Трассологическая экспертиза что это такое?

Трасологическая экспертиза

Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.

Трасологическая экспертиза – это один из видов криминалистической экспертизы. Трасологическая экспертиза в криминалистике является процессуальным действием, в ходе которого лицо, обладающее необходимой квалификацией в исследуемой области, выявляет те или иные следы. Задача данного рода экспертизы – получение вещественных доказательств.

Трасологическую экспертизу можно классифицировать на следующие типы, в зависимости от объекта исследования:

  • Экспертиза следов инструментов, орудий (механоскопическая экспертиза);
  • Экспертиза следов человека (гомеоскопическая экспертиза);
  • Экспертиза следов, оставленных животными (Экспертиза следов животных).

Кроме того трасологические экспертные исследования могут быть идентификационными и неидентификационными. Идентификационная экспертиза нужна для установления групповой принадлежности орудий, людей, животных.

Трасологическое исследование имеет свою методику проведения. Под методикой проведения трасологической экспертизы понимают совокупность различных приемов и способов, а также применение специальных технических средств для изучения предметов в ходе экспертизы.

Эксперт сталкивается с необходимостью анализировать самые разные объекты, как например: обстановку места преступления, следы преступления, документы, непосредственно характеризующие место преступления (протокол осмотра и т.д.), образцы, относящиеся к объекту, справочный материал.

Трасологическая экспертиза всегда проходит определенные стадии:

  • предварительная экспертиза;
  • детальная экспертиза;
  • оценка и выводы;
  • оформление заключения.

Кратко охарактеризуем каждую стадию. На этапе предварительной экспертизы специалист осматривает объекты, знакомится с материалами, выполняет фотосъемку. Затем экспертом составляется план дальнейших действий.

Что касается стадии детальной экспертизы, то здесь устанавливается наличие идентификационных признаков, например, масса объекта, его форма, рассматриваются отдельные детали и части объекта. Стадия детального исследования зачастую подразумевает и проведение эксперимента в случае необходимости.

На этапе оценки специалист сравнивает, какие признаки объекта совпадают, а какие отличаются. В дальнейшем это помогает сделать ему соответствующие выводы. Неоднозначность выводов не допускается. В выводах должен содержаться ответ на поставленную задачу. В случае затруднения эксперта с ответом, ему следует указать причины подобного затруднения.

Стадия, когда формируется трасологическое заключение, подразумевает составление согласно определенной форме письменного документа, содержащего аргументированную экспертную оценку.

На сегодняшний день одним из самых востребованных видов экспертизы является трасологическая экспертиза ДТП. В ходе это экспертизы специалист изучает траекторию движения транспортного средства, исследуя следы от колес автомобиля.

Как правило, эксперты, проводящие трасологическое исследование, пытаются решить следующие вопросы:

  • идентифицировать транспортное средство, попавшее в ДТП;
  • изучить происшествие в целом, основываясь на исследовании следов от транспортных средств.

К объектам трасологической экспертизы обстоятельств ДТП можно отнести:

  • фоторгафии с места ДТП;
  • одежда участников ДТП;
  • следы колес ТС;
  • материалы уголовного дела;
  • сами транспортные средства и их детали, включая различные царапины, повреждения, свидетельствующие о столкновении ТС с другими объектами.

Заключение, полученное в ходе проведения трасологической экспертизы, является весомым аргументом при назначении страховых выплат.

Цена трасологичской экспертизы колеблется от 3000 рублей до 25 000 рублей и в особых случаях выше. Срок проведения – до 10 дней. Обратившись в НП «Федерация Судебных Экспертов» Вы получите объективное экспертное заключение за минимальные деньги, которое поможет в дальнейшем возместить ущерб, причиненный Вам и Вашему автомобилю в ходе ДТП.

Зачастую вопрос о виновнике дорожно-транспортного происшествия решается в суде. Немаловажную роль в судебном процессе будет играть любые детали и показания. Но все же весомым аргументом будет являться заключение экспертизы. Если Вы собираетесь отстаивать свои права в суде, то Вам следует подать ходатайство о назначении трасологической экспертизы.

Эксперты помогут прояснить следующие моменты:

  • оставлены ли следы на транспортном средстве другим ТС;
  • установить вид ТС, которое оставило следы (легковой или грузовой автомобиль, мотоцикл и т.д.);
  • установить модель ТС, оставившего следы;
  • определить направление движения и угол столкновения ТС;
  • установить повреждения, полученные в результате ДТП.

