Как узнать утечку тока в автомобиле?

Как проверить ток утечки на автомобиле?

    242 13 176k

Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле

Расчет допустимой утечки тока в автомобиле | Онлайн калькулятор

Проверка утечки тока требуется не только на автомобилях с большим сроком эксплуатации, но и более новых. От того, что однажды утром двигатель не сможет запуститься из-за посаженного аккумулятора не застрахованы те водители, которые не следят за состоянием проводки, подключенными потребителями и узлами бортовой электроцепи в целом.

Чаще всего проблема потери/утечки тока возникает в подержанных машин. В связи с тем, что наши условия, как климатические, так и дорожные, приводят к разрушению, растрескиванию и перетиранию слоя изоляции проводов, а также к окислению гнезд подключения электроники и контактов клеммных колодок.

Для проверки вам будет необходимо всего лишь мультиметр. Задача состоит в том, чтобы методом исключения выявить цепь потребления либо конкретный источник, который даже в состоянии покоя (при выключенном зажигании) садит АКБ. Если вы хотите узнать как проверить утечку тока, какой ток можно считать нормой, где и как необходимо искать, то читайте статью до конца.

Такие утечки в системе электрооборудования авто могут привести к быстрому разряду аккумулятора, а в крайних случаях — к короткому замыканию и возгоранию. В современном автомобиле, при наличии множества электроприборов, риск такой проблемы повышается.

Норма тока утечки

В легковых авто нормальной можно считать утечку тока в 25-30 мА, максимум 40 мА. Важно учитывать, что данный показатель является нормой, если в машине работает только штатная электроника. Когда устанавливаются дополнительные устройства, то допустимая утечка тока может доходить до 80 мА. Чаще всего такой аппаратурой являются магнитолы с мультимедийным дисплеем, колонки, сабвуферы и нештатные системы сигнализации.

Если вы обнаружили, что показатели выше максимально допустимой нормы, то это утечка тока в автомобиле. Обязательно нужно обнаружить в какой именно цепи происходит эта утечка.

Приборы для проверки утечки тока

Проверка и поиск тока утечки не требует никакого специального оборудования, а всего лишь амперметр или мультиметр, которые могут измерять постоянный ток до 10 А. Также довольно часто применяют для этого специальные токовые клещи.

Режим измерения тока на мультиметре

Независимо от того какой прибор применяется, перед тем, как искать утечку тока в автомобиле, выключают зажигание, и нужно не забыть закрыть двери, а также поставить машину на сигнализацию.

Меряя мультиметром, выставляют режим измерения “10 А”. Отсоединив минусовую клемму от АКБ, прикладываем красный щуп мультиметра к клемме. Черный щуп фиксируем на минусовом контакте аккумулятора.

Мультиметр точно показывает, сколько тока потребляется в состоянии покоя и он не требует обнуления.

Проверка утечки токовыми клещами

Токовые клещи проще в использовании, поскольку дают возможность измерить ток без снятия клемм и без контакта с проводами, в отличии от мультиметра. Если на устройстве показан не “0”, то нужно нажать кнопку обнуления и сделать замер.

Щипцами клещей берем в кольцо минусовой или плюсовой провод и смотрим показатель утечки тока. Также клещи позволяют проверять ток потребления каждого источника при включенном зажигании.

Причина утечки тока

Утечка тока через корпус аккумулятора

Существует несколько причин, по которым может происходить утечка тока. Самая частая — это неухоженный аккумулятор. Помимо окисления контактов, часто в АКБ происходит испарение электролита. Заметить это можно по влаге, которая выступает в виде пятен вдоль соединений корпуса. Из-за этого аккумуляторная батарея может постоянно разряжаться, поэтому важно знать как проверить ток утечки АКБ, о которой будет рассказано ниже. Но кроме состояния батареи на машинах, среди наиболее частых причин, можно отметить некорректно подключенные приборы (магнитолы, телевизоры, усилители, сигналка), не входящие в базовую комплектацию машины. Они актуальны когда имеется большой ток утечки в автомобиле. Но есть и другие места, где также стоит поискать.

Утечка тока в авто причины имеет следующие:

Окисление контактов — одна из распространенных причин утечки тока

  • неправильно подключенный кабель питания магнитолы в замке зажигания;
  • подключение не по инструкции видеорегистратора и автосигнализации;
  • окисление клеммных колодок и прочих соединений проводов;
  • повреждение, расслоение проводов;
  • оплавление проводки вблизи двигателя;
  • короткое замыкание дополнительных устройств;
  • залипание реле различных мощных электропотребителей (например обогрева стекла либо сидений);
  • неисправный концевик двери либо багажника (из-за чего не только сигналка тянет дополнительную энергию но и может светится лампочка подсветки);
  • неисправность генератора (пробитый один из диодов) или стартера (где-то коротит).

При каждодневном использовании авто, ток утечки компенсируется зарядкой аккумулятора от генератора, но если машина длительное время не использовалась, то в дальнейшем при такой утечке аккумуляторная батарея просто не даст завестись мотору. Чаще такая утечка происходит в зимний период, так как при низких температурах аккумулятор не в состоянии долго поддерживать свою номинальную емкость.

По рекомендациям многих специалистов следует периодически производить проверку всех электроприборов, чтобы выявить возможную утечку тока на автомобиле. И так, как же проверить ток утечки на автомобиле?

Как найти утечку

Проверка утечки тока путем отсоединения предохранителей

Искать утечку тока в автомобиле необходимо методом исключения источника потребления из цепи бортовой сети. Заглушив двигатель и выждав 10-15 минут (чтобы все потребители ушли в режим ожидания), скидываем клемму с аккумулятора, подключаем измерительный прибор в разрыве цепи. При условии, что вы выставили мультиметр в режим измерения тока в 10A, показатель на табло и будет той самой утечкой.

Во время проверки утечки тока мультиметром нужно следить за показателями, поочередно вынимая с блока предохранителей все плавкие вставки. Когда при снятии одного из предохранителей, показатели на амперметре опустятся до допустимой нормы — это свидетельствует о том, что Вы обнаружили утечку тока. Чтобы устранить ее, следует внимательно проверить все участки этой цепи: клеммы, провода, потребители, гнезда и так далее.

Проверка тока на аккумуляторе мультиметром

Схема подключения мультиметра

Даже, если при проверке утечки тока в автомобиле мультиметром, вам кажется, что данные незначительно превышают нормальные показатели, не стоит не обращать на это внимание, так как аккумулятор начнет терять свой объем заряда быстрее, чем будет получать от генератора, что станет более заметным при коротких поездках в городских условиях. А в зимнее время такая ситуация может стать критической для аккумуляторной батареи.

Как проверить утечку тока мультиметром и клещами, показано на видео.

Поиск утечки тока. Пример

Во время проверки утечки тока тестером необходимо поочередно отследить все возможные места утечки, начиная от нештатных приспособлений, заканчивая местами возможного замыкания проводки. Первым делом в проверке утечки тока в автомобиле, нужно провести ревизию подкапотного пространства, а затем продвигаться дальше к приборам и проводам в салоне.

Проверка аккумулятора на утечку тока

Проверка корпуса АКБ на утечку тока

Есть простой способ как проверить аккумулятор на утечку тока. Необходимо измерить наличие напряжения не только на клеммах аккумуляторной батареи, но и на ее корпусе.

Сначала заглушите мотор и подсоедините красный контакт мультиметра к плюсовой клемме, а черный щуп — к минусовой. При переключении тестера в режим измерения до 20 В показатель будет в пределах 12,5 В. После этого плюсовой контакт оставляем на клемме, а минусовой прикладываем к корпусу АКБ, в месте с предполагаемым пятном от испарений электролита или к пробкам аккумулятора. Если действительно есть утечка через аккумулятор, то мультиметр покажет около 0,95 В (при том что должно быть “0”). Переключив мультиметр в режим амперметра, прибор будет показывать около 5,06 А утечки.

Чтобы решить проблему, после проверки утечки тока АКБ потребуется снять и тщательно промыть его корпус содовым раствором. Она очистит поверхность от электролита со слоем пыли.

Как проверить генератор на утечку тока

Когда проблем в АКБ не было обнаружено, значит скорее всего происходит утечка тока через генератор. В таком случае, чтобы найти утечку тока в автомобиле и определить работоспособность элемента нужно:

Проверка генератора на утечку тока

  • подсоединить щупы тестера к клеммам АКБ;
  • выставить режим измеряющий напряжение;
  • запустить двигатель;
  • включить печку, ближний свет, обогрев заднего стекла;
  • смотреть на показатель.

При проверке утечки можно воспользоваться вольтметром. Данный способ помогает определить проблемы в генераторе так же точно, как и амперметр. Подсоединив контакты к клеммам, вольтметр будет показывать в среднем 12,46 В. Теперь заводим мотор и показания будут на уровне 14,40 — 14,43 В. Если при включенных приборах вольтметр покажет меньше 12,8 В, или при удержании оборотов на уровне 1500 об/мин будет показывать больше 14,5 — значит проблема в генераторе.

Когда обнаруживается утечка тока через генератор, причины скорее всего в пробитых диодах или катушке ротора. Если она большая, порядка 2-3 ампер (при переключении в режим измерения тока), то определить это можно при помощи обычного гаечного ключа. Его нужно приложить к шкиву генератора и если он сильно примагнитится, то диоды и катушка повреждены.

Утечка тока на стартере

Проверка стартера на утечку тока отключением силовой провода

Бывает так, что при проверке утечки тока на авто ни АКБ с генератором, ни другие потребители не являются источниками проблемы. Тогда причиной утечки тока может быть стартер. Зачастую его определить сложнее всего, поскольку многие грешат сразу на аккумулятор или проводку, а проверять стартер на утечку тока никому не приходит на ум.

