Виды автомобильных аккумуляторов какой лучше?

Жизненно: как выбрать АКБ для автомобиля и не прогадать

А что со старой?

  • изделие просто разрядилось (напряжение заряженной батареи – 12,6-12,7 В) и его следует зарядить специальным устройством;
  • понизилась плотность электролита: необходимо замерить ареометром – должна быть не менее 1,25-1,27 г/см3;
  • произошла сульфатация пластин (пластины покрываются большим слоем сульфата свинца и перестают пропускать ток) – можно вылечить с помощью специального зарядного устройства с режимом десульфатации;
  • упал уровень электролита в банке – необходимо долить дистиллированной воды.

Также следует проверить, исправен ли генератор автомобиля. Для этого необходимо измерить напряжение на клеммах АКБ при работающем двигателе – оно должно быть в пределах 13,8-14,5 В. Не лишним будет проверить, есть ли утечки тока на какие-либо источники при стоянке авто, исправен ли стартер и не окислены ли клеммы силовой проводки.

Классифицируем аккумуляторы для автомобиля и выясняем какой лучше выбрать в определенных условиях

  1. Традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом.
  2. EFB (Enhanced Flooded Battery).
  3. AGM (Absorbed Glass Material).

Традиционные «жидкие» батареи состоят из шести банок, в которых находятся свинцовые пластины и жидкий электролит. Дабы свинец не осыпался с пластин, их дополнительно упрочняют. В зависимости от упрочняющего материала источники энергии данного класса принято делить на несколько подвидов:

  • малосурьмянистые (свинцово-сурмяные электроды);
  • кальциевые (свинцово-кальциевые электроды);
  • гибридные (электроды «+» – свинцово-сурмяные, «-» – свинцово-кальциевые).

Малосурьмянистые источники тока


Решая вопрос, как выбрать АКБ для автомобиля, следует иметь в виду, что малосурьмянистые батареи имеют маркировку Sb на этикетке. Данные изделия отлично противостоят глубоким разрядам. Модели принадлежат к классу обслуживаемых, поскольку имеют съемные крышки для доступа к банкам с электролитом. Вместе с тем, малосурьмянистые экземпляры требуют частого обслуживания и обладают такими недостатками:

  • интенсивное испарение электролита;
  • низкая устойчивость к саморазрядам;
  • малый пусковой ток;
  • малая емкость.

Кальциевые источники энергии

Кальциевые батареи относятся к классу необслуживаемых, поскольку в их конструкции не предусмотрен доступ к емкостям с электролитом. Крышки таких моделей наоборот имеют специальные лабиринтные каналы для сбора конденсата электролита. Это отнюдь не является минусом изделия, поскольку аккумуляторы данного вида склонны к минимальному испарению токопроводящей жидкости. К числу положительных характеристик кальциевых АКБ следует причислить:

  • большую емкость;
  • высокие пусковые токи;
  • добавление серебра в структуру электродов;
  • малый саморазряд при хранении.


Не лишены изделия данного класса и минусов. В частности они не переносят глубокие разряды. А 3-4 разряда приводят к потере емкости аккумулятора на 80 %. Не порадует автовладельцев KIA Rio и цена на батареи типа Ca/Ca.

Гибридные батареи

Изделия, таящие в маркировке словосочетание типа «Hybrid battery» или надпись в виде Sb/Ca, относятся к классу гибридных, имеющих усредненные электротехнические характеристики. Батареи малообслуживаемы и устойчивы к глубоким разрядам. Останавливаясь на выборе традиционных аккумуляторов для автомобиля и выясняя какой лучше из них выбрать специалисты рекомендуют отдать предпочтение именно гибридным источникам.

Батареи AGM


В изделиях типа Absorbed Glass Material электролит удерживается в микропористом стекловолокнистом материале, уложенном между пластинами. Свободный объем микропор служит для процесса замкнутой рекомбинации газов, благодаря которому водород и кислород удерживаются внутри конструкции.
На таких моделях нередко можно заметить надпись Start-Stop. И не зря, ведь семейство AGM аккумуляторов часто встречается на автомобилях Jaguar F-Pace с системой Старт-Стоп и рекуперативным торможением. В наборе достоинств:

  • высокий пусковой ток;
  • устойчивость к глубоким циклическим разрядам;
  • долговечность;
  • возможность работать в любом положении.

EFB батареи

Enhanced Flooded Battery – модели с технологией влажного электрода. Электроды здесь покрыты пленкой из специального микроволокна. Это препятствует возможности осыпания материала с пластин, что, как и в случае с AGM, позволяет выдерживать глубокие циклические разряды. В отличие от Absorbed Glass Material, электролит здесь жидкий.
Следует отметить, что батареи типа AGM и EFB в ближайшем будущем вытеснят традиционные изделия с жидким «электролитом». Пока ограничивающий фактор – слишком высокая цена на модели прогрессивного класса: они в 2-2,5 раза выше стоимости «традиционок».

Кому отдать предпочтение: как выбрать современную АКБ для автомобиля своими силами

Размер

Автопроизводитель выделил специальное место батарее – будь-то в моторном отсеке или в багажнике. Размеры ниши жестко фиксированы, значит и с габаритами «коробки» прогадать нельзя. У большинства европейских автомобилей искомый габаритный размер – 242х175х190 мм.

