Нужно ли чистить форсунки на бензиновом двигателе?

slavok350 › Блог › «А нужно ли мыть форсунки и зачем?»

Что мы понимаем под промывкой форсунок?
Часто задают вопрос: «А нужно ли мыть форсунки и зачем?» Или «Разве не вредно мыть инжектора? Мне вот сказали, что лучше не трогать».

А кто-то вообще настроен категорически против чистки форсунок, т. к. от этого, якобы, «становится хуже».

Примечание: «Форсунка» и инжектор — это слова синонимы.

Промывка форсунок
Во-первых, мыть или не мыть?! Внутри форсунки (в распылителе топлива) накапливаеются смолистые отложения, образующиеся из бензиновой «химии» вследствие перепада температур и других факторов. Не будем глубоко вникать в химико-физическую суть явления. Примем за факт: отложения накапливаются. И если чистая, без отложений, форсунка распыляет топливо хорошо (туманообразно, в форме факела), то «грязная» делает это гораздо хуже — почти струёй. При этом перемешивание такого плохо распылённого бензина с воздухом будет не очень хорошим, топливно-воздушная смесь становится неоднородной. И такая смесь (т.н. негомогенная) не успевает сгорать быстро, полностью. От этого падает мощность двигателя, ухудшается тяговитость, увеличивается расход топлива.

Промывка форсунок
Суть промывки заключается в том, чтобы смыть смолистые отложения из распылителей форсунок. Тогда восстановится «факел распыла». Топливно-воздушная смесь станет однородной, сгорит «веселей» и динамика разгона улучшится.

Во-вторых, о так называемом «вреде» промывки. Мнение о том, что это нехорошо, исходит от людей активных, старающихся испытать всё самостоятельно, которые хотят сами найти и устранить возникшие проблемы. Но иногда самоуверенность подводит их и они делают ошибки, хотя сами об этом не подозревают, но своё «авторитетное» мнение уже успевают высказать и в интернете, и в кругу внимательных слушателей. И им охотно верят. А зря. Поясним на примерах.

Суть промывки заключается в том, чтобы смыть смолистые отложения из распылителей форсунок.

Пример первый. Машина стала хуже разгоняться, «тупит», её «тянет за хвост». Хозяин авто решает промыть форсунки. Приезжает в сервис и делает заказ: «Промойте инжектор». Его желание исполняют, он уезжает, но улучшений нет, — машина, как не ехала хорошо, так и не едет. И невдомёк ему, что «тупит» она из-за того, что производительность бензонасоса упала («умирает» насос) или, может, катализатор «забился», или ещё что (причин может быть много, отчего машина плохо едет), но! Он уже сделал вывод, что чистка форсунок — это ерунда, и уже пишет своё резюме на форуме.

Промывка форсунок
Пример второй. Затрясло двигатель. Причина — клапан прогорел в каком-то цилиндре (из-за того, что не вовремя регулировались клапанные зазоры).

В этом цилиндре компрессия намного снизилась и двигатель на холостом ходу трясётся, неровно работает. А хозяин машины думает: наверно форсунки засорились, надо промыть. Приезжает, промывает, а в результате — хуже стало: трясётся ещё больше. Почему? А потому что в тех цилиндрах, где клапана целые, компрессия выросла (за счёт того, что промывочная жидкость в камерах сгорания отъела нагар, в том числе с клапанов, которые стали плотнее к своим сёдлам прилегать), а в цилиндре, где клапан прогорел, компрессия практически осталась такой же маленькой, как и была. В результате разница между максимальным и минимальным значением компрессии в цилиндрах стала больше и двигатель на холостом ходу стало ещё больше «колбасить». И человек не понимает, в чем дело и решает, что промывка — это ерунда, вред один и выкладывает свой авторитетный вердикт в интернет. А ведь просто «не то лечил». Да уж, если схватил аппендицит, то клизма не поможет. «Не занимайтесь самолечением!» (Древний лозунг, но правильный!)

Промывка форсунок
И третий пример. Многие занятые люди стараются сделать всё быстрее и своими силами, если есть возможность. И вот придумали способ, позволяющий самостоятельно «промыть форсунки», — добавить в бак специальную жидкость для очищения инжекторов. Она действительно очищает форсунки и применение этого средства эффективно и безвредно, в том случае, если машина новая и вы периодически будете использовать эту промывка через каждые 10–15 тыс. км, начиная от начала эксплуатации новой машины. Если же автомобиль прошёл уже тысяч 70–80 и больше, то могут быть плохие последствия. Дело в том, что за время долгой эксплуатации в бензобаке накапливаются различные отложения, наслоения. И жидкость эта, когда её зальют в бак, эту самую грязь «растворяет», «отъедает». Потом этот «коктейль» постепенно просачивается через все фильтры и откладывается в распылителях форсунок ещё большим слоем, чем тот, который был сначала смыт этот «промывкой». И тот, кто применил такой способ очистки инжекторов, имея грязный бак, пожалел об этом и всем рассказал, что промывка форсунок вредна, от неё только хуже. А ведь просто не так делал… Хотел сэкономить и по-быстрому. Между прочим, несколько случаев было, когда после такой «очистки» пострадавшие машины к нам на буксире притаскивали. Приходилось потом промывать не только распылители форсунок, но и демонтировать их с рампы, чистить рампу и сеточки форсунок.

