Пересечение со второстепенной дорогой что значит?

Знаки приоритета: главная дорога, уступите дорогу, движение без остановки запрещено

Добрый день, уважаемый читатель.

В предшествующих статьях серии «Знаки дорожного движения» были рассмотрены предупреждающие дорожные знаки, а также особенности их применения в различных ситуациях.

Сегодня же речь пойдет о второй группе дорожных знаков — знаках приоритета. В данный раздел входят всего 13 знаков, однако именно они определяют порядок разъезда автомобилей в различных ситуациях.

Ниже рассмотрены следующие знаки:

Главная дорога

Знак «Главная дорога» обозначает дорогу, на которой автомобилям дается право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков. Т.е. автомобили, находящиеся на главной дороге, имеют преимущество перед автомобилями на второстепенной.

Если дорожный знак «Главная дорога» установлен перед перекрестком без дополнительной таблички, то это свидетельствует о том, что главная дорога проходит через перекресток в прямом направлении.

Еще одна особенность знака главная дорога — это зона его действия. Дорога остается главной ровно до тех пор, пока на ней не появится знак «конец главной дороги». Другие условия для отмены данного знака в правилах дорожного движения не предусмотрены.

Примечание. Вне населенных пунктов на дорогах, обозначенных знаком главная дорога, запрещена стоянка на проезжей части.

Конец главной дороги

Дорожный знак конец главной дороги используется для того, чтобы указать водителю на окончание дороги, на которой он имеет право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков:

Внимание! Этот знак не делает дорогу второстепенной автоматически. То есть если перед перекрестком установлен только знак «конец главной дороги», то перекресток является равнозначным.

Пересечение со второстепенной дорогой

Знак пересечение со второстепенной дорогой показывает, что на следующем перекрестке «Ваша» дорога будет пересекать второстепенную:

Вы имеете преимущество при проезде нерегулируемого перекрестка.

Примыкание второстепенной дороги

Знак примыкание второстепенной дороги по своему значению аналогичен предшествующему знаку. Единственное различие состоит в том, что второстепенная дорога примыкает лишь с одного направления, т.е. перекресток является Т-образным:

Этот знак дает водителю преимущество при проезде перекрестка.

Уступите дорогу

Дорожный знак уступите дорогу (в народе — уступи дорогу) означает, что на нерегулируемом перекрестке Вы не должны создавать помех транспортным средствам, движущимся по главной дороге:

Напомню, что согласно ПДД термин уступить дорогу обозначает, что водитель автомобиля не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, если это вынудит участников движения, имеющих преимущество, изменить скорость или направление движения.

При этом знак уступи дорогу не требует обязательной остановки перед перекрестком.

Движение без остановки запрещено

Знак движение без остановки запрещено является «усиленной» версией знака уступите дорогу:

От предыдущего знака он отличается тем, что водитель должен обязательно остановиться перед стоп-линией или краем пересекаемой проезжей части.

Кроме перекрестков знак может устанавливаться и перед железнодорожными переездами. В этом случае водителю следует остановиться перед стоп-линией, а при её отсутствии — перед самим знаком.

Как правило, знак «движение без остановки запрещено» устанавливается перед перекрестками с ограниченной видимостью, на которых происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий, поэтому игнорировать его нельзя ни в коем случае.

Преимущество встречного движения

В отличие от рассмотренных выше знаков, которые чаще всего устанавливаются перед перекрестками, знак преимущество встречного движения устанавливается на узких участках дорог, где затруднен встречный разъезд:

Знак «преимущество встречного движения» указывает водителю, что он должен уступить дорогу встречным транспортным средствам на узком участке дороги. Этот знак обычно устанавливается в местах проведения дорожных работ и на узких мостах.

Преимущество перед встречным движением

Знак преимущество перед встречным движением является полной противоположностью предыдущего:

Т.е. он дает водителю право преимущественного проезда узкого участка дороги. При этом если на узком участке дороги уже находятся встречные автомобили, то сначала следует пропустить их, а лишь затем пользоваться своим преимущественным правом.

