Для чего служит коммутатор в автомобиле?

Что такое коммутатор системы зажигания и в чем заключается принцип его работы

Коммутаторы в системе зажигания автомобилей используются уже очень давно. Первые из них, буквально, состояли из двух проводов и батареи напряжения. Сегодня, это высокотехнологический узел одной из главных систем автомобильного устройства. Переоценить значение его работы крайне сложно, ведь благодаря эволюции именно этого устройства, удалось достигнуть максимальных показателей сжигания воздухо-горючих смесей.

Другими словами, применение современного коммутатора системы зажигания, позволяет использовать на автомобилях бензин низкооктановых марок, и увеличивает отдачу двигателя на невысоких оборотах.

  1. Что такое коммутатор системы зажигания
  2. Ремонт и замена коммутатора
  3. Какие коммутаторы и где покупать

Что такое коммутатор системы зажигания

Если говорить просто, то под коммутатором системы зажигания, подразумевается несложная электрическая схема, которая стоит на пути электрического заряда между катушкой зажигания и свечой, которая воспламеняет смесь воздуха и бензина в котлах. В чем смысл, назначение и принцип работы этого устройства системы зажигания? Отвечая на этот вопрос, стоит понимать, что существует два типа прерывающих устройств:

  1. Коммутаторы механического прерывания. Такими электрическими узлами оснащались практически все машины Советского союза, вплоть, до 1988 года. На то время это были практичные, но крайне ненадежные контактные выключатели. Принцип их работы основывался на законах самоиндукции, и приводился в действие механическим прерывателем. Последний, размыкал первичную цепь низкого напряжения, вследствие чего во вторичных цепях трансформатора возникал электромагнитный импульс, который преобразовывался в электрическую искру, и передавался на свечу зажигания. Для того чтобы обезопасить контакты коммутатора системы зажигания в цепь включался конденсатор.
  2. Коммутаторы бесконтактного действия, или как их еще называют, транзисторные. Принципиально их схема работы аналогична предшественникам, отличается сам механизм исполнения работы. Так, в отличие от контактных выключателей, бесконтактники осуществляют прерывание тока в электрических цепях за счет входного транзистора, который служит шлюзом для потока электроэнергии. На самых последних моделях автомобилей устанавливаются коммутаторы, которые полностью контролируются электроникой.

При этом последние, явно выигрывают у первых, и с большим преимуществом.

Коммутатор и катушка зажигания

Так, например, при использовании транзисторного коммутатора для бесконтактной системы зажигания:

  • уменьшается ток, который проходит по контактам прерывателя, вследствие чего они перестают обгорать и залипать;
  • далее, увеличивается длительность подачи искры, что автоматически гарантирует лучшее воспламенение, и более эффективное выгорание горючих смесей;
  • в случае если по каким-то причинам вышел из строя транзистор, всегда можно перекинуть провода в стандартное положение, и автомобиль продолжит работать.

Ремонт и замена коммутатора

Рано или поздно, как и любой механизм, коммутаторы системы зажигания тоже выходят из строя. И здесь совершенно неважно, какой именно прерыватель был установлен на автомобиле — ремонту эти узлы, как правило, не подлежат. Конечно, если у вас есть определенные навыки в электронике и радиотехнике, то перепаять вышедшую из строя деталь коммутатора будет совсем несложно.

Но, как показывает практика, гораздо меньше мороки, купить новый прерыватель, и установить его. Дело в том, что перепаянные выключатели крайне ненадежны, и могут подвести в самое неподходящее время.

Поэтому простой совет:

  • Ремонт коммутатора системы зажигания — это не вариант, покупайте новый!

Ниже несколько советов, где и какие коммутаторы лучше покупать. За основу возьмем ситуацию, когда нужен бесконтактный выключатель.

Какие коммутаторы и где покупать

Естественно, если у вас иномарка, то приобретение нужных вам запчастей лучше производить в соответствующих дилерских центрах, или магазинах, которые официально представляют компанию производителя вашего автомобиля. Ну а если, вы счастливый обладатель, прекрасного наследия Советского автопрома, поиски требуемых вам деталей можно смело начинать на авто и радиорынках. Правда, нужно быть осмотрительным.

Основываясь на многолетнем опыте, и на практических тестах, которые лично проводились над многими марками бесконтактных выключателей, можно выделить два коммутатора системы зажигания, которые отлично зарекомендовали себя.

  1. Коммутатор аварийный К562.3734 (или К563.3734 ТУ11 КЖЩГ 023-94).
  2. «Калашников и К° Плазменное зажигание» ТУ 4573-001045363119-97.

Почему именно они? Во-первых, оба выключателя производятся на отечественных заводах. Они рассчитаны для работы именно в наших условиях, все остальные аналоги, будь-то китайские или корейские, не выдерживают тех нагрузок, к которым привычны автомобили советского производства. Во-вторых, как уже говорилось выше, опытным путем было установлено, что только эти коммутаторы достаточно стабильно выдают приемлемые результаты токового разрыва.

