Tir на грузовиках что это значит?

TIR-перевозки — ключевые особенности и использование МДП-книжек

М ногие бизнесмены занимаются международными перевозками грузов при помощи автомобильного транспорта. Существует множество методов транспортировки грузов, одним из самых надёжных методов являются TIR-перевозки. Какими особенностями обладают TIR-перевозки? Что такое книжка МДП и как она заполняется? Что означает TIR на фурах? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

Carnet TIR на грузовиках — что это означает, расшифровка

Табличка TIR на фуре в расшифровке обозначает, что груз перевозится согласно Таможенной конвенции о международной перевозке грузов. Конвенция TIR была создана в Женеве в 1975 году для упрощения перевозки грузов через границу. Сегодня конвенция TIR действует в 57 странах, среди которых все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые азиатские и африканские страны.

При пересечении границы перевозчик груза предоставляет таможенным службам документ, который называют книжкой МДП (в Европе и США этот документ называют Carnet TIR).

TIR-перевозки обладают следующими специфическими особенностями:

  1. Перевозка грузов осуществляется только в опечатанных и опломбированных грузовиках и контейнерах.
  2. На промежуточных границах груз не проходит обязательную полную проверку, что заметно сокращает время доставки груза в пункт назначения.
  3. На основных пограничных пунктах груз проходит проверку по ускоренной схеме.
  4. Для осуществления TIR-перевозки необходимо получить соответствующую лицензию. На сегодняшний день общее количество транспортных компаний, у которых есть лицензия TIR, составляет более 40 тысяч.
  5. В ближайшем будущем планируется введение электронной версии TIR.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Перевозка грузов с применением книжки МДП

Книжка МДП — это специальный документ, который содержит основную информацию о грузе и поставщике, а сама транспортировка осуществляется в рамках TIR-конвенции.

Этот документ имеет следующую структуру:

  • Обложка жёлтого цвета.
  • Грузовой манифест (содержит основную информацию о грузе).
  • Парные зелёные и белые отрывные листки с корешками (эти листки отрывают таможенники для ведения учёта).
  • Протокол.
  • Задняя обложка, которая также содержит отрывные листки.

Каждая книжка имеет свой уникальный номер (состоит из 2 латинских букв и 7 цифр).

Чтобы получить Carnet TIR на груз в России, необходимо сделать следующее:

  • Необходимо вступить в IRU (Международный союз автомобильного транспорта) и пройти аккредитацию. Также требуется оплатить страховые взносы за каждую книжку (1 книжка = 12,5 швейцарских франков).
  • Необходимо обратиться в отделение Федеральной таможенной службы и предоставить пакет необходимых документов (заявление, документы на транспортную компанию, документы на груз, информация о водителе и так далее).
  • Теперь нужно получить в транспортной инспекции карточку допуска к международным перевозкам грузов.
  • Транспортные средства должны пройти международную сертификацию.
  • Также необходимо получить таможенные свидетельства на прицепы (если они будут использоваться при транспортировке груза).

Основная информация о грузе содержится в грузовом манифесте:

  • Страны назначения и отправления.
  • Весь список таможен, которые будет пересекать транспортное средство во время транспортировки груза.
  • Очерёдность и порядок прохождения таможенных пунктов.
  • Ключевая информация о грузе — краткое описание, вес, количество грузовых мест, код ТН ВЭД и так далее.
  • Список сопроводительных документов на груз, а также номера этих документов.
  • Регистрационный номер ТС.
  • Основные отметки таможни — номера пломб, печати, штампы и так далее.

ТИР заполняется отправителем груза.

Желательно, чтобы заполнением этого документа занималось компетентное лицо (например, таможенный экспедитор), поскольку заполнение книжки МДП имеет множество нюансов, о которых может не знать простой человек. В книжке не должно быть информации, которая могла бы быть истолкована неоднозначно.

В книжку можно вносить исправления — для этого необходимо:

  1. Аккуратно зачеркнуть некорректную информацию.
  2. после внесения правильных данных необходимо заверить исправление при помощи специальной таможенной печати (если не поставить печать, то книжка МДП будет считаться недействительной).

Как работает МДП

Книжка МДП работает следующим образом:

  • При въезде в новую таможенную зону из книжки вырывается специальный листок белого цвета, при этом у водителя остаётся корешок этого листка, а на самом корешке таможенной службой ставится штамп (эту процедуру называют открытием МДП).
  • При выезде за пределы таможенной зоны из книжки вырывается специальный листок зелёного цвета, при этом у водителя остаётся корешок этого листка, а на самом корешке таможенной службой ставится штамп (эту процедуру называют закрытием МДП).
  • Листки должны быть оторваны в том порядке, который указан в других пунктах книжки. В случае нарушения порядка водитель может быть оштрафован (а сам груз в некоторых случаях могут конфисковать до выяснения обстоятельств нарушения перевозки).

Также следует помнить, что существует несколько разновидностей книжки в зависимости от общего количества страниц. Страниц может 4, 6, 14 и 20, а изменяться может лишь количество парных отрывных листков с корешками. При пересечении границы таможенники отрывают эти листки, поэтому перед отправкой необходимо подсчитать количество таможен, которые будет пересекать груз, после чего следует подобрать книжку соответствующего объёма.