Итак, в результате трасологической экспертизы мы получаем восстановленную картину обстоятельств ДТП, с указанием причин, способствовавших возникновению ДТП. Кроме того, специалисты четко обозначат виновника аварии. При возникновении споров со страховой компанией или же при возникновении необходимости доказать свою невиновность в дорожно-транспортном происшествии, обращайтесь в НП «Федерация Судебных Экспертов». Профессионалы нашей компании с радостью выполнят все виды трасологической экспертизы и помогут Вам защитить свои права и возместить причиненный ущерб.

Что такое трасологическая экспертиза?

Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.

Трасологическая экспертиза – это процессуальное мероприятие, целью которого является изучение следов в разных ситуациях. Преимущественно ее проводят при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Позволяет установить механизм образования следов, причинно-следственную связь, другие объективные обстоятельства.

Особенности трасологической экспертизы

Отождествлять трасологическую экспертизу исключительно с исследованиями при ДТП – означает существенно сузить ее понятие. Даже в этом случае проводимые работы будут только одним из видов автотехнических экспертиз. В этом случае исследования сопряжены с применением знаний из других сфер, например, автотехники.

Многим знакомы эпизоды из приключенческих фильмов, когда следопыты или пограничники изучают оставленный след. Кстати, в последнем случае военнослужащие:

  1. По характерным признакам следа устанавливают реальное направление и тип движения, количество следуемых лиц, их рост, вес, другие особенности, включая всевозможные ухищрения;
  2. Фиксируют след, принимают меры к сохранению отпечатка в интересах судопроизводства.

То есть, на месте пограничники проводят трасологическое исследование, а в последствии предъявляют органам дознания и правосудию вещественные доказательства. Например, след фиксируется с помощью гипса, фотодокументируется, тщательно описывается в процессуальных актах.

Все то же самое, только другими методами, применяется, если требуется трасологическая экспертиза при ДТП:

  1. Установление возможного нарушителя, характера движения транспортного средства;
  2. Документирование, фиксация выявленных следов в интересах административного или уголовного производства.

Виды трасологических экспертиз

Кроме того, различают следующие виды трасологических экспертиз:

  • дактилоскопическая;
  • перчаток и их следов;
  • следов обуви, зубов, губ и других частей головы человека;
  • механический повреждений на одежде;
  • орудий, инструментов и оставленных ими следов;
  • закрывающих, предохраняющих механизмов, узлов и петель, пломб;
  • шин транспортных средств, следов ноги человека.

То есть, трасологическая экспертиза изучает следы, которые оставлены на любой поверхности живыми организмами, включая человека, или инструментами, техническими приспособлениями. Как правило, проводится комплексно с другими видами исследований в интересах досудебного или судебного разбирательства.

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза?

К трасологической экспертизе прибегают, если требуется:

  1. Определить источник какого-либо повреждения;
  2. Установить виновное лицо.

Например, при ДТП нередко возникает спор как с другим участником происшествия, так и со страховой компанией, которая отказывается компенсировать затраты на ремонт. И участник, и страховщик высказывают сомнения относительно источника повреждения, по-своему определяют виновного человека. Сотрудники ГИБДД также могут неверно определить виновное лицо, а также другие важные обстоятельства ДТП.

Аргумент в этом случае – заключение трасологической экспертизы. Ее выводы имеют важное значение как в спорах со страховой, так и с другими участниками ДТП.

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой в случае аварии:

  1. Каким транспортным средством (или чем-то другим) причинен ущерб его тип;
  2. Детали механических устройств, который контактировали во время столкновения;
  3. Автомобиль, его тип, марка, который оставил следы и осколки на дороге;
  4. Механика аварии и возникновения повреждений;
  5. Направление движения и скорость транспортных средств перед ДТП;
  6. Место участка дороги, на котором произошел момент столкновения.

Список вопросов не полный. При проведении иных видов трасологической экспертизы, не связанной с ДТП, стороны будут интересовать другие вопросы. Но их направленность очень схожа с указанными выше.

Как проводится трасологическая экспертиза?

Методика трасологической экспертизы основана на исследовании отдельных фрагментов (например, ДТП) и их признаков. Порядок проведения следующий:

  1. Начальный этап, на котором предварительно изучаются обстоятельства происшествия и фрагменты;
  2. Первый этап – основное и детальное изучение фрагментов и обстоятельств;
  3. Второй этап – оценка данных, формирование промежуточных и окончательного вывода;
  4. Оформление заключения эксперта.