Штрафы за нарушение предупреждающих знаков

Рассмотрим штрафы, которые может получить водитель за нарушение требований предупреждающих знаков:

Место нарушения Статья КоАП Штраф
На перекрестке 12.13 часть 2 1 000 рублей
В других случаях 12.16 часть 1 Предупреждение или 500 рублей

В заключение предлагаю Вам изучить раздел правил дорожного движения, относящийся к знакам приоритета:

Что касается следующей статьи серии, то в ней рассмотрены запрещающие знаки.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте, Максим! Хочу обратить внимание на досадную опечатку в тексте: у вас «примыкание главной дороги», а нужно было «примыкание второстепенной дороги».

Спасибо за замечание, в статью внесены изменения. Если заметите что-то подобное, обязательно пишите.

Удачи на дорогах!

Прошу разъяснить какой из знаков «главнее» — 2.4 или 2.5, т.е. кто имеет преимущество проезда на нерегулируемом неравнозначном перекрестке, к которому приближаются по второстепенным с 2-х направления 2 автомашины и перед одним из них знак 2.4, а перед другим — знак 2.5., а на перекрестке их траектории пересекаются. Спасибо.

Олег, сами по себе знаки 2.4 и 2.5 не определяют очередность проезда перекрестка.

В данном случае водители должны руководствоваться пунктами 13.10 и 13.11 ПДД:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Если главная дорога меняет направление, то последними по второстепенной дороге перекресток проезжают автомобили, относительно которых второй участок второстепенной дороги находится справа.

Если главная дорога не меняет направление, то автомобили, подъезжающие к перекрестку по второстепенным, имеют «одинаковый приоритет».

Удачи на дорогах!

«Хочу обратить внимание, что этот знак (конец главной дороги) не делает дорогу второстепенной автоматически. Т.е. если перед перекрестком установлен только знак «конец главной дороги», то перекресток является равнозначным.»

Хотелось бы иметь подтверждение вашим словам. Получается, если при слиянии дорог, на одной дороге стоит знак «Главная дорога», а на другой «Конец главной дороги», то перекрёсток считается равнозначным? Как же нам ездить?

Юрий, если речь идет о каком-то конкретном перекрестке, то имеет место ошибка дорожников. Либо один из знаков уничтожен (ветром, вандалами и т.п.).

Рекомендую написать письменную жалобу в ГИБДД по поводу некорректности установки дорожных знаков. После этого ситуацию исправят.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Какими законодательными нормами регулируется ситуация, при которой участник ДД, имеющий преимущество, сознательно не предпринимает действий по избеганию ДТП? Например, водитель, имеющий преимущество при проезде перекрестка, сознательно не тормозит перед автомобилем, водитель которого (или, не дай бог, пешеход) ненамеренно оказался на его пути. Какие статьи КоАП он при этом нарушает?

Михаил-140, нарушаются Правила ДД, а КоАП предусматривает за это наказание.

ПДД п.10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

А вот что пишут про этот пункт и наказание:

«Этот пункт говорит о:

— Необходимости соблюдения скоростного режима.

— Необходимости контроля водителем движения автотранспорта.

Законодательство Российской Федерации и, в частности, Кодекс об административных правонарушениях РФ, не содержат наказания за нарушение п. 10.1 ПДД.

Но это отнюдь не означает, что ответственность за его нарушение исключена полностью.

При рассмотрении всех обстоятельств ДТП п. 10.1 ПДД должен учитываться инспекторами и судом. И, если будет установлена причинно-следственная связь между совершенных правонарушением и нарушением водителем п.10.1 ПДД, то это послужит и доказательством вины водителя, и отттягчающим обстоятельством.»

Возможно, что подойдёт и вот эта статья:

«КоАП ст.12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего . «

водитель, имеющий преимущество при проезде перекрестка, сознательно не тормозит перед автомобилем, водитель которого (или, не дай бог, пешеход) ненамеренно оказался на его пути.

Спасибо, кто откликнулся. За нарушение п.10.1 КоАП не предусматривает наказания. Я имел ввиду, что водитель сознательно не тормозит перед препятствием. Эта ситуация регулируется какой-то другой статьей, а может и кодексом

Здравствуйте. Вопрос по знаку главная дорога. Перед перекрестком стоит этот знак. Продолжая ехать далее по главной, встречаем следующий перекресток, но вообще без знаков. По идее если помеха справа, хоть и считаем что едем по главной, пропускаем. Но, допустим, столкнулись эти 2 автомобиля, как определить степень виновности? Т.е интересует зона действия знака главная дорога.