Отслеживание книжки МДП

В середине девяностых годов была создана электронная система SafeTIR, с помощью которой в любой момент времени можно проверить статус книжки. Осуществить онлайн-проверку можно при помощи официального приложения CuteWise, расположенного на сайте www.cutewise.org.

Основные функции SafeTIR:

  • Может служить в качестве подтверждения того факта, что МДП-перевозка была завершена или прекращена. В большинстве случаев информация о прекращении перевозки передается таможенниками в специальную международную службу IRU. После этого данные о прекращении перевозки вносятся в систему, а среднее время передачи данных в систему составляет 24-36 часов. После внесения данных информация о прекращении или завершении транспортировки становится доступна всем участникам МДП-перевозки (таможенные органы, страховщики, транспортные компании и так далее).
  • Облегчение проверки Carnet TIR таможенными службами.
  • Имеется возможность отслеживания местонахождения МДП-книжки, что позволяет вовремя обнаружить пропажу этого документа.
  • В случае обнаружения каких-либо нарушений заметно упрощается процедура расследования.
  • Невозможность внесения в книжку неправомерных исправлений.

Особенности применения ТИР на российской границе

В 2013 году произошёл конфликт между Федеральной таможенной службой и российским отделением IRU относительно растаможки при помощи книжек МДП. Из-за конфликта применение ТИР приобрело определённое количество условий, которые осложняют перевозку груза через российскую границу.

Перечислим эти осложнения:

  • После пересечения российской границы документ МДП закрывается в добровольном или принудительном порядке на первой же таможне, но при этом новый документ МДП не открывается.
  • Для дальнейшей транспортировки требуется оформление транзитной декларации по стандарту РФ, а также необходимо оформить документы, гарантирующие уплату таможенных платежей, это может быть, например, банковская гарантия уплаты таможенных пошлин.
  • После закрытия книжки МДП необходимо оформить все необходимые документы прямо на таможне в течение 3 часов. Если этого не сделать, то транспортное средство будет эвакуировано на штрафную площадку (при этом водителю придётся платить за эвакуацию и каждые за 24 часа простоя на штрафплощадке).
  • Перед въездом в Россию (а также в другие страны Таможенного союза) необходимо пройти специальную процедуру, которая называется Электронное Предварительное Информирование (ЭПИ). Для этого необходимо зарегистрироваться на официальном электронном сайте ЭПИ; после этого необходимо подать информацию о грузе, который будет въезжать на территорию России. В конце вам присвоят специальный MRN-номер, который необходимо показать таможенникам при пересечении российской границы.

В каких случаях рекомендуется прибегать к использованию Carnet TIR, можно узнать из данного видео:

Подведём итоги. Во-первых, TIR-перевозки осуществляются в рамках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов, а подписали эту конвенцию 57 стран (все страны Европы, США, Китай, Индия, некоторые страны Азии и Африки). Во-вторых, в качестве основного документа на груз при таких транспортировках используется книжка МЦП (в европейских странах этот документ называется Carnet TIR). В-третьих, при пересечении границы сотрудник таможенной службы отрывает специальные листки, которые содержатся в книжке МЦП, что служит подтверждением того факта, что груз прошёл растаможивание. В-четвёртых, существует открытая база данных SafeTIR, с помощью которой можно отследить свою книжку МЦП.

Что такое мультимодальные и интермодальные перевозки читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Что такое корнет Carnet TIR — действие конвенции МДП на территории РФ

Государственный контроль, соответственно их видам, производят друг за другом: если подконтрольный объект покидает Российскую Федерацию, то Ространсинспекция, далее таможня, затем пограничный контроль; если подконтрольный объект въезжает в Российскую Федерацию, то сначала пограничный контроль, потом Ространсинспекция и последний пункт — таможня. Каждый последующий орган приступает к своему контролю лишь тогда, когда предыдущий орган заканчивает свой контроль.

Далее вы узнаете как действует система система TIR в таможенных органах РФ.

Аббревиатура TIR (МДП) – что это значит?

Надпись «TIR» на грузовиках встречается довольно часто, что это означает? Это сокращение и в переводе с французского на русский звучит как «международные дорожные перевозки» — расшифровка МДП. Иначе говоря, этими буквами – TIR либо МДП — обозначается интернациональная система, позволяющая по определённой процедуре транспортировать грузы с пересечением границ между странами, присоединившимися к данному соглашению.

Система МДП функционирует, опираясь на Таможенную конвенцию ООН о международной перевозке грузов. Управление системой производится МСАТом (Международным союзом автомобильного транспорта). На сегодня в данной системе принимают участие 67 стран и Европейский Союз. Детальные сведения о Конвенции МДП содержатся в «Справочнике по МДП», который можно найти на сайте МСАТа, а полезная информация об автомобильных контейнерных перевозках вот здесь.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Что такое книжка МДП (Carnet TIR)?

Бланки этих документов реализуют организации, определённые внутренними решениями стран, участвующих в системе МДП. В России это – АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков), находящаяся в Москве. Порядок получения и оформления книжек МДП, список необходимых для этого документов, текущая стоимость книжки, другая информация по сопутствующим вопросам, включая инструкции по подготовке и использованию необходимых при производстве интернациональных перевозок документов – прерогатива АСМАП и могут быть получены с сайта этой организации.

