Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля?

Tosol-Sintez › Блог › Ультимативный гид по тормозной жидкости: всё, чего вы не знали о тормозной жидкости, но вообще-то знать стоит

Качество тормозной жидкости и соблюдение условий её эксплуатации — залог безотказной работы всей тормозной системы, а значит, и вашей безопасности. О том, как работает тормозная жидкость, как она устроена, как её подобрать и когда менять, читайте в этой статье.

Немного физики торможения

Современные тормоза работают по принципу гидравлического пресса. Чтобы понимать этот принцип, рассмотрим гидравлическую систему из двух поршней разного диаметра.

Если нажать на первый поршень, то сила, перемещающая второй, будет равна приложенной к первому, умноженной на соотношение площади второго поршня к площади первого (F2=F1·S2/S1). В нашем случае площадь второго поршня больше, чем у первого, поэтому и сила, возникающая при его перемещении, также больше. Чем меньше цилиндр, к которому прилагают усилие, по отношению ко второму цилиндру, тем больше усилие, возникающее на гидравлическом рычаге, и меньше расстояние перемещения второго поршня.

При торможении колодки прижимаются к барабанам или дискам за счёт энергии, которую тормозная жидкость передаёт от главного тормозного цилиндра к колёсным.

Из-за возникающих сил трения и резко возрастающего давления в тормозной системе жидкость нагревается, а резиновые уплотнения пропускают воздух. Содержащаяся в нём влага насыщает тормозную жидкость и снижает температуру её кипения. При интенсивном торможении «переувлажнённая» жидкость закипает с образованием паровых пробок и становится сжимаемой. Дальнейшая эксплуатация такой жидкости приводит к холостому ходу педали и отказу всей тормозной системы. Производители считают максимально допустимым пределом эксплуатации тормозную жидкость с 3,5% влаги, и чем температура её кипения выше, тем эта жидкость качественнее. При минусовых температурах перенасыщенная влагой жидкость частично промерзает и блокирует работу тормозной системы.

Другой важный показатель тормозной жидкости — её вязкость. Жидкость с высокой вязкостью густеет при отрицательных температурах, и её трудно продавить педалью тормоза, в то время как слишком низкая вязкость повышает шанс частичного вытекания жидкости из тормозной системы и образования пузырей воздуха, которые приводят к тем же последствиям, что и при закипании.

Из чего делают тормозную жидкость

В зависимости от состава, тормозные жидкости бывают гликолевые, силиконовые и минеральные — на основе касторового масла и бутилового или этилового спирта в соотношении 1:1. Последние устарели, поэтому их практически не используют. У них хорошие смазывающие свойства, низкая гигроскопичность, но слишком низкая для современных автомобилей температура кипения, а при температуре –20 градусов они густеют.

Гликолевые тормозные жидкости — это жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 (почему они так называются, мы расскажем отдельно, а пока об их свойствах), высокая гигроскопичность которых обусловлена эфирами полигликолей в их составе, а в случае DOT 4 — ещё и эфирами борной кислоты. Преимущества тормозных жидкостей на гликолевой основе — низкая вязкость, хорошие смазывающие свойства и высокая температура кипения, а недостаток — упомянутая выше гигроскопичность. Массовая доля эфиров в таких жидкостях — 98%, а оставшиеся 2% занимают антикоррозийные, смазывающие и другие присадки. Использование некачественных тормозных жидкостей — без этих присадок — приводит к коррозии металлических деталей, разрушению резиновых соединений, разгерметизации тормозной системы и вытеканию тормозной жидкости.

Силиконовые тормозные жидкости — жидкости DOT 5 на основе кремниево-органических полимеров — не впитывают воду, не агрессивны к резине и металлам, не густеют при низких температурах, но обладают низкими смазывающими свойствами, что приводит к быстрому износу сальников.

Как определяют класс тормозной жидкости

Министерство транспорта США (DOT — Department of Transportation) утвердило нормы температуры кипения и вязкости для разных классов тормозных жидкостей в федеральном стандарте США по безопасности автомобилей (FMVSS 116). Согласно этим нормам, в ходе исследований измеряют температуру кипения «сухой» и «увлажнённой» тормозной жидкости. «Сухая» — тормозная жидкость в герметичной заводской упаковке. «Увлажнённой» считают тормозную жидкость с 3,5% воды. Вязкость измеряют при –40 и +100 градусах Цельсия. Сходные требования присутствуют в международном стандарте для тормозных жидкостей на гликолевой основе (ISO 4925), американском национальном стандарте общества автомобильных инженеров (SAE J 1703) и японском промышленном стандарте (JISK2233).

Согласно FMVSS 116, тормозные жидкости разделяют на классы:

— жидкости класса DOT 3 предназначены для автомобилей с барабанной тормозной системой или дисками на переднем тормозе, подходят для езды без частых оттормаживаний вне плотного автомобильного потока;
— DOT 4 — для автомобилей с дисковыми тормозами, оптимальны для езды в режиме «разгон-торможение» в черте города с плотным автомобильным потоком;
— DOT 5 — для спецтранспорта с высоким разогревом тормозов и без ABS;
— DOT 5.1 — для спортивных автомобилей с высокими температурными нагрузками на тормоза.

В 2005 году международная организация стандартизации разработала стандарт ISO 4925 тормозных жидкостей Class 6, предназначенных для автомобилей с ABS.