Читайте также  Как чистить радиатор печки автомобиля?

Как найти утечку тока мультиметром уже описано. Тут действуем по аналогии исключения потребителя. Открутив силовой “плюс” со стартера, убираем так, чтобы не коснуться им “массы”, щупами мультиметра подключаемся к клеммам. Если при этом произошло снижение тока потребления, — меняйте стартер.

Проверка стартера на утечку тока

Более точно определить, утекает ли ток через стартер, можно токовыми клещами. Чтобы проверить ток утечки клещами измеряют провод минусовой клеммы аккумулятора при запуске двигателя. Разместив щипцы клещей вокруг провода, заводим двигатель 3 раза. Прибор покажет разные значения — от 143 до 148 А.

Пиковым в момент старта двигателя легкового автомобиля считается значение 150 А. Если данные будут значительно ниже указанных — значит стартер и является виновником утечки тока на автомобиле. Причины могут быть разные, но однозначно стоит снимать и проверять стартер. Подробно рассказано о проверке стартера на этом видео:

Аккумулятор «помер» за ночь. Что делать?

Не выключили!

Простейшие причины утечек тока могут быть вызваны рассеянностью владельца машины. Грубо говоря, он не выключил на ночь внешние световые приборы, а машина, в свою очередь, ничего ему не подсказала.

Бывают и машины с дурной заводской задумкой — вспомнить хотя бы обогрев заднего стекла, цепь питания которого идет мимо замка зажигания.

А еще — дети! Особенно мальчики. Даже в нашем коллективе уже несколько сотрудников по первому зову жены не смогли покинуть дачу, после того как пацаны посидели на водительском месте и покрутили разные ручки, оставив включенными потребители.

Не так подключили

В эпоху повального увлечения автомузыкой многие магнитолы легко высасывали заряд батареи, потому что установщик не удосужился правильно их подключить. А ведь достаточно было пустить один провод питания через замок зажигания.

Второй нештатный похититель электричества — установленная противоугонка. Если до ее установки все было нормально, а затем начались проблемы, то размышлять нечего — пусть уважаемый установщик докажет, что он не верблюд. Справедливости ради отметим, что некоторые охранные системы действительно потребляют под сотню миллиампер, но даже при таком токе за ночь стоянки с батареей ничего не случится.

Наконец, не забывайте про гнездо прикуриватели или розетку — у кого что. Далеко не во всех машинах они обесточиваются при выключенном зажигании. Поэтому случайно забытый подключенный прибор — радар-детектор, регистратор, навигатор и т п. — может высасывать ток, не принося при этом никакой пользы.

А есть ли утечка?

Бывает и так, что никакой утечки нет, а батарея утром — никакая. Такое бывает при наличии отрицательного баланса «заряд/разряд». Если машина постоянно ползает в пробках, пробеги при этом короткие, глушить и пускать мотор приходится часто, а на улице еще к тому же и холодно, то батарея просто не успевает заряжаться до нормального состояния. А потому однажды отказывает. Кроме того, виноватой может быть всё та же автомузыка с киловаттными мощностями на выходе — такие музыкальные монстры потребляют сумасшедшие токи. Но, повторяем, к утечкам тока это не имеет отношения: это уже не утечки, а просто чрезмерное потребление.

Грязные делишки

Причиной настоящей утечки тока может быть то, чего у нас много — грязь, стало быть. Тут лидирует цепь с толстенным стартерным проводом, постоянно живущим в антисанитарных условиях — соль, вода и т.п. Практически те же проблемы могут быть и с проводкой генератора. И не только с проводкой — сам генератор напоминает дуршлаг, сквозь который постоянно фильтруется песко-соляная смесь, которой посыпают дороги. Поверхность батареи также редко бывает чистой: кулоны любят убегать по таким электропроводным участкам в «никуда». Заметим, что изношенная проводка с дрянной изоляцией способна порождать не только утечку, но и возгорание. Однако не будем о страшилках.

Как обнаружить неисправность?

Мультиметр

Машина чистая, сигналка и музыка в порядке, а батарея все-таки разряжается каждую ночь? Значит, пора хватать амперметр. Амперметр в чистом виде — это сегодня уже редкость, но переключить мультиметр в режим измерения тока несложно.

Мультиметр

Отсоединяем провод от минусовой клеммы батареи и подключаем мультиметр в образовавшийся разрыв. Двигатель, естественно, должен быть выключен. Прибор при этом тут же оживет и покажет величину тока, потребляемого машиной на стоянке.

Мультиметр

Если машина, как говорится, «голая» — без сигналок, «музыки» и др., то ток потребления не должен превышать 70–80 мА.

Мультиметр

Как только мультиметр отреагирует резким снижением показаний тока, виновник найден. Остальное — дело техники. Само собой, каждый предохранитель после проверки цепи следует тут же возвращать на место. Номиналы у них разные, а потому простая замена одного на другой недопустима.