Владимир, налицо недостатки в организации движения.

Итак зона действия: до знака конец главной дороги? но посматривай стоят ли знаки

Владимир, здравствуйте.

В данном случае имеет смысл написать обращение в ГИБДД с просьбой установить дополнительные знаки (либо конец главной дороги, либо главная дорога и уступите дорогу). Это поможет решить проблему в целом.

Знак 2.3.1 Пересечение с второстепенной дорогой, какая может быть ответственность водителя за нарушение ПДД

Двигаясь по главной полосе, на пересечении встречаются дороги, имеющие второстепенное значение.

Второстепенное значение будут иметь дороги, примыкающие или пересекающие главную дорогу.

Движение по второстепенной дороге осуществляется с учетом соблюдения преимущества движения водителей, двигающихся по трассе. Подъезжая к перекрестку со второстепенного направления, водитель обязан уступить дорогу.

Требования дорожного знака 2.3.1

Дорожный знак 2.3.1 призывает водителей соблюдать преимущественный проезд автомобилей, находящихся на главной дороге.

Изображение перекрестка на знаке «Пересечение с второстепенной дорогой» имеет значительные отличия по толщине линий, соответственно более тонкая и есть второстепенная дорога или примыкающая к главной.

Водитель, приближаясь к перекрестку со второстепенной дорогой, понимает, что водители справа или слева не создадут помех для движения и уступят проезд по главной дороге, независимо от того в каком направлении происходит движение по главной.

Соответственно водитель увидевший предписание знака, будет двигаться с разрешенной скоростью и не снижать ее, подъезжая к перекрестку, за исключением случаев для совершения поворота в нужные направления.

Однако, если нарушитель выехал со второстепенной дороги не уступив проезд, стоит снизить скорость, чтобы не допустить ДТП.

Безусловно, правда на стороне того, кто ехал по главной, но мудрый человек просто избегает аварии, нежели знающий, будет потом доказывать свою правоту стоя в многочасовом ожидании сотрудников ГАИ.

Правила установки знака 2.3.1

Для дорог вне городской черты предусматривается обязательная установка дорожного знака 2.3.1 перед каждым перекрестком, какого бы вида он не был, например Т-образный, соответственно на расстоянии 150-300 метров.

Если этот знак стоит в городе, то расстояние снижается до 50-100 метров. Если дорожные службы устанавливают знак на ином расстоянии, то он продублирован знаком 8.1.1, где указывается конкретное расстояние.

По ГОСТу разрешается не ставить знак 2.3.1 в тех местах, где имеется съезд на грунтовую дорогу, значение которой очевидно, либо перед въездом на прилегающую территорию, например во двор многоквартирного дома.

При этом водитель должен четко осознавать значение дорог и их покрытие, как в светлое, так и темное время суток.

Двигаясь по главной дороге, водитель может спокойно совершать обгон, непосредственно на перекрестке со второстепенной дорогой, за исключением случаев, когда не позволяет дорожная разметка.

Если водитель начал обгон через прерывистую линию и на перекрестке оказался параллельно со сплошной линией, то он также может закончить впоследствии манёвр, достигнув прерывистой линии для перестроения на свою полосу для движения.

По правилам это не считается нарушением.

Ответственность за нарушение знака 2.3.1

Наказание за нарушение знака «Пересечение со второстепенной дорогой» не предусмотрено законом.

Но для тех, кто не выполняет предписание ПДД, предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:

  1. Не предоставление преимущества для водителей, движущихся по главной полосе в любом направлении, ч. 2 ст. 12.13 КоАП РФ – штраф 1000 руб.
  2. Создание помех для движения, выражающееся в не подаче сигналов о совершении маневра или не перестроение на полосу, с которой допускается совершать поворот или разворот, ч. 1, ч. 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ – штраф 500 руб.
  3. Нарушение правил остановки на проезжей части, если это создает помеху для движения других автомобилей, ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ – штраф 2000 руб.
  4. Обгон в зоне действия знака с выездом на встречную полосу и пересечения сплошной линии – штраф 5000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев, ст. 12.15 4 КоАП РФ.

