С какой стороны тормоз в машине автомат?

EuroAuto › Блог › Правильное положение ног на педалях

Никогда не задумывались о том, какой ногой вы нажимаете газ на автомобиле с АКПП? А как правильно? Поговорим о положении ног на педалях в разных вариантах – механика / автомат.

Читая статьи в интернете или слушая опытных мастеров, вы можете получить странные представления о правильном положении ног на педалях и ограничить себя в свободе. Например, что нельзя ездить на автомате, нажимая левой ногой на тормоз, а правой – на газ. Некоторые откровенно смеются над такими людьми, однако зря. Так ездить можно, но с определенными оговорками. Давайте разбираться.

Самое важное – не терять опору

В варианте с тремя педалями левая нога бОльшую часть времени находится на площадке левее сцепления, а в случае с автоматом – это ее основное и единственное положение.

На рисунке точка – место опоры правой ноги, относительно которого мы работаем педалями. Она также помогает чувствовать стопу: попробуйте убрать пятку с опоры и тонко ощущать педали уже не получится, потому что будет работать вся нога на весу. Поэтому опора – основное. В этом случае никакая кочка не подобьет и не станет причиной внезапного нажатия на педаль. Руки не напрягаются, руль свободен – управлять автомобилем удобно и легко. И это достигается благодаря правильному положению ног и их опоре.

4 базовых случая работы педалями

1. Одновременное нажатие на тормоз и газ используется для достижения плавности перехода от одного к другому. Это своеобразный трэкшн-контроль. Тормоз при открытии газа позволяет плавно передать тягу на колеса. Они накладываются друг на друга для мягкого перехода.

2. Тормоз одновременно с газом используются для борьбы с недостаточной поворачиваемостью на задне- и полноприводных автомобилях. Прибавляя газ и удерживая тормоз сильнее, чем в первом случае, вы провоцируете срыв задней оси автомобиля. При этом передняя ось идет по меньшему радиусу, чем задняя, обеспечивая более крутое прохождение поворота. Это актуально на «шпильках», разворотах, крутых поворотах при скользком покрытии, а также когда переднюю часть машины тащит шире, чем хотелось, по какой бы то ни было причине. Такой прием применим только при заднем и полном приводе!

3. На некоторых автоматах при описанном положении ног ездить удобнее, особенно, когда достаточно тяги. Если прочно упираешься пятками обеих ног, не вися при этом на руле, можно ездить на автомате с левой на тормозе, а правой на газе, как на картинге, особенно по ровным дорогам. Подсознательно человек, который ездит «левая – тормоз, правая – газ» на автомате, чувствует больше тонких моментов, чем тот, который всегда ездил по классике и ни разу левой на тормоз не нажимал. Так можно приучиться двигаться плавнее. Но это опасно в случае кочек, препятствий, при очень активной езде (вдруг пережал). Опоры для ног в данном случае все же гораздо меньше, чем с левой ногой на площадке слева от сцепления. И еще, если вы тот человек, который ни разу левой на тормоз еще не нажимал, то, прежде чем экспериментировать, убедитесь, что сзади никого нет. И обязательно проверьте, пристегнуты ли ремни безопасности.

4. Когда левая нога на тормозе, а правая на газе, не тратится время на перенос стопы с одной педали на другую. Можно, к примеру, ехать на малой дистанции, и, если вдруг впередиидущий внезапно нажмет на тормоз, ваша реакция будет более быстрой, так как нога уже находится на тормозе. Ну и в целом, если выполнять действия оперативнее, то можно не только ехать быстрее, но и выйти из опасной ситуации без последствий.

Текст подготовлен на основе материала
Игоря Неверова,
действующего пилота российских ралли-рейдов,
КМС по автоспорту

Обратите внимание! Отрабатывать описанные приемы работы с педалями можно при условии, что тормоза вашего автомобиля правильно отрегулированы.

Где расположен газ и тормоз на машине с автоматической коробкой передач

Где газ, а где тормоз в машине с автоматом? Педали расположены с учётом конструкции автомобиля, эргономических и психологических качеств водителя. Тормоз и газ должны работать исправно, чтобы здоровье и жизнь водителя, пассажиров, пешеходов и животных, выбегающих внезапно на дорогу, были в безопасности. Поэтому важно знать как работают механизмы автомобиля, уметь управлять ими и распознавать неполадки.

  1. Откуда все пошло
  2. Как работают педали
  3. Расположение педалей в авто с АКПП
  4. Как расположить ноги на педалях
  5. Запуск двигателя при низких температурах
  6. Как управлять педалями
  7. Почему на АКПП нажимать на педаль газа и тормоза можно только правой ногой
  8. Для чего нажимать на газ и тормоз одновременно
  9. Как на машине тронуться с места без вреда для сцепления
  10. Заключение

Откуда все пошло

Первый ножной тормоз появился в автомобиле Oldsmobile Curved Dash 1901 года выпуска. Ранее для прижимания колодки-башмака к ободу колеса применялся ручной рычажный механизм.

В модели Ford T 1906 года уже было 3 подножки. Их назначение близко к современному:

  • левая педаль работала сцеплением при переключении передач;
  • средняя управляла задней скоростью;
  • правая — тормозила.

Регулировать газ приходилось рычагом, расположенным в районе современной ручки КПП.

С развитием технологий машины стали выпускаться серийно. Проводились исследования, как сделать вождение безопаснее и эргономичнее. В результате появились стандарты положения газа и тормоза для машин с автоматом и механикой.

Расстояние до площадок педалей автомата, их размер, сила нажима могут различаться. Крепления подножек могут быть висячими или напольными. Последний вариант на практике оказался удобнее.

Как работают педали

В машине с коробкой автомат педали работают следующим образом.

Этап движения

Как работает механизм

Ножной тормоз управляет 4 гидравлическими линиями, идущими на колёса. Рабочим телом служит тормозная жидкость. Педаль соединена с вакуумным усилителем, который давит на шток поршня главного тормозного цилиндра.

Жидкость под давлением переходит в тормозную магистраль, состоящую из трубок и достигает суппортов с поршнями. Поскольку система замкнута давление распределяется равномерно на все колёса.

Возникает усилие, тормозная колодка прижимается к тормозному диску или барабану. Колесо замедляется из-за трения колодки и диска.

Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем принимает показания датчиков положения педали газа и крышки дросселя. Компьютер рассчитывает процент открытия заслонки и определяет количество подаваемого топлива. Получая больше топливно-воздушной смеси двигатель сильнее раскручивается.

ЭБУ АКПП получает информацию от ЭБУ двигателя и подаёт импульсы в гидроблок и маслонасос. В каналы гидроплиты поступает рабочее давление для переключения передачи.

Подножки тормоза и газа оснащены возвратными пружинами. После того, как водитель автомата отпускает педаль, рычаги «отпрыгивают» в исходное положение.

Расположение педалей в авто с АКПП

Педаль тормоза и газа расположены в ножном пространстве водителя под торпедой автомата. Чтобы их не путать, производители делают тормозную площадку широкой, а газ удлиненным.

Некоторые автомобили оснащены двумя тормозами. В автомате вместо ручного стояночного тормоза устанавливают «ножник». Рычаг располагается в ножном пространстве водителя под торпедой слева. Чтобы зафиксировать стояночный тормоз, нужно на него плавно нажать. После этого «ножник» блокируется храповиком.

Где какая педаль в леворульном автомате: с левой стороны расположен тормоз, а с правой — газ. В автоматах с праворульным управлением положение рычагов остаётся в том же порядке слева направо: тормоз, газ.

Как расположить ноги на педалях

Чтобы суставы ног не болели после многочасовых пробок, нужно правильно располагать ступни на рычагах. Правило такое: левая — отдыхает, правая — работает «за двоих». Для левой ноги в автомате предусмотрена возвышенная площадка, слева от тормоза. Правую ступню опирают на пятку, поставленную над педалью тормоза, а верхнюю часть стопы «перекидывают» между тормозом и газом для переключения.

Расположение педалей по высоте в автомобилях с автоматической коробкой передач может быть на разных уровнях. Так водитель будет уверен в своих манёврах и не сможет одновременно тормозить и жать газ одной ногой.

Некоторые водители практикуют технику «2 педали = 2 ноги». Правую ступню держат целиком на газу, а левую на педали тормоза — чтобы работать по этой схеме на автомате, придётся много тренироваться.

У каждого варианта расположения ног есть плюсы и минусы. Какой ногой работать в автомате нужно выбирать по ощущениям удобства.

Запуск двигателя при низких температурах

Если в мороз запрыгнуть в машину и сразу выжать газ, то автомобиль с автоматической коробкой будет пинаться, толкаться и, возможно, никуда не сдвинется. Чтобы колёса получили крутящий момент от двигателя, нужно «запустить» автомат.

При смене температуры жидкость в коробке меняет свои свойства, и ей нужно прогреться, чтобы заработать в полную силу. Для этого, после запуска двигателя, нужно подождать, пока обороты немного спадут, и мотор прогреется. Затем нажать тормоз, и перевести селектор автомата по всем положениям.

Чем ниже температура снаружи, тем дольше будет прогреваться коробка: при -20℃ потребуется 5 — 10 минут.

Что делать после манипуляций с селектором:

  1. Нажать тормоз. Выставить режим «D».
  2. Когда произойдёт толчок — сигнал о включении передачи, ногу можно отпускать.
  3. Плавно выжать газ на 1/3 и проехать метров 300.

За это время масло пройдёт несколько циклов по коробке автомата и полностью восстановится.

Как управлять педалями

Расположение двух педалей в машине с автоматической коробкой снижает нагрузку на водителя. Требуется меньше концентрации на управлении. Ноги меньше устают. Но нужно знать некоторые особенности работы тормозом и газом в автомате:

  • Газ и тормоз нужно нажимать плавно, чтобы машина успевала реагировать мягко.
  • Переключать режимы автомата нужно с нажатым тормозом.
  • При пробуксовке машины с автоматом давить на газ вредно. Чтобы выбраться, можно попробовать работать педалью как сцеплением на понижающей передаче, медленно вращая колёса.
  • В режиме Drive «поигрывание» газом переключает передачи автомата: если при разгоне утопить газ на 2/3, то двигатель будет раскручиваться на этой передаче, не переключаясь выше. Чтобы снизить передачу, нужно быстро нажать газ и приотпустить.
  • В ручном режиме сброс газа на небольшой скорости переводит гидротрансформатор в режим гидромуфты. Автомобиль тормозит двигателем, что удобно в рваной городской езде — ножной тормоз используется меньше.
  • Резко утапливать газ нужно в режиме «Кик-даун». Автомат в этом случае переключается на 1-2 скорости для обгона. Частое использование режима с агрессивным газом вредит коробке.

При резком обгоне нужно учесть, что в моменте между нажатием газа и разгоном автомобиля происходит задержка порядка секунды. За это время автомат включает пониженную передачу, а затем разгоняется. В экстренной ситуации такое «ожидание» может стать фатальным.

Почему на АКПП нажимать на педаль газа и тормоза можно только правой ногой

Тем, кто ездит и на механике и автомате, подходит единый стиль посадки. В этом случае тормозить и нажимать газ нужно правой ногой, а левую «отставить в сторону». Иначе левая стопа в механике может сработать инстинктивно на сцеплении вместо тормоза.

Читайте также  Регистрация снятых с учета что это значит?

Правильная постановка ног влияет на скорость реакции, которая исчисляется долями секунды. Близкое расположение педалей в автомобиле с автоматической трансмиссией, рассчитано на быстрый «переброс» правой стопы.

Левая ступня менее активная и быстрее устаёт. Торможение левой более резкое и жёсткое. Кроме того, правильную координацию ног нужно натренировать до автомата, чтобы в экстренной ситуации не запаниковать и не выжать обеими ногами одновременно газ и тормоз.

Для чего нажимать на газ и тормоз одновременно

Одновременный нажим на педаль тормоза и газа в АКПП раскручивает мотор. Гидротрансформатор начинает бешено вращаться, но колёса при этом тормозят. Энергия бублика переходит в тепло, что приводит к перегреву масла и сгоранию деталей.

Обе педали задействуют спортсмены и только на механике, в случаях:

  • перераспределения массы между осями на бездорожье;
  • создания контролируемого заноса;
  • поддержания оборотов двигателя при торможении.

В автомате жмут газ и тормозят одновременно, проводя «Stall Speed Test» — диагностику коробки передач и двигателя. Тест определяет максимальные обороты мотора во всех положениях селектора при полностью выжатом газе и неподвижных колёсах. Процедуру могут выполнять только опытные водители.

Как на машине тронуться с места без вреда для сцепления

Неправильное трогание автомобиля с автоматической коробкой передач выводит из строя в первую очередь сцепление. В АКПП роль сцепления выполняет гидротрансформатор. Если выжать газ резко «в пол», двигатель увеличит обороты, а электроника автомата в этот момент не успеет среагировать и может заклинить.

Порядок стартования машины с автоматом такой:

  1. Сесть в машину и проверить положение селектора. Должен быть выставлен режим «Р».
  2. Вставить и повернуть ключ в замке зажигания.
  3. Прогреть двигатель до рабочих оборотов.
  4. Нажать ножной тормоз, чтобы разблокировать селектор.
  5. При выжатом тормозе включить режим «D».
  6. Отпустить тормоз. Машина тронется с места.
  7. Плавно нажать на газ для ускорения.

Заключение

Сейчас знают почти все, что набор педалей в автомобилях одинаковый. Педали газа и тормоза в автомате расположены как и в механике: слева — тормоз, справа — газ. Унификация позволяет новичкам быстрее обучаться, а водителям привыкать к управлению новым автомобилем.

Работать по схеме «2 педали = 1 нога» безопаснее, чем «2=2». Но, если водитель ездит только на автомате и уверен в своей координации, тормозить можно и левой ногой. Одновременное втапливание тормоза и газа позволит проверить АКПП на прочность: как быстро сгорит гидротрансформатор и масло, а за ним выйдет из строя вся коробка.

Предназначение и расположение педалей в машине

На первом уроке практического вождения автомобиля новичка знакомят с расположением педалей в машине. В процессе обучения и дальнейшей практики вождения способность автоматически, не задумываясь, манипулировать органами управления авто, к которым относятся и педали, во многом определяет профессионализм водителя.

Но на первых порах желательно не только знать, как расположены педали в машине, но и понимать, что происходит при их нажатии в механизмах – так легче выработать те качества, которые впоследствии можно охарактеризовать, как вы «чувствуете» свой автомобиль. И если вы их выработаете, то, может быть, это когда-нибудь спасёт не только вашу, но и другие жизни.

Несмотря на то, что современные авто обладают системами активной безопасности, полагаться на них полностью не стоит. Более того, в авиации чрезмерное оборудование пассажирских самолётов, так называемой «защитой от дурака», приводит к тому, что в критической ситуации пилот не способен принять решение, которое бы могло избежать катастрофы. И даже, если бы такое решение было принято, автоматика просто блокирует действия пилота, лишая его способности управлять техникой.

Расположение педалей на «механике» — где какая педаль в машине

Использование педалей машины

Где же находятся педали газа, тормоза и сцепления? На авто с МКПП принято располагать педали следующим образом (слева направо): педаль сцепления, педаль тормоза, педаль «газа». Рассмотрим их работу чуть подробнее.

Где находится и функции педали сцепления

Педаль сцепления находится слева. Служит она для разъединения двигателя и КПП. Для плавного трогания с места нужно поступить следующим образом (двигатель работает):

  • выжимаете педаль, при этом ведущий и ведомый диски муфты сцепления, прижатые друг к другу, разъединяются и крутящий момент от двигателя перестаёт передаваться на КПП. То есть первичный вал КПП, соединённый с ведомым диском, останавливается;
  • включаете первую передачу;
  • плавно отпускаете педаль сцепления, нажимая при этом аккуратно на педаль «газа».

Если авто стоит на стояночном тормозе, «навстречу» склону дороги, то задача усложняется тем, что в момент начала движения нужно снять машину с тормоза. Нарабатывается подобный навык практикой.

А вообще, для того, чтобы лучше почувствовать, как работает сцепление при трогании с места первый раз, потренируйтесь на дороге с небольшим склоном вниз – тогда можно не трогать педаль «газа» при начале движения – двигатель не «заглохнет», если вы будете осторожны.

Педаль сцепления служит также для плавного переключения передач в движении. В таких случаях, наоборот, нажимать и отпускать эту педаль необходимо быстро – чтобы в момент соединения дисков сцепления избежать их проскальзывания относительно друг друга – иначе «подгорят» фрикционные накладки.

