Как правильно называются дворники для автомобиля?

Устройство и принцип работы автомобильных стеклоочистителей

Все современные автомобили оснащаются стеклоочистителям или «дворниками», которые предназначены для очистки лобового стекла от грязи, пыли или осадков. С их помощью водитель может значительно улучшить видимость, не выходя из салона. Автомобильные стеклоочистители являются неотъемлемой составляющей конструкции транспортного средства, а их неисправность запрещает эксплуатацию ТС.

  1. Система стеклоочистителя лобового стекла
  2. Элементы конструкции стеклоочистителей
  3. Принцип работы устройства
  4. Как работает трапеция
  5. Моторчик стеклоочистителей
  6. Управление очистителями
  7. Виды щеток
  8. Способы крепления щеток

Система стеклоочистителя лобового стекла

Штатные очистители ветрового стекла предназначены для удаления грязи, пыли, а также избыточных осадков с его поверхности. Это позволяет увеличить видимость дороги в любой момент, включая плохие погодные условия: сильный дождь или снег. Для большей эффективности устройство сочетают со стеклоомывателем, который распыляет на поверхность стекла специальную омывающую жидкость под высоким давлением. Таким образом, происходит очистка стекла от прилипшей грязи и насекомых.

Автомобильные стеклоочистители

В некоторых автомобилях предусмотрен задний стеклоочиститель, а также специальные устройства для очистки передних фар (омыватель). Это позволяет обеспечить безопасность движения при любых погодных условиях. Частота и длительность работы стеклоочистителей регулируется водителем из салона.

Элементы конструкции стеклоочистителей

Конструктивные особенности зависят от вида устройства и типа крепежных элементов. Стандартная схема стеклоочистителей состоит из следующих деталей:

  • рычажного привода (трапеции);
  • поводков;
  • реле для управления режимами работы;
  • электронного блока управления (при наличии);
  • электродвигателя с редуктором;
  • шарнирных креплений;
  • щеток.

Конструкция стеклоочистителей

Дополнительно предусмотрены управляющие устройства. К примеру, для ручного управления используется подрулевой переключатель режимов работы стеклоочистителей, а для автоматического режима в транспортном средстве устанавливают специальный электронный блок управления и датчик для анализа загрязнения стекла (датчик дождя).

Принцип работы устройства

Несмотря на простой функционал очищающей системы, необходимо разобраться с тем, как работают стеклоочистители. Основные нюансы, о которых нужно знать:

  1. Электромагнитное реле принимает управляющую команду и устанавливает режим работы щеток. В зависимости от транспортного средства, очистители могут работать в прерывистом режиме с небольшими интервалами в 3-5 секунд, постоянно двигаться с установленной скоростью, а также переходить в режим мойки с включенным омывателем.
  2. Мотор стеклоочистителей получает питание от бортовой электросети. Точная схема подключения зависит от модели автомобиля.
  3. Поводки стеклоочистителей, а вместе с ними и щетки для очистки стекла, приводятся в действие при помощи электродвигателя с червячным редуктором и рычажного привода (трапеции). Трапеция передает и преобразует вращательное движение от электродвигателя на щетки, которые, плотно прижимаясь к рабочей поверхности, удаляют грязь и влагу со стекла.

Правильно настроенная система не должна оставлять разводы или механические повреждения на поверхности стекла, а также шуметь во время работы. В случае подобных проблем необходимо оперативно устранить неисправность.

Как работает трапеция

Трапеция стеклоочистителей состоит из системы тяг и рычагов, которые преобразуют вращательное движение от редуктора в возвратно-поступательное движение поводков со щетками. Стандартное устройство должно выполнять следующие функции:

  • движение щеток при работающем электродвигателе стеклоочистителя;
  • обеспечение нужной амплитуды и скоростного режима очистки;
  • поводки стеклоочистителей при двух и более щетках должны двигаться синхронно.

Трапеция стеклоочистителей

Трапеция, как и электромотор, является важной составляющей системы. При любых неисправностях (появлении люфтов) в ее работе ухудшается эффективность и качество очистки стекла. Для большей надежности элементы трапеции выполняют из листовой стали, которая устойчива к агрессивной среде, а также имеет высокую жесткость на изгиб.