Читайте также  Кипр или Крит что лучше?

Книжка МДП – документ, внешне похожий на крупноформатный блокнот, в котором имеются:

  • обложка горчичного цвета;
  • грузовой манифест в жёлтом цвете;
  • попарно сдвоенные белого и зелёного цветов отрывные листы с корешками;
  • лист протокола;
  • форзац обложки и его отрывная часть.

Книжка имеет собственный уникальный номер из двух латинских букв и семи цифр. Срок ее действия ограничен — с помощью штампа на её обложке указывается последний срок её действия.

На каждый автомобиль для одной перевозки книжка заполняется в одном экземпляре, действительном вплоть до окончания перевозки. В процессе транспортировки груза таможенные органы стран, границы которых пересекает транспортное средство, проверяют лишь целостность произведённого ранее таможенного пломбирования. После проверки, если целостность пломб не нарушена, работник текущего таможенного органа изымает один лист книжки МДП и заполняет оставшийся в ней соответствующий корешок.

Полностью порядок заполнения этого документа приведён в соответствующей инструкции, также и русскоязычной, распространяемой Международным союзом автомобильного транспорта (IRU) и имеющейся в АСМАП и её отделениях в регионах.

При наличии обоснованной претензии к кому-либо из автоперевозчиков АСМАП покрывает эту претензию как гарант и, уже затем, выясняет отношения с нарушителем.

Всё здесь сказанное не прекращает права любой из пересекаемых автомобилем таможен провести полный контроль, как автомобиля, так и транспортируемого им груза, если посчитает это нужным.

Грузовой манифест TIR CARNET

  • Страна-отправитель и страна-получатель.
  • Таможня-отправитель и таможня-получатель.
  • Таможни в порядке очерёдности их прохождения.
  • Информация о перевозимом грузе: наименование, код по ТН ВЭД, вес брутто и нетто, число мест.
  • Информация о числе мест и указания о соответствующих таможнях назначения.
  • Перечень сопровождающих товар транспортных документов с указанием их номеров.
  • Номер регистрации автомобиля, выполняющего перевозку.
  • Номера применённых пломб, печати и прочие отметки таможни.

Если имеется соответствующий опыт, то всё необходимое можно заполнить и самостоятельно. Однако, для этого необходимо тщательно изучить множество самых различных бумаг, нередко оформленных довольно аляповато. Поэтому лучше все же поручить заполнение документов специалистам, как правило, имеющимся на таможнях. Сколько стоят услуги таможенного брокера и, чем они могут помочь участнику ВЭД, вы можете узнать в одной из наших статей.

Накладные при перевозках

По окончании транспортировки один из имеющихся экземпляров заверяется получателем и возвращается перевозчику. Получателю груза достаётся последний экземпляр. За полноту и достоверность данных в CMR вся ответственность лежит на том, чья печать стоит в 22-й графе документа. Подробнее о том, что такое CMR мы уже уже рассказывали в предыдущей статье. Необходимо особо подчеркнуть важность совпадения данных, указанных во всех экземплярах не только данного документа, но и вообще во всех перевозочных документах.

Международные автоперевозки – кто и как может этим заниматься

Порядок оформления автоперевозчиками разрешения на производство ими международных перевозок устанавливается специальным Положением правительства о допуске к подобным перевозкам. В настоящее время действует положение № 505 от 24.05.2012. Некоторые необходимые выдержки из него приведены далее.

Основные условия, выполнение которых необходимо для оформления разрешения на выполнение международных автоперевозок.

  1. Наличие автотранспортных средств, принадлежащих заявителю и удовлетворяющих требованиям действующих норм.
  2. Компетентность лиц, несущих ответственность за выполнение трансграничных автоперевозок.
  3. Наличие страхового полиса у перевозчика.

Что необходимо для оформления разрешения на производство международных автоперевозок:

  • заявление о выдаче удостоверения;
  • подтверждение прав собственника или другое юридически сильное обоснование владения транспортными средствами;
  • документы о государственной регистрации соответствующих автотранспортных средств;
  • страховой полис;
  • документальное подтверждение профессиональной состоятельности ответственного работника;
  • опись прилагаемой документации.

Вас интересует какие документы могут истребовать у перевозчика для контроля? В утверждённом Министерством транспорта России «Административном регламенте по надзору в сфере транспорта» имеется пункт 11, который содержит в себе подробный перечень необходимых документов, необходимых при ввозе или вывозе различных грузов на территорию России или из неё.

Как отследить перевозку — система SafeTIR

TIR и эволюция – вовсе не враги и в 1995 году, по причине актуальности указанной задачи, а также из-за необходимости контроля за доступом к МДП Административный комитет решил принять Рекомендацию о создании контрольной системы за использованием книжек МДП. Данная программа, под названием SafeTIR, была внесена в Конвенцию МДП (Приложение 10).

Позже МСАТ создал программный инструмент «SafeTIR в реальном времени», допускающий оперативное отправление в МСАТ сведений о завершении действия МДП, как это и предусмотрено Приложением 10. Эти данные, по их получению, становятся доступными всем присоединившимся к системе, благодаря чему они получают возможность быстро проверить каждую книжку МДП.

