Почему в шанхае нельзя иметь красный автомобиль?

Как выживают на дорогах Шанхая («Газета.Ru»)

Покупка госномера в Шанхае обойдется чуть дешевле самого автомобиля. В городе нельзя сигналить, а за остановку на велосипедной дорожке оштрафуют и спишут «водительские» баллы. Как китайских водителей приучают пропускать пешеходов и не лихачить, как местные автомобилисты используют дальний свет и за что у них отбирают права, узнала корреспондент «Газеты.Ru», которая несколько дней путешествовала по Шанхаю на автомобиле и расспрашивала китайцев об их жизни.

Шанхай – огромный деловой мегаполис, в котором проживает более 24 млн человек. Совсем недавно город утопал в многокилометровых автомобильных пробках. А на то, чтобы добраться с запада на восток, мог уйти целый день. После того как в 1990-х годах было решено, что именно Шанхай должен стать лицом современного Китая, мостом между Китаем и Западом, а также местом расположения фондовой биржи, сюда потекли большие деньги. На них, в частности, построили дороги, широкие развязки и высокие многоуровневые эстакады. В городе рекордными темпами выросло современное метро, общая протяженность линий которого составляет более 420 километров, что намного больше, чем в Москве. В итоге Шанхай расширился, а пригороды, которые считались непрестижными из-за отсутствия инфраструктуры, стали полноценными районами мегаполиса.

По словам местных жителей, средняя зарплата в городе – $800–900. Сотрудники крупных финансовых корпораций, конечно, зарабатывают гораздо больше. На пенсию женщины выходят в 50 лет, а мужчины в 60, размер пенсии – около $600, но выплачивают ее только госслужащим.

Аукционы и штрафы сдерживают пробки

При высокой плотности населения в стране и довольно невысоких ценах на автомобили (к примеру, новый Audi A3 стоит 188 тыс. юаней – около $23 тыс.) китайским властям стало очевидно, что для борьбы с пробками нужно принимать кардинальные меры. Выходом, в частности, стали так называемые аукционы по продаже госномеров в крупнейших городах. В их число попал и Шанхай.

Здесь каждый месяц на продажу выставляется около 9–10 тыс. регистрационных номеров, а в очередь за ними выстраивается более 200 тыс. желающих. Стартовая цена для частного лица – 88 тыс. юаней (12,8 $тыс.), а для предприятия – 150 тыс. юаней ($218 тыс.). Далее цена может вырасти непредсказуемо. Особенно, если автомобильные госномера «счастливые», то есть содержат нужные цифры. Самым дорогим «куском железа» за всю историю стал госномер 99999 – его купили за 1 млн юаней ($145 тыс.).

При покупке мотоцикла на номерные знаки придется также потратиться. Исключение составляют лишь небольшие скутеры и мопеды, большинство из которых ездят на электричестве. «Я купил настоящий мотоцикл в Китае, он стоил около 90 тыс. юаней, – рассказал в беседе с «Газетой.Ru» топ-менеджер в одной из ведущих европейских автобрендов. – Чтобы только получить право его купить, мне пришлось очень постараться, а после этого я заплатил еще 82 тыс. юаней, это примерно $10 тыс. Практика аукционов, лотерей принята в нескольких крупнейших городах Китая. Для каждой автокомпании это существенное ограничение, поскольку в этих городах нет роста спроса. Но если в городах будет слишком много автомобилей, это приведет к серьезным пробкам».

Приехать в Шанхай на транспортном средстве с госномерами другого города можно. Но с ними закрыт доступ на все основные магистрали и мосты. За выезд на них без шанхайской «прописки» с камеры фото- и видеофиксации, которые повсюду следят за движением, придет штраф 200 юаней, а с водителя спишут три штрафных балла. Всего на год частному автомобилисту дается 12 баллов, а профессиональному водителю, например таксисту или водителю автобуса, всего три-четыре, которые снимаются в зависимости от нарушения. Если потратить их все, придется переучиваться и заново сдавать на права. Для сравнения: в Пекине действует другая система – там в госномерах заложены цифры, в совпадающие дни недели с которыми водители имеют право выезжать в город.

Почему нельзя строить собственные заводы

Несмотря на такие ограничения, масштаб продаж на китайском авторынке поражает. По итогам 2016 года в Китае было продано 22,835 млн автомобилей (+18%). При населении 1,38 млрд человек перспективы у этого рынка огромны. Лидеров рынка может с ходу определить любой человек, который хоть как-то разбирается в автобрендах, просто выйдя на улицу. Кажется, что каждый второй автомобиль в Шанхае – это Volkswagen (2 997 423 автомобиля продано в 2016 году). На втором месте по популярности – Honda, в первую семерку также попали Buick, Toyota, Hyundai, Nissan, Ford. Лишь на восьмом месте в списке лидеров оказался отечественный Changan, за ним следуют Haval, Geely, Baojun, Kia, Audi, Chevrolet и BMW. Добавим к этому еще несколько китайских марок с самыми необычными шильдиками, приправим порцией премиальных и люксовых моделей, и вот вам будничный автомобильный поток в Шанхае.