Чтобы тормозная жидкость была причислена к тому или иному классу, она должна пройти испытания. К примеру, в июле 2007 года тормозную жидкость ROSDOT 4 производства «Тосол-Синтез» испытали на соответствие международным стандартам ISO 4925, SAE J1703, SAE J 1704 и FMVSS 116 по классу DOT 4. Тесты проходили в аккредитованном американским Минтрансом научно-исследовательском центре Abic Testing Laboratories, в штате Нью-Джерси. Проверку, после которой ROSDOT 4 получила заключение о соответствии этим стандартам, проводили при участии AMECA — американского Агентства по аккредитации производителей автомобильных комплектующих. Это обеспечило компании выход на зарубежные рынки в качестве сертифицированного производителя тормозной жидкости DOT 4. Теперь ROSDOT 4 поставляют в США, Австралию, Китай и европейские страны.

В ходе лабораторных испытаний измерили температуру кипения сухой и увлажнённой тормозной жидкости производства «Тосол-Синтез», а также проверили химическую стабильность при низких и высоких температурах, кинематическую вязкость, коррозионную агрессивность, воздействие на резины различного типа, водородный показатель PH, вязкость при температуре –40 градусов, а также совместимость с другими тормозными жидкостями класса DOT 4 и водой. Протестировали ROSDOT 4 и в стендовых условиях имитации тормозной системы.

Минимальная температура кипения «сухой» тормозной жидкости для соответствия FMVSS 116 DOT 4, SAE J 1704 и JIS K 2233 class 4 — 230 градусов, а «увлажнённой» — 155 градусов. Требования к показателю вязкости при –40 градусах по этим стандартам — не выше 1800 кв мм/с, по ISO 4925 для этого же класса — не выше 1500 мм²/с. По результатам испытаний тормозная жидкость ROSDOT 4 превзошла эти показатели. Её температура кипения в «сухом» виде составила 270, а «увлажнённой» — 175 градусов. Вязкость при -40 градусах — 1170 кв. мм/с. Разработанная компанией «Тосол-Синтез» тормозная жидкость ROSDOT 6 для автомобилей с системой ABS полностью превзошла требования стандарта ISO 4925 CLASS 6.

Что делать, чтобы тормозная жидкость не подвела

1) Соблюдайте инструкцию и проверяйте качество. Используйте класс тормозной жидкости, рекомендованный производителем вашего автомобиля. Если тормозная жидкость мутная, неоднородная по консистенции и образует осадок, то перед вами продукт низкого качества или подделка.

2) Проверяйте уровень и своевременно меняйте. При использовании тормозной жидкости перед каждой длительной поездкой проверяйте, чтобы её уровень в бачке не опускался ниже метки «МIN» и не поднимался выше «МАХ». Откажитесь от долива тормозной жидкости в пользу полной её замены, чтобы исключить эксплуатацию перенасыщенной влагой смеси с промежуточными свойствами новой и «отработанной» жидкости. Стандартные рекомендации по замене — каждые два года или каждые 40 тысяч километров пробега, но реальный срок службы при высокой температуре и влажности окружающей среды сократится.

3) Учитывайте совместимость при смешивании. Тормозные жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1, изготовленные компанией «Тосол-Синтез» на одинаковой основе, можно смешивать друг с другом в любых пропорциях, добавляя жидкость более высокого класса в жидкость более низкого, но никак не наоборот! Правильная смесь будет обладать свойствами той жидкости, класс которой ниже. Жидкости указанных классов от других, а тем более разных, компаний смешивайте только после консультации с их официальными представителями, чтобы избежать непредсказуемых изменений свойств полученной смеси.

Не смешивайте тормозные жидкости с разной основой — ни в коем случае нельзя смешивать DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 с DOT 5, так как первые сделаны на основе эфиров гликолей, а последняя — на основе силикона! Если пренебречь этим правилом, произойдёт расслоение и ухудшение или потеря функциональных свойств тормозной жидкости. Именно поэтому, согласно стандарту FMVSS 116, для исключения случайностей жидкости класса DOT 5 окрашивают в красный цвет, а остальные — в жёлтый.

Тормозная жидкость — важнейшая часть тормозной системы. Если выражаться фигурально, это её «кровь», от состояния которой зависит ваша жизнь. Универсальных жидкостей, которые подойдут любому автомобилю, нет, но теперь вы знаете, как подобрать для вашего.

Какую тормозную жидкость выбрать для своего автомобиля

Выбор тормозной жидкости для автомобиля – дело непростое и очень важное, ведь от этого зависит работа тормозов и жизнь водителя и пассажиров. Если она загустеет от холода или, наоборот, закипит в тормозной системе, тормоза будут работать с трудом или вовсе откажут. Выясняется это, как правило, именно в тот момент, когда нужно экстренно затормозить и исправить ничего нельзя, а заканчивается в лучшем случае помятым автомобилем.

Опытные автолюбители знают, чем отличается одна тормозная жидкость от другой, и за годы практики выяснили, какая им лучше всего подходит. А вот новички склонны думать, что эта жидкость везде одинакова, и не имеет значения, какую залить в свою машину. Это подтверждают случаи быстрой продажи тормозной жидкости прямо на улице в 5-литровых бутылках, неизвестного происхождения и даже без этикетки. Этот странный, но дешёвый продукт раскупают, не задумываясь о возможных серьёзных последствиях.

Поэтому любой автолюбитель должен как минимум разбираться, какие самые важные характеристики есть у тормозной жидкости и ориентироваться на них. Также нужно знать, какие производители предлагают самый качественный продукт, и выбирать именно качество. Ведь стоимость отличной тормозной жидкости даже самых именитых брендов не так и велика, чтобы рисковать из-за этого своей и чужой жизнью.