Экспертиза может проводится на любом этапе рассмотрения происшествия. Обязательно соблюдается необходимая процедура – подача заявки, оповещение всех заинтересованных лиц, согласование даты проведения.

На предварительном этапе выполняются фотоснимки, изучаются и фиксируются выявленные повреждения. Для транспортных средств нередко требуется частичная разборка, чтобы получить доступ к другим деталям, выявить скрытые дефекты.

При формировании заключения к нему обязательно прикладываются все сделанные фотографии, схемы и другие первичные документы. Обязательно указываются все использованные измерительные приборы, номера их сертификатов.

Читайте также  Как заменить лампочки на панели приборов приора?

Допускается проведение трасологической экспертизы даже по фотографии. Но такое заключение воспринимается скептически, потому что оно не дает точных ответов. Поэтому не рекомендуется проводить ремонт автомобиля до того, как проведена экспертиза и не получена компенсация от страховой компании.

Трассологическая экспертиза после ДТП

При расследовании причин автомобильной аварии, установлении виновных проводится трасологическая экспертиза при ДТП. На ее заключении формируются основные выводы об установлении виновных лиц, их привлечении к материальной, административной и уголовной ответственности.

Что такое трасологическая экспертиза ДТП?

Это процессуальное мероприятие, которое проводит уполномоченный на это специалист для установления причин и других обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. В ходе нее решаются следующие задачи:

  1. Идентификация следов, оставленных транспортными средствами или конкретным автомобилем, установление его типа и модели;
  2. Определение взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;
  3. Установление места столкновения машин или места их столкновения с препятствием (пешеходом), установление механизма формирования следов;
  4. Определение местоположения транспортного средства относительно проезжей части во время столкновения.

Решение этих проблем осуществляется путем расследования повреждений и следов транспортных средств на месте дорожно-транспортного происшествия. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП целесообразна только тогда, когда есть возможность исследовать объекты столкновения или фиксированные следы.

Вопросы для трасологической экспертизы при ДТП?

Методика проведения трасологической экспертизы при ДТП позволяет ответить на следующие вопросы:

  1. Какие следы (указываются тип и место следов) оставлены ходовой частью (колеса, шины, гусеницы и т.п.) транспортного средства?
  2. Каков механизм повреждений в автомобильной аварии?
  3. Являются ли следы от определенных конструкций транспортного средства?
  4. Какой тип (марка, модель) автомобиля, который оставил следы?
  5. Каково было относительное положение транспортных средств во время столкновения, в том числе и относительно препятствия (другой машины или пешехода)?
  6. Каков механизм контакта между транспортным средством и пешеходом?
  7. Кто из людей в транспортном средстве ехал (комплекс судебно-медицинской экспертизы, назначенный для решения вопросов относительно положения транспортного средства, потерпевшего и водителя, который управлял транспортным средством) во время дорожно-транспортного происшествия (с указанием фамилии, имени и отчества всех участников)?
  8. Какая из машин во время столкновения стояла, а какая из них двигалась?
  9. В каком месте на дороге произошло столкновение транспортных средств (наезд на пешехода)?
  10. Каков механизм формирования следов (ударов, скольжения и т.п.)?
  11. В каком направлении двигался автомобиль?

Ответы на все эти вопросы дают возможность объективно установить не только виновника ДТП, но и степень его вины. Проводится вместе с другими процессуальными действиями.

В каких случаях проводится трасологическая экспертиза ДТП?

В ней есть необходимость во всех спорных ситуациях, когда характер ДТП и виновное лицо достоверно не установлены. В ней есть необходимость, например, если:

  1. Отсутствуют достоверные сведения о механизме столкновения транспортных средств;
  2. Не определен реальный объем всех повреждений во время ДТП;
  3. Вызывает сомнение причинно-следственная связь между определенными повреждениями и аварией;
  4. В положении автомобилей при ДТП возникли сомнения, которые затрудняют определение виновного и установление других важных вопросов;
  5. Не установлена скорость и направление движения транспортных автомобилей;
  6. Вызывает вопросы относительно поведения водителей, им нужно дать оценку.

Виновный в ДТП также может быть заинтересован в проведении трассологической экспертизы. Объективные выводы специалиста позволят избежать неоправданных финансовых потерь, если на него пытаются возложить и последствия других аварийных ситуаций.