Важно, что продавать в Китае свои модели могут лишь те автокомпании, которые локализовали здесь производство. При этом отстроить собственный завод нельзя – только в кооперации с местными автобрендами. Обычно партнеры инвестируют по 50% в создание совместного предприятия. Есть и другой вариант, по которому пошли в BMW, – работать с китайскими инвесторами, а не автопредприятиями.

«В итоге идет обмен технологиями, – рассказал «Газете.Ru» глава китайского подразделения Audi Йоахим Ведлер. – Сначала все начиналось с обычной индустриализации, 100% технологий приходило в Китай из-за границы. Чтобы получить разрешение на производство, необходимо было доказать, что мы действительно внедрили на предприятии свои технологии и научили китайских коллег выполнять необходимые операции. Также необходимо было выйти на определенный уровень локализации. В итоге китайские поставщики стали настолько конкурентоспособны, что экспорт сложных технологических компонентов уже не нужен. Практически все, кроме самых главных, ключевых технологий, которыми автопроизводители никогда не будут делиться, доступно в Китае. Так, у VW в Китае уровень локализации 90–95%, а у Audi – около 60–70%».

Как водят в Шанхае

В отличие от сумасшедшего по трафику Пекина или шумного, затянутого смогом Чунцина, в Шанхае организация дорожного движения и поведение автомобилистов оказались гораздо более дружелюбными к пешеходам, велосипедистам и водителям скутеров. Здесь водители практически как в Европе стараются пропускать пешеходов, не выезжают на перекрестки на красный сигнал светофора. При переходе дороги можно не опасаться за свою жизнь и здоровье. Интересно, что с этой весны в Шанхае водителям запретили сигналить – по городу повсюду развешаны соответствующие дорожные знаки. Скорее всего, это связано с привычкой китайцев вместо поворотников использовать именно клаксон. В итоге даже в серьезных пробках, которых в мегаполисе все-таки не избежать, в городе стоит непривычная тишина. Но хитрые китайцы придумали, как подавать друг другу сигналы, находясь за рулем. Вместо гудка они перешли на дальний свет, и остервенело мигают им не только зазевавшимся автомобилистам, но и просто выезжая на совершенно пустой перекресток.

Водят в Шанхае довольно ровно, но с сюрпризами. Нужно быть готовым, что совершенно в ровном потоке справа или слева на вашу полосу неожиданно может попытаться втиснуться другой автомобиль. И такого водителя с непроницаемым лицом лучше пропустить. Видимо, в таких ситуациях хваленые штрафующие камеры не срабатывают, а если штраф не грозит, можно и пренебречь ПДД.

Несмотря на нюансы и особенности рынка, европейские автопроизводители в голос утверждают: дайте еще лет пять, и китайский автопром не просто шагнет, а буквально ринется вперед. В том, что именно по дорогам Китая в будущем будет ездить больше всего электрокаров и беспилотников, у экспертов практически нет сомнений. И, вполне возможно, именно благодаря этим технологиям у китайцев получится полностью искоренить такое понятие, как пробки.

Почему автомобильные номера в Шанхае дороже автомобилей

Слишком большое количество автомобилей — одна из главных проблем современных городов. Избыток средств передвижения приводит к пробкам, пожирающим время и деньги водителей, их пассажиров и всей экономики. По расчетам консалтингового агентства Roland Berger, трудности с движением в тридцати крупнейших городах мира обходятся в общей сложности в $266 млрд в год и эта сумма будет только расти.

Простого решения проблемы с транспортом на сегодняшний день нет, но страны, города и отдельные компании пытаются использовать различные варианты снижения потерь. Одни инвестируют в общественный транспорт, другие увеличивают дорожную сеть, третьи пытаются заранее ограничить количество автомобилей в городе административными методами — повышая налоги или вводя дополнительную плату за регистрацию машины.

Китай имеет преимущество перед развитыми странами: несмотря на быстрый рост количества автомобилей, спрос населения на них далек от насыщения.

Сегодня по дорогам страны ездят более 140 млн машин (и еще более 110 млн мотоциклов, мотороллеров и мопедов). Для почти полуторамиллиардного населения это совсем немного, в Европе соотношение машин и людей выше в разы. А значит, у Китая есть время, чтобы попытаться заранее понять, как решать надвигающуюся проблему пробок и загрязнения воздуха. Правда, времени не так много: за год автопарк в стране увеличивается на 20-22 млн автомобилей.

Выигрышные номера

Очевидный способ сдержать рост количества автомобилей в городах — ограничить возможность их покупки. Учитывая, что машины необходимо регистрировать, проще всего выдавать покупателям столько номеров, сколько сочтет нужным местная власть, а автомобили с номерами из других регионов пускать в город только за деньги или не пускать на самые загруженные магистрали вовсе. Вопрос лишь в организации процесса: желающих приобрести дефицитный номер будет намного больше, чем самих номеров. Вариантов, по большому счету, три: создать очередь и выдавать знаки тем, кто раньше в нее встал, разыгрывать номера в лотерею или продавать их за деньги.

Читайте также  Какое масло заливать в амортизаторы автомобиля?

На сегодняшний день в Китае шесть городов установили ограничения на выдачу номерных знаков. Первопроходцем в этом деле стал Шанхай, который ввел аукционную систему продажи автомобильных номерных знаков еще в 1986 году, правда, тогда она не была востребована в силу бедности населения и низкого спроса на машины. Реальная работа началась в 1994 году. За прошедшие годы система торгов много раз менялась: власти набивали шишки в борьбе со спекулянтами и коррупционерами, вводили ограничения для иногородних, создавали компьютерную инфраструктуру, меняли количество продаваемых номеров, предлагали преференции покупателям отечественных машин — и отказывались от преференций. В более-менее нынешнем виде аукционная система существует с 2008 года.

Намного позже, в 2011 году, власти столицы страны Пекина поняли, что не справляются с наплывом автомобилей, число которых в городе приблизилось к 5 млн. Но они решили пойти более «справедливым» путем — распределять ограниченный ресурс через ежемесячную лотерею. Сначала власти разыгрывали 250 000 номеров в год, но с 2014 года снизили это число до 150 000. Спрос же тем временем продолжал расти. В результате, если в 2011 году номер получал один участник лотереи из десяти, то к весне 2014 года соотношение достигло уровня 1:150.

В небольшом провинциальном городке Гуйян с населением 4 млн человек и 1 млн автомобилей пошли по столичному пути: там тоже ежемесячно проводится лотерея, но количество разыгрываемых номеров — всего 24 000 штук в год. В Гуанчжоу власти решили совместить лотерею и аукцион: половина из 120 000 номеров в год разыгрывается среди счастливчиков, остальные продаются за деньги. Гибридная система действует также в Тяньцзине и Ханчжоу.

Шанхайская система

По официальным данным на конец 2013 года, в Шанхае насчитывалось около 1,8 млн частных автомобилей с местными номерами, несколько сотен тысяч государственных и примерно 0,5 млн «приезжих». По мнению властей, центр города в состоянии выдержать до 2,5 млн машин, то есть точка насыщения уже близка, несмотря на то что часть водителей не выезжает за пределы окраинных районов. Поэтому в 2014 году будет выдано всего 100 000 номеров, большую часть из них получат жители города, остальное — компании. Иногородние автомобилисты ранее также могли претендовать на покупку шанхайского номера, но с нынешнего года решено закрепить это право только за местными жителями.

Способ проведения аукциона за последние годы менялся несколько раз: если в самом начале он проходил в виде «живых» торгов в специальном зале, то сейчас ставки делаются через интернет. Нынешняя формула была введена в 2008 году и с тех пор почти не менялась.

Все начинается с внесения на счет аукциона безвозвратного взноса в 2000 юаней ($320), в обмен на который будущий участник торгов получает код доступа в систему. Сам аукцион проходит каждую третью субботу месяца. Процедура состоит из двух шагов. Сначала с 10 до 11 часов утра все участники должны сделать первую ставку. После этого электронная аукционная система определяет цену отсечения, с которой, согласно алгоритмам, должно согласиться достаточное количество участников. На втором этапе, формально продолжающемся полчаса (в реальности — несколько минут или даже секунд), участники могут сделать еще одну или две ставки в небольшом диапазоне вокруг назначенной цены. При этом те, кто еще на первом этапе сделал более высокую ставку, могут ее оставить (и гарантированно получить табличку с номером) или снизить до разрешенного коридора. В случае если количество ставок на втором этапе превысит количество номеров, победители определяются исходя из времени второй ставки: чем раньше — тем лучше.

В реальности, учитывая огромный спрос на номера, все «соревнование» сводится к тому, кто быстрее сделает ставку в районе верхней границы коридора на втором этапе. Это не так просто, как может показаться. Дело в том, что организаторы аукциона не хотят, чтобы в торгах участвовали «роботы», поэтому процесс специально усложняется: людям надо ввести три или четыре специальных кода (по сути, «капчи»), что занимает некоторое время и требует особой ловкости пальцев.

Самый дорогой кусок железа

Шанхайские автомобильные номера часто называют самым дорогим куском железа в мире. В 2002 году — в начале продолжающегося до сих пор периода роста цены — металлическая пластинка с номером обходилась покупателям примерно в 15 000 юаней ($1800). В то время аукцион проходил по простой схеме: все участники в закрытом режиме делали свою ставку, после чего несколько тысяч лучших предложений (по числу выставленных на торги номеров) удовлетворялись. Заранее предсказать цену отсечки при такой схеме крайне сложно, поэтому покупатели были вынуждены делать завышенные ставки, с каждым месяцем поднимая их все выше и выше.