А если не получается?

Если предохранители кончились, а мультиметр ничего не отловил, то остаются только силовые цепи, не защищенные ничем. Как правило, это стартер, генератор и система зажигания.

Предохранители

Особняком стоят сигналка и «музыка». Нужно ли «копаться» дальше — решайте сами. Если устранить утечку тока своими силами не позволяет квалификация и опыт, лучше отправиться на сервис. Теперь даже нечистый на руку сервисмен не сможет вас одурачить, ведь причина утечки вам уже известна.


  • Поиск утечки тока в автомобиле с отключением аккумулятора

    Бывают ситуации, когда в Вашем автомобиле высаживается аккумулятор, а вы ничего не можете понять.
    Утром, собравшись на работу, Вы пробуете запустить своего железного коня и с удивлением обнаруживаете, что аккумулятору не хватает мощности прокрутить мотор с помощью стартера.
    В большинстве случаев Вы столкнулись с неисправностью называемой «утечка тока».

    Эта неисправность не стоит путать с коротким замыканием электропроводки. Часто автовладельцы говорят, что «где-то провод перетёрся, коснулся массы и через него якобы идут потери тока из батареи».

    Но любой электрик знает, что искать короткое замыкание не нужно. Оно само проявится в полной мере, т.е. сначала почувствуется неприятный запах горелой проводки, затем повалит дым и в итоге провода и их изоляция воспламенятся, что приведет к возгоранию автомобиля, если вовремя не среагировать первым делом обесточив цепь авто.

    Утечка тока, в отличии от КЗ, это когда какой-то потребитель, ничем себя не проявляя, планомерно потребляет энергию из аккумулятора автомобиля, вплоть до полной её разрядки «в ноль».

    Устранение реальной неисправности

    Ситуация, которая будет описана в данной статье, реально произошла с одним из так называемых «мастеров гаражных кооперативов». Пригнали классику и попросили устранить неисправность, связанную с быстрой «кончиной» аккумулятора.
    Ну а далее по порядку.

    Разберемся – как можно выявить утечку тока в нашем автомобиле. Для этого нам понадобится мультиметр, который измеряет ток до 10А.

    Устанавливаем измерительный прибор в режим измерения силы постоянного тока. Штекеры проводов вставить в соответствующие гнезда на приборе.

    Поиск утечки тока в цепи

    Далее отключаем плюсовую клемму от аккумуляторной батареи и подключаем к «+» выводу положительный зажим мультиметра, а к клемме подключаем «-» зажим. На приборе в этот момент мы увидим данные, которые говорят что в текущий момент потребляют приборы машины 5А (к примеру).

    Дальше давайте создадим условия максимально похожие на то, как будто вы оставляете автомобиль на парковке. В салоне выключаете магнитолу, внешние осветительные приборы и забираете ключ из замка зажигания, и конечно же закрываете все двери.

    Допустим, что после выполнения всех перечисленных манипуляция мультиметр показывает, что идет потребление энергии со значением 2,5 А. Это значит, что в итоге через 10 часов батарея лишится 25А/ч зарядки. Для обычной автомобильной батареи 55А/ч половина ёмкости будет израсходована, и в конечном итоге сядет до ноля.

    Теперь мы выяснили, что утечка есть и нам необходимо выяснить, что это за несанкционированный потребитель, который жрёт энергию нашей батареи. Для этого нужно определиться в направлении поиска. И здесь у нас есть только один способ: открываем крышку блока предохранителей и начинаем изымать их из своих гнезд по очереди, наблюдая за показаниями амперметра. При изымании одного из предохранителей потреблении энергии прекратилось. Значит по линии, который защищает последний изъятый предохранитель, и происходит утечка.

    Оставшиеся значения утечки 0,03А допустимые и на них можно не обращать внимания. Для уверенности, что вы правильно определили линию утечки тока, вставляете этот предохранитель на свое место и убеждаетесь, что утечка тока возобновилась.

    Причина утечки тока в автомобиле

    По обозначениям на внутренней крышке блока предохранителей определяем, что это предохранитель R12 заднего обогрева стекла. Но нужно проверить – какие еще потребители находятся на той линии, которую защищает данный предохранитель. Для этого берем книгу по автомобилю, в разделе «электрооборудование» ищем перечень предохранителей и смотрим: 12 – элемент обогрева заднего стекла, реле (контакты) включения обогрева заднего стекла, прикуриватель, штепсельная розетка для переносной лампы.

    Проверим визуально: к штепсельной розетке ничего не подключено, в прикуривателе так же ничего нет. Значит, остается отопитель заднего стекла. Отключаем сам элемент отопителя стекла и вот удача — судя по показаниям амперметра, утечка тока прекратилась.
    Из конкретного примера видно, что линия подключается через реле. Обозначение реле находим на внутренней поверхности крышки блока предохранителей. Вытаскиваем реле из гнезда, чтобы проверить его.

    Читайте также  Как заменить бензонасос на приоре?

    Берём обычную прозвонку со звуковой индикацией и проверяем.
    В итоге выясняется, что контакты замкнуты (а этого быть не должно).
    Что могло такого произойти, чтобы контакты в реле оказались замкнуты. (Опережая события скажем, что машина не новая и приобреталась на вторичном рынке.)
    Разбираем реле и с удивлением обнаруживаем, что внутренности обмотаны изолентой:

    Осмотрев панель приборов в салоне обнаруживаем две кнопки: кнопку включения обогрева заднего стекла, которая в положении откл, и рядом находится кнопка включения задних противотуманных фонарей. Колодки у них одинаковые соответственно мы можем предположить, что предыдущий автовладелец перепутал эти колодки между собой.

    После чего обогрев заднего стекла перестал работать и он не разобрался в проблеме, вытащил реле и замотал внутренности изолентой, т.е. замкнул контакты. Обогрев заработал, но хозяин машины не учёл, что он будет работать постоянно. Но видимо спустя какое-то время он столкнулся с проблемой постоянного разряда АКБ и ничего умнее не придумал как снять с отопителя подводящий напряжение провод.

    Снял и в этом состоянии продал автомобиль новому хозяину-горемыке, который, по его словам, уже четыре раза приходил на парковку и «прикуривал» машину от чужого автомобиля.
    Это является еще раз подтверждением того, что вмешательство в систему электропитания автомобиля всегда влекут за собой негативные последствия.
    Заменой реле неисправность была устранена.

    Доверяйте ремонт специалистам

    В заключение необходимо отметить, что 95% похожих неисправностей, связанных с утечкой тока, происходит из-за «умного» вмешательства самих автовладельцев. Неправильно подключенные магнитолы, какие-то усилители, обогреватели, сабвуферы, самостоятельно устанавливаемые стеклоподъемники приводят чаще всего к утечке тока. Сначала её не замечают, затем наступает момент, когда аккумулятор уже не прокручивает стартер.
    Если не обладаете соответствующими знаниями в области электроники и не хотите потом расплачиваться за своё «творчество» – лучше доверьтесь специалистам, иначе подобные неисправности будут вас преследовать постоянно.

    Ну а как найти утечку тока – описано выше и такая, вроде бы простая методика, доступна в гаражных условиях каждому хозяину машины. Ситуации могут быть разные, но цель одна – найти «невидимый» потребитель тока.
    Устраняем неисправность и вопрос, как говорится, закрыт!

    Как проверить утечку тока на автомобиле обычным мультиметром

    Расход энергии бортовой системой автомобиля даже при выключенном зажигании – нормальная ситуация для современного «умного» оборудования. Но если наутро или через неделю стоянки практически новый аккумулятор садится «в ноль», то самое время обратиться в сервисный центр или решить проблему самостоятельно, предварительно разобравшись, как мультиметром проверить утечку тока на автомобиле.

    1. Что такое утечка и как она проявляется
    2. Поиск и устранение неисправности
    3. Измерение общего тока
    4. Поэтапное отключение потребителей
    5. Другие причины разрядки АКБ
    6. Тестирование аккумулятора на саморазряд
    7. Проверка работоспособности генератора

    Что такое утечка и как она проявляется

    Утечка – это незапланированный ток, который протекает в электрической цепи. В бортовой сети автомобиля он может быть вызван двумя причинами:

    • неисправность проводки и оборудования, нарушение их рабочего режима;
    • ошибки в монтаже проводки, оборудования или неправильная его настройка.

    К первому пункту можно отнести перетирание проводки, замыкание оголенных проводов и контактов оборудования токопроводящими жидкостями (вода, пыль, электролит и пр.), поломка и выход из строя электроприборов. Причем поломка может быть частичной, лишь вызывающей повышенный потребляемый ток, к примеру, охранной системой или магнитолой. При этом визуально неисправность может и не проявляться или проявляться слабо.

    Второй пункт обычно вызван неумелым монтажом или неправильной эксплуатацией электрооборудования. К примеру, при выключении зажигания не отключается обогрев стекол или музыкальный центр не переходит в спящий режим, продолжая питать усилитель мощности.

    Во всех вышеперечисленных случаях происходит незапланированная утечка, которая вызывает ускоренный разряд аккумуляторной батареи. При этом скорость разряда может быть достаточно высокой. Нередки случаи, когда уже через сутки – двое, а то и наутро водитель не может завести автомобиль. А если оставить машину с такой неисправностью на неделю, то глубокий разряд АКБ может полностью вывести батарею из строя.

    Основная причина, дающая повод бить тревогу, – подозрительно быстрый разряд аккумулятора при выключенном зажигании. Если автомобилист заметил, что наутро или даже через неделю стоянки аккумулятор плохо «крутит» или «не крутит» вовсе, то самое время проверить электрооборудование своего автомобиля на ток утечки. При этом найти и устранить проблему нужно как можно скорее, поскольку утечка – не только сложности с пуском двигателя, но и большая вероятность серьезной аварии – короткого замыкания, выхода из строя дорогостоящего оборудования, а то и возгорания.

    Поиск и устранение неисправности

    Самостоятельно проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля мультиметром несложно. Для этого совсем не обязательно обращаться в сервисный центр, поездка в который потребует и времени, и денег. Для проверки бортовой сети своими силами понадобится лишь гаечный ключ на 10 и мультиметр, способный измерять токи величиной не менее 3-5 А. Таким пределом измерения обладают если не все, то большинство авометров (тестеров), включая китайские.

    Эти приборы могут измерять постоянный ток до 10 А (слева) и 3 А (справа).

    Измерение общего тока

    Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром производится путем измерения потребляемого от аккумулятора тока оборудованием авто при отключенном зажигании. Для этого необходимо произвести все манипуляции, которые выполняются при постановке автомобиля на стоянку: отключить потребители (фары, обогреватели, кондиционеры и пр.), выключить зажигание, активировать систему охраны, если она есть, и плотно закрыть все двери. Перед этим, конечно, нужно открыть крышку моторного отсека, где установлен аккумулятор. Дополнительно стоит опустить стекло в одной из дверей на случай, если манипуляции с АКБ вызовут случайное срабатывание дверных замков.

    Прежде всего, необходимо правильно настроить мультиметр. От этого будет зависеть не только успех операции, но и жизнь измерительного прибора. Тестер включается в режим измерения постоянного тока, при этом предел измерения выбирается максимальным:

    Этот тестер имеет максимальный предел измерения тока в 10 А, его и нужно выбрать.

    Далее от АКБ отсоединяется одна из клемм, между сброшенным проводом и клеммой включается уже настроенный мультиметр. Чтобы не держать щупы тестера руками, их можно оснастить зажимами «крокодил». После подключения мультиметра включать какое-либо бортовое оборудование нельзя, поскольку ток, потребляемый этим оборудованием, может превысить максимальный предел измерения тестера. В результате тестер просто сгорит.

    Зажимы типа «крокодил», надетые на щупы тестера, оставляют руки свободными.

    На фото выше прибор показывает 0,33, что на пределе измерения 10 А соответствует току 0,33 А или 330 мА. Теперь самое время выяснить, какой ток утечки вообще допустим. Согласно рекомендациям специалистов, нормальным током утечки в автомобиле считается:

    • до 50 мА — авто со штатным электрооборудованием;
    • до 80 мА — авто с дополнительным оборудованием (сигнализация, магнитола, навигатор и пр.).

    Так, 330 мА, которые отображает прибор, очень много. При таком токе утечки 60-ти амперный аккумулятор с трудом провернет стартер после выходных и полностью разрядится менее чем через неделю стоянки.

    Теперь нужно оставить все как есть и, не отключая прибор, подождать минут 5-10. Дело в том, что современное оборудование авто достаточно интеллектуально, некоторые узлы его могут переходить в режим пониженного энергопотребления не сразу после выключения зажигания. Прошло 10 минут, но ток не уменьшился? Похоже, с током утечки проблемы, и причину придется искать.

    Поэтапное отключение потребителей

    Прежде чем начинать разносить автомобиль на куски, имеет смысл проверить нештатное оборудование – то, что было установлено не на заводе-изготовителе. Это могут быть магнитолы, обогреватели, навигаторы, охранная система, дополнительные осветители и пр. Для локализации проблемы все нештатное оборудование поочередно отключается, при этом показания мультиметра постоянно контролируются.

    Почему имеет смысл начинать поиск именно с нештатного оборудования? Просто потому что для него чаще всего не предусмотрено штатных мест подключения, а значит, каждый мастер «прикручивает» его туда, куда считает нужным. Прикрутили, к примеру, обогрев сидений или навигатор до замка зажигания и получили проблему. Соединили основное питание магнитолы с дежурным, питающим часы той же магнитолы, – еще одна проблема.

    Но все нештатное оборудование отключено и проверено, а утечка есть. Придется продолжать поиски, но теперь надо отключать оборудование, установленное производителем. Работа довольно кропотливая, но необходимая. Впрочем, если знать, как проверить потребление тока на автомобиле без серьезных монтажных работ, то можно обойтись «малой кровью».

    Оказывается, проще всего это сделать при помощи колодки предохранителей, которая есть в каждом автомобиле. Конечно, колодки на различных авто выглядят по-разному, но принцип работы у них один. Каждый из предохранителей отвечает за несколько вполне определенных потребителей. Каких конкретно, можно узнать, взглянув на электрическую принципиальную схему нужной модели авто.

    Вот так выглядит предохранительная колодка у LADA Kalina.

    Определив, снятие какого предохранителя устраняет утечку, остается выяснить, какие узлы к этому предохранителю подключены и проверить исправность каждого из них. При этом нужно иметь в виду, что неисправность может крыться не только в самих узлах и оборудовании, но и в проводке (перетерлась о кузов изоляция проводов, соединительные колодки забиты пылью или залиты, ослаблены винтовые колодки и пр.).

    Читайте также  С чего начинать шумоизоляцию автомобиля?

    Другие причины разрядки АКБ

    Что делать, если водитель замерил потребляемый ток, и он не превышает нормы? Как было сказано выше, затрудненный пуск после длительной стоянки может быть вызван совсем не токами утечки. Среди самых распространенных причин этой проблемы могут быть:

    1. Большой саморазряд АКБ.
    2. Неисправность генератора.

    Тестирование аккумулятора на саморазряд

    Для выяснения состояния батареи ее нужно снять с автомобиля, начисто вытереть ветошью, смоченной сначала в растворе пищевой соды, потом в воде. Если батарея обслуживаемая, необходимо проверить плотность и уровень электролита в каждой секции (их всего 6). Затем аккумулятор полностью заряжается сетевым зарядным устройством до нормального напряжения (12,7 В без нагрузки).

    Осталось оставить неподключенный аккумулятор на несколько суток и затем снова померить напряжение на клеммах. Если потеря напряжения составит более 0,2 В, то проблема в аккумуляторе. Придется покупать новую батарею или попытаться восстановить испорченную хотя бы на время, обратившись к соответствующим специалистам. Если же АКБ «держит», то либо проблема устранена (к примеру, была долита в полусухие банки вода), либо вопрос в другом.

    Проверка работоспособности генератора

    Проблема может оказаться и в генераторе, который просто не заряжает батарею при запущенном двигателе. Конечно, практически каждый автомобиль имеет аварийный индикатор, который загорается, если батарея не заряжается. Но он может и обмануть, если, к примеру, ток зарядки есть, но он слишком мал. В этом случае АКБ не в состоянии восполнить энергию, затраченную на пуск мотора, а при включении мощной нагрузки (фары, обогреватели и т.п.) может даже начать разряжаться.

    Для проверки исправности генератора понадобится все тот же тестер (мультиметр), но теперь работающий в режиме вольтметра постоянного тока.

    Переключатель мультиметра нужно установить на постоянное напряжение, предел измерения – не ниже 20 В.

    Прежде всего, необходимо замерить напряжение на клеммах АКБ при выключенном зажигании. Для примера пусть оно будет равно 12,7 В (батарея полностью заряжена).

    Напряжение на АКБ при выключенном зажигании (используется мультиметр другого типа).

    Теперь нужно запустить двигатель на холостых оборотах, а все потребители (фары, магнитола, обогреватели и пр.) выключить. Напряжение на клеммах аккумулятора должно подняться до 13,8 – 14,5 В (зависит от степени заряженности батареи).

    Напряжения на батарее достаточно для ее зарядки при отключенных потребителях.

    Теперь нужно подключить энергоемкие потребители – фары, печку/кондиционер, обогрев стекол/сидений, магнитолу и т. д. напряжение на клеммах АКБ должно «просесть» до отметки 13,5-13.7 В.

    Генератор справляется с нагрузкой и продолжает заряжать АКБ.

    Если оно ниже, то генератор не справляется с нагрузкой, и придется заняться его ремонтом. Но это уже совсем другая история.

    Никогда не проверяйте исправность генератора отключением АКБ при запущенном двигателе. Этот метод годился лет 30 назад, когда все электрооборудование машины состояло из километра провода и пяти реле. Современная электроника автомобиля такого эксперимента не простит. Кроме того, простое «скидывание» клеммы не укажет на неисправность, если генератор работает, но его напряжения недостаточно для зарядки аккумулятора.

    avtoexperts.ru

    Знакомая многим ситуация. С приходом минусовых температур запуск двигателя на холодную становится настоящей проблемой. Аккумулятор, который еще вчера был исправным, сегодня еле прокручивает стартер, либо вообще не отзывается на поворот ключа зажигания. Значит по какой-то причине аккумуляторная батарея разрядилась.

    Причины разрядки аккумулятора

    Это может быть неисправный генератор, перетертая проводка, не натянутый приводной ремень генератора, отказ реле-регулятора, неисправность самой батареи, либо забытые на ночь потребители. Но основной и частой причиной, разряженного аккумулятора, является большая величина утечки тока в цепях электрооборудования автомобиля.

    Зачастую данная проблема возникает в каком-либо электронном приборе из дополнительного оборудования, наличие которого становится все больше в современных авто. Также питание к этому нештатному оборудованию выполняется самостоятельно, часто без надлежащей защиты проводки, где нередко возникают короткие замыкания.

    Если же причину утечки не установить и ликвидировать (зачастую автовладельцы покупают новую батарею, считая, что старая уже выходила свой ресурс, либо неисправна), то не помогут никакие новые аккумуляторы, так как они также быстро разрядятся.