Теперь известно, какие есть требования у знака «Пересечение с второстепенной дорогой».

Берегите себя и соблюдайте правила дорожного движения. Желаем удачи вам и вашим пассажирам!

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Пересечение со второстепенной дорогой

Сейчас вы движетесь по главной дороге и у вас полное преимущество по отношению к транспорту, приближающемуся к перекрестку по пересекаемой дороге.

Только не радуйтесь раньше времени. А как вы узнали, что подъезжаете к перекрестку по главной дороге? Ах, у вас знак 2.1 «Главная дорога»! Ну-ну! Это он на рисунке есть (см. рис. 104), а на реальной дороге его может и не быть.

Перед каждым ли перекрестком вы видели такие знаки? К счастью, в последние годы они стали появляться на дорогах, а раньше их практически не было. Да и сейчас во время поездки по любому городу можно встретить не один и не два перекрестка без этих желтых ромбовидных знаков.

Как же тогда определить, что мы движемся по главной дороге? Вот об этом сейчас и поговорим (рис. 101).

Рис. 101. Определение главенства дорог

Предлагаю вам следующую последовательность размышлений по мере приближения к любому перекрестку:

I. Сначала на максимальном расстоянии до перекрестка стоит поискать светофор. Увидеть его бывает не трудно, так как на регулируемых перекрестках обычно устанавливают несколько светофоров, и наверняка хотя бы один из них попадет в зону вашего заинтересованного взгляда.

Если «на горизонте» не виден ни один светофор, то можно огорчаться – вас ждет нерегулируемый перекресток. Причем издалека вы не сможете с полной уверенностью определить статус своей дороги. Придется подъехать к перекрестку чуть ближе, но скорость движения следует несколько уменьшить.

II. Когда ваша машина окажется в позиции 2 (рис. 101) и вы будете в состоянии отчетливо видеть ближний правый угол перекрестка, надо будет заняться поисками знака 2.4 «Уступите дорогу». И если он нашелся, то можете радоваться.

«Чему же тут радоваться? Ведь мне теперь придется тормозить, уступать и т. д.!»

Поверьте, радоваться есть чему. У вас сейчас полная определенность со статусом пересекающихся дорог, и уже можно приступать к разработке поэтапного плана последующих действий. А если знака вы не нашли, то никакой определенности у вас пока нет.

Вариантов может быть три:

1. Все-таки вы на второстепенной дороге (знак найдется позже).

2. Вы на главной дороге.

3. Обе дороги равны по значению.

Ошибка с определением главенства дорог, как правило, приводит к закономерной аварии. Поэтому продолжаем разбираться, только скорость движения теперь придется еще уменьшить, так как перекресток приближается, а времени для принятия решения остается все меньше и меньше.

Подъехав к перекрестку чуть ближе, можно уже более тщательно изучить его ближний правый угол, и если знака вы все же не видите, то принимать решение еще рано. Надо посмотреть на ближний левый угол (рис. 101, поз. 3). Нередко знаки дублируются, и второй знак устанавливается на левой стороне дороги. Если и там знака не оказалось, то тогда есть еще одно место, куда надо посмотреть и поискать знаки – это дальний левый угол (рис. 101, поз. 4).

«А как я пойму, какие там установлены знаки? Ведь увижу я их со спины, а со спины-то они все серые!» – закономерный вопрос в вашей стороны.

И опять поверьте автору, если там есть знак 2.4 «Уступите дорогу», вы его обязательно узнаете. Ведь только один знак из всех треугольных знаков обращен вершиной вниз! Если для вас это серый треугольник, перевернутый «головой вниз», то для водителей встречных машин это знак «Уступите дорогу»! А отсюда уже можно делать выводы: «Они находятся на второстепенной дороге и должны уступить машинам, движущимся по пересекаемой (главной) дороге. Значит, я сейчас еду тоже по второстепенной дороге и тоже должен уступить. А знак, обращенный лицом ко мне, я просто не нашел или его сдуло ветром».

К сожалению, все это не надумано, это обычные наши дороги. Нередко знаки бывают спрятаны в кустах или висят на проводах на такой высоте, что, не выйдя из машины, их не увидишь, а иногда они просто отсутствуют.