Предварительное декларирование перевозок (TIR-EPD)

Система декларирования (TIR-EPD) МСАТ поддерживается на сегодня 31 страной, среди которых находится и Россия. Заблаговременное информирование (основная суть обсуждаемого сервиса) помогает облегчить и ускорить предстоящее таможенное оформление грузов и их контроль, а также увеличивает пропускную способность таможенных пунктов.

Какие преимущества обеспечивает эта система? Если речь идет о транспортных операторах, то:

  • она предоставляется бесплатно;
  • обеспечивает конфиденциальность данных;
  • способна передать информацию о перевозках одновременно в несколько стран;
  • просто и безопасно пользоваться.

Органам таможни эта система:

  • гарантирует поступление информации только от зарегистрированных автоперевозчиков;
  • обеспечивает действительность указанной в декларации книжки МДП;
  • заблаговременно располагает информацией о предстоящих перевозках;
  • предоставляет возможность проверки книжек МДП на предмет их действительности.

Для международных торговых отношений эта система:

  • снижает возможность рисков;
  • упрощает проезд через таможенные границы;
  • уменьшает затраты на выполнение перевозок;
  • соответствует современным требованиям безопасности.

Даже неполное перечисление преимуществ подтверждает факт полезности системы TIR-EPD как в плане её применения, так и в смысле экономии средств перевозчиков.

Национальные особенности применения TIRCarnet

  1. Некоторые российские таможни будут обращать внимание на систему TIR и обслуживать соответствующие автомобили согласно принятым соглашениям. Однако список таких таможен, хотя, и согласован сторонами, не является пока утверждённым на правительственном уровне в России, а потому нет никаких гарантий его стабильности и даже принципиальной сохранности.
  2. Практически в любой момент могут возникнуть новые, до сей поры неизвестные, «подводные камни» на границах России. Или наоборот, совершенно неожиданно могут исчезнуть уже имеющиеся на сегодня проблемы, в частности, небольшого числа таможен, через которые есть смысл следовать автомобилям с документами TIR. Однако ни названий таможен, ни сути исчезнувших или появившихся проблем не может назвать сейчас никто.

Никто сегодня не может сказать определённо, каковы будут отношения между Россией и МСАТ завтра. Но теперь вам известно, что означает TIR на фурах и, каковы преференции участников этой системы.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

TIR на грузовиках: что это означает? Правила перевозки груза по TIR

Многие из нас очень часто видели на грузовых автомобилях надпись TIR, однако очень мало людей знают, как расшифровывается данная аббревиатура и что она, в принципе, значит. В этой статье пойдёт речь о том, что означает TIR на грузовиках, и рассмотрим каждый нюанс в деталях.

Тонкости прохождения государственного контроля

Изначально скажем, что госконтроль происходит следующим образом: когда поднадзорный объект выезжает за пределы России, то вначале машину досматривает Ространсинспекция, потом таможенники, а в конце уже пограничники. В тех случаях, когда подконтрольный автомобиль въезжает в пределы России, то в первую очередь он попадет под пограничный контроль, потом с ним работают представители Рострнасинспекции и в конце – таможенники. Важный нюанс, на который сразу же следует обратить пристальное внимание: каждое последующее контролирующее звено не может приступить к выполнению своих непосредственных функций, пока свою работу не закончит предыдущий государственный орган контроля.

Расшифровка международной аббревиатуры

Итак, TIR на грузовиках – что это? В переводе на русский язык с французского эти три латинские буквы означают «международные дорожные перевозки» (МДП – русскоязычный аналог сокращённого обозначения). Проще говоря, TIR – краткое указание интернациональной системы, которая позволяет по строго установленной процедуре осуществлять транспортировку самых различных грузов с пересечением государственных границ между странами, которые, в свою очередь, присоединились к соответствующему международному соглашению. То есть, чтобы понять, что значит TIR, необходимо указать на наличие Таможенной конвенции Организации Объединенных Наций о международной транспортировке грузов. Для управления описываемой системой используется Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ). В наше время к данной системе присоединились 67 отдельно взятых государств планеты и весь Европейский Союз.

Книга международных дорожных перевозок (МДП)

Надпись TIR на фурах означает также и то, что товары, находящиеся в этой автомашине, состоят на учете в книжке МДП – специальном документе, имеющем отрывные бланки (листы), каждый из которых изымается во время прохождения очередного таможенного досмотра (каждый пункт пропуска имеет право использовать лишь один лист книжки). Обобщенно выражаясь, все это означает, что фура имеет международно признанный таможенный документ, который предоставляет право владельцу груза перемещать его через границы по упрощенной процедуре досмотра.

Бланки книжек реализуют те организации, которые были утверждены в каждой стране, участвующей в системе МДП. Если говорить о Российской Федерации, то это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая расположена в Москве. Как получить и оформить книжку МДП, сколько на это потребуется потратить денег, перечень требуемых документов для оформления книжки – все это находится в сфере влияния АСМАП и ею регулируется. Все подробности по данному вопросу можно узнать непосредственно на сайте организации.

Особенности книжки МДП

Рассматривая вопрос: «Что обозначает TIR на грузовиках?», следует внимательно изучить подробнее книжку МДП.