Например, если автомобиль потерпевшего лица до ДТП нуждался в ремонте и техническом обслуживании, состояние некоторых узлов и агрегатов находилось в неудовлетворительном состоянии, эксперт сможет это установить. Соответственно часть финансовых претензий можно снять, отказать потерпевшему в необоснованных требованиях.

Как заказать услуги специалиста?

Обратиться к экспертам может любой из заинтересованных лиц. Нужно написать заявление на проведение работ специалиста, к письменному обращению приложить следующие документы:

  1. Процессуальные документы с места ДТП: протокол о правонарушении и схему аварии;
  2. Список полученных машинами повреждений;
  3. Видеозапись и фотографии с места происшествия;
  4. Другие справки и документы, которые имеют отношение к аварии.

Обратиться к экспертам можно как в досудебном, так и в судебном порядке. В нее включаются вопросы, которые приведены выше. Другая сторона спора ставится в известность о запланированной работе специалиста. Он имеет право внести дополнительные вопросы.

Проводиться трассологическая экспертиза после ДТП может и по фотографии. К такому способу прибегают, если спор (например, со страховой компанией) возникает через некоторое время после аварии.

Стоимость трассологической экспертизы после ДТП колеблется от 6-8 до 30 т.р. В той или иной степени, она проводится сотрудниками ГИБДД, которые прибыли на место аварии. Но их выводы нередко ошибочны, виновника могут просто «назначить».

Чтобы снять необоснованные обвинения и избежать неоправданных финансовых потерь, необходимо обращаться к услугам независимых экспертов. В дальнейшем стоимость их работ можно возложить на другую сторону спора.

Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Транспортно-трасологическая экспертиза очень важна при оценке ДТП. Она представляет собой исследование следов после дорожно-транспортного происшествия. Именно благодаря трансологической экспертизе можно расшифровать путь прохождения транспортных средств, виды движения, определить место удара, а главное – установить причину и обстоятельства, спровоцировавшие ДТП, определить виновника и решить вопросы о страховых выплатах. Рассмотрим особенности проведения трасологической экспертизы при ДТП и цели ее назначения.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Трасологическая проверка назначается судьей, государственным органом или должностным лицом, которые занимаются производством дела о ДТП и, соответственно, они выносят определение о ее назначении, если она требуется, согласно ст. 26.4. КоАП РФ. Такая экспертиза назначается на основании следующих документов:

1. Определения суда.

2. Постановления судебного органа, органов дознания, следствия, прокурора или другого должностного лица, которое рассматривает дело об административном правонарушении.

3. Ходатайства участника судопроизводства, в качестве которого может выступать истец, ответчик, обвиняемый, потерпевший, защитник, представитель и т.д.

В определении должны быть отражены следующие сведения:

  • основания, в соответствии с которыми назначается проверка;
  • полные сведения об эксперте или учреждении, в котором должна быть произведена экспертиза;
  • перечислен список вопросов, которые ставят перед экспертом;
  • список материалов, которые предоставляются в распоряжение эксперта.

Сроки проведения трасологической экспертизы устанавливаются судом и зависят от сложности происшествия.

Закон о проведении

Трасологическая проверка проводится на основании нескольких нормативных документах, которыми также определяется порядок ее проведения. Ими являются:

2. Уголовно-процессуальный кодекс, глава 27, ст. 195 – 207.

3. Гражданско-процессуальный кодекс, ст. 79 – 87.

4. Арбитражно-процессуальный кодекс ст. 82 – 87.

5. Кодекс об административных правонарушениях, ст. 26.4. – 26.5.

Каждый нормативный документ регулирует вопросы о назначении, порядке проведения, о комиссионной и комплексной экспертизе, о ее заключении.

Проведение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Проводится транспортно-трасологическая экспертиза экспертом либо несколькими экспертами. Прежде чем начать работать специалист-трасолог собирает информацию о происшествии, чтобы представить общую картину и смоделировать примерную схему ДТП, а после предоставить заключение. Также эксперту могут потребоваться дополнительные материалы, приборы и документы. Перечень требований формируется после того, как эксперту ставится задача и цель проведения экспертизы.

Примерный список необходимых материалов и документов, который может потребоваться трасологу-эксперту:

1. Схема места происшествия, которая может быть составлена участниками аварии, сотрудниками государственных органов и должностными лицами.

2. Протокол осмотра места ДТП, предоставляется, как правило, сотрудниками дорожной полиции.

3. Материалы фото- и видеосъемки, которые прилагаются к протоколу осмотра места происшествия.