Да, последнее время знаки стали появляться в тех местах, где им и положено быть, но предложенная вам методика определения главенства дорог все же пригодится. Поэтому пойдем дальше. Вернее, поедем дальше, но только с еще меньшей скоростью, так как искомого треугольного знака ни в одном из просмотренных углов не оказалось!

В этом случае самая большая ошибка, которую делают некоторые из водителей, заключается в том, что они принимают поспешное решение: «Если я не на второстепенной дороге, значит, я на главной!»

Но ведь вариантов-то у нас было не два, а три! Вполне возможно, что на этом перекрестке знаков вообще нет и дороги равнозначны! Поэтому, если вы не нашли знаки «для себя», то теперь надо поискать знаки «для них» на пересекаемой дороге.

III.Узнавать знаки 2.4 «Уступите дорогу» «со спины» мы с вами только что научились, правда, теперь они будут расположены к нам полубоком, но увидеть их и понять все-таки можно (рис. 101,поз. 5).

Если на одном из углов обнаружатся серые треугольники, установленные вершиной вниз и лицом к машинам, движущимся по пересекаемой дороге, то надо сразу же прекращать торможение и начинать ускорение – мы на главной дороге!

Кстати, как вы думаете, что это за серые «уши» у знака «Ограничение максимальной скорости»? (рис. 102). Правильно, для вас, если вы поедете по этой дороге, максимальная скорость движения будет ограничена до 40 км/ч, а «для них» – это знак «Уступите дорогу»!

Рис. 102. Серые «уши»

Раз уж мы с вами немного отвлеклись, то посмотрите еще и на серый восьмигранник (рис. 103) – это знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» со спины. С его помощью тоже можно определять главенство дорог. Поэтому все, что здесь говорилось о сером треугольнике, в полной мере относится и к серому восьмиграннику.

Рис. 103. Серый восьмигранник

Итак, если на одном из углов перекрестка вы нашли хотя бы один из знаков 2.4 или 2.5, обращенный к вам лицом, спиной или полубоком, то у вас есть возможность проехать этот перекресток абсолютно осознанно. А если не нашли?

IV. В этом случае надо значительно уменьшить скорость движения, и подъехав почти вплотную к перекрестку, последний раз быстро просмотреть все четыре угла (рис. 101, поз. 6). Если какой-либо из знаков все-таки обнаружится, то вам надо будет моментально принимать правильное решение – «давить» на тормоз или на «газ».

V. Если вы окончательно убедились в том, что знаков приоритета здесь нет, то принимается последнее из возможных решений – дороги равны по значению (рис. 101, поз. 7)!

Тогда надо вспомнить главное правило для таких перекрестков «Помеха справа» (см. п. 13.11 ПДД), а также заглянуть на следующую страницу, где мы с вами разберем варианты движения через такие перекрестки.

А пока вернемся к варианту III,то есть сейчас мы с вами находимся все-таки на главной дороге.

С помощью предложенной методики или с помощью знака 2.1 «Главная дорога», который все же оказался на своем месте перед перекрестком, вы определили, что движетесь именно по главной дороге. Значит, сейчас у вас полное преимущество по отношению к машинам, движущимся по пересекаемой второстепенной дороге и можно спокойно продолжить движение прямо и направо.

Лишь при повороте налево (и развороте), как и на всех предыдущих перекрестках, надо будет уступить дорогу встречному транспорту. Поэтому заранее следует наметить не только траекторию поворота, но и те точки на ней, где в случае необходимости вы будете останавливаться (рис. 104).

Рис. 104. Движение через перекресток по главной дороге

Знаки приоритета с изображениями и пояснениями

Дорожные знаки в целом и знаки приоритета, в частности, являются ключевым элементом организации дорожного движения (далее по тексту ДД). Функциональное предназначение этой немногочисленной группы знаков дорожного движения (всего 13 штук) заключается в определении последовательности проезда участниками движения пересечений и примыканий к проезжей части, нерегулируемых перекрестков, узких участков дорог.

Данная группа дорожных знаков регулирует последовательность безопасного разъезда участников движения в ситуациях, связанных с пересечением траекторий их перемещения.