Этот документ внешне очень похож на блокнот крупного формата, который имеет:

  • Обложку горчичного цвета.
  • Грузовой манифест, выполненный в желтом цвете.
  • Отрывные листы с корешками, отпечатанные попарно в белом и зеленом цветах.
  • Лист протокола.
  • Форзац самой обложки и его отрывная часть.
Читайте также  Как поменять дворники на хендай акцент?

Каждой такой книжке присваивается собственный порядковый номер, состоящий из семи цифр и пары латинских букв. Важно иметь в виду, что этот документ имеет ограниченный срок действия, который можно увидеть на штампе, проставленном на обложке.

Особенности перевозок по TIR

Разбираясь подробно, что значит TIR на фурах, укажем: перед началом поездки на каждый автомобиль в одном экземпляре оформляется книжка МДП, которая действительна вплоть до завершения поездки. В процессе перевозки груза работники таможни тех стран, границы которых пересекает автомобиль, выполняют проверку исключительно лишь целостности пломб, установленных ранее. После такой проверки, если нарушения целостности пломб не будут выявлены, сотрудник таможни использует один лист книги МДП и заполняет все графы оставшегося в ней соответствующего корешка. Таким образом, TIR-перевозки довольно жестко регламентированы. В том числе указывается и порядок заполнения книжки МДП, который можно узнать благодаря специальной инструкции, выпускаемой, в том числе, и на русском языке.

Обязанности

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков полностью отвечает перед получателем за выполнение взятых на себя гарантий по сохранности перевозимого груза и несет юридическую ответственность за деятельность тех автоперевозчиков, которые используют книжки МДП.

В тех случаях, когда имеются полностью обоснованные претензии к какому-то из перевозчиков, АСМАП полностью берет решение всех вопросов на себя, а уже после разбирается с нарушителем правил и принимает к нему соответствующие меры на основании действующего законодательства.

Однако следует понимать, что надпись TIR на фурах вовсе не говорит о том, что таможня не будет иметь права вскрыть перевозимый груз и проверить его. При наличии определённых причин таможенник любого государства, границу которого будет пересекать данный автомобиль, может провести полный контроль груза.

Информация о грузовом манифесте

Поскольку многие интересуются: «TIR на грузовиках – что это?», то стоит также внимательно разобраться и с таким документом, как грузовой манифест. В нем содержится следующая информация:

  • Данные о стране-отправителе и государстве-получателе.
  • Таможня, отправляющая груз, и пограничная инстанция, получающая его.
  • Список пройденных таможенных пунктов.
  • Наименование товара, код по ТН ВЭД, общий вес, количество мест и т. п.
  • Список тех документов, которые сопровождают груз, и указание их номеров.
  • Регистрационный номер автомашины, осуществляющей перевозку груза.
  • Номера установленных пломб, печати и другие таможенные отметки.

Оформление всех этих документов лучше всего доверить соответствующим специалистам, которые зачастую имеются на таможенных пунктах.

Накладные

Надпись TIR на грузовиках, значение которой мы детально рассматриваем в этой статье, сигнализирует о том, что обязательно к товару будут прилагаться и накладные КДПГ. Эти документы готовятся как минимум в трех экземплярах. Каждый из них заверяется и отправителем, и перевозчиком. Оригинальный документ остается у отправителя, а два других бланка перемещаются вместе с перевозимым товаром.

После завершения процесса транспортировки один из экземпляров, который находится у перевозчика, заверяется получающей стороной и отдается перевозчику. Новому владельцу груза оставляют последний экземпляр документа. За достоверность данных и полноту их заполнения несет ответственность тот, чья печать будет стоять в графе номер 22. Особого внимания заслуживает такой момент: во всех экземплярах накладных данные должны быть абсолютно идентичными.

Правила международных перевозок

Что означает TIR с точки зрения порядка оформления автомобильными перевозчиками разрешений на осуществление ними международных перемещений грузов? Рассмотрим подробнее.

На сегодняшний день все эти действия регламентируются специальным положением № 505 от 24 мая 2012 года. Основными тезисами положения являются:

  • Заявитель должен иметь автотранспортные средства, которые ему принадлежат и удовлетворяют требованиям указанных норм.
  • За выполнение международных перевозок должны нести ответственность компетентные лица.
  • Перевозчик обязан иметь страховой полис.

Оформление разрешения на выполнение автоперевозок международного значения требует:

  • Подачи соответствующего заявление о получении удостоверения.
  • Подтвердить право собственности транспортным средством.
  • Иметь документацию, подтверждающую прохождение государственной регистрации автотранспортного средства.
  • Иметь полис страхования.
  • Предоставления документов, свидетельствующих о профессиональном соответствии работника.
  • Наличия описи прилагаемого пакета документов.

Все вышеуказанные документы заявитель подает в местное подразделение Ространснадзора по адресу своей личной регистрации.

Описание системы SafeTIR

Как показывает многолетняя практика, абсолютно каждая компьютерная система подвержена вероятности вредоносного, несанкционированного проникновения извне, и потому она нуждается в надлежащей защите. Международная система перевозок TIR также в полной мере ощутила на себе все «прелести» работы современных злоумышленников, и потому возникла потребность в обеспечении собственной безопасности.

