системы охлаждения необходимо будет самостоятельно приготовить слабокислый водный раствор на основе одного из следующих компонентов:

лимонная кислота;
молочная кислота;
уксусная эссенция;
каустическая сода.
При промывке этим способом есть один существенный недостаток – можно добавить слишком много кислоты, которая впоследствии просто разъест резиновые и пластиковые комплектующие системы охлаждения двигателя. Так что добавлять кислоту следует крайне осмотрительно.

Промывка выполняется следующим образом:

Готовый слабокислый раствор необходимо залить в систему охлаждения.
Завести двигатель на 15 минут, после чего заглушить его.
Сразу после этого жидкость сливать не нужно. Ей необходимо дать побыть внутри системы несколько часов.
Через 2-3 часа воду из системы сливают и повторяют операцию заново.
Всего нужно уделить промывке порядка 5-7 часов. После окончания процедуры остатки раствора удаляются из системы охлаждения при помощи финишной промывки дистиллированной водой.

Однако, учитывая высокую агрессивность того же раствора каустической соды или лимонной кислоты, мы не рекомендуем ними промывать систему охлаждения.

Промывка системы охлаждения двигателя специальными средствами

На сегодняшний день современная химическая промышленность предлагает нам множество вариантов специальных средств для промывки системы охлаждения двигателя. Их можно разделить на четыре класса:

Кислотные;
Щелочные;
Двухкомпонентные;
Нейтральные.
Дело в том, что в системе охлаждения встречаются два вида загрязнений: первый тип (накипь и коррозия) отмывается только кислотами, а второй (продукты разложения антифриза) – только щелочами.

Создать средство для промывки, которое содержит и кислотную, и щелочную составляющую не представляется возможным, так как кислота и щелочь нейтрализуют друг друга. Поэтому большинство средств для промывки систем охлаждения двигателя, продающиеся в магазинах – это либо кислотные, либо щелочные составы. То есть они удаляют либо одну часть загрязнений, либо другую.

Существуют также двухкомпонентные промывочные жидкости, которые действуют по очереди: сначала систему промывают первым компонентом, затем – вторым. Они более эффективны, но в то же время и стоят дороже, и времени на промывку требуют больше.

В последние годы появился новый класс средств для очистки. Они основаны не на кислотах и не на щелочах, а на системе катализаторов, и имеют нейтральный pH. Их принято ещё называть «мягкой промывкой». Нейтральные средства для промывки выпускаются как в виде присадок к антифризу, так и в виде концентратов охлаждающей жидкости.

Достаточно просто залить препарат «мягкой промывки» в расширительный бачок системы охлаждения, и после этого продолжать обычную эксплуатацию машины. За 1-2 тыс. км пробега такое средство отмоет все загрязнения, которые есть в системе, причем растворит их до коллоидного состояния, исключающего возможность забивания остатками загрязнений мелких трубок радиатора.

Этот вариант промывки является оптимальным, так как не приходится кипятить воду или готовить растворы. Кроме того, данные составы полностью соответствуют принятым нормам, а купить их можно в любом автомагазине. Такие средства не только полностью очищают систему охлаждения, но и делают это с нанесением минимального вреда двигателю.

Советы опытных автовладельцев, чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и накипи

Промывка системы охлаждения двигателя – обязательная процедура для каждого автомобилиста. Оставшиеся внутри накипь, грязь, ржавчина в конечном итоге забивают радиаторные каналы, помпу, патрубки.

Чтобы не допустить этого, важно определить момент, когда конструкция нуждается в очистке и выбрать подходящее средство. Для удаления наслоений используют как народные, так и специальные очистители.

В этой статье расскажем, чем промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины и накипи в домашних условиях.

Когда необходима промывка?

Внутреннюю очистку рекомендуется производить минимум раз в год. Лучше всего этим заниматься после окончания зимы. Определить точное время помогает световой индикатор с изображением радиатора. Помимо этого существуют и другие признаки, по которым можно судить о необходимости очищения.

К ним относятся:

  1. Систематические перегревы двигателя и сбои при его запуске.
  2. Инерционность реостата, заторможенный ответ на его сигнал.
  3. Высокие температурные показания датчика охлаждающей жидкости.
  4. Перебои в работе помпы, сигнализирующие о проблемах в системе.
  5. Изменение оттенка и запаха хладагента в расширительном бачке.

Что нужно знать перед процедурой?

Промывка охлаждающей системы – серьезная процедура, которая требует наличия навыка обслуживания автомобиля. Неграмотно проведенная чистка может обернуться проблемами, поэтому перед началом процедуры необходимо ознакомиться не только с устройством механизма, но и правилами очищения.

Например, если конденсатор кондиционера сделан из алюминия, то применение лимонной кислоты может вызвать истончение его стенок. При этом чугунные и стальные детали полностью сохраняют свою целостность.

Следует учитывать также конструкцию охлаждающей системы. Тонкие каналы могут пострадать, если при очистке отрываются фрагменты толстой пленки старого тосола, кусочки ржавчины или накипи. При закупорке канала начнется перегрев двигателя.

Чтобы избежать проблем, которые возникают при радикальной чистке, рекомендуется проводить профилактику, использовать оригинальный состав антифриза и вовремя его менять.

Средства для применения в домашних условиях

При грамотном уходе и соблюдении профилактического режима очистка охлаждающей системы не является сложной. Перед началом процедуры необходимо ее подготовить:

  1. Двигатель охлаждают, если он перед этим работал.
  2. Под слив ставят емкость для старого антифриза.
  3. Отвинчивают с нижней части радиатора и цилиндров пробки.
  4. Дожидаются полного слива жидкости из системы.
  5. Сливные пробки закручивают обратно.
  6. Заполняют расширительный резервуар очистителем.