Ключевыми в данной группе следует считать два знака, обязывающие водителей пропустить оппонента. Они обладают индивидуальной формой, обеспечивающей безошибочное их распознавание с любой точки и в любых метеоусловиях. Это единственные желтые дорожные знаки постоянного действия.

«Главная дорога»

Знак 2.1, информирует водителя о том, что его автомобиль движется по главной дороге и размещается перед нерегулируемыми перекрестками (в границах населенных пунктов – перед каждым пересечением дорог).

При проезде перекрестка, на котором главная магистраль меняет свое направление (о чем свидетельствует информационная табличка под знаком), может возникнуть ситуация, требующая дополнительных разъяснений.

Среди водителей-новичков распространена ошибочная трактовка о потере приоритета при съезде с основной магистрали. Такое мнение противоречит существующим нормативным положениям Правил дорожного движения и чревато серьезными последствиями. На изображение при подъезде к перекрестку и непосредственно на нем красный автомобиль находится на главной дороге и в полном объеме пользуется приоритетом в движении независимо от его направления. Несмотря на то, что зеленый автомобиль является помехой справа для красного именно зеленый авто должен пропустить красный.

Вне территории населенных пунктов знак «Главная дорога», размещенный в непосредственной близости от перекрестка, дублируется таким же элементом, размещенным на удалении 150-300 метров от основного.

Место окончания основной магистрали оборудуется знаком 2.2 «Окончание главной дороги».

В ситуации, когда знак 2,2 находится в непосредственной близости от перекрестка, возникает закономерный вопрос: « В какой последовательности автомобили должны проехать перекресток?». Отсутствие других знаков, обеспечивающих преимущество того или иного участника дорожного движения, позволяет считать данный перекресток пересечением равнозначных магистралей, на котором в полном объеме действует норма — «помеха справа», то есть в данном случае красная машина пропускает зеленую.

В противном случае знаки группы приоритета 2.4 или 2.5 (информация о данных элементах организации ДД представлена ниже), примененные совместно со знаком 2.2, информируют водителя о том, что пересекаемая проезжая часть обладает статусом преимущественной.

«Пересечение с второстепенной дорогой»

Дорожный знак 2.3.1 информирует водителя об имеющемся у него преимущественном праве проезда данного перекрестка.

Группа знаков «Примыкание второстепенной дороги»

Комплект включает в себя шесть знаков 2.3.2 – 2.3.7, предусматривающих все существующие типы примыканий (ответвлений) проезжей части к основной магистрали. Наличие одного из этих знаков свидетельствует о преимущественном праве проезда этого пересечения.

В населенных пунктах установка знаков этой группы (и знака 2.3.1) производится на удалении от 50 до 100 метров от развилки (ответвления), вне их, дистанция увеличивается до 150 – 300 метров. В случае невозможности соблюдения указанных расстояний применяются сочетания знаков и информационных табличек, показывающих удаленность пересечения.

«Уступи дорогу»

Знак 2.4 информирует водителя о необходимости уступить право первоочередного проезда транспортным средствам, двигающимся по пересекаемой им проезжей части. На изображение зеленый автомобиль обязан пропустить оба красных.

Наличие информационной таблички, определяющей направление основной магистрали, обязывает водителя уступать дорогу всем участникам движения, двигающимся по ней. А в этом случае зеленый авто пропускает только одну красную машину, которая выезжает с главной дороги и находится справа от него.

Приближаясь к перекрестку, оборудованному данным знаком, водитель обязан контролировать удаленность автомобилей, движущихся по пересекаемой им магистрали. При невозможности проезда без создания помех для участников движения, подъезжающих справа (слева), водитель должен выполнить требования знака, то есть остановиться и пропустить их.

В случае отсутствия транспорта на пересекаемой проезжей части останавливаться перед перекрестком не обязательно.

«Проезд без остановки запрещен»

Нередко, особенно в условиях города, обзорность для водителя автомобиля, приближающегося к пересечению с основной магистралью, ограничена. В таком случае применяется знак 2.5, запрещающий движение транспортного средства без полной его остановки.

Следует отметить, что ПДД однозначно указывают место, на котором должен остановиться автомобиль, подчиняясь требованиям данного знака. В первом случае ориентиром служит один из элементов дорожной разметки – стоп-линия.