TIR на грузовиках (что это такое, мы подробно рассматриваем в статье) – не просто надпись, а символ высокого уровня безопасности международной транспортной деятельности. В 1995 году Административный комитет системы принял решение о создании специальной контролирующей системы по использованию книжек МДП. Эта программа получила название SafeTIR.

Несколько позже Международный союз автомобильного транспорта произвел вспомогательный компьютерный инструмент под названием «SafeTIR в реальном времени», который позволяет оперативно отправлять в МСАТ все сведения о завершении действия МДП. Вся эта информация после ее получения становится доступной абсолютно всем участникам системы, благодаря чему они имеют возможность довольно быстро выполнить проверку каждой книжки МДП.

Перевозки и их декларирование

Система предварительного декларирования (TIR-EPD) сегодня поддерживается 31 государством, в числе которых значится и Российская Федерация, где довольно часто можно встретить TIR на грузовиках (что значит эта надпись на машине, мы уже разобрались). Заблаговременная подача информации дает возможность значительно ускорить и облегчить последующее оформление грузов и их контроль на таможенных пунктах, что также способствует значительному повышению пропускной способности этих таможенных постов.

Система раннего декларирования имеет следующие преимущества:

  • Предоставляется она на бесплатной основе.
  • Гарантирует полную конфиденциальность данных.
  • Может передавать требуемую информацию о грузоперевозках сразу же в несколько стран.
  • Простоту и безопасность использования.

Таможенным органам данная система позволяет:

  • Гарантировать получение информации исключительно от зарегистрированных автомобильных перевозчиков.
  • Обеспечить правдивость указанной в декларации книги МДП.
  • Заранее предоставить информацию о предстоящих перевозках.
  • Проверить действительность книжек МДП.

Международным торговым отношениям указанная система дает возможность:

  • Снизить возможные риски.
  • Упростить пересечение таможенных кордонов.
  • Уменьшить затраты осуществляемых перевозок.

Российские реалии

Сегодня очень часто можно встретить TIR на грузовиках. Что это означает на практике? К сожалению, уже достаточно давно отношения между МСАТ и Россией весьма натянуты.

  • Определённые таможенные пункты Российской Федерации непременно будут обращать свое внимание на систему TIR и проводить обслуживание данных автомобилей на основании утвержденных соглашений. Но перечень этих таможенных постов, хотя и оговорен сторонами, все же не утвержден окончательно на уровне правительства в стране, и потому какие-либо гарантии стабильности взаимодействия никто не может дать.
  • Собственно говоря, в любое время могут возникнуть различные довольно серьёзные проблемы на государственной границе России, через которую следуют многочисленные грузовые автомашины. TIR на грузовиках (что это, фото таких авто и другая информация по теме излагается в статье) при этом также вполне может оказаться проблемой, которую никто сейчас не сможет предсказать. Или же, наоборот, те трудности, которые существуют сегодня, также могут исчезнуть. Однако такая вероятность, конечно же, несколько ниже.

Таким образом, никто из нынешних чиновников и государственных служащих не способен полностью предсказать, как будут развиваться отношения между Российской Федерацией и МСАТ в будущем. Надеемся, что благодаря этой статье вы смогли хорошо узнать смысл надписи TIR на машинах и те преференции, которые она дает всем участникам данной системы.

Значение и преимущества надписи TIR на грузовых авто

По дорогам страны курсирует огромное количество грузовых машин, которые принято у нас называть фурами. На некоторых из них можно встретить загадочную аббревиатуру TIR, которая понятна не каждому. Попытаемся разобраться, что же она означает, и есть ли какие-то привилегии для водителей таких большегрузов.

Что означает аббревиатура TIR

Начнём с самых азов, то есть с того, как расшифровывается табличка TIR, а заодно и как она переводится. Термин этот имеет иностранное происхождение и полностью читается, как «Transport International Routiers». В переводе на русский по смыслу это означает международные транспортные перевозки. Изначально это было установлено международной таможенной конвенцией, принятой в далёком 1975-м году.

У каждого водителя, имеющего такой знак на грузовике, должны быть подтверждающие документы установленного образца и формата. Как правило, на обложке таких документов написано «Carnet TIR». Они разработаны таможней для того, чтобы упрощать процедуру международных перевозок. Снаружи такой документ напоминает блокнот, но в каждом государстве-участнике этими вопросами занимается своя отдельная организация.

Данный документ предназначен для того, чтобы стандартизировать всю информацию, необходимую для более оперативной доставки грузов до места их назначения. В первую очередь, это сведения об отправителе и получателе, о транспортном средстве и о самом грузе, а также таможенная отчётность, требуемая для пересечения границы.

Интересно, что система с аббревиатурой TIR действует на территории 57 государств, которые официально являются её участниками. Более того, даже в странах, которые не подписывали соглашение, действуют аналогичные правила, призванные облегчить прохождение груза через границы. Например, к таким странам относятся США и Канада. Водителям выдаются специальные книжки, на которые нанесён логотип организации.

Нюансы TIR-перевозок

Изначально надпись TIR на большегрузах должна была уменьшить количество и объём формальностей, которые часто сопровождают пересечение границ государств. За счёт этого должна была возрасти скорость доставки грузов между странами и городами. После загрузки грузовик пломбируется специальным образом и следует в пункт назначения. Поскольку на нём присутствует пломба и есть документы установленного образца, его не вскрывают на таможенной проверке.