В 2007 году средняя цена номера выросла до 56 000 юаней ($7400). Безудержный рост стоимости права на автомобиль заставил местные власти принять срочные меры по охлаждению рынка. Была введена новая система торгов (в основном сохранившаяся до сих пор, см. выше), в результате чего средняя цена рухнула до 23 000 юаней ($3000). Впрочем, сразу после этого рост возобновился.

Исторического максимума стоимость шанхайского номерного знака достигла в марте 2013 года. «Счастливчики», победившие в аукционе, в среднем выложили по 91 898 юаней ($14800). В китайских газетах тогда писали, что на такие деньги можно купить пару дешевых отечественных машин, еще и сдача останется. Несмотря на запредельные цены, на каждого победителя тогда пришлось почти двое проигравших. Аналитики рынка (и такие есть) начали говорить о скором пересечении психологически важной отметки в 100 000 юаней ($16 130) за номер. Однако не сложилось: власти в очередной раз приняли меры по охлаждению рынка, увеличили срок «блокировки» номера (время, в течение которого машину с номером нельзя продать), временно увеличили объем предложения. Понятливый рынок отреагировал, как и ожидалось: цены упали до рекомендованного местным правительством уровня — около 75 000 юаней ($12 000).

Опыт и немного наглости

Торги автомобильными номерными знаками по заказу властей города проводит компания Shanghai International Commodity Auction Co. Штаб-квартира компании расположена в одном из больших офисных зданий на Фужоу-роад, там же арендуют офисы десятки фирм, формально не имеющих отношения к происходящему в компьютерах аукционного дома, но находящихся здесь совсем не случайно. Агенты этих фирм «отлавливают» автомобилистов, пришедших подавать заявку на участие в аукционе, и делают им заманчивые предложения: за скромную сумму от 900 до 5000 юаней ($145-800) они могут повысить вероятность выигрыша в аукционе без необходимости делать завышенную ставку.

Смысл услуги заключается в том, что на основе опыта работы с торговой системой и знания психологии покупателей, агенты могут очень быстро сделать нужную ставку, «попав» в правильный диапазон. При этом они натренированы быстро распознавать защитные коды («капчу») при вводе данных, что дает дополнительный выигрыш во времени. Естественно, удачный «выстрел» получается не каждый раз, но они и не дают 100-процентную гарантию и возвращают деньги в случае неудачи. Вроде бы все честно.

С другой стороны, такой бизнес напоминает классическое мошенничество: если агентская фирма заключит договоры с несколькими десятками клиентов, то ставки некоторых из них выиграют и без особой «магии», то есть агентство гарантированно получит какую-то сумму, по сути ничего не делая, точнее, технически делая ставки за клиента. Оформляется это все как «консультационные услуги» и не является преступлением в Китае.

Черный рынок

Если государство устанавливает какие-то ограничения, всегда найдется некоторое количество людей, готовых помочь эти ограничения обойти. Автомобильный рынок в городах с лимитированной регистрацией процветает — пусть даже в «черном» или «сером» режиме.

Так, до недавних пор шанхайские номерные спекулянты использовали пробел в правилах, чтобы перепродавать полученные на аукционе знаки. Согласно правилам, покупатель номера для новой машины не мог продавать машину в течение нескольких лет (в разное время этот срок колебался от 3 до 10 лет). Но в правилах ничего не было сказано про новые номера, устанавливавшиеся на старые машины. Номер просто ставили на б/у машину и продавали вместе с ней. Однако в прошлом году эту лазейку закрыли, запретив продавать старую машину в течение года после установки номера.

Обойти правила получения номеров в Шанхае крайне сложно.

Единственный вариант — так или иначе воспользоваться старой машиной с уже зарегистрированным номером. Но особого нарушения в этом нет: количество машин в городе в результате таких операций не увеличивается. Более того, руководство города недавно объявило, что намерено привести к цивилизованному виду дикий вторичный рынок: действующие номера можно будет продать и купить официально, через ту же аукционную систему.

В Пекине же процветает «номерной» черный рынок: номерные знаки, выигранные в лотерею, легально или нелегально сдаются в аренду за несколько тысяч юаней в год или продаются за несколько десятков тысяч (сообщается и о сделках на сумму 100 000 юаней). Вместо получения денег в бюджет, как в Шанхае, власти Пекина почему-то предпочитают кормить спекулянтов.

Миллиарды на завтра

Доходы от аукционов номерных знаков поступают в бюджет Шанхая. Доходы эти весьма велики и быстро растут. По данным китайских официальных источников, только с 2002 по 2010 год выручка от продажи номеров составила 23 млрд юаней ($3,3 млрд). На следующий год автолюбители принесли в казну еще 5,1 млрд юаней ($0,8 млрд), в 2012-м город получил 6,7 млрд юаней ($1,1 млрд), а в 2013-м — уже 9,4 млрд юаней ($1,5 млрд). За первое полугодие 2014 года Шанхай заработал на номерах 4,7 млрд юаней ($0,76 млрд) — и это при проведении политики охлаждения рынка.

Читайте также  Безкамерка или камерка что лучше?

Небольшая часть вырученных денег (плата за право сделать ставку) идет на поддержание системы, а основная — на строительство и содержание инфраструктуры общественного транспорта, покупку новых автобусов и поездов и субсидирование проезда в общественном транспорте для жителей города. Десятки миллиардов юаней, вложенные в общественный транспорт в числе инвестиций из других источников, превратились в самое длинное (более 500 км) и быстрорастущее метро в мире, более тысячи автобусных маршрутов, поезд на магнитной подушке до аэропорта и низкие цены на билеты.

С помощью аукционной системы и искусственного сдерживания развития автотранспорта Шанхай создал для себя запас времени и средств на построение современной общественной транспортной системы, которая в конечном итоге избавит многих жителей города от необходимости покупать машину и тем более вторую или третью, как это принято в развитых странах.

Впрочем, в ближайшие годы Шанхай немного отступит от этого плана. Уже в этом году к стандартной аукционной квоте будет добавлено некоторое количество номеров, предназначенных для электромобилей. Покупатели «зеленых» машин как китайского производства, так и иностранного смогут зарегистрировать их без аукциона, лотереи и ожидания. Это больше похоже на символический шаг: вряд ли объем покупок таких машин достигнет значительных величин в обозримой перспективе, а значит, они не будут создавать заметные проблемы с движением в городе.

Путешествие в Китай: почему в Шанхае не нужен автомобиль

Небоскребы

Самые знаменитые небоскребы Шанхая расположены напротив набережной Вайтань (она же Бунд) – на восточном берегу реки Хуанпу, где еще 20 лет назад были лишь поля и деревни. Сейчас здесь находится торговый и финансовый центр Китая – район Пудун, и именно здесь вы встретите самые высокие и известные здания города.

«Жемчужина Востока» – одно из высочайших сооружений Азии, его верхняя отметка – 468 метров. Это выдающийся современный памятник Шанхая, символ стремительного развития Китая. Строительство башни было завершено в 1994 году. «Жемчужина Востока» – это в том числе и полноценная функционирующая телевизионная вышка. Издалека кажется, будто она усыпана настоящим жемчугом, за что и получила свое название. На самом же деле эти «жемчужинки» – огромные шары разнообразного диаметра из стали с цветной окраской. В здании имеются две смотровые площадки, на которых разместились рестораны, и где можно приятно провести время за трапезой, любуясь завораживающей и безумно красивой панорамой Шанхая.

Небоскреб Цзиньмао – 88-этажный, один из самых высоких небоскребов в Китае и в мире. Его высота – 421 метр. Создатель небоскреба, известный американский архитектор Адриан Д. Смит, гениально объединил элементы традиционной китайской культуры с новейшими архитектурными стилями. Верхние этажи башни занял один из самых респектабельных отелей в Шанхае – Grand Hyatt World’s Highest Hotel. На последнем, 88-м, этаже находится смотровая площадка.

Шанхайский Всемирный Торговый центр – небоскреб высотой 492 метра, в простонародье именуемый «Открывашкой», – символически характеризует вступление Китая в XXI век. Смотровая площадка в этой башне расположена на 100-м этаже!

Шанхайская башня – новейший небоскреб города, высота здания составляет умопомрачительные 632 метра. По завершении строительства в 2015 году оно стало высочайшим в Шанхае и одновременно первым по высоте в Китае и третьим в мире свободно стоящим сооружением после Бурдж Халифа в Дубае и Tokyo Skytree в Японии.

Паром

Шанхайский паром можно рассматривать не только как средство передвижения, но и как весьма яркую достопримечательность.

Паром удачно курсирует между самыми популярными у туристов районами Бунды (пристань тут находится в нескольких кварталах к югу от улицы Наньдзин) и Пудуна (здесь же она расположилась около финансового центра Луцзяцзуй в 10 минутах езды к югу от телевизионной башни и станции метро Луцзяцзуй). Более того, паром – это еще и самый дешевый способ пересечь реку. Стоимость билета – всего 2 юаня с человека, а при наличии специальной транспортной карты – еще ниже. Суда оснащены кондиционерами и ходят каждые 10 минут, а время в пути и того меньше – чуть более 5 минут. Это очень удобная возможность посетить за один день сразу два туристических центра Шанхая: старую часть – Бунду и новый Шанхай – Пудун.

Народная площадь

Это место традиционно считается культурным центром города. Самая крупная публичная площадь Шанхая была построена на месте бывшего ипподрома, и сейчас на ней располагаются здания муниципального правительства, выставочного центра градостроительства, Большого Театра и Музея древнекитайского искусства. В центре нее находятся Народный парк с красочными клумбами, газонами и фонтанами и Шанхайская художественная галерея.

Парки

В Шанхае очень много парков, и практически во всех есть озера, фонтаны и каналы, по которым можно путешествовать на лодках (большинство из них, как любят в Китае, – с электродвигателем). По аллеям передвигаются не только пешком: можно ездить на электромобилях либо взять велосипеды (в том числе двух-, трех- и даже пятиместные «веломобили»). Озера в парках достойны особого восхищения: все они заплетены кувшинками, лилиями и лотосами с резвящимися стайками золотых рыбок и степенными черепахами.

Парк Юйюань – «Сад Радости» – является не только самым древним и красивым парковым сооружением в Шанхае, но и меккой для туристов со всего мира. Парк был разбит еще в период правления династии Мин (1368-1644), а точнее, в 1559 году. Юйюань – это настоящее произведение ландшафтного и архитектурного искусства. В центре парка расположен сад с великолепными декоративными горками из камня, стенами с изображением драконов, искусными башнями и павильонами. Особого внимания заслуживают такие сооружения, как «Зал Весны» и «Зал Всех Молитв». Каждый элемент здесь несет в себе какой-то смысл и идею.

Особый шарм парку придают потрясающие водоемы с множеством огромных сазанов и прекрасных золотых рыбок, которые подплывают к берегу на хлопок в ладоши и едят прямо с рук. Посетить это место стоит хотя бы ради того, чтобы ощутить ту неповторимую атмосферу древнего Китая, которую создает уникальный ансамбль беседок, чайных домиков, островков на воде, множества мостиков и прудиков. Бродить по саду можно сутками без остановки, и постоянно будет казаться, что вы зашли в место, где еще не были.

Храмы Шанхая

Как и большинство азиатских городов, Шанхай богат храмами. Большие, маленькие – их здесь огромное множество! Выделим лишь основные и наиболее примечательные.

Храм Чэнхуанмяо (Бога-Хранителя Города) находится на территории парка Юйюань. Его здание было возведено еще в 1403 году, но очень много раз горело и разрушалось. В 1926 году была проведена глобальная реконструкция храма, и он приобрел современный вид. С 2006 года это место могут посещать туристы и верующие.

Храм Нефритового Будды расположен на северо-западе Шанхая. Это наиболее известный буддийский храм в городе, в первую очередь – благодаря невероятной статуе Будды, расположенной на самом верхнем ярусе храма. Этот уникальный монумент изготовлен из цельного куска редкого белого нефрита и имеет высоту в 1,92 м и ширину в 1,34 м.

Храм Лунхуасы – самый большой (более 20 тысяч м²) буддистский храм Шанхая, построен в 247 году до н.э., в эпоху Троецарствия. Он выполнен в архитектурном стиле чань-буддизма и знаменит своей огромной 7-ярусной пагодой высотой 40,4 метра.

Автомобильные эстакады

Автомобильные эстакады Шанхая можно смело назвать современным искусством. Они уникальны – у каждой свой неповторимый дизайн. Дороги парят над городом на изящных колоннах, белоснежных, увитых плющом и уставленных цветочными горшками. Отдельные развязки насчитывают аж до семи уровней! И при этом они ни в коем случае не портят, а лишь украшают город.

Что интересно, только машины с шанхайскими номерами могут ездить по всем развязкам. Остальным доступен только первый уровень – тот, где светофоры, велосипедисты и пешеходы, причем с последними у автомобилистов настоящая война! Пешеходы переходят дороги, не обращая абсолютно никакого внимания на машины. В ответ автомобилисты зачастую не пропускают людей даже на пешеходных переходах и даже (!) если для тех горит зеленый сигнал светофора. Неудивительно, что многие переходы в городе, особенно в туристических местах, оборудованы «умной» сенсорной системой: если в ожидании зеленого света ты стоишь слишком близко к краю дороги, система начинает издавать предупреждающие сигналы

Транспортная проблема

Вообще, личный автомобиль в Шанхае – это, скорее, роскошь, нежели средство передвижения. Здесь недостаточно просто купить машину: после этого необходимо еще и заплатить кругленькую сумму за номера и постановку на учет. И если в каком-то небольшом городе эта процедура стоит порядка 200 долларов США, то в Шанхае – 20 000 долларов! Да-да, именно двадцать тысяч долларов! И это не выдумка – об этом нам рассказал наш гид, житель Шанхая. Помимо этого, каждый год требуется проходить недешевый технический осмотр автомобиля. А если машина старше 10 лет, то эта процедура должна проводиться каждые полгода. И чем больше лет вашему авто, тем короче промежуток между ТО. Поэтому многие из тех, кто может позволить себе покупку автомобиля, не делают этого, так как содержать его слишком дорого. Существует даже выражение «mai de qi yang bu qi», что можно перевести как «купить-то смогу, а содержать не смогу».

Читайте также  Как правильно работать со сцеплением на механике?

Столь высокие цены на содержание авто – одна из мер правительства по борьбе с транспортной проблемой. Есть, разумеется, и другие. Так, грузовикам днем на дороги выезжать нельзя. Ремонт дороги может осуществляться только ночью. Парковка – платная, и тоже недешевая: час стоит 15-20 юаней (примерно 150-200 рублей). При этом, если автомобиль простоял 1 час и 5 минут – это считается уже как 2 часа. Если простоял больше 3 часов – уже как день. А вот такси обходится дешево, да и система общественного транспорта развита хорошо. Поэтому в городе лучше воспользоваться именно ими. В пригородах ситуация схожая: хорошие дороги – платные, а бесплатные альтернативы и длиннее, и сильно загружены.

Это интересно

красный автомобиль сильнее засирают:

xxx: «Мы не знаем, притягивают ли птиц определенные цвета. По–видимому, куда большее значение имеет место, где припаркован автомобиль», – заявил представитель британского общества орнитологов.
yyy: Ну вообще он прав, я вот заметил, что если машина стоит в гараже, то её меньше засирают птицы.

красный автомобиль сильнее засирают:

xxx: «Мы не знаем, притягивают ли птиц определенные цвета. По–видимому, куда большее значение имеет место, где припаркован автомобиль», – заявил представитель британского общества орнитологов.
yyy: Ну вообще он прав, я вот заметил, что если машина стоит в гараже, то её меньше засирают птицы.

Из комментариев к ЖЖ:
«Вчера на железнодорожном вокзале в Шанхае открылся первый в стране «капсульный» отель . как и большинство «капсульных» отелей в Японии, шанхайский предназначен только для мужчин»

1: Свою женщину я куда дену?

Кто я?: Когда я, будучи в Шанхае, спросил плохо говорящего по-русски переводчика: «Бин, скажи, а бандиты в Шанхае есть?». Он на ломаном русском ответил, на мой взгляд, гениально: «Нет. У нас не разрешают.»

Настоящий мужчина должен: уметь водить автомобиль, иметь оружие и уметь
им пользоваться, мочь содержать семью.
Мужчина лайт: коробка автомат, газовый пистолет, работа охранника.

ххх: Если бы Вы сделали машину, какой бы она была?
yyy: Я сделал бы автомобиль «Pugatty»:
Корпус автомобиля будет напоминать «горбатый» Запорожец®; эмблема автомобиля будет виде черепа; на багажнике будет костями выложено название машины «Пугатти»; ездить в таком автомобиле можно будет только в пиратской шапке; обязательно иметь костяную ногу потому, что обычной ногой педали нажимать не получится; иметь крюк вместо руки потому, что он будет ключом для переключения скоростей; обязательно иметь говорящего попугая, а так как эта шхуна будет бороздить асфальт, а не океан, попугай будет кричать не «пиастры», а «пи#!&@$ты» избавляя водителя от лишний забот во время простоя в пробках и на перекрестках.
ххх: оО

«В 2005 году московские гаишники потеряли автомобиль, в которомнаходился президент Франции Жак Ширак, посетивший Москву в связи соткрытием памятника Шарлю де Голлю. Как выяснилось, глава Францииотстал от кортежа Владимира Путина, потому что его автомобиль ехал поперекрытым дорогам Москвы с соблюдением всех правил и останавливался накаждый красный сигнал светофоров.»
(c) Газета.ру

На Викиньюс: «Застреленный британский учёный был ‘убит незаконно’»

Вот так. Не убивайте британских учёных — это незаконно.

Автобусная экскурсия из Аммана в Петру (Иордания).
В автобусе все наши, примерно треть из Москвы, остальные из регионов.
Гид с большой гордостью повествует об уме, воспитанности и такте короля
Абдаллы, достойного сына создателя нынешней Иордании короля Хуссейна. По
словам гида, почти каждый амманец, остановив свой автомобиль на красный
свет светофора, хотя бы один раз в жизни видел остановившийся рядом
автомобиль, за рулем которого был король Абдалла.
Финальная фраза рассказа гида:
— Наш король ВСЕГДА останавливается на красный свет!
Пауза. Реакция одного из слушателей:
— А наш король НИКОГДА не останавливается на красный свет.
Общий хохот слушателей, глубокое недоумение в глазах гида.

С точки зрения инопланетного разума- «Кажды землянин обязан иметь
автомобиль, что бы загрязнять планету, сжигать бензин, давить других
землян и раз в два месяца лежа под капотом машины произносить слова
многозначащие, но обращенные к никому»

Такой Китай нам нужен. 10 новинок Шанхайского автосалона для России

Если компания Brilliance хочет наконец проявить себя на нашем рынке, ей стоит привезти в Россию новое поколение флагманского кроссовера V7. Это машина совсем другого уровня, нежели компания представляла у нас до сих пор.

У нее турбированный мотор объемом 1,8 литра мощностью 232 л.с. и мультимедиасистема с вертикальным экраном в 10,4 дюйма и голосовым управлением. Кузов на 56% сделан из высокопрочной стали — по методу партнеров из BMW. Да и дизайном машины занималась Александра Корндорфер из баварского автогиганта.

Второе поколение кроссовера Changan CS75 получило приставку Plus к традиционному названию. А значит, обе генерации будут продаваться вместе. А еще это означает, что второй 75-й окажется существенно дороже первого. И пусть — машина получилась действительно другого уровня.

Яркая харизматичная внешность, топовая отделка салона, два сведенных под одним козырьком больших экрана для «приборки» и мультимедиа и 2-литровый мотор, выдающий до 233 л.с. В общем, автомобиль не напрасно наделили «плюсом» даже в имени.

Arrizo — не новичок на китайском и даже российском рынке. У нас такие седаны продавались в 2014 году, а потом ушли, казалось, навсегда. Однако версия GX показалась маркетологам Chery крайне интересной. Настолько, что ее пообещали вскоре привезти, дополнив модельный ряд из одних кроссоверов.

Arrizo GX — это уже не простой Arrizo 5. У него стильный дизайн, мощный мотор (147-сильный турбированный 1.5) и технологичный салон. Кстати, спереди китайская четырехдверка напоминает X-фейс от Lada Vesta. Но Chery обещает быть оснащеннее и дороже.

Флагман модельного ряда Chery и главный бестселлер бренда получил обновление внешности и салона. Спереди машину отличает оригинальный светодиодный рисунок головной оптики и пучок из четырех фонариков ДХО.

В салоне — виртуальная «приборка», вынесенный на панель приборов большой тачскрин и сенсорная панель для управления климат-системой. Кроме того, теперь большой кроссовер оснащается 197-сильным турбомотором 1.6 с 7-диапазонным «преселективом». Для российского рынка это, пожалуй, поинтереснее прежнего агрегата 1.5 на 149 л.с.

Первый кроссовер семейства Exeed уже продается в Китае, но публично дебютировал именно в Шанхае. Автомобиль построен на одной платформе с Tiggo 8 и оснащен той же силовой установкой 1.6. Но одновременно с попыткой создать премиальный SUV в компании попытались сделать его молодежным.

В итоге внешне машина смотрится стильно, но в салоне кажется проще «восьмерки». Появилось даже ощущение, что Tiggo должен быть дороже. Впрочем, у Exeed TX есть преимущество — полный привод. Без него, пожалуй, в России ему придется трудновато.

Этот седан, откровенно говоря, потерялся на стенде Geely на фоне концептуальной четырехдверки — Preface. Но то — машина будущего, а FE6 уже начал завоевывать рынок в конце прошлого года.

Что конкретно изменилось в выставленной в Шанхае машине, понять трудно. Вероятно, речь идет о добавлении каких-то опций — например, автопилота второго уровня. В России такую версию мы вряд ли дождемся, а в целом у FE6 есть шансы на успех. Автомобиль, который называют уменьшенной копией Emgrand GT, современнее «оригинала» и при этом дешевле.

Еще один купеобразный кроссовер, который доберется до российского рынка. При этом маркетологам Geely предстоит крепко подумать, какие именно версии привозить в Россию.

У новинки есть вполне достойный «гражданский» вариант с полуторалитровым мотором на 177 л.с. и «горячий» — с двухлитровой турбочетверкой Volvo, которая выдает 238 л.с. Более того, у последнего есть полный привод, подруливаемые задние колеса и автопарковщик. Понятно, что такое SUV-купе способно удивить россиян — в том числе и ценой.

Один из представителей новой плеяды купе-кроссоверов китайского рынка. Лучше ли он остальных или нет — вопрос, но в Россию приедет первым. Вернее — его будут у нас выпускать. Машина получилась симпатичной, стильной и даже «злой».

Двухлитрового турбомотора с отдачей в 190 л.с. в сочетании с роботизированной преселективной трансмиссией ей вполне хватает. Впрочем, в линейке имеется и SUV попроще — с двигателем объемом 1,5 литра мощностью 150 л.с. А еще у этого кроссовера будет полный привод и какая-никакая адаптация к российскому рынку.

Внедорожник Haval — один из аутсайдеров марки на китайском рынке. Но компания видит интерес к этой модели со стороны иностранных клиентов и к каждому очередному автосалону старается «девятку» обновить.

На этот раз инженеры и дизайнеры потрудились, в основном, над передней частью машины. Теперь она куда больше прежнего напоминает Toyota Land Cruiser 200. Возможно, неспроста, ибо эту модель в Haval называют своим главным конкурентом. В салоне H9 теперь виртуальная «приборка» и тачскрин, вмонтированный в подлокотник для второго ряда.

Обновленный кроссовер JAC в нашем рейтинге, конечно, слабое звено. А все потому, что это представитель прежнего поколения автопрома КНР, которое ценили больше за дешевизну, чем за качество.

Но тем интереснее посмотреть, каким может быть китайский автомобиль ценой до 1 млн рублей. С перфорацией и прострочкой на сиденьях, мягким козырьком над «приборкой», люком в крыше, вынесенным над передней панелью тачскрином и мультифункциональным рулем. Для справки: JAC S3 в дорестайлинговом варианте стоит у нас от 750 тысяч рублей.