Читайте также  Почему не работает спидометр на гранте?

4. Транспортные средства, являющиеся непосредственными участниками ДТП, чтобы обследовать их снаружи.

5. Материал фото и видеосъемки автомобилей, но они должны отвечать определенным требованиям.

6. Протокол осмотра и проверки технического состояния автомобильного средства. Этот документ может подтвердить исправно ли было транспортное средство до момента ДТП.

7. Справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками органов дорожно-патрульной службы.

8. Какие-либо дополнительные материалы и документы.

Вышеуказанный перечень представлен для ознакомления и может изменяться в зависимости от задач проверки, требований эксперта, существующих сведений и т. д.

Вопросы эксперту

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вышеуказанный перечень вопросов является всего лишь примерным, более точный список формируется тогда, когда известны подробности аварии, участники и т.д.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Ходатайство о проведении трасологической экспертизы может быть отклонено судом, но при этом должна быть предоставлена и обоснована причина отказа.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Заключение трасологической экспертизы

Перед тем как поручить проверку эксперту разъясняют все права и обязанности, предупреждают его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Поэтому результат таких проверок бывает максимально точным и правильным.

Эксперт трасологической экспертизы представляет заключение в письменной форме и от своего имени. В нем он указывает, кто и на каком основании проводил экспертизу, ее содержание, предоставляются обоснованные ответы на все вопросы, которые были заданы эксперту, а также сделаны соответствующие выводы. Благодаря заключению эксперта можно понять, кто стал виновником аварии, кто понесет наказание, кто получит выплаты от страховой организации и т.д.

Трасологическая экспертиза при ДТП в последнее время стала востребованной услугой. Данная услуга помогает не только восстановить картину дорожно-транспортного происшествия, но и установить виновного, разрешить дело правильно и честно. Одним важным условием при этом является обращение к добросовестным, исполнительным и ответственным экспертам, которые не будут пытаться «содрать» деньги, а действительно помогут.

Как восстановить картину ДТП: все о проведении трасологической экспертизы

Каждый день на трассе происходит множество различных ДТП по разным причинам и обстоятельствам. Для того чтобы выяснить основные детали, связанные с дорожным происшествием, проводится трасологическая экспертиза. Она помогает определить реального виновника аварии, а также то, как она произошла. Ниже подробно поговорим о трасологической экспертизе, о требованиях к ее проведению и о самом проведении процедуры.

  1. Что это такое и чем регулируется?
  2. Для чего назначается?
  3. Кто проводит?
  4. Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом
  5. Проведение при дорожно-транспортном происшествии
  6. Ходатайство о назначении
  7. Документы и материалы, необходимые эксперту
  8. Сроки и цена
  9. Заключение эксперта
  10. Можно ли оспорить результаты?
  11. Полезное видео

Что это такое и чем регулируется?

Трасологическая экспертиза при ДТП – это выяснение обстоятельств, ставших причиной аварии. Сотрудники трасологической экспертизы занимаются изучением оставленных машинами следов на месте ДТП, наружных повреждений на всех пострадавших машинах и других основных деталей, которые образуют всю картину аварии. Трасология в дорожно-транспортных происшествиях играет очень большую роль при выяснении всей реальной ситуации и виновника аварии.

Трасологическая экспертиза регулируется на основании нескольких нормативно-правовых документов. К ним относятся:

  • Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Читайте также  Как увеличить проходимость переднеприводного автомобиля ниссан?

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.

Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.

  • Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  • Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.

    Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

    Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

    Кто проводит?

    Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.

    Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.

    Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом

    При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.

    1. По принадлежности следов от транспортных средств:
      • Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
      • Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
      • Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
      • Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
      • Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
    2. Восстановление целостности картины по частям:
      • К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
      • Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
      • Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
    3. Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
      • Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
      • Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
    4. Выявление конкретного места ДТП:
      • На какой полосе произошло столкновение?
      • В каком ряду стояли машины?
      • Как располагались автомобили во время столкновения?

    Проведение при дорожно-транспортном происшествии

    Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

    1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
    2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
    3. Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
    4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
    5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
    6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.

    Ходатайство о назначении

    Как правило, ходатайство о проведении транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП составляется самим владельцем авто. Но инициатором проведения экспертизы также может выступать суд, страховая фирма или правоохранительные органы.