Конфигурация клемм

На большинстве европейских автомобилей клеммы стандартизированы и легко умещаются в специально отведенных выемках на батарее. Этого нельзя сказать про другие авто, например азиатские. Клеммы последних часто не умещаются в отлитом квадрате «коробки-европейки», а вот азиатский типоразмер им кстати.

Полярность

Перед тем, как выбрать АКБ для своего автомобиля, обязательно необходимо удостоверится в расположении отрицательного и положительного полюсов. Ежели этого не сделать, длины проводов может не хватить для подключения клемм к источнику электроэнергии с иной полярностью.

Страна происхождения

Российские и европейские методики контроля работоспособности электробатарей существенно различаются. Европейские требования значительно жестче, значит и качество гарантируемых характеристик заведомо немного лучше.

Дата производства

Покупать следует тот «коробок», который пролежал на полке магазина не более 6 месяцев.

Номинальная емкость

Пусковой ток

Номинальное значение пускового тока также можно посмотреть на старой батарее. Чем этот показатель выше, тем легче изделию прикуривать стартер.

Гарантия

С позиции гарантийного обслуживания отдавать предпочтение следует тем устройствам, срок гарантии которых не менее двух лет.
В процессе выбора не стоит забывать о следующих советах:

  • если была установлена AGM, то и заменять надо на батарею с адсорбированным электролитом;
  • выбрав определенную модель, следует попросить продавца проверить ее нагрузочной вилкой: напряжение не опускается ниже 9 В и со временем начинает расти – такое изделие можно смело брать;
  • купив изделие, стоит обязательно его полностью зарядить.

Бренды-бренды: какой фирмы выбрать современный аккумулятор для автомобиля из многообразия производителей

Отечественному автомобилисту предоставлена возможность выбирать продукцию среди большого количества моделей из стран СНГ, Европы и Азии. Огромная численность моделей, львиный разрыв в ценовом соотношении – тут способен запутаться даже опытный автолюбитель.


Анализируя тематику, какой фирмы выбрать аккумулятор для автомобиля, уместным будет обратиться к рейтингу АКБ . Здесь специалисты рекомендуют не отдавать предпочтение новичкам и аутсайдерам. В целом же ситуация с брендами выглядит следующим образом:

  • фаворитом рынка считаются модели немецкого происхождения – компании Bosch. Они надежны при любой температуре, качественны и долговечны;
  • качественный аналог моделям Bosch – изделия концерна Varta. Этим изделиям не раз присваивались награды в виде лучшего соотношения цены и качества;
  • фору лидерам-иностранцам способны дать батареи Тюменского аккумуляторного завода. Tyumen Battery обладают отличными электротехническими характеристиками, обслуживаемы и имеют вполне демократичный ценник;
  • крепкими середнячками считаются батареи от компаний Зверь, Topla, Exide, Medalist, АКОМ, Mutlu.

Технологии AGM и EFB по силам фаворитам рынка – Bosch и Varta. Неплохие AGM делают Banner и Exide.

12 лучших автомобильных аккумуляторов

Выбор аккумулятора и обзор популярных моделей российского рынка

  1. Лучшие кальциевые аккумуляторы
  2. Лучшие аккумуляторы AGM

Причин искать новый аккумулятор для своего автомобиля может быть много. Основная – крайний износ или отказ старого: постоянно снимать на подзарядку батарею или «прикуривать» автомобиль по утрам людям быстро надоедает. При доработках автомобиля часто приходится устанавливать дополнительный аккумулятор или более емкий на замену штатному – это нужно для питания лебедки внедорожника или мощной аудиосистемы шоу-кара. Лучшие автомобильные аккумуляторы 2019-2020 года представлены в нашем рейтинге.

Что нужно знать при выборе аккумулятора? Во-первых, варианты его конструкции:

  • Свинцово-кислотные аккумуляторы – простейший и самый старый тип. Они состоят из шести банок, в которых свинцовые пластины погружены в раствор серной кислоты. Такие аккумуляторы дешевы, возможность замены электролита позволяет «реанимировать» их в ряде случаев. Ряд моделей, однако, выпускается необслуживаемыми (без возможности вывернуть пробки банок). Они стойко переносят перезаряд, но при глубоком разряде могут необратимо потерять емкость или вообще перестать набирать заряд (происходит разрушение пластин).
  • Гелевые аккумуляторы вместо жидкого электролита используют загущенную кремниевыми соединениями кислоту. Благодаря этому они не только герметичны, но и продолжают работать при любом угле наклона. Гелевые аккумуляторы способны сохранять работоспособность при глубоком разряде, но более требовательны к условиям заряда. Кроме того, их цена наиболее высока.
  • Выполненные по технологии AGM аккумуляторы сочетают в себе элементы конструкции и стандартных батарей, и гелевых: в них используется жидкий электролит, пропитывающий наполнитель (обычно – стекловолокно) между пластинами. Они могут работать практически при любом наклоне (переворачивать вверх дном не рекомендуется). Аккумуляторы AGM стойки к вибрациям, так как наполнитель не дает пластинам разрушаться. Но, в отличие от обычных и гелевых батарей, они чувствительны и к глубокому разряду, и к перезаряду одновременно.

