Как тормозить коробкой передач механика?

svd715 › Блог › Торможение

Решил поделится информацией по торможению, т.к. многим знакомым в автошколе это не доводили.

Источник: kaminsky.su/blog/kak-prav…mozit-na-mexanike-chast-1
«Для многих водителей остается открытым вопрос: «Как правильно тормозить на авто с механической коробкой передач?». И тут возникает много попутных вопросов: выжимать педаль сцепления или нет, включать нейтраль или нет, понижать передачи или тормозить на одной передаче и так далее. Поговорим…

Сразу уточню, в большей части статьи речь пойдет о служебном, штатном, повседневном торможении. В конце статьи я расскажу также и об экстренном торможении на механике. И для начала перечислю основные мысли из трех предыдущих статей: «Крутящий момент двигателя», «Движение накатом» и «Минусы автомата».
Что такое безопасное вождение?

Вы ведете машину безопасно, если в любой момент времени у вас есть возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневр можно совершить тремя основными способами:

1. Изменение направления движения (действия рулем)
2. Торможение:
торможение рабочим тормозом (нажатие на педаль тормоза)
торможение двигателем (отпускание педали газа)
3. Ускорение (нажатие на педаль газа)

Если сцепление шин с дорогой хорошее и машина исправна, она всегда хорошо отреагирует на ваши действия рулем и тормозом – повернет или затормозит. С педалью газа, то бишь с ускорением и торможением двигателем, дело обстоит сложнее. «Газ» активен не всегда, а только при выполнении следующих условий:

1. Должна быть включена передача.
2. Должна быть включена та передача, при которой двигатель имеет запас тяги.

Должна быть включена передача
То есть вы не едете накатом: не выжимаете сцепление и не включаете нейтральную передачу. Как только вы перешли на накат – потеряли педаль газа в качестве инструмента управления авто.

Отсюда первый вывод: на «механике» ПРАВИЛЬНО тормозить НА ПЕРЕДАЧЕ до полной остановки. Полностью исключите движение накатом из повседневной езды.

Давайте вспомним, для чего мы выжимаем педаль сцепления при торможении? Чтобы двигатель не заглох. А когда глохнет двигатель? Когда его обороты упадут ниже холостых.
Обычно холостые обороты – это 800 об/мин по тахометру, и где-то до 500 мотор еще «терпит», дергается, но работает. Ниже 500 – уходит в отключку.
И помните, что мотор не заглохнет ни на 2000 об/мин, ни на 1500 об/мин, ни тем более на 3000 об/мин. А только ниже холостых. Поэтому смело тормозите при включенной передаче и следите за тахометром. Понятно, не все время смотрите, а периодически бросайте быстрый взгляд 🙂 Основное внимание – на дорогу вперед и также коротко – в зеркало заднего вида (а вдруг авто сзади не успевает затормозить за вами?). Смотрите на тахометр и выжимайте педаль сцепления, когда стрелка приблизится к 1000 об/мин.

Возможно, вы сейчас подумали, что еще мы выжимаем педаль сцепления или включаем нейтраль при торможении, чтобы сэкономить топливо? Это не так, поскольку на современных машинах при торможении на включенной передаче подача топлива в мотор полностью прекращается, в то время как при накате мотор потребляет 1-2 литра в час топлива. Читайте об этом подробнее в статье «Движение накатом».

Запомните: нейтральная передача – технологическая необходимость и нужна только для того, чтобы водитель мог переключать передачи, а мотор – работать при остановленной машине. Но никак не для того, чтобы включать нейтралку во время движения!Аналогично дело обстоит с педалью сцепления. Она нужна, чтобы можно было плавно тронуться, переключать передачи и не заглохнуть во время остановки. И не для того, чтобы ее выжимать во время движения.

Должен быть запас тяги двигателя
Передача включена не просто любая, а именно та, которая обеспечит режим максимального крутящего момента и запас тяги двигателя. Другими словами, при торможении стрелка тахометра не должна опускаться ниже 2500 об/мин (кроме I и II передач), если мы говорим про стандартный атмосферный бензиновый мотор. Если мотор бензиновый с наддувом, эта грань ниже – в районе 2000 об/мин. Если у вас дизель, эта грань еще ниже – в районе 1500 об/мин.

