Можно ли ездить с включенными противотуманными фарами?

Правила использования световых приборов автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.

Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).

К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.

Внешние световые приборы автомобиля

В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.

Примечание. Тема «световые приборы» является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.

Габаритные огни

Габариты — это небольшие световые приборы, расположенные примерно по углам автомобиля (всего 4 штуки). Светят они не очень ярко и в первую очередь предназначены для того, чтобы водители других автомобилей могли в темноте понять, где начинается и заканчивается Ваша машина.

Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.

Дневные ходовые огни

ДХО — световые приборы в передней части автомобиля (2 штуки), которые светят довольно ярко. Они предназначены для улучшения видимости автомобиля спереди в светлое время суток.

Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.

В 2021 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.

Ближний и дальний свет фар

Ближний (2 лампочки) и дальний (2 лампочки) свет фар — это основные световые приборы, которые предназначены для освещения дороги перед автомобилем.

При этом ближний свет освещает участок непосредственно перед автомобилем, а дальний — более отдаленный участок. Ближний свет имеет смысл использовать на небольших скоростях, дальний — на более высоких.

Противотуманные фары

ПТФ — 2 фары в переднем бампере автомобиля, предназначенные для освещения дороги в условиях плохой видимости.

В 2021 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.

Противотуманный фонарь

Противотуманный фонарь — фонарь красного цвета в задней части автомобиля, предназначенный для улучшения видимости автомобиля в условиях недостаточной видимости. Этот световой прибор очень яркий и при хорошей погоде он может слепить водителей едущих сзади автомобилей.

Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.

Движение в светлое время суток

При хорошей видимости

При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • ближний свет;
  • дневные ходовые огни;
  • противотуманные фары;

Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.

При движении также могут быть включены:

  • габаритные огни.
  • противотуманный фонарь.

При недостаточной видимости

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно на автомобиле могут быть включены:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь;
  • габаритные огни;
  • дневные ходовые огни.

Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.

Движение в темное время суток

Должен использоваться один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

При этом дальний свет не может использоваться:

  • в населенных пунктах на освещенных дорогах;
  • при встречном разъезде транспортных средств;
  • при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.

Дополнительно можно использовать:

  • противотуманные фары;
  • противотуманный фонарь (только при недостаточной видимости);
  • габаритные огни.

Движение в тоннеле

При движении в тоннеле независимо от наличия освещения должен быть включен один из следующих световых приборов:

  • фары ближнего света;
  • фары дальнего света.

Дополнительно могут быть включены:

  • габаритные огни;
  • противотуманные фары;
  • дневные ходовые огни.
  • задний противотуманный фонарь (кроме условий недостаточной видимости).

Остановка и стоянка автомобиля

В темное время суток на неосвещенной дороге

Должны быть включены:

  • габаритные огни.
  • противотуманный фонарь.

Прочие световые приборы можно использовать.

При недостаточной видимости (в темное или светлое время суток)

Должны быть включены:

  • габаритные огни.

Прочие световые приборы, в том числе задний противотуманный фонарь, могут быть использованы.

Правила использования световых приборов

Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.

  • использовать задний противотуманный фонарь при хорошей видимости;
  • использовать дальний свет в населенных пунктах на освещенных дорогах, при встречном разъезде, при ослеплении попутных или встречных водителей;
  • не использовать ближний или дальний свет ночью, при недостаточной видимости, в тоннеле;
  • не использовать ДХО, ближний свет или ПТФ днем;
  • не использовать габариты при стоянке в условиях недостаточной видимости или на неосвещенном участке дороги ночью.

Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.

В заключение напомню, что штрафы за неправильное использование световых приборов рассмотрены в рамках отдельной статьи:

Дальний, ближний, противотуманки и ДХО: что и когда можно включать и за что можно получить штраф

Правила пользования световыми приборами – довольно простой и короткий раздел ПДД. Однако на дорогах регулярно можно встретить нарушающих правила водителей: кто-то пренебрегает включением ближнего света, кто-то неуместно включает противотуманные фонари, а некоторые водители считают неправомерными сигналы дальним светом. Давайте вспомним азы и уточним некоторые непопулярные нюансы применения световых приборов, а заодно выясним, можно ли получить штраф за несоблюдение правил.

Дневные ходовые огни – «нововведение» конца 2010 года: именно тогда вступило в силу постановление правительства, обязавшее водителей всех движущихся транспортных средств включать ближний свет или дневные ходовые огни (ДХО). Соответственно, штатно появляться на автомобилях ходовые огни, автоматически включающиеся при включении зажигания, стали после 2010 года. При этом пункт 19.5 ПДД уточняет, что дневные ходовые огни при их наличии должны быть включены в светлое время суток. Однако даже при их наличии правила не запрещают включить вместо них ближний свет фар.

А вот включать ходовые огни в темное время суток запрещено: они банально не предназначены для освещения дороги, а служат, согласно ПДД, «для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток».

Ближний свет днем может использоваться как замена ДХО: пункт 19.5 указывает, что в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. Пункт 19.1 ПДД устанавливает, что ближний свет фар должен быть включен на движущемся транспортном средстве в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях. Кроме того, пункт 19.3 допускает включение ближнего света при остановке и стоянке в условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням.

Читайте также  Что надо для полировки фар?

При этом прямого запрета на применение в каких-либо условиях ближнего света в ПДД нет.

Использование дальнего света – одно из самых простых и сложных действий одновременно. С одной стороны, условия диктуют не только правила, но и логика, а с другой, здесь много сценариев и ограничений. Так, дальний свет может применяться в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях, но с ограничениями, которые мы перечислим ниже. А кроме того, дальний свет можно кратковременно включать в качестве светового сигнала для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним. О таком официальном сигнале знают не все водители, и мы рассказывали о нем в подробном материале об условных сигналах на дороге.

При этом пункт 19.2 ПДД обязывает водителей выключить дальний свет в следующих условиях:

  • в населенных пунктах, если дорога освещена;
  • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

Кроме того, исходя из правил, использование дальнего света не предусмотрено в светлое время суток в условиях хорошей видимости.

И еще: обратите внимание, что неофициальный сигнал дальним светом для предупреждения о чем-либо, кроме обгона, правилами не разрешен – то есть запрещен. Проще говоря, моргать дальним светом для чего-либо, кроме предупреждения об обгоне, запрещено. Это стоит особенно учитывать в зоне видимости инспекторов ДПС – в такой ситуации они вправе наказать водителя за нарушение.

Многие считают, что противотуманные фары можно включать только при плохой видимости, а во всех иных условиях это запрещено. Однако на практике это не так. Все сценарии их применения указаны в пункте 19.4 ПДД, и их три. Во-первых, противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости совместно с ближним или дальним светом фар. Во-вторых, их можно включать в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар. А в-третьих, противотуманные фары можно использовать вместо дневных ходовых огней и ближнего света фар в светлое время суток.

Стоит понимать, что противотуманные фары и задние противотуманные фонари включаются и используются по отдельности, и описанные выше сценарии для противотуманных фар не касаются фонарей. Согласно пунктам 19.3 и 19.7 ПДД задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости – как при движении, так и при остановке и стоянке.

Их яркость выше, чем у габаритных огней, поэтому их нельзя применять в качестве габаритных огней, а также подключать к стоп-сигналам – последний запрет также содержится в пункте 19.7. И, разумеется, их нельзя использовать в любых других условиях, кроме условий недостаточной видимости.

Отдельный пункт 19.3 ПДД регламентирует применение габаритных огней. Они должны быть включены при остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости. Кроме того, пункт 19.1 указывает, что габаритные огни должны быть включены на буксируемых механических транспортных средствах вдобавок к аварийной сигнализации в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях.

Этот пункт, скорее, формальный: фарой-прожектором и фарой-искателем обычные автомобили штатно не оснащаются. Однако если таковые у вас установлены, то применять их можно с соблюдением пункта 19.6 ПДД. Согласно ему, фарой-прожектором и фарой-искателем обычным водителям разрешено пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. Во всех остальных условиях их использование запрещено.

Нарушение правил пользования внешними световыми приборами наказывается по статье 12.20 КоАП. Согласно ей, нарушение правил пользования внешними световыми приборами влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей. Учитывая, что никакой дифференциации наказания в зависимости от нарушения нет, нужно просто помнить, что именно нельзя делать. Давайте перечислим список запретов.

Итак, штраф можно получить за следующие нарушения:

  • движение ночью или в условиях недостаточной видимости с включенными дневными ходовыми огнями;
  • движение ночью или в условиях недостаточной видимости без включенного ближнего или дальнего света фар;
  • буксировка ночью или в условиях недостаточной видимости транспортного средства без включенных габаритных огней;
  • движение днем без включенных ходовых огней и ближнего света фар;
  • движение с включенным дальним светом при встречном разъезде;
  • подача кратковременного светового сигнала дальним светом, за исключением предупреждения об обгоне;
  • остановка и стоянка ночью на неосвещенных участках дорог или в условиях недостаточной видимости без включенных габаритных огней;
  • включение задних противотуманных фонарей в условиях достаточной видимости;
  • использование фары-прожектора или фары-искателя в населенном пункте или вне населенного пункта при наличии встречных транспортных средств.

Для закрепления знаний давайте перечислим, какие световые приборы можно применять в конкретных условиях.

Днем: ДХО, ближний свет или противотуманные фары.

Ночью: ближний свет, а на неосвещенных дорогах и вне ситуаций встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары.

В тоннелях: ближний свет, а вне ситуаций встречного разъезда – дальний свет и противотуманные фары; на буксируемых автомобилях – габаритные огни.

В условиях недостаточной видимости: ближний или дальний свет, противотуманные фары и противотуманные фонари.

Можно ли ездить по городу с противотуманными фарами вместо ближнего света?

Водителям известно, что противотуманные фары (ПТФ) служат для езды в условиях тумана. Это понятно по их названию, но в тексте ПДД по этому поводу нет упоминаний о тумане. Там описаны факторы недостаточной видимости. В обзоре узнаем о правилах использования противотуманных фар в 2021 году. Ведь не все знают, можно ли в дневное время ездить с противотуманками, вместе с ходовыми огнями, и когда их необходимо выключать.

Можно ли днем включать ПТФ

Это вполне допускается при любых условиях и во всех случаях – влажности, температуры, освещенности, погоды. Правила дорожного движения трактуют эти условия в разделе №19, а именно в двух пунктах.

  1. Все машины должны двигаться в светлое время только с включенными ДХО или ближним светом. Об этом трактует пункт № 19.5 Правил. Но здесь ничего не сказано про противотуманки, — скажете вы. Тогда читаем дальше.
  2. Противотуманные фары можно включать вместо ближнего света. Это отмечено в пункте №19.4 ПДД.

Правило простое: днем нужно включать один из трех видов световых приборов – ближний свет фар, противотуманки или ходовые огни.

Условия включения световых приборов

Мы рассмотрели возможность использования при движении противотуманных фар, днем их разрешено включать. Но есть случаи, когда дополнительно нужно применять другие фонари совместно с ПТФ. Правила четко указывают, когда и какие виды света нужно включать в разных ситуациях. Иногда вместе с противотуманками водитель обязан включать и другие световые устройства.

Например, ПДД определяют подобные условия днем:

  • Если видимость на трассе плохая (до 300 метров), и сопровождается снегопадом, дождем или туманом, то противотуманки можно использовать. Но дополнительно требуется зажечь дальний или ближний свет.
  • Указанные выше правила относятся и к движению в тоннелях.
  • При остановке на неосвещенной дороге с такой же плохой видимостью, дополнительно с ПТФ необходимо использовать стояночные огни, либо ближний свет или задние противотуманки.
Читайте также  Как приклеить реснички на фары?

В каком режиме должны работать противотуманки

Это относится к тем автомобилям, которые удовлетворяют по условиям Техническому регламенту, разработанному Таможенным союзом. В нем рассматриваются вопросы безопасности колесных транспортных средств.

Этот документ определяет, что противотуманные фары можно включать, если включены следующие световые приборы:

  1. Габаритные огни – спереди и сзади машины.
  2. Освещение заднего номерного знака.

Автомобили, которые завозятся в Россию на законных основаниях и снабжены отечественными ПТС, соответствуют Техрегламенту, указанному выше. А значит, что противотуманные фары на таких транспортных средствах не будут действовать без освещения заднего номера и габаритных фонарей. Это отражено в пунктах №1.9 и 1.10 Техрегламента (приложение №3).

Правила пользования ПТФ

Мы узнали, можно ли днем включать противотуманные фары – однозначно разрешено. Теперь выясним, что говорит законодательство о времени включения ПТФ.

Правила дорожного движения однозначно указывают, что противотуманками можно совсем не пользоваться, тем более, что они устанавливаются не на всех моделях автомобилей.

Это абсолютно верно, так как правила не могут заставить водителей включать противотуманные фары, если автомобиль ими не укомплектован. А дополнительная установка таких фар не входит в обязанность автовладельца.

Другими словами, ПДД отвечают на вопрос, когда можно пользоваться ПТФ, но не говорят, когда этого делать нельзя.

Действующие Правила определяют следующие условия по данному вопросу:

  • Противотуманки допускается включать вместо дневных ходовых огней в светлое время суток.
  • Если видимость на дороге плохая, то включать их можно только вместе с основным светом фар.
  • В темное время ПТФ можно использовать только на тех участках, где нет дорожного освещения, и совместно с основными фарами.

Выше мы уточняли, что противотуманки можно включать в любое время. Но Правила точно не определяют, что сюда входит темное время и освещенное дорожное полотно. Если напрямую это не разрешено, то это не означает какого-либо запрещения. По Конституции России свобода граждан защищается законом, а значит в приоритет ставится свобода передвижения на автомобиле.

Кроме точных данных, имеются и общие формулировки по использованию световых приборов:

  1. Не допускается демонтировать противотуманки, которыми оборудовано транспортное средство.
  2. Запрещена установка ПТФ, если автомобиль ими не был оснащен с завода.
  3. Дополнительные противотуманки устанавливать также запрещается.
  4. Штрафные санкции могут накладываться на водителей, которые ездят на автомобилях с неработающими световыми устройствами.
  5. Запрещается движение на автомобиле, если противотуманные фары загрязнены.
  6. В ПТФ установлены лампы, не соответствующие заводским параметрам – ксеноновые, светодиодные, если там должны стоять галогеновые.
  7. Запрещена эксплуатация авто, на котором противотуманки светят не желтым, не оранжевым или не белым светом.
  8. Регулировка направления света не соответствует государственному стандарту.

Штрафные санкции

За все нарушения правил использования габаритных огней, основного света, противотуманок и других световых приборов, которые указаны в Правилах, определены наказания согласно КоАП по статье № 12.20.

В ней предусмотрено два вида санкций:

  1. Штраф в размере 500 рублей.
  2. Предупреждение в письменном виде.

Последняя мера может накладываться, например, за то, что водитель забыл включить ближний свет в темное время, либо если не включены габаритные огни. Но если в дневное время не включены противотуманки, то штрафа за это не предусмотрено, так как такое действие не является нарушением. При наложении штрафа оплатить его можно наполовину, если уложиться в срок 20 суток. Он отсчитывается от момента выдачи постановления о нарушении. Видеокамеры пока не могут фиксировать нарушения, связанные с работой противотуманных фар.

Выключенные фары ближнего света – причина для штрафа

Любые отступления от установленных пунктов ПДД предусматривают наложение штрафа. Относится это и к ближнему свету, который обязан быть активирован при передвижении по магистралям страны. Но после появления в сети сообщения об отмене этого правила, многие засомневались, нужно ли это делать. С учетом того, что объявление не содержало в себе ссылок на нормативную базу, и изменения не были опубликованы в официальных источниках, предусмотренное правило, обязывающее всегда включать свет на дороге, считается действующим.

Когда включают ближний свет

Гореть ближний свет должен в любое время суток, независимо от качества освещения на трассе. Это предусмотрено введенными поправками в ПДД. Необходимость обусловлена плохой видимостью встречного транспорта на горизонте из-за расцветок авто, часто совпадающих с оттенком дорожного покрытия или окружающего пейзажа. Включенные фары в этом случае позволяют водителю вовремя заметить встречный транспорт, отказаться от обгона или продумать маневр с учетом ситуации.

Штраф за невключенный ближний свет получают водители, забывшие активировать его при движении по федеральной трассе или дорогам города. Оформляется протокол инспекторами ДПС при остановке или приходит в конце месяца, если авто попало в поле зрения дорожной камеры.

Наказание будет также при несоблюдении требований эксплуатации освещения, предусмотренных положениями ПДД. Днем при условии затрудненной видимости лицо, управляющее машиной, обязано активировать дневные ходовые огни (ДХО), ближний свет фар или противотуманки. Запрещено использовать противотуманные фары, расположенные сзади и дальнее освещение.

В вечерние часы суток предполагается штраф за полностью негорящие фары. При этом надо включать дальний свет или ближний при приближении встречной машины, а также габаритные огни при остановке или стоянке на обочине. Противотуманки эксплуатируются только на неосвещенных участках трассы в комплексе с ближним или дальним светом. Штраф за некорректно используемый свет можно получить также в следующих случаях:

  • Дальний свет в городах или поселках на дороге с достаточным совещанием.
  • Встречный транспорт был ближе 150 м, но дальний не был переключен на ближний.
  • Водитель своим освещением (фарами или прожектором) слепит попутные машины или встречную технику.
  • Были использованы противотуманки на освещенных участках дороги.
  • Днем включались задние противотуманные фары.

Перед началом эксплуатации автомобиля следует внимательно изучить его конструкцию и особенности работы осветительных приборов. Многие водители получают штраф за свет из-за некорректного их использования или незнания правил переключения в той или иной ситуации.

Основания для наложения штрафа

Неработающее освещение независимо от времени дня является нарушением и влечет за собой составление протокола и штраф. Он же предполагается за нанесение на фары пленки хамелеон, меняющей структуру и интенсивность света. Чтобы избежать наказания, необходимо, двигаясь по трассе, всегда его включать.

Если водитель забыл это сделать и попал в ДТП, то его признают виновным, даже если по факту причиной было другое обстоятельство. Получить штраф можно и за некорректное использование света в разных ситуациях. Основаниями для этого являются следующие пункты:

  • Включение света с дальним лучом при движении по населенному пункту.
  • Неправильная эксплуатация противотуманки, расположенной сзади.
  • Использование ходовых огней или одних габаритов в ночные часы или сумерки.
  • Неактивированный ближний свет в дневное время при передвижении по трассе.
  • Использование ксенона, если он не предусмотрен штатной комплектацией.

Внимание! При въезде в поселок водитель обязан сменить дальний луч фар на ближний, даже если ему на встречу никто не едет. Если он этого не сделает, ему будет выписан штраф. То же самое предусмотрено при задействовании противотуманок в дневное время без необходимости.

Часто водители задаются вопросом, можно ли ездить с габаритами вместо ближнего света фар, но ответ будет однозначно отрицательным. Альтернативы для них законом не предусмотрено. Поэтому использования одних габаритов при движении по дороге недостаточно.

Читайте также  Как восстановить отражатель на фаре?

Если в модели транспорта не предусмотрены ДХО конструкционной особенностью, разработанной производителем, не стоит спешить проводить самостоятельный их монтаж. Тогда это не считается правонарушением, и наказания для владельца КоАП не предполагает.

Какая санкция предусмотрена за не включенные фары

Штраф за езду без включенного ближнего света в 2019 году предусмотрен в размере 500 руб. Такую же сумму предстоит внести в региональный бюджет, если обнаружена неисправность света или водитель просто забыл включить его в ночное время. Если их специально не отключали, но они не горели из-за технической поломки, которой не было в момент выезда из гаража, то можно получить лишь устное предупреждение.

Внимание! Ездить на габаритах днем или с использованием одних светоотражателей ночью, запрещено.

Ответственность при технически неисправных фарах

Лампы в фарах имеют свойство со временем перегорать, особенно если были использованы изделия, произведенные без соблюдения ГОСТа. Это случается обычно в самый неподходящий момент, например, во время выезда на объездную дорогу. В этом случае водитель также несет ответственность и может получить штраф за негорящую фару. Это объясняется тем, что такой транспорт является потенциально опасным для других участников движения.

Будет ли тут наказание? Нарушение входит в перечень неисправностей, при котором использование транспорта запрещается. Осветительные приспособления выделены отдельным пунктом, так как обеспечивают видимость водителю. Если один прибор неработающий или загрязнен, в дневное время инспектор ГИБДД может сделать устное предупреждение. Но такое бывает крайне редко, а если водитель эксплуатирует транспорт ночью, то это является правонарушением, и избежать наказания не получится.

Можно ли использовать противотуманки

Важно знать! Штраф за езду без света выписывают и при использовании одних противотуманок. Эти специальные приспособления, согласно установленным правилам, задействуются только в условиях ограниченной видимости на трассе, в дождь, снегопад, туман, но исключительно в сочетании с дальним и ближним светом.

Ночью они могут включаться на неосвещенных участках дороги, но вместо предусмотренного законом света днем его использовать не стоит, хотя это и не будет правонарушением. И хотя они многими считаются хорошей альтернативой, эксплуатировать их лучше только при необходимости повышения видимости.

Штраф за не включенные фары небольшой по сумме, а если учитывать, что его в первые три недели можно оплатить в размере половины, то некоторые водители считают его и вовсе незначительным. Но не стоит забывать, что такая санкция предусмотрена с той целью, чтобы заставить всех участников дорожного движения мотивировать вовремя включать фары. Это позволит сделать транспорт более заметным и снизить вероятность ДТП.

Можно ли использовать противотуманки вместо ДХО и ближнего света?

Рад приветствовать всех на нашем сайте ФараИнфо! Сегодня в рубрике «Полезные советы» поговорим о таком: не является ли нарушением ПДД использование противотуманных фар (ПТФ) вместо дневных ходовых огней (ДХО) а также ближнего света фар.

Все вы знаете, что согласно пункта 19.5 правил дорожного движения Российской Федерации «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.». В связи с этим у многих автомобилистов возникли встречные вопросы, а именно: можно ли использовать вместо ДХО габариты, или ПТФ и не будет ли это нарушением правил, которое может повлечь за собой протокол и соответствующий штраф.

Некоторые автомобилисты были не просто в замешательстве, они были возмущены и озадачены вопросом зачем в светлое время суток включать ходовые огни и уж тем более ближний свет? Дело в том, что исследования показали, что, двигаясь по трассе на больших скоростях водители лучше реагируют на ТС с включенными ДХО или фарами ближнего света. Это позволяет вовремя заметить приближающийся транспорт и вовремя выполнить маневр. В общем одним словом включение света днем нацелено на снижение аварий, которые происходят в дневное время суток.

С этим вроде разобрались, а как на счет отличий между ДХО или габаритными огнями?

Проблема заключается в том, что дизайн современных фар порою очень серьезно запутывает автовладельцев, которые сами до конца не понимают, что включили ходовые огни или габариты. Почему это так критично? Да потому, что ДХО разрешается использовать в качестве источника света это не будет нарушением и не повлечет за собой штрафных санкций. Чего не скажешь о «габаритах» использовать их вместо дневных ходовых огней, а также фар ближнего света нельзя! Вот почему этот момент очень важен.

Почему же габаритные огни попали под запрет, что с ними не так? Дело в том, что «габариты» в отличие от ДХО служат для обозначения ТС в темное время суток, в дневное же время от них мало толку. Света, который они излучают, в дневное время недостаточно, т. к. он очень слабый и незаметный (мощность порядка 5 Ватт), поэтому их запрещено использовать вместо ближнего света, а также дневных ходовых огней. Яркость согласно ГОСТу (ГОСТ Р 41.48-2004) должна быть в пределах от 400 до 800 кандел.

Казалось бы, все просто нет дневных ходовых огней — включи ближний и живи спокойно. Но, не все так просто. Дело в том, что постоянно включенный ближний свет приводит к преждевременному выходу из строя ламп, цена которых может достигать нескольких сотен долларов. Кроме того, доказано, что фары увеличивают расход топлива (примерно 0,5 литра на 100 км), стоимость которого в последнее время никого не радует. Короче, как не крути не выгодно ездить с постоянно включенным ближним.

А как на счет противотуманок, можно ли их использовать вместо ближнего света и ДХО?

Данный вопрос как оказалось волнует многих и вот почему. Дело в том, что дневные ходовые огни есть далеко не у всех, ездить на габаритах как мы выяснили нельзя, а ближний включать не выгодно с экономической точки зрения. А вот туманки есть почту у всех, к тому же они менее прожорливы с точки зрения энергопотребления. Но вот вопрос можно ли использовать ПТФ вместо ДХО? Ответ на это вопрос можно найти в ПДД.

п. 9.4. Противотуманные фары могут использоваться:

  • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
  • в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
  • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

Единственный нюанс в том, что на некоторых авто туманки работают исключительно вместе с ближним светом фар, поэтому многие отказываются от такой альтернативы дневным ходовыми огням.

Подведем итоги

Выход как видите есть. Вы можете ездить на ближнем если вы не сильно «паритесь» по поводу расхода топливо и сокрушение ресурса лампочек. Также вы можете использовать ПТФ если они установлены на вашем авто, это не будет нарушением правил и к вам не будет никаких вопросов со стороны инспекторов. Третий вариант — установка дневных ходовых огней. ДХО потребляет значительно меньше энергии по сравнению с ближним светом фар, а также ПТФ, при этом они светят ярче чем габариты и хорошо заметны в любое время суток — следовательно являются наиболее выгодным и приемлемым вариантом!