Для старой машины лучшим вариантом станет дешевый свинцово-кислотный аккумулятор. Владельцу нового автомобиля, у которого нет оснований опасаться неисправности генератора, можно посоветовать аккумулятор, выполненный по технологии AGM: несмотря на требовательность к условиям цикла заряда/разряда, он обеспечит больший стартовый ток и быстрое восстановление заряда. Гелевые же аккумуляторы из-за высокой цены чаще всего становятся элементом тюнинга автомобилей. Благодаря высокой токоотдаче и переносимости сильного разряда их часто используют для питания мощных аудиосистем (штатный аккумулятор при этом отвечает за питание основной электрики автомобиля).

Читайте также  Как поменять лампу дневного света на гранте?

Также нужно знать полярность аккумулятора, то есть порядок расположения клемм на его корпусе. Большинство моделей автомобилей имеют слишком короткие или неудобно расположенные силовые провода, чтобы на них можно было ставить батареи «неправильного» типа. Если повернуть аккумулятор клеммами к себе, то у батареи с прямой («российской») полярностью плюсовая клемма будет находиться слева, у батареи с обратной («европейской») – справа.

Пусковой ток аккумулятора, указываемый на его этикетке, может измеряться по разным методикам:

  • EN (европейская методика измерения): измеряется максимальный ток, который аккумулятор может отдавать в течение 10 секунд при температуре -18˚С при напряжении не ниже 7,5 В;
  • DIN (немецкий промышленный стандарт): при той же температуре измеряется средний ток за 30 секунд, при этом напряжение не должно падать ниже 9 В;
  • SAE (американский стандарт): ток измеряется при -18˚С в течении 30 секунд, максимальное падение напряжения – 7,2 В.

Как видно из этого описания, наиболее жесткая методика измерения – стандарт DIN (аккумулятор, выдающий ток 365 А по DIN, по методике EN получит маркировку 600 А). Выбирая аккумуляторную батарею, следует ориентироваться на этот показатель, что позволит рассчитывать на уверенный запуск зимой.

Так как автомобильные аккумуляторы в пределах одной и той же производственной линейки могут иметь разную полярность, емкость и цену, мы за основу рейтинга возьмем наиболее востребованный вариант: аккумуляторы с емкостью от 55 до 70 А*ч.

Топ 20 лучших аккумуляторов для автомобиля на 2021 год

В этом народном рейтинге вы узнаете о самых лучших автомобильных АКБ, которые получили лучшие оценки у экспертов и автолюбителей. А также о популярных производителях и особенностях подбора аккумуляторов.

Народный выбор:

Модель Цена
1. Varta Blue Dynamic D24 от 2700 руб.
2. MUTLU Calcium Silver от 3800 руб.
3. ВOSCH S4 004 от 4000 руб.
4. Solite R Japan от 5000 руб.
5. Мульту Кальциум Сильвер 60 от 5000 руб.

Таблица лучших аккумуляторов

  1. Типы автомобильных аккумуляторов
  2. Рейтинг лучших кальциевых аккумуляторов
  3. Варта Блу Динамик D24
  4. MUTLU Calcium Silver
  5. ВOSCH S4 004
  6. Solite R Japan
  7. 62 Ah/12V FORTIS
  8. ТОП свинцово-кислотных АКБ
  9. Мульту Кальциум Сильвер 60
  10. Варта D59 Блу Динамик
  11. Тюмень Premium 6СТ-60
  12. Topla Energy 60
  13. Exide Excell EB602
  14. Топ гибридных АКБ
  15. АТ 64A3-L, AT 77A3-R, АТ 74АЗ
  16. 6CT-77LA, 6CT-66LA, 6CT-55LA
  17. A-Mega 6СТ-74
  18. Аккумуляторы AGM для авто
  19. VARTA D52 Silver Dynamic AGM
  20. Bosch AGM S5 A05
  21. Tudor AGM
  22. Рейтинг гелевых аккумуляторов
  23. EXIDE EQUIPMENT GEL
  24. 3 DELTA GX 12-60
  25. Какой аккумулятор лучше для зимы: ТОП АКБ
  26. MEDALIST STANDARD
  27. 4 ЗВЕРЬ 6СТ-60
  28. Какой выбрать АКБ для своего автомобиля в 2020 году

Типы автомобильных аккумуляторов

Новые аккумуляторы для автомобиля выбирают по причине износа или полного отказа работы старых. Регулярно демонтировать батарею по утрам для подзарядки, поскольку она за ночь успела cесть, мало кому понравится. В ходе доработок авто, также устанавливают дополнительный элемент питания, либо заменяют старый штатный на модель с улучшенными характеристиками.

В рейтинге аккумуляторов представлены такие элементы питания:

  1. Свинцово-кислотные – старый привычный тип. В состав емкости входит набор из 6 банок, свинцовые пластины погружены в кислотный раствор серы. Цена низкая, есть возможность заменять электролит, что позволяет реанимировать АКБ в большинстве случаев. Есть необслуживаемые АКБ – в них пробки банок выворачивать нельзя. Элементы питания стойко выдерживают перезаряды, при глубоких разрядках могут терять емкость, либо переставать набирать разряд.