Что делает и где находится педаль тормоза

Педаль тормоза расположена в центре – между двумя другими. Для чего она предназначена, рассказывать будет излишним. Добавить можно только то, что тормозная система авто оснащается усилителем тормозов, и, если для торможения требуется значительное усилие нажатия на эту педаль, то необходимо проверить авто на СТО.

Педаль «газа» — с какой стороны расположена и ее функции

Расположена она с правой стороны. Служит для увеличения подачи топлива в камеры сгорания, что позволяет увеличивать или уменьшать их на усмотрение водителя. Наиболее распространён тросовый привод управления дроссельной заслонкой, которая, будучи установлена во впускном тракте, открывает или закрывает его. Как заслонка, так и педаль «газа» снабжены возвратными пружинами, которые возвращают механизм управления в исходное положение, когда водитель перестаёт нажимать на педаль.

Для того, чтобы научиться умело управлять этой педалью, «поработайте» ей, когда мотор запущен, а авто стоит на стояночном тормозе. Педаль «газа», как правило, не оказывает большого сопротивления ноге, поэтому обращаться с ней нужно осторожно. Инструкторы по вождению раньше советовали представлять, что между педалью и ногой лежит сырое куриное яйцо – для того, чтобы нагляднее продемонстрировать ученику, насколько нужно быть осторожным.

Итак, с порядком расположения педалей в машине мы разобрались. Если вам придётся сесть за руль праворульного авто, то изменится только то, что вы сядете справа от пассажира. Скорости переключать придётся не правой, а левой рукой. А расположение самих педалей в праворульной машине то же, что и в «обычной», – с «левым» рулём. Но на наших дорогах езда на таком авто причинит вам немало неудобств – вся дорожная инфраструктура не предусматривает такого положения водителя. Особо неприятной станет процедура обгона.

Как расположены педали в машине с «автоматом»

Расположение педалей в машине с коробкой «автомат»

На авто с АКПП (автоматом) отсутствует педаль сцепления, педали тормоза и «газа» расположены так же, как и на «механике», но для удобства педаль тормоза имеет больший размер.

Концевой выключатель, расположенный на педали тормоза, у «автомата» устроен несколько сложнее – он служит не только для включения стоп-сигналов, информация о воздействии на педаль передаётся также и на ЭБУ двигателя и ABS, а также на различные другие системы активной безопасности (например, ESP).

Запуск двигателя блокируется, если на авто с «автоматом» не нажата педаль тормоза. Трогание с места, по сравнению с «механикой», упрощается – достаточно перевести селектор в положение «D» или «R» (для движения задним ходом) и отпустить педаль тормоза. При трогании на подъём можно просто чуть сильнее нажать на «газ». В любом случае, авто назад не покатится, просто не будет двигаться вперёд, если сопротивление качению немного выше определённого значения.

Немаловажной представляется и удобная посадка водителя – так, чтобы управление педалями не доставляло неудобств. Кроме того, педали желательно отрегулировать так, чтобы они располагались на одной высоте. Не забывайте и о безопасности – иногда бутылка из-под «минералки», закатившаяся под педали, становилась причиной аварии. Также и внимательно выбирайте салонные коврики – их рисунок может «цепляться» за обувь, что будет раздражать и отвлекать внимание. То же самое относится и к попаданию жевательной резинки или смазки на поверхность педалей. Как говорится, «в технике мелочей нет».

Как правильно пользоваться АКПП

Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки. Статья о том, как правильно пользоваться коробкой «автомат» — символы на панели АКПП, запуск мотора, движение и остановка, возможные ошибки. В конце статьи — видео об использовании автоматической коробки.

Сегодня по статистике большинство автомобилей выпускается с коробкой «автомат». Технически это значит, что в машине установлена трансмиссия, в которой переключение скоростей происходит с помощью электроники.

На данный момент различают три вида автоматических трансмиссий: «классическая», с «бесступенчатым вариатором», с «роботизированной механикой». В зависимости от модификации и производителя указанные виды трансмиссий могут незначительно отличаться (разное число передач, немного другой ход рычага – прямой или зигзагообразный, обозначения и др.), но основные функции будут одинаковы для всех.

Растущая популярность АКПП вполне объяснима – она более удобна в эксплуатации (чем «механика» — МКПП) особенно для новичков, надежна и предохраняет двигатель от перегрузок. Вроде бы все просто! Однако ошибки водители все же допускают, и даже самый надежный механизм может выйти из строя, если его неправильно эксплуатировать. Далее мы рассмотрим, как правильно пользоваться АКПП и как грамотно ее эксплуатировать.

Обозначения (символы) на панели АКПП

Чтобы научиться правильно пользоваться «автоматом», сначала нужно разобраться, что же означают буквенные символы (английские буквы) и цифры на панели АКПП с рукояткой переключения передач. Сразу отметим, что в зависимости от марки машины цифры и буквы могут различаться.

    «P» – «паркинг». Включается при парковке автомобиля на стоянке. Некий аналог стояночного тормоза, только с блокировкой вала, а не с прижатием тормозных колодок.

«R» – «реверс». Включается для движения назад. Обычно его называют – «задняя скорость».

«N» – «нейтральный». Нейтральная передача. Часто называют – «нейтралка». В отличие от режима паркинга «P», в нейтральном режиме «N» колеса разблокированы, поэтому машина может двигаться накатом. Соответственно, машина также может самопроизвольно покатиться под уклон на парковке, если колеса не зафиксированы ручным тормозом.

«D» – «драйв». Режим движения вперед.

«A» – «автомат». Автоматический режим (практически, то же самое, что и режим «D»).

Читайте также  Почему отстают механические наручные часы?

«L» – «лоу» (низкий). Режим пониженной передачи.

«B» – Такой же режим, как и «L».

«2» – режим движения не выше второй передачи.

«3» – режим движения не выше третьей передачи.

«M» – «мануал». Режим ручного управления с повышением/понижением передачи через знаки «+» и «–». Данный режим имитирует механический режим переключения с МКПП, только в более простом варианте.

«S» – «спорт». Спортивный режим движения.

«OD» – «овердрайв». Повышение передачи (ускоренный режим).

«W» – «винтер». Режим движения для зимнего периода, при котором трогание с места начинается со второй передачи.

«E» – «экономик». Движение в экономичном режиме.

  • «HOLD» – «удержание». Используется совместно с «D», «L», «S», как правило, на машинах марки «Мазда». (Читать руководство).
  • При эксплуатации АКПП особое внимание следует уделить изучению руководства по эксплуатации конкретного автомобиля, так как некоторые обозначения могут функционально отличаться.

    А если в полноприводном автомобиле присутствуют обозначения «1» и «L», то буква «L» может означать не «Low» (понижение), а «Lock» (замок) – что также обозначает блокировку дифференциала.

    Запуск двигателя с АКПП

    Запуск двигателя с автоматической коробкой имеет следующие особенности:

      В машине с АКПП всего две педали: «тормоз» и «газ». Поэтому левая нога водителя практически не используется. При запуске двигателя педаль «газа» не нажимается, а вот педаль тормоза в некоторых марках автомобилей нажимать обязательно, иначе двигатель не заведется (читать руководство по эксплуатации).

    Однако инструкторы по вождению советуют взять за правило – перед запуском двигателя с АКПП нажимать педаль тормоза всегда. Это предотвратит самопроизвольное движение машины при нейтральном режиме «N», а также позволит быстро перейти в режимы движения «D» или «R». (Без нажатия тормозной педали переключиться в указанные режимы и тронуться с места не получится).

    В автомобилях с АКПП предусмотрена защита – автоматическая блокировка запуска двигателя при неправильном положении рычага переключения передач. Это значит, что двигатель с АКПП можно завести только при условии, что рычаг переключения передач находится в одном из двух положений: или «P» (паркинг), или «N» (нейтралка). Если рычаг ПП будет находиться в любом другом положении, предназначенном для движения, будет срабатывать блокировочная защита от неправильного запуска.

    Данная защитная функция очень полезна, особенно для новичков, и особенно в городах с большой «автомобильной плотностью», где на парковках и в потоках автомобили стоят плотно друг к другу. Ведь даже опытные водители иногда забывают «снять автомобиль со скорости» перед запуском двигателя, в результате чего при запуске машина сразу начинает ехать и врезается в ближайшее авто или препятствие.

    Запускать двигатель с АКПП можно как в режиме «P» (паркинг), так и в режиме «N» (нейтральный), однако производители рекомендуют использовать только режим «P». Поэтому лучше установить для себя еще одно правило – парковаться и запускать двигатель только в режиме «паркинг».

  • После поворота ключа в замке зажигания перед запуском стартера рекомендуется подождать несколько секунд, чтобы дать время включиться бензонасосу и подкачать компрессию.
  • Следует помнить, что на некоторых марках автомобилей с АКПП переключение передач невозможно без вставки и поворота ключа в замке зажигания (разблокировки коробки передач). Также, на некоторых марках невозможно вытащить ключ из замка зажигания, если рычаг ПП находится в положении «D». (Читайте руководство по эксплуатации).

    Начало движения и остановка с АКПП

    Большинство водителей, которые пересаживаются с «механики» на «автомат», первое время машинально выполняют действия, которые они привыкли многократно выполнять при езде на автомобиле с механической коробкой передач. Поэтому таким водителям, прежде чем начинать ездить с АКПП по дороге в общем автомобильном потоке, рекомендуется предварительно потренироваться в одиночестве.

    Итак, стандартный порядок действий для трогания с места на автомобиле с АКПП выглядит следующим образом:

      Вставить ключ в замок зажигания.

    Выжать педаль тормоза правой ногой (левая нога при езде с АКПП не задействуется).

    Проверить положение рычага переключения передач — он должен находиться в положении «P» – «паркинг».

    Запустить двигатель (при нажатой педали тормоза).

    Также при нажатой педали тормоза переключить рычаг ПП в положение «D» – «драйв» (движение вперед).

    Полностью отпустить педаль тормоза, после чего автомобиль тронется с места и начнет движение вперед с небольшой скоростью — около 5 км/час.

    Для увеличения скорости движения нужно нажать на педаль «газа». Чем сильнее вы будете нажимать на педаль «газа», тем выше будут передачи и скорость.

    Для остановки автомобиля нужно убрать правую ногу с педали «газа» и выжать (ей же) педаль тормоза. Автомобиль остановится.

  • Если вы планируете покинуть автомобиль после остановки, то при нажатой педали тормоза переместите рычаг переключения передач в режим «P» – «паркинг». Если же остановка потребовалась в пробке, у светофора или пешеходного перехода, то, естественно, рычаг ПП переключать в «паркинг» не нужно. После того, как вы решите опять продолжить движение, отпустите педаль тормоза и нажмите на педаль «газа» для увеличения скорости.
  • Многие современные АКПП имеют имитацию механического режима переключения передач «M» (как на МКПП) для повышения/понижения передач с помощью кнопок «+» и «–» на рычаге ПП. То есть, водителю предоставляется возможность самому вручную повышать или понижать передачи, забирая эту функцию у «автомата». При этом переход на механический режим переключения передач может производиться в движении, когда машина уже едет в режиме «D».

    Для предотвращения повреждения двигателя при переходе в ручной режим «M» на ходу у всех АКПП предусмотрена специальная защита. Переход на ручное управление «M» актуален в следующих ситуациях:

      При движении по бездорожью на пониженной передаче, чтобы избежать пробуксовки.

    При движении накатом с горки, с торможением двигателем. Использовать для движения накатом нейтральный режим «N» не рекомендуется, так как он вреден для АКПП. А накат в режиме «D» не совсем удобен, так как происходит постепенное снижение скорости.

  • Для удобного прохождения поворотов и других маневров, в том числе и для резкого ускорения при обгоне.
  • Распространенные ошибки при использовании АКПП

      Самой распространенной ошибкой, приводящей к поломке АКПП, является включение режима «D» — «драйв» (движение вперед) без полной остановки при движении задним ходом. И, то же самое, только наоборот – включение режима «R» (задний ход) без полной остановки при движении вперед.

    Вторая распространенная ошибка (скорее, заблуждение) связана с режимом «N» (нейтралка). Дело в том, что данный режим является экстренным, чтобы разблокировать колеса для кратковременной буксировки или перестановки машины в случае какой-либо неисправности. И только для этого!

    Но многие неопытные водители используют нейтральный режим «N» в пробках при кратковременных остановках, что приводит к гидравлическому удару и преждевременному износу АКПП. В пробках при частых остановках нужно использовать режим «D» вместе с педалью тормоза. Если нужно остановиться – нажимается педаль тормоза, если нужно медленно продвинуться вперед – педаль тормоза просто отпускается, и машина медленно катится вперед. И так можно ездить целый день.

    Третья ошибка – переход в нейтральный режим «N» из режима «D» на ходу, в движении по трассе. Это опасно (особенно на большой скорости), так как может заглохнуть двигатель, в результате чего отключится гидроусиление руля и усиление тормозов, и автомобиль станет почти неуправляемым.

    Еще одна ошибка – буксировка машины с АКПП на расстояние больше 40 км и на скорости более 50 км/час. В коробке «автомат», в отличие от МКПП, система подачи масла работает под давлением, но при буксировке она не работает. Соответственно, детали «автомата» вращаются «на сухую», без смазки, в результате чего происходит их очень быстрый износ.

  • Нередкой ошибкой является попытка завести машину с АКПП «с толкача». И хотя такие попытки часто приводят к желаемому результату (двигатель запускается), все равно на механизм АКПП это действует разрушающе, и при такой частой эксплуатации «автомат» может не выработать и половины заложенного ресурса.
  • Заключение

    Вполне возможно, что для кого-то АКПП покажется сложным и привередливым механизмом, несмотря на простоту и удобство его использования. Но это только на первый взгляд. На самом деле «автоматы» зарекомендовали себя как вполне надежные агрегаты, но, конечно же, при условии их правильной и грамотной эксплуатации. Особенно удобно пользоваться АКПП в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

    Видео о том, как пользоваться «автоматом»:

    Как не запутаться в педалях? Расположение газа, тормоза и сцепления на механике и автомате

    05 февраля 2017 Категория: Техника вождения автомобиля

    Какое расположение педалей в машине с механической коробкой передач сейчас знают почти все и даже те, кто абсолютно не умеют водить машину.

    Причина этого в том, что в нынешних автомобилях последовательность и набор педалей управления унифицированы. Расположение педали газа, тормоза, сцепления на разных автомобилях одинаково. Сделано это для того, чтобы автомобилистам было проще ориентироваться в управлении разными видами автомобилей. Также это значительно упрощает обучение новичкам и не имеющим стажа вождения водителям.

    Опытные водители с большим стажем вообще пользуются педалями автоматически, совсем не задумываясь, куда нажимать в конкретный момент. В этой статье мы поговорим о расположении педалей в автомобилях с разными типами трансмиссий, а также как правильно ими пользоваться.

    Немного истории

    Впервые механизмы управления, имеющие хоть какое-то сходство с современными авто, были применены в автомобилях Ford T. Эта была первая машина, которая сошла с конвейера и была пущена в серию. Именно с этого автомобиля началась эра автостроения, и был дан старт капиталу Генри Форда.

    В этом автомобиле система управления сильно отличалась от всех предыдущих автомобилей. Автолюбители того времени были немало удивлены такими «ноу-хау». Впервые автомобиль стал заводиться с помощью ключа, а не кнопки. Также в нем появились три педали:

    1. Крайняя левая педаль предназначалась для сцепления с дорогой в момент переключения передач.
    2. Средняя педаль отвечала за задний ход.
    3. Крайняя правая была аналогом современного тормоза.

    Педали газа не было, ее функцию выполнял рычаг, расположенный там, где сейчас располагается селектор коробки передач.

    Подробнее об автомобиле Ford Model T можете узнать из данного видео:

    Расположение педалей в машине с механической и автоматической коробкой передач

    Как мы уже говорили, на всех нынешних машинах педали устанавливаются стандартно. Есть лишь отличие в разделении по системам коробки передач. На автомобилях с коробкой автомат обычно устанавливают только две: педаль газа и тормоза. На машинах с механической коробкой добавляется третья педаль, отвечающая за сцепление.

    Другие комбинации устанавливать не разрешается. В ином случае автомобиль не пройдет проверку и разработчик не получит лицензию на продажу машины.

    Как уже было сказано выше, в автоматической коробке передач:

    • Левая педаль – это тормоз.
    • Правая педаль – газ.
    Читайте также  Как разложить задние сиденья на ниве шевроле?

    Функции педали сцепления выполняет компьютер. Компьютер лучше справляется с этой задачей, поэтому в авто с большими объемами двигателей, развивающих большую скорость, зачастую устанавливают именно коробку автомат.

    В машинах с механической коробкой передач устанавливают уже три педали:

    1. Крайняя левая – это педаль сцепления.
    2. Средняя педаль – тормоз.
    3. Правая педаль – это газ, и никак по-другому.

    Отличия бывают только в расстоянии между ними, высотой их нахождения над полом, а также шириной самой педали. Единые стандарты расположения педали газа, тормоза, сцепления в машинах с МКПП установлены во всем мире и на всех современных автомобилях. Преимущества данной стандартизации:

    • Пересаживаясь на новый автомобиль, водитель не столкнется с проблемами, связанными с привыканием к другому расположению механизмов управления.
    • Сев за руль нового автомобиля водитель не будет путаться в педалях.
    • На дорогах намного безопаснее именно по причине того же отсутствия привыкания и путаницы.
    • Для разных категорий авто система управления остается одинаковой.

    Конечно, технологии не стоят на месте, и у производителей давно имеются современные наработки для еще большего упрощения системы управления транспортом. Но вводить что-то новое и так в прекрасно работающие системы, и снова разрабатывать стандарты никто пока не спешит. Ведь для этого всем без исключения водителям придется переучиваться на новые способы управления, и далеко не все готовы отказаться от привычной, удобной и простой системы.

    Как пользоваться педалью газа, тормоза, сцепления в машине?

    Есть определенные правила или даже рекомендации, как правильно нажимать на ту или иную педаль. Конечно, каждый человек индивидуален, к примеру, кому-то проще нажимать определенные педали левой ногой, а не правой, но все-таки стоит делать все так, как предусмотрено производителем:

    • Если на машине установлен «автомат» или вариатор, то педаль газа и тормоза следует нажимать только одной ногой – правой. Левая должна стоять на специальном возвышении, управлении автомобилем она не задействуется.
    • При работе с педалями в машине с механической коробкой передач используют обе ноги. Правой ногой контролируется газ и тормоз, а левой – сцепление.

    Давайте подробнее рассмотрим расположение и работу с каждой из педалей автомобиля с механической коробкой передач. Кстати те же правила будут касаться и автомобилей с автоматической коробкой передач, разве что кроме сцепления. Эти рекомендации взяты не с потолка, это оптимальный способ управлять автомобилем наиболее безопасно и как можно меньше отвлекаясь от дороги.

    Педаль сцепления

    Сцепление является одним из ключевых компонентов в машине на механике. При нажатии на педаль сцепления происходит отключение крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Педаль сцепления расположена ближе всего к двери водителя. При вождении нажимать на нее нужно исключительно левой ногой. Нажимая на педаль сцепления, вы должны толкать ее всем весом ноги, скользя пяткой по полу.

    При работе со сцеплением вы должны помнить, что пятка все время должна находилась на полу. Если вы хотите убрать ногу со сцепления, вам нужно лишь слегка приподнять ее и повернуть влево от педали. Вы также не должны постоянно держать ногу над педалью или все время опираться на нее. Поскольку при езде по неровностям вы непреднамеренно будете нажимать на нее, что со временем приведет к неисправностям сцепления.

    Педаль тормоза

    Тормоз – вторая педаль, если считать от двери водителя, которой управляют правой ногой. Надавливая на нее, вы должны всегда держать пятку на полу. Это позволит вам лучше контролировать давление на педаль. Когда вы перемещаете ногу на акселератор, пятка должна всегда находиться на одном и том же месте.

    Торможение на первый взгляд кажется простым действием, но оно требует от водителя немалого самообладания и опыта. Большинство людей забывают о существовании АБС и тормозят слишком поздно. Вдобавок давят на педаль сцепления в неподходящий момент времени, увеличивая тем самым тормозной путь.

    Торможение следует начинать с нажатия на педаль тормоза, и только на заключительной ее стадии следует задействовать сцепление. При экстренном торможении сначала нажимаем на тормоз, а при активации системы АБС выжимаем сцепление. Если ABS во время экстренного торможения не срабатывает, то нет необходимости нажимать на сцепление быстрее, чем за несколько секунд до остановки машины.

    Педаль газа

    Газ – самая правая педаль, которой нужно управлять той же ногой, что и тормоз. При изменении положения ноги с одной педали на другую, не нужно забывать, что пятка всегда должна стоять на одном месте. Работать педалью газа не сложно, требуется лишь небольшое нажатие.

    При нажатии на газ нужно быть очень осторожным. Будьте готовы к тому, что машина тронется с места и поедет вперед. Педаль следует нажимать осторожно и спокойно, так как слишком сильное нажатие может привести к тому, что автомобиль резко дернется, и вы потеряете контроль над ним.

    Умелое нажатие на газ пригодится нам в первую очередь, когда машина находится в грязной местности, на снегу или в грязи. В такой ситуации паническое нажатие на педаль газа вам ничего не даст, разве что только ухудшит ситуацию. При езде по пересеченной местности, нужно плавно нажимать на педаль акселератора.

    Подведем итоги

    Стандартизация систем управления машиной дают человеку возможность выбирать любой тип автомобиля, не боясь того, что он может столкнуться с непривычным расположением педали газа, тормоза, сцепления в машине. Если бы каждый производитель устанавливал свою систему управления, на дорогах во много раз стало бы опасней. Так как в сотни раз увеличилось бы количество аварий из-за ошибок, связанных с непривычным управлением.

    Педали в машине

    Любой автомобиль сегодня оснащен педалями, не зависимо от применяемой коробки передач. Разница будет лишь в их числе. Существующие сегодня механические коробки, автоматы, роботы и вариаторы, отличаются конструкцией и способом перехода от одной передачи к другой. Но без педалей ни одна из них обойтись пока не может. Педали автомобиля облегчают управление.

    Расположение

    Располагаются педали в одинаковом порядке. Не зависимо от того механическая трансмиссия или автоматическая. Автоматы, роботы и вариаторы имеют две педали, вместо трех. Потому что, нет нужды в отключении сцепления.

    Интересный факт: в автомобилях с правым рулем, которые гоняют по Японии и Великобритании, и иногда встречаются и у нас, положение педалей совпадает с привычными нам леворульными машинами. А не в зеркальном отображении, как некоторые могли представить.

    Машина с МКПП

    Автомобили, оснащенные механикой имеют три педали. Расположение педалей механика имеет следующее.

    1. Сцепление. Сцеплением управляет крайняя слева педаль. Выключение сцепления, облегчает переключение между ступенями и снижает нагрузку на детали коробки.
    1. Тормоз. Педаль в середине, вызывает торможение автомобиля, и называется тормоз. Нажатие на нее, задействует тормозную систему машины, препятствуя вращению колес. При этом скорость снижается, вплоть до остановки.
    1. Газ. Крайняя педаль с правой стороны, это газ. Нажатие на нее вызывает усиленную работу мотора и разгон машины. Скорость разгона напрямую зависит от усилия нажатия. Рекомендуется давить на нее постепенно, плавно.

    Машина с автоматикой

    Педали в машине автомат всего две, потому что, отключение сцепления не требуется. Передачи переключаются автоматически.

    1. Тормоз. Крайняя слева педаль будет тормозом. Она крупнее, чем в машине с механикой.
    1. Газ. Педаль справа — газ.

    Расположение педалей автомат такое же, как у механики.

    Работа педалей механики

    В автомобиле, имеющем механическую КПП, выключают ручной тормоз. Затем заводят двигатель. Для этого, ключ зажигания поворачивают в замке до упора. После этого нажимают сцепление, и переключаются на первую передачу.

    После чего отпускают сцепление, и машина начинает двигаться. Далее, плавно выжимается газ, и по мере разгона переключаются передачи, после нажатия сцепления.

    Передачи необходимо переключать как при разгоне, так и при снижении скорости. Переключаются ступени по порядку, чтобы не ломать коробку и не сбивать с ритма двигатель.

    Газ, тормоз, сцепление – должны работать как одна команда, иначе появятся рывки, дерганье автомобиля, а мотор будет глохнуть. При неправильном или не последовательном переключении ступеней хрустит коробка.

    Работа педалей автоматики

    Управление автоматикой намного проще. Постоянно выключать сцепление нет необходимости, передачи сами переключаются в нужной последовательности, специальными муфтами.

    Рычаг включает только режим «D», для движения вперед. Либо «R», для заднего хода автомобиля. Еще могут присутствовать режимы «P» — для длительной парковки и «N» — соответствующий нейтральной передаче у механики.

    Нажатие газа, после запуска мотора, вызывает движение авто в нужном направлении. Воздействие на тормозную педаль передается тормозной системе и системам, обеспечивающим безопасность, например ABS. Устройство торможения гораздо сложнее, чем на механике.

    Какой ногой нажимать

    Залог безопасной езды – правильное нажатие педалей, той ногой, которой следует это делать.

    Важное правило: Нажимать на педаль сцепления всегда надо левой ногой, а торможения и газа только правой.

    Если условно поделить стопу ноги на три сегмента, это позволит точнее объяснить правило:

    1. передняя часть ступни, как наиболее чувствительная, нажимает газ;
    1. средняя часть, более твердая и сильная, на тормоз или сцепление;
    1. пятка не используется, эта часть наименее чувствительная, и работать ей крайне неудобно.

    Внимание: важным элементом управления педалями является обувь. Для управления машиной, нужна удобная обувь, в которой вы хорошо «чувствуете» педали. Обувь плотная и свободно сидящая на ноге.

    Мягкая подошва некоторых кроссовок, снижает это ощущение, что не позволяет нажимать педали с необходимым усилием и повышает риск попадания в аварию.

    Нельзя управлять машиной в туфлях с длинными каблуками (это касается женщин). Причиной аварии может быть попадание каблука под педаль тормоза, что не позволяет выжать ее до конца.

    Есть любители поспорить о возможности нажатия тормоза левой ногой в авто, оснащенных автоматикой, ведь педали две. Тут вопрос удобства и привычки водителя. Привыкшему тормозить правой, переучиваться будет сложно, лучше оставить как есть, чтоб педали не перепутать.

    Нажатие двух педалей

    Случаются такие осечки и у любителей, и у профессиональных шоферов-нажимают одновременно газ и тормоз. Какие при этом возможны последствия:

    • при одновременном нажатии газа и тормоза на механике, ломает сначала диски сцепления (накладки сгорают и рассыпаются, металл синеет и теряет прочность), затем шестерни коробки;
    • для автомата – вообще смертельно, гидротрансформатор сгорает почти сразу;
    • некоторые современные автоматы и роботизированные коробки имеют защиту от подобных нажатий. Реагируют на такую ситуацию, как на тормоз;
    • подобная реакция предусмотрена для гоночных машин. Это позволяет гонщикам тормозить, не отпуская педали газ.

    Вывод

    Залог безопасной езды, это знание расположения педалей и умение их правильно нажимать, в зависимости от ситуации. Важна так же обувь. Перепутанные педали, или нажатые одновременно, могут обойтись потерей не только денег, но и жизни. А от того, какой ногой вам удобнее жать на педали, ничего не зависит, жмите как вам удобнее.