    Следовательно, при быстром разряде батареи рекомендуется сразу, не откладывая на спасительное потом, найти и устранить проблему разрядки аккумулятора своими руками, либо обратиться за помощью в автосервис. Это вызвано тем, что помимо проблем с запуском, есть вероятность короткого замыкания, выхода из строя оборудования (которое совсем не дешево), а также возможность и возгорания автомобиля.

    Почему важно знать величину тока утечки в автомобиле

    При температуре наружного воздуха порядка -10 -15 градусов Цельсия пусковой ток стартера составляет порядка 276-280А. а при прогреве двигателя стартеру будет достаточно и 180-200А. Поэтому, если пусковой ток аккумулятора составляет порядка 450А, а батарея наполовину разряжена, то уменьшается и величина пускового тока, и при минусовой температуре она способна отдать ток лишь на одну две попытки запуска двигателя стартером. Далее, как правило, водитель услышит треск втягивающего реле, что подскажет о том, что батарея полностью разряжена и уже не в состоянии проворачивать стартер.

    Плюс к этому любой свинцовой-кислотный аккумулятор имеет просадку при минусовых температурах, то есть теряет часть своих стартерных характеристик. Скажем даже исправная батарея имеющая пусковой ток 600А, простояв на морозе ночь будет иметь ток порядка 400А. Если вдобавок к этому имеется повышенный ток утечки, то аккумулятор может разрядится буквально за сутки.

    Почему считается нормой потребление тока утечки до 0.05 -0.06А?

    Основные потребители тока в покое:

    • ЭБУ потребляет в покое 0.03А

    • Блок сигнализации – 0.02А

    • Магнитола — 0.01А (при правильном подключении питания)

    Допускается потребление тока утечки до 0.08А (80мА) при наличии нештатного оборудования (видеорегистратор, навигатор и пр.).

    Приборы для проверки тока утечки:

    Порядок замера:

    Мультиметр (тестер) – один провод прибора устанавливаем в гнездо «минус» (черный провод), второй в гнездо проверки постоянного тока 10А, а указатель прибора переводим в сектор «10А».
    В данном положении гнезд проводов нельзя касаться ими клемм батареи (плюсу и минусу), во избежание короткого замыкания.

    • Выключается зажигание, закрываются все двери, багажник;

    • Снимается клемма «минус» с аккумуляторной батареи;

    • Провода мультиметра устанавливаются в разрыв между выводом батареи и снятой минусовой клеммой;

    • После подсоединения выводов тестера его показания могут быть завышены, так как электронные приборы должны будут уйти в спящий режим;

    • По истечении порядка 2-5-7 минут. Показания сбросятся до реальных значений утечки тока в цепях авто;

    • Нормой при этом считается потребление тока порядка 0.03 – 0.05 А;

    • Повышенные показания тока «подскажут» что в цепи есть элемент, потребляющий большой ток при выключенном зажигании;

    Токовые клещи – не снимая клемму с батареи (что очень удобно, так как не стирается память электронных устройств), защелкиваем их разъем на минусовом проводе, ставим прибор в положение измерение постоянного тока и смотрим на показания прибора.

    Схема поиска потребителя тока:

    • Мультиметр или токовые клещи, остаются в прежнем положении (между выводом батареи и минусовой клеммой, а клещи вокруг провода «минус»);

    • Далее необходимо вынимать поочередно все предохранители, следя при этом за показанием прибора;

    • Как только при снятии очередного предохранителя показания придут в норму, значит найдена цепь, в которой находится «жук», съедающий емкость батареи;

    • Это может быть один или несколько потребителей;

    • Затем узнаем по документации к авто описания предохранителей, какие приборы защищает данный предохранитель, ставим его на место и начинаем поочередно отключать приборы этой цепи от питания;

    • Когда при снятии очередного потребителя от питания, ток утечки придет в норму, значит данный элемент и является искомым «жуком»;

    • Проверяем найденный элемент на предмет неисправности, восстанавливаем его, либо заменяем на заведомо исправный;

    Если после снятия всех предохранителей ток утечки остается высоким, то нужно проверить такие мощные потребители как генератор и стартер. В редких случаях утечка тока может быть вызвана неисправностью генератора, где «жук» может находиться либо в диодном мосту, либо в реле-регуляторе, объединенном с щеточным узлом.

    Для проверки утечки тока необходимо отдать провода от вывода «плюс» генератора и сравнить показания тестера. Если проблема с генератором, то его рекомендуется снять и выполнить полную профилактику и необходимый ремонт его элементов.

    От стартера отдается провод «плюс», идущий от аккумуляторной батареи и показания прибора сравниваются до и после снятия.

    Совет. При проведении проверки не лишним будет опустить одно из стекол автомобиля, в случае, если что-то пойдет не так и сигнализация закроет дверные замки.

    Еще пару слов

    Чтобы однажды не встать на дороге зимой вдалеке от населенных пунктов, при любых признаках неисправности батареи рекомендуется периодически проверять, дает ли генератор полноценную зарядку и попутно проверить ток утечки в цепях электрооборудования вашего авто.