Свинцово-кислотные тип АКБ

2. Гелевые – модели вместо электролита, имеющего жидкую форму, содержат загущенную с применением кремниевых включений кислоту. Они герметичные, работают стабильно независимо от угла наклона. Поддерживают полную работоспособность отлично, в том числе при полных разрядках, к зарядам требования высокие, элементы имеют внушительную цену.

Гелевые АКБ

3. AGM – лучшие автомобильные аккумуляторы, они сочетают преимущества и свойства стандартных, а также гелевых батарей. Главная рабочая среда – электролит. Работают АКБ при разных наклонных углах, положениях, вибраций не боятся, поскольку наполнитель эффективно препятствует разрушению пластинчатых элементов. В отличие от других типов, AGM чувствительны к перезарядам и глубоким разрядкам.

AGM – лучшие автомобильные аккумуляторы

Для старых моделей машин оптимальным вариантом является дешевый аккумулятор со свинцом.

Владельцу нового авто можно порекомендовать современный AGM вариант, который несмотря на текущие нюансы и недостатки, дает максимальный стартовый ток, быстрое восстановление заряда.

Гелевые элементы питания дорогие, поэтому их чаще всего применяют в рамках комплексного автомобильного тюнинга. Они имеют высокую отдачу тока, нормально переносят сильные разряды, поэтому эффективно запитывают мощные системы воспроизведения звука (штатный АКБ будет отвечать за обеспечение основных типов электрики).

Обязательно учитывать полярность аккумуляторных элементов – порядок размещения на корпусе клемм. Большая часть моделей идет с неудобно расположенными силовыми проводками, поэтому ставить на них модели «неправильного» типа нельзя. Если изменить положение клемм и выставить их на себя, у батареи с прямым типом полярности, плюс будет слева, а с обратным – с правой стороны.

Рейтинг лучших кальциевых аккумуляторов

Во всех рейтингах автомобильных аккумуляторов по типам, мы рассматриваем наиболее востребованные по емкости модели – а именно 55-70 А/ч.

Варта Блу Динамик D24

Стартерный аккумулятор для автомобиля необслуживаемого типа. Нормально выдерживает минусовые температуры окружающей среды. Неплохое надежное решение, но восстановлению оно не подлежит. Также на рынке представлено немало контрафакта, что следует учитывать при совершении покупки.

Какими бывают аккумуляторы для автомобиля, их преимущества и недостатки

Одним из самых главных электрических узлов в устройстве автомобиля выступает аккумуляторная батарея. Вместе с генератором это основной источник тока, без которого невозможно ни запустить двигатель, ни обеспечить питание бортовым приборам.

Что такое аккумулятор и для чего он нужен в автомобиле

Без аккумулятора многие процессы выполнить будет сложно или вообще невозможно. Он существенно облегчает жизнь водителю современного транспортного средства. Совместно с генератором АКБ обеспечивает подачу большого тока, а также делает работу электрической сети более сглаженной. Основные функции, которые призвана выполнять батарея в автомобиле, следующие:

  • запуск двигателя путём подачи питания стартеру;
  • электропитание приборам и аппаратуре при выключенном моторе;
  • обеспечение дополнительного питания при работающем генераторе.

За аккумулятором необходим определённый уход, чтобы он мог прослужить максимально долго. Нередко они выходят из строя преждевременно из-за частого и глубокого разряда. По этой причине их требуется периодически заряжать максимально, используя для этого зарядное устройство. Основу батареи составляет корпус, внутрь которого помещены отрицательные и положительные электроды. В целях изоляции они разъединены специальным сепаратором.

Большинство современных АКБ производится из сплава на основе соединения свинца и кальция. Благодаря низкому показателю саморазряда и небольшому расходу воды они не требуют обслуживания и являются не разборными. Для того чтобы увеличить их сопротивление коррозионным процессам, в сплав могут добавляться олово либо серебро.

Каждый из электродов покрыт активной массой, только у положительных она состоит из диоксида свинца, а у отрицательных — на основе губчатого свинца. Все они находятся в электролите, которым является раствор серной кислоты. Чем больший заряд имеет АКБ, тем выше будет и плотность электролита. Последний может быть полностью жидким или находиться в качестве пропитки в специальном материале.

Для подключения аккумулятора к бортовой сети применяются свинцовые токовыводы. Поскольку подключение может быть различным, то различают прямую и обратную полярность. В первом случае слева находится положительный вывод, а справа — отрицательный. Для удобства эксплуатации многие модели АКБ оснащаются индикатором, который ещё называют «глазком». С его помощью можно определить степень заряда и плотность электролита в определённый момент времени.

Во время заряда электрическая энергия начинает превращаться в химическую. В процессе эксплуатации батареи (преимущественно во время запуска) химическая энергия трансформируется в электрическую и обеспечивает автомобиль питанием. Одновременно происходит разряд устройства с выделением сульфата свинца и воды, что приводит к уменьшению такого показателя, как плотность электролита.