Подведём итог. Форсунки мыть не просто можно, но и нужно. Делают это либо по необходимости (когда они сильно «забиты» и упала динамика разгона; когда машина начала дергаться на 5-й передаче), либо для профилактики через каждые 45–50 тыс. км пробега.

Да, и ещё один момент. Существуют несколько способов промывки: на стенде (чистят жидкостью либо ультразвуком) и жидкостный способ промывки без демонтажа форсунок с двигателя. У каждого способа свои «плюсы». Когда инжектора снимают и промывают на стенде, мы можем наблюдать, как происходит впрыск, увидеть форму распыла топлива. Это интересно посмотреть.

Преимущество другого способа (без снятия с двигателя) заключается в том, что при такой промывке мягко и эффективно отмываются не только распылители форсунок от смолистых наслоений, но и очищается всё, с чем контактирует промывочная жидкость: и рампа форсунок, и регулятор давления топлива, и ещё в камере сгорания вспрыскиваемая жидкость всё отъедает от нагара, в том числе клапана. Тарелки клапанов становятся чистые, плотнее прилегают к своим седлам, а от этого компрессия реально увеличивается и выравнивается по цилиндрам, двигатель работает ровнее и мягче (это отмечали все, кто видел результаты промывки).

Существует несколько способов промывки: на стенде (чистят жидкостью либо ультразвуком) и жидкостный способ промывки без демонтажа форсунок с двигателя. У каждого способа свои «плюсы».

Так что, на наш взгляд, жидкостный способ без демонтажа с двигателя более эффективен (да и менее затратен). Важное условие: производиться эта процедура должна с соблюдением технологии, на профессиональном оборудовании, грамотно и аккуратно. Использовать для промывки необходимо специальную жидкость

Стоит ли промывать форсунки на бензиновом двигателе?

Необходимость чистки форсунок – часто обсуждаемый вопрос среди автомобилистов. Одни говорят, что процедура бесполезная и не приносит положительного результата. Другие считают, что промывание значительно улучшает работу двигателя.

Форсунки

Форсунка — устройство, задача которого заключается во впрыскивании топлива в камеры сгорания двигателя. Чистая форсунка работает исправно, ее можно сравнить с простым бытовым баллончиком. Форма жидкости, которая распыляется, — конус.

  1. Угол распыления.
  2. Размер капелек.

Обе характеристики вместе образуют факел распыления. Чем лучше данный показатель, тем быстрее будет сгорать топливо.

Во время работы форсунки нагреваются, в результате этого на стенках оседает налет различных веществ. Факел начинает изменять свою конусообразную форму. Итог — плохое распыление топлива, это приводит к сбоям в работе двигателя.

  1. Повышение расхода топлива.
  2. Неравномерное сгорание ресурсов.
  3. Невыполнение заявленных характеристик двигателя (снижение мощности, неровная работа, сокращение срока службы).
  4. Проваливание педали газа.
  5. Ухудшение динамики разгона.
  6. Увеличение дымных выхлопов.

Польза от промывания

Промывание проводится для загрязненной топливной системы. На стенках оседают вещества, которые находятся в бензине.

Способы чистки представлены в таблице.

Этапы чистки ультразвуком:

1. Снятие форсунок с автомобиля.

2. Осмотр деталей.

3. Установка на стенд, на котором проводится проверка распыла и производительности.

4. Промывка деталей в специальной ванне (щадящий метод).

5. Окончательная проверка на стенде.

6. Установка новых фильтров и уплотнительных колец (при необходимости).

Первые два способа подходят в том случае, если машина имеет небольшой пробег, а провести демонтаж деталей достаточно сложно из-за конструктивных особенностей.

  • Очищение не только внешней поверхности форсунки, но и внутренней плоскости.
  • Снижение расхода топлива.
  • Продление срока службы двигателя (это помогает избавить владельца от внезапных высоких денежных затрат).
  • Повышение мощности.
  • Сокращение дымных выхлопов до показателя нормы.
  • Приведение динамики разгона до заявленного уровня.
  • Избавление от проблемы «проваливание педали газа».
  • Возможность проверки эффективности промывки на специальном стенде (при использовании ультразвуковой чистки).
  • Избавление от сильной детонации при разгоне.

Возможный вред от промывания форсунок

Вред от проведения процедуры:

  • Еще большее забивание форсунок при сильных загрязнениях.
  • Использование присадок для очистки может привести к попаданию отложений в топливный насос. Результат — выход детали из строя.
  • После использования переходников — штуцеров в масляной системе остается промывочная жидкость. Владельцу автомобиля приходится заменять масляный фильтр. А это значительные временные и денежные затраты.
  • Очищение не всех деталей системы. Рампа, дозатор и распределитель не очищаются от жировых следов.
  • Возможно повреждение элементов форсунки.
  • Поломка двигателя в случае неправильно проведенной промывки.
  • Эффект от очистки не всегда заметен.
  • Возможно короткое замыкание после использования промывочной жидкости.
Читайте также  Нужно ли греть двигатель автомобиля?