В зависимости от конструкции очистителей стекла, трапеции могут быть одно-, двух- и трехщеточные, а по принципу работы — симметричные и асиметричные.

Моторчик стеклоочистителей

Моторчик стеклоочистителей имеет базовую конструкцию независимо от модели автомобиля. К основным элементам можно отнести непосредственно сам электромотор и редуктор (как правило, червячный), который увеличивает усилие от электродвигателя в несколько раз. Современные устройства могут быть оборудованы дополнительными элементами, включая предохранители для защиты от сильных нагрузок, подогревательные элементы для работы при низких температурах и многое другое.

Мотор стеклоочистителей для ВАЗ 2110

Мотор-редуктор стеклоочистителей является важнейшим элементом системы, который обеспечивает ее работоспособность. Щетки должны плотно прилегать к стеклу и свободно перемещаться по нему, иначе возникает повышенная нагрузка на электродвигатель.

Управление очистителями

Система очистки ветрового стекла может управляться двумя способами — электронным и электрическим. Последний вариант подразумевает ручное изменение режимов работы. Под рулем находится специальный рычаг управления, позволяющий включать устройство, регулировать паузу в работе стеклоочистителей и изменять режимы очистки. Но подобный вариант требует постоянного участия водителя.

Подрулевой переключатель

Электронная система управления является полностью автономной и не требует человеческого вмешательства. В автомобиле устанавливается специальный электронный блок и датчик дождя, который анализирует чистоту стекла и погодные условия. С помощью электронного управления обеспечивается целый ряд функций:

  • автоматическое включение и выключение;
  • изменение параметров работы очистителя;
  • блокировка моторчика при наличии препятствий на ветровом стекле;
  • дополнительная очистка с помощью стеклоомывателя;
  • предотвращение замерзания щеток при выключенном двигателе.

Виды щеток

Производители автомобилей предоставляют владельцам машин выбор типа щеток. В зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, они могут быть следующих видов:

Каркасные щетки

  1. Каркасные щетки — оптимальный и доступный вариант. Они хорошо адаптируются под рабочую поверхность ветрового стекла, но ухудшают качество очистки при минусовых температурах и высоких скоростях.
  2. Бескаркасные стеклоочистители — более дорогой вариант, обеспечивающий качественную очистку стекла. Устройство более стойкое к замерзанию, а также дольше служит в эксплуатации. Из недостатков необходимо отметить сложность подбора щеток для обеспечения правильного прилегания к стеклу.
  3. Гибридные стеклоочистители — их часто называют зимними благодаря закрытой конструкции и влагостойкости. Идеально подходят для регионов с низкими температурами, где важно обеспечить работоспособность очистительной системы.

Бескаркасные дворники

Способы крепления щеток

До 1999 года большинство производителей автомобилей использовали тип крепления штатных щеток стеклоочистителей под названием «крючок» или «Hook». Это универсальное устройство в виде буквы «U», которое позволяет защелкнуть щетку и не переживать о надежности ее установки. В настоящее время набирают популярность следующие типы креплений:

  1. Боковой штырь — появилось в 2005 году на BWM, Volvo и других автомобилях. Позволяет фиксировать щетки с помощью специального бокового штыря на 22 или 17 мм.
  2. Кнопка или «Push Button» — адаптер для стандартных щеток стеклоочистителей шириной 16 мм. Достаточно защелкнуть устройство для крепления, а для снятия необходимо нажать на специальную кнопку.
  3. Pin lock — фиксация щеток с помощью специального встроенного замка. Используется в автомобилях Audi.

Схема крепления «Push Button»

Это далеко не полный перечень видов креплений. Каждый производитель может использовать собственные конструкции для фиксации щеток.

Несмотря на относительную простоту стеклоочистителей ветрового стекла, без них сложно представить современную машину. Водители могут прямо из салона управлять работой дворников, удалять грязь и улучшать видимость дорожной ситуации. А электронные системы и вовсе автоматически следят за чистотой стекла, увеличивая комфорт и безопасность вождения без участия человека.

Читайте также  Как настроить краскопульт для покраски автомобиля?

Типы дворников. Какие дворники выбрать?

Последние 10 лет всё больше производителей авто отдают своё предпочтение бескаркасным и гибридным дворникам, которые значительно безопаснее и эффективнее устаревших каркасных моделей. Теперь расскажем поподробнее о каждом типе дворников.

Бескаркасные щетки стеклоочистителя

Щетки без каркаса были изобретены около 20 лет назад и были введены в широкий оборот примерно в конце 90-х годов. Конструкция таких щеток предельно проста — металлическая пластина упакована в резиновый корпус, который по бокам закрыт специальными заглушками.

Отсутствие каркаса на щетках — закономерный этап развития автомобильной промышленности. Каркасные модели постепенно всё труднее справлялись со всё большей вогнутостью автомобильных стекол. Прижимной силы не хватало, а края щеток даже не задевали стекла. Эти проблемы решает установка бескаркасных дворников.

Существенным аргументом в пользу бескаркасных стеклоочистителей является доверие автопроизводителей — с каждым годом возрастает число автомобилей, на которых щетки без каркаса монтируются в качестве штатных.

Зимние стеклоочистители

Крайне популярный и восстребованный тип стеклоочистителей в России. И это неудивительно, учитывая наш суровый климат. Обычные дворники имеют свойство покрываться ледяной коркой, что снижает силу прижима и даже может повредить стекло. Для таких целей разработаны специальные автодворники для зимы.

Существует два типа зимних дворников. Первый уже устарел — на обычный каркасный дворник надевается резиновый чехол, который защищает от ледяной корки. Второй тип более современный и редкий — бескаркасные щетки со специальный защитным покрытием. Графитовое напыление повышает износостойкость резины и защиту от воздействия «незамерзайки». Дворники

Также на рынке можно найти стеклоочистители с подогревом.

Задние дворники

Этот тип дворника необходим для хетчбеков или джипов, у которых задняя часть кузова сконструирована таким образом, что грязь из-под колес постоянно попадает прямо на стекло. Возможность подбора стеклоочистителей по параметрам невозможна, так как большинство производителей разрабатывают задние автодворники со специфическим креплением, для конкретных моделей авто. Подбирать задние щетки можно только с помощью нашего каталога.

Каркасные стеклоочистители

Наиболее популярные и распространенные автодворники. Традиционные щетки на металлическом каркасе. Конструкция замысловата: щетка стеклоочистителя крепится на специальном металлическом каркасе с несколькими шарнирными соединениями, которые обеспечивают прижим к стеклу.

Это самый старый тип дворников, ему уже около 60 лет. За прошедший век конструкция значительно изменилась — стекло автомобилей постепенно стало изогнутым, потребовалась новая конструкция с равномерным, плотным прижимом. Именно для этих целей к щеткам был добавлен металлический каркас на шарнирах. В настоящее время подавляющее большинство автопроизводителей все ещё использует каркасные дворники как стандартные.

К несомненным преимуществам каркасных моделей можно отнести очень хорошую прижимную силу, за счет наличия сразу нескольких точек соприкосновения со стеклом.

По сути, каркасные щетки представляют собой несколько коромысел, каждая их которых давит на следующую, создавая нужный прижим и кривизну щетки. Такие дворники практически непригодны для использования в зимнее время, так как металл имеет свойство замерзать и покрываться ледяной коркой, что препятствует хорошей очистке и даже может повредить стекло.

BAS012 › Blog › КАКИЕ БЫВАЮТ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДВОРНИКИ И КАК ЗА НИМИ УХАЖИВАТЬ?

Поговорим, какие бывают автомобильные дворники, стоит ли менять резинки и как ухаживать за щетками лобового стекла, чтобы продлить срок их службы.

ВИДЫ ДВОРНИКОВ ДЛЯ АВТО

Авто дворники подразделяются на 3 вида: это каркасные, бескаркасные и гибридные. Каркасные — обыкновенный тип щеток лобового стекла, где очищающая лента крепиться через несколько коромысел. Плюс — невысокая стоимость, простота и отработанность конструкции. Минусы — ухудшение очистки лобового стекла на высокой скорости вследствии плохой аэродинамики щеток; нет элементов для прижима к лобовому стеклу; ресурс данных изделий низкий.