Дистиллированная вода

Если на протяжении последних лет автомобиль содержали в порядке, проводили профилактические промывки, то применение дистиллированной воды считается достаточным.

Ее заливают в пустой расширительный бачок. Количество дистиллята должно соответствовать объему емкости. После этого запускают двигатель на 10-25 минут.

Для лучшего эффекта рекомендуется совершить контрольную поездку. После выключения авто выдерживают время для охлаждения и сливают воду из бачка.

Лимонная кислота

Данное средство помогает справиться с небольшой степенью загрязнения. Для приготовления рабочего раствора лимонную кислоту растворяют в воде.

Стандартная пропорция составляет 30-40 г на 1 литр. Для усиления эффекта готовят более концентрированный раствор, увеличив дозу порошка до 80-100 г. Оптимальное значение pH лимонного реагента равно 3.

После того как очиститель залит в бачок, включают двигатель и прогревают его 15-25 минут. Оставляют реагент в системе на 5-12 часов. При сливании раствора визуально проверяют степень его загрязнения. Если необходимо, процедуру очистки дублируют.

Узнать подробнее о применении лимонной кислоты в борьбе против ржавчины можно здесь.

О том, как промыть систему охлаждения лимонной кислотой, расскажет видео:

Уксус

Для промывки берут уксус, имеющий концентрацию 9%. На 5 литров воды нужен стакан кислоты (250 мл). Данный очиститель применяют по аналогии с лимонной кислотой.

Читайте также  Почему залегают кольца в двигателе?

Уксусный реагент заливают в емкость, из которой предварительно слит антифриз. Заполняют бачок приготовленным раствором, запускают двигатель на 20-30 минут. Уксусную жидкость сливают через 8-12 часов. Промывают систему дистиллятом и заполняют новым хладагентом.

Подробнее о применении уксуса в борьбе против ржавчины можно узнать из этой статьи.

Молочная сыворотка

Для работы используют магазинную или домашнюю сыворотку. В последнем случае жидкость должна быть профильтрована через несколько слоев марли, чтобы в ней не осталось творожистых включений. Сыворотку перед применением не разбавляют водой.

Промывочный раствор готовят из кальцинированной (8-10%) и каустической (3%) соды.

Порошок разбавляют водой, ее количество в растворе должно составлять 85-90%. После заполнения бачка содовым реагентом на автомобиле проезжают 50-100 км. Затем сливают очиститель и несколько раз пропускают дистиллят.

Содовый раствор нельзя оставлять надолго в системе охлаждения. Максимальное время составляет сутки.

Напиток содержит ортофосфорную кислоту, которая растворяет отложения солей и ржавчины. Однако метод считается не самым безопасным, так как кислота отрицательно действует на резиновые патрубки, а сахар – на металлические поверхности.

Если выбор все-таки остановился на этом очистителе, то сначала из напитка удаляют углекислый газ. После заливки двигатель оставляют в рабочем состоянии максимум на 15-20 минут. После удаления кока-колы систему очищают дистиллированной водой. Подробнее о применении Кока-колы против ржавчины читайте тут.

Специальные составы

Готовые химические очистители делятся на четыре группы:

  • нейтральные,
  • кислотные,
  • щелочные,
  • комбинированные.

Чтобы выбрать подходящую жидкость, необходимо определить степень загрязнения конструкции охлаждения и вид наслоений.

В линейку эффективных химических промывок входят:

  1. LAVR. Пенная раскоксовка российского производства предназначена для грузовых и легковых авто. В целях промывки сначала заливают жидкость из флакона №1 и воду. Запускают двигатель на четверть часа. Сливают первый реагент и заливают жидкость из флакона № 2, добавляя воду. Вновь оставляют автомобиль с работающим двигателем на 15-20 минут. Два или три раза промывают систему дистиллятом. Набор, состоящий из двух флаконов, стоит в среднем 500 рублей.
  2. Hi-Gear Radiator Flush. Средство, производящееся в США. Подходит для легковых марок. В формуле нет кислот, поэтому очиститель безопасен для резиновых элементов.

Средство заливают в бачок при холодном двигателе, предварительно смешав весь объем флакона с 4-5 литрами воды. Запускают двигатель на 7 минут при оборотах 1500–2500 об/мин.

Затем дожидаются охлаждения двигателя, сливают химикат и промывают дистиллятом. Цена бутылочки в среднем составляет 350 рублей.

  • LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger. Немецкое средство, относящееся к разряду нейтральных. Идеально для очистки от ржавчины, масел, эмульсий. Реагент добавляют к охлаждающей жидкости из расчета 300 мл на 10 литров хладагента. Заводят авто и держат его на холостых оборотах до получаса. После выключения при необходимости оставляют еще на 3 часа. Затем сливают содержимое и промывают дистиллятом. Флакон продается в среднем за 460 рублей.

 

Рекомендации

При очищении системы охлаждения рекомендуется следовать инструкции, прилагаемой к выбранному очистителю. Полезно также помнить о некоторых важных моментах:

  • после очищения систему тщательно промывают дистиллированной водой;
  • при наличии сильных загрязнений ржавчиной и накипью следует повторить очистку;
  • если очиститель заливают в еще теплую систему, то он также должен быть теплым;
  • при выборе химического реактива следует учитывать область его применения.

Вся самая полезная и важная информация о способах и методах удаления ржавчины с автомобиля — здесь.

Заключение

Промыть систему охлаждения двигателя помогают как народные, так и специальные средства от ржавчины и накипи.

Чтобы сократить частоту чисток, рекомендуется своевременно менять хладагент в системе и проводить профилактические мероприятия. В этом случае система охлаждения будет работать исправно и не создаст проблем с перегревом двигателя.

Как и чем промыть систему охлаждения автомобиля

Охлаждение работающего двигателя — одна из важных функций, которая возложена на систему из десятков компонентов: механизмов, трубопроводов и хладагента (специальной жидкости). Использование некачественной охлаждающей жидкости, нарушение регламента замены, естественное старение металла — неполный перечень причин, по которым двигатель начинает давать сбои: датчик температуры начинает «зашкаливать», а печка отказывается греть салон авто зимой. В «красной» зоне риска — авто, купленные у других владельцев. Кто знает, что именно и зачем заливал в горловину бачка прошлый обладатель «четырехколесного» друга?

Когда требуется очистка системы охлаждения

Есть несколько причин, по которым нужно промывать охлаждающую систему двигателя автомобиля независимо от давности смены хладагента:

  • покупка б/у авто;
  • сложный ремонт двигателя со снятием головки блока цилиндров;
  • смена типа охлаждающей жидкости;
  • неоднократные «закипания» двигателя;
  • появление в слитом тосоле твердых частичек (ржавчины, накипи, волокон, маслянистых частиц).

Сигналом для проведения промывки также может стать загоревшийся сигнал на приборной панели авто, свидетельствующий о проблеме в системе охлаждения, если уровень охладителя в бачке соответствует норме. Сложности в прохождении хладагента по системе могут быть связаны с:

  • засорением патрубков, гидропроводов;
  • неисправностью радиатора, его каналов;
  • выходом из строя помпы (гидравлического насоса).

Чем промыть систему охлаждения двигателя

Химический состав разделяет промывающие средства на:

  • нейтральные (отсутствуют агрессивные компоненты). Пригодны для профилактики между систематическими заменами тосолов;
  • кислотные, в состав которых входят кислоты. Подходят для очистки от ржавчины, моторных масел;
  • щелочные, для избавления гидроканалов от накипи;
  • состоящие из двух отдельных компонентов, универсальные средства для полной промывки.

Для промывания системы охлаждения двигателя очень часть используют подручные средства, которые можно приобрести в любом торговом объекте, практически в каждом населенном пункте.

  • Дистиллированная вода. Обычная вода, пропущенная через очистные системы с обратным осмосом. Мембрана с микроскопическими отверстиями удаляет 90-95% растворенных веществ — это позволяет избавиться от накипи. Дистиллят способен устранить наслоившиеся загрязнения, однако для борьбы со ржавчиной и накипью придется воспользоваться чем-то более эффективным.
  • Каустическая сода. Ее еще называют едким натром, гидроксидом натрия, каустиком. В растворе с дистиллированной водой отлично справляется с большинством видов загрязнений, включая накипь на внутренних стенках металлических гидропроводов.
  • Лимонная и уксусная кислота. Составы продаются в продуктовых магазинах, покупать нужно из расчета 1 кг лимонной кислоты на 10 л воды (если засорение системы охлаждения — серьезное). Для профилактической промывки достаточно 20-40 г на один литр жидкости. Уксус — отличный очиститель от ржавчины. Для 10-литрового ведра воды достаточно половины литра уксуса.

Владельцам авто, желающим получить максимальный эффект от используемых средств для очистки системы охлаждения, рекомендуют использовать заводские жидкости от всемирно известных производителей.

  • LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger. Нейтральная по составу жидкость, не содержащая кислоты и щелочи. Не повреждает элементы двигателя из пластмасс, резины, других полимеров. Содержимое баллона добавляют к «старому» тосолу, двигателю дают поработать в течение получаса, затем охладитель сливают и наливают новый. Очиститель способен избавить гидропроводы от известковых отложений, ржавчины, жиров и эмульсий.
  • LAVR Radiator Flush Classic. Производителем этого вида автохимии заявлены такие свойства, как увеличение ресурса помпы и радиатора. Раствор заливают в предварительно очищенную систему, доливают теплой водой до минимальной отметки. После 30-минутной работы двигателя на холостом ходу смесь выливают, затем промывают двигатель дистиллированной водой.
  • Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute. Один из самых быстродействующих очистителей на рынке автохимии. Пригоден для промывки систем охлаждения грузовых автомобилей — объем охлаждающей жидкости до 17 л. Не содержит агрессивных к пластмассе и резине компонентов.

Читайте также: Почему масло попадает в антифриз и как решить эту проблему.

Что нельзя заливать для промывки

  • Кока-кола. Благодаря множеству роликов в интернете американский сладкий напиток стал чуть ли не панацеей от избавления от накипи. Нужно помнить, что в одном стакане Коки содержится до 5 ложек сахара. При прогреве двигателя до рабочей температуре частички колы нагреваются и застывают, образуя плотный налет.
  • Бытовые моющие средства. Фэйри, Калгон, Крот — средства, которые применяют в быту для мытья посуды, очистки нагревательных элементов, систем канализации. Эти вещества не предназначены для промывки системы охлаждения авто, и если не навредят, то точно не принесут пользы.
  • Самодельные смеси. Для достижения максимального эффекта отдельные автолюбители советую смешать две части соды и по одной части уксусной и лимонной кислоты, разбавив смесь в воде. Полученный состав разъедает пластиковые и резиновые элементы, практически не влияет на очистку системы охлаждения.

Читайте также: Причины и последствия перегрева двигателя автомобиля.

Как промывать систему охлаждения двигателя

Перед использованием подручных средств для промывки старую охлаждающую жидкость полностью сливают. В систему заливают готовый раствор (все компоненты предварительно перемешивают в воде до полного растворения). При этом желательно такую процедуру производить при неработающем «холодном» двигателе.

Что касается использования промышленных средств для промывки, то здесь нужно следовать рекомендациям производитетя. Обычно после заливки очищающего средства двигатель заводят и дают поработать на холостом ходу от 10 до 40 минут в зависимости требований изготовителя. Отработанный состав сливают и промывают систему дистиллированной водой.

Читайте также: Признаки и симптомы пробитой прокладки ГБЦ на двигателе автомобиля.

7 способов промывки системы охлаждения двигателя своими руками

Двигатель внутреннего сгорания подвергается воздействию высоких температур при эксплуатации. Конструкция ДВС предусматривает охлаждающую систему (ОС). Принцип работы заключается в циркуляции жидкости в радиаторе и трубопроводах. При длительной работе на стенках охлаждающей системы образуются засоры в виде солевых отложений, окислительного осадка и грязевых скоплений. Забивка каналов радиатора и технологических патрубков приводит к перегреву и преждевременному износу поршневой группы.

Промывка системы охлаждения двигателя — важная регулярная процедура, необходимая при прохождении ТО. Контролирование объема антифриза в системе (поддержание среднего уровня в расширительном баке) и чистка технологических каналов специальными средствами обеспечат оптимальную температуру и продолжительную работу ДВС.

Обязательно прочитайте статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, что лучше — тосол или антифриз.

Более подробную информацию о том, как правильно разводить концентрат антифриза, вы сможете найти в материале нашего эксперта.

Когда необходимо промывать систему охлаждения двигателя

О загрязнении технических каналов ДВС свидетельствует постоянная работа вентилятора на радиаторе охлаждения и сбои в работе отопительной системы. Устранить проблему необходимо в кратчайшие сроки. Это можно сделать своими руками.

О потребности промывки системы охлаждения двигателя свидетельствует ряд признаков:

  • регулярные перегревы и проблемы с последующим запуском силового агрегата;
  • замедленный отклик на сигнал реостата;
  • высокие показания датчика температуры охлаждающей жидкости после запуска двигателя;
  • работа помпы с постоянными перебоями;
  • изменение оттенка охладителя в бачке.

При возникновении подобных признаков необходимо незамедлительно сменить жидкость для промывки системы охлаждения двигателя.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой подробно описывается система охлаждения ВАЗ-2110.

Также советуем внимательно изучить статью нашего эксперта, посвящённую описанию системы охлаждения ВАЗ-2107.

Очистить систему можно бытовыми средствами или специальными химическими присадками.

Причины забивания системы охлаждения двигателя

Рабочая охлаждающая жидкость имеет склонность к «выкипанию». В системе циркулирует тосол, дистиллированная вода или антифриз — это рабочие охладители, которые контролируются по отметкам в бачке и периодично доливаются. Перегрев и выкипание приводит к потере свойств охлаждающей жидкости (ОЖ), образованию налета в трубопроводах и на внутренних стенках радиатора.

О том, как происходит замена охлаждающей жидкости, вы сможете узнать из подробного материала нашего специалиста.

Рекомендуем дополнительно прочитать статью нашего эксперта, в которой он рассказывает о том, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.

Читайте также  Что называется тактом в работе двигателя?

Возможные причины забивания:

  • пыль и механические вкрапления;
  • химические отложения;
  • образование солей (при доливке обычной воды);
  • коррозия материала внутренних элементов СО с выпадением в закупоривающий осадок.

Изменение цвета и запаха — сигналы для замены дистиллята. При изменении консистенции, появлении посторонних вкраплений или образовании загрязненой эмульсии необходимо немедленно воспользоваться средствами для промывки системы охлаждения двигателя.

Общие правила

Мягкую промывку системы охлаждения двигателя можно произвести дистиллированной водой. Для удаления накипи со стенок трубопроводов потребуются специальные растворы.

Автомобиль устанавливают на площадку. Процесс начинают со слива старой ОЖ. Внизу радиатора и на блоке цилиндров откручивают специальные сливные пробки. Отработанный антифриз или тосол сливают в предварительно подставленную емкость.

Систему промывают дистиллированной водой или слабым специальным раствором. Для приготовления понадобится один из компонентов:

  • сода;
  • уксус;
  • лимонная или молочная кислота.

Иногда используют «Кока-Колу», но следует внимательно отнестись к такому процессу. «Кола» агрессивно воздействует на внутренние стенки радиатора.

Двигатель понадобится завести и погонять жидкость около 10 минут. По завершении процесса нужно промыть ОС дистиллированной водой, а потом залить новый тосол или антифриз.

Промывка домашними средствами

Профилактические работы по устранению накипи и грязи проводят раз в 6-12 месяцев. В советское время проводилась регулярная чистка технических каналов «подкисленной» водой. Использовалась пищевая сода, лимонная кислота и уксус. Раствор делали небольшой концентрации, чтобы внутренние стенки не окислялись в агрессивной среде. Работы проводились осмотрительно, с учетом загрязненности каналов. Такие способы остаются актуальными и сегодня, а процесс демонстрирует нужный эффект.

Если не промывать систему охлаждения, можно столкнуться с неприятными проблемами:

  • поломкой подогревателя дистиллята;
  • нестабильной работой печки отопления;
  • закупоркой водяного насоса.

Чтобы избежать плачевных последствий, нужно разобраться, чем промыть систему охлаждения автомобиля. Современные методы чистки на крупных СТО основаны на применении специальных дорогих составов. Их спектр использования рассчитан на удаление всех возможных загрязнений, позволяет избавиться от органических отложений и ржавчины.

Присадки производят на основе двухкомпонентных составов. Встречаются нейтральные варианты, состоящие из кислотного или щелочного раствора. Присадки предусматривают направленное действие на устранение конкретного вида загрязнения.

Промывка дистиллированной водой

После слива старой ОЖ систему заполняют дистиллированной водой.

  • закрыть клапаны на радиаторе и блоке цилиндров;
  • завести автомобиль;
  • подержать двигатель в режиме холостого хода — до 20 мин;
  • дождаться охлаждения и произвести повторную процедуру.

Промывка считается завершенной, когда дистиллят на выходе очистится от посторонних включений. Данный метод позволяет вымыть скопившуюся грязь, но не очистит каналы и внутренние плоскости от отложений.

Как промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой

Необходимо подготовить концентрированный раствор. Расчет производится в оптимальной пропорции — 200 граммов лимонной кислоты на 10 литров кипяченой воды. Состав заливают в расширительный бачок до полного заполнения системы, но не выше максимального уровня.

Температуру ОЖ контролируют на датчике. Реакция расщепления накипи эффективна при t в 80 градусов. После охлаждения двигателя повторите процесс с меньшей концентрацией раствора (100 г на 10 литров воды). Следующая промывка проводится чистой водой, а после заливается антифриз или тосол.

Промывка уксусной кислотой

Эффективна процедура и столовым 9%-ным уксусом. Бутылку 0,5 л растворяют на ведро кипяченой воды. Процедура состоит из этапов:

  • прогреть двигатель около 30 мин;
  • оставить заправленную систему минимум на 8 часов или на ночь;
  • слить отработанную жидкость и сделать промывку дистиллятом.

Промывка молочной сывороткой

Вариант с молочной кислотой или сывороткой — эффективный способ очистки ОС. Автомобилю понадобится проработать в активном режиме (на средних оборотах двигателя) около получаса или проехать 40-50 км без остановки.

Сыворотку заливают в радиатор в чистом виде, без разбавления водой. После промывки залить воду и повторно проехать 5-10 км. Это необходимо для удаления запекшихся молочных продуктов в технологических каналах. Убедившись в очищении ОС, залейте чистый дистиллят.

Промывка раствором соды

Чистка содой — тщательная и особенная процедура. Халатный подход может привести к чрезмерному окислению металлических и резиновых деталей. К процедуре прибегают 1 раз в году или после прохождения километража в 50-60 тыс. км. Особое внимание уделяют соотношению компонентов комбинированного раствора:

  • 3 % каустической соды;
  • 7-10 % кальцинированной соды;
  • 85-90 % кипяченной или дистиллированной воды.

После заполнения системы понадобится проехать на автомобиле до 100 км, но не следует оставлять содовый раствор в радиаторе больше 1 суток.

При использовании раствора гидрокарбоната натрия понадобится тщательно промывать систему несколько раз. Убедившись в окончательной очистке от загрязнений и отложений солей, залейте новый дистиллят.

Промывка c помощью Coca-Cola

Народный метод предполагает использование газированного напитка «Кока-Колы». Это эффективный способ со своими нюансами. В напитке содержится ортофосфорная кислота, которая вступает в реакцию с полимерными частями СО ДВС. Минус метода — большое содержания сахара в «Коле», который при перегреве откладывается на внутренних стенках металлических элементов трубопровода.

  • перед использованием выпустить весь углекислый газ из газировки;
  • циркуляция жидкости в работающем двигателе — не более 15 мин при t менее 100 градусов.

Несмотря на хорошее качество очистки, не следует часто прибегать к этому варианту. При частом применении выявлено негативное влияние «Колы» на резиновые патрубки.

Промывка с помощью специальных средств

На рынке автомобильных деталей представлено несколько вариантов присадок для СО. Специальные средства бывают 4 типов:

  • кислотные;
  • нейтральные;
  • щелочные;
  • двухкомпонентные.

Отличаются присадки концентрацией химических веществ и агрессивностью влияния на внутренние детали двигателя.

Для удаления коррозийных отложений, ржавчины и накипи рекомендуют кислотные составы. Щелочные варианты подойдут для удаления грязи и продуктов разложения ОЖ.

Выделяют несколько популярных производителей.

1. LAVR — отечественный производитель автомобильной химии, заслуживший положительные отзывы автомобилистов. Продукция продается в емкостях объемом по 0,43 и 0,98 литра. Цена в различных торговых точках колеблется от 4-7 $. Концентрат используется в пропорциях 1/20 (разводится в теплой воде). Особые свойства, заявленные изготовителем, — увеличение на 25-35 % срока использования антифриза.

2. Hi-Gear (7 minute) — присадка американского производства. Один баллон (0,325 л) рассчитан для приготовления 17 л промывочного раствора. Средняя цена 1 банки — 5-8 $. Актуально применение для грузовых дизельных автомобилей. 7 минут — время протекания процесса в охлаждающей системе с работающим ДВС. Особенность: нейтральное воздействие на полимерные детали автомобиля.

Заключение

Перечень способов промывки системы охлаждения достаточно большой. Применять народные средства или воспользоваться специальной химической продукцией — выбор владельца автомобиля. Следует учитывать ряд простых факторов: особенности воздействия средства и принцип промывки системы. Для стабильной работы двигателя необходимо регулярно контролировать уровень жидкости в расширительном баке и не откладывать предстоящее ТО.

Самостоятельно промываем систему охлаждения двигателя

Двигатель внутреннего сгорания нуждается в своевременном охлаждении. Если с системой охлаждения что-то не так, ездить автомобилю осталось недолго. Именно поэтому водитель обязан следить за состоянием этой системы и периодически её промывать. Можно ли это сделать самостоятельно? Да. Разберёмся, как это делается.

Для чего нужно промывать систему охлаждения

Главным элементом системы охлаждения является радиатор. К нему подсоединено несколько шлангов. По ним антифриз поступает в рубашку мотора, которая представляет собой совокупность небольших каналов. Циркулируя по ним, антифриз отводит тепло от трущихся частей двигателя и возвращается в радиатор, где постепенно остывает.

Если циркуляция антифриза нарушится, двигатель перегреется и заклинит. Для устранения такой поломки потребуется капитальный ремонт. Своевременная промывка системы охлаждения позволяет избежать нарушения циркуляции антифриза и оберегает двигатель от перегрева. Промывать систему рекомендуется через каждые 2 тыс. км пробега.

Почему система охлаждения загрязняется

Вот самые распространённые причины загрязнения системы охлаждения:

  • накипь. Антифриз, циркулируя в двигателе, нагревается до очень высоких температур. Иногда он даже закипает. Когда это происходит, на стенках радиаторных трубок появляется слой накипи, который с каждым годом становится толще и в конце концов начинает мешать нормальной циркуляции охлаждающей жидкости;
  • некачественный антифриз. Примерно половина охлаждающих жидкостей, представленных сегодня на прилавках — подделки. Чаще всего подделывают антифризы известных марок, причём распознать подделку зачастую может лишь специалист. В поддельном антифризе содержится масса посторонних примесей, засоряющих систему охлаждения;
  • старение антифриза. Даже качественная охлаждающая жидкость может выработать свой ресурс. Со временем в ней накапливаются мельчайшие частицы металла от трущихся частей двигателя, что приводит к изменению её химического состава. После этого она уже не может эффективно отводить тепло от мотора. Единственное решение — заменить её, предварительно промыв систему;
  • нарушение герметичности. Как уже говорилось выше, в системе охлаждения имеется масса шлангов и трубок. Шланги со временем могут потрескаться или лопнуть на морозе. Стальные трубки в радиаторе часто подвергаются коррозии. В результате герметичность системы нарушается, а через трещины в неё попадает грязь, меняющая химические свойства антифриза и мешающая его циркуляции.

Общая схема промывки системы охлаждения мотора

Схема промывки системы охлаждения всегда одинакова. Отличия лишь в используемых промывочных составах и времени их воздействия на систему.

  1. Машина заводится и работает 5–10 минут. Затем двигателю дают остыть в течение 20–30 минут.
  2. Открывается сливное отверстие, антифриз выливается в подставленную ёмкость. Сливать охлаждающую жидкость можно только после остывания двигателя. В противном случае можно получить серьёзный химический ожог.
  3. В систему заливается выбранная моющая жидкость. Двигатель вновь заводится и работает 10–20 минут (длительность работы зависит от выбранного средства). Затем двигатель глушится, остывает, моющий состав сливается.
  4. На его место заливается дистиллированная вода, чтобы смыть остатки средства. Возможно, одной порции воды будет недостаточно, и операцию придётся повторить несколько раз, пока сливаемая из системы вода не будет совершенно чистой.
  5. В промытую систему заливается новая порция антифриза.

Лимонная кислота

Опытные автолюбители успешно промывают системы охлаждения обычной лимонной кислотой.

Она хорошо разъедает ржавчину и накипь, не вызывая коррозии трубок:

  • готовится раствор в пропорциях 1 килограмм кислоты на 10-литровое ведро дистиллированной воды. Если система загрязнена не сильно, то содержание кислоты можно снизить до 900 грамм;
  • двигатель с кислотой в системе охлаждения работает в течение 15 минут. Но после его остывания кислота не сливается. Её оставляют в системе примерно на час. Это позволяет добиться максимального эффекта.

Уксус

Промыть систему можно и обычным столовым уксусом:

  • средство готовится так: на 10 литров дистиллированной воды берётся 500 мл уксуса;
  • полученный раствор заливается в систему, автомобиль заводится и работает 10 минут;
  • двигатель глушится, уксусный раствор сливается только через 24 часа.

Видео: промываем систему уксусом

Каустическая сода

Каустическая сода — это чрезвычайно агрессивное вещество, которое быстро разъедает шланги в системе. Поэтому ей промывают только радиаторы, предварительно сняв их с машины. Причём радиатор должен быть медным.

Если он выполнен из алюминия, то промывать его каустической содой нельзя. Вот как это делается:

  • пропорции раствора: 60 грамм соды на 1 литр дистиллированной воды;
  • все отверстия в радиаторе закрываются резиновыми пробками, состав заливается внутрь и сливается через сутки.

Молочная кислота

Самый экзотический вариант промывки. Достать молочную кислоту рядовому автолюбителю непросто: в свободной продаже её нет. Выпускается она в виде порошкового 36% концентрата, из которого необходимо получить 6% кислотный раствор. Для его получения 1 кг порошка растворяется в 5 литрах дистиллированной воды. Раствор заливается в систему, и водитель проезжает на машине 7–10 км. Затем состав сливается, а система промывается дистиллированной водой.

Сыворотка

Сыворотка является неплохой альтернативой молочной кислоте. Потому что раздобыть её намного проще. Сыворотка ничем не разводится. Она просто процеживается через несколько слоёв марли.

Читайте также  Бензин в масле двигателя что делать ниссан?

Необходимо нацедить 5 литров. Затем сыворотка заливается в систему охлаждения, и водитель проезжает с этим «антифризом» 10–15 км. После этого система промывается.

Кока-кола

В кока-коле содержится ортофосфорная кислота, отлично растворяющая накипь и самые стойкие загрязнения:

    напиток заливается в систему, двигатель заводится и работает 3–4 минуты, не больше;

Специальные составы

Отечественные автомобилисты в основном предпочитают промывать системы охлаждения составами LAVR.

Во-первых, найти их можно в любом магазине, а во-вторых, соотношение цены и качества у них оптимальное. Промывка осуществляется в соответствии с общей схемой и инструкцией, изложенной на упаковке средства.

Чем нельзя промывать систему охлаждения

Вот что категорически не рекомендуется заливать в систему:

  • водопроводную воду. В ней содержатся минеральные соли, образующие известковую накипь. Любая попытка промыть систему такой водой ведёт к ещё большему засорению;
  • уксусную эссенцию. Выше речь шла о 9% столовом уксусе. А вот концентрированную уксусную кислоту заливать в систему категорически нельзя. Она быстро разъест шланги, прокладки и другие резиновые элементы, и система утратит герметичность.

Как не допустить загрязнения системы

Система охлаждения двигателя загрязнится в любом случае. Автовладелец может лишь оттянуть этот момент. Для этого следует пользоваться только качественным антифризом, приобретённым в сертифицированном магазине. Да, такая жидкость обойдётся дороже. Но это единственный способ избежать преждевременного засорения системы.

Итак, если водитель хочет, чтобы двигатель машины работал исправно, ему следует тщательно следить за чистотой в системе охлаждения мотора. Если этого не делать, о нормальной эксплуатации автомобиля можно забыть.

Как и чем промыть систему охлаждения автомобиля

от Евгений 29.05.2019, 20:04 обновлено 10.10.2019, 20:14 6 Г 0 Комментариев

Как и чем можно промыть систему охлаждения двигателя своими руками? Зачем это вообще нужно? Насколько это безопасно? Что будет, если систему охлаждения не промывать годами? Как долго и как часто это стоит делать в домашних условиях? Ответы на эти и другие вопросы – в этой статье!

Зачем промывать систему охлаждения

Казалось бы: используй нормальный антифриз (причем, всегда один и тот же), своевременно доливай или меняй охлаждающую жидкость, и тогда промывать ничего не нужно. Так-то оно так, но даже при соблюдении всех условий эксплуатации автомобиля и правильном использовании антифриза охлаждающая жидкость дает осадок, а шланги и патрубки зарастают налетом.

Коррозия внутренних частей охлаждающей системы, низкое качество купленного антифриза, смешивание разных жидкостей, пыль, следы масла, ржавчина, температурный фактор… При желании список можно продолжать. Достаточно долить в охлаждающую систему немного воды, и проблемы неизбежны.

По мере забивания патрубков и каналов радиатора циркуляция антифриза в охлаждающей системе становится все медленнее. Как результат – перегревы двигателя, сбои и прочие неприятности. А перегревы – катализатор образования осадка. Получается замкнутый круг.

Когда дело дойдет до критической точки, промывка системы охлаждения уже навряд ли окажется действенной. Придется отдавать машину в ремонт.

Как правильно промыть систему охлаждения своими руками

Если вы решили промывать систему охлаждения самостоятельно, то отведите на эту процедуру достаточно времени. Не торопитесь! В зависимости от сложности очистки у вас может уйти от 3 до 10 часов.

Приготовьте перчатки, чтобы нечаянно не навредить коже пролитым антифризом.

Сливайте старый антифриз только на остывшем двигателе. Для этого открутите пробку и слейте весь антифриз из радиатора в поддон.

Уже по виду слитой субстанции станет понятно, насколько плохи ваши дела. Если «обратка» несильно отличается от своего первоначального вида, достаточно легкой промывки. Если вытекшая жидкость мутная, темная и содержит частицы накипи, грязи или ржавчины, потребуется капитальное многоступенчатое промывание.

Залейте в радиатор выбранное средство (ниже мы расскажем, какими они бывают), подержите автомобиль на холостых оборотах 20 минут, затем оставьте машину в покое на пару часов и только потом слейте жидкость. Оцените ее состояние. Повторяйте процедуру до тех пор, пока у вас не появится уверенность в том, что внутри не осталось отложений.

Чем промыть систему охлаждения. Все способы

Итак, вариантов средств для промывки радиатора в интернете масса: от реально действенных до бредовых. Мы перечислим самые распространенные:

  • вода;
  • сода;
  • уксус;
  • лимонная кислота;
  • молочная сыворотка;
  • кола;
  • специализированные составы (кислотные, щелочные, нейтральные, двухкомпонентные, «мягкие»).

Все они имеют право на жизнь, но имеют свои достоинства и недостатки.

Самый распространенный, а также самый дешевый и наименее затратный вариант промывки – вода. Естественно, не из-под крана, а покупная дистиллированная вода. В ней минимальное содержание солей.

Увы, вода не удаляет накипь, жир и ржавчину, она лишь вымывает из системы охлаждения осадок, удаляет остатки антифриза. Дистилят используют в качестве финишной промывки или при замене антифриза, если старая жидкость выглядела вполне прилично.

Лимонная кислота

Пропорции: 200 г лимонной кислоты на 10 литров воды.

Заливаете выбранную смесь в охлаждающую систему (до максимальной отметки), прогреваете двигатель. Продуктивнее будет, если вы полчасика или даже час покатаетесь на машине по окрестностям, а только потом сольете отработанную жидкость.

Для повторной заливки можно использовать уже менее концентрированную смесь. После всего промойте систему дистиллированной водой и можете заправлять новый антифриз.

Уксус

Пропорции: 500 мл 9% уксуса на 10 литров воды.

Залейте раствор в расширительный бачок, погоняйте двигатель на холостых оборотах 20 – 30 минут, а затем оставьте машину в покое на ночь. К утру уксусная вода сделает свое дело. Ее можно просто слить, а охлаждающую систему промыть дистиллированной водой.

Молочная сыворотка

Заливаете сыворотку, ездите на ней пару дней (в идеале преодолеваете 30 – 50 километров), затем сливаете всю грязь и промываете систему охлаждения водой. Чтобы смыть остатки сыворотки, после залива воды лучше также прокатиться на машине. Здесь достаточно 7 – 10 километров.

Сомнительный во всех отношениях метод. Молочная сыворотка содержит натуральные кислоты, но как бы вы ее не процеживали, в ней остаются жиры. В общем, я бы не стал так экспериментировать со своим автомобилем.

Используется два вида соды: обычная и каустическая.

Пропорции: Если берется только обычная сода, то ее можно добавить не более 1 кг на 10 литров воды. Каустической соды в растворе может быть не более 3%.

Раствор заливаете в радиатор в тот день, когда у вас ожидается много поездок. Утром залить, вечером слить отработку. При необходимости на следующий день процедуру можно повторить.

Coca-Cola

И охота вам дурью маяться? Coca-Cola – несомненно, небесполезное средство в борьбе с отложениями, но ее использование – всегда риск, сопряженный с рядом неудобств.

  • Во-первых, держать ее в охлаждающей системе можно не дольше 15 минут.
  • Во-вторых, перед заливкой колу нужно тщательно отстоять в ведре, чтобы из нее вышли газы.
  • В-третьих, по факту стоимость этого метода выйдет выше многих других средств.

Специализированные составы

Я не буду рассказывать, как пользоваться этими составами и как их разводить. Это написано на упаковке. Скажу только, что способ этот недешевый (от 500 рублей за флакон), но эффективный.

Есть щелочные растворы, есть кислотные, есть нейтральные. Однокомпонентные составы эффективны только против одного вида загрязнения, и в этом их главный минус. Есть двухкомпонентные средства, чтобы вы могли сначала избавиться от накипи с помощью кислоты, а затем от продуктов разложения антифриза с помощью щелочи. Вот они надежнее, но дороже, да и возиться с ними придется вдвое дольше.

Нейтральные средства

Еще один вид промышленных очистителей – долговременные нейтральные составы. Встречаются в виде присадок к антифризу или в форме готовой жидкости. Эти средства относят к «мягкой промывке».

Вы просто сливаете старый антифриз и заливаете вместо него нейтральный состав. Между этими процедурами можете дополнительно промыть охлаждающую систему водой. Действует средство не сразу, а в процессе эксплуатации автомобиля. Через пару тысяч километров можете смело сливать состав. К этому моменту он должен растворить все налеты и отложения.

Если честно, сам ни разу таким не пользовался и не могу подтвердить эффективность этого средства. Отзывов по ним тоже мало. Возможно, это просто пустая трата денег. Сложно представить, чтобы нейтральный состав мог качественно удалять всякие наросты и окаменелости.

Главные ошибки при промывке охладительной системы

Все, что касается автомобиля, должно делаться с умом. Очищающие химикаты агрессивны не только к загрязнениям и налетам, но также и к самим деталям охлаждающей системы.

К примеру, как уксусная, так и лимонная кислота прекрасно очищают внутренние части радиатора, разъедают образовавшийся налет, но при этом они пагубно влияют на мягкие элементы конструкции. Эластичность резиновых и пластиковых деталей снижается. Именно поэтому использовать агрессивные составы нужно с осторожностью.

Каустическая сода – сильная щелочь. Она портит алюминиевые части охлаждающей системы.

В составах промышленных средств для очистки системы охлаждения также содержатся щелочь и кислоты, поэтому и их нельзя применять бездумно.

Главные ошибки прочистки радиатора:

  • Использование обычной воды (даже для получения раствора лимонной кислоты вода должна быть как минимум кипяченая).
  • Превышение рекомендованных доз агрессивных средств или времени их использования;
  • Доведение системы до запущенного состояния.
  • Использование некачественного антифриза (а также смешивание разных составов).
  • Отсутствие внешнего ухода. Где-то в уголочке под толстым слоем грязи может развиваться ржавчина, которая способна вызвать сквозное разрушение стенок радиатора и других частей охлаждающей системы.

Когда промывать систему охлаждения

Итак, промывать систему охлаждения автомобиля своими руками лучше в теплое время года. Это удобнее и эффективнее. В зимний период вам придется делать это в отапливаемом гараже. Если вы отдаете машину на промывку в сервис, время года не имеет значения.

Как часто промывать систему охлаждения

Главный вопрос, конечно, – как часто это нужно делать.

Парадокс в том, что последние поколения антифризов по заявлениям производителей не нуждаются в замене в течение 3 – 5 лет. А самые новые типы жидкостей служат аж до 10 лет. Но это не значит, что на этот срок можно забыть о системе охлаждения.

Единых рекомендаций касательно частоты промывки радиатора нет. Одни автозаводы советуют производить промывку через 3 года, другие – через 5 лет. Имеет значение и пробег машины. В среднем промывать охлаждающую систему нового автомобиля следует раз в 3 года или через 75 – 150 тысяч километров пробега. Использовать химикаты чаще нет смысла, это может навредить внутренним узлам.

Однако произвести внеочередную промывку нужно, если:

  • двигатель греется беспричинно;
  • печка стала хуже работать;
  • залитый антифриз заметно помутнел;
  • недавно вам пришлось смешивать разные виды антифризов или доливать в радиатор обычную воду.

Промывать охлаждающую систему дистиллированной водой следует каждый раз при замене антифриза.

Заключение

Как, где и чем промывать систему охлаждения автомобиля, решать только вам. Можно сделать это в сервисе, но не факт, что там качество работ будет лучше, чем вы сами сможете сделать в домашних условиях. Многие производят очистку именно своими руками, потому что дома они могут четко выдержать нужное время заливки раствора, а в сервисе наверняка все делается по-быстрому.

Когда проблема запущена, невозможно сказать, как ваша машина отреагирует на конкретный вид прочистки. Поэтому лучше до этого не доводить.

  • Total 5

Прочитать позже В избранное В коллекцию Пожаловаться