Основные характеристики тормозной жидкости

Свойств у тормозной жидкости немало, и некоторые особенно важны. Именно по ним следует оценивать, какая жидкость лучше и более подходящая. Самые важные характеристики:

  • Вязкость – чем гуще жидкость, тем больше с ней проблем в холодную погоду, когда она еще сильнее загустеет и педаль будет нажиматься с трудом. С другой стороны, при очень низкой вязкости могут образовываться протечки и придётся постоянно доливать жидкость и искать причину. Поэтому большая вязкость больше подходит для южных регионов, где тормозная жидкость не загустеет на морозе, а для северных регионов лучше низкая или средняя вязкость.
  • Температура закипания – при резком или частом торможении тормозные колодки сильно нагреваются, и тепло передаётся тормозной жидкости. Она может даже закипеть, что вызывает выделение из неё пузырьков воздуха. Собираясь вместе, они создают воздушную пробку. При нажатии на педаль она проваливается и тормоза не работают. Поэтому, чем больше у тормозной жидкости температура закипания, тем лучше – это предотвращает появление воздуха в системе.
  • Температура замерзания – аналогично предыдущему параметру, показывает, при какой температуре жидкость превращается в лёд. Чем она ниже, тем лучше, иначе есть риск разрыва трубок или соединений тормозной системы образовавшимся льдом.
  • Антикоррозионные свойства – чтобы тормозная жидкость не разрушала резиновые детали и не вызывала коррозии металла, производители добавляют различные присадки. Это немалый плюс, продляющий срок службы автомобиля.
  • Гигроскопичность – это способность тормозной жидкости поглощать воду. В итоге температура кипения постепенно понижается, а замерзания повышается. Качество тормозной жидкости сильно падает, поэтому потребуется её замена. Чем ниже это значение, тем лучше.
Читайте также  Ротгипс или ротбанд что лучше?

Все эти параметры перечислены на упаковке. Но их нет, или они недостоверные, на бутылках неизвестного происхождения, которые можно встретить у уличных торговцев – от таких покупок нужно категорически воздержаться. Также не надо покупать тормозную жидкость на разлив, как это иногда практикуют – вы не можете быть уверены в её соответствии хоть каким-то нормам.

Базовые основы

Химический состав современной тормозной жидкости довольно сложен, но в основе всегда лежит один или два основных компонентов, которые и определяют основные свойства.

Сейчас распространены составы на основе гликоля или полигликоля. Они имеют достаточно хорошие характеристики – кипят при температурах около 2600С, замерзают при – 400C. Этого хватает для эксплуатации почти везде, кроме местности с особо суровыми морозами. Но такой состав имеет большую гигроскопичность и за первый год впитывает 2% воды, а через два года нужна полная замена. Именно поэтому тормозную жидкость нужно полностью менять примерно через два года.

Ещё лучше продукты на основе силикона. Они совершенно не гигроскопичны, закипают при 3000C, практически не сжимаются. Но стоят они дорого, отчего применяются в основном для спортивных автомобилей, а для повседневного использования достаточно и основы на гликоле или полигликоле.

Классификация по DOT

Существует классификация тормозных жидкостей, которая называется DOT – Department Of Transportation, и при покупке нужно ориентироваться на неё. Если в инструкции указано, какого класса тормозная жидкость разрешена к использованию, то отклоняться от этого нельзя. Основные классы:

  • Минеральные смеси на основе спирта и касторового масла иногда допускаются производителем автомобиля к применению. Они имеют хорошие смазочные свойства, но быстро закипают и замерзают уже при -200C. К тому же, такая тормозная жидкость разрушает медные, алюминиевые и резиновые детали тормозной системы. Лучше избегать их использования.
  • DOT 3 — имеет гликолевую основу и закипает при температуре 2200С, а при насыщении водой при 1500C. Может использоваться в течении 2 лет.
  • DOT 4 – самый популярный сейчас тип, тоже на гликолевой основе, как и DOT 3, но содержит комплекс присадок для улучшения смазочных свойств и снижения коррозии. Закипает при 2400C и при 1600C при насыщении водой.
  • DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER – просто модификации составов DOT 4, с повышенной температурой кипения – 2600C и 1800C. В остальном отличий практически нет.
  • DOT 5 – более современная и дорогая жидкость на основе силикона. Закипает при температуре 2800C и 1800С, имеет нулевую гигроскопичность и может служить без замены до 5 лет.
  • DOT 5.1 – улучшенная модификация DOT 4.5 с повышенной температурой кипения до 2700C и 1800C. Требует замены раз в год.

Составы различаются и просто доливать один другим нельзя, так можно делать только для жидкостей одного типа, а еще лучше – одного производителя и одной марки. Иначе может возникнуть непредсказуемая химическая реакция, и в итоге в тормозной системе окажется совершенно непригодный состав. Приобретать следует тормозную жидкость только рекомендованного производителем типа.

Castrol React DOT 4 Low Temp

Изменяется ли жидкость в процессе эксплуатации

Некоторые автолюбители уверены, что тормозная жидкость не меняется и в замене не нуждается, достаточно доливать её и всё. Это большая ошибка — тормозную жидкость периодически нужно менять полностью, не ограничиваясь лишь доливкой новой порции. Делать это надо через каждые 2 года для состава DOT 4 или через 5 лет для DOT 5.

Дело в том, что тормозная жидкость поглощает воду из атмосферы, хотя этот процесс и происходит медленно. Постепенно получается сильно разбавленная водой жидкость, которая и закипает гораздо быстрее – при температурах 140-1500 вместо изначальных 2600, да и другие свойства тоже страдают. Так, повышается температура замерзания, что может вызвать разрыв льдом какого-нибудь соединения и привести к отказу тормозов и дорогостоящему ремонту.

Вода, к тому же, вызывает коррозию тормозной системы изнутри, образует накипь и вызывает протечки.

Ассортимент тормозной жидкости на автомобильном рынке и их характеристики

Сегодня в магазинах можно найти такое огромное количество разных марок и составов, что вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, становится довольно сложным. И хотя вы теперь можете боле грамотно ориентироваться по основным характеристикам и типам, полезно всё-таки ознакомиться с некоторыми производителями и марками с наилучшим качеством. Они заслужили хорошие отзывы многих автолюбителей.

Castrol React DOT 4 Low Temp от производителя Castrol используется во многих дорогих брендовых автомобилях. Подходит как для семейных авто, так и для спортивных, с самыми современными тормозными системами. Имеет небольшую вязкость при низких температурах и может применяться с системами ESP и ABS.

LiquiMoly DOT 4 известного производителя LiquiMoly имеет самую высокую температуру кипения – 2650C, и отличными остальными свойствами. В составе имеются антикоррозионные присадки, обеспечивающие долговечность резиновых прокладок. Может применяться с системой ABS.

Brake Fluid DOT 4 производится компанией Mobil и тоже соответствует самым высоким требованиям. Может использоваться при температурах до -300C без потери вязкости.

Mobil Brake Fluid

RosDOT 4 – российский продукт от «Тосол-Синтеза», и один из немногих, способный конкурировать с лучшими зарубежными образцами и применяться в любых автомобилях, в том числе с системой ABS. Обладает отличными характеристиками и может использоваться при температурах от +50 до -500.

Аляска DOT 4 – тоже отечественный продукт высокого качества, адаптированный под российские особенности климата. Может применяться при температурах от +40 до -400C. Из недостатков – отсутствие антикоррозионных присадок.

Как видите, выбор качественной тормозной жидкости достаточно велик как среди иностранной продукции, так и среди отечественной.

Какую лучше жидкость выбрать

Как видите, выбрать тормозную жидкость для автомобиля не так просто, как кажется. Их бывает много видов, и каждый выпускается множеством производителей. Поэтому первым делом нужно обратиться к инструкции к автомобилю и узнать, какую жидкость лучше использовать, так как производитель уже всё проверил.

Если указана информация общего свойства, например, DOT 4, то нужно заливать именно такую жидкость, а с конкретной маркой вы сможете определиться самостоятельно. Выбирайте надёжного производителя и учитывайте все характеристики. Но заливать новую жидкость нужно сразу полностью, после промывки системы, поэтому лучше делать это при плановом обслуживании, которое должно проводиться каждые 2 года.

В дальнейшем лить в бачок рекомендуется именно ту тормозную жидкость, которая уже используется. Смешивать разные марки, а тем более типы жидкости, крайне не рекомендуется. Это может привести к самым негативным последствиям.

Жидкость тормозная: виды, особенности, вопросы выбора

Тормозная жидкость — одна из технических жидкостей, к выбору и покупке которой следует подходить с особой тщательностью. О том, что такое тормозная жидкость, какой она бывает, и как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля — читайте в этой статье.

Классификация тормозных жидкостей для транспортных средств

Как и любые другие технические жидкости, тормозная жидкость производится в соответствии с международными и отечественными стандартами. Сегодня большинство производителей придерживается двух основных стандартов:

— Спецификация FMVSS №116 — разработана Департаментом транспорта США (USDOT). В соответствии с этой спецификацией тормозная жидкость делится на классы от DOT-1 до DOT-5;
— Спецификации SAE J1703 и SAE J1704 — разработаны в Обществе автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE).

За основу чаще всего берется американский стандарт, тормозная жидкость по SAE встречается значительно реже, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим классификацию тормозной жидкости именно по DOT. Также существуют жидкости на основе минерального масла, изготавливаемая по другим стандартам, однако она практически не применяется на автотранспорте, и здесь мы ее рассматривать не будем.

Жидкость тормозная DOT-4 0.91л ТОСОЛ-СИНТЕЗ

Жидкость тормозная DOT-4 0.91кг ЛУКОЙЛ

Жидкость тормозная DOT-4 1л BOSCH

Жидкость тормозная DOT-4 1л VW OE

Жидкость тормозная DOT-4 1л LIQUI MOLY

Жидкость тормозная DOT-4 0.455кг ТОСОЛ-СИНТЕЗ

Жидкость тормозная DOT-4 1л CASTROL

Жидкость тормозная 0.91л НЕВА-М ТОСОЛ-СИНТЕЗ

Жидкость тормозная DOT-4 1л FORD OE

Жидкость тормозная DOT-4 0.91кг UNIX

Стандарт DOT предусматривает три группы тормозных жидкостей:

  • DOT-1, DOT-2 — в настоящее время практически вышли из употребления;
  • DOT-3, DOT-4 — наиболее популярные тормозные жидкости на основе полиэтиленгликоля;
  • DOT-5 — жидкость на силиконовой основе;
  • DOT-5.1 — модифицированный вариант DOT-4, имеющая улучшенные характеристики.

Сразу следует заметить, что жидкости DOT-5 и DOT-5.1, несмотря на схожесть в маркировке, имеют совершенно разный состав и характеристики, и заливать одну вместо другой недопустимо.
Каждый тип тормозной жидкости делится на две группы:

  • Для автомобилей без АБС;
  • Для автомобилей с АБС.

Назначение жидкости обязательно указывается на ее упаковке, а также может быть указание и в маркировке, например — DOT-4/ABS.

В России зачастую можно встретить еще несколько типов тормозных жидкостей — DOT-4.5, DOT-4+, DOT-4* и им подобные, однако в оригинальном американском стандарте таких классов нет, и чаще всего это маркетинговый ход производителей для привлечения дополнительной прибыли.

Маркировка тормозных жидкостей

Марка и основные характеристики тормозной жидкости указываются на упаковке, причем тип жидкости по DOT обязательно указан крупным шрифтом. Также в соответствии со своим типом жидкость имеет определенную окраску:

  • DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 — желтый (с градациями от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 — розовый/красный;
Читайте также  Что значит крутящий момент в автомобиле?

Окраска позволяет сразу определить вид жидкости, предотвращает ошибку в выборе или случайное смешивание разных жидкостей.

Характеристики и особенности тормозных жидкостей

Основные характеристики и особенности тормозных жидкостей различных типов представлены в таблице:

DOT-3 DOT-4 DOT-5.1 DOT-5
Основа Полиэтиленгликоль (реже — полиалкиленгликоль) в сочетании с полиэфирами борной кислоты и присадками Силикон с пакетом присадок
Гигроскопичность Значительная, поглощает воду в больших количествах (в первый год эксплуатации масса воды в жидкости может превышать 2%) Меньшая, чем у DOT-3 Значительная, но не более 2% в первый год эксплуатации Не поглощает воду
Способность к аэрации (насыщению воздухом) Слабое поглощение воздуха Значительное поглощение воздуха
Отношение к лакокрасочным покрытиям Разъедает краску Безопасна для красок
Отношение к резиновым деталям Разъедает резиновые детали Безопасны для резиновых деталей
Температура кипения (для «сухой» жидкости — еще не впитавшей воду) 205°C 230°C 275°C 250°C
Вязкость Высокая Высокая (чуть ниже, чем у DOT-3) Низкая
Срок службы 1-2 года Около 2-х лет (не более 50 000 км пробега)

Следует заметить, что жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 поглощают влагу таким образом, что она равномерно распределяется по всему объему, поэтому постепенно на металлических поверхностях идут процессы коррозии низкой интенсивности (хотя в системе с DOT-3 магистрали и металлические изделия корродируют быстрее). Силиконовая жидкость DOT-5 совершенно не поглощает влагу, поэтому любая вода, попавшая в систему, в конечном итоге каплями скапливается в ее нижних точках — в тормозных цилиндрах, вызывая интенсивную локальную коррозию.

Применимость тормозных жидкостей

Жидкости имеют различные характеристики, что обуславливает их применение.

DOT-3 — наиболее дешевая и довольно универсальная жидкость. Чаше всего используется в легковых и грузовых автомобилях ранних годов выпуска с барабанными тормозами (и с передними дисковыми), которые не подвергаются слишком активной эксплуатации.

DOT-4 — чуть более дорогая, но наиболее универсальная тормозная жидкость, которая используется в легковых и грузовых автомобилях практически любых типов и возрастов с дисковыми тормозами. Благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, обеспечивая незначительные утечки.

DOT-5.1 — одна из самых дорогих и наиболее требовательных к эксплуатации жидкостей. Вследствие низкой вязкости используется на новых автомобилях, не рекомендуется применять на автомобилях с изношенной тормозной системой — в этом случае будет наблюдаться значительная утечка. Также данная жидкость пригодна для применения в мощных скоростных автомобилях, где важна высокая скорость отклика тормозной системы.

DOT-5 — наиболее дорогая жидкость, имеющая ограниченное применение. Обычно ее выбирают для автомобилей с небольшим годовым пробегом, а также для транспортных средств, эксплуатируемых в условиях очень высокой (и даже экстремальной) влажности. И жидкости DOT-5 вследствие невозможности поглощения воздуха и воды (образуются пузырьки воздуха и капли воды), недопустимы для применения на транспортных средствах с АБС.

Совместимость тормозных жидкостей

При замене тормозных жидкостей следует знать об их совместимости. В общем случае нужно придерживаться двух рекомендаций:

  • Жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 совместимы друг с другом;
  • Жидкости DOT-5 не совместимы ни с какими другими жидкостями.

Первые три жидкости имеют гликолевую основу, да и состав присадок у них похожий, поэтому они в целом совместимы. Жидкость DOT-5 имеет силиконовую основу, и при смешивании с гликолевыми жидкостями происходят сложные химические реакции, в результате которых получившаяся смесь полностью теряет свои качества.

Однако и в отношении DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 тоже лучше не рисковать. Разные производители применяют неодинаковые пакеты присадок, которые при смешивании могут вступать в конфликт. Поэтому допускается смешивать жидкости различных типов в пределах одного бренда.

Как выбрать тормозную жидкость

Есть ряд критериев подбора тормозных жидкостей для транспортных средств:

  • Рекомендации производителя транспортного средства;
  • Тип, масса и мощностные характеристики транспортного средства;
  • Пробег и состояние тормозной системы транспортного средства.

В новые легковые автомобили сегодня чаще заливается жидкость DOT-4 и DOT-5.1 (жидкости типа DOT-3 уже используются значительно реже) — при эксплуатации в первые 3-5 лет не стоит менять жидкость, регулярно заливая именно тот тип и марку, что рекомендована производителем. На грузовых автомобилях, автобусах и спецтехнике чаще применяется DOT-4, а DOT-5.1 является скорее исключением.

В автомобили возрастом от 5 лет и со значительным пробегом не имеет смысла заливать маловязкие жидкости DOT-5.1 без предварительного обслуживания тормозной системы с заменой всех изношенных деталей. Такая замена требует некоторых затрат времени и средств, поэтому проще и дешевле (а главное — без ухудшения работы системы и без снижения безопасности) использовать жидкости DOT-4.

Автомобили ранних годов выпуска наиболее часто предназначены для работы с жидкостями DOT-3, и в большинстве случаев менять ее на DOT-4 не рекомендуется. Эта жидкость имеет высокую вязкость, она дешевая, и лишь периодически следует менять резиновые уплотнители в тормозной системе — так автомобиль прослужит еще много лет.

Если на автомобиле применяется силиконовая тормозная жидкость DOT-5, то менять ее на другую не рекомендуется, и лучше использовать именно то, что изначально залито на заводе-производителе. Не следует без особой необходимости производить и обратную замену (переходить с гликолевой жидкости на силиконовую), а если на автомобиле есть ABS (встретить современную машину без этой системы сегодня почти невозможно), то такая замена и вовсе запрещена. Если же замена жидкости производится, то предварительно необходимо полностью прочистить тормозную систему от остатков гликолевой жидкости, заменить изношенные детали (что препятствует попаданию в систему воды и воздуха), и лишь затем заливать DOT-5 с последующей тщательной прокачкой.

При покупке новой жидкости выбирайте упаковку того объема, который полностью уйдет на заполнение системы — тормозная жидкость (особенно DOT-3) недолго хранится во вскрытой упаковке, и использовать ее повторно уже не получится, а деньги на лишний объем будут потрачены.

При правильном выборе и покупке тормозной жидкости тормозная система автомобиля будет работать надежно и эффективно, обеспечивая безопасность движения во всех условиях.

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.

Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.

Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.

Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.

Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.

Тормозные жидкости для автомобилей — виды, совместимость

Почему к выбору тормозной жидкости необходимо относиться максимально серьезно? Дело в том, что от нее во многом зависит бесперебойная работа тормозной системы и, соответственно, безопасность автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль, тормозная жидкость, которая находится в системе под давлением, передает усилие на поршень суппорта, а поршень – на колодки. Тормоза срабатывают, и автомобиль останавливается. Но из-за возникающего при этом трения происходит нагревание жидкости. Если она закипит, то утратит свое важное свойство – несжимаемость. В этом случае система практически перестанет реагировать на нажатия педали и остановиться будет очень-очень сложно, так как усилие тормозным колодкам не передается.

Основные свойства тормозной жидкости

Тормозные жидкости обладают рядом характеристик, от которых напрямую зависят их эксплуатационные качества. Это:

  • гигроскопичность;
  • температура застывания;
  • агрессивность.

От уровня гигроскопичности зависит способность жидкости впитывать влагу. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Это связано с тем, что влага, попадая в тормозную жидкость, ухудшает ее свойства , в частности, понижает температуру закипания.

Агрессивность тормозной жидкости определяет то, в какой степени она оказывает негативное воздействие на прокладки и другие элементы системы, изготовленные из резины или пластика.

Температура застывания — чрезвычайно важный параметр. В сильные морозы тормозная жидкость может стать чрезвычайно густой, она перестает циркулировать в системе. В этом случае водителю сложно нажать педаль тормоза, и у него могут возникнуть серьезные проблемы с безопасностью вождения. В России, которая на весь мир славится своей холодной зимой, необходимо пользоваться жидкостью, сохраняющей свои свойства даже при низких температурах.

Виды жидкости для тормозной системы

Существует несколько классификаций тормозных жидкостей, но наиболее популярной сегодня является та, что разработана Департаментом транспорта США (USDOT). Согласно ей все продукты, относящиеся к этой категории, делятся на несколько классов, от DOT-1 до DOT-5. Самое важное, что нужно знать о них:

  • жидкости DOT-1 и DOT-2 сегодня практически не используются;
  • DOT-3 – тормозная жидкость на основе гликоля, сравнительно агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям и резиновым изделиям, обладающая высоким уровнем гигроскопичности, с температурой закипания 205 градусов по Цельсию (при условии, что в нее не попала влага);
  • DOT-4 – к этой категории относятся тормозные жидкости на гликолевой основе, которые разъедают краску, но не оказывают негативного воздействия на резиновые изделия; они обладают меньшей гигроскопичностью по сравнению с продуктами DOT-3 и закипают при температуре 230 градусов по Цельсию (при условии, что они не впитали воду);
  • DOT-5 – более современная разновидность тормозной жидкости, в которой в качестве основы используется силикон с пакетом присадок, благодаря чему она практически не поглощает воду, безопасна для лакокрасочных покрытий и резиновых деталей, закипает при температуре 250 градусов по Цельсию;
  • DOT-5.1 – тормозная жидкость на гликолевой основе со сравнительно высоким уровнем гигроскопичности, агрессивная по отношению к лакокрасочным покрытиям, но безопасная для резиновых деталей, закипающая при температуре 275 градусов по Цельсию (при условии, что она не впитала воду).

Внутри каждой категории могут быть продукты с улучшенными характеристиками, хотя официальная классификация их не предусматривает. Например, помимо тормозной жидкости DOT-4 можно встретить DOT-4.5 и DOT-4 SUPER. Также каждый тип, кроме DOT-5, делится на две группы:

  • для автомобилей с ABS (в этом случае маркировка выглядит так – DOT-4/ABS);
  • для автомобилей без ABS.

Тормозные жидкости, относящиеся к разным классам, как правило, имеют разный цвет. Это позволяет водителю визуально определить, с каким продуктом он имеет дело, избежать ошибки или случайного смешивания:

  • DOT-3, DOT-4, DOT1 – желтый цвет (от светло-желтого до светло-коричневого);
  • DOT-5 – красный или розовый цвет.

Так как тормозные жидкости DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1 изготавливаются на гликолевой основе, их, в принципе, можно смешивать. Однако разные производители могут использовать различные пакеты присадок; поэтому, по мнению специалистов, допускается совмещение продуктов, созданных одним производителем. Например, можно смешивать тормозную жидкость Liqui Moly с другими аналогичными продуктами той же компании. Соответственно, продукты DOT-5, изготовленные на силиконовой основе, не совместимы с DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1.

Наиболее универсальной и доступной с точки зрения стоимости сегодня считается тормозная жидкость DOT-3. Чаще всего ее используют в легковых и грузовых автомобилей ранних годов выпуска, которые эксплуатируются не слишком интенсивно.

DOT-4 – универсальный, но несколько более дорогой продукт. Он подходит практически для любого автомобиля с дисковыми тормозами, а благодаря высокой вязкости хорошо работает в системах с высокой степенью износа, позволяя не бояться утечек.

Категория тормозной жидкости DOT-5 рекомендована для использования в новых автомобилях, она не подходит транспортным средствам с изношенной системой торможения в связи с довольной низкой вязкостью.

DOT 5.1 – довольно дорогой продукт, который хорошо подходит для транспортных средств с небольшим пробегом и автомобилей, которые эксплуатируются в условиях повышенной и даже экстремальной влажности.

При выборе тормозной жидкости необходимо руководствоваться следующими параметрами:

  • рекомендациями компании-производителя;
  • пробегом, состоянием тормозной системы,
  • типом, массой, мощностными характеристиками вашего транспортного средства.

Как правильно выбрать тормозную жидкость для автомобиля?

Большинство владельцев автомобилей относятся к своей технике, как к детищу. Не считаясь с расходами, они стараются обслужить свою «ласточку» самыми качественными деталями и расходными материалами. Для этого подыскивают и приобретают, иногда даже впрок, самые что ни на есть фирменные запасные части, резину, разнообразные автомобильные аксессуары.

К сожалению, о таком важном компоненте машины, как тормозная жидкость, вспоминают чуть ли не в последнюю очередь. И напрасно, ведь тормозная жидкость, соответствующая всем требованиям и параметрам, является надежной гарантией того, что тормоза вашего автомобиля всегда будут работать, как часы.

Тормозная жидкость – один из самых ответственных элементов автомобиля: сколь бы не была совершенна модель, но без хорошей тормозной жидкости невозможно быстро останавливаться. Как же выбрать тормозную жидкость, и что сейчас предлагает рынок?

Главные требования к тормозной жидкости

Среди основных требований предъявляемых к тормозной жидкости стоит отметить высокую температуру закипания при экстренных торможения и низкую температуру застывания при сильных морозах. Закипание чревато образованием пузырьков в тормозной жидкости, и, как следствие, потерей свойства несжимаемости (т.е. педаль тормоза будет мягкой, а тормоза будут срабатывать слабо). Застывание тормозной жидкости на сильном морозе грозит полным отказом тормозов, ведь жидкость попросту не будет перетекать по трубкам. Так же для тормозной жидкости важна малая гигроскопичность (свойство впитывать влагу), хорошие смазывающие и антикоррозионные свойства, вязкость (чувство «чистой педали»), агрессивность резиновым деталям.

Тормозная жидкость: основы основ

Как и в большинстве других случаев, тормозная жидкость являет собой смесь нескольких компонентов (2-7%) и базовой основы (93-98%). Именно в зависимости от «базы» и следует изначально классифицировать тормозную жидкость. Существует 3 основы: смесь бутилового спирта и касторки, гликоль и полигликоль (иногда с добавлением бора), силикон.

Тормозные жидкости на основе бутилового спирта – это «вчерашний день», их применяли на старых автомобилях (одним из последних был ГАЗ-24 Волга до 1985 года). Такая тормозная жидкость имеет температуру кипения в +115-120°C, и малую температуру застывания (около -20°C), однако она выделяется хорошими смазывающими способностями, к тому же она не агрессивна к резиновым соединениям старых автомобилей. Поэтому если для старого автомобиля рекомендована именно такая тормозная жидкость – то ее и следует применять, иначе современная тормозная жидкость может попросту разъесть «резинки».

Тормозные жидкости на основе силикона применяются в основном в спорте. Их отличие – высокая температура кипения (240-260°C, бывают жидкости и на 300°C), полная негигросокпичность (т.е. они не впитывают влагу, что позволяет эксплуатировать силиконовые тормозные жидкости до 5 лет), и небольшая сжимаемость. Зачастую тормозные жидкости на силиконовой основе обозначают как DOT 5 SBBF (Silikon Based Brake Fluid), и окрашивают в темно-красный цвет.

Тормозные жидкости на гликолевой или поле-гликолевой основе – наиболее популярны. В зависимости от состава, такие тормозные жидкости могут обеспечить и температуру кипения в 230-260°C, хорошую устойчивость к замерзанию (примерно до -40°C), низкую вязкость, достаточные антикоррозионные и смазывающие свойства. Главный минус таких тормозных жидкостей – гигроскопичность, возможность впитывать влагу: за первый год эксплуатации тормозная жидкость набирает около 2% влаги от своего объема, за 2-й год – еще 1-2%. Это приводит к существенному понижению температуры кипения тормозной жидкости (примерно на 70-80°C), поэтому такие жидкости следует менять раз в 1-2 года (или около 30-40 тыс. км пробега – что наступит раньше). Их окрашивают в желтый или светло-коричневый цвет, иногда тормозные жидкости на гликолевой основе вообще бесцветны.

Именно тормозные жидкости на гликолевой основе представляют собой основную массу рынка, именно их классифицируют по DOT (с учетом «силиконовой» тормозной жидкости DOT5). Тормозные жидкости на разных основах смешивать запрещено, можно лишь доливать тормозные жидкости на одинаковой основе, желательно одного класса по DOT и одного производителя (ведь пакет присадок у разных производителей может отличаться). При переходе с гликолевой тормозной жидкости на силиконовую, или наоборот, всю тормозную систему необходимо тщательно промыть.

Многоликий DOT и однозначная БСК

Зачастую все иностранные и большинство российских тормозных жидкостей имеют на упаковке обозначение DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Что же значат эти буквы и цифры? DOT расшифровывается как «Department of Transport», а последующая цифра означает определенный класс допуска – эти детали полностью прописаны в требованиях FMVSS 116 (Federal Motor Vehicle Safety Standard) — Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей.

DOT 3 – «базовая» тормозная жидкость на гликолевой основе с необходимым пакетом смазывающих и антикоррозионных присадок, с температурой закипания 210-220°C для «сухой» томрозной жидкости и 140-150°C для «мокрой» тормозной жидкости (уже набравшей 3,5% воды). Вязкость тормозной жидкости DOT 3 – 1500 кв. мм/с при -40°C. Ее применяют в автомобилях с дисковыми и барабанными тормозами, она требует замены примерно каждые 1-2 года, при попадании на краску может ее разъедать, поэтому требуется определенная степень сноровки при замене тормозной жидкости.

DOT 4 – тормозная жидкость на гликолевой основе с базовым пакетом присадок и улучшенными качествами: температура кипения «сухой» тормозной жидкости достигает 230-235°C, «мокрой» 155-160°C, вязкость составляет 1800 кв. мм/с. Такая жидкость хорошо подходит для автомобилей с дисковыми (вентилируемыми) тормозами. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.

DOT 4,5/DOT 4+/DOT 4 Super – дальнейшая модификация DOT 4: с более высокой температурой кипения («сухая» тормозная жидкость – 260°C, «мокрая» тормозная жидкость – 170-180°C), и низкой вязкостью (1400 кв. мм/с, за счет этого педаль тормоза более «прозрачна»).Отлично подходит для быстрой езды на пределе с резкими и затяжными торможениями. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.

DOT 5 (SBBF, silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на силиконовой основе, с высокими рабочими температурами (260/180°C), и низкой вязкостью (900 кв. мм/с, педаль еще более «чистая»). Отлично подходит для спорт-каров, для быстрой спортивной езды с сильными торможениями. Не агрессивна к краске, не впитывает воду, поэтому такую тормозную жидкость можно менять спустя 4-5 лет эксплуатации.

DOT 5.1 (NSBBF, non silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на гликолевой основе, дальнейшее развитие DOT 4.5: рабочие температуры одинаковы (для «сухой» тормозной жидкости – 260°C, иногда 275°C, для «мокрой» — 180°C), вязкость ниже (900 кв. мм/с, педаль более «чистая»), больше антикоррозионных присадок. Требует замены раз в год. Отлично подходит для быстрой напористой езды на мощном автомобиле.

БСК – это общее название для жидкостей на основе бутилового спирта и касторки (сокращение базовых элементов и дает название БСК). Рабочие температуры такой тормозной жидкости низкие (закипание при 115-120°C), БСК плохо противостоит морозу (замерзание при -20°C), вообщем – вчерашний день. Поэтому БСК на рынке практически не найти.

Что предлагает рынок?

Иногда – кислоту, иногда – «бодягу», иногда – подкрашенную воду. Покупка тормозной жидкости – дело ответственное, иначе однажды можно остаться без тормозов. Поэтому главный совет – не экономить на хорошей тормозной жидкости. Ее отличия – качественная упаковка и этикетка, прозрачная тормозная жидкость без осадка (но определенный цвет вполне допустим), пломба под крышкой. У «россиян» только несколько крупных компаний выпускают тормозную жидкость, удовлетворяющую требованиям DOT 3 и DOT 4, посему лучше выбрать тормозные жидкости именитых иностранных фирм – ATE, TRW, Lockheed, Quaker State, BP, Castrol, Shell, ZIC, Q8, Xado, Aral, Total, Liqui Moly. Все компании обозначают свои тормозные жидкости согласно классификации DOT, отличаются лишь Total и Shell: у первой, к примеру, жидкость с обозначением HBF4 отвечает требованиям DOT4, у Shell жидкость Donax ZB отвечает требованиям DOT 5.1, а YB равна DOT 4. Для российских производителей традиционно применение названий «Нева» и «Томь» для тормозных жидкостей, которые примерно отвечают требованиям DOT 3, а жидкость «Роса» отвечает требованиям DOT 4.