Во втором случае, то есть при ее отсутствии, остановка транспортного средства должна произойти у края пересекаемой проезжей части.

Таким образом, контроль приближения транспортных средств по пересекаемой проезжей части водитель осуществляет уже после полной остановки своего автомобиля.

Элемент организации ДД, запрещающий дальнейшее движение транспортного средства без его остановки, может размещаться перед местами пересечения железнодорожных путей или санитарно-карантинными постами пунктов пограничного пропуска. В такой ситуации автомобиль должен остановиться перед стоп-линией или перед знаком 2.5.

Знаки преимущественного проезда

На отрезках дорог, имеющих значительные сужения (мосты, тоннели путепроводов и т.п.), затрудняющие разъезд транспортных средств, следующих встречными курсами, применяются знаки приоритета проезда 2.6 и 2.7. Данные знаки приоритета обозначают преимущество (или его отсутствие) перед встречным участником движения.

Следует отметить, что при проведении ремонтно-восстановительных работ возможно применение временного варианта знака 2,6, отличающегося желтым фоном. Противоречия в значениях стационарного и временного знака водитель обязан трактовать в пользу требований временного знака 2.6.

Данные знаки приоритета устанавливаются на диаметрально противоположных сторонах зауженного участка магистрали. Приведенное выше сочетание знаков свидетельствует о праве первоочередного проезда моста желтого автомобиля.

Следующая картинка иллюстрирует обратное сочетание знаков, обеспечивающее преимущества проезда узкого участка водителю грузовика.

Следует отметить нестандартную форму элемента 2,6, характерную для другой группы знаков — запрещающих. Это подчеркивает неукоснительность выполнения требований данного знака приоритета. Небезопасность ситуации усиливается красным цветом стрелки, указывающей направление движения.

При условии, что габаритные размеры транспортных средств позволяют им беспрепятственно разъехаться на опасном участке, требования знака допустимо проигнорировать.

Итак, рассмотренный выше набор дорожных знаков, иначе называемый знаками приоритета, регулирует последовательность проезда транспортных средств отрезков пути, представляющих опасность: пересечения главных, примыкания и ответвления второстепенных дорог, перекрестки, сужения, железнодорожные переезды и т.п. Разработчики данной группы знаков не придерживались принципов общепризнанного типирования, поэтому в ее создании применены разные геометрические и цветовые решения. Тем не менее, это знаки одной группы, значение которой заключается в оптимизации организации дорожного движения на участках магистралей, характеризующихся дефицитом средств регулирования.

Дорожные знаки приоритета

Главная дорога

Дорога, на которой водитель имеет приоритет проезда перекрёстков. Отменяется знаком 2.2

Подробно данный знак мы рассматривали в отдельной статье.

Конец главной дороги

Отменяет знак 2.1

Пересечение со второстепенной дорогой

Предупреждает о близости пересечения с второстепенными дорогами одновременно справа и слева

Примыкание второстепенной дороги

2.3.2, 2.3.4, 2.3.6 – предупреждает о близости примыкания второстепенной дороги справа

2.3.3, 2.3.5, 2.3.7 – предупреждает о близости примыкания второстепенной дороги слева

Уступите дорогу

Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 – по главной.

Подробно данный знак мы рассматривали в отдельной статье.

Движение без остановки запрещено

Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет — перед краем пересекаемой проезжей части.

Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — по главной.

Знак 2.5 может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии — перед знаком. Подробно данный знак мы рассматривали в отдельной статье.

Преимущество встречного движения

Запрещается въезд на узкий участок дороги, если это может затруднить встречное движение.

Водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, находящимся на узком участке или противоположном подъезде к нему.

Если навстречу движется мотоцикл без коляски, и с ним возможно разъехаться на узком участке, то можно продолжать движение.

Преимущество перед встречным движением

Водитель имеет право проехать узкий участок дороги первым.

Кто главный на дороге? Этим вопросом часто задаются как начинающие, так и опытные автолюбители. От определения своего положения на дороге зависит, безопасно ли движение дальше для каждого из водителей, встретившихся в одном месте. Поможет справиться с этим вопросом вторая группа знаков ПДД, которая обозначает приоритеты положения в каждом конкретном месте для каждого автомобиля. В блоке выше вы найдёте все дорожные знаки приоритета с картинками и пояснениями.