Первый, за счет своей оригинальной схемы, по которой он был собран, формирует импульсные разряды, которые позволяют достигать амплитуды тока до 12-13А, при этом потребляемая величина токового заряда составляет всего 2А, и зависит от частоты вращения вала. Еще одним существенным преимуществом этого коммутационного устройства является умеренный температурный режим, в котором он работает. Хотя есть и очевидные недостатки, размеры самого коммутатора могли бы быть несколько меньше.

Второй, это, вообще, инновационное ноу-хау. Коммутатор «Калашников и К° Плазменное зажигание» соединяет в себе два устройства: основной рабочий блок, и запасной. Как и предыдущий выключатель, этот показал достаточно высокие показатели и в продолжительности искрового момента, и в силе импульса разрывного тока.

Но его главное достоинство заключается не в основном блоке, а в резервном, который рассчитан на работу в тех условиях, когда из строя выйдет не только основной блок коммутатора, но и датчик Хола. В последнем обстоятельстве пришлось убедиться самостоятельно.

«Калашников и К° Плазменное зажигание» для работы был установлен на девятку в стандартной комплектации, и когда из строя вышел основной блок коммутатора системы зажигания, пришлось переключиться на резервный. Единственный минус — делать это приходится вручную. При включении блок моментально отреагировал приветствующим писком испод капота. Конечно, давать газу на нем не получится, не позволяет принцип устройства системы коммутатора, но поддерживая минимальные обороты, можно добраться до гаража или станции техобслуживания.

Принцип работы коммутатора зажигания, какие виды бывают и как проверить неисправность

Характерной особенностью автомобиля можно считать его быстрое моральное старение, но долгую жизнь. Самое современное сегодня авто, как минимум через два года будет уже уступать другим, более новым, с улучшенными характеристиками, машинам. Но и сейчас на дорогах встречаются автомобили прошлого века. Поэтому не просто интересно, но порой и необходимо, знать хотя бы в общих чертах, что собой представляют подобные транспортные средства, их устройство, особенности, в том числе и такую вещь, как простой коммутатор зажигания, значительно изменивший возможности машины.

  1. Что собой представляет и каков принцип работы коммутатора зажигания
  2. Электронный коммутатор зажигания – следующий шаг в развитии
  3. Каким может быть коммутатор системы зажигания
  4. Как определить неисправность коммутатора зажигания

Что собой представляет и каков принцип работы коммутатора зажигания

Ещё на самых первых автомобилях для поджигания горючей смеси использовались системы батарейного зажигания, функциональная схема которой приведена на рисунке

Указанный рисунок позволяет понять, что ее работа основана на принципе самоиндукции. При разрыве цепи протекания тока в обмотке бобины 3, во вторичной наводится высоковольтная ЭДС, вызывающая появление искры на контактах свечи 2. Разрыв цепи вызывается размыканием контактов прерывателя 6.

Не касаясь достоинств или недостатков, следует отметить, что такая схема работала на автомобиле долгое время. И только появление новой элементной базы, дало толчок дальнейшему развитию подобного устройства, сохранив первоначальный принцип его работы.

Электронный коммутатор зажигания – следующий шаг в развитии

Самый простой и напрашивающийся вариант – использование транзисторных ключей для управления токами, протекающими через катушку зажигания. Так появился электронный коммутатор напряжения. Схема подобного простого устройства приведена ниже:

Коммутатор не влияет на первоначальный принцип работы, основанный на электромагнитной индукции. Роль электронных ключей, в качестве которых использованы транзисторы VT1 и VT2, заключается в том, чтобы уменьшить нагрузку на контакты прерывателя S1 и увеличить ток, протекающий через обмотку катушки L1. Следствием такого технического решения стало:

  • повышение надежности работы всей системы зажигания;
  • обеспечение возможности ее работы на больших оборотах двигателя и при высокой скорости движения;
  • повышение степени сжатия.

Каким может быть коммутатор системы зажигания

Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:

  1. транзисторов;
  2. тиристоров:
  3. гибридных элементов;
  4. бесконтактных датчиков.

Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.

Однако необходимо отметить и ещё один этап развития системы, и коммутатора в частности. Использование электронных компонентов и введение в конструкцию автомобиля коммутатора, позволило со временем отказаться от контактного прерывателя напряжения и заменить его бесконтактным датчиком. Такая система, в отечественных автомобилях, впервые была применена в машинах ВАЗ, в частности ВАЗ 2108. Подобный принцип работы, когда коммутатор получает сигналы от специального узла, на ВАЗ 2108 реализован с использованием датчика Холла.

При рассмотрении вариантов, каким может быть устройство коммутатора, нельзя обойти вниманием развитие самой системы зажигания. Основной принцип, который реализуется при ее построении – повышение надежности и эффективности работы всей системы. Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков. Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу.
Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:

  • более мощную искру;
  • исключение потерь в трамблере;
  • стабильный холостой ход;
  • улучшенный пуск при пониженной температуре;
  • снижение расхода топлива.
Читайте также  Стяжки пружин амортизаторов какие лучше?

Стоит отметить, что двухканальный коммутатор позволяет избавиться от бегунка.

Как определить неисправность коммутатора зажигания

Введение в конструкцию автомобиля коммутатора зажигания, особенно на отечественных авто семейства ВАЗ, позволило повысить их надежность. И хотя первым серийным автомобилем с электронной системой зажигания был ВАЗ 2108, подобные устройства стали ставиться на многих других машинах, в первую очередь на классику. Однако использование такого достаточно сложного изделия привело к тому, что найти возникающую неисправность, а также проверить и отремонтировать коммутатор стало возможным по большей части только в условиях специализированных центров.
Внешними признаками, свидетельствующими, что появилась неисправность, могут быть:

  1. двигатель не заводится, искры на свечах нет;
  2. мотор заводится, но глохнет через несколько минут;
  3. мотор работает неустойчиво, если коммутатор заменить на заведомо исправный, дефект устраняется.

Самый простой способ выявить неисправность и проверить коммутатор, как уже отмечено, – установить заведомо исправный. Из-за достаточно низкого качества коммутаторов, поступающих на комплектацию автомобилей семейства ВАЗ, в том числе и ВАЗ 2108, водителям приходится возить с собой дополнительные коммутаторы для замены отказавшего. Однако существует и косвенный принцип оценки, позволяющий проверить работоспособность изделия и выявить его неисправность.

Для этого можно воспользоваться показаниями вольтметра в комбинации прибора. Надо включить зажигание, при этом стрелка установится посередине шкалы, а немного погодя качнется вправо (из-за отключения питания катушки при неработающем двигателе). Такое поведение стрелки свидетельствует, что неисправность в коммутаторе отсутствует.
В том случае, когда вольтметра нет, чтобы проверить зажигание, потребуется контрольная лампа. Один ее конец присоединяется на массу, другой – к выходу катушки, соединенному с клеммой 1 коммутатора. Если включить зажигание, то при исправном коммутаторе через некоторое время лампа станет гореть ярче.

Однако, в некоторых случаях, неисправность зажигания не связана с отказом коммутатора. Надо проверить состояние проводов, в первую очередь контакт с массой и состояние разъемов. Также необходимо проверить датчик Холла.

Появление в конструкции автомобиля, в том числе и отечественного ВАЗ 2108, коммутатора напряжения, явилось закономерным результатом развития системы зажигания. Дальнейшим ее улучшением стало использование сначала двухканальных, а затем многоканальных коммутаторов для повышения эффективности работы.
» alt=»»>

Для чего нужен коммутатор системы зажигания

Статья о коммутаторе системы зажигания автомобиля: для чего он нужен, как работает, развитие системы, возможные неисправности. В конце статьи — видео о том, как работает коммутатор. Статья о коммутаторе системы зажигания автомобиля: для чего он нужен, как работает, развитие системы, возможные неисправности. В конце статьи — видео о том, как работает коммутатор.

В системе зажигания автомобиля коммутатор давно является неотъемлемой составляющей электрической части двигателя внутреннего сгорания. Задача коммутатора – обеспечить нормальное функционирование бесконтактного зажигания в ДВС.

Рассмотрим эволюцию, разновидности и основополагающие моменты в процессе работы этого модуля более подробно.

Основные принципы работы и расположение устройства в автомобиле

Коммутатор системы зажигания – небольшой, но крайне важный модуль для работы авто. Его задача – с максимальной скоростью коммутировать цепь, в которую включены вращающие датчики. Помимо этого, он отвечает за то, чтобы включать и отключать электричество в катушке зажигания.

Сигналы, которые поступают от вращающих датчиков, не удобны в использовании из-за своей слабости. Если же они аналоговые, то плохо обрабатываются. Чтобы использовать их в системе управления двигателем внутреннего сгорания (конкретно — в подсистеме зажигания), необходимо их усилить после формирования, после чего передать сигналы на индукционную катушку, на её первичную обмотку.

Современные коммутаторы сконструированы так, что в состоянии координировать работу не одной, а сразу группы катушек в составе ДВС.

Расположение коммутатора в автомобиле может быть разным — это зависит от особенностей его конструкции.Коммутатор может быть установлен совместно с блоком электроники, отвечающим за управление двигателем, или же отдельно.

Если коммутатор располагается отдельно от управляющего блока электроники, он может находиться:

    непосредственно рядом с катушкой зажигания;

на модуле распределителя зажигания;

под капотом, на перегородке или на крыле автомобиля, чтобы за счёт размещения на металлической поверхности получить дополнительный теплоотвод;

  • рядом с электронным управляющим блоком.
  • Каждая конструкторская группа решает вопрос расположения коммутатора по-своему. Специалисты ВАЗа поместили его на модуле распредзажигания, инженеры «Форда» – на перегородке автомобиля под капотом, конструкторы «Ауди» – в двигательной части в районе лобового стекла, под защитой водонепроницаемого кожуха, рядом с разъёмами для подключаемых в ходе проведения диагностических работ модулей.

    Также не лишним будет провести полную диагностику автомобиля с помощью персонального сканера. К примеру, это можно сделать недорогим мультимарочным устройством Rokodil ScanX.

    Устройство проанализирует данные и в случае обнаружения ошибок укажет на проблемный элемент. С помощью такой диагностики можно выявить дефекты в подвеске, шинах, раме и блоке мостов. Сканер совместим с большинством автомобилей начиная с 1996 года выпуска, при наличии ODB2 разъема для подключения. Информация выводится на экран вашего телефона либо планшета с подробным описанием неисправности.

    Результаты эволюции: от простой батареи до систем под управлением электроники

    На заре автомобильной эры в машинах первых поколений в агрегате ДВС существовала опция зажигания от электрической батареи, реализованная на основе физического явления самоиндукции. Первые коммутаторы, то есть системы, выполняющие координирующие функции в процесс извлечения искры в блоке зажигания ДВС, были крайне просты, если не сказать примитивны, и состояли из батареи и всего лишь двух проводов. Регулирование работы несложной транзисторной схемы осуществлялось при помощи электроимпульса, подаваемого на бобину.

    Современный электронный коммутатор в своей основе уже состоит из транзисторов, тиристорных схем, бесконтактных датчиков и гибридных схем.

    С использованием электроники автоматическое управление электроимпульсами, идущими через катушку зажигания, дало возможность получить целый ряд улучшений и преимуществ:

      существенно повысилась надёжность работы блока зажигания;

    система зажигания стала функционировать без перебоев на высоких скоростях и повышенных оборотах мотора;

  • удалось получить более высокую степень сжатия, то есть, отношение рабочего объёма цилиндра двигателя к объёму его камеры внутреннего сгорания.
  • Со временем инженерная мысль пошла дальше, и присутствующий до того времени в схеме контактный прерыватель электрического напряжения был заменён на бесконтактный элемент. Первым агрегатом, реализованным на этом принципе, стал коммутатор ВАЗ, в котором функция зажигания реализована с применением датчика Холла.

    На следующем этапе развития коммутатора система стала многоканальной, то есть, управляющей сразу целой группой катушек зажигания. Альтернативным вариантом стало монтирование автономной системы, состоящей из тандема «катушка + коммутатор» на каждой отдельной свече зажигания. Такое решение дало механикам целый ряд преимуществ:

      искра в системе зажигания ДВС теперь создавалась более сильная, что сделало работу ДВС более надёжной;

    присутствовавшие ранее потери мощности в трамблере удалось сначала сделать меньше, а позже и вовсе свести на нет;

    на холостых оборотах автомобиль получил надёжный и стабильный ход;

    расход автомобильного топлива был существенно снижен;

  • в условиях пониженной температуры окружающей среды первичный старт двигателя стал более стабильным.
  • Основные типы существующих коммутаторов

    Коммутаторы, используемые в автомобильной технике, подразделяются на следующие типы:

      тип DС СDI – с высоковольтным генератором, входящим в состав схемы;

    тип АС СDI – устройство, функционирующее только при наличии высокого напряжения, подведённого извне;

  • тип под названием «катушка».
  • Тип АС не нуждается в постоянном наличии напряжения. Конструкция его достаточно проста, размеры – небольшие, но подключение этого типа устройства требует определённых навыков и опыта.

    Тип DС – наиболее распространённый и часто применяемый в конструкциях. Подключать такой коммутатор несложно, поскольку он снабжён только четырьмя группами контактов: стандартными минусом и плюсом, а также выходами на катушку и датчик Холла.

    Конструкция коммутатора DС позволяет выполнять устройство в различных модификациях:

      с ограничением максимального числа двигательных оборотов;

    с опцией, позволяющей изменять существующую фазу опережения зажигания;

  • с набором дополнительных контактов для присоединения других модулей.
  • Коммутаторы «катушечного» типа пока мало распространены. По сути, они являются своеобразным тандемом обычной катушки зажигания и самого коммутатора, без датчика Холла. Их принцип работы — прерывание электротока, идущего через катушку и высоковольтный трансформатор.

    Изначально система имела целый ряд недостатков, таких как быстрая порча поверхности контактов из-за частой выработки искры, электрохимические процессы эрозии, некачественный поджог топлива. Эти недостатки смогли устранить или минимизировать, введя в схему устройства высоковольтные мощные транзисторы и системы зажигания на бесконтактном принципе работы.

    Разновидности коммутаторов

    По своим функциональным особенностям коммутаторы подразделяют на три основных вида:

    Читайте также  Где находится датчик детонации на приоре?
  • коммутатор, имеющий опцию корректировки фаз опережения зажигания.
  • Отличительная черта стандартного или, как его ещё называют, стокового коммутатора – его стабильность. Он строго соответствует параметрам автомобиля, в который устанавливается.

    Стоковый коммутатор монтируется в машину на заводе. Как правило, производители заботятся о том, чтобы устройство могло обеспечивать максимальную надёжность и долговечность эксплуатации всего двигателя. На них, как правило, присутствует узел ограничения количества оборотов, что в ряде случаев может спасти жизни водителя и пассажиров.

    Спортивный коммутатор повышает верхний предел количества оборотов мотора. Его можно монтировать в авто по желанию автовладельца. Проблема заключается в том, что выполнять такую процедуру могут лишь опытные специалисты, и установка потребует замены ещё целого ряда деталей. При этом всё равно следует помнить, что спортивный коммутатор – это риск аварии, особенно если за рулём находится неопытный водитель.

    Коммутатор с корректировкой фаз выравнивает крутящий момент двигателя, компенсируя недостаток мощности. В результате автомобиль получает хорошие данные при разгоне и равномерную работу двигателя на разных скоростях.

    Признаки неисправности

    Если коммутатор перестаёт работать, теряется искра. В результате мотор начинает глохнуть, работает с перебоями.

    Если в работе автомобиля начали наблюдаться вышеописанные проблемы, не стоит торопиться с заменой коммутатора. Искра может «теряться» и из-за некорректной работы датчика Холла, и из-за неисправности ремня ГРМ, и из-за поломки катушки зажигания. Не последней причиной может также стать проблема с электропроводкой.

    Зачастую, если коммутатор просто демонтировать и установить, есть смысл подключить на место старого узла новый. Таким образом можно сразу понять, в нём ли причина. Если есть сомнения в исправности узла, продолжить проверку стоит на специально оборудованном стенде, который покажет не только факт неисправности, но и продолжительность электрических импульсов — после этого будет понятно, нужно ли устройство чинить, или лучше заменить.

    Коммутаторы в их современном виде существенно повышают эффективность работы двигателя внутреннего сгорания во всех режимах его функционирования и улучшают эффективность запуска мотора. Взяв свое начало с простой пары проводов и катушки, этот узел эволюционировал в достаточно сложную и функциональную систему, являющуюся сегодня неотъемлемой частью двигателя.

    Видео о том, как работает коммутатор:

    КОММУТАТОР

    Смотреть что такое КОММУТАТОР в других словарях:

    КОММУТАТОР

    (электрический) [Иногда словом К. обозначают также коллектор (см.) динамоэлектрической машины.]. Под названием К. понимают приборы трех родов: 1) прибо. смотреть

    КОММУТАТОР

    (новолат. commutator, от лат. commute — меняю, изменяю) переключатель, распределитель, устройство, обеспечивающее посредством включения, отключе. смотреть

    КОММУТАТОР

    КОММУТАТОР, -а.,м. 1. Название различных устройств для изменениянаправления, переключения электрического тока. 2. Род местной телефоннойстанции с ручным* соединением. Позволить через к. II прил. коммутаторный,-ая, -ое. смотреть

    КОММУТАТОР

    коммутатор м. 1) Устройство для замыкания или размыкания электрической цепи или для перемены направления тока. 2) Род местной телефонной станции, установка для ручного соединения двух или нескольких абонентов между собой.

    КОММУТАТОР

    коммутатор м. эл.commutator телефонный коммутатор — telephone switchboard

    КОММУТАТОР

    коммутатор центральная телефонная станция, цтс; переключатель; мюльтипль, концентратор, нумератор, установка, распределитель, выключатель Словарь русских синонимов. коммутатор сущ., кол-во синонимов: 10 • аудиокоммутатор (1) • выключатель (12) • концентратор (8) • мюльтипль (1) • нумератор (3) • переключатель (18) • распределитель (33) • станция (85) • субкоммутатор (1) • установка (89) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аудиокоммутатор, выключатель, концентратор, мюльтипль, нумератор, переключатель, распределитель, станция, субкоммутатор, установка. смотреть

    КОММУТАТОР

    Коммутатор (электрический) [Иногда словом К. обозначают также коллектор (см.) динамоэлектрической машины.]. Под названием К. понимают приборы трех родов: 1) приборы, служащие для изменения тока в одной и той же цепи, 2) приборы, служащие для перевода тока из одной цепи в другую, и 3) приборы, служащие для размыкания и замыкания цепи. Приборы, служащие для изменения направления тока в одной и той же цепи, применяются, главным образом, при электрических измерениях и в научных исследованиях над электрическим током. Коммутатор Поля (Pohl) состоит из деревянной дощечки (фиг. 1), в которую вделано шесть чашечек, наполняемых ртутью. Фиг. 1. В эти чашечки опущены концы подвижной дужки, состоящей из стеклянной палки q, кончающейся металлическими ножками o и l и такими же полудугами pn и mk, сидящими на общих оправах. Ножки o и l опущены в средние чашечки l и b; наклонив подвижную часть направо (см. фиг.), опускают концы n и k в чашечки f и g, накрест соединенные проволоками h и i с другими чашечками c и d. К чашечке b присоединяют от источника тока анод, к l — катод, а к f и g — концы внешней цепи, направление тока в которой желательно менять. В изображенном положении ток идет из b через l и k в чашечку g, отсюда в цепь r, по направлению, указанному стрелкой, затем по пути fnoe возвращается в источник. Чтобы переменить направление тока в цепи r, достаточно перекинуть дужку налево: ток пойдет из b через lm в чашечку c, отсюда через i в f и внешнюю цепь, в направлении обратном предыдущему. Коммутатор Бертена (Bertin) состоит из деревянной дощечки (фиг. 2), к которой прикреплен подвижной кружок из эбонита, который можно поворачивать с помощью ручки m. Фиг. 2. На кружке приделана подковообразная металлическая часть ie, соединенная под кружком с зажимом N, и стержень o, соединенный с осью кружка и зажимом P. На той же доске закреплены пружины r и r‘, кончающиеся зажимами b и b‘ и касающиеся стержня o и одной из ножек подковы ie. Зажимы PN присоединяются к источнику тока, а b и b‘ — к концам цепи. В данном на чертеже положении ток входит в P и через o и r проходит в цепь, откуда через b‘, r‘, i и N возвращается в источник тока. Чтобы переменить направление тока в цепи — рычаг m поворачивают так, чтобы o коснулось пружины r, а e коснулось пружины r‘. К. Румкорфа состоит из непроводящего цилиндра c (из дерева, эбонита), насаженного на ось (фиг. 3) и могущего поворачиваться вокруг нее с помощью ручки a. Фиг. 3. На цилиндр насажены две выпуклые металлические части d и e, из которых одна сообщена посредством оси с зажимом g, а другая также с зажимом f. Ось состоит из двух изолированных друг от друга половин. С двух сторон цилиндра на него нажимают пружины k и e, сообщенные соответственно с зажимами h и i. Поворачивая цилиндр посредством рукоятки, мы заставляем попеременно пружины k и l касаться частей d и e. К зажимам g и f присоединяют проводники от источника тока. К зажимам h и i присоединяют внешнюю цепь. Когда цилиндр повернут так, что d касается k, а e касается l, то ток идет из g, через b и d, в k и h, а оттуда, по внешней цепи, по направлению указанному стрелкой и через ileaf возвращается к источнику тока. Если мы повернем цилиндр на пол-оборота, ток пойдет в обратном направлении. При пользовании сильными токами, по причине самоиндукции цепи и значительной силы тока, появились бы в коммутаторе сильные искры, а в цепи большой силы экстраток. Поэтому ток ослабляют предварительно с помощью реостатов, меняют его направление посредством коммутатора и затем снова доводят до первоначальной силы выведением реостатов. К., служащие для перевода тока из одной цепи в другую, применяются тогда, когда имеется один или несколько источников тока и одна или несколько цепей, и должна быть дана возможность производить любые соединения между цепями и источниками тока. Если имеется один источник и несколько цепей, то применяется следующий простой К.: на круглой дощечке (фиг. 4) закреплены изолированные друг от друга зажимы A, B, C и O. Фиг. 4. Один из зажимов O соединен с металлической пластинкой a, которая может поворачиваться с помощью рукоятки E. К зажимам A, B, C прикреплены пластинки nnn, по которым скользит пластинка a при вращении рукоятки E. Зажим O соединяют с одним полюсом источника тока, другой же его полюс соединяют с концами всех трех цепей R, R1, R2 (фиг. 5); начала цепей R, R1, R2 присоединяют соответственно к зажимам A, B и C. Фиг. 5. Если пластинка a стоит на nA, то ток идет по цепи R, если на nB, то по цепи R1, если на nC — то по цепи R2. Если существует несколько источников тока и несколько цепей (такие случаи встречаются в телеграфии) и должна существовать возможность производить любые комбинации первых и последних, то применяют более сложные К. Швейцарский К. (фиг. 6) состоит из ряда металлических брусков L 1 , L 2 , L 3 , расположенных параллельно и изолированных друг от друга; над ними накрест проложен другой ряд брусков A 1 , A 2 , A 3 , A 4 , отделенный от первого слоем изолировки. Фиг. 6. В местах скрещивания брусков просверлены отверстия, проходящие через оба бруска; в изображенном К. таких отверстий 16. Вставляя в любое из отверстий металлический штепсель P, мы можем любой из брусков L соединить с любым из брусков A. Один ряд брусков соединяют с источником тока, другой с цепями; очевидно, что швейцарский К, можно устроить на любое число цепей, но чем больше он становится, тем труднее его сборка и содержание в порядке. В телефонии условия еще сложнее, так как число цепей может достигнуть нескольких тысяч, а число возможных комбинаций — нескольких сотен тысяч; поэтому в телефонии применяют особого рода К., о которых см. Телефония. Приборы, служащие для размыкания и замыкания слабых токов, бывают самых разнообразных типов. В телеграфии (см.) пользуются ключами, при проводке электрических звонков — кнопками, в лампах накаливания — особыми ламповыми выключателями и т. д. Конструкция выключателей для сильных токов сводится к нескольким типам, наиболее простой из которых представляет выключатель «рубильник». Такого рода выключатель (размыкатель и замыкатель) изображен на фиг. 7. Фиг. 7. Он состоит из прикрепленных к одной доске зажимов B и C, соединенных соответственно с пружинящими пластинками a и b. Вокруг B на шарнире, в вертикальной плоскости, поворачивается, с помощью ручки A, медная пластинка-«нож» H. Если опустить ручку A вниз, то нож H проникает между пластинок a и b и соединяет их металлически. При размыкании тока нож H вытягивают из a и b; при этом, если размыкание тока производится недостаточно быстро, а напряжение тока достаточно велико, то между a и b и ножом в момент размыкания образуется вольтова дуга, которая может испортить прибор, обжечь руки размыкающему и т. п. Ввиду этого обыкновенно к ножу приделывают сильные пружины, которые в тот момент, когда нож выходит из пластин, автоматически быстро выдергивают его вверх, причем вольтова дуга тотчас разрывается. Иногда к одной ручке прикреплены два ножа, размыкающих ток одновременно в двух частях цепи; такой выключатель называется «двухполюсным». Иногда пользуются автоматическими выключателями (размыкателями), т. е. приборами, которые сами собою размыкают цепь, когда ток в ней сделается больше или меньше некоторой определенной величины. Особенно часто применяются такие приборы в цепях, в которых заряжаются аккумуляторы (см.) от динамо-машин. Электровозбудительная сила машины должна быть больше таковой у аккумуляторной батареи, в противном случае ток из батареи может пойти обратно в динамо-машину и повредить ее; поэтому необходимо ввести в цепь прибор, который автоматически размыкал бы ее, когда ток в цепи сделается меньше известного предела. Такой прибор изображен на фиг. 8. Фиг. 8. На деревянной доске укреплен электромагнит O, один конец обмотки которого соединен с зажимом A, а другой с чашечкой a, содержащей ртуть; рядом находится ртутная чашечка a1, соединенная с зажимом A‘. Против накось срезанного сердечника электромагнита O висит якорь d, подвешенный на одном плече ломанного рычага; другое плечо рычага кончается медной дужкой, ножки которой погружаются при повороте рычага в чашечки a и a1 и соединяют их. К якорю приделана на штифте гирька m; ее передвижением можно перемещать центр тяжести верхнего плеча. Действие прибора следующее: один из проводов, соединяющих динамо-машину с аккумуляторами в какой-либо точке, разрезается и два образовавшихся конца примыкают к зажимам A и A‘. Рукой прижимают медную дужку в чашечки a и а 1, тогда ток идет через прибор по пути A-O-a -дужка- a1-A‘. Сердечник, при достаточной силе тока, притягивает якорь d, отчего дужка остается погруженной в чашечки aa1 и ток остается замкнутым. Когда по каким-либо причинам сила тока сделается менее нормальной и аккумуляторам грозит опасность разрядиться, то, благодаря грузику m, якорь d отвалится и дужка, выскочив из ртутных чашечек aa1, разомкнет ток. Перемещая грузик т, можно установить автоматический выключатель на различные силы тока. К автоматическим выключателям принадлежат также и предохранители (см.). Для успешного действия все К. для сильных токов должны удовлетворять следующим условиям: 1) контактные поверхности должны быть достаточно велики — не менее 1 кв. см на каждые 5 ампер; 2) контактные поверхности должны всегда обуславливать достаточное соприкосновение и всегда быть чистыми; 3) размыкание должно производиться по возможности быстро. А. Г.

    Читайте также  G11 или g12 что лучше?

    КОММУТАТОР

    КОММУТАТОР(ново-лат., от лат. commutare — изменять). Аппарат, придающий противоположное направление электрическому току, идущему по проволоке.Словарь и. смотреть

    Коммутатор зажигания автомобиля

    Назначение

    Коммутатор зажигания предназначен для управления током первичной обмотки(ок) катушки зажигания по сигналам датчика синхронизации, или ЭБУ.

    Принцип работы автомобильного коммутатора зажигания

    Сигнал от датчиков вращения очень слабый и для использования в системах управления, его необходимо сформировать и усилить. Кроме этого различные типы датчиков дают сигналы аналогового типа или в неудобной для использования форме. Для управления током первичной обмотки катушки зажигания разработаны электронные устройства, позволяющие производить переключения (коммутацию) с высокой скоростью. Сигнал с коммутатора подается на первичную обмотку катушки зажигания.

    Рис. Фото коммутатора и осциллограмма управляющих импульсов.

    Рис. Фото коммутатора и осциллограмма управляющих импульсов.

    Коммутатор может быть и двухканальным, управляя сразу двумя катушками зажигания.

    Рис. Фото коммутатора и осциллограмма сигналов ЭБУ.

    Коммутатор может выполнять и более сложную роль. Рассмотрим пример на схеме управления ам ФОРД Скорпио EEC 4. На рисунке приведена схема такой системы зажигания. Такой прибор можно даже назвать модулем зажигания. Расположен он на распределителе зажигания. От датчика Холла, расположенного в распределителе, в модуль поступает РIР (Profile Ignition Pickup) сигнал.

    Рис. Схема системы зажигания автомобиля ФОРД.

    Он обрабатывается и в виде частотного сигнала 10-15 Гц передаётся в ЭБУ двигателем. В ЭБУ производится перерасчёт на поправочные коэффициенты и возвращает сигнал SPOUT (SPark OUTput) обратно в модуль TFI. Частота такого сигнала 10-15 Гц, но форма импульсов другая. На холостом ходу PIP сигнал имеет частоту 25-35 Гц, a SPOUT сигнал — частоту 40-45 Гц, который и управляет выходным каскадом коммутатора. Осциллограммы входных и выходных сигналов TFI модуля приведены на рисунке.

    Рис. Осциллограммы при 3000 обмин.

    Расположение

    Коммутатор может быть совмещённым с ЭБУ двигателем. В таком случае управляющий сигнал с ЭБУ идёт непосредственно на катушку зажигания.

    Если коммутатор конструктивно выполнен отдельно, то он может быть установлен непосредственно рядом с катушкой зажигания (VASS); отдельно установленным на металлической поверхности для хорошего теплоотвода (крыло или перегородка подкапотного пространства) (ФОРД); рядом с блоком управления (VW Пассат); на распределителе зажигания (ФОРД) и т.п.

    Неисправности

    Обычно выход из строя электрической части происходит из-за бросков напряжения или эрозии в разъёме. Перегрузка и выход из строя из-за закорачивания первичной обмотки катушки зажигания или выхода из строя высоковольтной части.

    Методика проверки

    В начале необходимо проверить наличие питающего напряжения на выводах коммутатора (причем не только вольтметром, но и при помощи нагрузки). Убедиться в наличии правильного входного сигнала на коммутатор (осциллограмма). Выходной сигнал с коммутатора проверяется автомобильным осциллографом или обычной ам лампочкой. Если сигнал возрастает от 0 до питающего напряжения, то лампочка подсоединяется между «+» и сигнальным выводом (отсоединить от катушки зажигания). Лампочка должна мигать при вращении двигателя стартером.

    Необходимо помнить, что коммутаторы, используемые с датчиками генераторного типа нельзя использовать в системах с датчиком Холла и наоборот.

    Ремонт

    Обычно ремонт невозможен.

    ПО ТЕМЕ:

    • Неисправности замка зажигания
    • Система зажигания автомобиля
    • Индуктивный генератор импульсов
    • Датчик оборотов в распылителе зажигания

    4 комментария к записи “ Коммутатор зажигания автомобиля ”

    Как можно проверить коммутатор?

    Перед тем как проверить работу коммутатора, его нужно хорошо почистить от грязи. Что бы коммутатор проверить, нужны: сама катушка зажигания, блок питания, обычная кнопка, паяльник и «масса» в качестве нее может быть металлический лист. На корпусе коммутатора располагаются определенные обозначение. Эти обозначения обычно в виде латинских букв, например «B», «C», «T», «K». При проверке коммутатора следует обратить внимание на надежное соединение. На корпусе коммутатора должен быть хороший минус, часто из-за окисления, могут возникнуть определенные неисправности, что является последствием «плохой массы». Коммутатор, катушка зажигания должны располагаться на одном «минусовом» металлическом листе. Еще раз проверьте все соединения и расстояние между катушкой зажигания — «выходом на ней» и металлическим листом, оно должно быть от 15 до 25 мм. Далее последовательно нужно замыкать и размыкать провод, который должен идти на контакт коммутатора. Сам провод нужно подключить к контрольной лампе на 12 В. Сигнал от блока не должен быть больше 5 вольт. Далее проворачиваете двигатель стартером и если коммутатор рабочий, то Вы увидите как искра будет бить в металлический лист, а лампа при этом будет светится. Если вы хотите проверить внутренний коммутатор, то нужно проделать туже самую работу, но при этом сменить и подставить другой контакт.

    Может ли из за коммутатора неустойчиво работать двигатель на холостом ходу, попукивать в глушителе, на средних оборотах ощущаться подергивание, плавать стрелка тахометра? Было такое, что на горячую заводиться и сразу глохнет, дрожь по машине на средних оборотах. Поменял уже всё, остался коммутатор, но жена из дому скоро выгонит.

    Да, эти симптомы прямо указывают на неисправность системы зажигания, если машина карбюраторная, рекомендую проверить датчик холла в трамблере, и коммутатор. Не лишним будет убедиться в исправности катушки зажигания. Но сперва проверьте разъёмы подключения на предмет окисления и плохого контакта. Также возможно окисление контактов в монтажном блоке из-за попадания влаги, это болезнь этих авто. После того, как убедитесь в исправности проводки, меняйте коммутатор.