    Заявитель должен доказать необходимость трасологической экспертизы, указать, какие именно обстоятельства необходимо выяснить. Они должны быть связаны непосредственно с виной участников ДТП, оценкой ущерба и причиной аварии. Ходатайство может быть объявлено как устно, так и письменно. Но второй вариант наиболее правильный. Заявление лучше писать по образцу во избежание каких-либо ошибок и недочетов.

    Стоит обратить внимание на приложения к ходатайству. В их число должны входить только те доказательства, которые приобщены к гражданскому делу (показания свидетелей). При наличии иных дополнительных доказательств, их нужно приобщить к материалам дела.

    В суде данное ходатайство будет рассмотрено вместе с участниками процесса. Любой участник аварии может заявить возражением на представленное ходатайство, подготовить свои материалы и вопросы для выяснения обстоятельств для другого эксперта. Можно обратиться к независимому эксперту, который не является государственным работником.

    Документы и материалы, необходимые эксперту

    Для проведения трасологической экспертизы специалисту понадобится перечень отдельных документов и материалов. К ним могут относиться:

    • схема места аварии, составленная сотрудниками государственных органов или же самими участниками ДТП;
    • составленные сотрудниками ГИБДД материалы, например, протокол осмотра места ДТП;
    • материалы фото и видеосъемки с места происшествия, которые прилагаются к протоколу осмотра;
    • сами транспортные средства, участвовавшие в аварии, и доступ к ним для наружного осмотра;
    • протокол технического осмотра автомобиля, подтверждающий его исправность до момента ДТП;
    • показания свидетелей аварии;
    • справка о ДТП, оформляемая сотрудниками ГИБДД;
    • иные дополнительные материалы и документы.

    Список этих документов может меняться в зависимости от вопросов и задач эксперта.

    Сроки и цена

    Сроки проведения трасологической экспертизы отличаются в зависимости от сложности аварии, в каждом случае они индивидуальны. Самое минимально время, которое может понадобится эксперту – это несколько дней. За этот период он внимательно изучит все материалы дела, съездит на место аварии и проанализирует все моменты. В некоторых случаях экспертиза проводится больше нескольких недель, порою только для составления заключения требуется несколько дней.

    Стоимость трасологической экспертизы также индивидуальная в каждом случае. Зависит она от:

    • сложности аварии;
    • сроков проведения экспертизы;
    • эксперта, выполняющего эту работу;
    • методов анализа и материалов для работы.

    В среднем цена экспертизы колеблется от 4 дот 15 тысяч рублей. Бывают и более дорогие случаи, требующие серьезного анализа и большого количества времени.

    Заключение эксперта

    Заключение трасологической экспертизы отвечает на все возникшие вопросы о дорожно-транспортном происшествии, отражает всю ту информацию, ради получения которой экспертиза и была инициирована. Заключение включает в себя:

    • анализ всех собранных данных;
    • результаты и выводы проведенной экспертизы;
    • ответы на все поставленные вопросы.

    Данное заключение не является голословным. После окончания всей процедуры, составляется итоговый документ расследования, который включает в себя все заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах и характерных повреждениях.

    Этот документ впоследствии направляется заказчику данной экспертизы и может послужить в качестве доказательств страховыми компаниями, судам и правоохранительным органам.

    Можно ли оспорить результаты?

    Каждый участник дорожно-транспортного происшествия может не согласиться и обжаловать заключение трасологической экспертизы. Однако для этого нужны очень весомые причины, чтобы все не обернулось простой тратой денег и времени. Вескими доводами для оспорения заключения можно считать:

    • отсутствие ответов и выводов по некоторым, поставленным в начале экспертизы вопросам;
    • несоответствие с фактическими обстоятельствами;
    • нелогичное объяснение ситуации;
    • указание не всех материалов и документов, фигурирующих в расследовании;
    • недостижение конечного результата и т.д.

    Если наличие весомых доводов будет обосновано, то заказчик может подать исковое заявление в суд. Только в этом случае необходимо будет проводить новую независимую экспертизу, обращаться к услугам другого специалиста-трасолога. Если результаты его расследования окажутся иными, то существует большая вероятность отмены предыдущей экспертизы и возврату денег.

    Трасологическая экспертиза хорошо помогает разобраться в различных запутанных авариях, требующих дополнительного расследования. Также она способствует поиску реального виновника дорожно-транспортного происшествия, отвечает на все заданные вопросы, касающиеся этой ситуации, а также воспроизводит целостность картины аварии.

    Полезное видео

    Предлагаем вам посмотреть видео о трасологической экспертизе: