Можно ли стирать воздушный фильтр автомобиля?

Как почистить воздушный фильтр автомобиля и можно ли его помыть

Несмотря на рекомендации от производителей, многие автовладельцы всё-таки ищут возможность очистить загрязнённый воздушный фильтр.

Да, данный вопрос нельзя назвать насущным, ввиду невысокой стоимости воздушного фильтра. Однако иногда хочется использовать купленное до последнего, особенно если фильтры быстро расходуются из-за тяжёлых условий эксплуатации машины. Тогда и приходится пытаться самостоятельно почистить бумажные фильтры, что позволит снова ими пользоваться.

На самом деле если всё сделать правильно, их функциональные возможности реально можно отчасти восстановить. Однако не ждите чуда, результат будет временным. Также стоит заметить, что с каждым разом эффективность проведённой процедуры будет постепенно падать.

Сухая чистка

Самый простой способ удалить загрязнение с фильтра, воспользоваться пылесосом либо компрессором. В любом случае предварительно его необходимо будет извлечь из соответствующего отсека под капотом автомобиля. После этого нужно перевернуть фильтр и вытряхнуть крупные комки грязи, можно даже осторожно постучать им о твёрдую поверхность.

На этом предварительную подготовку можно считать законченной и приступать к серьёзной чистке. В зависимости от имеющегося оборудования она будет более или менее качественной. Пылесос в этом плане будет несколько хуже, ввиду слабого давления воздушного потока.

К сожалению, при этом нельзя прикасаться к поверхности фильтра, иначе можно повредить его поверхность. Для компрессора данное правило тоже действительно. А вот чистка с его помощью получается более качественной, так как он банально создаёт более мощный поток воздуха.

Независимо от того, что вы использовали, компрессор или пылесос, определённый эффект будет. Причём процедуру даже можно будет периодически повторять, но как новый фильтр уже работать не будет. В среднем спустя неделю эксплуатации автомобиля в нормальных условиях, процедуру будет необходимо повторять.

Помыть воздушный фильтр

Сухая очистка фильтров имеет главное достоинство – простоту. Однако в плане эффективности её опережает мокрая чистка. Правда проводить её стоит только после того, как фильтр хорошо продули, неважно с помощью пылесоса или компрессора. Нужно это для того, чтобы пыль не превратилась в грязь и не усложнила промывку. Благодаря этому получится удалить максимум загрязнений и добиться более долговременного эффекта.

Производители фильтров призывают по истечение срока эксплуатации воздушных фильтров менять их. Однако при этом существует специальные автомобильные моющие средства, которые разработаны для этих целей. Обычно они наносятся на фильтр с обеих сторон потом смываются тёплой чистой водой. По времени ориентироваться нужно прежде всего на инструкцию.

Если нет желания приобретать дополнительную химию, то можно воспользоваться бытовыми моющими средствами. Для этого понадобится пустая ёмкость, куда заливают воду и добавляют стиральный порошок либо что-нибудь для мытья посуды. Вода не должна быть слишком горячей. В готовый раствор фильтр помещается минут на 30-40. Замачивать на больший срок не стоит, он может размокнуть и испортиться. После этого фильтр тщательно ополаскивают в чистой воде.

Независимо от выбранного типа средства не надо пытаться ускорить просушку после процедуры. Естественным путём фильтр высохнет лучше и не деформируется. К тому же в любом случае надо быть достаточно осторожным. Например, использовать щётку для лучшей очистки или вообще попытаться постирать фильтр в стиральной машинке, прямой путь к поломке данного элемента автомобиля.

Пропитка воздушного фильтра

В процессе эксплуатации и в большей степени после мокрой чистки, воздушный фильтр теряет свою пропитку. Она предназначена для того, чтобы он дольше служил и препятствует впитыванию влаги в его поверхность. Самостоятельно тут уже ничего придумать не получится, благо в продаже есть специальные аэрозоли. Они достаточно легко наносятся на бумагу фильтра и обеспечивают ей высокие влагозащитные свойства.

После всех вышеперечисленных процедур, автовладелец получает хорошо очищенный фильтр. Между тем он всё равно будет работать хуже нового. К тому же правильная чистка требует времени, и всегда существует риск испортить фильтр. На самом деле намного проще и быстрее поставить новый фильтр.

Можно ли мыть воздушный фильтр автомобиля

Как известно, автомобильные двигатели внутреннего сгорания работают на бензине или дизельном топливе. Для воспламенения и нормального сгорания топлива необходим также воздух, а точнее, содержащийся в нем кислород. Причем воздуха требуется весьма много, идеальное соотношение — на одну часть топлива 14,7 частей воздуха. Воздушнотопливная смесь с увеличенным содержанием горючего (соотношение меньше 14,7) называется богатой, с уменьшенным (соотношение более 14,7) — бедной. Оба компонента смеси, прежде чем оказываются в цилиндрах двигателя, подвергаются очистке. За очистку воздуха отвечает воздушный фильтр.

Почему нельзя обойтись без воздушного фильтра

А можно ли вообще без фильтра? Такой наивный вопрос может возникнуть только у абсолютного новичка, не имеющего ни малейшего представления о функционировании ДВС. Тем, кто хоть раз менял воздушный фильтр и видел, что туда попадает, такое даже в голову не придет. Листья, тополиный пух, насекомые, песок — без фильтра всё это оказалось бы в цилиндрах и в короткие сроки довело бы мотор до капитального ремонта. Но дело не только в видимом глазу крупному мусоре, саже и мелкой пыли. Воздушный фильтр может также улавливать содержащуюся в воздухе влагу и тем самым предохранять стенки цилиндров, поршни, клапаны и другие детали от коррозии. Таким образом совершенно ясно, что воздушный фильтр — крайне важная вещь, без которой нормальная работа автомобильного мотора невозможна.

Чем грозит грязный фильтр

Постепенно воздушный фильтр засоряется, и в какой-то момент загрязнение начинает сказываться на его пропускной способности. В цилиндры поступает меньше воздуха, а значит, горючая смесь становится обогащенной. Умеренное обогащение поначалу вызывает небольшое увеличение мощности двигателя, но при этом растет и потребление топлива. Дальнейшее снижение содержания воздуха в воздушнотопливной смеси приводит к неполному сгоранию топлива, что заметно по черному выхлопу. Двигатель начинает работать неустойчиво, ухудшается динамика. Наконец, воздуха становится недостаточно для воспламенения топлива, и двигатель перестает запускаться.

Воздушный фильтр — расходный элемент и по регламенту подлежит периодической замене. Большинство автопроизводителей указывают интервал замены 10. 20 тысяч километров. Повышенное запыление воздуха, смог, песок, строительная пыль сокращают этот интервал примерно в полтора раза.

Итак, вроде бы всё ясно — настало время, покупаем новый фильтр и меняем его. Однако не всех это устраивает, хочется сэкономить, тем более что для некоторых моделей машин цены на воздушные фильтры кусаются. Вот и возникает у людей идея почистить, постирать фильтрующий элемент и дать ему вторую жизнь.

Возможно ли это? Для начала разберемся, что собой представляет воздушный фильтр и что мы собираемся отмывать.

Как устроен воздушный фильтр

Большинство автомобильных воздушных фильтров имеют вид плоской панели или цилиндра. В некоторых случаях в конструкции может присутствовать сетка предварительной очистки, которая задерживает относительно крупный мусор и продлевает срок службы основного фильтрующего элемента. Такое решение полезно для использования в условиях бездорожья и высокой запыленности воздуха. А спецтехника, работающая в особых условиях, часто комплектуется дополнительным циклонным фильтром, который осуществляет предварительную очистку воздуха.

Но к вопросу промывки эти конструктивные особенности не имеют прямого отношения. Нас интересует непосредственно фильтрующий элемент, который в большинстве случаев изготовлен из особых сортов бумаги или из синтетических материалов и уложен в виде гармошки для большей компактности.

Фильтровальная бумага способна улавливать частицы размером 1 мкм и более. Чем плотнее бумага, тем выше степень очистки, но при этом больше сопротивление потоку воздуха. Для каждой модели двигателя величина сопротивления воздушному потоку фильтра должна быть вполне определенной, чтобы обеспечить оптимальный режим работы агрегата. Этот параметр нужно учитывать при подборе аналогов.

Синтетический фильтрующий материал обычно имеет несколько слоев с разным размером пор. Наружный слой удерживает крупные частицы, а внутренние производят более тонкую очистку.

Благодаря особым пропиткам фильтрующий элемент способен задерживать влагу, пары бензина, антифриза и других веществ, которые могут присутствовать в воздухе и попадание которых в цилиндры двигателя весьма нежелательно. Пропитка также препятствует разбуханию фильтра из-за высокой влажности.

Особый случай — так называемые фильтры нулевого сопротивления, которые на обычных автомобилях не применяются из-за высокой стоимости. К тому же они требуют частого — каждые 5000 километров — и весьма тщательного обслуживания, включающего в себя чистку, промывку специальным шампунем и пропитку особым маслом. Это единственная разновидность многоразового воздушного фильтра, который можно и нужно чистить и промывать. Но об экономии денежных средств здесь речь не идет вовсе.

Можно ли мыть

Детали цилиндропоршневой группы имеют точную подгонку, поэтому даже мельчайшие частицы пыли и сажи, попадая внутрь цилиндра и накапливаясь там, будут ускорять износ мотора. Поэтому к качеству фильтрации поступающего в цилиндры воздуха предъявляются высокие требования. Особенно это касается двигателей с турбиной, которые потребляют значительно больше воздуха. Условно говоря, марлевая тряпочка в качестве фильтра абсолютно непригодна.

Читайте также  Окна на восток или запад что лучше?

А теперь представьте, во что превратится бумажный фильтрующий элемент после стирки. Именно в марлевую тряпочку. Фильтр деформируется, появятся микротрещины и разрывы, пористая структура нарушится.

Если отстиранный фильтрующий элемент использовать повторно, качество очистки резко снизится. Крупная грязь будет задерживаться, а мелкие частицы пыли и сажи будут проникать в цилиндры и оседать на его стенках, поршне, клапанах. В итоге вы получите мину замедленного действия. Негативные последствия будут заметны не сразу. Поначалу результат стирки может вас радовать, но рано или поздно мотор «отблагодарит» вас за такое отношение.

Как воздействие моющих средств скажется на пропитках, можно только гадать. Они могут раствориться либо в результате химической реакции превратиться в некую субстанцию, которая напрочь забьет поры. И тогда воздух просто не сможет проходить через фильтрующий элемент.

Сухая чистка тоже малоэффективна. Можно стряхнуть относительно крупный мусор, но никакая продувка, выбивание, вытряхивание не позволит избавиться от мельчайшей пыли, застрявшей в порах глубоких слоев. Фильтрующий элемент будет забиваться еще быстрее, давление воздуха возрастет, а это чревато разрывом бумаги и попаданием в мотор всего скопившегося мусора. И тогда сэкономленные на воздушном фильтре деньги вы потратите на капремонт двигателя.

Сухая очистка оправдана только в одном случае — фильтр вовремя не заменили, машина заглохла и нужно хотя бы временно оживить мотор, чтобы добраться до гаража или автосервиса.

Если изложенные доводы вас убедили, то дальше можно не читать. Покупайте новый воздушный фильтр и устанавливайте вместо отслужившего свое элемента. А те, кто думает иначе, могут продолжить чтение.

Народные способы очистки

Изложенные ниже рекомендации — продукт народного творчества. Применение — на свой страх и риск. Никаких официальных инструкций нет и быть не может.

И как бы вы ни старались, восстановленный элемент будет существенно хуже нового по следующим показателям:

— сопротивление потоку воздуха;

При любом способе чистки следует очень аккуратно обращаться с фильтрующим материалом, чтобы не повредить его. Не тереть, не мять. Никакого кипятка, никаких щеток и тому подобного. Стиральная машина тоже не годится.

Сухая очистка

Фильтрующий элемент осторожно извлекается из корпуса. Следите, чтобы мусор не попал в воздуховод.

Крупные комки мусора удаляются руками или кисточкой. Затем гофрированную бумагу нужно обработать пылесосом или компрессором. Продувание компрессором предпочтительнее. Пылесос может втянуть фильтрующий элемент и повредить его.

Чистка с помощью спрея

После сухой очистки чистящий спрей распылить по всей поверхность фильтрующего элемента. Оставить на некоторое время, чтобы дать средству поработать. Тщательно промыть теплой водой. Высушить без применения нагревательных приборов.

Влажная очистка с применением растворов чистящих средств

Поместить фильтрующий элемент в водный раствор геля для стирки, средства для мытья посуды или другого бытового чистящего средства. Оставить на несколько часов. Промыть теплой, но не горячей водой. Высушить на воздухе.

В автомагазинах можно приобрести специальные средства для очистки и пропитки поролоновых воздушных фильтров. Насколько они подходят для бумажных элементов, знают те, кто это пробовал.

И, кстати, обратите внимание на цены спецсредств. Может, дешевле все-таки купить новый фильтр и не морочить себе голову сомнительными мероприятиями?

Можно ли мыть воздушный фильтр

Иногда мои читатели задают мне вопросы о чистке воздушных фильтров автомобиля. Например – можно ли мыть воздушный фильтр? Если честно я не сторонник таких методов, и это не совсем правильно. Воздушный фильтр, будь он либо — для двигателя или фильтром для салона, это вещь одного применения, то есть использовали, затем выкинули и поставили новый, многоразовые воздушные фильтры существуют, но они намного дороже…

Для начала скажу: — ребята, что это за надобность такая?

Стоит он не так дорого, а если покупать еще и не оригинальный (а он по качеству материалов мало чем отличается), то можно вообще дешево купить 150 – 250 рублей, угольный фильтр будет немного дороже, порядка 250 – 400 рублей (в этой статье читайте – что такое угольный фильтр). Я понимаю, если бы фильтр для автомобиля стоил бы 2000 – 5000 рублей, тогда да было бы понятно для чего его чистить, а сейчас то?

Ну да ладно, у каждого свое, может быть это пытливый мозг не дает русскому человеку расслабиться.

Воздушный одноразовый фильтр состоит из специального легкого материала, который при использовании начинает забиваться пылью и грязью.