Рекомендации для правильного проведения процедуры

  1. Для машин с незначительным пробегом лучше использовать промывочные жидкости.
  2. Проведение предварительной диагностики перед проведением чистки.
  3. Пробег 100 тыс. км подразумевает использование промывки с переходниками — штуцерами. Это поможет очистить не только форсунки, но и всю топливную систему.
  4. Для автомобилей с пробегом более 200 тыс. км следует применять ультразвуковую чистку. Химический способ в данном случае не поможет.
  5. Чистка топливной системы проводится по мере необходимости (система указывает на различные ошибки, а диагностика подтверждает, что детали загрязнены).
  6. Для промывки важно использовать проверенные составы, которые рекомендованы производителем автомобиля.
  7. После демонтажа деталей на специальном стенде следует установить новый комплект шайб и уплотнительных колец.
  8. Важно проводить профилактическую обработку форсунок, это поможет избежать серьезных поломок в будущем.
  9. После отсоединения бензопровода (во время чистки ультразвуком) в обязательном порядке необходимо заменить свечи.

Многие владельцы машин считают, что не нужно чистить форсунки, лучше сразу приобретать новые детали. Перед этим обязательно необходимо выявить причины, которые ухудшили работу двигателя.

Сказать об эффективности очистки с уверенностью нельзя. Но промывка обходится в несколько раз дешевле, чем замена деталей. Важно помнить, что злоупотреблять процедурой не следует.

Топливные форсунки: промывать или выбрасывать?

Одному из наших читателей, владельцу кроссовера Ford Kuga с 1,6‑литровым мотором с непосредственным впрыском бензина в камеру сгорания, сервисмен на ТО‑3 (45 000 км) предложил промыть форсунки, подключив к системе питания очистительную установку: двигатель некоторое время должен поработать на моющей жидкости вместо топлива. Якобы это нужно сделать для профилактики, чтобы в будущем не возникало перебоев на холостом ходу, потерь мощности и повышенного расхода топлива.

У читателя претензий к работе мотора не было, и выкладывать семь с половиной тысяч рублей он не захотел. Но зерно сомнений мастер все-таки заронил. Порывшись в интернете, читатель обнаружил разные мнения. Нашлись как сторонники подобной промывки, рассказывающие о ее положительном влиянии на двигатели с впрыском во впускной трубопровод, так и противники, пугающие выходом топливной аппаратуры из строя. Вот мы и решили помочь читателю разобраться.

Найдем отличия

У двигателя с распределенным впрыском форсунки располагаются во впускном трубопроводе, поближе к впускным клапанам. Температура и давление в трубопроводе невелики, как, впрочем, и давление топлива в магистрали.

При прямом впрыске форсунка находится в головке блока цилиндров и подает топливо непосредственно в камеру сгорания. Распылитель форсунки во время такта сгорания омывается раскаленными газами, а давление топлива, подачей которого заведует форсунка, превышает 200 бар. Создает столь высокое давление высокотехнологичный топливный насос, для изготовления которого требуются особые материалы и высокая чистота обработки поверхностей. Любая твердая частица, попавшая в насос или форсунку, может поцарапать рабочую поверхность и привести к потере герметичности. Поскольку зазоры в сопряжении иглы клапана и седла также минимальны, то любые отложения на них могут привести к некорректной работе, потере давления, плохому распылу топлива и образованию кокса на распылителе форсунки. Убирая все эти отложения и лаковый налет, следует соблюдать медицинскую заповедь: не навреди.

Мы задали несколько вопросов техническим специалистам крупных компаний, и вот что они ответили.

Как присадки в топливо влияют на работу каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода?

Bosch. Присадки могут негативно отразиться на их работе. Перед чисткой следует внимательно изучить рекомендации производителя.

Ford. Существуют сервисные инструкции для наших дилеров по очистке систем питания и элементов двигателя с использованием специальных жидкостей — например, производимых компанией Tunap: Premium 139 для бензиновых форсунок, Premium 137 для камеры сгорания, клапанов и инжекторов. Проведенные тесты не выявили негативных последствий применения этих средств для очистки системы нейтрализации.

Volkswagen. Оригинальные присадки в топливо, рекомендованные нашей компанией, никак не влияют на работу каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода. О других присадках достоверной информации у нас нет.

Нужно ли чистить систему непосредственного впрыска?

Bosch. Необходимость чистки форсунок может выявить только диагностика. Форсунки рекомендуется чистить не на двигателе, а на специальных стендах — после демонтажа.

Ford. Прежде чем чистить, нужно провести комплексную диагностику. Она покажет, достаточно ли помыть только форсунки или требуется чистка клапанов и камеры сгорания. Убрать грязь из форсунок можно специальными жидкостями или в ультразвуковой мойке.

Volkswagen. Для поддержания хорошего состояния системы впрыска рекомендуем при каждом ТО добавлять в топливный бак присадки, соответству­ющие стандарту VW 507 53 B (многофункциональная присадка G 001 780 M3). Технического регламента по очистке компонентов концерн не предлагает. И если в ходе самостоятельной очистки будут повреждены механические части мотора, топливная аппаратура, каталитические нейтрализаторы и кислородные датчики, рассчитывать на гарантийную поддержку со стороны производителя не следует.

Можно ли в принципе чистить загрязнившиеся форсунки непосредственного впрыска или их необходимо менять на новые?

Bosch. Чистка форсунок возможна на специальных стендах. Форсунку не просто погружают в ультразвуковую ванну, а устанавливают определенным способом. Электрические контакты остаются на поверхности. Форсунку подключают к стенду, который подает сигналы на открытие и закрытие клапаны, — так форсунка очищается полноценно. После процедуры у форсунки проверяют гидроплотность (герметичность), пропускную способность, факел распыла. Если хотя бы по одному из этих параметров проверка на стенде не пройдена, форсунку необходимо заменить. Кстати, не рекомендуется чистить ультразвуком старые форсунки с керамическим покрытием — оно может осыпаться.

Ford. Чистить можно, но всё зависит от причины. Как правило, чистку форсунок ультразвуком (без подачи питания на обмотку управления клапаном) используют только для устранения твердых углеродистых отложений. После этого необходимо проконтролировать рабочие параметры форсунок.

Volkswagen. По результатам диагностики дилер может предложить провести очистку в ультразвуковой ванне. Однако такая процедура полезна не каждой форсунке. У некоторых из-за конструктивных особенностей могут разрушиться не только загрязнения, но и фильтрующие элементы, керамические и полимерные покрытия запорной иглы, а также седло клапана. Данный способ подразумевает обязательный демонтаж форсунки и последующую замену опорных шайб и уплотнительных колец.

Выводы

  • Чистить топливную систему следует только по необходимости — когда коды ошибок в памяти системы управления двигателем указывают на неисправность, а диагностика, включая эндоскопию цилиндров, подтверждает загрязненность компонентов.
  • Безопаснее использовать для очистки составы, рекомендованные производителем.
  • Демонтировали форсунки для очистки на специальном стенде? Обязательно установите новый комплект опорных шайб и уплотнительных колец.
  • Очистка топливной системы непосредственно на автомобиле с подключением ­моющей установки может негативно сказаться на состоянии каталитического нейтрализатора и датчиков кислорода. При такой процедуре невозможно точно оценить степень загрязнения двигателя. Любые отложения, попавшие в нейтрализатор, вызовут локальный перегрев керамических сот, а затем их оплавление.
  • Как часто нужно чистить форсунки.

    Вы почувствовали изменения в работе двигателя и вам это не нравится? Приехали в автосервис и вам предлагают заменить свечи зажигания, которые вы недавно поменяли или быстро вышел из строя датчик кислорода (лямбда-зонд) и каталитический нейтрализатор. А на вопросы сервисменов: увеличился ли расход топлива?; запуск двигателя затруднен?; может быть, он неустойчиво работает на холостом ходу?; есть провалы при резком нажатии на педаль газа?; слышны ли хлопки в выхлопной или впускной системе?; может быть изменилась динамика разгона? – у вас есть утвердительные ответы – проблема, скорее всего, в форсунках.

    Интервалы обслуживания форсунок:

    1.Пробег до 30 000 км.

    При использовании некачественного топлива, возможно загрязнение форсунок смолистыми отложениями, что негативно влияет на работу двигателя. В этом случае чистка форсунок является целесообразной в качестве профилактики.

    2. От 30 000 до 50 000 км.

    Производительность падает на 5 – 7%, увеличивается расхода топлива на 1 – 3 литра. Для устранения загрязнения необходима чистка форсунок.

    3. От 50 000 до 80 000 км.

    Производительность падает на 10 – 15%, двигатель работает неравномерно. При длительной работе загрязненной форсунке плунжер разбивает седло, вследствие этого сечение сопла увеличивается, помимо этого происходит загрязнение. После промывки вся грязь удаляется, но диаметр сопла будет уже увеличен. Поэтому чистка форсунок не рекомендуется.

    Разница в производительности форсунок от 20% до 50% – чистка форсунок нецелесообразна, не-обходима замена форсунок вне зависимости от их состояния! Форсунка – главный элемент инжекторной системы, она же система подачи топлива. Она представляет собой устройство с электромагнитным клапаном, которое при получении электрического импульса впрыскивает топливо под давлением во впускной коллектор или цилиндр.

    По истечении электрического импульса форсунка перекрывает подачу топлива.

    Первое, что нужно усвоить, когда речь заходит о форсунках, форсунки – это расходный материал. У каждой форсунки есть фиксированный срок жизни. Производители рекомендуют замену форсунок на 100 000 – 120 000 км. пробега, вне зависимости от состояния, но в наших условиях реальный интервал замены форсунок 80 000 – 100 000 км. Главная причина выхода форсунок из строя – это не качественное топливо. Например, содержание серы в бензине РФ в 50 раз превышает европейские нормы, на основе которых заводы-изготовители устанавливают свои рекомендации, естественно, это крайне негативно сказывается на агрегатах двигателя и в частности на форсунках.

