Как проверить исправность стартера автомобиля?

777sergioo777 › Блог › Как проверить стартер

Стартер отвечает за запуск двигателя автомобиля и если он отказывается работать, то завести авто становится достаточно нелегко. Как правило, он выходит из строя не моментально, а постепенно, и, обращая внимание на его поведение, по признакам можно вычислить неисправность. Если же этого не удалось сделать, то придется проверить стартер, как подручными средствами, так и воспользовавшись мультиметром. Быструю проверку втягивающего реле или мотора стартера можно сделать, не снимая с автомобиля или вынув его из под капота. Для такого теста нужен будет лишь заряженный аккумулятор и пара силовых проводов. А чтобы проверить якорь, щетки или обмотку стартера, придется разбирать и прозванивать мультитестером.

Как проверить стартер аккумулятором

Диагностику запуска двигателя начнем с первого вопроса, которым задаются многие автовладельцы — как проверить стартер на аккумуляторе? И что нам покажет такая проверка?Такая манипуляция позволяет определить правильность функционирования стартера, поскольку, когда он стоит на двигателе, кроме щелчков (если они конечно слышатся) о работе устройства мало что можно сказать. Поэтому, замыкая клеммы с выводами на втягивающем и корпусе стартера, можно определить наличие неисправности во втягивающем реле или непосредственно самом стартере, увидев, срабатывает ли реле и крутит ли моторчик стартера.

Проверка крутит ли стартер

Для проверки стартёра на способность выдвигать шестерню и крутить (так он должен работать, когда установлен на автомобиле), можно прибегнуть к помощи аккумулятора. Для теста нужно надежно зафиксировать деталь, клемму «-» подсоединить на корпус, а «+» – к верхней клемме реле и контакта его включения. При исправной работе должен произойти вынос бендикса и прокручивание мотором шестерни.

Как проверить отдельно каждый из узлов устройства запуска двигателя рассмотрим наглядно и более подробно.

Как проверить втягивающее реле

Чтобы проверить втягивающее реле стартера, нужно подключить к нему плюсовую клемму АКБ, а минусовую — на корпус устройства. При исправно работающем реле будет выдвигаться шестерня бендикса с характерным щелчком.

Шестерня может не выдвигаться по причине:

*подгоревших контактов втягивающего;
*заклинившего якоря;
*перегорания обмотки стартера или реле.

Как проверить щетки стартера

Щетки можно проверить несколькими способами, самый простой из них — проверка 12 вольтовой лампочкой. Для этого подсоедините один вывод лампочки на щеткодержатель, а другой — на корпус, если она загорится, то щетки нуждаются в замене, поскольку имеют пробои в защите.

Второй способ проверки щеток, мультиметром, можно осуществить на разобранном стартере. Задача будет заключаться в проверке замыкания на массу (не должны замыкать). Для проверки омметром измеряется сопротивление между основной пластиной и щеткодержателем — сопротивление должно стремиться к бесконечности. Также при демонтаже щеточного узла обязательно проводим визуальный осмотр щеток, коллектора, втулок, обмотки и якоря. Ведь при выработке втулок может осуществляться просадка тока при запуске и не стабильное срабатывание моторчика, а поврежденный или подгоревший коллектор будет попросту «съедать» щетки. Разбитые втулки, кроме того что способствуют перекосу якоря и неравномерному износу щеток, увеличивают риск возникновения межвиткового замыкания обмотки.

Как проверить бендикс

Работа бендикса стартера проверяется также достаточно просто. Нужно зажать корпус обгонной муфты в тиски (через мягкую прокладку, чтобы не повредить) и пробовать прокручивать его туда-сюда, он не должен вращаться в обе стороны. Проворачивается — неисправность заключается в обгонной муфте, поскольку при попытке проворачивания в другую сторону, должен стопорится. Также бендикс может не входит в зацепление, и стартер будет прокручиваться вхолостую, если он попросту залег или съелись зубья. Повреждение шестерни определяется визуальным осмотром, а вот залегание можно определить лишь полностью все разобрав, и почистив редуктор от грязи, засохшей смазки внутри механизма.

Как проверить обмотку стартера

Обмотку статора стартера можно проверять как дефектоскопом, так и лампочкой 220 В. Принцип такой проверки будет схожим с проверкой щеток. Лампочку до 100 Вт подключаем последовательно между обмоткой и корпусом статора. Один провод крепим на корпус, второй к выводу обмотки (с начала к одному, затем к другому) – загорается, значит есть пробой. Нет такой контрольки — берем омметр и замеряем сопротивление — должно быть около 10 кОм.

Обмотка ротора стартера проверяется точно таким же образом – включаем в сеть 220В контрольку и одним выводом прикладываем к пластине коллектора, а другим на сердечник – загорается, требуется перемотка обмотки или полностью замена ротора.

Как проверить якорь стартера

Чтобы проверить якорь стартера, нужно подать напряжение 12V с аккумулятора напрямую на стартер, в обход реле. Если он крутит, то с ним все в порядке, если нет, значит, либо проблемы с ним, либо со щетками. Молчит, не крутится — нужно прибегнуть к разборке для дальнейшей визуальной диагностики и проверке мультиметром (в режиме омметр).

Основные проблемы с якорем:
*пробой обмотки на корпус (проверяется мультиметром);
*распайка коллекторных выводов (можно увидеть при детальном осмотре);
*межвитковое замыкание обмотки (проверяется только специальным прибором ППЯ).

Очень часто замыкание обмотки можно определить при детальном визуальном осмотре:
*стружка и другие токопроводящие частицы между ламелями коллектора;
*выгоревшие ламели в следствии контакта между шинкой обмотки и петушком.

Также очень часто неравномерный износ коллектора приводит к износу щеток и отказу стартера. Например: выступание изоляции в зазоре между ламелями, из-за смещения коллектора относительно оси вала.

Глубина между проточками коллектора якоря должна быть не менее 0,5 мм.

Как проверить мультиметром

Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопа, поэтому самыми доступными методами проверки стартера являются проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле на небольшое сопротивление.

Итак, как проверить стартер мультиметромнужно лишь разобрать его и замерять сопротивление, между:

*щетками и пластиной;
*обмоткой и корпусом;
*пластинами коллектора и сердечником якоря;
*корпусом стартера и обмоткой статора;
*контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
*выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

++Проводимость между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, между двумя обмотками должна отсутствовать.

Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).
Вся информация взята с этой статьи.

Проверяем стартер: не снимая с авто за 5 минут

Автомобильный стартер предназначается для запуска двигателя транспортного средства. Этот агрегат в процессе эксплуатации подвергается большим нагрузкам, поэтому его эксплуатационный ресурс гораздо меньше, чем у двигателя. Устройство может выйти из строя в любой момент. Особенно такие риски возрастают в холодное время, когда запустить мотор гораздо сложнее.

Чтобы из водителя не превратиться в одинокого пешехода на пустынной дороге, важно уметь контролировать работоспособность стартера. Своевременная диагностика повышает уверенность водителя в своем автомобиле.

Главные симптомы неисправности стартера

Схема работы стартера является довольно простой. После поворота ключа зажигания втягивающее реле начинает цепляться за шестерни вала стартера. В результате этого происходит замыкание контактов и возникает искра, запускающая коленчатый вал. После его прокручивания мотор начинает работать. В процессе эксплуатации автомобиля этот агрегат изнашивается, утрачивает свою работоспособность.

К этому приводят следующие ситуации:

  • стартерный якорь проворачивается, но не прокручивает коленчатый вал;
  • не работает тяговое реле, которое вращает якорь;
  • стартер продолжает работать даже после включения двигателя;
  • не функционирует якорь на достаточном уровне.

Если на фоне работающего мотора стартер не выключается, то нужно немедленно отключить зажигание. После этого требуется открыть капот, отключить провод, который идет к реле. Здесь неполадка может быть связана просто с неправильным положением агрегата. Для исправления ситуации достаточно просто подтянуть болты крепления к корпусу двигателя.

О неисправности стартера может свидетельствовать «провалы» напряжения. Это проявляется в том, что при запуске мотора авто лампочки бортовой сети тускнеют, напряжение падает до 9,5-10 Вольт.

Скорее всего, причиной такого явления является выработка втулок. Из-за этого якорь при вращении начинает касаться статора. Все это может привести к перегреву рабочих поверхностей, разрушению деталей. Кроме того, заедания может вызывать внутренний редуктор, который нужно просто смазать.

Простая проверка на машине

Изначально важно найти сам агрегат среди элементов моторного отсека. В большинстве случаев к корпусу стартера можно без проблем добраться сверху, открыв капот. Перед процедурой нужно проверить состояние аккумуляторной батареи.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора, который не находится под нагрузкой, составляет 12,6-12,9 Вольт. После этого можно перейти непосредственно к проверке стартера. Для этого понадобится вольтметр, длинная отвертка с прорезиненной ручкой.

Это можно сделать двумя способами.

Способ №1

Здесь нам понадобится вольтметр и помощник.

Проверку нужно проводить в следующем порядке:

  1. Найти на стартерном агрегате плюсовую клемму втягивающего реле. Она выглядит как большой болт, к которому подходит толстый провод в оплетке.
  2. К ней подсоединить красный провод вольтметра.
  3. Черный кабель прибора прикрепить к массе авто.
  4. После этого попросить помощника повернуть ключ зажигания. В это время вольтметр должен показывать 12 Вольт, а стартер издавать характерные стуки. Если напряжение имеет более низкое значение, то проблема здесь, скорее всего, в аккумуляторе или замке зажигания.
Читайте также  Как восстановить пульт от сигнализации автомобиля?

Способ №2

Для проверки другим способом понадобится длинная отвертка.

Здесь нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. От болта втягивающего реле отсоединить провод, который идет от выключателя зажигания.
  2. С помощью металлической части отвертки соединить эту точку с положительной клеммой реле. Это откроет прямой путь току от аккумулятора.
  3. Если после этого двигатель заведется, то это будет свидетельствовать о неисправности втягивающего реле, замка зажигания.

Описанные выше методы позволяют без особых проблем провести диагностику стартера, не демонтируя его с автомобиля. Периодический контроль агрегата позволяет предотвратить возникновение неприятных ситуаций прямо на дороге при самых неблагоприятных обстоятельствах. Следует помнить, что если из строя вышло сразу несколько деталей, то лучше приобрести полностью новое устройство.

Как проверить стартер на работоспособность

Как проверить стартер на автомобиле, если возникли проблемы с запуском двигателя. Зная устройство стартера и его подключение можно не только найти неисправность. Но и завести двигатель. Доехать до гаража или автосервиса.

Ситуации, при которых стартер не крутит имеют различные причины. Определить их можно можно тому как ведет себя стартер.

Прерывистый стук при повороте ключа на старт

Разрядился аккумулятор

На современных автомобилях, когда выходят щетки контактной группы. При включении зажигания контрольная лампочка зарядки не загорается. На заведенном двигателе индикатор также не горит. То есть при включении зажигания лампочка должна загореться и при работающем двигателе потухнуть. Тяжело обратить внимание на то нет сигнале неисправности генератора. Потому что при включении зажигания загорается много контрольных лампочек.

Выделить именно контрольную лампу заряда можно, только если случайно обратить на это внимание. Поэтому пока в аккумуляторе еще хватает зарядки. Автомобиль заводится и едет. Это продлиться до нескольких дней пока АКБ окончательно не разрядится. Как только это произойдет автомобиль заглохнет либо стартер не будет крутить. Будут слышны короткие стуки втягивающего реле стартера.

Заряда АКБ хватит на втягивание якоря втягивающего реле. Обмотки не смогут сопротивляться пружине. Якорь отбросится. Но так как ключ на старте произойдет повторное втягивание и сброс якоря. При этом провернуть стартер энергии АКБ хватать не будет.

Понять что сел аккумулятор можно потому что свет в приборах освещения при включении стартера будет тускнеть.

Нет контакта двигателя с кузовом автомобиля.

Или распущены крепёжные болты стартера. Силы тока аккумулятора не хватает для того чтобы провернуть стартер из за плохого контакта. По этой причине и отбрасывается якорь втягивающего реле. Не хватает усилия удерживающей и втягивающей обмоток. Для удержания пружины якоря в сжатом состоянии. Как работает втягивающее реле подробно описано в этой статье. «Как работает втягивающее реле стартера -неисправности»

Отсутствие хорошего контакта это первое что необходимо проверить при возникновении подобной проблемы. То есть проверить надёжность и чистоту контактов.

— Между АКБ и кузовом автомобиля

— На минусовой клемме аккумулятора.

— На плюсовой клемме аккумулятора

— между двигателем и кузовом

— надежность крепления болтов стартера

— проверить надежность соединения плюсового провода идущего от стартера к аккумулятору.

То есть проверить все соединения идущие от стартера к АКБ.

Как проверить стартер если слышан одинарный стук втягивающего реле.

Причины, при которых слышан только один щелчок втягивающего реле и стартер приэтом не прокручивается. Аналогичны тем при которых втягивающее реле срабатывает несколько раз.

  • Аккумулятор разрядился на столько, что его мощности хватает только на то что бы втянуть якорь втягивающего реле только один раз. Аккумулятор при этом полностью разряжается. Повторные втягивания якоря не происходят. Соответственно стартер провернутся, тоже не может.
  • Неисправно втягивающее реле. Оно имеет две обмотки втягивающую более мощную и удерживающую. Чаще всего выходит из строя втягивающая обмотка. Подробнее описано об этом в статье. Как работает втягивающее реле-неисправности.

Якорь втягивается только удерживающей обмоткой. Его усилия хватает только на того чтобы втянуть якорь на половину. Естественно пятак не доходит до клемм. Питание не подается на электродвигатель. Вращение стартера не происходит.

Проверить это можно следующим образом.

  1. При повороте ключа на старт. Проверить напряжение на клемме к которой подходит провод от обмотки статора. Оно должно отсутствовать.
  2. Второй способ. Перемкнуть между собой клемму на которую приходит плюсовой провод от аккумулятора и клемму от которой отходит провод на обмотки статора. Напряжение через перемычку передаётся на обмотки статора и стартер начинает вращаться.

То есть пятак внутри втягивающего реле не перемыкает клеммы.

Вторая неисправность, при которой не происходит передачи напряжения между клеммами заключается в том что. На пятаке и клеммах в местах контакта образуется нагар. Или выгорание контактов. В результате одна из клемм становится короче м пятак до неё не достаёт. И даже если обмотки исправны из за того что нет контакта стартер не крутит.

Проверяется это также перемыканием контактов или замером напряжения.

В случае подобных неисправностей автомобиль все таки завести можно.

Если втягивающее реле исправно то можно перемкнуть три клеммы плюсовую на обмотку стартера и клемму управления втягивающем реле. Стартер начнет вращаться и двигатель заведется. При подобном способе включения стартера очень важно предварительно убедиться в том что автомобиль стоит на ручнике в нейтральной передаче. Если передача включена двигатель заведется и автомобиль поедет. В лучшем случае нанесет травму.

Если втягивающее реле неисправно. И бендикс как якорь не доходит до венца маховика. При не однократном перемыкании клемм плюсовой и обмотки статора. Бендикс войдет в зацепление с маховиком. Потому что он соединен с валом при помощи резьбового соединения. При вращении вала стартера он начнет выкручиваться вперёд. И может соединиться с венцом маховика. С первого раза это может не получиться, но при неоднократных попытках это все таки произойдет и автомобиль заведется.

Заедание бендикса на валу стартера

Бендикс соединен с якорем втягивающего реле. Он свободно ходит по валу по винтовой направляющей. Винтовое соединение необходимо для того чтобы. Предохранить бендикс и стартер от разрушения. В момент когда двигатель заведется. Обороты маховика становятся больше оборотов валв стартера. То есть маховик начнет врать бендикс. Благодаря тому что бендикс находится на винтовом соединении он начнет смещаться внутрь стартера и выйдет из зацепления с маховиком.

В нашем случае между бендиксом и валом может возникнуть выработка. Бендикс может клинить. И не доходить до зацепления с маховиком. Соответственно якорь тоже не будет доходить до соприкосновения пятака и клемм. Поэтому будет слышан щелчок но стартер не проворачивается. Подобное редко но случается. Убедиться в том что бендикс заклинил на валу можно только сняв стартер.

Стартер крутит но не вращает двигатель

Износ роликов бендкса

При повороте ключа зажигания на старт стартер крутит, но двигатель не подвижен. Происходит это из за поломки бендикса.

Бендикс состоит из двух частей.

  • Первая соединяется с валом стартера
  • Вторая это шестеренка, которая входит в зацепление с венцом маховика.

Соединяются они между собой при помощи подпружиненных цилиндрических роликов. Полость в которой эти ролики расположены находится под углом по ходу вращения бендикса. То есть в одну сторону вращения ролики не создают препятствие. В другую сторону ролики за счет силы трения и расположения движения роликов они становятся в клин. Между двумя поверхностями.

В процессе работы ролики изнашиваются и становятся тоньше . изнашиваются и рабочие поверхности. Ролики перестают зажиматься. В результате чего бендикс проворачивается и не передаёт вращение от вала стартера к маховику.

Если подобное произошло в дороге есть шанс что двигатель все таки заведется. Для этого необходимо несколько раз погонять стартер. Поверхности от трения нагреваются. Происходит тепловое расширение элементов бендикса. Он в какой то момент сработает и двигатель заведется. Как правило, подобная неисправность появляется постепенно. Сначала бендикс проскочил один раз. Затем чаще и чаще. Лучше сразу его заменить. Наступит момент когда бендикс полностью откажет.

Повреждение зубьев бендикса и венца маховика

Существует её один момент, по которому работающий стартер не вращает двигатель. Происходит это из за разрушения зубьев бендикса и венца маховика. То есть бендис выходит полностью. Происходит соединение контактов втягивающего реле через пятак. Стартер вращается. Но двигатель не проворачивается.

Подача бендикса изначально была не отрегулирована. Или произошло заедание бендикса на валу стартера.

Регулировка пятна контакта шестерен бендикса и венца маховика происходит при помощи винта на котором крепится вилка бендикса. Поверхность болта смещена по своей оси. Благодаря этому есть возможность регулировать выход бендикса в большую или меньшую сторону.

Если зубья бендикса не создают полного пятна контакта. Частичо или на половину входят в зацепление. Вращение происходит по краю зубьев. В результате зубья стачиваются или обламываются. Тяжело проверить стартер как если сломаны зубья или неисправность бендикса.

Скорее всего появятся не характерные для работы стартера звуки. Скрежетание и образование искр.

При повороте ключа на старт стартер ни как не реагирует

  • Первое необходимо проверить как работает стартер. Для этого следует убедиться в том, что кпп находится в нейтральном положении поставить автомобиль на ручник. При помощи перемычки. Перемкнуть между собой клемму управления втягивающим реле и клемму, на которую приходит плюс от аккумулятора. Если стартер начал вращать двигатель, и он завелся. Значит стартер исправен. Скорее всего, неисправность в реле стартера или замке зажигания.
Читайте также  КПП дсг что это такое?

  • Проверить наличие или отсутствие напряжения на клемме управления. Для этого следует измерить мультиметром напряжение на клемме управления. Повернуть ключ на старт. Если напряжение не появилось то неисправно реле стартера.
  • Реле стартера представляет собой электромагнитную катушку на которую приходит напряжение от замка зажигания. Как только напряжение на катушку поступило. Она притягивает пластинку с контактом. Который соединяется с другим контактом. В результате чего напряжение передается на клемму управления втягивающего реле. Применяется реле стартера для того чтобы сила тока возникающая при включении втягивающего реле не смогло сжечь контакты замка зажигания.

Как проверить стартер, если несправно реле стартера

Если при повороте ключа стартера не слышно ни каких стуков, ни щелчков, скорее всего проблема с реле стартером. Необходимо найти колоду, на которой установлено реле стартера. Это можно сделать по указателям на крышках закрывающих блоки предохранителей и реле. И проверить исправность реле либо определить подходит ли на него плюс или присутствует обрыв цепи.

  1. На колодке куда подходит контакт №87 проверить наличие напряжения при помощи мультиметра. Если оно отсутствует, проверить целостность предохранителя через который плюс поступает на реле. Этот плюс и приходит на клемму управления втягивающего реле.
  2. Если плюс присутствует. При включенном зажигании. Можно перемкнуть кратковременно контакты на колодке куда вставляются контакты реле №87 и №30. При этом обязательно необходимо убедиться. Что КПП автомобиля находится в нейтральной передаче. Если автомобиль завелся, значит проблемы с реле стартером или замком зажигания.
  3. При повороте ключа на старт в реле стартера должен быть слышен щелчок. Это говорит о том что катушка исправна. А если стартер не крутит. То проблема, скорее всего с контактами. Они перегорели либо образовался нагар.
  4. В случае если щелчка не слышно. Перегорела обмотка катушки либо на реле не прходит напряжение от замка зажигания. Проверить это можно на наличие напряжения на клемме колодки куда вставляется контакт реле №85.
  5. Если напряжение от замка зажигания не приходит на колодку реле стартера значит неисправность либо в замке зажигания, либо необходимо прозванивать целостность проводки.

Во всех случаях можно проверить как работает стартер. Завести автомобиль и доехать. Либо перемкнув кратковременно клемму управления с клеммой от плюса АКБ. Либо также кратковременно на время заводки двигателя, перемкнув контакты на колодке реле стартера. Самый крайний случай буксир конечно если КПП не автомат.

О том как проверить стартер в случае если неисправность нельзя обнаружить внешними признаками подробно описано в статье Плохо крутит стартер при заряженном аккумуляторе

Как проверить стартер на работоспособность

Как известно, стартер является устройством, которое запускает двигатель автомобиля. Фактически, стартер является электродвигателем, который питается от АКБ. Вполне очевидно, что выход стартера из строя значительно усложняет или делает невозможным запуск ДВС.

При этом стартер редко выходит из строя неожиданно. Другими словами, на возникновение неисправностей указывают определенные признаки. Далее мы рассмотрим, по каким симптомам можно определить, что стартер неисправен, а также как проверить стартер от аккумулятора или мультиметром.

Проверка стартера: как проверить работоспособность стартера

Итак, если в работе стартера замечены сбои, необходимо выполнять проверку и дефектовку. При этом часто возникает необходимость сделать быструю проверку стартера без снятия.

Чтобы выполнить такую проверку, АКБ должна быть заряжена, а также под рукой необходимо иметь пару силовых проводов. Обратите внимание, от аккумулятора не удается проверить якорь, обмотку стартера или щетки. Для проверки этих элементов стартер нужно разбирать, после чего прозванивать мультиметром (тестером.). Доступные способы будут рассмотрены ниже.

Проверка стартера от аккумулятора

Если говорить о проверке стартера от аккумулятора, этот метод позволяет быстро проверить работоспособность и эффективность работы устройства. Дело в том, что если просто пытаться завести двигатель привычным образом, стартер может щелкать, но ничего больше не происходит.

Чтобы проверить, как стартер выдвигает шестерню и крутит, нужно минусовую клемму присоединить на корпус, а плюс подать на верхнюю клемму реле и контакта включения.

Если шестерня не выдвигается, причин может быть несколько:

  • подгорели контакты втягивающего;
  • заклинило якорь;
  • перегорела обмотка стартера или реле.

В норме бендикс должен выдвинуться с характерным щелчком, после чего шестерня начинает прокручиваться мотором стартера. Такой метод позволяет проверить втягивающее реле, при этом проверка втягивающего реле от аккумулятора достаточно достоверна.

Проверка щеток стартера

Щетки быстрее всего проверяются при помощи контрольной лампочки на 12 вольт. Один вывод лампы присоединяется на щеткодержатель, тогда как другой на корпус. Если лампа начнет гореть, щетки нужно менять, так как защита пробита.

Также щетки можно проверить тестером — мультиметром. Для этого стартер нужно разобрать. Основная цель сводится к тому, чтобы проверить замыкание на массу. В норме щетки не должны замыкать.

Например, если втулки сработались, тогда во время пуска напряжение просаживается, моторчик стартера работает со сбоями, причем подгоревший коллектор фактически выедает щетки. Если втулки сильно разбиты, это приводит к перекосам якоря, щетки изнашиваются неравномерно, возможно замыкание обмотки.

Проверка бендикса

Чтобы проверить бендикс стартера, корпус обгонной муфты зажимается в тисках. Чтобы избежать повреждения, можно на «губы» тисков положить прокладки из резины. Далее осуществляется попытка прокрутить бендикс в разные стороны. Обратите внимание, в две стороны он не должен вращаться.

Проверка обмотки стартера

Чтобы понять, как проверить обмотку стартера, важно знать, что такую проверку можно выполнить при помощи дефектоскопа или лампочки 220 В. Метод похож на тот, как проверяются щетки. Для проверки лампочку мощностью до 100 Ватт нужно последовательно подключить проводом между обмоткой и корпусом.

При необходимости выполнить проверку обмотки ротора стартера, необходимо выполнить аналогичные действия. Один вывод контрольной лампы прикладывается к пластине коллектора, а другой кидается на сердечник. Если лампа горит, это говорит о необходимости перемотки обмотки. Также проблему можно решить путем полной полностью замены ротора.

Проверка якоря стартера

В процессе диагностики важно знать, как проверить якорь стартера. Для этого потребуется напрямую подавать напряжение 12 Вольт с аккумулятора на стартер. Другими словами, напряжение подается в обход в реле.

Если стартер крутит, это значит, что якорь в полном порядке. Если же вращения нет, тогда проблемным может оказаться как якорь, так и щетки. В такой ситуации стартер нужно разбирать, после чего провести дефектовку и проверку мультиметром, переведя устройство в режим омметра для замеров сопротивления.

Как правило, в списке проблем с якорем можно выделить возможные пробои обмотки на корпус, коллекторные выводы распаяны или произошло межвитковое замыкание обмотки. Кстати, последнюю неисправность обычно выявляют спецприбором (ППЯ).

Еще износ коллектора, особенно если он неравномерный, становитс причиной износа щеток и выхода стартера из строя. Одна из причин, когда изоляция выступает между ламелями в результате того, что произошло смещение коллектора по отношению к оси вала. Обратите внимание, общая глубина между проточками коллектора якоря не должна быть меньше 0,5 мм.

Проверка стартера мультиметром

Разобравшись с описанными выше способами, отдельно можно выделить, как проверить стартер мультиметром. Данный способ оптимален, если нет дефектоскопа или контрольной лампы. Тестер позволяет быстро прозвонить щетки и обмотки стартера на замыкание, а также проверить обмотки реле путем замеров сопротивления.

  • Чтобы быстро проверить стартер тестером, достаточно разобрать устройство, после чего промерять сопротивление между щетками и пластиной, затем между обмоткой и корпусом. Далее замеры выполняются между пластинами коллектора и сердечником якоря, а также корпусом стартера и обмоткой статора.
  • Параллельно нужно получить показания, выполняя замеры между контактом выключения зажигания и постоянным плюсом (речь идет о болте шунта подключения обмоток возбуждения электрического двигателя стартера). Так можно проверить, в каком состоянии находится втягивающая обмотка реле. В норме показатель составляет от 1 до 1.5 Ом.

Тестером можно разве что осуществить прозвон обмотки на предмет того, что нет разрывов. Для этого при проверке нужно убедиться, что каждая ламель коллектора прозванивается с остальными. Еще можно проверить, падает ли напряжение на расположенных рядом ламелях после подачи на них постоянного тока 1А. В норме напряжение везде одинаковое.

Что в итоге

Как видно, приведенная выше информация позволяет разобраться в том, как проверить стартер своими руками в условиях гаража. При этом нет необходимости иметь специальное оборудование. Зачастую контрольной лампы, мультиметра и заряженной АКБ вполне достаточно.

Это значит, что лучше отдать стартер проверенным специалистам, которые отдельно проведут углубленную диагностику, после чего устранят имеющиеся неисправности и вернут стартеру полную работоспособность.

Стартер щелкает и/или жужжит, но мотор не крутится. Главные причины поломок стартера, диагностика и устранение неисправностей своими руками.

Почему стартер может не работать после поврота ключа в замке зажигания. Основные причины неисправностей стартера: бендикс, тяговое реле, щетки, обмотка.

Устройство стартера двигателя автомобиля, принцип работы. Распространенные неисправности: стартер не крутит, не отключается после запуска двигателя и т.д.

Почему стартер нормально крутит, но двигатель не схватывает, не заводится. Основные причины неисправности, проверка систем топливоподачи, зажигания. Советы.

Что делать, если стартер крутит, при этом двигатель не схавтывает. Проверка системы питания, зажигания, электронного управления ДВС и т.д. Рекомендации.

Навесное оборудование автомобильного двигателя внутреннего сгорания: что входит в список данного оборудования, а также что значит «двигатель без навесного».

Проверка стартера автомобиля на рабостоспособность

Стартер испытывает при работе серьезные механические нагрузки, поэтому по прошествии нескольких лет эксплуатации автомобиля всегда есть риск поломки данного узла. Если при повороте ключа зажигания авто отказывается заводиться, то одной из причин этого может быть непосредственно поломка стартера. Далее расскажем, как определиться с узлом, ответственным за возникновение неисправности и как проверить стартер на работоспособность.

Возрастающая роль стартера

На современных легковых автомобилях стартер является, пожалуй, единственным средством для запуска двигателя. Ведь на многих из них невозможно использование альтернативных способов – «с толкача» или «прикуривание» от другой автомашины.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

В первом случае этому может помешать автоматическая коробка перемены передач (АКПП), так как при буксировке некоторые из них могут потерять работоспособность, во втором – электронная система, которая может дать сбой или потребует перезагрузки.

Суммарная наработка стартера на легковой машине едва ли достигает 8-10 часов в год. Но в те короткие секунды, когда он работает для запуска двигателя, этот агрегат развивает большую мощность. Судите сами: W = I × U = 500 A × 0,012 кВ = 6 кВт.

Особенно тяжело приходиться стартеру при запуске неисправного двигателя (низкая компрессия, сбитое зажигание, неполадки в топливной системе и др.), а также зимой, когда неимоверно густеет масло и каналы, по которым поступает топливо и воздух, покрываются инеем.

Как проверять стартер с демонтажем

Снятие стартера при наличии соответствующего опыта обычно не составляет сложностей. Последовательность операций:

  • отключите обе клеммы от аккумулятора;
  • отсоедините от втягивающего реле два провода: толстый и тот, что идет от замка зажигания;
  • открутите болты крепления стартера (обычно их 3);
  • извлеките устройство через подкапотное пространство или опустите вниз (как это удобнее, в зависимости от марки авто).

Как прозвонить щеточный узел

Дальнейшие действия потребуют частичной разборки стартера. Обычно этот узел обычно находится в задней части устройства (достаточно снять защитный ободок или крышку). Сначала взгляните на выступающую часть щеток (если это возможно) и определите их длину: она должна быть не менее 12 мм (для разных моделей стартеров величина может быть иной). Также проверьте свободность перемещения элементов в их держателях: заеданий быть не должно: в противном случае попробуйте подточить щетки надфилем. Далее понадобится тестер или хотя бы обычная лампа на 12 В, пара проводов и источник постоянного тока на такое же напряжение (та же АКБ) – это необходимо для проверки отсутствия замыкания между щетками и корпусом.

  1. Один щуп мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления, присоедините к щеткодержателю, второй – к корпусу стартера. При отсутствии замыкания прибор покажет «бесконечность».
  2. Если тестера не оказалось под рукой, возьмите лампу с присоединенными к ней двумя проводами: один из них подключите к щеткодержателю, второй – к любому полюсу источника питания 12 В. От второго проведите провод к корпусу генератора. Свечение лампы будет указывать на наличие короткого замыкания.

Если этот момент есть, осмотрите провода, идущие от щеток: они нигде не должны касаться «массы». Тестирование не дало результатов? Рекомендуется заменить щеточный узел в сборе.

Проверка вилки и обгонной муфты

Здесь тоже особых сложностей нет: вилка (обычно она пластиковая) выталкивает обгонную муфту и поломка детали ведет к тому, что стартер крутит («жужжит»), но пуска двигателя не происходит, т. к. зацепление с маховиком отсутствует. Что касается проверки бендикса на исправность, для этого необходимо зажать его в тисках через грубую ткань, чтобы не повредить.

Попробуйте подходящим ключом (лучше газовым №1 или «0») покрутить обгонную муфту в обе стороны: если она исправна, будет вращаться только в одну. В противном случае бендикс замените.

Особенности конструкции стартеров

Для запуска двигателей применяют три типа стартеров, различающихся конструкцией обмоток возбуждения:

  • последовательная;
  • смешанная;
  • от постоянных магнитов.

Стартеры с постоянным магнитом обладают небольшими габаритами и применяются для техники с двигателями малого объема и мощности. Новые модели стартеров, оснащенных неодимовыми магнитами имеют повышенную мощность, но стоимость изделий ограничивает распространение.

Редукторный стартер от автомобиля Поло Седан

Для обеспечения быстрого запуска требуется прокрутить вал с определенной частотой. Для обеспечения оборотов и сокращения габаритных размеров стартера применяются планетарные редукторы. Применение редукторов позволило уменьшить габариты устройств в 2 раза, что хорошо видно по приведенному ниже фото. Дополнительное уменьшение размеров достигнуто за счет внедрения деталей из полимеров и пластика.

Слева редукторный аналог, справа стандартный стартер от ГАЗ-21

Выходная шестерня, контактирующая с венцом маховика, располагается под передней крышкой либо висит консольно за пределами корпуса. Консольная схема используется в стартерах с подвижным якорем или в инерционных конструкциях. Концепция применяется при соосной установке тягового реле, а также при монтаже реле в крышке коллектора.

Пример консольного стартера

Основная масса стартеров имеет две подшипниковые опоры. Мощные и габаритные стартеры, развивающие более 1,5-2,0 кВт, оснащаются третьей опорой. Шестерня привода располагается между передней опорой и дополнительным подшипником.

Стартер с дополнительной опорой

Классический коллектор имеет цилиндрическую форму и расположен на конце якоря. На современных стартерах встречаются торцевые коллекторные пластины, уменьшающие длину устройства и снижающие потребление меди.

Схема и принцип работы стартера

Стартер двигателя легкового автомобиля представляет собой электрический двигатель постоянного тока. Стартер ставится на картер двигателя, либо коробки передач в районе маховика. Крепление выполняется при помощи двух или трех шпилек. Такой способ фиксации обеспечивает корректное взаимное расположение узлов при обратной установке изделия.

Основные детали стартера

Основные детали стартера на схеме:

  1. Передняя крышка, служащая для крепления стартера к картеру сцепления. В крышке имеется отверстие, через которое проходит шестерня бендикса.
  2. Обгонная муфта или бендикс.
  3. Планетарный редуктор. Узел имеется не на всех моделях стартеров.
  4. Якорь электродвигателя.
  5. Корпус стартера с размещенным внутри статором.
  6. Управляющая вилка.
  7. Втягивающее электромагнитное реле.
  8. Щеточный узел.
  9. Графитовая щетка.
  10. Задняя крышка с установленной втулкой подшипника. Крышки и корпус стягиваются между собой 2-4 болтами, собирающими стартер в единый узел.

Принцип работы стартера автомобиля:

  1. При повороте ключа в замке зажигания включаются цепи зажигания. Дальнейший поворот ключа в позицию «старт» подает питание на обмотку реле 5. Подача питания выполняется через специальное коммутационное реле.
  2. Возникающее электромагнитное поле сдвигает якорь втягивающего реле 7. Якорь связан через рычаг 4 с обгонной муфтой 3, перемещающейся по валу стартера 2 по направляющим пазам.
  3. В определенный момент происходит введение шестерни муфты в зацепление с зубчатым венцом, установленным на маховике 12. При этом расположенная на подвижном якоре реле контактная пластина 7 замыкает цепь через контакты 8.
  4. Включается подача питания на обмотки электродвигателя 9. Якорь стартера 10 через шестерни прокручивает с частотой до 100 об/мин коленчатый вал 11 мотора и запускает его.
  5. После того как двигатель запустится и начнет набирать обороты, происходит автоматическое рассоединение шестерен. Разъединение происходит при помощи обгонной муфты.
  6. Ключ отпускается в положение включенного зажигания. Автомобиль готов к началу движения.

Визуализация работы стартера

Ряд автомобилей оснащен различного рода блокираторами запуска стартера. На автомобилях с механической трансмиссией может требоваться нажатие педали сцепления, предотвращающее пуск мотора на передаче. Автоматическая трансмиссия разрешает проводить запуск при постановке селектора в позицию нейтрали или парковки.

Стартер автомобиля предназначен для кратковременной работы, продолжительное использование устройства приводит к перегреву и выходу из строя.

Подробное визуальное объяснение принципов работы стартера продемонстрировано в видеоуроке, снятом для канала автора Михаил Нестеров.

Как снять стартер с автомобиля?

Стартер располагается на боковой части двигателя ближе к картеру сцепления. Трудоемкость снятия стартера зависит от плотности компоновки моторного отсека. На некоторых типах автомобилей демонтаж занимает до 3-4 часов.

Краткая последовательность шагов:

  1. Установить автомобиль над смотровой ямой для обеспечения доступа к нижним точкам крепления.
  2. Отключить клемму аккумулятора.
  3. Снять стальной или пластиковый лист защиты картеров двигателя и коробки передач.
  4. Иногда может требоваться демонтаж теплового экрана, защищающего узлы двигателя от нагрева теплом выпускной системы.
  5. Отвернуть нижний болт или гайку крепления стартера.
  6. Для доступа к верхнему болту возможно потребуется снятие аккумулятора с площадкой, воздуховодов двигателя или демонтировать кронштейны патрубков системы охлаждения.
  7. Отсоединить от стартера провода, клеммы которых прикручены к верхней части электродвигателя. Доступ к этим точкам может быть как сверху, так и снизу автомобиля.
  8. Выкрутить верхний болт или гайку крепления.
  9. Аккуратно вытянуть стартер с посадочного места. Для вывода узла на многоцилиндровых двигателях с V-образной схемой может потребоваться демонтаж колес, защитного локера, элементов выхлопного коллектора и опоры силового агрегата.
  10. Вынуть агрегат из моторного отсека вверх.

Каждый автомобиль имеет особенности конструкции, влияющие на трудоемкость снятия стартера. Рекомендуется выполнять демонтаж в условиях автосервиса, имеющего опыт работы и требуемый инструмент.

Ниже приведены фотографии демонтажа и разборки стартера Ниссан Альмера.