Как обжать провода в автомобиле?

LizarD71 › Блог › Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?

Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной.
Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти.
Основные требования к соединениям я бы обозначил следующие:
— физическая прочность;
— электрическая надежность (низкое сопротивление);
— во многих случаях герметичность.
Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже:
1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы
2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91
3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026

Отбрасываем этот способ соединения и идем дальше.

Дополнение 1:
В каментах многие защищают пайку как вид соединения.
Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль. НО — далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.

Дополнение 2:
Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение-
— провода зачищаем и правильно скручиваем
— качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220)
— удаляем остатки флюса
— соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком
— затягиваем в термоусадку
— фиксируем соединение с двух сторон

Скрутка
Основная проблема скрутки (причем, не только в автоэлектрике) — кроется в простоте исполнения. Суть соединения заложена в названии и многие рвутся в бой, не ознакомившись с матчастью, в результате делается очень много «неправильных» скруток, которые разваливаются, подгорают и т.д. и т.п. Отсюда и дурная слава данного вида соединений, раскатами грома летящая из разных точек интернет-просторов.
Плюсы:
— минимум инструментов;
— сохранение целостности оригинальных проводников, нарушается только изоляция;
— возможность демонтажа соединения.
Минусы:
— малая площадь контакта либо большие габариты соединения;
— малая физическая надежность соединения.
С учетом всех плюсов и минусов, я бы рекомендовал правильную скрутку для слаботочных соединений (всяческие диодные подсветки, видеорегистраторы, кнопки и т.п.). Для силовых цепей типа головного света, ПТФ и т.п. скрутка — не лучший вариант. Кроме того во всех случаях настоятельно рекомендую тщательно изолировать соединение, причем подключаемый провод желательно примотать к основному жгуту на некоторое расстояние, чтобы соединение не испытывало физических нагрузок (для этого очень хорошо подходит тряпичная изолента).
Как сделать правильную скрутку?
1. Зачищаем оригинальный и подключаемый провода на 1,5-2 см. Для этого можно использовать канцелярский нож. Будьте осторожны, не порежьте жилы и пальцы.
2. Расправляем жилы обоих проводов, образуя нечто типа веника.
3. Вставляем «веник» подключаемого провода в начало «веника» основного так, чтобы жилы были вперемешку. Если подключаемся к существующему проводу — также слегка расправляем его жилы и вставляем новый провод, чтобы жилы были вперемешку.
4. Крепко руками скручиваем жилы по всей длине.
5. Изолируем, герметизируем по мере надобности, жгутируем.

Дополнение:
В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места «скрещивания» до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма.
Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции.
Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.

Обжим
Важное замечание: практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения;
— физическая прочность соединения;
— при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать;
— необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент;
— оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги).
К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.

Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:

И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:

Так или иначе, очевидно, что «на коленке» повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.

Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:

Муфты бывают изолированные и неизолированные. Будем использовать изолированные.
Изолированные бывают как минимум двух видов: с пластиковой изоляцией (доступны повсеместно за копейки) и с термоусаживаемой изоляцией.
Особенность её в том, что снаружи термоусадка, а внутри слой клея-герметика. Сначала зажимаем, потом усаживаем до выступания с торцов муфты клея. Соединение получается надежным, изолированным и герметичным. Такие муфты поставляются в оригинале VAG-ом, на них маркировка производителя DuraSeal.
000 979 940 — Муфта соединительная для проводов от 0,35 до 0,5 кв.мм
000 979 941 — Муфта соединительная для проводов от 0,5 до 1,0 кв.мм
000 979 942 — Муфта соединительная для проводов от 1,5 до 2,5 кв.мм

Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.

Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа!
Bosch 1 987 532 035 — 0,5-1,0мм
Bosch 1 987 532 000 — 0,5-1,5мм
Bosch 1 987 532 001 — 1,5-2,5мм
Bosch 1 987 532 002 — 4,0-6,0мм

Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)

Дополнение 3:
И вот, не прошло и 10 лет, как наши производители подсуетились и тоже начали выпускать (ну как выпускать, . перепродавать скорее) такое!
Ищите по гордой аббревиатуре ГСИ-Т (маркировка от производителя КВТ) или просто ГСИ термоусаживаемая. На вид тот же китай) 1-в-1))
Итак, для работы нам понадобится:

Кримпер (он же пресс-клещи) нужен с насадкой «под изолированные наконечники» (если покупать, то лучше брать с трещеткой для фиксирования на определенном моменте зажима — несколько упрощает манипуляции).
Постановка задачи:

Как обжать автомобильную клемму и провод

Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?

Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.

Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.

  1. Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
  2. Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
  3. Видео: Как обжать клемму на проводе

Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами

Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы

  1. Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
  2. Плоскогубцами аккуратно поджимаем наружные лапки так, чтобы они начали сворачиваться, образуя кольцо. Диаметр кольца должен пропускать вовнутрь ваш провод и слегка зажимать его.
  3. Зачищаем конец провода. Как зачистить провод в автомобиле. Слегка скручиваем оголенный конец, чтобы жилки провода не топорщились. Просовываем сквозь подготовленное кольцо провод таким образом, чтобы оголенная часть оказалась между внутренних лапок, а внутри кольца уже была изоляция.
  4. На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы
  5. После того, как клемма обжата на проводе, ее можно обмотать изолентой. Это спасает от короткого замыкания, да и выглядит вполне красиво. Таким образом, обжимаются стандартные российские автомобильные клеммы типа «мама», «папа» и «под ключ». При должном опыте, качество обжима практически не отличается от заводского, а обжать клемму можно всего за полминуты.

Как соединить клемму и провод при помощи кримпера

В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.

Специализированным инструментом для обжима автомобильного провода является кримпер

Внешне инструмент очень напоминает пассатижи, на концах которого установлена специальная матрица, в которую вставляются наконечники и не изолированная часть кабеля.

Данный инструмент призван обеспечить равномерное усилие наконечника вокруг провода, исключая плохой контакт при обжимке кабеля. Кроме того существуют универсальные инструменты, позволяющие не только выполнить обжим, но и разрезать кабель, снять с него изоляцию и скрутить жилу.

  1. снять часть изоляции с провода (с небольшим запасом до 0.3–0.5 см), крайне желательно при удалении изоляции пользоваться специальным инструментом, позволяющим снять оплетку и не повредить жилы кабеля, но при отсутствии такого инструмента допускается использовать острый нож (при снятии изоляции следует убедиться в том, что не были затронуты жилы провода);
  2. надеть на шнур небольшой кусок термоизоляционной оплетки;
    после чего оголенный участок необходимо обезжирить спиртом и нанести специальную электропроводную пасту (самыми распространенными вариантами являются составы типа «КВТ» и «ЭПС»).
  3. выставляем в матрице устройства необходимое сечение и тип наконечника;
  4. устанавливаем наконечник до конца в устройство так, чтобы цифры с маркировкой матрицы находились на лицевой или тыльной сторонах наконечника;
    расправленные жилы кабеля заправляем в наконечник до упора (Внимание! Скручивать жилы кабеля запрещается);
    прилагая усилие нажимаем на рукоятки кримпера;
  5. обжатие многожильного провода выполнено, теперь возвращаем заранее надетую на шнур термоусадку на место соединения и прогреваем её строительным феном, паяльником или турбозажигалкой;
    после выполнения операции рукоятки должны вернуться в стандартное (разжатое положение), если этого не произошло, то причиной тому могут быть проблемы, описанные выше.

Видео: Как обжать клемму на проводе

соединение проводов в автомобиле

Начнем со сварки. Она в автомобиле применяется (в заводских условиях) для соединения нескольких массовых либо плюсовых проводов. Соединение надежное при условии хорошей изоляции места соединения, но при ремонте ИМХО не применяется, потому что оборудование для сварки дорого, в труднодоступных местах им не поработаешь (а они в машине почти везде), так что на этом мы со сваркой и закончим 😉

Читайте также  Как снять троса переключения передач Лада гранта?

Далее идёт скрутка. Сделанная прямыми руками скрутка — соединение довольно надежное, но есть нюансики. Во-первых как ни крути — но от вибрации это соединение со временем ослабнет. Во-вторых оно изначально плохо применимо для высоких токов. Ну и в-третьих — провода нужно тщательнейшим образом зачищать для обеспечения хорошего контакта. Таким образом я считаю применение скруток в автомобиле «условно допустимым», с учетом вышесказанного. Напоследок опишу «свой» способ скрутки, дающий на мой взгляд оптимальные результаты и по прочности и по надежности соединения. Итак, расплетаем жилки соединяемых проводов на два пучка каждый. Скручиваем их попарно, а затем скручиваем между собой ну и пригибаем к проводу.

О том что место соединения нужно защищать я далее упоминать не буду, потому что это понятно и логично для любого соединения. Впрочем, раз уж вспомнил — опять же есть по сути два распространенных и общепринятых способа изоляции/защиты соединения — термоусадка и изолента. Термоусадка в свою очередь бывает с клеем и без (ну и разная по качеству). Естественно, что идеальный вариант — это термоусадка с клеем. Она и ограничивает доступ влаги к соединению и дополнительно фиксирует его.

Далее следует пайка. И это самый сложный вопрос. Потому что именно на нем сломано немеряно копий. То есть на вопрос «можно ли паять провода в автомобиле?» существует ровно два правильных ответа — «да» и «нет». 😉 То есть на самом деле паять МОЖНО (и примером тому — мерседес по w124 включительно, где большинство разъемов именно паяные), но при этом существует столько нюансов, что проще заявить что «НЕЛЬЗЯ», чем читать лекцию.

Я же прочитаю лекцию. Итак, пайка. начнем с того, что даже в идеальных условиях и на столе — при пайке требуется и хороший паяльник и главное прямые руки. То есть паять нужно УМЕТЬ. Смешно? мне — нет. Потому что большинство незаводских паяных соединений в машине называются «срали-мазали». Второй нюанс — применение флюсов. При пайке применяется флюс. Всегда. Флюсы бывают активные и нейтральные. Флюсы нужно смывать. Почти все и почти всегда. То есть тут опять же — проще написать что все и всегда, чем углубляться в еще одни дебри. Особенно важно помнить о необходимости промывки в случае активных флюсов, которые применяются для пайки «несвежих» проводов — а это в 99% наш случай, ведь на новых машинах провода паять нужно только разве что при установке сигнализации. А на старых машинах — провода уже окислены в большей или меньшей степени. Соответственно, для качественной пайки нужно зачистить каждую жилку от окислов и/или применять активный флюс. Который неминуемо засосёт под изоляцию, как ни вымывай. Кроме этого под изоляцию засосёт и припой и многожильный провод станет «одножильным» и потеряет гибкость. И успешно и неминуемо отвалится в этом месте через какое-то время от вибраций (что регулярно наблюдалось на мерседесах, несмотря на специальную конструкцию разъемов). Либо отгниёт из-за несмытого активного флюса.

Не могу не упомянуть соединительные муфты с припоем в термоусадке. Тут те же проблемы — провода должны хорошо паяться, потому что флюса там — минимальное количество и он нейтральный. Ну и требуются навыки пайки, чтобы оценить качество соединения. Потому что то что я видел на mysku как пример соединения — иначе как браком назвать нельзя.

То есть подытоживая — паяное соединение боится вибрации и требует тщательной зачистки перед пайкой и промывки после пайки. Исключения — пайка НОВЫХ проводов гарантированно нейтральным флюсом и фиксация места соединения в жгуте.

Отдельным пунктом тут стоит лямбда-зонд и его провода. Тут всё вообще прикольно, потому что есть несколько нюансов. Во-первых провода лямбда-зонда — не медные, или не совсем медные (слегка магнитятся), короче говоря паяются они не то что с активным флюсом, а вообще только с кислотой. В-вторых — Бош официально заявляет что по проводам внутрь датчика поступает воздух. Может это и не так, но эксперименты показали что воздух МОЖЕТ проходить по проводам. Действительно ли это свойство нужно для работы лямбда-зонда — я на 100% не уверен, но и не доверять бошу тоже как-то глупо. Плюс к этому совершенно точно известно что по проводам может проходить жидкость. Так вот у меня были случаи когда в лямбду по проводам попадала вода и он там внутри начинал коротить, выдавая на сигнальный провод 12В с подогрева. А на батарее просох — и заработал. Второй случай — я смазал контактолом разъем, после чего датчик таки заработал, но хватило его минут на 5 — дальше контактол дошел до датчика и он успешно издох. Как вы думаете, попадет ли кислота под изоляцию, и дойдёт ли она до датчика? А будет ли провод по-прежнему пропускать воздух? Я вот чот не сильно горю желанием проверять. И на этой ноте мы переходим к единственно правильному методу соединения проводов в автомобиле — обжимке.

Итак, обжимка. Повторюсь, я считаю этот метод оптимальным по совокупности достоинств. Это быстро, просто, технологично, надежно. Соединяемые провода не требуют особо тщательной зачистки, потому что окислы при обжимке частично разрушаются, и контакт всё равно обеспечивается. Несомненно, лучше зачищать как можно тщательнее, а еще лучше поменять кусок провода на всем протяжении где он почернел, а луше весь провод, а еще лучше машину на новую. Но, повторюсь — вполне нормально работает и так. Работа не требует каких-то особых навыков — только инструмент и здравый смысл. При чем тут здравый смысл? Ну потому что нужно выбирать соединители под сечение провода. Работать достаточно безопасно — нет вероятности ткнуть куда-то не туда паяльником, а это может быть и глаз и приборка.

Недавно вот встретил мнение что обжимка, дескать, круто, но дорого. Хм. да нет, ребята, прошли те времена когда это было дорого. Сейчас в Китае даже гидравлические кримперы стоят от 50 баксов. Как пример вот один от 4 до 70 квадратов и вот второй — от 8 до 300 квадратов. Оба — в пределах 50 баксов (для белорусов как всегда + доставочка еще, итого уже порядка сотки плюс влёт на растаможку). Да, собственно, и «отечественный» КВТ ПГРс-70 не думаю что будет прям существенно дороже — порядка 70-75 баксов судя по яндексу.

Для меньших сечений применяются обычные ручные кримперы, которые даже в оффлайне стоят 30-40 баксов, а в Китае — около 20. Как пример могу привести КВТ СТВ-05 — это кримпер как раз для обжимки неизолированных муфт и клемм до 10 квадратов.

Теперь поговорим о видах расходников для соединения проводов обжимкой. Ну во-первых не могу не упомянуть самые правильные соединители для многожильных проводов.

Они обеспечивают самую правильную обжимку, так как фиксируют не только жилы, но и изоляцию. Обзор можете почитать тут. Это реальный мастхэв каждого автоэлектрика. Для них требуется обычный примпер для автомобильных неизолированных клемм. Я покупал его тут на месте, поэтому не могу дать на него ссылку, но чисто для примера у тех же КВТ это модели СТВ-04 и СТВ-14. По качеству этих кримперов ничего сказать не могу, это чисто пример «что это такое».

Данные соединители — достаточно редкий вариант, в основном же используются неизолированные муфты типа ГМЛ (их несколько разновидностей) и изолированные ГСИ и ГСИ-т — с простым пластиком и с термоусадкой. Здесь и далее ссылки на сайт КВТ приведены чисто для простоты и удобства. Никоим образом не пытаюсь их рекламировать. Производят всё это десятки фирм, купить можно не только на месте, но и в Китае. Ниже картинки ГМЛ, ГСИ, ГСИ-Т

Кстати, обратите внимание, что для ГСИ и ГСИ-Т применяются разные кримперы — СТВ-01 и СТВ-10 соответственно.

Я предпочитаю использовать неизолированные соединители. При этом для их обжимки (особенно для малых сечений) условно можно использовать и кримпер для автомобильных неизолированных клемм, что здорово упрощает жизнь. Я не могу конечно рекомендовать такое неправильное использование инструмента, но не вижу причин почему бы и нет 😉

Изолированные без термоусадки как ни странно обеспечивают очень неплохое качество соединения (при использовании специального кримпера! а не плоскогубцев), но имеют очень уж большие габариты и не обеспечивают никакой защиты от попадания влаги.

Качество соединения муфт в термоусадке по идее не должно отличаться, плюс если термоусадка с клеем — то и герметизация будет отличная. Впрочем, даже если без клея — то всё равно лучше чем у ГСИ. Чтобы исключить варианты — можно применять неизолированные соединители и качественную термоусадку с клеем. Где её покупать — тут уж каждый решает сам.

Надеюсь, что мне удалось максимально прояснить ситуацию с вариантами и нюансами соединения проводов в машине. Если будут появляться новые умные мысли — буду дополнять. Можете пройтись по моим обзорам на mysku — там есть обзоры разного инструмента и прочих полезных штук, не все из них я переношу в ЖЖ — что-то забываю, что-то специально. 😉

Работа с изолированными наконечниками и клеммами. НШВИ, НКИ, НВИ, НШПИ, РПИ — все правила и технические данные.

Для того чтобы качественно произвести обжим провода необходимо выполнить 3 главных правила:

    Во-первых, правильно подобрать коннектор или наконечник, чтобы его размер соответствовал сечению прессуемого провода.
    Во-вторых, воспользоваться профессиональным инструментом. Это пресс клещи, оснащенные храповым механизмом, который позволит выполнить полный цикл опрессовки.
    И в третьих, выбрать нужную матрицу. Ее геометрия и форма должны соответствовать обжимной части наконечника.

Опрессовка или обжим проводов изолированными или неизолированными наконечниками стала очень доступна в последнее время. Данный процесс имеет даже ряд преимуществ перед лужением жил проводов:

А так как температура плавления припоя низкая, то он беспрепятственно под нагрузкой выгорает или выплавляется, ослабляя и значительно уменьшая площадь контакта. Далее происходит искрение со всеми текущими негативными последствиями.

А можно ли вообще обойтись без гильзования и обжатия? Что плохого в простом креплении проводов к автоматам и другим приборам?

При простом зажиме пучок провода распушается и раздавливается в стороны. Некоторые отдельные проводники вообще могут быть повреждены. Такие жилы, разрушенные и отделенные от основного пучка, уже не принимают участия в контакте и пропуске через себя токовой нагрузки.

Все это приводит к тому, что оставшихся жил не хватает и происходит нагрев мест соединения.
Кроме этого, оголенная медь из которой выполнены жилы проводов остается доступной для попадания влаги и кислорода. А это приводит к ее потемнению и окислению.
Один раз обжав проводник наконечником или гильзой, вы избавите себя от всех этих проблем в дальнейшем.

Для начала, нужно узнать какого сечения провод вы будете обжимать. Сделать это можно по надписям на изоляции жилы, либо воспользоваться штангенциркулем.
Далее при выборе тех или иных втулочных наконечников можно ориентироваться по цветовой маркировке их изолированной юбки. Каждый цвет должен соответствовать определенному сечению и размеру гильзы наконечника.

Правда есть и производители, которые на этом не заморачиваются, и выпускают одноцветную продукцию разных сечений.

Читайте также  Каким сварочным аппаратом варить кузов автомобиля?

После выбора обязательно физически проверяйте насколько плотно провод заходит в гильзу или наконечник.

У наконечника на входе есть специальная юбочка, которая поможет одеть его даже на слегка распушенный провод. Кроме того, эта юбка играет роль фиксатора изоляции. Можете сравнить, сколько изломов в разные стороны выдержит провод с юбкой и без нее. Как понимаете, результат окажется не в пользу последнего варианта.

Еще один немаловажный момент, про который нужно помнить: многие провода изготавливают не по ГОСТ, а по собственным техническим условиям.

И поэтому их фактическое сечение может быть меньше заявленного в номенклатуре. Соответственно из-за этого образуется слабина в прессуемой части наконечника, хотя как вам казалось вы и подобрали все по таблицам и вроде бы нигде не допустили ошибок.

Зачастую бывает так, что в наконечник сечением 1,5мм2 с легкостью залетает провод 2,5мм2. Поэтому выбор по таблицам это конечно же хорошо, но без практической примерки гильзованной части и провода никак не обойтись.

Многие часто задаются вопросом, можно ли обжимать моножильные провода? Да конечно, делать это не запрещается, только использовать для этого нужно соответствующий инструмент.
Обыкновенные кримперы здесь уже не подойдут, так как они рассчитаны на меньшее усилие, которое необходимо при сжатии моножилы. Придется закупать для этого специально предназначенные пресс клещи ПК-16у или ПК-35у.

Это универсальный инструмент и работать им можно также для обжатия и многожильных проводов.

Чтобы обжатие на моножиле получилось качественным и внутри гильзы не было люфта, основное правило здесь — выбирайте гильзу или наконечник на один размер меньше чем сечение прессуемого провода.
Еще этими клещами удобно прессовать одновременно несколько проводников в одной гильзе. Делается это например при соединениях в распредкоробках.

Проводки внутри втулки обжимаются под очень высоким давлением, так что даже способны изменить свою первоначальную форму окружности, если лежат параллельно друг другу.
Из круга они превращаются в шестигранник, а это увеличивает площадь их контактной поверхности между собой. А когда вы их скрутите, то при обжиме, в тех местах где жилки пересекаются, они могут быть передавлены друг дружкой.

Еще один актуальный момент выбора наконечника – это материал изготовления. При покупке удостоверьтесь, что вам продают именно медные или луженные наконечники. Для этого достаточно предварительно приобрести один наконечник и надпилить его чем нибудь посторонним.

При медном материале изготовления, особенно если используется высококачественная медь, срез будет красноватого оттенка. Если же используются обычные медные сплавы, что чаще всего и встречается – то надрез будет бледно-желтоватого цвета.

При взаимодействии с воздухом медь может потемнеть и потерять качество контакта. Лужение меди это давно известный способ, который позволяет сделать контакт долговечным и надежным.

Плюсы обжатия проводов наконечниками

    обжатый наконечником конец провода считается воздухонепроницаемым

Технические параметры

Основные типы и марки тонкостенных изолированных наконечников и клемм, широко представленных на нашем рынке следующие:

Наконечники кольцевые НКИ — все их данные и технические параметры приведены в начале статьи выше.

Наконечники вилочные изолированные НВИ:

Наконечники штифтовые плоские изолированные НШПИ:

Наконечники штыревые круглые изолированные НШКИ:

Разъемы — клеммы плоские изолированные «мама» РПИ-М:

Разъемы — клеммы плоские изолированные «папа» РПИ-И:

Ознакомиться с текущими ценами на инструмент для опрессовки подобных наконечников можно здесь.

Правила работы с изолированными наконечниками

    обжиму изолированными наконечниками подлежат только многопроволочные провода. Моножильные должны использоваться под свой тип неизолированных наконечников.
    при выборе обязательно обращайте внимание не только на диаметр и сечение, но и на форму контактной лопатки. Нельзя использовать вилочные наконечники на подвижных или подверженных вибрациям контактах!
    изоляция с жилы снимается ровно на длину прессуемой трубочки куда вставляется жила. В отличии от втулочных, здесь будет крайне неудобно откусить лишнее кабелерезом.
    при обжатии наконечник вставляете в матрицу пресса так, чтобы шов хвостовика был сверху и строго по центру
    соблюдайте цветовую маркировку на матрицах с цветами самих наконечников
    обжимая пресс клещами изолированные наконечники, контролируйте чтобы каждый контур матрицы, обжимал свою часть жилы и изоляции, а также вставляйте наконечник в матрицы только с маркированной стороны
    если матрицы не полностью сомкнулись в конце зажатия ручек, значит вы не правильно подобрали размер наконечника. Если изоляционная манжета при этом повредилась, требуется заменить наконечник.

Рекомендации по опрессовке втулочных наконечников НШВИ

Лайфхаки работы с наконечниками НШВИ

Как сделать из наконечника НШВИ простой НШВ? Как с подручных материалов изготовить удлиненный наконечник НШВИ? Несколько лайфхаков по работе с втулочными наконечниками можно узнать из видео ниже:

Как обжать автомобильные клеммы

Как обжать автомобильные клеммы

Как обжимать клеммы плоскогубцами?

Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы.

Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.

Каждое из этих ушек загибаем вовнутрь полукругом так, что бы концы не накладывались друг на друга.

Кончик провода зачищаем от изоляции на 5 мм и вставляем в получившееся отверстие. Достаточно теперь сильно сжать ушки плоскогубцами и их кончики плотно врежутся в изоляцию, фиксируя тем самым провод. Аналогично маленькими усиками фиксируются на этой клемме жилы провода.

Получилось не так аккуратно, как кримпером, но тоже прочно и надежно. Для сравнения: верхняя клемма фиксировалась кримпером, а нижнюю мы только что обжали плоскогубцами.

На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы.

Для наглядности можно взглянуть, как выглядит правильно обжатая клемма в разрезе.

Внутренность

Внутри находятся сами пресс-клещи, отвертка, сменные матрицы и запасные винты.
Первая меньшая (0.5-1.5мм²) матрица для обжима автоклемм уже установлена в пресс-клещах.

Отвертка хранится под резинками на боковой стенке сумки.
Отвертка двухсторонняя, на одной стороне крестик размера PH1 для регулировки усилия срабатывания храповика. На другой стороне шестигранник размера 3мм для смены матриц. Отвертка не магнитная, стержень фиксируется в ручке с помощью подпружиненного шарика.


Еще три матрицы лежат в кармашках сумки. Там же лежат и 4 запасных винта для смены матриц.
Винты с полукруглой головкой под внутренний шестигранник, резьба обычная М4, заменить не проблема.

Кармашки закрываются на липучки. Лайфхак — можно положить все матрицы и винты в один кармашек — вполне входят — а остальные три занять мешочками с клеммами разного типа. Или матрица + клеммы для этой матрицы в этом кармашке. Наверное я так и поступлю.
Сумка универсальная, в ней еще есть два свободных места. Одно место предназначено для клещей снятия изоляции, второй предназначен для ключей разъемов MC4 солнечных батарей.
Например такой лот www.tomtop.com/p-e2083.html

Клещи

Клещи сделаны из металлических пластин толщиной около 2 мм.

Ручки из пластика с резиновыми вставками. Ручки не шатаются, снять обычным усилием не удалось — ручки защелкнуты в фиксаторы. Сползать не будут, приклеивать не придется. Металлическая основа идет до конца пластиковой ручки — магнит липнет и в конце ручек.


На резиновых вставках нанесены знаки ++++, я думал что на второй ручке будет знак —-, но на обоих нанесен ++.
Клещи собраны на заклепках и штифтах. Внутри можно увидеть две пружины, одна малая для механизма срабатывания храповика, вторая, большая, основная прикрыта крышкой.
На клещах есть зубчатое колесо, зафиксированное винтом. Поворачивая это зубчатое колесо, можно регулировать конечное положение сжатия матриц. То есть можно сделать так, чтоб храповик размыкался когда матрицы сходятся не полностью.
Винт на храповике можно открутить крестовым концом комплектной отвертки.
Там же возле храповика есть рычажок, потянув за который, можно прервать процесс обжима и разомкнуть губки матриц.

Матрицы

Ширина всех матриц для этих клещей в месте крепления винтами 4 мм.
Первая матрица JX 1601-08
обжимает автоклеммы от 0.5 мм² до 1.5 мм². Ширина первой матрицы в месте обжима 7 мм.
Внутри матрицы есть ступенька, по этому эта матрица обжимает клеммы в один проход — сразу и изоляцию и жилы.
Берем самую распространенную автоклемму, вставляем в матрицу и фиксируем на один щелчок храповика.
Зачищенный провод вставляется в клемму и обжимается одним нажатием до того, как сработает храповик.
Провод нужно зачищать так, чтоб жилы обжались в той части клеммы, где обжимаются жилы, а более узкие и длинные усы обжимают изоляцию.
Ну и сам процесс обжима в GIF. Полное в видео в конце.
Результат обжима клемма 6.3мм провод 1.5 мм², место в матрице 1.5
Я пробовал обжимать и другие клеммы, провод нужно подбирать под конкретную клемму.
Справа хорошо обжатые клеммы, слева клеммы для которых провод слишком толстый.
Клеммы и провод нужно подбирать, нельзя просто взять клемму, предназначенную для провода 1.5 мм² и обжать в ней провод 0.75 мм². Нужно или складывать провод в два раза или подбирать клемму с меньшим размером обжимных усов. Иначе провод не держится должным образом. Аналогично и с большим размером провода, при обжиме провода 2.5 мм² в клемме для 1.5 мм², в какой бы матрице не было обжато, провод будет обжат некачественно и края усиков не завернутся обратно в жилы и в изоляцию, им просто не хватит длины. Можно посмотреть например такой лот — ru.aliexpress.com/store/product/100pcs-lot-431-6A-6mm-type-A-Dia-Copper-Circular-Splice-Terminal-Wire-Naked-Connector-For/1184839_32709214061.html

в нем шесть видов кольцевых неизолированных клемм под разные диаметры провода, в том числе и под эту матрицу. На картинке в клемму слева можно обжать провод сечением 0.3-1 мм² а в клемму справа 8-10 мм² а клеммы как бы одинаковые по размеру.
Размеры клемм и провода
Примерно то же с плоскими авто клеммами. Например лот ru.aliexpress.com/store/product/Free-shipping-100pcs-lot-7-8-C-2-1-4-mm2-the-plug-spring-terminals-inserted/1184839_32595356972.html
Одинаковые клеммы под разные размеры проводов.
Сложно найти продавца с таблицей размеров провода. Даже у этого продавца не на все клеммы есть описание, какой провод можно обжать. Приходится определять диаметр провода опытным путем. Кстати продавца рекомендую, приходит от него быстро.
И интересная ссылочка на то, как правильно должна выглядеть обжатая клемма и какие возможны ошибки при обжиме. Все на английском, но с картинками все понятно даже без знания языка. www.etco.com/engineering-guides/
Вторая матрица JX2546 обжимает провода от 2.5 мм² до 6 мм².
Ширина матрицы в месте обжима 6 мм, более тонкая матрица может оказать большее давление на более толстый провод.
в ней нет ступеньки и обжимать нужно в два прохода — сначала жилы потом изоляцию.
Клемма так же вставляется в матрицу, фиксируется храповиком, вставляется провод и обжимаются жилы.
Потом клемма вставляется в больший размер и обжимается изоляция. На фото кольцевая клемма с проводом 2.5 мм² обжата в позиции 4мм — жилы и в позиции 6 мм — изоляция. Так что место обжима в клещах нужно подбирать под конкретное сечение провода и клемму.
Аналогично обжимается клемма 9.6мм на провод 6 мм² — жилы в позиции 6 мм и изоляция в этой же позиции не до щелчка. Изоляцию нужно было бы обжать в позиции 8 или 10, если бы она была, но так как матрица жмет максимум 6 то приходится обжимать изоляцию в позиции 6.
Ну и GIF обжима.
Третья матрица обжимает изолированные клеммы трех цветов.
Цвет позиции в матрице обозначает максимальный диаметр провода, который можно обжать. Синий самый большой, красный меньше и желтый самый маленький. Берем красную изолированную кольцевую клемму НКИ 1.25-3 и обжимаю на провод 2.5 мм².
Если провод не полностью заполняет отверстие в клемме, то нужно будет обжимать в позиции другого цвета.
Ну и процесс обжима в GIF как обычно
Четвертая матрица JX1601-06 обжимает наконечники НШВИ от 0.25 до 6 квадратов.
Обжимает вроде трапецией.
Наконечники НШВИ предназначены для того, чтоб сделать многожильный провод жестким, например для того чтоб вставить многожильный провод в клеммник.
В разных странах разные стандарты цветового обозначения сечения провода для наконечника НШВИ. Вот например таблица цветов и сечений провода, которые принято использовать у нас.
www.lebak.by/katalog/nakonechniki/nshvi-nshvi-2.html
Согласно этой таблице наконечники сечением 6 мм² имеют длину 12 или 18мм, ширина матрицы 12мм — то есть ширины хватает чтоб обжать наиболее часто используемые по длине наконечники. Удлиненные встречаются редко.
Обжимает просто — подбираем наконечник чтоб он плотно садился на жилы провода и жмем в месте с соответствующим обозначением в матрице, здесь ничего подбирать не пришлось. Обжал несколько наконечников, результат виден на фото.
Анимированная картинка обжима НШВИ
Видеоверсия обзора клещей:

Читайте также  Для чего нужен термостат в автомобиле?

  • Довольно универсальный набор, который может обжимать самые распространенные клеммы для многожильного провода.
  • Сумка для хранения переноски, есть два пустых места под резинками и место без резинок — можно хранить запас клемм внутри сумки.
  • Цена набора, возможно купить такой же набор с съемником изоляции чуть дороже этого.
  • Запасные винты не зря идут в комплекте, пока писал обзор менял матрицы раз 10-15, сорвал один винт, резьба в клещах целая.

Всем добра и хороших контактов в нужных местах!
Товар предоставлен для написания обзора магазином. Обзор опубликован в соответствии с п.18 Правил сайта.

Как пользоваться обжимкой для клемм

Всем привет! Продолжаю знакомить с инструментами, облегчающими работу автоэлектрика. Первая часть здесь.

В этой части расскажу про обжимные клещи для автомобильных и других аналогичных по конструкции клемм. Другое название такого инструмента — кримперы, от английского crimp — загибать, обжимать.

При работе с автомобилем нередко приходится выполнять различные электрические подключения с использованием разъемов или клемм. На фото ниже пример таких клемм:

В сети вы встретите много споров, какой способ соединения лучше — пайка, обжим, скрутка. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие. Скрутку не приемлю в принципе, считаю ее слишком ненадежной в условиях вибрации, поэтому для соединения проводов в автомобиле использую только пайку. Но мы немного отвлеклись, вернемся к инструменту.

В Китае был заказан набор кримперов для различных типов и размеров клемм:

Для неизолированных клемм используются кримперы со специальным профилем губок, во время обжатия загибающих концы металла вовнутрь. Такие кримперы обжимают провод и дополнительно фиксируют изоляцию, чтобы провод от перегибов и вибрации не обломился.

Дата: 06.02.2016 // 0 Комментариев

Данная статья наверняка будет более полезна не только автомобилистам, но и может пригодиться любому домашнему мастеру. Столкнувшись с обжимом клемм лучше всего использовать правильный инструмент, а именно — кримпер для обжима автомобильных клемм. Но, увы, не у каждого он есть, а если есть необходимость обжать одну клемму в месяц, то смыла в покупке кримпера нет. Сегодня мы попытаемся обжать клемму подручными средствами и покажем, как обжимать клеммы плоскогубцами.

Как обжимать клеммы плоскогубцами?

Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы.

Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.

Каждое из этих ушек загибаем вовнутрь полукругом так, что бы концы не накладывались друг на друга.

Кончик провода зачищаем от изоляции на 5 мм и вставляем в получившееся отверстие. Достаточно теперь сильно сжать ушки плоскогубцами и их кончики плотно врежутся в изоляцию, фиксируя тем самым провод. Аналогично маленькими усиками фиксируются на этой клемме жилы провода.

Получилось не так аккуратно, как кримпером, но тоже прочно и надежно. Для сравнения: верхняя клемма фиксировалась кримпером, а нижнюю мы только что обжали плоскогубцами.

На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы.

Для наглядности можно взглянуть, как выглядит правильно обжатая клемма в разрезе.

Залогом любого качественного электрического соединения является площадь соприкосновения проводов – чем она больше, тем надежнее контакт. Разумеется, все это подбирается относительно сечения соединяемых проводов, поэтому здесь главное обойтись без фанатизма. Если первые соединения такого типа представляли собой длинные скрутки, обжатые плоскогубцами, то сейчас это ровные провода, которые клещи обжимные скрепляют между собой внутри специальной опрессовочной втулки. Минус такого способа соединения в необходимости иметь инструмент для обжима и расходники в виде втулок или наконечников, но это полностью компенсируется увеличением скорости работы и улучшением ее качества.

Где используются обжимные клещи

Независимо от размера кримпера, у него есть только два основных способа применения – подготовка токоведущих жил для закрепления их в клеммах розеток, выключателей и прочих электроприборов, а также соединение нескольких проводов между собой.

В первом случае опрессовка оправдана, если используются многожильные провода. Если их зажать в клеммы контактов без подготовки, то со временем под действием электрического тока (он создает микровибрацию) жилки «утрясутся», между ними появится свободное пространство и контакт в целом ослабеет.

Это одна из причин, по которой для прокладки силовой электропроводки советуют использование одножильных проводов, но с распространением устройств для обжима наконечников проводов эта рекомендация потеряла смысл.

Также опрессовка используется при работе с кабелями большого сечения – она применялась даже задолго до появления «бытовых» устройств. Правда качественное соединение возможно получить только используя специальный пресс для обжима кабельных наконечников, который и сейчас далеко не карманных размеров. Чтобы создать необходимое усилие, в таких устройствах используется принцип домкрата или отдельный гидравлический привод – силы человека, даже приложенной через обычный рычаг, чтобы качественно обжать толстый кабель, недостаточно. Пример такого устройства на видео:

Полезной будет обжимка и при необходимости соединить два и больше проводов. В таком случае они собираются вместе, на них надевается втулка и обжимается. При этом провода могут быть вставляться во втулку как с одной, так и с двух сторон: в первом случае получается подобие скрутки, а во втором – муфты.

Преимущество такого вида крепления в том, что после опрессовки внутрь гильзы не проникает воздух – по сути получается герметичное соединение. Это позволяет соединять таким способом даже медные и алюминиевые провода, контакт между которыми в обычных условиях со временем окисляется.

Разновидности обжимных клещей

Конструкционно клещи для обжима делятся на два основных типа – действующие по принципу пасатижей или диафрагменные.

Первые из них более распространенные – они выполняют сдавливание только с двух сторон, но в отличие от пасатажей имеют в губках вырезы специальной формы, которые работают в качестве направляющих. Это позволяет выполнять качественное крепление на жиле провода наконечников, основание которых в сечении имеет «П»-образную форму.

На видео различные виды инструмента для обжима проводов:

Преимущество таких устройств, выполняющих обжим жил проводов в их относительной универсальности – к наконечниками ими можно «подобраться» с любой стороны. Главный недостаток кроется в необходимости иметь «на подхвате» несколько таких клещей, так как на губках обычно помещаются вырезы для 3-4 размеров гильз. Как вариант можно приобрести универсальный кримпер для обжима со сменными матрицами, которые крепятся на специальной кассете. При необходимости поработать с другими видами наконечников, старые защелкиваются в кассете и на их место выбираются подходящие.

Диафрагменные устройства могут обжимать гильзы с четырех или шести сторон – в зависимости от механизма диафрагмы. За счет полного обхвата ими выполняется более качественный и плотный обжим конца кабеля, а также устройство автоматически подстраивается под любую толщину гильзы.

Перед выбором такого инструмента надо учитывать его главный недостаток – опрессовать можно только гильзу, в которую провода вставлены с одной стороны – в противном случае клещи останутся на проводе, так как их головка замкнута.

Несколько отдельной категорией идут кримперы, что выполняют обжим компьютерного кабеля типа «витая пара» и ему подобных. Принцип действия такого инструмента такой же, как и двухгубочных клещей, но вместо железных или медных втулок, их матрицы «заточены» для работы со штекерами для компьютеров или телефонов. Здесь производится не обжим как таковой, а смещение контактов, которые прорезают изоляцию проводов и плотно прижимаются к их жилам.

Как работать с обжимными клещами – важные нюансы

Сам процесс обжимания проводов интуитивно понятен – гильза или наконечник надевается на провод(а), к ней подводится матрица клещей, смыкаются ручки инструмента и контакт готов. На практике же чаще всего «первый блин», а то и несколько, получаются «комом», причем практически в прямом смысле – соединения могут быть далекими от идеала. Также бывали случаи, когда в с виду хорошо обжатом проводе со временем ухудшался контакт.

Если не выдерживается форма клемм

В первом случае виноваты настройки силы сдавливания частей матрицы, которые могут быть различные как для отдельных проводов, так и самих наконечников. Из-за этого профессионалы предпочитают иметь хотя бы два инструмента, чтобы не перенастраивать пружину для работы с другими проводами или гильзами.

Еще на качество работы влияет материал, из которых сделаны гильзы и их толщина. Обжимка для плотных клемм всегда выполняется гораздо проще и они впоследствии лучше держат форму, чем те, что сделаны из мягких материалов.

Правильное ориентирование наконечников с «П»-образным сечением – это хоть и лежащее на поверхности, но часто игнорируемое требование, а ведь перекос деталей в любом механизме далеко не всегда попадает в зону разрешенной погрешности.

Скручивание многопроволочных жил перед обжимкой

Для каждого опытного электрика, который начинал со скруток и пайки проводов, это движение скорее всего уже является рефлексом, но когда выполняется обжимка для многопроволочных наконечников, то от него надо избавляться. Справедливость этого утверждения можно проверить простым опытом – взять пару одножильных однопроволочных проводов, расположить их крест-накрест и сжать плоскогубцами. В некоторых случаях деформируются обе проволочки, а иногда и только одна, но при этом она практически полностью будет перебита и станет болтаться на тоненьком перешейке. Разумеется, проводимость этой жилки значительно уменьшится.

Если же проволочки не будут скручиваться, то при опрессовке наконечника они окажутся расположенными параллельно друг другу и при деформации они просто заполнят все пустоты, не передавливая друг друга.

Нюансы гильзования проводов на видео:

Цветовая маркировка гильз и матриц

Различные размеры гильз некоторые производители помечают отдельными цветами и такие же метки наносят на матрицы клещей.

Надо помнить, что единой системы для этого еще не разработано, поэтому если приобретать гильзы ориентируясь только на цвет, то можно получить не совсем подходящие расходники.

Как итог – что выбирать

Обжимные клещи очень подвержены правилу, которое гласит, что для каждой работы нужен свой инструмент, только здесь все немного сложнее, так как отдельное устройство по большому счету нужно для каждого типа используемых проводов, если нет желания возиться с регулировкой усилия пружин. Поэтому, какой конкретно нужен инструмент и в каком количестве, можно решить только исходя из каждодневных рабочих задач.