    Читайте также  Как использовать супротек в бензиновом двигателе?

    Очень часто именно от ее состояния зависит работоспособность мотора. Дело в том, что форсунка расположена в зоне действия высоких температур, испарение бензина приводит к тому, что на детали образуются отложения, препятствующие процессу распыления топлива, заодно нарушается процесс смесеобразования. Отложения на форсунках представляют собой черно-коричневую лаковую корку, которая трудно счищается и не растворяется бензином. У загрязненных форсунок снижается производительность, изменяется направление и форма факела распыла. Первыми признаками ее неисправности становятся затрудненный запуск или провалы в мощности при увеличении нагрузки двигателя и как следствие все остальные «симптомы».

    Существует два способа очистки форсунки – со снятием и без, которые в свою очередь имеют несколько вариантов проведения. Можно очистить форсунку промывкой, заливая моющую жидкость в бак или подавая ее с помощью специального приспособления к топливной раме. В этом случае вынимать ее из нутра мотора не нужно и процедура становится существенно дешевле. Однако не рекомендуется пользоваться этим способом, так как в форсунку вместе с моющей жидкостью попадет вся грязь со стенок бака или рампы, и могут возникнуть проблемы со свечами и моторным маслом, которые заметно стареют с каждой процедурой.

    Сама же чистота форсунок после таких процедур остается под сомнением. Второй вариант подразумевает демонтаж форсунки и ее очистку на специализированном ультразвуковом стенде с последующей проверкой на стенде производительности форсунок. Это требует большего капиталовложения, но дает возможность автовладельцу видеть результат очистки, не полагаясь на непроверенную автохимию. Своевременная профилактика, конечно, лучше всякого лечения. Если машина новая или имеет со-всем небольшой пробег, можно воспользоваться терапевтическим методом очистки (первый способ). Он предполагает использование чистящей жидкости, один флакон которой рассчитан на 60-80л топлива. Этим средством следует пользоваться каждые 3-5 тыс. км.

    При движении автомобиля в спокойном режиме вредные отложения в форсунке постепенно растворяются. Если же система впрыска вашей машины серьезно загрязнена, то профилактика не по-может, а только повысит риск замены детали. Но не стоит забывать, что форсунка – расходная деталь, которая при всем желании не будет служить вечно. Срок жизни форсунки истекает, когда автомобиль проходит с ней 80-100 тыс.км. При таком количестве оговорок и условий, незнание которых или неверная трактовка могут нанести серьезные удары по кошельку водителя и организму автомобиля, всегда лучше советоваться с профессионалами. К тому же всегда есть шанс принять симптомы поломки другой детали за неисправность форсунки.

    И даже если вам кажется, что проблема именно в инжекторной системе, начать нужно с диагностики.Заправиться некачественным бензином можно в любой момент. Проблемы с форсунками от некачественного топлива могут произойти одномоментно или накапливаться годами и тысячами пройденных километров. При возникновении симптомов неисправности топливной системы необходимо обратиться в автосервис, не затягивая с решением проблемы. Форсунка – это расходный материал. У каждой форсунки есть фиксированный срок жизни. Замена форсунок каждые 100 000 – 120 000 км вне зависимости от состояния, как рекомендуют производители. Но в наших условиях реальный интервал замены форсунок 80 000 – 100 000 км. Главная причина износа форсунок – некачественное топливо.

    Содержание серы в бензине на территории РФ в 50 раз превышают европейские нормы, на основе которых заводы изготовители устанавливают интервалы обслуживания автомобилей. Естественно, это крайне негативно сказывается на агрегатах двигателя и, в частности, на форсунках.

    Компания ПихтинАвто рекомендует:

    1. Постоянно используйте средство для очистки форсунок как добавку к топливу.

    2. При первых симптомах неисправности обратитесь в автосервис.

    3. чистите форсунки для профилактики засорения каждые 20-30 тыс. км.

    4. До пробега 80 тыс.км. заменяйте только неисправную форсунку.

    5. После пробега 80-120 тыс.км. замените все форсунки, даже если вышла из строя одна.

    Как почистить форсунки инжектора

    Современные бензиновые автомобили уже не используют карбюратор для дозировки и подачи топлива. Они снабжены инжекторами, второе название которых — топливные форсунки. Смысл их работы заключается в распылении (впрыске) топлива в камеру сгорания. Различаются компоненты именно по способу впрыска. Они могут быть:

    • механическими;
    • электромагнитными;
    • пьезоэлектрическими;
    • гидравлическими.

    Но принцип их работы остаётся общим независимо от вида.

    Для бесперебойной работы «движка» важно, чтобы топливная система была чистой. Засорение — это не только повышенный расход топлива, но еще и сложности при запуске мотора. Тем, кто не хочет платить лишние деньги автосервисам за относительно несложную работу, будет полезно узнать, как провести чистку форсунок автомобильного двигателя самостоятельно.

    Для чего надо промывать инжекторы?

    В процессе сгорания топливовоздушной смеси происходит образование смоляного налета, который откладывается не только в камерах сгорания силового агрегата, но и в соплах , постепенно загрязняя их. Диаметр и форма отверстия в форсунке, через которое подается горючее, со временем меняется. Это приводит не только к недостаточной подаче, но и к изменению процесса распыления. Смесь становится неоднородной — вместо топливного тумана подаются струйки бензина. В смеси может быть избыточное количество бензина или кислорода. Это негативно влияет на производительность мотора, расход топлива и т.д. Зимой, когда топливо хуже испаряется, загрязнение происходит более интенсивно.

    Для восстановления нормальной работы мотора и нужно иногда очищать форсунку, удаляя все отложения внутри их каналов.

    Компонент сконструирован так, что при использовании «идеального» бензина очистка не нужна. Например, высококачественное европейское топливо избавляет автолюбителей из ЕС от работ по чистке форсунок автомобильного двигателя.

    Пора чистить форсунки?

    Есть рекомендация – чистка топливных форсунок выполняется каждые 30 тыс. км. О том, что нужна промывка инжектора, говорят такие симптомы:

    • «движок» запускается с трудом либо вовсе не запускается, хотя стартер прокручивает;
    • работа мотора сопровождается вибрацией;
    • обороты холостого хода неустойчивые;
    • снижение мощности силового агрегата;
    • расход топлива существенно вырос;
    • увеличение дымности выхлопа;
    • разгон автомобиля сопровождается хлопками.

    Все эти симптомы не сваливаются сразу на автомобиль «как снег на голову». Поломки прогрессируют постепенно и примерно к 100 тысячам км пробега достигают своего пика. Низкокачественное топливо может ускорить процесс.

    Условно загрязнение происходит в 3 стадии:

    • Малая. Производительность компонента снижается на 5-10%. Расход топлива вырастает на 1-2 литра. Двигатель работает без проблем.
    • Средняя. Производительность инжектора падает уже на 10-20%. Расход топлива увеличен на 2 литра. Заметно “подтраивание” в работе мотора. Идет неравномерный выхлоп с резким характерным запахом. Динамика разгона ухудшается настолько, что это становится явно заметно.
    • Сильная. Производительность упала на 50% и более. Двигатель колотит при работе, будто он вот-вот выпрыгнет из подкапотного пространства. Происходит это из-за того, что отключаются один-два цилиндра (в них не поступает топливо из-за забитого элемента). При резком нажатии на педаль газа могут появиться хлопки. Возникают также симптомы второй стадии, но в более выраженной форме.

    Чем промыть форсунки инжектора?

    Если речь идет о химическом методе промывки инжектора, нужно покупать специальное средство, фильтр тонкой очистки и новые уплотнительные кольца.

    Такой способ не подойдет для керамических, старых и сильно загрязненных форсунок — есть серьезный риск их повреждения.

    Продаётся чистящая жидкость для промывки, она так и называется. Приобрести ее можно в любом автомагазине либо на АЗС. Если по какой-либо причине такой жидкости нет в продаже, то заменить ее можно «карбклинером» — жидкостью для очистки карбюраторов. Химсостав у нее точно такой же. Чем лучше промыть – решать вам. Можно почитать отзывы о том или ином составе в интернете на специализированных форумах. Жидкости промывочные для дизельных форсунок и для бензиновых различаются.

    Будьте внимательны! Эти жидкости весьма агрессивны и легко воспламеняются. Берегите глаза и работайте в резиновых перчатках.

    Есть еще жидкость для добавки в топливо. Но об этом ниже.

    Как промыть форсунки инжектора: распространённые методы

    Теперь несколько слов о том, как правильно промыть форсунки.

    Самый простой, но и наименее эффективный способ — добавление специальной моющей присадки в топливо. Но это скорее профилактическая мера. Если уже есть серьезные загрязнения, так их не удалить.

    Есть плюсы и минусы у этого метода чистки форсунок. Промываться будет вся магистраль, включая бак и топливный насос. По идее это хорошо, но если в системе есть грязь и крупные отложения (обычно в баке), они поднимутся и пойдут в распылители, чем могут окончательно «убить» инжекторы. Это самый простой способ, но для старых авто он точно не подойдёт.

    Следующий метод чистки инжектора очень распространен. Форсунку нужно демонтировать. Проще всего снять сначала всю рампу, а уже потом с нее снимать элементы. Понадобятся аккумуляторная батарея, два провода с клеммами и жидкость для очистки. Одним из преимуществ такого метода является визуальный контроль «до» и «после». Один провод подсоединяется к АКБ и форсунке. Второй — только к форсунке инжектора. Подсоедините баллон со спреем-очистителем к ее входному отверстию. Кто-то делает это напрямую, кто-то через кусок топливного шланга.

    Нужно держать форсунку топливную и надавливать на баллон, чтобы жидкость шла под давлением. Одновременно с подачей жидкости нужно подсоединять на пару секунд второй провод к источнику питания 12 вольт, чтобы приводился в действие электромагнитный клапан. Лучше всего это делать с помощником. Процедура выполняется до тех пор, пока форсунка не начинает нормально распылять жидкость.

    Читайте также  Что такое рокера в двигателе?

    Можно самостоятельно собрать несложный стенд с примитивной схемой. Такие стенды есть на многих СТО. С его помощью одновременно чистят все форсунки сразу, создавая давление в рампе. Это позволяет сравнить их распыление и добиться одинакового результата на каждой.

    В запущенных случаях пользуются сложным методом — ультразвуковой чисткой двигателя в специальной ванне. Метод сложный, требует наличия определенных навыков, но зато самый эффективный.

    Чистка мотора без снятия форсунок

    Вычистить форсунки не снимая можно. Для этого будет нужен промывочный цилиндр — изготавливается из двухлитровой пластиковой бутылки. На дне сверлится отверстие, к которому подключается компрессор. К горлышку крепится шланг, который подсоединяют к рампе. Действуем, не снимая двигателя.

    В бутылку заливается промывочная жидкость. Отключается топливный насос в автомобиле, заводится «движок» и запускается компрессор, который будет подавать промывку в систему. Когда вся жидкость отработает (а она подавалась вместо бензина), мотор выключают, все собирают обратно. Устанавливают новые свечи зажигания. Минусом метода чистки двигателя является отсутствие визуального контроля результата.

    Чем хороша ультразвуковая чистка топливных форсунок?

    Неоспоримое преимущество подобного метода — это на 100% качественная очистка даже полностью заросших сопл. С его помощью можно восстановить форсунку и её производительность, когда химия банально не может попасть внутрь из-за сильного загрязнения. Но помните: тефлоновые и керамические форсунки инжектора чистить ультразвуком нельзя.

    Если вы регулярно ухаживаете за своим автомобилем и имеете гараж, почистить форсунки не снимая легко. Составы продаются в автомагазинах, какого-либо специального инструмента не требуется. Если пробег у автомобиля большой, инжекторы никогда не чистились, без ультразвуковой ванны, скорее всего, не обойтись.

    Засорение топливных форсунок: заменить или почистить?

    Трудности с запуском, неустойчивая работа на холостом ходу, недостаточная тяга, увеличение расхода топлива, рывки и провалы при резком нажатии на педаль «газа» — повинными в каждой из этих проблем могут быть разные системы двигателя, но если взять указанные симптомы в совокупности, вероятнее всего, окажется, что их источником является система питания.

    Она состоит из нескольких узлов, предназначенных для хранения топлива, его очистки от посторонних включений и подачи в цилиндры во время работы двигателя, но важнейшая из всех задач, стоящих перед системой питания, — обеспечение качественного смесеобразования. От того, насколько хорошо была приготовлена горючая смесь, зависит, как она воспламенится и сгорит. В конечном итоге многое упирается в точно дозированный, правильно сформированный и верно направленный факел топлива, бьющий из сопла топливной форсунки, а перечисленные выше вопросы к работе двигателя представляют собой лишь внешние проявления нештатного смесеобразования.

    Но что может помешать нормальному формированию факела? Причин несколько. Одна из них — засорение форсунок, или, как нередко называют эти же узлы в случае использования на бензиновых двигателях, инжекторов.

    Из-за засорения уменьшается пропускная способность и производительность форсунки, она плохо распыляет топливо, изменяется форма факела и его направление.

    На интенсивность загрязнения форсунок влияют многие факторы: тип двигателя, качество топлива, особенности эксплуатации конкретного автомобиля и некоторые другие нюансы. Например, в дизелях и бензиновых двигателях с непосредственным впрыском топлива распылитель форсунки выходит в камеру сгорания, где подвергается воздействию высокой температуры, в результате чего к обычному засорению добавляется появление отложений внутри и снаружи распылителя. Собственно поверхностный нагар образуется при работе любого двигателя, но этот процесс должен протекать в условиях динамического равновесия — сколько появилось нагара, столько его и выгорает. Однако при преимущественно городской эксплуатации, для которой характерны короткие поездки при неполном прогреве либо недостаточно продолжительная работа мотора в нормальном температурном режиме, кокс накапливается. Это, кстати, объясняет рекомендации в отношении бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива периодически устраивать им достаточно продолжительные загородные поездки, которые обеспечивают естественную очистку от накопившегося нагара. Нужно упомянуть, что подобная ситуация с нагаром наблюдается при неисправности системы охлаждения, при повышенном расходе масла на угар, но в этих случаях речь идет о проблемах в самом моторе.

    Почему, однако, засоряются форсунки центрального или распределенного впрыска, если воздействию таких же высоких температур, как в случае непосредственного впрыска, они не подвергаются, бензин, прежде чем попасть в инжектор, очищается, причем форсунки нередко сами оснащаются мелкоячеистыми фильтрами?

    Во-первых, из-за наличия систем вентиляции картерных газов и EGR воздушную среду, в которой работают такие форсунки, трудно назвать безукоризненной. Во-вторых, пусть не настолько сильно, но эти инжекторы тоже греются, что стимулирует полимеризацию присутствующих в топливе смол и непредельных углеводородов, превращающихся в отложения.

    В-третьих, при загрязнении встроенного фильтра уменьшается пропускная способность форсунки, что не может не повлиять на работоспособность узла.

    Наконец, фильтры не задерживают всю грязь. Мелкие ее частицы проникают в распылитель, в чем неоднократно убеждались особо пытливые специалисты, распиливавшие, чтобы докопаться до истины, инжекторы, переставшие нормально работать.

    Механизм возникновения неисправности понятен, но что делать, когда она появилась? Чтобы решить вопрос наверняка, можно, конечно, заменить инжекторы новыми. Однако это самый дорогостоящий способ.

    К примеру, цена форсунки бензинового двигателя с непосредственным впрыском составляет порядка 300 евро. Сколько цилиндров, столько и форсунок. При общем сильном загрязнении системы питания и еще некоторым причинам, связанным со спецификой белорусской эксплуатации, инжекторы способны засоряться через 20-30 тыс. км. Если менять их с такой периодичностью, можно по миру пойти.

    Инжекторы систем с распределенным впрыском дешевле — от 30 до 100 у.е., но с учетом количества цилиндров сумма тоже набирается приличная. А ведь если не изношен клапан форсунки и не сгорела ее электрическая начинка, дело лишь в какой-то грязи, мешающей нормальному распыливанию бензина.

    В автомагазинах предлагаются специальные присадки к топливу, названия которых однозначно указывают их предназначение — «Очиститель инжектора», Injector Cleaner, Injector Clean, Injector Flush Professional и тому подобное. Их добавляют в бензобак перед заправкой, после чего отложения постепенно растворяются и вымываются из системы питания при работе двигателя. Так во всяком случае уверяют производители присадок.

    Присадки недороги — от 80 тыс. руб. и далее по возрастающей в зависимости от торговой марки изготовителя и емкости флакона. Однако следует иметь в виду, что эти препараты хороши лишь как профилактическое средство для относительно чистых систем питания. Если же система питания сильно загрязнена, присадки способны наделать больше вреда, чем пользы. Не исключено, что накопившиеся в топливном баке смолистые вещества под действием присадки сгустками отслоятся от стенок бака и отправятся закупоривать магистрали системы, а добравшись до форсунок, забьют их грязью окончательно. Поэтому если присадки и можно рекомендовать, то только для защиты от загрязнения и поддержания в работоспособном состоянии всей топливной системы и инжекторов в частности, когда автомобиль новый либо это подержанная машина со сравнительно небольшим сроком эксплуатации, недавно пригнанная к нам из страны с гарантированно высоким качеством бензина, поступающего в продажу.

    Поскольку присадки не панацея, были придуманы профессиональные установки, предназначенные для промывки инжекторов. Одни из них подключаются к двигателю через переходные штуцеры так, что штатный бензобак, топливный насос и фильтр в процедуре промывки участия не принимают. Мотор работает на специальной жидкости, которая подается из бака установки.

    Для промывки на установках второго типа форсунки должны сниматься с двигателя. Опять-таки существуют разновидности.

    На одних стендах форсунки подключаются к топливным магистралям и к электропитанию, после чего они работают в разных режимах, однако вместо топлива через них протекает промывочная жидкость.

    На других — форсунки помещаются в специальную ванну с моющим раствором, где очищаются с помощью ультразвука.

    У каждого из способов профессиональной промывки есть достоинства и недостатки. Например, с помощью установок, подключаемых к двигателю, одновременно с инжекторами очистке подвергаются регулятор давления, клапаны и камера сгорания двигателя, но качество промывки определяется по косвенным признакам — восстановлению устойчивой работы мотора на холостых оборотах, снижению уровня СО в выхлопных газах и т.д., что оставляет вероятность ошибки. Кроме того, промывочная жидкость попадает в моторное масло. Поэтому масло с масляным фильтром после безразборной обработки придется заменить.

    На стендах, предназначенных для промывки бензиновых инжекторов, демонтированных с двигателя, есть возможность проверить производительность форсунок, форму факела топлива, а также их электрические и другие параметры еще до начала процедуры. Это позволяет сразу же определить, какой из инжекторов стоит промыть, а какой можно отправить в утиль, не испытывая ни тени сомнения.

    Само собой разумеется, что такие стенды позволяют с высокой точностью убедиться, насколько промывка помогла форсункам восстановить работоспособность.

    Какой из способов выбрать, менять на новые или промывать, решать владельцу автомобиля, столкнувшемуся с симптомами засорения форсунок. С учетом того, что вероятность получить положительный результат достаточно высока, а стоимость промывки одного бензинового инжектора систем питания составляет порядка 10% цены нового, попробовать их промыть есть смысл.

    Но надо понимать, что любой способ промывки по своей сути профилактическая мера. При механическом износе или проблемах с электрической частью инжекторов промывка что мертвому припарки.

    Сергей БОЯРСКИХ
    Фото и видео Ольги-Анны КАНАШИЦ, автора и из открытых источников
    ABW.BY

    Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки компанию «Газ-Альтернатива»