На замену пришли бескаркасные щетки, которые лучше справляются с очисткой лобового стекла автомобиля на высокой скорости. Автолюбители полюбили их за красивый внешний вид, но у них есть другие плюсы, такие как: низкое аэродинамическое сопротивление и маленькая масса из-за чего они меньше нагружают привод стеклоочистителей машины. Их недостаток — более высокая стоимость. Другой тип щеток — гибридные — по конструкции повторяют обычные каркасные дворники, но в закрытом обтекаемом корпусе. Поэтому аэродинамика лучше, чем у обычных каркасных моделей, хотя основа одинаковая. Недостаток один — более высокая цена.

Также существуют зимние щетки, которые представляют разновидность каркасных дворников, где все рабочие элементы запрятаны внутрь чехла из тонкой резиновой трубки, благодаря чему они лучше других защищены от обмерзания. Рекомендуются для использования зимой.

Приобретать дворники лучше в специализированных магазинах. И неважно, каким производителям доверяете, иностранным или отечественным, главное, чтобы они были проверенными. Например, стеклоочистители «Чемпион» или «Бош» всегда получают положительные отзывы владельцев.

Особую популярность завоевали бескаркасные дворники Bosch Aero Twin, стоимость которые составляет порядка 1 500 рублей. Такие деньги потратить раз в год на хорошие дворники не жалко, но вот часто попадаются подделки. Был случай, когда «Бошы» проработали всего пару месяцев, после чего начали оставлять разводы. На замену им были куплены щетки Champion, которые стоили в 2 раза дешевле и прослужили весь положенный срок.

Кстати, можно встретить силиконовые резинки, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны. Дольше обычных они не служат, но работу выполняют качественно. Также, помимо покупки дворников желательно приобрести средство антидождь для лобового стекла. Тогда щетки будут работать реже и прослужат дольше.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ЩЕТКАМИ ЛОБОВОГО СТЕКЛА

Есть один выход, не требующий затрат — это правильная эксплуатация стеклоочистителей. Даже качественные и дорогие дворники могут быстро выйти из строя, ведь этот элемент капризен и нежен. Например, испортить щетку можно заставив ее счищать наледь или работать по сухому стеклу. Песок и лед – плохие товарищи для «дворников». Используйте дворники только по мокрому стеклу, не заставляйте их работать «на сухую».

Чтобы реже менять дворники, специалисты рекомендуют почаще их мыть и периодически обезжиривать. Всевозможные растворители для этих целей не годятся — они только навредят. Для этих целей используется силиконовая смазка, применение которой пригодится с приходом морозов. Лед быстро сковывает щетки дворников, сбрасывающие влагу с теплого стекла. Справится с этой бедой несложно: достаточно перед установкой щетки аккуратно впрыснуть под чехол силиконовую сказку. Она вытеснит влагу и не даст им обмерзнуть.

Иногда на рынках автовладельцам предлагают приобрести химический модификатор резинок, уверяя, что он возвращает молодость повидавшим свое щеткам. Правда, никто не говорит, что «молодецкая удаль» снисходит на обработанные этим химическим средством резинки всего на пару дней. По истечению этого срока дворники начинают работать хуже прежнего.

Если сломался резинка на дворнике, то тратиться на целый стеклоочиститель не хочется. Производители уверяют, что замена одних резинок делу не поможет. Однако ее вполне хватит, но идеально работать, как фирменный, такой дворник не будет. Зато очищать стекло станет прилично. К тому же необязательно покупать иностранные резинки, сгодятся отечественные.

Читайте также  Красный индикатор на аккумуляторе автомобиля что значит?

Если стекло сильно исцарапано, то видимость будет плохой, даже если щетки совсем новые. Поэтому многие автолюбители, чтобы улучшить видимость делают полировку лобового стекла. Она также благоприятно влияет на работу дворников, т.к. по чистому стеклу они работают быстрее и меньше изнашиваются.

Какие бывают виды дворников и разница между ними

«Дворники» или как правильно их называют «щетка стеклоочистителя» – необходимый элемент в автомобиле. Он очищает стекло для обзора дороги во время дождя, снега, или других погодных неприятностей. Это расходный материал, за которым нужно ухаживать и вовремя менять.

Если вы еще не знаете, какие дворники бывают, какие типы креплений щеток стеклоочистителя, в чем разница между ними и как за этим всем ухаживать… То читайте прямо сейчас! Погнали.

Классический вариант — каркасные

Что такое каркасные дворники? — Это каркас, внутри которого очистительная лента. Подпружиненный поводок дает нужную жесткость. Две полоски упругой стали, дают ленте ровный ход по стеклу. Такая конструкция придает дворникам нужную жесткость и прижимает к стеклу. Количество рычагов, размер щетки и устройство каркаса зависит от размера и кривизны стекла.

Важную роль играет набор рычагов. В народе их называют – «коромыслами». Весь каркас соединен этими рычагами, которые в свою очередь скреплены шарнирами. Верхний рычаг дворника закрепляется к автомобильному стеклоочистителю. Выглядит это так:

Упругие пластины в конструкции повторяют длину щетки и ленту стеклоочистителя. Последняя изготавливается из специального профиля, который предназначен для стекла.

Плюсы и минусы

Такие модели не отличаются особыми «наворотами». У них простая, но надежная конструкция и невысокая цена. Они проверены временем и пользуются спросом у многих автолюбителей. При этом плюсом этих щеток будет цена – она достаточно низкая и относительно длительный срок службы. Но помните, что менять их надо минимум 2 раза за год.

При этом у них слабая аэродинамика. Это сказывается на достаточно низко эффективной очистке стекла на больших скоростях, по сравнению с другими видами. Проблемы возникают и зимой. Снег и лед набиваются под шарниры и делает конструкцию тяжелей и менее эффективной. Если вам нужны обычные, бюджетные стеклоочистители – это подходящий вариант. Перейдем к бескаркасным моделям.

Более продвинутый вид

И так, что такое бескаркасные дворники? Несмотря на название – каркас у них есть. Только сделан он иначе – без системы рычагов. Вместо них используется упругая сталь, которая изминается и пружинит. К ней крепится очистительная лента. Сталь сверху держит замок.

Соль именно в этой пластине и резиновой ленте, они являются высокотехнологичной разработкой. Несмотря на простой внешний вид. Лента, например, сделана из каучука и графита. Поэтому она стойкая к изнашиванию и солнечным лучам. Последние – разрушают резину.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество таких изделий – точное и равномерное прижатие к стеклу, что дает лучшую очистку поверхности. Достигается это за счет того, что стальные пружины делают под определенные стекла. С другой стороны, это и недостаток, потому что такие изделия теряют свою универсальность.

Бескаркасные модели находятся ниже классических изделий, поэтому у них лучше лобовое сопротивление и низкая подъемная сила. Последний параметр важен для автомобилей с распашной системой стеклоочистителя. Преимущество и в низком уровне шума. Воздух тише проходит через цельную конструкцию.

Последний плюс – не замерзают. Если в каркасных дворниках вода замерзает в шарнирах, от чего те неплотно прилегают к стеклу, то у бескаркасных этого нет. Лед образуется на резинке, которую легко можно очистить. Теперь выбор дворников на зиму, будет сделать намного проще. Цена у таких моделей бывает разная, в зависимости от автомобиля. В любом случае, они надежнее и в них нет многих недочетов, как в каркасных моделях.

А как вы считаете что лучше каркасные или бескаркасные дворники?

После того как определились с этими видами, перейдем к последнему виду – гибридные щетки.

Что такое гибридная щетка стеклоочистителя

Как часто бывает, когда есть два варианта, появляется третий – промежуточный. Гибридные изделия имеют классический каркас с шарнирами и рычагами. Сверху каркаса крепится спойлер, который защищает от грязи и влаги. Он же выполняет аэродинамическую функцию, как в бескаркасных дворниках. Такая конструкция делает гибридную щетку, универсальной. Она хорошо прижимается к стеклу и у нее снижена подъемная функция. Пластиковый кожух (спойлер) сделан разрезным и состоит из трех частей. Таким образом каркас повторяет профиль любого стекла.

Преимущества и недостатки гибридных дворников

Это универсальные щетки, которые плотно прилегают к любому стеклу на высокой скорости работы. Также они меньше, чем бескаркасные модели. В целом этот вид соединил в себе все преимущества каркасных и бескаркасных моделей. Как, обычно бывает, недостаток один – высокая цена.

Мы разобрали передние дворники, однако это не все. На заднем стекле также стоят щетки. Они такие же, как и на переднем стекле, однако отличаются крепежами.

Стеклоочистители на заднем стекле

Дворник на заднем стекле — это одно-каркасная или двух-каркасная щетка без защитного спойлера. Используются реже, чем на переднем стекле, поэтому и меняют их не так часто. Данный стеклоочиститель всегда применяется на автомобилях с кузовом хэтчбэк и универсал. Очень редко на седанах. Как правило, найти замену, оригинальной щетке очень сложно. Поэтому используют оригинальную щетку.

Виды крепления дворников: Крючок или Hook, Pinch tab и остальные

До 1999 года на автомобилях использовалась стандартное крепление – «крючок». Потом компания Ford выпустила Taurus, где было другое крепление. Они запустили волну, и каждый автопроизводитель начал делать свои крепления. Дольше всех держались японцы, но и они сломались.

Как ухаживать за щетками стеклоочистителя

✔️ Систематически мойте стекло и протирайте резинку.
✔️Не убирайте дворниками налетевший мусор, листья и так далее.
✔️Перед включением зимой, прогревайте стекло.
✔️Меняйте резинку не больше двух раз, так как изнашивается не только она, а и каркас.

Заключение

Теперь вы знаете об этом элементе кузова автомобиля все, что нужно:

  • виды щеток стеклоочистителя и типы крепления
  • чем отличаются каркасные и бескаркасные модели
  • какие покупать на зиму

Давайте подведем итоги: каркасные щетки – универсальные, нужно часто менять, с задачей справляются. Бескаркасные – делают для каждого авто отдельно, лучше каркасных, больше подходят для зимнего периода. Гибридные – совмещенный вид, стоят дорого, трут качественно.

Понравилась статья? Ставь 5 звезд и читай наш блог. До связи!

Замена дворников. Выбор, установка, типы креплений

«Даже дворники сам заменить не может» — весьма обидная оценка навыков автомобилиста. Но замена щёток стеклоочистителя не так проста, как кажется, и иногда вызывает затруднения даже у опытных водителей. Рассказываем, как выбрать и поменять дворники самостоятельно, не сломав крепления, стекло и пальцы.

Но сперва дворники нужно купить. Выбирая новые щётки стеклоочистителя, нужно учесть три фактора: их длину, тип крепления и конструкцию (сезонность). Начнём с последней.

Читайте также  Однополюсный или двухполюсный автомат что лучше?

Конструкция дворников

Конструктивно дворники делятся на три основных типа: каркасные (с разделением на летние и зимние), бескаркасные и гибридные. Каркасную щётку к стеклу прижимает металлический каркас из шарнирных рычагов-коромысел. Гибридный дворник дополнительно оснащён обтекаемым пластиковым кожухом, который снижает шум на высокой скорости и защищает шарниры от грязи и снега. Бескаркасную щётку вместо громоздкого железного каркаса к стеклу прижимает упругая стальная пластина, скрытая внутри — она обеспечивает точное прилегание лезвия к поверхности. Об отличиях, плюсах и минусах разных конструкций дворников мы подробно рассказывали в отдельной статье.

Из конструкции вытекает и сезонность щёток. Классические каркасные дворники являются летними (и наиболее доступными); каркасные щётки, закрытые резиновым чехлом — зимними, хорошо защищёнными от снега и льда (о них мы также писали отдельно); а бескаркасные и гибридные дворники относят к всесезонным или универсальным, которые можно использовать круглогодично.

Длина дворников

Щётки стеклоочистителя отличаются длиной, ведь размеры автомобильных стёкол разные — сравните лобовое стекло Mazda Demio и Toyota Land Cruiser. Но и на отдельно взятой машине левый и правый дворники отличаются: водительский на большинстве современных автомобилей длиннее. То есть вам понадобятся две щётки разного размера.

Чтобы узнать длину дворников, можно просто подойти к машине и измерить их рулеткой, но нет гарантии, что старые дворники были подобраны правильно. Поэтому лучше уточнить длину щёток в каталогах подбора. В шапке раздела с дворниками на сайте Гиперавто есть подборщик, который поможет определить длину щёток по модели автомобиля.

Не отступайте от рекомендованных производителем размеров. Более длинные дворники, которые иногда устанавливают автомобилисты для увеличения площади очистки стекла, будут хуже прижиматься по краям и начнут оставлять на стекле полосы.

Подготовка к замене

К замене щёток нужно кое-что подготовить. Прежде всего, сами дворники — распакуйте их и установите нужные переходники. Большинство щёток являются универсальными, подходящими для машин с разным типом крепления дворников — для этого в комплекте со щёткой лежит несколько переходников. Самый ходовой переходник под классическое крепление «крючок» обычно уже установлен «из коробки» — здорово, если он вам подходит. Но если в вашей машине более редкое крепление, придётся найти среди комплектных переходников подходящий и установить вместо стандартного.

Также не забудьте снять пластиковые транспортировочные чехлы с лезвий щёток — причину самых курьёзных жалоб на «плохие» дворники (в этих чехлах щётки почти не чистят стекло, вызывая недоумение водителей). Пластиковые чехлы есть на не всех дворниках — их наличие зависит от конкретной модели.

Перед заменой щёток нужно проверить, что рычаги (поводки) дворников свободно отгибаются от стекла рукой и фиксируются в вертикальном положении. На некоторых машинах поднять их мешает кромка капота. Чтобы освободить дворники, переведите их в зимний режим (см. статью о зимних дворниках) или «поймайте» их в верхнем положении при работе. Для этого включите зажигание и активируйте стеклоочиститель. Когда щётки сделают взмах, выключите зажигание, чтобы они остались в верхнем положении. Из него дворники уже можно свободно отогнуть от стекла. В современных автомобилях те же действия выполняет специальный сервисный режим стеклоочистителя, который активируется удержанием рычага дворников в положении MIST в течение нескольких секунд.

Сервисный режим дворников на Toyota Camry

После этого приступаем к демонтажу старых дворников. Что именно нужно делать — зависит от типа их крепления.

Крепление J-Hook («крючок»)

«Крючок» (Hook/J-Hook/U-Hook) — старейший и самый распространённый тип крепления дворников. Обозначается латинскими буквами J или U из-за схожей формы наконечника поводка. Встречаются разные варианты размерностей J-Hook, самые популярные: 9×3 мм (стандартный крючок большинства японских машин) и 9×4 мм (широкий крючок — используется, например, на Nissan Juke). Также бывают крючки 8×3 и 12×4 мм.

Чтобы снять старый, предварительно поднятый дворник с крюка, поворачиваем его относительно «поводка» так, чтобы получить доступ к пластиковому язычку внутри крепления. Зажимаем язычок пальцем, открывая фиксатор. Теперь на щётку нужно давить, чтобы она скользила вниз: вдоль рычага дворника по направлению к лобовому стеклу, пока не сойдёт с крюка. Снятие старого дворника часто доставляет проблемы, так как крепление за месяцы эксплуатации закисает — иногда требуется довольно большое усилие. Процесс замены дворника с «крючком» J-Hook подробно показан на видео:

Замена дворника с креплением J-Hook

Eсли новые щётки ещё не готовы к установке и не лежат на капоте, аккуратно опустите рычаг дворника обратно, удерживая его рукой вплоть до касания с лобовым стеклом. Дело в том, что внутри рычага установлена мощная пружина, и если вы случайно заденете его, из вертикального положения он может резко сложиться, ударив крюком по стеклу. Крупный скол в этом случае почти гарантирован.

Установка новых дворников на крепление J-Hook намного проще, чем снятие старых. Вновь поднимите рычаг от стекла, поднесите щётку и заведите крюк внутрь её переходника. Затем двигайте щётку параллельно крюку вверх до характерного щелчка.

Другие типы креплений

DNTL1.1 (Guide Lock)

Крепление DNTL1.1 или Guide Lock применяется с 2013 года на моделях Lexus (например, Lexus NX); также встречается на современных моделях Toyota, Subaru и Mazda. Не путайте это крепление с внешне похожим Push Button.