В то время, как двигатель машины работает, на генератор возлагается задача обеспечения питанием всех приборов в сети, и ещё зарядить саму батарею, восполняя её ёмкость. Происходит восстановление плотности электролита. При слишком большом разряде аккумулятор не в состоянии выдать пусковой ток нужной силы. В таком случае его заряжают от сети 220 В при помощи зарядного устройства. Даже когда он не работает, процессы саморазряда не останавливаются, но они зависят также от окружающей температуры воздуха. Средний срок эксплуатации большинства кислотных батарей составляет 4-5 лет, но иногда и больше.

Основные виды автомобильных аккумуляторных батарей

На сегодняшний день существует большое количество разновидностей аккумуляторов для автомобилей. Несмотря на то, что во всех из них используются свинцовые пластины, другие химические добавки могут быть разными. В этом и есть основное различие между разными типами автомобильных батарей:

  1. Сурьмянистые АКБ. Одни из самых распространённых классических батарей. Содержание сурьмы в таких устройствах ранее превышало 5% состава. Добавление этого металла было обусловлено природной мягкостью и пластичностью свинца. Именно сурьма позволила его сделать более прочным. Однако присутствие этого металла ускоряет процесс электролиза, вследствие чего объём жидкости в банках постоянно сокращается. Для того чтобы возобновлять утраченный объём, часто приходится доливать дистиллированную воду. Несмотря на такие характеристики, сурьмянистые устройства довольно широко представлены, хотя и относятся к батареям обслуживаемого типа. Главным их достоинством считается неприхотливость и простота в обслуживании.
  2. Малосурьмянистые АКБ. Главное отличие от приведённого выше типа заключается в низком содержании сурьмы. Благодаря этому потери воды становятся незначительными, снижаются процессы электролиза в банках. У водителя отпадает необходимость столь часто прибегать к их обслуживанию. При сравнительно небольшой стоимости они отличаются малым саморазрядом и не боятся перепадов в бортовой электрической сети автомобиля.
  3. Кальциевые АКБ. Способность сурьмы усиливать процессы электролиза, приводящие к потере дистиллированной воды, вынудила производителей искать другую основу для батарей. Так в решётках электродов стали использовать кальций. Именно этот элемент успешно смог бороться с потерей воды в банках. Из кальция стали изготавливать как положительные, так и отрицательные пластины. Благодаря незначительным потерям дистиллята практически отпала потребность в обслуживании, поэтому эти устройства принято называть необслуживаемыми. Кроме того, по сравнению с сурьмянистыми у кальциевых значительно меньше вероятность саморазряда. Даже при долгом хранении они хорошо сохраняют свои качества. Главным недостатком таких АКБ является их плохая переносимость глубоких разрядов. Если несколько раз сильно разрядить батарею, то свои прежние качества она восстановить уже не сможет.
  4. AGM и гелевые батареи. Основным отличием гелевых устройств является форма, в которой пребывает электролит. Вместо жидкой консистенции он находится в желеобразном. Благодаря этому с батареей стало безопаснее работать, поскольку снизилась текучесть материала. Желеобразная форма предотвращает пластины от осыпания содержащейся на них активной массы. Из-за этого они не теряют свою прочность, и это избавило производителей от необходимости использования дополнительных присадок. Батареи этого типа получают всё большее распространение, ведь они отличаются невысоким саморазрядом и длительными сроками хранения. Даже после множества циклов заряда и разряда они практически не теряют своих эксплуатационных характеристик. Есть у них и свои недостатки. Прежде всего, они чувствительны к короткому замыканию. Также они не переносят высокого напряжения — если его значение будет выше 14 В, то электролит начинает таять, и дальнейшее его использование станет невозможным. Разновидностью гелевых считаются AGM-батареи. Основное отличие состоит в добавлении между пластинами пористого материала, с которым меньше осыпается активная масса и лучше удерживается гель. Они не являются настолько чувствительными, но и не настолько долговечны, как гелевые, которые могут прослужить до 10-12 лет.
  5. Гибридные АКБ. Характеризуются применением внутри корпуса пластин, изготовленных из разных материалов: положительных — малосурьмянистых, а отрицательных — из кальция. Вследствие этого процессы электролиза существенно замедляются, аккумуляторы не так чувствительны к глубоким зарядам и разрядам, как кальциевые. Гибридные устройства являются одними из самых оптимальных по соотношению стоимости и качества.
  6. Щелочные АКБ. Немногие в курсе, что базовым раствором в батарее может выступать не только раствор кислоты, но и щёлочь. Тем не менее щелочные устройства не получили столь широкого распространения. В состав пластин могут входить различные металлы, в том числе, никель. Зато такие изделия устойчивы к вибрации и нагрузкам, а количество отрицательных и положительных пластин у них не совпадает. Щелочные аккумуляторы мало применяются в автомобиле строении, но их можно встретить чаще в космической или авиационной технике. У них есть одно неоспоримое преимущество — они хорошо переносят даже длительные и глубокие разряды. Однако они выше по стоимости по сравнению с кислотными аналогами.
  7. Литий-ионные АКБ. Больше всего используются в бытовой технике, в том числе в смартфонах и других «умных» гаджетах. В перспективе возможно их усовершенствование для применения в качестве источника электричества в автомобилях с двигателем внутреннего сгорания. В составе таких устройств присутствуют электроды, отделённые друг от друга при помощи пористых сепараторов. Их отличает повышенная чувствительность к перепадам тока и температуры, поэтому в конструкции предусмотрен клапан, сбрасывающий повышенное давление. Основными носителями электрического тока являются ионы лития, заряженные положительно. Они не нуждаются в периодическом обслуживании и наиболее широко представлены сегодня в сегменте электромобилей. Каждый год они утрачивают до 10% своей прежней ёмкости и не переносят глубоких разрядов при эксплуатации. Если когда-то удастся избавиться от этих важных недостатков, то литий-ионные батареи однозначно вытеснят небезопасные свинцово-кислотные.
  8. Прочие АКБ. Среди них можно выделить группу EFB аккумуляторов, которые выступают промежуточной стадией между традиционными кислотными и тем, что произведены по AGM технологии. Специальные маты из стекловолокна пропитываются электролитом, что исключает его вытекание из корпуса устройства. Технология была разработана для применения в машинах, оснащённых системой «старт-стоп». Такие АКБ отлично выдерживают частые остановки и частые запуски. Конструктивно они заряжаются гораздо быстрее, поэтому генератор легко компенсирует затраченную энергию во время коротких поездок. Они безопасны по сравнению с кислотными и не требуют обслуживания.