Группы знаков

Раздел Правил дорожного движения «Знаки приоритета» содержит 13 пунктов (далее п.):

1 П. 2.1 — главная дорога и п. 2.2 — конец главной дороги. П. 2.2 указывает на преимущество водителя, проезжающего по той стороне дороги, где установлен столб с указанием «Главная дорога». П. 2.3. указывает на окончание участка, имеющего преимущество. Обе таблички имеют форму ромба, поэтому участники движения, которые не видят её с лицевой стороны, будут понимать, какой участок дороги является приоритетным, так как с такой формой других знаков нет.

2 П. 2.3.1 – 2.3.7 – примыкание второстепенной дороги к главной. Каждый пункт указывает на то, кто пользуется преимуществом и примыкание второстепенной дороги со стороны ее местонахождения. Для удобства и быстрой реакции водителей дорога, пользующаяся преимуществом, обозначена более жирной полосой по отношению к примыкающей. Тонкая полоса указывает, с какой стороны находится второстепенная дорога. Форма всех знаков имеет вид равнобедренного треугольника,

3 П. 2.4 – уступи дорогу. Название говорит само за себя. Если водитель его видит на участке дороге, по которой движется, то он должен уступить дорогу другим участникам движения. Табличка имеет форму перевернутого равнобедренного треугольника, её также поймут все водители, даже не видя с лицевой стороны. С такой формой больше знаков нет.

4 П. 2.5 — движение без остановки запрещено. Указывает на то, что продолжать движение, не останавливаясь, нельзя. Знак имеет форму восьмиугольника, с надписью STOP. Эта форма таблички – единственная, поэтому опытные водители могут оценить дорожную ситуацию с разных сторон.

5 Преимущество проезда. П. 2.6 – преимущество встречного движения и п. 2.7 – преимущество перед встречным движением. Таблички с обозначением этих пунктов указывают на то, кто главный дороге, где узкий проезд или проезд затруднен. Для быстрого реагирования можно запомнить, что главный тот, у кого стрелка длиннее относительно другой. Кому удобно, может запомнить, что стрелка красного цвета у водителя, который должен уступить.

Место установки

Все знаки, за исключением 2.6 и 2.7 устанавливаются на перекрёстках.

Табличка с указанием п 2.2 (конец главной дороги) устанавливается перед равнозначным перекрестком. Дальнейшее движение будет по принципу «правой руки» — главный участник движения тот, кто справа от водителя;

таблички 2.3.1 — 2.3.7 (второстепенные дороги) устанавливаются только за пределами населённых пунктов;

2.4 (уступить дорогу) устанавливаются только с табличкой указания главной дороги. Этот знак не предусматривает обязательную остановку перед перекрестком. Оценив ситуацию, можно продолжит движение, не останавливаясь;

2.5 (STOP) устанавливается на перекрестках с плохой видимостью и перед нерегулируемыми железнодорожными переездами. Он предполагает остановку перед перекрестком, если нет стоп-линии. Остановка должна быть обязательно, пусть она будет и кратковременная.

Таблички с указанием п. 2.6 и 2.7 не устанавливаются на перекрёстках или других пересечениях, только на дороге, где встречным автомобилям трудно разъехаться. Это могут быть участки, где ведутся ремонтные работы, или другие узкие участки дороги.

Штраф за нарушение

За нарушение правил предусмотрены следующие административные взыскания:

За нарушение требования знака «Уступи дорогу» (п.2.4.) – 1000 руб.;

за нарушение требований п. 2.6. и 2.7 на жёлтом фоне в том числе – 1500 руб.;

за невыполнение требований 2.1., 2.2., 2.31-2.3.7 – 1000 руб.;

за нарушение «STOP», п. 2.5 – 500 руб.

Для оплаты штрафов по всем нарушениям есть льготный период оплаты – в 20 дней включительно предоставляется скидка 50% за исключением вторичного нарушения одного и то же пункта.

Заключение

Со временем начинающий водитель научиться оценивать ситуацию по преимуществам для всех участников движения со всех направлений. Правила преимущества – важная часть в определении действий водителя, особенно важно правильное их соблюдение при отключенных или неработающих светофорах. Соблюдение их – залог безопасности дорожного движения.