При каком зажигании греется двигатель?

skorp1onka › Блог › Греется мотор, возможные причины

Была такая проблема, и я полезла в интернет. На просторах нашла интересную статью. Чего бы и не поделиться. ))

Что предпринять, если во время эксплуатации автомобиля стрелка, указывающая температуру, стремительно поползет вверх. Эта статья поможет разобраться в том, из-за чего греется мотор, возможные причины, методы их диагностики и устранение неполадок.

Первое, что необходимо сделать, если мотор быстро перегрелся — сразу же включить «печку» авто на полную мощность и остановиться, прижавшись к краю проезжей части. Если стрелка уже перешла в красный сектор, стоит сразу же остановить работу двигателя, далее откройте капот и попробуйте сжать шланг радиатора. По его упругости вы определите величину давления в системе охлаждения.

Если давление невелико, то для того, чтобы устранить перегрев мотора, рекомендуется отвернуть пробку радиатора и долить в него жидкости. Лучше всего будет, если вы дадите двигателю остыть в течение 15 минут, а потом надо снова завести автомобиль и долить жидкость при работающем двигателе.

Жидкость в системе начинает кипеть тогда, когда стрелка указателя температуры поднимается выше риски и заходит в красную зону циферблата. В этом случае двигатель перегрет, и ему надо остыть в течение получаса. Если у вас нет с собой антифриза, в радиатор можно долить воду.

Возможные причины, почему греются моторы.

► Во-первых, из-за подклинивания термостата.
► Во-вторых, двигатель быстро перегревается, если недостаточно охлаждающей жидкости.

Недостаток тосола может возникать, если в системе охлаждения есть течь. Она случается тогда, когда есть течь в моторном отсеке. Если по утрам запотевают стекла, значит, течь в радиаторе печки.

Также, недостаток тосола может возникнуть из-за того, что его «выгоняют». «Выгонять» его могут выхлопные газы, например, если «пробита» головка блока цилиндров, или пар, который образуется из-за закипания тосола, а также воздух, который подсасывает. В этих случаях рекомендуется проверять уровень жидкости в радиаторе, уровень в расширительном бачке.

Когда есть подозрение, что тосол «выгоняется», чтобы найти и устранить эту неисправность, необходимо снять крышку радиатора и трубку, ведущую к расширительному бачку. Вместо трубки надеваем целый полиэтиленовый пакет. Заводим двигатель и минут через 15-20 нюхаем, чем же он заполниться. Если выхлопными газами, то надо снять головку блока. Если запахло несгоревшим бензином или паром из тосола, значит, помпа не обеспечивает в норме циркуляцию охлаждающей жидкости.

Можно найти неисправность помпы при работающем двигателе. Для этого следует снять резиновую трубку и «на глаз» определить давление жидкости: если на ходу заткнуть трубку, то должно брызнуть из нее примерно на полметра или больше.

Кроме того, можно проверить давление, которое развивается водяным насосом. Нужно, не снимая резиновый шланг, пережать его пальцами и газануть. Затем сделать так же на другой машине. А теперь нужно сравнить, у кого помпа давит и у кого радиатор «печки» забит грязью.

Чтобы промыть систему охлаждения, нужно слить тосол. Если он чистый, то промывать двигатель не надо, так как в нем накипи нет. В противном случае, рекомендуется залить в систему охлаждения воду. Далее заведите машину, и пусть она поработает примерно пять минут, затем слейте воду. Так проделайте несколько раз, пока вода не будет чистой.

Эта операция будет эффективнее, если добавить в воду «антинакипин» или каустическую соду. «Антинакипина» вам понадобится граммов 50. Есть «антинакипин» в любой котельной. Спросите там по поводу концентрации и времени промывки. Но обратите внимание, в котельной — все из чугуна и очень толстое, а в автомобиле все металлы тонкие. Поэтому необходимо уменьшить дозу, как минимум, в два раза, и промыть свой двигатель в течение четверти часа. После того, как сольете воду с «антинакипином», надо залить и слить чистую воду, и так проделать не меньше шести раз.

Для того чтобы ускорить промывку, нужно снять радиатор и промыть его обратным током воды. Радиатор «печки» можно быстрее промыть, если снять с него оба шланга и подавать воду попеременно в каждое отверстие.

Еще одним способом можно проверить эффективность работы помпы — слить воду (тосол) и снова залить ее. После чего необходимо запустить двигатель. Дать ему прогреться. Если есть разрушения, то воздух из печки будет идти холодный, так как печка «завоздушена». Неисправная помпа на холостом ходу не может ее «прокачать». Если помпа неисправна, значит, не будет циркулировать охлаждающая жидкость через системы подогрева коллектора. У двигателей с впрыском может начаться «плавание оборотов», если водяные резиновые трубки будут холодными. Все придет в норму, если вы «газанете». Помпа в исправном состоянии должна сама удалить лишний воздух из системы.

Если вы подозреваете, что тосол «выгоняют» выхлопные газы, наденьте на горловину пакет, а лучше презерватив (он не распадется от горячего тосола). Затем по запаху постарайтесь попробовать определить, есть ли прорыв выхлопных газов. Но имейте в виду, что если прорыв небольшой, то эти газы очистятся, пройдя через тосол, и запаха вы можете не почувствовать. Правда, в этих газах нет и кислорода. А найти эту неисправность можно, если поджечь спичку.

Прорыв газов можно найти по кислотности тосола. Когда через тосол проходят выхлопные газы, он становится более кислым, т.к. в газах есть окись углерода. В зарубежных странах для определения кислотности используют индикаторную жидкость. Ее можно заменить лакмусовой бумажкой. Для того чтобы определить кислотность тосола, макните одну полоску в свежий тосол, а другую полоску — в радиатор, а затем надо сравнить.

Надежней всего определить прорыв газов можно, если вместо свечи зажигания ввернуть выточенный переходник. После подать воздух в цилиндр. При этом удерживая коленвал, чтобы он не проворачивался, откройте горловину радиатора. И сразу увидите утечку из цилиндра в систему охлаждения. Часть воздуха будет прорываться в картер. Если клапанная крышка стоит на месте, откройте масло-заливную горловину, чтобы не выдавило сальники. В цилиндре будет несколько килограммов, а через две минуты уровень тосола в радиаторе будет подниматься. Это значит, что воздух, вытесняя тосол, прорывается в систему охлаждения. Немного позже появятся пузырьки. Когда выкручиваете свечи зажигания или накаливания, всегда обращайте внимание на то, какого они цвета. Так как при больших утечках можно определить по цвету свечей, в каком цилиндре происходит утечка.

Если из выхлопной трубы автомобиля капает вода, попробуйте каплю на вкус. Если капля сладкая, то это тосол, а это означает, что придется снять головку. Капля пресная на вкус – значит, это просто конденсат, и это не страшно. Наоборот, означает, что выхлопные газы не перегрелись. Если из выхлопной трубы уже полился тосол, значит, один из цилиндров точно не работает. Двигатель троит — это значит, что выхлопных газов в двигателе уже нет.

Иногда возможной причиной быстрого перегрева мотора может быть забитый радиатор – для того, чтобы устранить данную неисправность, его следует продуть.

У автомобиля позднее зажигание — значит двигатель в этом случае плохо «тянет». В такой ситуации надо найти, почему зажигание стало «поздним». Если вышла из строя вязкостная муфта вентилятора, чтобы устранить поломку, необходимо заглушить двигатель, провернуть вентилятор рукой. Провернуть вентилятор будет очень трудно, если двигатель горячий. Но обычно это бывает не так, потому что некоторая часть силиконовой смазки вытекла из муфты. В этом случае нужно снять вентилятор и разобрать вязкостную муфту. Засунуть в муфту толстый картон, сложенный в несколько слоев, а затем собирать обратно. Вязкостная муфта заклинена и на импортной машине появляется обычный вентилятор. На отечественных машинах такой вентилятор работает в полную силу.

Еще хотелось бы добавить, что достаточно часто владельцы машин жалуются на то, что моторы сильно греются. Но возможной причиной этого может быть подклинивание колес, которое ведет за собой большой расход топлива и перегрев мотора, так как из-за этого вы все время ездите на пониженных оборотах. Поэтому, перед тем, как оставить машину на стоянке, потрогайте все диски рукой. Температура всех дисков должна быть одинаковая.

При каком зажигании греется двигатель?

При скорости больше 80 кмч температура ползет вверх
Также при затяжных подъемах на скорости 60 кмч
двигло 402 — давление в норме, поршневая прошла 1000 км
термостат 85С
2 кулера не успевают держать температуру в норме

-датчик включения на верхнем патрубке
-тосол до уровня верхнего патр. радиатора
-радиатор с широким верхним бачком

была замена : ГБС с 76 на 92,помпа,термостат

Как оптимальнее выявить засаду?

-датчик включения на верхнем патрубке
-тосол до уровня верхнего патр. радиатора
-радиатор с широким верхним бачком

была замена : ГБС с 76 на 92,помпа,термостат

Как оптимальнее выявить засаду?

Думаю здесь кроется несколько причин , первое: несомненно проверить работу термостата , потому что мне кажется он не закрывает малый круг при открытии большого или они оба открываются (что есть плохо) , тогда жидкость охлажденная перемешивается с кипятком малого круга.
Второе: проверить правильность установки зажигания из за позднего поджига двигатель начинает перегреваться.
Последнее: из за изменения работы двигателя (с 76 на 92) увеличилась рабочая температура его и просто твой радиатор не справляется с этой нагрузкой тогда выход поменять на радиатор новой модели у него производительность в 1,5 лучше.
Пробуй , проверяй 😉

Спасибо всем за ответы.

Вчера проводил тестирование наместе
слил тосол , залил воды
тосол стал темного цвета но маслянистых пятен не видно — может от резинок темнеет только бы не от прорыва газов в головке.

есть подозрения что жидкости в верхнем бачке было мало и помпа все это выкачивала и цепляла воздух.

в малый круг вставил обрезок от рессорной втулки.

долго не выходила пробка воздушная хотя малый круг работает — при увеличении оборотов уровень воды падал после возврата на холостые — поднимался, потом вышел воздух уровень воды стал меньше на 0,5 литра. Судя по всему помпа качает нормально.
Сегодня опять на трассу — посмотрю,
если будет греться — буду испытывать без термостата заглушив обратный круг.

SIR — трамблер не менял — думаю это не так критично на этих движках.

вот только к меня вакум корректор не подключен — некуда, карб старый озон без выхода на вакум.

Да и еще свечи указывают на бедноватую смесь — белесые
— может это тоже влияет ?

Вообщем живу надеждой что это не ГБЦ.

после тестовых заездов пришел к выоду что проблема в радиаторе
на холостых без термостата при включенном вентиляторе — температура падает очень медленно.

Есть почти халявный радиатор от БМВ — хватит ли его теплоотдачи для 402

мотора, стоял на 2-х литровой шестерке М20 110-125 л.с.

Saab: первые копейки (ихние fiat) были без вакум корректора —
не грелись же даже в Италии.

Приемистость мотора без в-корректора хуже, с этим соглашусь.

Да и зажигание мы крутили — эффекта не было.

Сколько по времени должен крутиться кулер если
датчик стоит в верхнем патрубке (t 87-92)

— у меня на холостых он 2,5 минуты крутиться
и как-бы термостат уже начал прикрываться а кулер жужжит —
может его в нижний патрубок надо перенести ?

Сколько по времени должен крутиться кулер если
датчик стоит в верхнем патрубке (t 87-92)

— у меня на холостых он 2,5 минуты крутиться
и как-бы термостат уже начал прикрываться а кулер жужжит —
может его в нижний патрубок надо перенести
А может проблема в самом датчике?
2,5 минуты — что-то долго как-то
Уважаемые коллеги , попробую объяснить данную ситуацию , хотя данная тема выходит на поверхность обсуждения уже который раз.
Итак мы имеем датчик включения карлсонов (в дальнейшем ДВК) в верхнем патрубке системы охлаждения т.е. на выходе горячего потока из двигателя , конечно карлсоны будут крутиться до тех пор пока охлажденная жидкость не пройдет весь круг и из движка не пойдет более прохладная при этом двигатель работает и выдает массу тепла. 😯
По моему мнению (но не смею вам его навязывать) ДВК должен стоять в нижнем патрубке на выходе жидкости из радиатора тогда мы регулируем температуру подаваемой жидкости в двигатель и соответственно укорачиваем работу карлсонов.По опыту могу сказать , что на холостых оборотах в такой комплектации ДВК , работа карлсонов составляет от 30 сек до 1 минуты. 😉
И в заключении: думаю что датчик у Вас в норме , а вот как продвинулись дела по перестановке радиатора от BMW он встал , подошел по размерам . . 🙄

SIR вчера вечером соорудили трубку в нижний патрубок с датчиком
результат :

включается когда в вехнем бачке 95С
отключается 88-90С
время работы на счет 30-35 сек.

Теперь гоняю систему с Эффект 100 антинакипь
С БМВ радиатором это на самый крайний случай — попытаюсь вытянуть теплоотдачу на старом радиаторе.

Suhorini как раз позавчера занимался «протыкиванием сот»
приспособа — щуп от классики — укороченный и сточен потоньше и поуже, отполирован наждачкой.

вставляешь с лицевой стороны радиатора в каждую дврочку между сот до выхода
терпения хватило только на 3-ю часть сот
завтра продолжу — на буханке трудоемко наместе это делать

Уважаемый Sergb писал:
включается когда в вехнем бачке 95С
отключается 88-90С
время работы на счет 30-35 сек.

После изменений и очистки от накипи просим поделиться результатом! .
Уважаемый Скрежет писал:
SIR, Хочу уточнить. Всегда считал что при позднем зажигании при большем наполнении цилиндров как раз двигатель меньше нагревается, а при раннем температура растет. Разве не так? Может я ошибаюсь?
Уважаемый Скрежет 😆 , дело в том , что и слишком раннее и слишком позднее зажигание вредны в любом случае 🙁 , только при раннем поджиге происходит торможение поршня и соответственно огромная нагрузка на весь кривошипно-шатунный механизм , а при позднем несгоревшая смесь выскакивает через уже открытый клапан и из-за этого начинается нагрев выпускного тракта ну и головки блока цилиндров тоже , температура ползет неминуемо вверх 😯 .Более подробную информацию можно черпать в старых справочниках советского выпуска 🙄 , ведь движки у нас по конструкции бородатые. 😉

Читайте также  Что такое номинальные обороты двигателя?

Думаю здесь кроется несколько причин , первое: несомненно проверить работу термостата , потому что мне кажется он не закрывает малый круг при открытии большого или они оба открываются (что есть плохо) , тогда жидкость охлажденная перемешивается с кипятком малого круга.
Второе: проверить правильность установки зажигания из за позднего поджига двигатель начинает перегреваться.:wink:

При раннем зажигании двигатель греется намного сильнее, чем при позднем. При перегреве позднее зажигание — не в счёт. Единственная ожидаемая неприятность от позднего зажигания, это сгоревшие выпускные клапана, особенно если бедная смесь.
Малый круг — «узкое» (глючное) место системы охлаждения. Если термостат открыл большой круг, а малый при этом не закрыл, быть беде. Согласен! Термостат это не всё, что включает в себя малый круг. Есть ещё салонный отопитель (печка), через который отводится часть горячей охлаждающей жидкости от четвёртого цилиндра. И если зимой, когда по обыкновению кран печки открыт, двигатель чувствует себя хорошо, то летом, с закрытым краном отопителя двигатель перегревается и кипит. Перегрев 4-го цилиндра — «детская болезнь» а/м УАЗ.

sergb — кран отопителя сейчас закрыт? Попробуй открыть ради эксперемента.

Борьба продолжается.
Очистка «Эффектом 100 антинакипь» субъективно дала результаты

вода слилась какогото черно-зеленоватого оттенка,
и когда остатки этой консистенции испарились на бетоне — остался обильный ржавый налет.

Продул соты снаружи воздухом — пыли достаточно оторвалось.

Возможности погонять авто на нагрузке небыло , на месте на холостых режим работы вентилятора 25-30 сек. Если оба вместе работают — 12-14 сек.
Зажигание поставили +5 — 10 Град. Но надо добавить — детонацию не слышу.

Viktor:
Печек у меня пока нет — только шланги — с 4 цилиндра без крана.
со 2-го зажат пластиной.
В малый круг вставлена резиновая шайба с пропускным сечением 14 мм

П поводу раннего зажигания :
Давным давно на Газ69 с 21м мотором была проблема при нагреве движка отказывал бензонасос (со стеклянным отстойником) — так вот сделал позднее зажигание все встало в норму и температура и подача бензина.

Saab: Чем краску сдирать с радиатора ?

Я сдирал краску снаружи металлической щеткой, потом плюнул и смыл всю краску керхкром (у меня краска начала шелушится и может поэтому так хорошо сползла) между делом погнув половину этих самых пластинок, что приварены к трубкам. Зато теперь у меня чисто медный радиатор, так как старый — еще с толстым верхом — что без расширительного бачка работает.

Циркулировать будет лучше только без термостата. Больше никак. Я сам когда термостата небыло видет как тосол там перетекает — видно было через наливную горловину как там все течет под напором — сейчас с термостатом такого нету.

Может датчик неисправен температуры. У меня было такое — минут 10 показывает верно, потом начинает врать. Это я на случай если кто решит вынуть датчик и прокипятить его в кастрюльке с термометром — покажет верно все, хотя в работе будет врать.

У меня вон с термостатом на 70 градусов температура в норме. Ползет только если очень быстро ехать или активно гонять по городу.

Пластмассовые вентиляторы отстой. Я сам, переломав их 3 штуки вернулся к железному из 2-х половинок. Лопати там элементарно загибаются пассатижами под хорошим углом и дует так. что жалюзи пришлось повесить назад, так как в дождливую погоду температура очень падала.
Можно попробовать крыльчатку от ГАЗ 66 — она 6-ти лопастная, правда тяжелая очень — я сам с ней ездил поначалу со всем неотрегулированным и особо не грелось.

Предлагаю увеличить скорость циркуляции охлаждающей жидкости. Т.е. заменить шкив насоса системы охлаждения (помпы) на меньший по диаметру, от а/м Газель. Помогает радикально.

С зимы стоит газелевский.

Вчера на уазе с таким-же движком и 1-м кулером засекал время работы кулера на хх — около 15 сек ,у меня около 30
так-что теплоотдача радиатора у меня ниже — правдо радиаторы разные
у меня с широким верхним баком — у него с узким,

интересно бы узнать их теплоотдачу,

и как вообще можно замерить теплоотдачу радиатора в гаражных условиях ?

10 причин почему греется двигатель автомобиля

Греется двигатель автомобиля.

Перегрев двигателя автомобиля – проблема, с которой может столкнуться каждый водитель.
В этой статье мы можем узнать:
— как вовремя заметить что двигатель перегрелся;
— почему двигатель греется вообще и в определенных ситуациях;
— как поступить при перегреве двигателя.

Для понимания сути вопроса необходимо последовательно прочесть все пояснения автомеханика со стажем.

Как определить, что двигатель перегрелся

На первый взгляд кажется очень просто – по показателям прибора температуры двигателя, или – датчика. Это верно, если бы не одно но – начинающие автомобилисты настолько увлечены дорожной обстановкой вокруг, что на панель приборов смотрят только в одном случае – сколько осталось топлива. Автомобилисты со стажем, наоборот, в силу уверенности в своих силах, также не смотрят на панель приборов автомобиля. И в результате, часто возникает ситуация, что перегрев обнаружен, когда температура двигателя давно превысила допустимые нормы, и двигателю нанесен непоправимый ущерб. Именно непоправимый перегрев – одна из самых сложных неисправностей, которая приводит к очень серьезным последствиям. Но об этом немого позже.
А ведь есть способ, который не даст пропустить момент перегрева. В пробке это проблематично, и не всегда присутствует явно, но следует знать вот о чем:

— Как только температура двигателя превысит допустимую норму, при резком нажатии на педаль газа, либо при ускорении автомобиля, даже небольшом, отчетливо прослушиваются детонационные стуки, которые в простонародии называются «стучат пальцы». Это не верно, но такое определение знают все.
Если Вы услышали такой звук – 99% вероятности, что двигатель перегрелся, и необходимо принимать меры.

Детонационный стук – звонкий металлический стук, частота которого совпадает с частотой вращения двигателя. Вы наверняка слышали такие звуки при заправке некачественным топливом. Откуда пошло понятие «стучат пальцы», мне лично неизвестно. А вот истинная причина возникновения подобных стуков – нарушение процесса сгорания топлива. То, что Вы слышите, не что иное, как взрывы топливной смеси. При нормальной работе двигателя, процесс сгорания – контролируемый, как только нарушается один из параметров работы – процесс выходит из-под контроля, и сгорание превращается во взрыв. Отсюда и понятие – детонационные (от слова детонировать — взрываться) стуки. При перегреве двигателя – это первый признак.

Прежде чем продолжить разговор, давайте определимся, что является нормально температурой, а что – перегревом. Односложного ответа нет, но есть общие правила.
Температура двигателя в пределах 85-95 градусов Цельсия, является рабочей.
Температура двигателя до 100 градусов, является допустимой. Это значит, что кратковременное повышение температуры до 100, иногда до 105 градусов – допускается. Именно кратковременно – до 5 минут.
Температура двигателя выше 105 градусов Цельсия – перегрев, и необходимо принимать меры.

Причины которые могут вызвать перегрев

1. Недостаток охлаждающей жидкости. Жидкость в двигателе закипает не потому, что ее мало, а вот почему: помните о наружной поверхности для охлаждения? При недостатке жидкости, поверхность соприкосновения жидкости и нагретого двигателя недостаточна, и перенос тепла в окружающую среду происходит плохо. Вот отсюда и перегрев. Система охлаждения двигателя не герметична, как многие полагают, и в процессе эксплуатации происходит испарение жидкости – не забывайте проверять ее уровень регулярно. И конечно, следите за состоянием радиатора и патрубков – течи недопустимы. Бывают случаи внутренней течи – в результате повреждения прокладки между головкой и блоком цилиндров. Вода из выхлопной трубы бежать не будет, но постоянное понижение уровня жидкости без видимых течей – повод насторожится и обратиться к специалисту. Накопившаяся в цилиндрах вода, в момент пуска двигателя может привести к гидро-удару – это в прямом смысле может разрушить поршневую группу, и не только.

2. Состояние радиатора. Просветы между сотами радиатора достаточно малы, и могут постепенно загрязняться представителями насекомого мира. Это не шутки, был случай, когда незначительное загрязнение радиатора (вкупе с плохим состоянием двигателя) – привели постоянному перегреву авто. Следите за чистотой радиатора, и хоть иногда обдувайте его сжатым воздухом.

3. Неправильно установленный угол зажигания. При нарушении угла зажигания, процесс сгорания топлива нарушается. Как следствие – повышение температуры сгорания, и понижение мощности. Мощность упала, а потребности нет. Что делаем? Правильно – сильнее жмем на педаль газа. Получается, что на расчетный режим работы двигателя (при котором происходит нормальное охлаждение) – тратится больше топлива. Отсюда и перегрев. К слову – проблема с зажиганием может возникнуть (именно самопроизвольно, а не после Вашего вмешательства в тонко отлаженный механизм двигателя) в случае растяжения ремня или цепи ГРМ. Это не единственная возможность, но распространенная – имейте в виду.

4. Качество топлива. Несоответствующее октановое число ведет к снижению мощности, и повышению температурного режима сгорания топлива. Тут выход один – заправляйтесь в одном месте, так вероятность получить плохой бензин – ниже.

5. Отложения на стенках двигателя и радиатора. Причина проста – использование некачественной охлаждающей жидкости, а то и вовсе, воды. Немного поподробнее. С точки зрения физики, использование воды – лучше, так как вода обладает лучшей теплопроводностью, чем спиртосодержащие антифризы. Но – в воде присутствуют соли (наблюдать можно на стенках чайника) – тоже происходит и внутри двигателя. В результате нарушается циркуляция воды, эффективность охлаждения понижается и двигатель перегревается. Если уж льете воду в расширительный бачок – лейте дистиллированную, она очищена от солей. А лучше всего использовать специальные антифризы. Поверьте – полностью удалить накипь из двигателя – невозможно. И еще одна «прелесть воды: если, после воды, например к зиме, Вы зальете антифриз – будьте готовы к потекам (потечь может в любом месте: радиатор, патрубки) – это факт. Если постоянно ездить «на антифризе», ничего не произойдет, а вот после воды – антифриз потечет в 99%.

6. Износ двигателя. Сюда можно отнести множество аспектов, но в большинстве случаев — это износ поршневой группы. При длительной эксплуатации автомобиля, поршневые кольца, служащие для герметизации камеры сгорания, изнашиваются, что ведет к снижению компрессии, нарушению сгорания топлива, потере мощности (помните про формулу) и перегреву авто.

Как то слишком сложно получилось. Если проще, то так: топливо лучше сгорает при определенном давлении, которое создается в камере сгорания. Давление – порядка 12 атмосфер. Если взять трубу, заткнуть картошкой и подуть внутрь, то внутри создастся давление, которое и называют компрессией. Сила, с которой Вы дуете, будет представлять силу расширения топлива при сгорании, которая давит на поршень и приводит во вращение коленвал. Кольца служат для более плотного прилегания поршня к цилиндру (в нашем случае картошка и трубка). Теперь, если Вы вложите кусочек картошки, неплотно прилегающий, и подуете – воздух будет проходить мимо картошки-поршня.

Вот это и происходит в двигателе при износе поршневой группы (износ колец и износ стенок цилиндра). В результате, часть энергии расширения топлива при сгорании, проходит мимо поршня (между поршнем и цилиндром), а также – снижается компрессия (оптимальное давление в камере сгорания), что ухудшает качество сгорания. И опять – потеря мощности и перегрев. Тут выход один – обратиться к специалисту.

7. Вентилятор радиатора. В некоторых (старых) моделях авто, такая причина отсутствовала, так как вентилятор приводился во вращение напрямую от коленвала через ремень. Теперь, вентиляторы электрические, и включаются при срабатывании датчика температуры. Датчик может не сработать, а вентилятор – не включится. Это довольно распространенная причина. Просто стоит выйти и посмотреть – возможно окисление контактов подключения двигателя.

8. Воздушные пробки, образующиеся при заливке жидкости. К слову, в таком случае датчик температуры может не показать повышение температуры. Как избавиться от пробки – тема отдельной статьи. От себя добавлю – при заливке жидкости в систему охлаждения, автомобиль должен стоять горизонтально.

9. Термостат. Термостат разделяет систему охлаждения на два круга – малый и большой. Малый используется для прогрева автомобиля (количество жидкости уменьшено, радиатор отключен), при достижении определенной температуры подключается большой круг (подключается радиатор) Если термостат заклинил, то используется только малый круг: количество жидкости недостаточно, радиатор отключен – перегрев авто. Определить можно, пощупав нижние патрубки, подходящие к радиатору: если они холодные, а авто перегрелось – меняйте термостат.

10. Помпа. Помпа – это насос, который принудительно перегоняет воду, для улучшения циркуляции. По большому счету, с помпой может приключиться две неприятности: она попросту потечет – Вы увидите, и вторая, которую определить сложнее – износ крыльчатки помпы. При износе крыльчатки, помпа медленно качает жидкость, в результате в двигателе жидкость нагревается быстрее, чем в радиаторе (ухудшается циркуляция воды) Определить можно по неравномерному нагреву – радиатор холодный, а двигатель кипит. Внимание – такие же симптомы и при неисправности термостата, и наличии воздушной пробки.

Так же могут быть и другие причины — одна из которых из разряда «нарочно не придумаешь». К примеру – не полностью ослабленный стояночный тормоз, что приводит к подтормаживанию авто, повышению нагрузки на двигатель, и перегреву. Трос «ручника» может подклинить – был такой случай. Машина подтормаживает незначительно, но этого достаточно в жару.

И еще некоторые грешат на включенный кондиционер. По большому счету, это скорее надуманная причина. Безусловно, кондиционер создает дополнительную нагрузку на двигатель, но это было учтено при разработке. Если уж совсем двигатель плох – полный износ, то такое может произойти. Что делать – отключить чудо современного автомобилестроения.

Читайте также  Как удалить масло из системы охлаждения двигателя?

Пожалуй, на этом и остановимся. Единственное, о чем поговорим в конце – перегрев в пробке на дороге. От этого не застрахован никто.

Как поступить если автомобиль перегрелся в пробке

При длительном движении авто на пониженной передаче, двигатель работает с повышенной мощностью, что само по себе ведет к перегреву. Добавьте сюда отсутствие встречного потока воздуха, необходимого для охлаждения радиатора.
Что делать?
Главное не паниковать. Кратковременный перегрев не страшен, а вот если видите, что машина не остывает, пора действовать.

Важно – без крайней необходимости не глушите двигатель. Именно – без крайней. Заглушенный, перегретый двигатель – почти 100% гарантия ремонта. Описывать происходящее в двигателе в таком случае довольно долго (проворачивание вкладышей вместе с коленвалом, при последующем пуске двигателя – меньшая, из возможных бед) , просто примите на веру.

Важно – не вздумайте поливать водой двигатель, или лить холодную воду в радиатор. Результат один – ремонт. Причем, можно так постараться, что без замены блока и головки цилиндров не обойтись. Еще одна «прелесть» холодной воды ¬– микротрещины внутри блока. Найти и устранить будет очень и очень сложно, если вообще возможно.

Авто перегрелось – постарайтесь съехать на обочину. Не получается – не паникуйте, и не обращайте внимания на окружающих – Вам важно сберечь двигатель.

Остановились на холостом ходу, включили печку отопления на полную, и ждете. Если через 5-10 минут ситуация не улучшается – глушите мотор.
Не лишним будет открыть капот, главное в панике не забыть установить авто на стояночный тормоз.

Единственной причиной заглушить двигатель сразу, являются клубы пара из-под капота. Скорее всего, лопнул патрубок охлаждения, и дальнейшая работа двигателя только ухудшит ситуацию.

Вот такой он, перегрев двигателя, если рассмотреть повнимательнее. Теперь Вы знаете – почему греется двигатель, и как с этим справится.

10 причин перегрева мотора

Хорошее время лето, вот только у многих автомобилистов может появиться проблема — перегрев двигателя. Стоя в пробках, внимательно и настороженно наблюдают они, как неуклонно лезет вверх температура двигателя. Еще не хватало «закипятить» мотор на дороге!

Помимо нервотрепки, потери времени, которое требуется на периодические стоянки с открытым капотом, удара по престижу и репутации, вызванному либо сочувственными, либо презрительными взглядами из проезжающих мимо машин, все это крайне неполезно для мотора.

Даже однократный кратковременный перегрев мотора может обеспечить ему массу проблем в дальнейшей жизни. Дело в том, что у мотора есть немало деталей, которые очень чувствительны к повышенным температурам. Во-первых, это маслоотражательные колпачки клапанов. Резинка, что с нее возьмешь! Да даже если колпачки силиконовые, то все равно — и они перегревов не любит. Во-вторых, это поршневые кольца, маслосъемные в первую очередь. Пружинные расширители маслосъемных колец при высоких температурах «отпускаются», теряют упругость. И это кольцо превращается в простое украшение поршня. И первое, и второе влечет за собой резкий рост масляного аппетита двигателя. Но, помимо необходимости частого долива масла и дымного выхлопа, рост расхода масла имеет еще одну опасную сторону. Поверхности камеры сгорания зарастают отложениями, препятствующими нормальному охлаждению двигателя, что усугубляет ситуацию с перегревами.

И даже не это самое страшное. Детали, как известно, при нагреве расширяются. Если все штатно, то при охлаждении они возвращаются в исходное состояние. Как говорят механики, деформация линейна, остаточных деформаций нет. А при перегреве — расширяются больше, чем это предписано конструкцией. И деформация может выйти за границы «линейного закона» — перейти в пластику. А это ведет к тому, что после охлаждения деталь уже не вернется к начальному состоянию — появляются остаточные деформации. Отсюда коробление блока и головки цилиндров, рост размера поршней вплоть до их задира. Вот это уже совсем неприятно, поскольку требует серьезного ремонта двигателя. Ну, наверное, хватит страшилок. Давайте разбираться с причинами.

Почему же вдруг начинает греться мотор? Причин можно насчитать с десяток. Причем перегрев может быть и внешним и, что более опасно, внутренним. Признак внешнего перегрева — рост температуры охлаждающей жидкости. Это мы видим и можем оперативно на него среагировать. А вот внутренний перегрев снаружи сразу не заметен. Тепло как бы остается внутри мотора, повышения температуры жидкости практически нет. Но двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь, детонацией и калильным зажиганием, и, в худшем варианте, — задирами поршней.

Четко прослеживается аналогия с человеческим организмом. Как и у человека, повышение температуры мотора — это свидетельство того, что «организм» сопротивляется. Даже при исправном термостате некоторый рост температуры двигателя в определенных ситуациях дело нормальное. Долгое стояние в пробках, езда в горку с полной нагрузкой — повышение температуры неизбежно. Но это проявление «внешнего» перегрева. А вот вспомните ситуацию, когда плохо совсем, а температура низкая! Это еще хуже, чем, допустим, 38 на градуснике. «Организм не борется», — говорят в таких случаях. У мотора — аналогично. Бывают ситуации, когда «внутренний пожар» никак не отражается на указателе температуры. Это перегрев «внутренний».

Причины двух видов перегрева разные. Начнем с «внешнего».

Первая причина, и самая простая, — недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Вода, или тосол — это жидкость, которая, как известно, дырочку найдет. В системе охлаждения мотора, с кучей трубок, трубочек, патрубков, хомутиков и прокладочек, таких дырочек может быть много. Вот и уходит постепенно тосол и из расширительного бачка, и из радиатора системы охлаждения. Свидетельство этого — белые потеки на внешних поверхностях двигателя, капли тосола под машиной после длительной стоянки. А уж совсем плохо, если тосол уходит в масло и в цилиндры двигателя. Как уже говорилось ранее, такое возможно при разрушении или прогаре прокладки блока цилиндров, короблении посадочных поверхностей головки или блока. Тут последствия могут быть куда жестче: от гидроудара до заклинивания коленчатого вала.

Вторая причина — малая эффективность воздушного охлаждения радиатора. Этому может быть тоже несколько причин. Если вентилятор приводится ремнем от коленчатого вала, то может ослабнуть натяжение этого ремня. Если привод вентилятора электрический, то может дурить датчик температуры. А еще это может быть следствием сильного загрязнения ребер радиатора системы охлаждения. Грязь — очень плохой проводник тепла, а под капотом ее обычно достаточно. Кстати, о сильном загрязнении радиатора говорит малая скорость нормализации температуры при начале движения после длительной стоянки. В нормальном состоянии обдув радиатора при движении даже со средней скоростью приводит к очень быстрому снижению температуры до нормальной. Если этого нет, радиатор надо мыть или вообще менять!

Третья причина — нарушения в работе термостата. Тут тоже все понятно. По мере накопления отложений в системе охлаждения подвижность упругого элемента термостата теряется, и он перестает реагировать на температуру тосола, выходящего из двигателя. Дальше все зависит от того, в каком положении он зависнет — либо постоянно начнет гонять жидкость по большому контуру, и мотор будет труднее прогреваться; либо по малому, тогда перегревы неизбежны. А особенно термостат «любит» воду, а лучше всего — жесткую, с большим содержанием солей и минералов. Тут зависания его упругого элемента можно ждать уже через пару тысяч километров после замены. Некоторые герметики системы охлаждения тоже могут дать аналогичный эффект, особенно если ими злоупотреблять.

Четвертая причина лежит в области неправильной регулировки системы зажигания или впрыска. Позднее начало сгорания сдвигает момент окончания горения топлива практически к моменту открытия выпускных клапанов, а то и еще дальше. Тогда сгорание не кончится и на выпуске. Итог — резкий рост температуры отработавших газов. Головка блока цилиндров до 40–50% тепла получает именно из выпускной системы. Если добавить к этому очень сложные условия охлаждения головки, то избежать кипения тосола в такой ситуации, скорее всего, не получится. Паровые пробки в полостях охлаждения «затыкают» весь контур охлаждения, вот вам и тяжелый перегрев.

Пятая причина — длительная работа бензинового двигателя в условиях детонации. О детонации можно говорить много, но один из «сухих остатков» этого разговора — резкий рост износа деталей двигателя при детонации.

Шестая причина — длительная работа двигателя в нерасчетных режимах. Эффективность работы системы охлаждения зависит от расхода охлаждающей жидкости, прокачиваемой через контур охлаждения. А расход жидкости зависит от частоты вращения коленчатого вала: чем она больше, тем больше тосола гонит помпа через полости системы охлаждения. Но вот частая ситуация. Лето, жарко. Загородная трасса, трудяга-«жигуленок» тянет на дачу многочисленное семейство с детьми, кошками, огромным верхним багажником и прицепом, заваленным всякими нужными вещами. А на пути — длинный-длинный подъем, по которому с трудом и дымом тянется старенький «КамАЗ»-лесовоз. И не обогнать — навстречу поток машин… Итог очевиден и многим знаком — кипение двигателя. А все почему? Скорости набегающего воздушного потока не хватает, ползем ведь еле-еле. Обороты двигателя малые, система охлаждения работает через пень-колоду, а педаль в пол — нагрузка на мотор сумасшедшая. Вот и все самые неблагоприятные факторы в одну кучу собираются.
Та ситуация, которая описана, характерна для так называемых буксировочных режимов работы двигателя. Это самое то, что нужно для скорейшего отправления бензинового мотора на свалку. А еще мотор очень не любит длительное стояние в пробках, когда он молотит на холостых. Хоть нагрузка и минимальна, но набегающего потока вовсе нет, только от вентилятора. А его может и не хватить.

Cедьмая причина — прогар выпускного клапана. Тут все понятно. Трещина в клапане пускает на выпуск высокотемпературные газы еще на такте сгорания, а это повышает температуру отработавших газов и, следовательно, деталей двигателя. Реагирует на это и температура охлаждающей жидкости.

Первые семь причин — это «внешний» перегрев. Мы можем как-то оперативно на него прореагировать, потому что видим, как стрелка указателя температуры постепенно приближается к красной черте. Значительно опаснее следующие причины, поскольку они вызывают «внутренний» перегрев двигателя, который проявляется уже своими последствиями.

Итак, восьмая причина — большое количество отложений в полостях охлаждения. При длительной работе на стенках полостей охлаждения, особенно головки блока цилиндров, накапливается слой отложений, чаще всего минеральных солей, выделившихся из тосолов или воды. Они очень вредны. Во-первых, отложения перекрывают часть сечения каналов и уменьшают тем самым расход жидкости. Во-вторых, они плохо теплопроводны, и поэтому создают дополнительное сопротивление для потока тепла, который должен отбираться тосолом. Вот и идет внутренний перегрев. Внешне, на указателе температуры, все нормально, а внутри — слишком горячо! Кстати, отложения могут дать и внешний перегрев, расход-то тосола уменьшается, вот его температуры и растут. Но все-таки внутренний перегрев здесь будет более выраженным и опасным. А еще эти отложения повышают опасность возникновения крайне опасного явления — кавитации полостей охлаждения, при котором металл стенок двигателя может быть «съеден» до сквозных дыр очень быстро. Часто повреждения, наносимые кавитацией, путают с обычной коррозией и относят к использованию некачественных тосолов. Внешне они похожи, и действительно те и другие вызваны «левым» происхождением охлаждающей жидкости, но причины их возникновения разные. Впрочем, какая вам разница, отчего потечет блок или головка — от кавитации или коррозии? То и другое одинаково неприятно.

Девятая причина — большой уровень отложений в камере сгорания. Вот это четкий внутренний перегрев двигателя. Камера сгорания при этом как бы теплоизолируется слоем нагаров, практически неспособных проводить тепловой поток. Особенно это характерно для моторов с изрядным износом, где в цилиндры идет много масла. Оно плохо горит и дает эти самые отложения в цилиндрах. Причем все развивается как цепная реакция: перегревы вызывают повышенный расход масла, он увеличивает слой отложений в камере сгорания, и перегревы еще более увеличиваются. И опять, внешне, со стороны указателя температуры двигателя, все благополучно. Поток-то тепла в тосол уменьшился, и температура остается нормальной. А вот мотор «тупеет», валит сизый дым из трубы, по утрам не завестись. Опасны эти отложения еще и тем, что при их большом количестве они могут вызвать и раннее, и позднее калильное зажигание, очень опасную аномалию сгорания в бензиновом моторе.

Наконец, последняя в нашем описании, десятая причина возможных внутренних перегревов — это нерациональное использование ряда присадок к моторному маслу, тех, что относятся к классу автохимии. Дело в том, что принцип работы определенного класса присадок — это наращивание металлокерамического слоя на поверхностях цилиндров. А металлокерамика — мощный теплоизолятор, и работает он, с точки зрения перегревов, аналогично внутренним отложениям в камере сгорания, описанным выше. Поэтому, несмотря на очевидные преимущества металлокерамического слоя в плане трения и износа, перестараться с ним опасно. У нас были случаи, когда после подобной обработки межкольцевые канавки у поршней вышибало на первой сотне километров пробега. И это тема для отдельной статьи, к которой мы обязательно вернемся в дальнейшем.

Итак, при самом беглом взгляде на закипевший мотор мы нашли целых десять возможных причин его перегрева. Так как быть, чтобы избежать этого опасного явления? Советов в целом немного, и все они сводятся к одному: надо следить за мотором своего автомобиля. Правильная регулировка, своевременная подтяжка ремня привода помпы и вентилятора, если они есть, конечно, использование качественных бензинов, не детонирующих даже в самых сложных условиях, — это азбука эксплуатации. А еще надо помнить, что чистоту любят не только люди! Слой грязи на радиаторе, внешних поверхностях мотора снаружи не виден, но мешает его работе изрядно. Еще больше мешают грязь и отложения на поверхностях внутренних полостей мотора. А вот с ними поможет справиться «подкапотная» автохимия, благо очистителей двигателя в продаже нынче много!

Читайте также  Лада приора какое масло лить в двигатель?

Перегрев двигателя

Калькулятор расчета мощности двигателя автомобиля

5 способов произвести расчет мощности двигателя автомобиля. Калькулятор для определения мощности ДВС онлайн

Эта статья была написана из-за отсутствия подробной информации по перегреву двигателя в интернете.

Чтобы решить вопрос почему же случился перегрев двигателя для начала нужно разобраться в схеме системы охлаждения, нужно понять принцип ее работы. Так же стоит узнать по каким кругам идет охлаждающая жидкость при открытом и закрытом термостате.

Если вы столкнулись с проблемой перегрева, то у нас есть подробная видео инструкция как с ней справиться, также информация как работает система охлаждения двигателя.

Где искать причину перегрева двигателя

Некоторые автомобилисты обнаруживают, что мотор греется, но не могут найти признаки этой проблемы. Сразу в голову приходит вопрос: «Что прежде всего проверять и менять?». На мой взгляд, в первую очередь нужно проверить двигатель на прорыв выхлопных газов.

Через отверстие или трещину в головке или блоке цилиндров, причиной также может стать пробитая прокладка головки блока. Заодно сразу можно провести тест на работу радиатора и крышки расширительного бачка. Данный тест описан ниже.

старый и новый термостаты; проверка на прорыв выхлопных газов

Если возраст автомобиля переступил порог десяти лет, обязательно нужно заменить термостат. В том случае, если работа термостата действительно вызывает подозрения, на помпу грешить вовсе не нужно.

Меняем его, если не помогло, то нужно снять помпу и проверять уже её. Когда результат без изменений, то тогда нужно промыть систему охлаждения. Проверка остальных деталей требует более глубокое уточнение.

Если у вас ещё возникнут вопросы, то у нас есть материал о причинах перегрева двигателя.

Проверка системы охлаждения

Запускаем мотор и прогреваем до рабочей температуры, обратите на то, как нагревается верхний патрубок, он должен нагреваться постепенно, примерно в пять раз медленнее, чем двигатель. Это связано с тем, что в термостате есть небольшое отверстие, из него потихоньку сбрасывается горячая охлаждающая жидкость в большой круг.

Если автомобиль только начал прогреваться, но верхний патрубок начал греться с той же скоростью, что и движок, то потрогайте нижний патрубок радиатора. Если нижний патрубок греется так же, значит, что термостат заклинило в открытом положении.

Его нужно заменить. В данном, заклинившим в полуоткрытом положении, мотор прогревается в два раза дольше. При нагретом двигателе, примерно 50-70 градусов, нижний патрубок радиатора должен оставаться прохладным. Теперь ждем, пока движок прогреется до рабочей температуры. На тех автомобилях, на которые установлены электрические вентиляторы охлаждения, придется подождать, когда вентилятор начнет работать. Если вентилятор начинает срабатывать тогда, когда мотор закипел, значит присутствует дефект расширительного бачка или крышки радиатора, может также не срабатывать датчик включения вентилятора и может плохо работать помпа.

Как только двигатель прогреется, вискозная муфта начнет крутиться на полную нагрузку и вентилятор включится, тога нужно будет пощупать верхний патрубок, а лучше — латунную ванночку радиатора, она должна быть горячей; после нужно потрогать ванночку радиатора или нижний патрубок. Амплитуда температур на входе и выходе равна примерно 20 градусам. В том случае, если разница на входе радиатора охлаждающей жидкости и выходе больше 20 градусов, и нижний патрубок холодный, то, скорее всего, не качает помпа, либо термостат открывается не до конца.

А может и забило радиатор изнутри. Если нижний патрубок горячий (его температура может быть равна температуре верхнего), значит причиной стал засор радиатора снаружи.

Теперь, как двигатель прогрелся полностью, глушим его и ждем примерно минуту. Если охлаждающая жидкость закипела, то ждем пока она перестанет кипеть, после, примерно через две минуты, аккуратно открываем крышку радиатора. Охлаждающая жидкость должна быть под самую крышку.

Если это не так, то, скорее всего, неправильно работают клапана в крышке радиатора, также нельзя исключить, что крышка не повреждена.

Может кипеть и сам двигатель. После снятия крышки часть ОЖ вылилась, её нужно долить, теперь запускаем двигатель, крышка радиатора должна быть открыта. Охлаждающая жидкость в горловине крышки будет немного подрагивать. Увеличиваем количество оборотов до 2000-2500 об мин.

Уровень жидкости должен опустится — это говорит о том, что отсутствует засор радиатора, при этом помпой создаётся разрежение, в результате чего тосол всасывает быстрее, чем втекает. Если в радиаторе засор, а помпа при этом работает исправно, то ОЖ просто выдавит через горловину наружу.

Но нужно уточнить: если греется сам движок, он кипит только в том случае, когда запущен, то в двигателе происходит утечка отработавших газов, а если ОЖ кипит еще несколько минут после остановки мотора, то тогда двигатель имеет перегрев. Причиной которого является забитый термостат, неисправная помпа, или же забитый радиатор. Иногда выбивает прокладку головки.

Cлева направо: пробитая прокладка ГБЦ, загрязненность термостата, поломка помпы.

Такое случается от постоянной быстрой езды, или из-за «слишком» раннего зажигания. Если выбило прокладку, значит из выхлопной трубы будет выходить пар, давим на газ, смотрим в зеркало, если за Вами тянется туман, сомнений тогда не останется. Зачастую, все расширительные бачки оборудованы небольшими патрубками, устанавливаются для того, чтобы удалять воздух из системы охлаждения.

Чтобы выявить прорыв выхлопных газов в систему охлаждения, понадобится прогреть двигатель, а на горловину радиатора или расширительного бачка надеть презерватив или целлофановый пакет, после ждем примерно десять минут, не забываем время от времени повышать обороты. Затем, через десять минут, снимаем его и нюхаем пары. Если запах бензина отсутствует, значит, проблема в забитом радиаторе, термостате или помпе, а в том случае, если присутствует запах бензина, значит прокладка пробита. На этом наши поиски причины перегрева двигателя не завершены.

Продолжение (вторая часть) читайте дальше.

Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия

Он нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь… Делимся советами: как не вскипятить мотор и что делать, если уже увидели дым из-под капота.

В процессе работы любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) выделяется большое количество тепла. Чтобы не допустить перегрева, машины оснащают системой охлаждения: она держит рабочую температуру двигателя в оптимальных пределах (обычно от 85 до 105°С). Как и любая другая технически сложная часть, система охлаждения иногда дает сбои, в результате температура растет до критических значений, а это может привести к очень серьезным последствиям.

Чем грозит перегрев двигателя?

Не будем драматизировать: иногда он проходит без больших последствий. Все зависит от степени перегрева, которую можно условно разделить на три части.

Слабый перегрев. Внимательный водитель постоянно контролирует температуру охлаждающей жидкости (ОЖ). «Зависшая» в красной зоне стрелка датчика температуры — хороший повод проверить систему охлаждения, а заодно и двигатель. Ежедневный «подогрев» мотора вреден.

Средний. Пар из-под капота проблема уже серьезнее. Если такое случилось, нужно срочно остановиться, дождаться пока антифриз остынет, долить его (если есть что) и попробовать запустить ДВС. После этого лучше проверить мотор на станции обслуживания, потому что во время «кипения» он мог пострадать.

Сильный. Обычно такое случается, если мотор «закипел» из-за неисправной системы охлаждения о чем не знал водитель. Самые частые последствия перегрева двигателя звучат страшно и стоят дорого: расплавленные поршни, трещины на головке блока цилиндров, провернутые вкладыши, сломанный коленвал.

Не откладывайте визит в сервис, если силовой агрегат вдруг стал работать как прежде и больше не греется. В следующий раз он может «вскипеть» с последствиями.

Наиболее чувствительны к перегреву современные двигатели с турбонаддувом. Также «в зоне риска» тюнингованные моторы. Даже после замены программного обеспечения (а чип-тюнинг по праву относится к самому доступному и популярному варианту увеличения мощности мотора) температурный режим часто меняется и становится нестабильным.

Самые распространенные причины перегрева двигателя

Начнем с прописных истин: автомобиль и мотор в нем — предметы повышенной ответственности. Их надо регулярно обслуживать, не дожидаясь пока однажды машина встанет где-нибудь в пробке.

Низкий уровень антифриза. Банально, но многие открывают капот только зимой, чтобы залить незамерзающую жидкость, хотя следить за уровнем масла и антифриза нужно в любое время года. В системе охлаждения могут образовываться воздушные пробки, если охлаждающая жидкость постоянно на минимуме. Из-за этого мотор находится в постоянной зоне риска.

Некачественный антифриз. Тоже частая причина. Он может быть изначально плохого качества (скажем, вы залили его весной и никаких проблем до летней жары не было) или просто сильно разбавленный. Вторая причина чаще бывает у ленивых водителей, постоянно забывающих купить «охлаждайку», доливая в нее воду. От такой «жижи» в системе охлаждения проку мало и жди беды.

Забитый грязью радиатор. К сведению тех, кто не в курсе: радиаторов в автомобиле несколько. Обычно ближе к решетке установлен радиатор кондиционера, а за ним — основной, системы охлаждения. Доступ к нему затруднен и не всегда удается визуально проконтролировать состояние сот, тем более их очистить. В результате мы ездим с забитыми грязью радиаторами, процессы теплообмена нарушаются и вот вам снова риск перегрева. Популярный метод очистки струей воды под давлением результата практически не дает. Без демонтажа качественно промыть радиатор обычно не получается.

Неисправности элементов системы охлаждения. Каждый элемент выполняет свою задачу. Например, термостат переключает движение ОЖ между контурами: для быстрого прогрева двигателя пускает ее по малому контуру (через двигатель), после выхода температуры на рабочую — по основному (через радиатор). Если термостат заклинило в первом положении, жидкость может не поступать в радиатор и быстро перегреваться. Разумеется, причины перегрева ДВС могут быть и в неработающей помпе (водяном насосе), и в текущем патрубке. Иногда выходит из строя датчик температуры: на указатели вроде бы норма, а на самом деле температура высокая. Выход из строя вентилятора охлаждения радиатора обычно приводит к перегреву на малых скоростях, в дорожных заторах.

Признаки перегрева двигателя

Перегрев можно предупредить! В первую очередь меняются показания температуры ОЖ. Регулярно проверяйте положение стрелки (или цифру, если панель приборов электронная) — так вы сразу поймете, когда температура двигателя начнет повышаться. На некоторых моделях указателя нет — в этом случае при перегреве загорается сигнализатор. Какие еще признаки перегрева можно выделить?

  • Появление пара из-под капота
  • Вибрация, обусловленная кипением антифриза
  • Падение мощности
  • Отказ работы двигателя

Как предотвратить перегрев?

Прежде всего, следить за техническим состоянием транспортного средства и вовремя ездить на ТО. В неавторизованных техцентрах под техническим обслуживанием часто понимают замену моторного масла и фильтров, не уделяя внимания полноценной диагностике. В любом дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS каждый автомобиль обязательно проверяют в соответствии с технологическими картами производителя. Специалисты не могут делать это каждый день. Поэтому вам необходимо наблюдать за уровнем ОЖ в бачке и информацией на указателе температуры жидкости. Также любые отклонения в работе двигателя (стуки, сложности с запуском и т. д.) должны стать поводом для беспокойства.

Что делать, если ДВС начал перегреваться?

Среди двух вопросов — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. Мотор может попадать в «красную зону» по множеству причин и угадать верную из них сразу наверняка не удастся, только если вы не профессиональный мастер и под автомобилем нет лужи. Решать проблемы надо по мере поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать колом», а потом ищем причины.

При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости. Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром.

Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.

Когда перестанет идти пар и бурление в бачке прекратится (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если вы не имеете опыта ремонта автомобиля, скорее всего вряд ли поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали подкапотного пространства. Возможно, соскочил один из патрубков системы охлаждения или образовалась трещина в радиаторе: в этом случае под проблемным местом можно увидеть лужу. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В таком случае нужно долить антифриз (или на крайний случай воду) в расширительный бачок и попробовать продолжить поездку.

Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?

Обычно перегрев происходит в жаркую погоду или в пробке. Имеет смысл подождать вечера, чтобы без проблем добраться до места ремонта своим ходом: станет прохладнее и спадет трафик. Есть несколько лайфхаков, которые увеличат ваши шансы доехать до нужной точки без перегрева двигателя.

Включите отопитель на максимум. Ваша задача — максимально отвести тепло из системы охлаждения. Печка заберет лишний жар мотора, но при этом вскипеть рискуете вы сами.

Держите минимальные обороты. Мы имеем в виду минимально возможные для нормального движения. При этом нагрузка на двигатель будет меньше — значит, меньше тепла будет выделяться при работе. На автомобилях с механической коробкой передач можно переходить на повышенную передачу раньше обычного. Машины с автоматом, как правило, имеют ручной режим: переведите в него ручку селектора и управляйте диапазонами вручную.

Есть подозрения? Давайте проверим!

Если состояние радиатора или уровень жидкости в расширительном бачке легко проверить, узнать что-то о термостате, водяном насосе, качестве антифриза обычному водителю никак не удастся. Антифриз обычно служит 5 лет, помпу в зависимости от модели меняют раз в 60 000 – 100 000 км. Более точные сроки можно узнать в ближайшем дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS: если у вас есть подозрения, что двигатель перегревается, запишитесь на диагностику прямо сейчас. Помните, что реальный перегрев — это всегда большие расходы, которых на самом деле легко избежать.