Где-то читал что материал одноразового варианта специально делается светлым, для того чтобы можно было бы контролировать уровень загрязненности. Поэтому фильтры обычно белого, светло желтого, бежевого цветов. Для того, чтобы фильтр занимал меньше места, его складывают гармошкой, при таком изготовлении фильтра площадь конечного продукта невелика, а фильтрующая способность повышена.

В ответе на вопрос можно ли мыть воздушный фильтр, отвечу скорее «нет», чем «да». Это тоже самое, что стирать вату! Нет, может вы супер аккуратный человек и сможете постирать такое полотно фильтра, но скорее всего от контакта с водой оно разрушится или порвется. Лично я попробовал протереть его мокрой тряпкой, и он тут же начал мохриться и трескаться.

Поэтому если у вас есть желание почистить этот фильтр, не стирайте его и не протирайте его мокрой тряпкой, можно продуть сжатым воздухом. НО и то сжатый воздух не в силах убрать всю грязь (мелкие частицы которые вьелись в материал), скорее всего вы продлите жизнь воздушного фильтра автомобиля на 10 – 15 %, не больше.

А вот замена фильтра вполне обоснована (особенно — двигателя), при его загрязнении воздух начинает поступать сложнее в двигатель, от этого падает мощность и растет расход топлива. Поэтому не мойте воздушный фильтр, а просто его меняйте.

Раньше существовали салонные фильтры многоразового применения, на старых советских авто (например — Москвич или ГАЗ), там их просто промывали бензином и использовали еще раз, но пропускная способность воздуха таких фильтров была намного ниже, поэтому современные производители от них отказались.

Однако сейчас существует еще один тип — применяют в основном в двигателе, это так называемые фильтры нулевого сопротивления. Они практически не задерживают воздушный поток и являются многоразовыми моделями, однако и стоят они в разы дороже и не всегда их применение обосновано.

Итог статьи, лучше поменяйте воздушный фильтр, чем его стирать или чистить, практически всегда это не обосновано.

(19 голосов, средний: 4,05 из 5)

Как очистить салонный фильтр автомобиля и какие бывают способы чистки

Салонный фильтр автомобиля не допускает попадания в салон частиц пыли, мусора, выхлопных газов или сажи. В новых автомобилях он часто бывает установлен, но, согласно инструкции, менять его следует 1-2 раза в год, однако это далеко не всегда по карману автовладельцам. В то же время фильтр необходим для защиты здоровья пассажиров и водителя.

Какие бывают фильтрующие элементы

Обычно конструкция изделия состоит из следующих элементов — корпус, мембрана, резиновый уплотнитель. Форма, размер и место, где находится фильтр, зависят от конструкции автомобиля. Обычно они имеют круглую или овальную форму. Тип устройства зависит от состава мембраны.

Она может состоять из:

  • Бумаги — такой тип устанавливался на отечественных и зарубежных авто до середины 90-х годов прошлого века.
  • Хлопка — использовался после предыдущего типа, был популярен тем, что даже при засорении пропускал воздух.
  • Волокна — один из самых популярных, так как прекрасно очищает воздух даже при загрязнении.
  • Угля — распространённый вид на современных авто, потому что такое устройство не только фильтрует, но и обогащает воздух кислородом.

В зависимости от типа фильтрующей мембраны применяются различные способы чистки, или же система подлежит замене.

Важно! Не используйте для чистки абразивные материалы, так как это повредит фильтрующую систему.

Забудьте дедовские методы

В старые времена, да, фильтра чистили, но тогда и ситуация в стране была кардинально иной. Забудьте все дедушкины и отцовские методы, как промывка бензином. Сейчас, есть все и стоит это копейки. Да и если говорить о многоразовых фильтрах, то в них изначально была снижена пропускная способность воздуха, специально для возможности промывки. Современные фильтра с самого начала делаются одноразовыми, и хватит винить во всем производителей — они так сделали специально, чтобы мы постоянно покупали.


Как часто нужно менять фильтрующее устройство

Загрязнение указанной части автомобиля зависит от места его эксплуатации: в городе она засоряется быстрее. Изготовители рекомендуют менять систему через 10000 км. Однако опытные автолюбители производят замену раз в год. Уровень загрязнения системы можно оценить, только осмотрев её.

В среднем за 100 километров автомобиль пропускает через себя до 15 м³ воздуха.

Признаками не чистого устройства являются:

Читайте также  Аквапанель или ГВЛ что лучше?
  • снижение воздушного потока, даже на высокой скорости движения авто;
  • повышенное запотевание стёкол;
  • чрезмерное количество пыли в салоне;
  • неприятный запах поступающего с улицы воздуха.

    Рекомендуем для прочтения:

    • Датчик массового расхода воздуха: признаки и причины неисправности
    • Как правильно подобрать свечи зажигания для автомобиля
    • Как проверить и заменить датчик распредвала в автомобиле?
    • О замене катализатора на пламегаситель

    Про грязь

    Фильтры изначально делаются из светлого материала, чтобы без приборов, на глаз можно было определить — можно с ним еще покататься или нет. Да и его форма гармошкой, выбрана не случайно, в таком виде он занимает меньше места, а фильтрующие свойства повышаются в разы.