Быстрое прохождение таможенных терминалов особенно важно, когда груз на фуре приходится перевозить через несколько стран, часть из которых будут вообще транзитными. Перевозчики и владельцы таких активов не теряют время, а это означает снижение их прямых финансовых затрат. Выигрывают от этого и транзитные государства, получающие пошлину от перевозки. Поэтому международная конвенция по TIR означает выгоду для всех участников данной системы.

Читайте также  Рига или Таллин где лучше?

К сведению: в определённых случаях сотрудники таможни имеют право вскрывать опломбированные грузы даже с надписью TIR на фурах. После досмотра составляется специальный акт, а груз заново проходит пломбирование. В книжку транспортировки вносится соответствующая запись.

В РФ также существует своя организация под названием АСМАП, которая отвечает за законность и юридическое сопровождение грузов, перемещаемых по территории страны. Её ответственность также распространяется на всех участников данного соглашения, независимо от того, где именно выдавался сертификат. Кроме того, она несёт ответственность за содержание и сохранность товаров, которые были запломбированы в грузовом отсеке.

Теперь для полноты картины посмотрим значение грузового манифеста, а также те сведения, которые должны в нём содержаться:

  • список пунктов досмотра, через которые будет двигаться транспортное средство;
  • данные о государстве-отправителе груза и о получателе;
  • накладные на перевозимый товар;
  • данные таможни, отправившей автопоезд в поездку;
  • наименование товара, объём и количество;
  • регистрационные данные об автомобиле;
  • номера пломб и различные таможенные отметки.

Отдельно стоит отметить систему Safe TIR, которая появилась в 1995-ом году. Она помогает упростить контроль за выдачей так называемых книжек МДП, с которыми водитель перевозит груз. Теперь на таможне сотрудники могут за считанные минуты проверить, насколько законно была выдана данная книжка. Предварительное декларирование данных о перевозимом товаре сегодня производится 31 государством, в числе которых есть и Российская Федерация. Основная функция заключается в заблаговременном информировании, которое упростит дальнейшее перемещение товара.

Чтобы подытожить, попробуем перечислить те преимущества, которые все стороны получаются от системы перевозок TIR:

  • упрощение пересечения таможенных границ государств;
  • снижение времени пребывания товаров в дороге;
  • уменьшение затрат и стоимости товара по итогу;
  • снижение прочих возможных рисков;
  • соответствие современным требованиям безопасности;
  • проверка книжек МДП на предмет их действительности;
  • поступление информации от легальных перевозчиков.

Как видим из всего вышеизложенного, система TIR задумывалась как средство облегчения транспортировки различных ценностей между государствами. Это автоматически должно обозначать и снижение расходов, которые закладываются в цену будущего товара. Теперь дальнобойщики могут не опасаться вскрытия и проверки перевозимой продукции на каждом таможенном пункте. Предлагаем поделиться своими вопросами или опытом подобных транспортировок в комментариях после данного материала.

Что такое TIR? Где и в каких странах применяется?

страны, подписавшие соглашение TIR

страны, не подписавшие TIR, но в которых применяется соглашение TIR

TIR (фр. Transports International Routiers , «Международные дорожные перевозки») — система международных автомобильных перевозок товаров, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.

Система была основана 14 ноября 1975 года в Женеве для упрощения и согласованности административных формальностей при международных автоперевозках. Компании, специализирующиеся на международных грузоперевозках, и являющиеся участниками ассоциации, пользуются таможенными документами, называемыми книжками МДП (Carnet TIR), по которым разрешается пересекать границу без уплаты пошлин в пограничном пункте пересечения.

Международная конвенция МДП и созданная на её основе система были приняты под эгидой Европейской экономической комиссии ООН. На 1 января 2006 г. к международной договорённости присоединилось 56 участников.

Данная международная транзитная таможенная система, предоставляющая максимальные возможности для перемещения через границы товаров:

  • в опечатанных грузовиках или контейнерах;
  • отправленные из таможни в одной стране в таможню другой страны;
  • без обязательных полных проверок, отнимающих много времени, на промежуточных границах;
  • в определённое время, предоставляемое таможенными властями, с требованиями безопасности и гарантиями.

Система перевозок TIR занимается не только таможенным транзитом по автодорогам, но сочетает, по возможности, перевозки с другими видами транспорта (например, железнодорожным, речным и даже морским транспортом), в то время как другая часть транспорта ездит лишь по дорогам.

Сейчас уполномочено более 40000 международных перевозчиков (соответствующими органами своего государства) для участия в системе TIR, и они ежегодно более 3,2 млн раз используют право ускоренного оформления таможенных документов.

В свете ожидаемого усиления мировой торговли, будущего расширения географических границ и предстоящего введения электронной системы TIR (так называемой «системы е-TIR»), предполагается, что система TIR станет по-настоящему глобальной транзитной таможенной системой.

Странами-членами ЕЭК ООН являются 56 государств.