Что в будущем

Эксперты прогнозируют в дальнейшем появление новых типов источников пускового тока и постепенный уход от аккумуляторов на основе серной кислоты. Производители ежегодно выпускают на рынок новинки, и каждые несколько лет разрабатываются всё новые и новые технологии для обеспечения запуска двигателей внутреннего сгорания в автомобилях. Основные работы с целью совершенствования автомобильных аккумуляторов ведутся сразу в нескольких направлениях:

  • дальнейшее повышение ёмкости;
  • уменьшение габаритов и массы устройств;
  • удешевление стоимости за счёт снижения трудоёмкости производства и сборки;
  • повышение безопасности, в том числе для окружающей среды;
  • улучшение таких характеристик, как устойчивость к нагрузкам, температуре и условиям хранения;
  • снижение чувствительности к циклам заряда и разряда.

Постоянные разработки, которые ведутся в области производства автомобильных батарей, дают надежду на то, что в ближайшие годы автолюбители получат принципиально новые высокотехнологичные и экономичные батареи с увеличенным ресурсом эксплуатации.

Как выбрать аккумулятор для автомобиля

Отсутствие аккумулятора (АКБ) или его полная разрядка – это то, что исключает возможность использования транспортного средства, так как его просто не получится завести. Этим объясняется потребность в определенной информированности относительно правильного выбора нового аккумулятора.

Современный рынок отличается многообразием брендов АКБ, технологий и вариантов исполнения. Стоимость отечественных моделей в среднем колеблется от 3000 до 4000 руб., а импортные образцы этой продукции «радуют» ценниками с четырьмя нулями.

Содержание:

Какие из них лучше? Стоит ли отдавать предпочтение зарубежным АКБ или наши также вполне работоспособны? Эффективность какой аккумуляторной батареи выше? Чтобы разобраться с ответами на эти вопросы, потребуются определенные знания, предлагаемые ниже.

Старые отработанные аккумуляторы подлежат обязательной утилизации. Узнайте, как сдать аккумулятор и сколько можно получить за него в пункте приема.

Бренд

Выбор отечественного или импортного АКБ не отличается однозначностью. С одной стороны европейская продукция качественнее нашей, а с другой – существует множество факторов, которые сглаживают такое несоответствие.

Коснемся стандарта проверки батарей. В Европе проверка АКБ предусматривает подачу нагрузки в течение 30 секунд, что не приводит к падению напряжения ниже 9 вольт. У нас дела обстоят иначе. В соответствии с ГОСТом подача нагрузки обеспечивается в течение 10 секунд.

В результате можно признать, что европейские АКБ более качественные. Хотя положительные тенденции отмечаются и на нашем рынке. Некоторые производители предлагают продукцию, прошедшую европейскую сертификацию.

Если выбирать из зарубежных брендов, то можно остановиться на BOSH (известность и проверка временем). В случае с отечественным производителем – это может быть, как пример, AkTex Standard. Недобросовестные производители в большей мере связаны с Китаем и Турцией.

В любом случае надо гнаться не за известным брендом, а приобретать тот агрегат, который по своим характеристикам подходит именно вашей машине. Это предполагает соответствие вполне конкретным параметрам: емкость, размеры, пусковой ток и т. д.

Ремонтопригодность

Принято выделять 3 категории аккумуляторов в зависимости от их ремонтопригодности:

  1. Обслуживаемые – имеют доступ внутрь, что обеспечивает специальная крышка. Отличаются бюджетностью в плане цены, но обладают недостаточным сроком службы (около 2 лет) и требуют постоянного внимания, что связано с контролем уровня электролита.
  2. Малообслуживаемые – меньшая требовательность к обслуживанию по сравнению с первой категорией. Хотя необходимость регулярной заливки электролита не исключается. Гарантийный срок увеличен до 3 лет.
  3. Необслуживаемые – нет доступа внутрь. Длительный срок службы (в среднем около 5 лет).

Дата изготовления

Новые аккумуляторы требуют правильного хранения. Возраст батареи, превышающий 1 год, является критическим, так как в течение этого срока она приходит в негодное состояние без подзарядки. Вряд ли можно надеяться, что продавцы исправно подзаряжают АКБ на витрине.

В связи с этим максимально допустимым возрастом батареи следует признать 4 месяца. Все, что старше, требует обязательной проверки. Особенно это относится к продукции рассматриваемого вида с датой изготовления более 1 года назад.

Емкость

Не следует экономить на емкости АКБ. Установка батареи меньшей емкости способна привести к следующему:

  1. постоянный перезаряд, так как мощность генератора останется прежней;
  2. увеличение скорости старения аккумулятора;
  3. недостаточное обеспечение электроэнергией бортовой сети машины;
  4. уменьшение шансов завести автомобиль при наступлении холодов.

Желательно использовать АКБ, емкость которого превышает установленный производителем стандарт на 5–10 процентов. Например, если у вас стояла батарея на 55 А·ч, то можно ее заменить АКБ на 60 А·ч.

Напряжение

Эта характеристика отличается минимальной важностью, так как АКБ, ориентированные на легковые автомобили, приведены к единому стандарту, когда выходное напряжение составляет 12 вольт. В то же время оснащение аккумуляторами пассажирского и грузового транспорта предполагает установку одной батареи на 24 вольта или двух, где напряжение каждой – 12 вольт.

Размеры

Современные автомобили, что в большей мере присуще иномаркам, отличаются таким нюансом, как наличие минимального пространства под АКБ. Оно рассчитано только на стандартную батарею, что исключает возможность установки более габаритного аккумулятора.

Это заставляет учитывать штатные габариты при выборе нового АКБ. Для этого достаточно замерить старый агрегат с помощью той же строительной рулетки.

Тип клемм

В зависимости от типа клеммы для АКБ подразделяют на:

  • американские;
  • азиатские;
  • европейские.

Более полную информацию по этому вопросу можно получить посредством ознакомления с руководством по эксплуатации, которое прилагается производителем. Также подобного рода информация доступна на соответствующих интернет-ресурсах.

Если коротко, то клеммы различаются размерами и способами установки. Например, европейские клеммы отличаются большей погруженностью в корпус, что делает их более безопасными в плане риска короткого замыкания по сравнению с азиатскими. При этом последние тоньше европейских.

Некоторые утверждают, что европейские АКБ вполне подходят для азиатских автомобилей и наоборот. Такое утверждение не совсем верно. Любое несоответствие конструкции транспортного средства сказывается негативно на безопасности его эксплуатации. В торговых сетях присутствует достаточный выбор АКБ, поэтому лучше устанавливать аккумулятор, предусмотренный производителем машины.

Полярность

Выбор батареи надо соотносить с ее полярностью. Здесь имеется в виду разное расположение клемм, что обусловливает полярность, характеризуемую как обратная или прямая.

В том случае, когда значок «минус» находится с левой стороны корпуса, можно говорить об обратной полярности. Если это не так, то есть справа стоит «плюс», полярность считается прямой.

Пусковой ток

Маркировка любого автомобильного аккумулятора позволяет определить параметр, указывающий на величину пускового тока. Вы должны знать этот параметр применительно к своему автомобилю.

Не стоит брать АКБ с меньшим значением пускового тока, чем это положено. Использование слабого варианта батареи проявится негативом в зимний период, когда температура преодолеет отметку в минус 18 градусов. Такая батарея может потерять около 40% своей емкости, что не даст возможность запустить автомобиль.

В то же время более мощные АКБ не всегда являются выходом из такой ситуации, так как они отличаются высоким ценником. Отсюда напрашивается рекомендация: выбирайте оптимальное сочетание цены и мощности.

Тип аккумулятора (сурьма, кальций, гибрид)

С определенной долей условности все свинцовые АКБ подразделяются на три главных типа:

  • сурьмянистые;
  • кальциевые;
  • гибридные.

Применительно к конкретному типу аккумулятора используется тот или иной состав, с помощью которого свинцовые пластины приобретают специфические характеристики.

Сурьмянистые

Наиболее старая технология, основанная на улучшении качества свинца, из которого состоят пластины АКБ, предполагает добавление сурьмы (5–7%). Когда заряд достигает значения от 12,2 до 12,5 вольт, процесс электролиза переходит в максимально активную фазу. Электролит начинает буквально кипеть при достижении напряжения 12,7 вольт. Столь активные процессы приводят к бурному испарению воды.

Положительным моментом таких аккумуляторов является прочность их пластин. Даже глубокие разряды не провоцируют их раннее осыпание. В результате их прочность сохраняется достаточно долго. К отрицательным моментам сурьмянистых АКБ можно отнести потребность постоянного контроля за уровнем электролита. Сюда же добавляется слишком большой объем электрохимической жидкости по сравнению с другими типами аккумуляторов, который превышает массу пластин. Это служит препятствием на пути наращивания емкости сурьмянистых аккумуляторов и параметра пускового тока.

Бурный процесс электролиза не позволяет обеспечивать полную герметичность корпуса, так как его может разорвать. При этом таким аккумуляторам свойственен большой саморазряд, достигающий в течение суток 2% от емкости.

Малосурьмянистые

Аккумуляторы этого вида являются подтипом предыдущих, так как они идентичны с технологической точки зрения. Главное их отличие заключается в том, что пластины содержат меньше сурьмы (2–4%). Этот факт обеспечивает менее интенсивное кипение электролита. Меньшее содержание сурьмы приводит к снижению прочности пластин. Сами аккумуляторы переходят в категорию «малообслуживаемые».

Кальциевые

Относительно новая технология, предусматривающая добавление в пластины кальция. Довольно часто встречается маркировка Ca/Ca, обозначающая, что обе пластины (плюс и минус) содержат упомянутый элемент. С помощью кальция удается добиться практически полного прекращения испарения воды, что приближает кальциевые АКБ к категории «необслуживаемые». В некоторых случаях пластины насыщают небольшим процентом серебра: уменьшается внутреннее сопротивление, а это большая емкость АКБ и повышение параметров пускового тока.

Под положительными характеристиками кальциевых аккумуляторов следует понимать приемлемый уровень саморазряда (меньший на фоне сурьмянистых), большую емкость и запуск процесса электролиза лишь при 16 вольтах.

К отрицательным характеристикам относят требовательность к глубоким разрядам, когда достигается 80-процентная потеря емкости после 3–4 таких разрядов. При выборе надо учитывать высокую стоимость подобных изделий.

Гибридные

Попытка объединения двух технологий привела к появлению гибридных аккумуляторов. Суть этого процесса сводится к тому, что на одной пластине присутствует сурьма, а на другой – кальций. В результате испарение воды есть, но не столь критичное, увеличена емкость и пусковые токи, а также улучшено противостояние глубоким разрядам. Стоимость средняя между сурьмянистым и кальциевым АКБ.

Что касается других технологий, например, GEL и AGM, то их рассмотрение можно считать преждевременным, что связано с высокой стоимостью конечной продукции. Ценник, например, на гелиевые АКБ может достигать 20000 руб. В то время как кальциевый продается за сумму, меньшую в 3 раза. К этому еще можно добавить нелюбовь гелиевых аккумуляторов перезаряжаться.

При недостатке средств лучше выбирать гибридный аккумулятор, а в случае отсутствия стеснения в расходах – кальциевый.

Проверка в магазине

Процесс покупки конкретного аккумулятора, когда вы оказываетесь в магазине, должен начинаться с визуального осмотра выбранного образца.

Следует убедиться в целостности корпуса АКБ: недопустимо наличие сколов и трещин. Корпус, подвергнувшийся деформации, не может гарантировать сохранность электролита, а это существенно сокращает ресурс АКБ.

Небрежная погрузка, в результате которой образуются вмятины, также повышает вероятность возникновения утечки жидкости. В той же мере требуют проверки борны. На них не должно быть каких-либо царапин. Обнаружение таких дефектов может служить подтверждением того, что аккумулятора ранее эксплуатировался.

Следующий шаг – это обращение к продавцу по поводу измерения зарядки аккумулятора и измерения плотности электролита. Если будет получен отказ в проведении этих действий, то лучше воздержаться от покупки.

Зарядка АКБ должна производиться посредством специального инструмента в виде загрузочной вилки. По российским стандартам подача напряжения производится в течение 10 секунд. Результат возможен следующий:

  1. напряжение без нагрузки от 12 до 12,9 вольта, что нормально;
  2. просадка напряжения под нагрузкой, когда нижнее значение может опускаться до 9 вольт. Идеально, если вольтметр в этой ситуации показывает 11 вольт. В случае, когда создаваемая нагрузка приводит к очень низким значениям напряжения (менее 9 вольт), стоит отказаться от покупки АКБ.

Что касается плотности электролита, то она может быть ниже заявленного производителем, но в пределах 0,02 м3.

Гарантия

Продукция, выпускаемая под известными брендами, отличается длительным сроком эксплуатации. Обычно такие производители дают гарантию на 4–5 лет. Также на рынке предлагаются АКБ с меньшим сроком гарантии, составляющим 2–3 года. По сравнению с первыми они отличаются более низкими ценами, а в остальном эта продукция имеет вполне приемлемое качество. В любом случае доверять можно и тем и другим.

Проблемные аккумуляторы – это те, в отношении которых производитель дает минимальный срок гарантии: до 1 года и меньше. Такие АКБ вызывают подозрения, поэтому лучше исключить их из списка своих покупок.

После того, как вы определитесь с конкретной моделью аккумулятора, не забудьте оформить у продавца гарантийный талон и получить чек. Это позволит избежать неприятностей. АКБ может не подойти вашему автомобилю и оказаться попросту неисправным. Наличие же упомянутых документов дает возможность обменять товар.

Вывод

Приведенные характеристики АКБ, которых относительно много, значительно упрощают выбор аккумулятора. Их знание гарантирует, что вы приобретете АКБ, который подойдет именно вашему автомобилю.