    Можно ли его мыть, стирать? Нет. После первой мойки, он пойдет трещинами (как минимум микротрещинами), а это гарантирует попадание пыли в двигатель, сами догадайтесь, чем ему это обернется.

    Просто попробуйте протереть его мокрой тряпкой, увидите, как даже от легких прикосновений он начнется мохриться.

    Максимум, что можно сделать — это его выбить, только никак ковер, со всей души, а слабо, вытряхнуть из его верхних слоев и складок пыль. Улучшение в его работе составит не более 5-10%.

    Это все также относится к угольным фильтрам, да и всем фильтрам, всех производителей. Не нужно питать иллюзии. Для особо одаренных, поясним на примере фото ниже. Посмотрите на старый и новый фильтр. Как думаете, насколько ваши манипуляции, позволят вернуть его рабочую способность?

    Способы очистки салонного фильтра в зависимости от его типа

    Определив тип салонного фильтра, можно приступать к его очистке. Так, виды с бумажной мембраной чистят под давлением воздуха или при помощи пылесоса. Тщательно необходимо очищать труднодоступные места с большим скоплением пыли и грязи. Синтетические типы можно мыть водой с мылом или порошком. После очистки необходимо тщательно сполоснуть изделие под проточной водой.

    Угольные устройства подлежат замене. Мыть их не имеет смысла, так как активированный уголь со временем теряет свои свойства, а при длительном использовании такого устройства может начаться обратный эффект. Заменить его достаточно легко: главное — ознакомиться с конструкцией и правильно подобрать нужный. На современные автомобили подбор осуществляется по номеру кузова.

    Сжатый воздух

    Воздух в баллончиках под давлением лучше справится с удалением пыли, но и тут эффективность весьма сомнительна. Да, если это комбинировать с первым способов, то вы вернете 10-20% его ресурса, и вроде бы звучит все оправдано и цифры уже красивые вырисовываются, если бы не одно но. Пневматический очиститель стоит в среднем от 180-350 рублей. + До магазина, если рядом такого нет, нужно доехать, плюсуем сюда, либо общественный транспорт (40 рублей туда-обратно), либо 30-60 рублей на бензин. В итоге получаем траты минимум в 240-410 рублей, что как минимум на 80% равносильно покупке нового фильтра.

    Совет: Если у вас есть мощный автомобильный компрессор, не купленный а Ашане за 700 рублей, а нормальный, типа Berkut R17 R20, можете воспользоваться им, но тут потребуется другая машина, чтобы подключить, ибо на заглушенном двигателе, аккумулятор быстро разрядится, а заводить машину без фильтра, равносильно гидроудару.

    И где тут смысл и логика?

    Последствия чистки салонного фильтра

    Хотя есть виды фильтрующих устройств, которые подлежат чистке или мытью, первозданную функциональность вряд ли можно вернуть после подобной процедуры.

    Знаете ли вы? По оценкам экспертов, лучшим производителем фильтров является польская фирма FILTRON.

    Последствия очистки могут быть следующими:

    • оставшиеся микрочастицы на мембране способствуют скоплению конденсата, что в свою очередь приводит к запотеванию стёкол;
    • физическая обработка удаляет электростатический заряд, что приводит к снижению эффективности системы фильтрации;
    • на современных системах удаляется специальный антибактериальный слой, что снижает защитную функцию очистителя;
    • изделие может деформироваться, что тоже негативно отразится на работе системы.

    Пылесос

    Если вам совсем нечем заняться, снимите фильтр и принесите домой, потребуется самый обычный бытовой пылесос (попросим не путать с автомобильными пылесосами, у них не та мощность).

    Суть проста — со всех сторон, на расстоянии в 3-5 см. пройдите пылесосом, загляните в каждую складку, проводите очень медленно, чтобы вся пыль всосалась. Нажимать, прикасаться или давить на поверхность, категорически запрещается — она размохрится.

    По времени это займет 20 минут. По завершению под светом лампы или ярком дневном свете, внимательно осмотрите фильтр на возможные появившиеся повреждения, немного оттягивая в сторону каждую складку. Если появились — поздравляем — вы только, что потратили 20 минут своей жизни зря и все равно придется отправляться покупать новый.

    Ipone Air Filter Clean

    Если нет желания и времени возиться с мытьем фильтра, можно купить специальные средства, Ipone Air Filter Clean можно использовать для фильтра двигателя и салонного.

    Очищайте деталь как можно чаще. Не регулярное проведение процедуры может привести к серьезным поломкам.

    1. Налейте жидкость в емкость.
    2. Погрузите деталь на 15 минут.
    3. Осторожно выжмите излишки влаги, промойте, просушите и обработайте маслом.

    Очищенный фильтр будет не хуже нового. Одну 5-литровую канистру Ipone Air Filter Clean можно использовать до 30 раз.

    Еще один неоспоримый плюс — простота и удобство замены элемента.

    Мы уже говорили, что сопротивление фильтрующего элемента прямо связано со временем его работы и загрязненностью атмосферного воздуха. Надо добавить, что решающую роль в долговечности этих изделий играет, конечно, площадь фильтрующей поверхности.

    Судите сами. Фильтр для «Жигулей», имея площадь фильтрации 0,33 кв. м, достигает предельного сопротивления при пробеге 20 тыс. км. У «волговского» фильтра эти цифры равны 1 кв. м и 30 тыс. км пробега соответственно. Разумеется, приведенные цифры максимального пробега достаточно приблизительны, они получены для дорог с малой запыленностью воздуха, поэтому в реальных условиях их надо корректировать в меньшую сторону. То есть менять фильтрующие элементы чаще.

    Коэффициент пропуска пыли, достаточно высокий в самом начале работы фильтра (у изделий разных производителей он колеблется от 2,5 до 4,5%), быстро снижается до значений, не превышающих 1%. Объясняется это тем, что пыль, забивая поры картона, как бы сама создает дополнительный фильтрующий слой на его поверхности. Это происходит достаточно быстро — в течение одной минуты работы.

    У дизельных двигателей с турбонаддувом, как и у бензиновых инжекторных, к очистке воздуха предъявляются более жесткие требования. Это связано, в первую очередь, с особенностями их эксплуатации. При прочих равных условиях фильтры на таких двигателях меняют чаще, либо применяют фильтрующие элементы с повышенной площадью фильтрации.

    Может возникнуть вопрос: а почему не внедряют индикаторы запыленности на легковых автомобилях? Ответ прост: для массовых моделей это неоправданно дорого. Дешевле менять фильтрующие элементы, не дожидаясь критического пробега.

    Доместос

    Это средство имеет неприятный запах, предназначено для мытья унитазов, ванн и кафельной плитки в санузле. Также Доместос можно использовать для чистки салонных фильтров автомобиля, но придется долго проветривать деталь.

    1. В 10 л воды наливают чистящий раствор в небольшом количестве, примерно 2–3 ст. л.
    2. Хорошенько взбалтывают смесь, чтобы вода стала однородного цвета.
    3. Необходимо вычистить основную грязь и поместить деталь в ведро. Оставляют на несколько часов.
    4. Мыть воздушный фильтр необходимо мягкой тряпочкой, аккуратно. После чего следует промыть чистой водой.

    Процедура очистки

    Процедура очистки фильтрующего устройства нулевого сопротивления

    Почистить воздушный фильтр автомобиля можно, придерживаясь следующей последовательности:

    1. Демонтируйте элемент фильтрации с машины.
    2. Посмотрите, чтобы резиновые уплотнители изделия (при их наличии) не были повреждены.
    3. Для чистки фильтрующего материала от загрязнений используйте мягкую щеточку, можно предварительно избавиться от больших частиц пыли с помощью специального пылесоса.
    4. Завершив механическую очистку, нанесите на фильтрующий элемент специальное средство для мойки фильтров. Учтите: применение простого мыльного раствора недопустимо, он забьет поры фильтровального материала, фильтр станет непригоден к использованию. Если нет специального средства для мойки, то лучше использовать простую воду.
    5. Промойте фильтр под струей теплой проточной воды.
    6. Встряхните изделие, ни в коем случае не отжимайте материал.
    7. Дайте фильтрующему элементу высохнуть естественным методом, без применения батареи либо фена.

    Если речь идет о фильтрах «мокрой» очистки, то эти изделия после высыхания обрабатывают специальным вязким средством, улучшающим степень грязеемкости устройства.

    Рекомендуем посмотреть видео об очистке фильтрующего устройства нулевого сопротивления:

    Воздушный фильтр: «респиратор» двигателя

    Зачем фильтровать воздух? Это ведь не масло и не топливо. Но для мотора воздушный фильтр сродни медицинской маске, которая стала такой популярной в 2020 году — двигатель тоже не хочет «дышать» чем попало. Поговорим о конструкции, выборе и замене воздушного фильтра — благо, с наличием в магазинах фильтров, в отличие от масок, проблем нет.

    Воздушный фильтр — косвенный индикатор состояния автомобиля и ответственности его владельца. Недаром опытные автоподборщики, помимо стандартных проверок, всегда открывают отсек с воздушным фильтром. Если там «грядка» из пыли, листьев и насекомых, то говорить о регулярном обслуживании машины не приходится. Абсолютно новый фильтр (особенно самый дешёвый), установленный перед продажей, тоже наводит на размышления. Хорошо, когда внешнее состояние фильтра соответствует пробегу с момента последнего регламентного техобслуживания. А кристально белым воздушный фильтр перестаёт быть уже через несколько сотен пройденных километров — настолько «чистые» у нас дороги.

    Читайте также  Какая разболтовка колес на хендай солярис?

    Чем опасен забитый воздушный фильтр

    Воздушный фильтр можно сравнить с мешком домашнего пылесоса. Как только мешок забивается мусором, пылесос теряет мощность, начинает беспомощно гудеть и перегревается. Почти то же самое происходит с двигателем машины: когда ему нечем «дышать» из-за забитого фильтра, он теряет мощность и начинает работать неправильно. А «дышит» он активно: за каждый километр пробега мотор прокачивает через себя почти 2 кубометра воздуха.

    Воздушный фильтр определяет, насколько легко мотору «дышится». Система питания двигателя рассчитана на определённое количество воздуха, поступающего в цилиндры (соотношение воздуха и бензина в составе смеси — 15 к 1). Если фильтр грязный и воздуха не хватает, то двигатель ощутимо теряет мощность. Конечно, электронный блок управления постарается скорректировать смесь, но он не волшебник — при активной работе педалью газа смесь будет обогащённой, то есть перенасыщенной топливом. А это чревато поломкой свечей зажигания, кислородных датчиков и каталитического нейтрализатора выхлопа. Разумеется, заметно вырастет и расход топлива. А если продолжать ездить с грязным воздушным фильтром, не обращая внимания на эти симптомы, можно отправить на свалку цилиндро-поршневую группу, да и весь мотор.

    А может ли двигатель работать вообще без воздушного фильтра? Конечно — правда, недолго. Количество пыли и мелкого песка в атмосфере огромно, а на дорогах к ним добавляются насекомые и опавшие листья деревьев. Весь этот мусор двигатель засосёт в цилиндры, на стенках которых останутся задиры — после чего мотор отправится на капитальный ремонт. Таким образом, воздушный фильтр жизненно необходим для нормальной и долгой работы двигателя.

    Как устроен воздушный фильтр

    Само слово «фильтр» происходит от латинского filtrum — войлок. Но войлочных фильтров сегодня уже не найти: основными материалами современных фильтрующих элементов являются бумага и синтетическое волокно, гофрированные (сложенные гармошкой) для увеличения площади фильтрации.

    Фильтровальная бумага, хоть и звучит заурядно, на деле является довольно продвинутым материалом с высокой плотностью и миллионами пор, пропускающих воздух, но задерживающих пыль. Минус бумажных фильтров — боязнь воды; чтобы защитить их от влаги, бумагу иногда пропитывают специальным масляным составом.

    Синтетическое волокно — нетканный пористый материал, постепенно вытесняющий бумагу из воздушных фильтров. «Синтетика» дороже, зато не боится воды — после просушивания её фильтрующие способности не меняются. По «грязеёмкости» нетканные фильтры также превосходят бумажные: в отличие от последних, задерживающих пыль на поверхности, синтетические фильтры улавливают пыль всей толщиной волокна.

    Форма воздушных фильтров также отличается. В автомобилях встречаются цилиндрические, панельные, бескаркасные и кольцевые фильтры — хотя последние применяют только на старых карбюраторных машинах, для современных их пропускная способность слишком мала. Цилиндрические фильтры-«бочки» обычно стоят на коммерческом транспорте: грузовиках, фургонах, спецтехнике — там, где используются кубатурные дизельные моторы, требующие много воздуха. А панельные воздушные фильтры (и схожие с ними бескаркасные) ставятся почти на все легковые автомобили.

    Фильтры нулевого сопротивления

    Особняком стоят так называемые нулевики — воздушные фильтры нулевого сопротивления. Внешне они напоминают конус или гриб, а в качестве фильтровального элемента используют ткань — многослойную марлю, пропитанную специальным маслом.

    Зачем нужен «нулевик»? Любой воздушный фильтр из-за своей плотности создаёт сопротивление потоку воздуха, иначе он не мог бы эффективно задерживать пыль. Для двигателей с высокой степенью форсировки это критично — для большой отдачи мощности им требуется много воздуха, особенно при использовании турбонаддува. В этом (и только в этом!) случае используют фильтр нулевого сопротивления — он почти не мешает закачивать воздух в цилиндры. Но задерживать много пыли такой фильтр не может, требуя частой замены (хотя тканевые фильтры можно стирать, с последующей сушкой и пропиткой). Поэтому сфера применения «нулевиков» ограничена автогонками.

    К несчастью для двигателей (и к радости сервисменов) воздушные фильтры нулевого сопротивления являются популярным тюнингом — их устанавливают на обычные гражданские машины вместо штатных фильтров в надежде получить большую мощность. Хотя без одновременной перестройки выпускной системы и перепрошивки блока управления двигателя ни о какой прибавке речь не идёт — такой тюнинг просто снижает ресурс мотора из-за плохой очистки воздуха. «Нулевики» должны использоваться только там, где это оправдано и предусмотрено инженерами изначально — в спортивных автомобилях.

    Когда нужно менять воздушный фильтр

    Если вы почувствовали потерю мощности, значит просрочили замену фильтра — сменить его нужно было давно. Меняйте воздушный фильтр регулярно, ориентируясь на пробег. В зависимости от размеров фильтра, для разных машин установлены разные регламенты замены: периодичность составляет от 10 000 до 40 000 км. И всегда с оговоркой: при эксплуатации автомобиля в тяжёлых условиях (например, на пыльных дорогах) интервал замены воздушного фильтра нужно сократить в 2 раза.

    Состояние фильтра можно приблизительно оценить по цвету фильтровального материала — он неспроста делается светлым (белым, бледно-жёлтым или бежевым), а не каким-нибудь брутально-чёрным. Загрязнение светлого материала легче контролировать визуально: если он потемнел и стал серым (наполнился пылью), то фильтр пора менять. Но этот способ не является на 100 % надёжным, поскольку в синтетических фильтрах мелкая пыль скапливается глубоко внутри, а снаружи материал может выглядеть не таким уж грязным. Лучше ориентироваться на пробег и регламентный интервал замены.

    На практике, чтобы каждый раз не высчитывать пройденные километры, воздушный фильтр меняют вместе с моторным маслом — каждые 5 000–10 000 км.

    Продувать ли воздушный фильтр

    Когда-то продувка воздушного фильтра была обязательной процедурой посещения шиномонтажа — ведь там всегда есть мощный компрессор. С бумажными фильтрами это действительно имело смысл, позволяя реже менять их. Но нетканные синтетические фильтры работают по принципу глубинной фильтрации, собирая пыль внутри волокон — их продувка почти бесполезна, ведь пыль внутри цементируется. Такой фильтр нужно просто заменить, не пытаясь искусственно продлить его жизнь.

    Если вы всё же взялись продувать фильтр, используйте компрессор на шиномонтаже или в автосервисе — от обычного автомобильного колёсного компрессора толку не будет. Всегда продувайте фильтр против направления движения воздуха, т. е. со стороны двигателя — пыль нужно выдуть наружу, а не заглубить внутрь фильтра. И никогда не используйте жидкие очистители, бензин или воду. Хотя о стирке воздушного фильтра стоит поговорить отдельно.

    Можно ли стирать воздушный фильтр

    Автомобилисты неспроста выделяют среди запчастей расходники — расходные материалы, которые используются однократно и меняются с определённой периодичностью. Воздушный фильтр соответствует этому принципу в полной мере. Попытка сделать из расходника многоразовую деталь ничем хорошим обычно не заканчивается.

    Сложно сказать, что именно движет людьми — старые советские автомобильные традиции, опыт езды на мототехнике/квадроциклах (поролоновые фильтры которых действительно рассчитаны на многоразовое использование) или тотальная экономия, — но в интернете регулярно всплывает вопрос: можно ли стирать воздушный фильтр. И многие считают, что да — можно! Вот типичная инструкция с просторов сети:

    1. Продуть фильтр сжатым воздухом и пропылесосить между складками.
    2. Промыть проточной водой под напором.
    3. Замочить в горячей воде со стиральным порошком на 5 минут и прополоскать.
    4. Ещё раз промыть проточной водой, пока она не станет чистой.
    5. Высушить и установить фильтр на место.

    Опустим тот факт, что бумажный фильтр мочить в воде не стоит в принципе, а из синтетического пыль не выстираешь — она лишь зацементируется внутри волокон. Бесспорно одно: отсутствие целесообразности. При розничной цене нового воздушного фильтра в несколько сотен рублей пытаться стирать его бессмысленно и потенциально опасно для двигателя, стоимость которого на несколько порядков выше.

    Замена воздушного фильтра

    Правильно заменить воздушный фильтр не составляет труда — это одна из самых простых операций по обслуживанию машины. Но даже она требует аккуратности и внимательности.

    Воздушный фильтр установлен в отдельном пластиковом корпусе (старые железные кожухи кольцевых фильтров карбюраторных моторов в расчёт не берём). Чтобы достать панельный фильтр, отогните зажимы его крышки и вытащите наружу. Цилиндрический фильтр извлечь сложнее — придётся разобрать часть воздуховода; для этого ослабьте хомуты воздушных патрубков.

    При установке нового фильтра не перепутайте стороны и тщательно контролируйте плотность прилегания — фильтр должен встать на место ровно, без перекосов. Проверяйте целостность резинового уплотнителя по периметру фильтра, который обеспечивает герметичность, чтобы воздух не шёл мимо. И не забудьте защёлкнуть все зажимы после сборки корпуса воздушного фильтра.

    Меняйте воздушный фильтр регулярно — пусть ваш двигатель дышит легко.