Что это означает для нас на практике? А то, что нужно не просто тормозить на передаче, а включать пониженные передачи по мере снижения скорости, чтобы поддерживать рабочие обороты двигателя.

Если помните, в статье «Крутящий момент двигателя» я писал о двух зонах тахометра: экономичной и скоростной. Для атмосферного бензинового мотора граница между этими зонами находится в районе 3000-3500 об/мин. Это значит, при штатном разгоне нужно переключать передачи вверх каждый раз по достижении стрелкой тахометра этих значений. По ощущениям разгон на каждой передаче до 3000 об/мин – плавный, спокойный, а если «докручивать» до 3500, разгон будет чуть более активным, «живым». Но важнее другое – после каждого переключения на 3500 стрелка опускается в район 2500 об/мин, после чего водитель снова продолжает разгон до 3500. В итоге при разгоне стрелка «гуляет» от 2500 до 3500 об/мин и обратно на каждом переключении передачи вверх.

Аналогично стрелка тахометра должна себя вести и при торможении: тормозите (двигателем или тормозом, неважно) и поглядываете на тахометр. Как только стрелка дошла до 2500 об/мин, включаете пониженную передачу, и стрелка поднимается в район 3500 об/мин. Продолжаете торможение и ждете, пока она снова опустится до 2500. Снова включаете пониженную и так далее до II передачи, на которой уже тормозите до полной остановки. И выжимаете педаль сцепления, когда стрелка тахометра приблизится к 1000 об/мин, после чего уже тормозите накатом до полной остановки машины.

Зачем нужен крутящий момент при торможении?

Ожидаю с вашей стороны вопрос: «Для чего все это нужно? Почему нельзя просто нажать на тормоз и остановиться?» Конечно, можно и просто нажать на тормоз. Но в вождении автомобиля многие действия и их последствия носят вероятностный характер. Делая то или другое, мы повышаем или понижаем вероятность ДТП. И торможение по принципу «просто тормоз» вполне безопасно с точки зрения торможения самого по себе, но совсем не безопасно с точки зрения «а вдруг во время торможения что-то произойдет».» Продолжение в статье: kaminsky.su/blog/kak-prav…mozit-na-mexanike-chast-1



Как тормозить на машине с механической коробкой

Как известно, в автомобилях передача крутящего момента от ДВС к ведущим колесам осуществляется посредством коробки переключения передач. В случае с МКПП правильный выбор крутящего момента (передаточного числа) на определенной скорости автомобиля осуществляется путем выбора передачи непосредственно самим водителем транспортного средства.

Автомобили, оборудованные механической трансмиссией, на сегодняшний день менее востребованы, чем автомобили, оборудованные автоматической трансмиссией. Это объясняется субъективным фактором простоты и удобства в управлении автомобилем с АКПП.

Однако наряду с более простым управлением автомобиля, водитель машины с автоматом не имеет возможности полностью контролировать ТС. По этой причине, а также по ряду других, версии с механикой также распространены. Далее мы рассмотрим некоторые особенности езды на МКПП, как тормозить на машине с механической коробкой правильно, а также как тормозить коробкой передач «механика» в определенных условиях.

Торможение на автомобиле с механической коробкой передач: особенности

Управление механической коробкой на первый взгляд покажется сложным. Но, изучив особенности работы данной трансмиссии и привыкнув к ручному переключению скоростей, автовладелец откроет для себя много положительных сторон.

Торможение на автомобиле с механической коробкой передач можно разделить на три способа, два из которых относятся к штатному торможению, то есть снижению скорости без появления неожиданных опасностей.

  • торможение двигателем (штатное торможение);
  • комбинированное торможение (штатное торможение);
  • экстренное торможение.

Торможение двигателем является важным и полезным приемом, применяется при тяжелых условиях движения автомобиля: движение в плотном потоке по городу, прохождение спусков и подъемов, езда при плохих погодных условиях и т.д.

Торможение транспортного средства происходит за счет прекращения подачи крутящего момента от ДВС к ведущим колесам. Например, чтобы медленно снизить скорость после разгона автомобиля на первой передаче до 20 км/ч, необходимо плавно отпустить педаль акселератора, не выжимая педаль сцепления и не выключая передачу.

То же самое можно выполнять и на других передачах. Однако важно помнить, что, например, если стрелка тахометра соответствует оборотам холостого хода, а скорость автомобиля на третьей передаче приблизительно составляет 30 км/ч, необходимо выжать педаль сцепление и перевести рычаг коробки переключения в нейтральное положение.

Читайте также  Как выбрать буксировочный трос для легкового автомобиля?

Другими словами, в этом случае нужно дальше замедляться педалью тормоза, так как при низкой скорости и оборотах на 2, 3 и других передачах двигатель может заглохнуть. По этой причине, когда скорость сильно снижена, передачу нужно выключать и останавливать автомобиль педалью тормоза.

Кстати, существует и другой способ торможения двигателем, причем не доводя до холостых оборотов. По мере снижения скорости автомобиля с повышенной передачи (например, 4-й) необходимо переключаться на пониженную передачу, каждый раз выжимая и плавно отпуская педаль сцепления. В этом случае снижение скорости автомобиля происходит быстрее и при полной остановке автомобиля педаль тормоза практически не используется.

  • Еще одним приемом при езде на МКПП является комбинированное торможение. Комбинированное торможение — торможение двигателем с использованием педали тормоза.

Получается, плавное нажатие на педаль тормоза и торможение двигателем позволяют водителю сохранить управление автомобилем в сложных дорожных ситуациях, избежать заносов и т.д.

При комбинированном торможении необходимо:

  • не выжимая педали сцепления, плавно отпустить педаль акселератора;
  • педалью тормоза только подтормаживаем, а не останавливаем автомобиль;
  • на оборотах холостого хода ДВС выжимаем педаль сцепления и переводим рычаг коробки переключения передач в нейтральное положение, после чего полностью останавливаем автомобиль.

Данный способ торможения не экстренный, применяют его на ровной дороге недалеко от места остановки или каких — либо препятствий.

  • Экстренное торможение на механической коробке передач подходит только в исключительных случаях во избежание аварии. Такое торможение зачастую невозможно предвидеть, но если есть такая возможность, лучше его избегать.

После следует неконтролируемое скольжение автомобиля, машину может занести, развернуть и т.д. Более того, при заблокированных колесах автомобиль становится практически полностью неуправляемым (заблокированные колеса не позволяют эффективно изменить направление движения при помощи руля).

Это крайне небезопасно для водителя и пассажиров данного автотранспортного средства, а также для других участников дорожного движения. По этой причине по возможности оптимально применять активное или импульсное (прерывистое, ступенчатое) торможение.

  • Активное торможение автомобиля с МКПП позволяет эффективно снижать скорость движения или полностью останавливать ТС. В зависимости от ситуации и условий на дороге, виды активного торможения делятся на:
  1. служебное торможение (плавный переход движения автомобиля из динамики в статику, при этом автомобиль постепенно и легко сбрасывает скорость);
  2. ступенчатое торможение (самый распространенный способ торможения, осуществляемый водителем с понижением усилий на педаль тормоза при хороших погодных условиях либо с повышением усилий на педаль тормоза при плохих погодных условиях);
  3. прерывистое или импульсное торможение применяется на транспортных средствах, не оборудованных системой ABS. Если такая система имеется, торможение происходит в штатном режиме (сбрасывание скорости автомобиля возможно как прерывистыми нажатиями на педаль тормоза, так и одним нажатием с дозированием усилия или без него).

Водителю в этой ситуации для остановки своего автотранспортного средства необходимо понижать передачу по мере уменьшения скорости автомобиля, работая только педалью сцепления и рычагом переключения передач МКПП. Если этого недостаточно, можно осуществить управляемый скользящий удар, используя при этом мягкие элементы кузова авто (двери, крылья и т.д.), которые смогут уменьшить последствия столкновения.

В этом случае только опытный водитель сможет правильно построить траекторию движения своего автомобиля и уменьшить риски нежелательных столкновений. Новичкам в подобной ситуации рекомендуется не поддаваться панике, не бросать руль, внимательно следить за движением и ситуацией на дороге, активно маневрировать, по возможности предупреждая других участников движения звуковым сигналом, аварийной сигнализацией, дальним светом фар и т.д.

  • Еще при езде на машине с МКПП торможение автомобиля в обязательном порядке должно производиться строго с учетом ситуации на дороге, сложившейся в момент торможения.

Например, торможение на повороте. Тормозить в повороте настоятельно не рекомендуется, но если это неизбежно, в первую очередь, необходимо избегать резкого нажатия на педаль тормоза, а также не выжимать педаль сцепления.

Торможение на спуске. При таком торможении не рекомендуется выжимать педаль сцепления и переводить рычаг коробки передач в нейтральное положение, тормозить необходимо двигателем. Торможение на скользкой дороге предполагает, что при торможении водитель не допускает блокировки колес автомобиля.

Что в итоге

Как видно, наличие МКПП позволяет более эффективно управлять автомобилем, контролировать машину и гибко использовать трансмиссию в сложных ситуациях. Если на дороге возникла необходимость торможения автомобиля с механической коробкой, во избежание аварийных ситуаций или поломок, связанных с самой коробкой, необходимо придерживаться основных правил, описанных выше.

Для повышения уровня водительского мастерства необходимо поступить в специализированную автошколу и пройти отдельный практический курс контраварийного или экстремального вождения под руководством опытных инструкторов на закрытых площадках.

Езда на автомобиле с механической коробкой переключения передач: старт и начало движения, когда включать повышенные передачи, торможение, задний ход.

Правильное переключение передач на автомобиле с механической коробкой: когда включать ту или иную передачу на МКПП, работа с педалью сцепления, ошибки.

Коробка механика или автомат: какая коробка передач лучше, МКПП или АКПП. Особенности механической и автоматической трансмиссии, рекомендации.

Управление автомобилем с АКПП: как пользоваться коробкой — автомат, режимы работы автоматической коробки, правила использования данной трансмиссии, советы.

Как заменить автоматическую коробку передач АКПП на механическую МКПП, а также замена механики на автомат: нюансы. Полезные советы и рекомендации.

Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.

Как правильно тормозить на автомобиле с МКПП?

При эксплуатации автомобиля с механической трансмиссией необходимо знать особенности управления такой техникой, в особенности правильно тормозить, что позволит обеспечить полную безопасность таких манёвров, позволяя одновременно сократить расход топлива. Поговорим поподробнее о том, как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач.

Особенности трансмиссии

На первый взгляд эксплуатация автомобиля с механической коробкой передач может показаться сложной, однако в действительности, привыкнув к работе этого агрегата, можно с легкостью переключать скорости, одновременно экономя топливо при торможении и использовании наката.

Специалисты выделяют три различных способа торможения на автомобиле с механической трансмиссией:

1. Экстренное торможение.

3. Торможение двигателем.

Зная все особенности управления, можно гарантировать безопасность эксплуатации и управления автомобилем даже в тяжёлых условиях. Торможение двигателем часто применяется на заснеженных и обледенелых дорогах. По сути, автовладелец уменьшает крутящий момент, отпуская педаль газа, что позволяет эффективно тормозить, даже не выключая при этом передачу. Преимуществом такого торможения двигателем является наличие качественного сцепления с дорогой, что в особенности важно при управлении транспортом на заснеженных дорогах.

А вот если пытаться тормозить на такой скользкой дороге стандартным способом, когда выжимают сцепление, включают нейтраль, после чего резко давят на педаль тормоза, то подобное может сразу же привести к заносу, причём корректировать такие проблемы даже правильными движениями руля будет крайне сложно. Несомненным преимуществом торможения двигателем является экономия топлива, что позволяет эффективно замедляться в тех случаях, когда не требуется полностью останавливаться, а просто нужно уменьшить скорость автомобиля.

Однако и определённые сложности у такого торможения двигателем всё же имеются. Силовой агрегат при включенной передаче может работать лишь в определенном диапазоне скоростей, соответственно замедлиться на 4 передаче до 30 км/ч и менее будет затруднительно. Необходимо будет всё же выжимать сцепление, понижать передачу, и далее продолжать замедляться. Именно в момент переключения передачи автомобиль может потерять сцепление с дорогой, что приведёт к появлению неконтролируемого заноса.

Многие водители практикуют, так называемое, комбинированное торможение, когда они замедляются, отпуская педаль газа и одновременно нажимая педаль тормоза. Такой способ позволяет быстрее остановить двигатель, при этом имеется возможность некоторого сокращения расхода топлива, так как машина эффективно использует накат. Водителю необходимо будет по мере замедления автомобиля включать пониженную передачу, при этом полностью исключается опасная блокировка колес, которая может привести к заносу автомобиля.

Нужно лишь научиться одновременно правильно нажимать на педаль тормоза и отпускать газ, не забывая при этом понижать передачу, так как на высокой ступени автомобиль попросту заглохнет, что приведёт к отключению работы усилителя тормоза и руля, а это крайне опасные ситуации, когда мы теряем контроль над управлением автомобиля. Комбинированное торможение не относится к экстремальным, его рекомендуют использовать лишь на ровной дороге при наличии каких-либо препятствий или неподалеку от места остановки транспорта.

Читайте также  8 d что это значит?

В редких случаях применяют на механической коробке передач экстренное торможение, которое позволяет быстро остановить автомобиль, избежав тем самым дорожно-транспортного происшествия. Педаль тормоза при такой экстренной остановке нажимается до упора, при этом на современных автомобилях срабатывает ABS, а автоматика вмешивается в работу, предупреждая занос и потерю управления транспортным средством.

На старых автомобилях практиковать такой способ торможения не рекомендуется, так как велика вероятность потери контроля над автомобилем с заблокированными колесами, что приводит к опасности дорожно-транспортных происшествий. Специалисты рекомендуют при необходимости резко замедлиться все же практиковать неэкстренное торможение, а ступенчатое прерывистое, что позволяет имитировать работу ABS, предупреждая при этом полную блокировку колёс.

Такое прерывистое импульсное торможение чаще всего практикуют водители при управлении машиной, не оборудованной системой ABS. Резко нажимая и отпуская тормоз, мы предупреждаем полную блокировку колёс, что позволяет сохранить контроль над автомобилем.

В хороших погодных условиях на сухой дороге можно применять, так называемое, ступенчатое торможение с уменьшением или увеличением усилия на педали тормоза по мере замедления автомобиля. Такое ступенчатое торможение позволяет эффективно останавливать автомобиль, но его можно применять лишь в условиях качественного сцепления с дорожным полотном. А вот если под колесами гололёд или скользкий утрамбованный снег, то такое ступенчатое замедление неизменно приведет к заносу, а автомобиль окажется на полосе встречного движения.

Можно ли тормозить в повороте?

Бытует мнение, что при управлении автомобилем с механической коробкой передач можно тормозить в повороте, и якобы это никоим образом не сказывается на управляемости транспорта. Однако, в действительности, при вывернутых колесах любое нажатие на педаль тормоза приведет к неправильному распределению мощности, появится избыточная поворачиваемость, при которой задняя часть автомобиля словно пытается обогнать перед. Это крайне опасная ситуация, контролировать развитие которой практически невозможно. Поэтому большинство специалистов по экстремальному управлению транспортом не рекомендуют водителям тормозить в повороте, вне зависимости от того, используют ли они машину с механической или автоматической коробкой передач.

А вот на спуске на машине с механикой можно тормозить, но при этом имеется определённая особенность. Ни в коем случае не следует переключать передачи или включать нейтраль. Разъединять трансмиссию и двигатель запрещено. В этом случае можно будет обеспечить эффективное замедление транспорта и исключить потерю управления автомобилем. При активном торможении на спуске, в особенности когда автомобиль используется в горах, следует помнить о том, что может происходить перегрев тормозной системы, что снижает её эффективность, и, в конечном счете, такие раскалённые тормоза просто отказывают, и остановить машину будет невозможно. Поэтому при поездках по таким горным серпантинам необходимо комбинировать как классическое торможение педалью, так и замедление двигателем.

Как научиться правильно трогаться и тормозить на светофоре

Опытный водитель всегда знает, как правильно останавливаться на светофоре, чтобы не создавать аварийную ситуацию и не нарушать ПДД. Новички же нередко допускают грубые ошибки. Из-за запоздавшей реакции или неправильно выбранной техники есть риск столкновения с другим транспортным средством и даже вероятен наезд на пешехода. Специфика торможения зависит от типа коробки передач — на автомобилях с МКПП останавливаться на светофоре объективно сложнее.

Задачи аккуратного торможения

Казалось бы, что сложного в том, чтобы остановить машину перед светофором? Достаточно резко надавить на педаль тормоза. Однако, при этом нужно учитывать немало факторов: состояние дороги, климатические условия, плотность трафика, скорость движения и др. Если тормозить неаккуратно, это чревато:

  1. Дискомфортом и травмами пассажиров. Особенно это касается маленьких детей и пожилых людей. Сам водитель не просто привыкает к частым дерганьям машины, но и всегда их предвидит. Для пассажиров же каждый толчок будто «сюрприз», который может обернуться серьезными ушибами и даже переломами.
  2. Неконтролируемым проездом на красный свет по обледенелой дороге. Тормозить правильно важно всегда, но зимой особенно. При резком нажатии на педаль автомобиль по инерции продолжит движение по льду. Если сделать это не вовремя, велика вероятность встретиться с бампером впереди едущего авто или выехать на участок дороги с интенсивным движением. Каким бы опытным ни был водитель, экстренная остановка перед светофором в подобной ситуации невозможна.
  3. ДТП с участием автомобиля, едущего сзади. Другой водитель попросту не успеет отреагировать, если вы будете резко тормозить, и неизбежно протаранит машину.

Неправильная остановка на светофоре приведет к потере времени, нервов, денег, а в самых тяжелых ситуациях, и жизней. Поэтому всегда изучайте теорию, и безошибочно применяйте полученные знания на практике.

Торможение на АКПП

Останавливаться на светофоре, управляя автомобилем с АКПП, проще, чем на механике. Если последняя представлена разными скоростями, то автоматическая трансмиссия предусматривает несколько режимов. Это оптимальный вариант для начинающих водителей, особенно тех, кто регулярно ездит в городских условиях. Такими машинами легко управлять, и риск заглохнуть посреди перекрестка практически равен нулю.

Правильно остановиться на автомате — значит плавно нажать и отпустить педаль тормоза. Главное проконтролировать, чтобы в этот момент не был включен режим Drive. Последний предусматривает движение машины на скорости 20 км/ч. Держать ногу на тормозе следует до тех пор, пока светофор не изменит красный свет на зеленый. Тогда нужно плавно ее отпустить и следом нажать на газ.

Кроме стандартного способа существует еще один — замедлять ход до полной остановки двигателем. Он подходит для торможения на крутом спуске или в том случае, если отказали тормоза. Опытным водителям применить его просто, но справиться могут и новички, если учтут все рекомендации:

  • прежде чем начать спуск, переключить коробку передач в режим S;
  • если предстоит движение по очень крутому склону, можно использовать режим L;
  • для безопасного торможения двигателем в зимнее время также допускается дополнительное использование кнопки Hold, это снизит вероятность пробуксовки и сделает начало движения более плавным, без рывков.

Если с тормозной системой в целом проблем никаких нет, правильнее останавливаться на светофорах используя обычный тормоз. Это его прямое назначение, к тому же пользоваться одной педалью куда проще, чем переключаться из одного режима в другой.

Торможение с МКПП

Останавливаться на светофоре на механике чуть сложнее, но не настолько, чтобы новичок не справился. На занятиях в автошколе инструкторы всегда акцентируют внимание на том, что машина должна двигаться только с включенной передачей на коробке передач. Выбор передачи напрямую зависит от скорости, на которой двигалось транспортное средство и от последующего маневра. Для полной остановки авто на низкой скорости необходимо одновременно нажать на педаль сцепления и тормоза.

Довольно мало водителей, особенно с внушительным стажем, которые приемлют тормозить двигателем. Частое переключение КПП на понижение ускоряет износ самой коробки передач, утомляет водителя и увеличивает расход бензина в городских условиях. На дорогах с хорошим покрытием и в сухую погоду правильнее останавливать автомобиль одновременным нажатием двух педалей. При этом методе главное подобрать должное усилие и скорость. Первое зависит от технических особенностей авто, второе — от скорости его движения. Чем быстрее вы двигались, тем более резкой должна быть остановка.

Абсолютно каждый водитель должен освоить технику остановки перед светофором, чтобы не заглохнуть в самый неподходящий момент:

  • если прекратить давить на педаль газа, но оставить включенной 2 или 3 передачу, двигатель постепенно начнет замедлять транспортное средство;
  • чем ниже передача, тем быстрее машина остановиться — это нужно учесть при расчете времени полной остановки;
  • перед подъездом к светофору рекомендуется сразу перейти на пониженную передачу.

Водитель, который освоил данную технику, сможет затормозить практически в любой ситуации, а значит будет увереннее чувствовать себя на дороге. Педаль тормоза здесь фактически не используется. Даже если вдавить ее в пол, машина на включенной передаче от этого не остановится, а тормозная система может пострадать. Выжимать педаль целесообразно только в тот момент, когда машина уже едет на минимальной скорости. Совершив остановку перед пешеходным переходом, тормоз следует удерживать, чтобы по инерции не покатиться вперед.

Читайте также  Справка счет на автомобиль что это такое?

Фиксировать автомобиль нужно всегда, как на регулируемом, так и на нерегулируемом перекрестке. Наибольшую опасность представляют участки с плотным трафиком движения и большими неровностями. Когда машины стоят друг к другу вплотную, едва заметный откат назад может стать причиной повреждения авто. При остановке перед светофором на подъеме или спуске для перестраховки можно использовать ручной тормоз. Это стопроцентная гарантия того, что транспортное средство останется неподвижным.

Снимать машину с ручника следует после начала движения, а не до того. Иначе пока вам удастся выжать сцепление и переключить передачу, бампер вашей машины уже «встретится» с капотом другого авто. Новичкам, которые совсем недавно сели за руль, лучше всего тормозить двигателем постепенно понижая передачу и фиксировать положение машины педалью тормоза. Для более опытных подойдет и одновременное нажатие двух педалей. Только так можно быстро остановиться при любой включенной передаче.

Правильный старт

Трогаться со светофора также нужно уметь, чтобы не допустить рывков или глушения двигателя. Обучаясь езде на автомобиле в автошколе большинство инструкторов рекомендуют начинать движение выжимая сцепление без участия педали газа. И этот метод эффективный, но только если дорога пустая, ровная и в хорошем состоянии. На оживленном участке, спуске или подъеме лучше пользоваться другими способами. Иначе есть риск не только заглохнуть, но и навлечь на себя гнев других водителей.

Трогаться на светофорах на механике значительно труднее, чем на автомате, так как здесь недостаточно отпустить педаль тормоза и выжать газ. Чтобы описать порядок действий, представим ситуацию, при которой авто стоит перед светофором на ручном тормозе, его двигатель включен, а ручка КПП зафиксирована в нейтральной передаче. Что необходимо сделать, чтобы безопасно и плавно тронуться с места:

  1. Нажать до упора педаль сцепления левой ногой.
  2. Одновременно включить правой рукой на КПП первую передачу.
  3. Снять машину с ручного тормоза.
  4. При необходимости включить поворотник.
  5. Медленно отпустить педаль сцепления.
  6. В момент схватывания поднажмите педаль газа — обороты на тахометре должны увеличиться.
  7. При достижении 1000-1500 оборотов в минуту можно начинать движение.
  8. Давление на «газ» не должно быть слишком сильным, для этого при вождении правильно надевать обувь с мягкой подошвой.
  9. Проехать около 3 метров, не отпуская до конца сцепление.
  10. Прекратить нажимать на педаль сцепления, выжать газ и переключить скорость в обычном режиме.

Как правило, новички перед светофором глохнут из-за чрезмерного выжимания педали газа. С этой проблемой сталкиваются все, и решается она только путем регулярной практики. К механике нужно привыкнуть, так же как и к своему, конкретному авто. Две разные марки машин могут сильно отличаться друг от друга в управлении.

Как распознать момент схватывания?

Чтобы не заглохнуть в попытках начать движение со светофора, необходимо научиться узнавать момент схватывания сцепления. В эту секунду двигатель начинает дергаться и опытный водитель определяет такое состояние безошибочно. Уловив момент, нужно плавно нажать на педаль газа и следовать описанной ранее инструкции. Если все будет сделано правильно, машина тронется без рывков и отката назад.

Изучать теорию о том, как тормозить и как трогаться важно и нужно. Но значительно важнее практика — пока знания не будут применены в реальной ситуации, научиться чему-либо невозможно. После пройденного обучения в автошколе и получения прав как можно больше уделяйте времени поездкам на авто. Начинайте с простых участков с неинтенсивным движением, и постепенно выезжайте на дороги с плотным трафиком.

Рекомендации по правильному торможению на механике

  • Основные факторы и виды безопасного торможения.
  • Общие рекомендации о том, как тормозить на механике, добиваясь максимальной экономии топлива и ресурса двигателя.

Водители, знающие как тормозить на механике в экстренной ситуации, при въезде в поворот или в условиях гололеда, могут не волноваться за безопасность, так как знают поведение собственного автомобиля в любой ситуации.

Основные факторы и виды безопасного торможения.

Как было отмечено выше, водитель должен не только владеть знаниями ПДД и быстрой реакцией, но и обладать такими отточенными навыками, благодаря которым в конкретной дорожной ситуации он сможет быстро принять единственно верное решение. Существуют определенные, перечисленные ниже, правила движения и торможения, соблюдение которых будет служить залогом комфортного и безопасного вождения:

  1. Во время совершения различных маневров, таких как повороты или сбрасывание скорости, необходимо держать передачу включенной, что необходимо отрабатывать с самого начала приобретения водительского опыта. Новички должны запомнить, что поездка на нейтральной передаче не должна быть привычкой, так как именно в этот момент водитель теряет возможность торможения двигателем и моментального «прибавления газа» во избежание столкновения с быстро движущимся позади автомобилем. Помимо прочего, движение «накатом» не способствует экономии топлива на современных авто, как ошибочно считают автомобилисты, а наоборот приводит к расходу примерно 2 л на 100 км;
  2. Включенная передача должна позволять двигателю иметь тягу для совершения маневра. Грамотный водитель, знающий как правильно тормозить на механике, осуществляет переключение передачи на пониженную при показателе стрелки тахометра 2500 оборотов (для бензинового двигателя), которая соответственно начинает показывать значения равные 3500 об/мин. Дальнейшие действия торможения двигателем производятся по аналогии с предыдущим и позволят полностью держать дорожную ситуацию под контролем.

Для более полного понимания процесса торможения, стоит отдельно остановиться на его видах.

  1. Торможение двигателем, сопровождающееся постепенным понижением передач и перегазовкой, является самым идеальным вариантом для транспортного средства, позволяющим одинаково эффективно и экономно совершать маневры в условиях гололеда, плотного городского потока, неполадках рабочей тормозной системы;
  2. Комбинированное торможение при понижении передач и перегазовке является аналогичным предыдущему, но дополняется плавным нажатием на педаль тормоза. Данное действие необходимо в том случае, если самопроизвольного торможения двигателя не достаточно и водителю требуется быстрее остановить авто перед препятствием;
  3. Движение на нейтральной передаче («накат») в обычных ситуациях не допускается, кроме экстренного торможения (с АБС) или движения на минимальной скорости. Водитель должен знать, что двигаясь накатом в обычной поездке, в разы снижает безопасность свою и окружающих участников дорожного движения;
  4. Комбинированное торможение с постоянной передачей также позволяет снижать скорость двигателем, но водитель может допустить «потерю тяги» движком, что в некоторых случаях может привести к потере контроля над дорожной ситуацией;
  5. Экстренное торможение, как правило, сопровождается резким нажатием педали тормоза и сцепления до полной остановки автомобиля. Редкий водитель сумеет за доли секунды сориентироваться и, понижая передачи, замедлиться. В нестандартных ситуациях автомобилист тормозит инстинктивно резко, в лучшем случае, соблюдая определенную прерывистость и выжимая педаль сцепления и тормоза.

Общие рекомендации о том, как тормозить на механике, добиваясь максимальной экономии топлива и ресурса двигателя.

  1. 2500 об/мин являются тем моментом, в который следует переключать передачу на пониженную;
  2. Водитель должен отучить себя от частого движения и торможения на нейтральной передаче;
  3. Обычное снижение скорости не рекомендуется на одной передаче, а только с последовательным их понижением;
  4. Переключение передачи на пониженную должно сопровождаться перегазовкой, что значительно сэкономит ресурс сцепления и коробки передач, а также предотвратит возможные рывки во время движения. Водители, знающие как эффективно тормозить на механике, придерживаются этой рекомендации всегда;
  5. При показателе тахометром 1000 об/мин, завершая торможение, следует выжимать педаль сцепления и останавливать транспортное средство;
  6. Экстренное торможение рекомендуется осуществлять, выжимая сцепление, что не даст мотору заглохнуть.

В заключение необходимо отметить, что применение на практике вышеуказанных правил должно прочно войти в жизнь автомобилиста, обезопасив жизнь его и пассажиров. Водитель должен четко осознавать серьезность дорожных ситуаций и ответственность перед остальными участниками движения. Многие эксперты рекомендуют доводить технику торможения до автоматизма, что позволит максимально быстро и правильно среагировать водителю на какую-либо нестандартную ситуацию.