Carnet TIR (книжка МДП) — таможенный грузопроводительный документ, дающий право перевозить грузы через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах с упрощением таможенных процедур. Документ покрывает автомобильные и железнодорожные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1959 г и 1975 г Все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование. Выдаётся компетентными органами страны. Оформляется в виде книжки с отрывными листами, отрываемыми при прохождении грузом очередной таможни.

Что такое Carnet TIR или Книжка МДП в международных перевозках автомобильным транспортом

Книжка МДП или Carnet TIR или просто ТИР это одно и тоже, так называется транспортный документ на одну международную перевозку и применятся ПЕРЕВОЗЧИКОМ для облегчения и ускорения прохождения границ. Carnet TIR (ТИР) представляет из себя тоненький альбомчик с отрывными листами и особенно волновать заказчика не должен. Вот на что точно надо обращать внимание заказчику перевозки груза, то это на условия международной дорожной перевозки которые записываются в международную транспортную накладную – CMR . В случае возникновения вопросов и конфликтов в отношении перевозимого товара, более весомую для грузовладельца роль играет именно CMR.

Вам – Заказчику международной перевозки груза, интересно в книжке МДП только то что, для заполнения этого документа перевозчик или экспедитор потребует от Вас предоставить данные без которых перевозчик везти ваш груз не сможет, эти данные лучше подготовить заранее:

  • адрес получателя;
  • таможня в которую следует ваш груз;
  • Коды ТНВЭД для каждого перевозимого товара;
  • вес брутто каждого товара, обратите внимание что вес в carnet TIR пишется именно БРУТТО;
  • количество мест каждого кода;

Остальное, касательно книжки МДП, заказчика волновать не должно.
Если вам просто интересна кухня международных перевозок то читайте дальше:
Carnet TIR это документ используемый при автомобильных международных перевозках грузов, позволяющий перевозчику перевозить грузы под таможенными пломбами в сертифицированных таможней пространствах (кузовах автомобилей и контейнерах) пересекая границы в существенно облегченном режиме. Книжка МДП работает на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов. Более подробно можно ознакомиться на сайте международного автотранспортного союза IRU.
По книжке МДП перевозчик имеет право пересекать транзитом территории только тех государств которые подписали эту конвенцию МДП.
Перевозчикам книжки МДП выдаются за деньги национальными ассоциациями (в России это АСМАП). Национальные ассоциации международных перевозчиков контролируют своих перевозчиков и представляют таможне своего государства гарантию уплаты платежей если перевозчик накосячил и не доставит перевозимый товар до таможни назначения.
На каждую перевозку одним транспортным средством выдается одна книжка МДП, действительная до завершения перевозки. В процессе перевозки таможенные органы, как правило, контролируют только сохранность таможенных пломб. На каждой границе таможня вырывает себе на память лист из книжки МДП и заполняет оставшийся в книжке корешок от этого листа, таким образом в таможнях остаются вершки – «следы» прохождения груза а перевозчику остаются корешки и обложки от книжки МДП, которую он потом сдает в свою ассоциацию, которая эту книжку ему выдавала.
АСМАП является субъектом ГАРАНТИЙНОЙ ЦЕПОЧКИ и несёт финансовую ответственность ЗА ВСЕХ СВОИХ перевозчиков (держатерей книжки МДП)! В случае обоснованной претензии от любой таможни страны участницы конвенции МДП, АСМАП как гарант покрывает претензии, а уже потом разбирается со своим держателем МДП который допустил нарушение повлекшее за собой штрафные санкции.

При этом надо понимать, что таможня все равно имеет право проведения контроля транспортных средств перевозчика и перевозимых грузов в любое время которое посчитает нужным.

Cистема МДП

Что такое система МДП?

‘TIR’ расшифровывается как Transports Internationaux Routiers (Международные Дорожные Перевозки) и является Международной системой таможенного транзита. МДП — единственная универсальная транзитная система, позволяющая транзит товаров из страны отправления в страну назначения, под таможенными печатями и пломбами, при этом меры таможенного контроля признаются на протяжении всей перевозки. Это минимизирует административные и финансовые затраты, и уплата таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты, покрыта международной гарантией.

Система МДП была создана с целью упрощения торговли и транспорта одновременно с внедрением международной гармонизированной системы таможенного контроля, что эффективно обеспечивает доходы каждого государства, через которое транспортируются товары.

Вскоре после окончания Второй мировой войны, в 1949 г., несколько европейских государств подписали первое Соглашение МДП, которое привело к разработке Конвенции МДП в 1954 г. под эгидой Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций для Европы (ЕЭК ООН).

Система МДП сегодня

начало 2010 г. система МДП насчитывает 68 договаривающихся сторон (включая Европейский Союз) на четырех континентах. Много других стран Африки, Азии, Среднего Востока и Южной америки продемонстрировали свою заинтересованность в присоединении к системе в ближайшем будущем.

За последние 10 лет количество книжек МДП, выданных в год, составляло порядка 3 миллионов.

Система МДП оказалась чрезвычайно успешной и является единственной действующей глобальной системой таможенного транзита. Такая популярность объясняется особенностями режима МДП, который предлагает транспортным операторам и таможенным органам простую, гибкую, экономически выгодную и надежную систему международных перевозок грузов через границы.

В заключение, МДП — это реализация многостороннего подхода: