Как определить износ тормозных колодок своими руками?

Как определить износ тормозных колодок своими руками?

Износ тормозных колодок — как определить когда пришла пора менять колодки

Доброго времени суток, уважаемые автовладельцы! Такие маленькие, неприметные детали тормозной системы – тормозные колодки. Мы так редко о них думаем, а тем более проверяем их техническое состояние. Уровень тормозной жидкости проверяем систематически, исправность прокладки ГБЦ или уровень масла – ежедневно, а вот о тормозных колодках не думаем.

А ведь в итоге, именно они и тормозной диск являются конечным этапом, от исправности и эффективности которого зависит работа всей тормозной системы. Именно износ тормозных колодок влияет на работоспособность тормозов и нашу с вами безопасность. Пора устранять этот пробел, и узнать, как определить износ тормозных колодок.

Вначале для информации. Тормозная колодка состоит из двух основных частей: корпус и фрикционная накладка. Именно фрикционная накладка, выполняя свою основную задачу – торможение тормозного диска, подвергается естественному износу.

В недалёкие времена, когда толщина тормозных колодок становилась меньше допустимой, фрикционные накладки на колодках меняли. Сегодня стало проще заменить саму тормозную колодку. Тормозные колодки рекомендуется менять сразу все на одной оси.

Естественно-неестественный износ тормозных колодок

Любая, постоянно работающая деталь автомобиля, приходит в негодность. Хорошо, если по естественным причинам, от отработанного ресурса. Особенно вопрос касается тормозных колодок, которые работают в более чем интенсивном режиме.

Для разных моделей тормозной системы, у разных производителей, в зависимости от материала фрикционных накладок, существуют свои расчетные сроки износа тормозных колодок и свои параметры. Минимальная толщина тормозных колодок, как правило, указывается производителем на моделях изделий.

Но, для обычного, штатного режима движения, существуют общепринятые среднестатистические нормы износа или времени замены тормозных колодок. Считается, что замена тормозных колодок должна производится на 10-15 тыс. км. пробега. Это не истина. Кому-то может хватать и на 20000, а кому-то и на пять тыс. км. не хватит, если колодки работают в постоянном режиме экстренного торможения.

Помимо естественного износа, существуют и неисправности, которые ускоряют этот самый износ. Например, наступает неравномерный износ тормозных колодок. Почему и как контролируется толщина тормозных колодок?

Основные причины преждевременного износа тормозных колодок

Их не так уж и много. Исключим из причин естественный износ тормозной колодки, и у нас останутся следующие:

  • качественный состав фрикционных накладок. Это зависит только от производителя, и повлиять на эту причину мы не в состоянии;
  • стиль вождения, и как производная – торможение. Режим постоянного аварийного торможения, которым грешат лихачи от светофора до светофора, приводит к досрочному износу тормозных колодок;
  • неисправность тормозной системы, в частности, рабочих тормозных цилиндров. Приводит к неравномерному износу тормозных колодок, и неисправности тормозного диска.

Когда обращать внимание на тормозные колодки

Без применения измерений и различного оборудования, только визуальным осмотром вы в состоянии понять, что ресурс тормозных колодок уже подходит к крайней точке или уже выработан. Каким образом? Достаточно просто.

  • при контроле уровня тормозной жидкости. Снижение уровня в бачке может свидетельствовать о том, что износились тормозные колодки или тормозные диски;
  • при резком (экстремальном) торможении на средней скорости в 60-80 км. вы ощущаете биение. Это происходит вследствие неравномерного износа тормозной колодки или диска;
  • поведение педали тормоза. Слишком резкое торможение или замедленное, т.е. выходящее за рамки штатного (привычного) нажатия, должно вас насторожить;
  • пыль от фрикционных накладок (тормозная пыль) на дисках с явно заметными признаками металлической стружки. А если процесс торможения вдобавок сопровождается и скрежетом, то… уже пора проверять толщину тормозной колодки или вообще, наличие фрикционной накладки (хотя, об отсутствии накладки вы услышите сразу);
  • датчик тормозных колодок, при его наличии. Принцип действия датчика прост. Во фрикционной накладке вмонтирован сердечник из мягкого металла. При износе тормозной колодки до минимума, происходит замыкание цепи, и индикатор в панели управления показывает водителю о необходимости замены колодок.

В случае с датчиком, есть одно существенное «но». Датчик тормозных колодок не всегда может срабатывать. Это связано с тем, что провод находится в постоянном контакте с водой (влагой), и из-за коррозии, может прийти в негодность.

Т.е. можно применить поговорку: « На датчик надейся, но сам не плошай». Даже имея на борту датчик тормозных колодок, визуальное определение износа тормозных колодок вам не помешает, да и времени много не займет. Это же наша безопасность – исправные тормоза, и времени в таком случае не жалко.

Удачи вам, при определении уровня износа тормозных колодок и во время движения.

Определение износа колодок

О том, какое значение имеет тормозная система для безопасности, говорить не нужно — все и так это понимают. Несколько лишних метров или секунд могут стоить жизни водителю, его пассажирам и другим участникам дорожного движения. Поэтому состояние тормозных колодок, тормозных цилиндров нужно постоянно контролировать и в случае обнаружения каких-либо проблем срочно принимать меры.

Определить износ колодок можно разными способами — косвенными и непосредственным визуальным осмотром. Поскольку каждый день вряд ли какой автолюбитель будет залезать под свой автомобиль или снимать колесо, то определить износ можно по поведению автомобиля при торможении.

Об износе свидетельствуют следующие признаки:

  • визг при остановке — если слышится звук высокой тональности, как только вы жмете на тормоз, значит колодки свое уже отслужили;
  • неэффективное торможение — приходится сильнее давить на педаль или, наоборот, педаль блокируется на половине пути и торможение происходит слишком резко и неравномерно;
  • биение — истертая колодка трется своим металлическим основанием о диск, это может привести к деформации тормозного диска, в результате при нажатии на педаль ощущается биение и вибрации;
  • увеличение тормозного пути — еще одно свидетельство износа тормозных колодок.

Тормозные колодки во время торможения прижимаются к диску, их фрикционное покрытие со временем стирается и металлическая основа трется о диск, вызывая высокотональный визг. Но звук — это не самое страшное, деформируется и сам диск или барабан — в зависимости от вида тормозной системы. К тому же шток рабочего цилиндра должен выдвигаться на большее расстояние, чтобы прижать колодку к барабану, поэтому и приходится сильнее давить на педаль тормоза.

Конечно, доводить ситуацию до полного износа колодок не нужно — это плохо отображается и на управляемости и вообще на безопасности. Лучше всего время от времени проверять состояние колодок. Как пишут сами производители, колодки в зависимости от материала фрикционной накладки могут проходить и 10 тысяч, а некоторые и до 100 тысяч километров. Но это зависит от манеры езды — если вы любите экстремальный стиль вождения, то колодки могут износиться гораздо раньше.

Как визуально оценить степень износа колодок?

Легче всего определить степень износа тормозных колодок владельцам тех машин, в которых есть датчик тормозных колодок. Как только фрикционная накладка стирается до определенного уровня, загорается лампочка на панели, что пора менять колодки. Но, как свидетельствует практика, датчик может работать не совсем корректно, или вообще не работать, потому что проводу датчика постоянно приходится контактировать с грязью, влагой, мокрым снегом и водой из луж, и со временем он поддается коррозии.

Важным фактором износа колодок является падение уровня тормозной жидкости, хотя он может падать и из-за утечек. А это еще одна серьезная проблема, выяснить причину которой нужно обязательно.

Время от времени нужно обращать внимание на колеса, в зависимости от вида колесных дисков — штампованные или легкосплавные — можно оценить состояние. Например если у вас штамповка и одет колпак, то под ним накапливается пыль. Черная пыль с примесью металлических частиц говорит о том, что колодки пора менять. Если же стоят легкосплавные диски, то пыль выдувается и такой способ нельзя применить.

Кроме того в суппорте имеются специальные технологические отверстия, в которые можно вставить штангенциркуль и измерить износ. Как добраться до этих отверстий — зависит от колесного диска, если штамповка, то придется полностью снимать колесо, но зато вы сразу же сможете оценить всю картину — состояние тормозного диска и самих колодок. Если же у вас легкосплавные или кованные диски, то снимать колесо не нужно, достаточно найти технологическое окошко в суппорте.

Стоит также сказать, что причины вышеперечисленных проблем с тормозной системой могут быть самые разные, а не только износ колодок. Поэтому, если не можете разобраться самостоятельно, лучше довериться опытным механикам из СТО.

Как определить износ тормозных колодок

Периодическая замена тормозных колодок непосредственно влияет на безопасность дорожного движения. Для данной процедуры автовладелец не должен жалеть ни своих денег, ни своего времени, чтобы потом не возникло различных неприятностей на дороге.

Проводить замену колодок следует каждые 10-12 000 км пробега. Однако это не относится к тем, кто осторожно путешествует, а также к тем, кто любит быструю езду. Для первых колодки могут выдержать и до 22 000 км пробега, а для вторых колодки не прослужат и 6 000 км. Кроме того, на срок эксплуатации данных узлов воздействуют и такие моменты, как большие скачки температуры воздуха, надежность самих колодок, качество дорожного покрытия.

Читайте также  Как сделать хон в цилиндрах своими руками?

Конструкция тормозных колодок.

Это отдельный элемент, состоящий из фрикционной накладки. При торможении она давит на барабан или тормозной диск. В процессе этого образуется эффект трения, с помощью которого и притормаживаются вращающие колеса автомобиля. Поэтому, чем чаще водитель тормозит, тем быстрее изнашиваются колодки. Когда необходимо менять тормозные колодки, и каким образом выявить их износ?

Признаки выработки тормозных колодок.

— В процессе быстрого торможения появляется специфический стук или шум в районе колеса. Это объясняется тем, что под действием трения, наблюдается неравномерное изнашивание тормозных колодок, а это в свою очередь способствует образованию трещин и сколов. В этой деформированной форме от них исходят постукивающие звуки или обычный шум. Также себя ведет и тормозной диск, когда он сильно изношен. При этом его следует поменять или проточить.

— Тормозная система начала странно себя вести. В этой ситуации автовладелец может почувствовать, как в процессе торможения проваливается педаль, а процедура остановки затягивается на более длительное время. И противоположная ситуация, когда во время очень слабого нажатия на педаль, колеса начинают блокироваться. Это свидетельствует о том, что колодка почти полностью свое отработала, и из-за этого наблюдается трение металлических частей тормозной системы.

— Если вы увидели, что тормозная пыль, которая находится на дисках, имеет в своем составе металлическую стружку.

Не каждый раз можно выявить выработку данных элементов по вышеуказанным признакам. Следует также под колпаком осмотреть колеса машины. Тогда, когда вы заметите, что они имеют темный равномерный налет, тогда нет никаких поводов для беспокойства. Однако когда в этом налете наблюдается металлическая пыль, то необходимо безотлагательно подъехать к ближайшему автосервису. Данные металлические примеси являются признаком износа колодки и повреждения уже самого диска. По этому налету никак не выяснить состояние колодки в тех случаях, когда ваш диск сделан из легкосплавного материала или в системе торможения присутствует вентиляция.

Так или иначе, периодическое посещение автосервиса обеспечит долговременную работу вашего транспортного средства. Лишь профессионал сможет сказать, насколько приемлемое и безопасное изнашивание ваших тормозных колодок. После проверки барабанов, тормозных дисков и целостности шлангов он сможет выполнить все требуемые действия, направленные на замену и самих колодок, и смежных механизмов тормозной системы автомобиля.

Как самостоятельно оценить износ тормозных колодок и дисков?

У большинства автомобилей при обычной эксплуатации внутренняя колодка стирается чуть быстрее внешней, причем это не зависит от конструкции тормозных механизмов. Однако в специфических условиях эксплуатации или из-за конструктивных особенностей некоторых машин внутренние колодки иногда изнашиваются заметно интенсивнее внешних. К примеру, на Мазде 6 второго поколения внутренняя колодка на переднем правом колесе стирается в полтора раза быстрее внешней.

Кроме конструктивных нюансов могут иметь место и неисправности. Например, повышенный износ колодки из-за закисшего поршня. Поэтому при первом осмотре тормозных механизмов на машине, с которой вам еще не приходилось иметь дело, важно снять колесо, чтобы оценить состояние и внешней, и внутренней колодок. Недобросовестные сервисмены часто ограничиваются примерной оценкой износа только внешних колодок, разглядывая их через спицы колесного диска, не снимая самого колеса. Не исключено, что вскоре недовольный клиент вернется на эту СТО со стертыми внутренними колодками и претензиями!

В качестве примера проверим состояние тормозов на редакционной Калине, которая проехала почти 63 000 км. Кроме того, приведем приблизительные показатели по критическому износу различных элементов тормозной системы. Для каждой конкретной модели автомобиля они могут отличаться как в бóльшую, так и в меньшую сторону. Эти данные можно найти в книжках по ремонту и обслуживанию или на просторах интернета.

Но вернемся к нашей Калине. Только после снятия колеса видна реальная картина. Толщина фрикционной накладки примерно равна толщине основания колодки: износ порядка 60%. Если толщина фрикционной накладки уменьшится до 2 мм, это будет означать износ в 100%. У многих автомобилей на основании колодки предусмотрен металлический язычок. При критическом износе накладки он начинает контактировать с тормозным диском, издавая характерный скрип. Чаще всего язычок устанавливают только на внутренних колодках.

Почему износ колодок может ускориться?

Важно помнить о тяжелых условиях эксплуатации, например, движение по горным серпантинам или участие в любительских гонках. В таких режимах у исправной тормозной системы внутренняя колодка может начать стачиваться в разы быстрее внешней. Нечто подобное когда-то случилось и с моей машиной. При повседневной езде износ колодок на седане Volkswagen Jetta последнего поколения был равномерным. Это усыпило мою бдительность, и я перестал следить за состоянием внутренних накладок. После участия в двух этапах спринтов (далеко не самых тяжелых для техники) оказалось, что внутренние колодки почти полностью стерлись. Особенно сильно это проявилось на левом колесе. Повезло, что дело не дошло до задиров на тормозных дисках!

Также не забывайте, что если, к примеру, вы проехали 30 000 км и износ передних колодок составил около 50%, то это еще не значит, что их хватит до 60 000 км. Чем меньше толщина накладки, тем быстрее происходит ее дальнейший износ. Ведь те же порции тепловой энергии от трения воспринимает уже менее «жирная» тормозная колодка.

Износ тормозных дисков

Износ тормозных дисков протекает более стабильно и предсказуемо. Чаще всего дисков хватает на два комплекта колодок. Уменьшение толщины диска примерно на 2 мм означает износ в 100%. Со временем из-за выработки на кромке тормозного диска образуется фаска.

Дизайн многих колесных дисков позволяет просунуть между спицами руку и на ощупь определить выработку тормозного диска. Главное, не делать этого, пока тормозной диск еще горячий, сразу после поездки с интенсивными торможениями. Этот прием будет полезен тем, кто планирует приобрести автомобиль с пробегом. По износу диска можно сделать выводы о реальном пробеге машины или об условиях, в которых ей приходилось ездить. Но лучше всего колесо все же снять и тщательно осмотреть тормозной механизм, включая внутреннюю сторону диска. Бывает, что именно там из-за коррозии образуются канавки и волнистая поверхность.

Когда менять тормозные диски и колодки?

Если износ дисков уже критичный, а колодки почти новые, то не торопитесь сразу менять весь комплект расходников, особенно если вы эксплуатируете автомобиль не в тяжелых для техники условиях. Работу по замене дисков можно ненадолго отложить. Но не стоит совсем закрывать глаза на проблему. Помните, что с уменьшением толщины дисков снижается эффективность торможения. Ведь рассеивать тепловую энергию будет слишком тонкий диск, который вдобавок станет и быстрее перегреваться. В особо запущенных случаях из-за чрезмерного износа тормозного диска, колодка может даже выпасть из механизма!

С износом задних дисковых механизмов ситуация аналогична, с одной лишь поправкой: они менее нагружены, а потому износ происходит медленнее. В этом есть и свои плюсы, и минусы. Задние тормозные диски и колодки имеют больший ресурс по сравнению с передними (примерно в полтора-два раза), но и сильнее страдают от коррозии. Поэтому именно на задних тормозах важно проверять внутренние поверхности дисков! У нашей же Калины задние тормоза барабанного типа.

Как оценить износ барабанных тормозов?

У большинства машин со стороны кожуха барабана есть смотровое окно для оценки толщины накладок. Однако чаще всего им можно воспользоваться только если машина вывешена на подъемнике или стоит на смотровой яме. Иначе разглядеть через это окно что-либо чрезвычайно сложно.

Снять барабаны порой тоже весьма проблематично. Например, у автомобилей французских марок придется откручивать ступичную гайку. В случае с Калиной все просто, барабаны снимаются без особых проблем.

Обычно износ барабанов оценивают по внутреннему диаметру: его увеличение на 1 мм означает приговор.

Чем отличаются барабанные тормоза от дисковых?

Один из недостатков барабанных механизмов в сравнении с дисковыми — отсутствие эффекта самоочистки. Продукты износа от тормозных колодок остаются внутри барабана и оставляют характерные следы на рабочих поверхностях фрикционных элементов.

Редакционная Калина часто используется для участия в различных соревнованиях. То есть условия ее эксплуатации можно назвать тяжелыми. Однако, к нашему удивлению, износ родных колодок оказался небольшим — примерно 30%. Вероятно, причина в том, что у машины относительно небольшая масса, да и динамические показатели не выдающиеся.

Увы, продукты износа значительно подпортили рабочие поверхности накладок и барабанов. Это уже не исправить. При очередной замене колодок придется обновить и барабаны, иначе они сразу же подпортят новые колодки. Однако ничего криминального в дальнейшей эксплуатации автомобиля в таком виде нет. Снижение эффективности задних тормозов не заметно даже при движении по гоночному треку. В целом же барабаны, как и диски, способны переживать по два комплекта фрикционных накладок.

Читайте также  Как нарезать протектор на шине своими руками?

Определяем износ тормозных колодок самостоятельно

Нет смысла говорить о том, что тормозная система в целом, а тормозные колодки, как основная ее составляющая – имеют огромное значение для безопасного движения автомобиля. Пока ещё не придумано другого способа торможения, как трение, поэтому тормозным колодкам уделяется особое внимание.

Причины преждевременного износа тормозных колодок

Для ликбеза – тормозная колодка выполнена из двух частей: каркас и фрикционная накладка. Не вдаваясь в структуру материалов, из которых изготавливается фрикционная накладка, скажем, что именно она подвергается износу, так как выполняет функцию трения о тормозной диск, прекращая тем самым движение колес – торможение. Поэтому износ тормозных колодок – зона повышенного внимания, в первую очередь, автовладельца.

Срок службы тормозных колодок каждый производитель определяет по своему. Это связано с технологией изготовления, составляющих компонентов и т.д. Соответственно для среднестатистических показателей есть и такие параметры износа тормозных колодок: пробег авто 10-15 тыс.км. Не забывайте, что в этот процесс вмешивается масса факторов.

Итак, причины износа тормозных колодок:

  • Естественный процесс эксплуатации – это по умолчанию.
  • Качество фрикционных накладок – зависит от производителя.
  • Стиль вождения, и, соответственно, торможения. Если ваши тормоза работают постоянно в режиме аварийного торможения, то тормозных колодок вам вряд ли и на 5 тыс. км. хватит.
  • Неисправность рабочих тормозных цилиндров приводит к тому, что происходит неравномерный износ тормозных колодок на одной оси. Если остаточная толщина колодок на одной оси имеет разницу в 1,5-2 мм, то необходимо произвести диагностику работы тормозных цилиндров.

Как определить износ тормозных колодок самостоятельно

Для этого не обязательно ехать на сервис. Существует три вида контроля износа тормозных колодок.

Технический способ. На современных автомобилях устанавливается датчик износа тормозных колодок. Суть его работы проста. Это пластиковая вставка во фрикционной накладке, в ней сердечник из мягкого металла. Когда износ накладки превышает уровень, сердечник касается тормозного диска и происходит замыкание электрической цепи и индикатор на панели управления это показывает. Слабым местом датчика являются провода, которые подвергаются коррозии от постоянного контакта с водой и грязью.

Визуальный способ. Первый показатель износа тормозных колодок – у вас упал уровень тормозной жидкости в бачке. Ещё один визуальный показатель – это наличие угольной пыли с металлическими стружками (вкраплениями) на колесном диске или на внутренней стороне декоративного колпака.

Динамический способ. Во время резкого торможения происходит ощутимое биение. В этом случае может быть две причины: износ тормозных колодок либо износ тормозного диска. Если педаль проваливается во время торможения глубже обычного, то это еще один показатель износа тормозных колодок.

Равно как и неожиданно резкое срабатывание тормозов, говорит о том, что вы уже тормозите металлическим каркасом колодки. Об этом вам подскажет и характерный звук. Но, чтобы довести колодки до такого состояния нужно постараться вообще не обращать на них внимания. Адекватный автомобилист не допускает такого положения вещей с тормозами.

Необходимо помнить, и всегда обращать внимание на тот факт, что тормозные колодки передней оси изнашиваются быстрее, так как на них приходится основная нагрузка при торможении. С физикой не поспоришь. Именно на передние тормозные колодки и степень их износа чаще обращайте внимание.

Удачи вам в своевременном определении износа тормозных колодок вашего любимого автомобиля.

Как определить износ тормозных колодок?

Каждый водитель по-разному управляет своим автомобилем. Специалисты советуют не дожидаться очередного проведения технического осмотра на станции ТО, ведь износ колодок может произойти быстрее, чем ожидается. Почему это важно? От слаженной работы системы торможения зависит не только состояние других деталей авто, но и безопасность водителей и пассажиров.

  1. Виды колодок и их износ
  2. Косвенные показатели
  3. Прямые показатели истирания
  4. Самостоятельная проверка
  5. Безопасное вождение

Виды колодок и их износ

Безопасная остановка автомобиля происходит путем соприкосновения тормозящих колодок с дисками или «барабанами». Нажимая на педаль, автолюбитель приводит этот механизм в соответствующее действие. Частое нажатие педали во время активного использования автотранспорта приводит к быстрому истиранию материала.

Износ тормозных колодок определяется как самостоятельно, так и при помощи специалистов. Эти автодетали делятся на два основных вида:

  • Внешние.
  • Внутренние.

Просмотреть состояние внешних деталей совсем нетрудно. Иначе дело обстоит с внутренними частями. Здесь не обойтись без снятия колес и внимательного выявления уровня изношенности.

Официально менять тормозные колодки считается необходимым через каждые 10–12 тысяч километров езды. Однако установленный километраж довольно символичен, поскольку зависит он непосредственно от интенсивности вождения.

Например, вождение на крутых поворотах с высокой скоростью или использование авто в качестве такси значительно повышает изнашиваемость системы тормоза. Стоит учесть тот факт, что на износостойкость деталей влияет марка машины.

На заметку! Чуть более половины, а именно 60% изношенности, выявляется, когда фрикционная накладка равна толщине основания самой детали. Истираясь дополнительно еще на 2 мм, деталь полностью приходит в негодность.

Косвенные показатели

Совсем необязательно ждать следующего прохождения ТО или сразу снимать диски для осмотра. Существуют некоторые внешние признаки износа тормозных колодок. Для наглядности разберем их по порядку:

  • Скрежетание, свист и другие неприятные и подозрительные звуки издаются при нажатии на педаль. Это явный признак сильного истирания материала. Некоторые автовладельцы специально устанавливают индикатор износа колодок или покупают их с уже имеющимися ограничителями. Отсутствие индикатора свидетельствует о скрипе самой полностью изношенной автодетали.
  • Накопление грязи (металлическая стружка и пыль) между трущимися друг о друге частями может привести к тому, что она застрянет между ними. Такой нежелательный момент приводит к остановке авто в неподходящее время и неподходящем месте. Ремонт в этом случае неизбежен.
  • Заносит машину в одну и ту же сторону? Значит, пора проверять систему торможения именно с этой стороны. Полное истирание запчасти приводит к заносам даже на сухом грунте.
  • Педаль не возвращается на свое место после нажатия? Это означает, что степень износа задних колодок или передних равна 100%.
  • Слишком вялое или ,наоборот, жесткое торможение говорят о необходимости замены системы тормозов. Резкая блокировка и остановка машины сигнализируют о полном изнашивании накладок.
  • Посторонний шум и биение напоминают хозяину авто о неблагоприятном состоянии тормозов.

Внимание! Техническая проверка порой выявляет вышедшую из строя автозапчасть, которая расстраивает систему торможения.

Прямые показатели истирания

Невзирая на гарантированный пробег до 10 тыс. км. для передних тормозных колодок и задних с разрешением до 25 тыс. км., своевременно проверяйте личный автотранспорт на станции ТО. Специалисты СТО не допустят излишнее трение до определенного уровня и проведут замену качественными деталями.

Проводить замену нужно по трем основным причинам:

  • Когда толщина накладок не достигает 1,5 мм.
  • Когда накладки недостаточно крепко соединяются с главной частью детали.
  • Произошла замасленность накладок.

Профессионалы советуют менять правый «барабан» и левый одновременно. Таким образом, вы избежите повторного посещения автомастерской по смене параллельных автодеталей.

Специалист СТО после определения состояния и ширины колодок проверяет: барабаны, диски, трубопроводы и другие близлежащие повреждения.

Самостоятельная проверка

Автовладельцы интересуются, как определить износ тормозных колодок самим? Внутреннее состояние авто узнается только путем поднятия ТС и съема колес. Для самостоятельной диагностики вам понадобятся:

  • домкрат;
  • ключи;
  • обычная отвертка (не крестовая);
  • фонарь;
  • молоток;
  • болты М8 (2 шт.).

Расположив транспортное средство так, чтобы снимались колеса, начинайте осматривать переднюю часть. Найдите на съемном колесе смотровое окно на суппорте. Осветите обзор фонариком, и обратите внимание на толщину фрикционного покрытия. Новые накладки составляют 10 мм в толщину. Истертая поверхность даже при двух миллиметрах нуждается в замене. Измеряется полезное расстояние штангенциркулем.

Затем проверяем заднюю часть машины. Перед поднятием задней половины кузова с помощью домкрата подложите под перед бруски. Далее займите положение на водительском месте, нажмите на тормозящую педаль и удерживайте ее. Снимите авто с ручника для съема задних колес. С помощью болтов М8 снимите барабан, и у вас появится доступ к колодкам.

Ширина накладок для задней половины ТС изначально составляет 3, 4 мм. Во время езды амортизация доводит их до 0,5 мм и меньше. В том случае необходимо провести замену.

На конечном этапе процедуры отрегулируйте правую и левую стороны тормозов. Для этого вам понадобится плоская отвертка. Просунув ее через барабанное окошко, вращайте колесико так, чтобы произошло трение с диском.

Безопасное вождение

Вы узнали, как проверить износ тормозных колодок, а такая диагностика может сохранить жизнь человека. Система тормозов – это самая нагружаемая область автотранспорта. Регулярно уделяя внимание этой части авто, вы продлеваете «жизнь» самого транспорта и уважаете право других граждан на безопасную жизнедеятельность.

Производители неспроста устанавливают индикатор износа тормозных колодок, который сигнализирует о критичном положении ТС. Устанавливая некачественные и дешевые автозапчасти, вы подвергаете риску как свою жизнь и здоровье, так и жизнь пассажиров, пешеходов и других водителей.

Износ тормозных колодок, дисков и барабанов (причины быстрого износа деталей тормозной системы)

Изнашиваемые детали в тормозной системе автомобиля, а это диски, барабаны и колодки, которые не подлежат плановой замене в силу своего непредсказуемого ресурса. Всё сильно зависит от дорожной ситуации, привычек водителя и качества материалов. Поэтому жизненно важно со строгой периодичностью оценивать состояние деталей, чтобы вовремя зафиксировать критическое изменение контрольных размеров.

Читайте также  Как правильно шпаклевать машину своими руками?

Принцип работы тормозной системы в машине

Общим принципом работы тормозов является организация трения между деталями, жёстко связанными с элементами подвески и деталями, которые вращаются вместе с колёсами.

Возникновение этой силы и гасит энергию движущегося автомобиля, снижая скорость.

Дисковые тормоза

Тормозной механизм дискового типа состоит из суппорта, прикреплённого к рычагам подвески через другие детали, вращающегося соосно со ступицей колеса диска и тормозных колодок.

При увеличении давления в гидравлических тормозных цилиндрах, входящих в состав суппорта, их поршни начинают перемещаться, сдвигая колодки, которые охватывают диск с двух сторон. Площадь колодок в несколько раз меньше боковой площади диска, то есть они захватывают лишь небольшой его сектор.

Количество цилиндров в суппорте может быть разным, в зависимости от требуемой эффективности тормоза и других причин, но колодок всегда две, движущихся навстречу друг другу.

Их поджим обеспечивается либо встречно работающими цилиндрами, либо так называемой скобой плавающего типа, когда во втором цилиндре нет необходимости.

Схема работы суппорта с плавающей конструкцией:

  • 1 — скоба.
  • 2 — направляющая.
  • 3 — уплотнительное кольцо.
  • 4 — суппорт с цилиндром.
  • 5 — поршень.
  • 6 — манжета.
  • 7 — колодки.
  • 8 — тормозной диск.
  • 9 — тормозная жидкость.
  • 10 — штуцер.

Суппорт с фиксированной конструкцией:

  • 2 — болты крепления.
  • 4 — суппорт с цилиндрами.
  • 5 — поршни.
  • 6 — уплотняющие манжеты.
  • 7 — колодки.
  • 8 — тормозной диск.
  • 9 — тормозная жидкость.
  • 10 — штуцер.

У дискового тормоза есть несколько преимуществ, которые обеспечили его применение в подавляющем большинстве автомобилей:

  1. Высокая тепловая эффективность, поскольку диск почти весь открыт и доступен для охлаждения внешним воздухом.
  2. Простота и компактность конструкции.
  3. Удобство контроля за состоянием изнашивающихся поверхностей колодок и дисков.
  4. Возможность использования дополнительной вентиляции с помощью внутренней структуры диска и его перфорации.
  5. Слабая чувствительность к загрязнениям и попадающей влаге благодаря хорошим условиям для самоочистки.

Материалом для дисков обычно служит чугун, имеющий удовлетворительные фрикционные свойства и их стабильность, реже сталь, а для спортивного применения используются композитные материалы, допускающие работу при высоких температурах без потери прочности и геометрии.

Колодки состоят из стальной подложки, на которой специальным клеем и отформованными шипами закреплены фрикционные накладки из подобранного многолетними исследованиями материала.

Сложность тут состоит в компромиссе между многочисленными противоречащими друг другу свойствами, высоком коэффициенте трения по чугуну и стали, износостойкости, способности беречь от износа диски, температурной стабильности и минимальном уровне акустического шума.

Барабанные тормоза

В их состав входят тормозные барабаны в виде закрытых с одной стороны цилиндров и работающие по их внутренней поверхности тормозные колодки.

Рабочие гидравлические цилиндры также находятся внутри, при нажатии на педаль они раздвигают колодки, прижимая их к барабанам. Площадь колодок лишь ненамного меньше внутренней цилиндрической поверхности.

Использование таких механизмов ограничено, в силу некоторых принципиальных недостатков:

  • несовершенства охлаждения, колодки работают в замкнутой полости;
  • плохой сопротивляемости накладок при попадании воды внутрь тормоза;
  • значительных габаритов и массы всей конструкции.

При этом у барабанов есть и свои преимущества, в частности сопротивляемость загрязнению, долгий срок службы и технологическая простота в изготовлении.

Почему тормозные колодки, диски и барабаны изнашиваются

Трение, выступая в роли основного рабочего фактора эффективности тормозов, имеет вполне определённую физическую сущность. Это столкновение между собой малейших неровностей, шероховатостей трущихся поверхностей, которое не всегда остаётся для них без последствий.

И эти последствия тем печальней, чем выше коэффициент трения, то есть чем быстрее машина останавливается. Приходится выбирать компромисс между качеством торможения и долговечностью деталей.

По многолетнему опыту материалы накладок и дисков подобраны таким образом, чтобы средний диск мог пережить три-четыре комплекта колодок. Это оптимум с точки зрения соотношения цены массивного и дорогого диска со стоимостью относительно недорогих колодок, считающихся расходниками.

Причины быстрого износа

Снижение срока службы фрикционных элементов тормоза обуславливается несколькими факторами.

  1. Стиль езды. Вполне естественно, что при частом пользовании педалью износ будет идти быстрее, особенно если у тормозов не будет времени на охлаждение.
  2. Отклонения в свойствах материалов. Не всегда при текущих заменах диски (барабаны) и колодки устанавливаются точно такие же, как и на заводе. Диски могут быть сделаны из разного по твёрдости и содержанию углерода чугуна, а колодки изготавливаются по разным технологиям, с использованием традиционных материалов без асбеста, включением металлов или органических волокон. В результате можно при равной эффективности в различных сочетаниях чаще менять колодки или диски.
  3. Попадание грязи на рабочие поверхности. Пыль и песок работают как абразивы, что ускоряет износ.
  4. Коррозия дисков и деградация материала накладок. Могут происходить как по причине редкого пользования тормозами, так и наоборот, постоянных перегревов.
  5. Неисправности направляющего аппарата тормоза. Колодки будут прижиматься неравномерно, что вызовет нештатный односторонний износ.
  6. Проблемы со ступичными подшипниками , когда люфтящее колесо вызывает постоянные задевания колодок по диску.
  7. Нарушения в выдерживании зазоров. Пренебрежение регулировками барабанных тормозов или закисание поршней в дисковых.

Как видно, ускоренный износ может появиться как по естественным причинам, так и от невнимания водителя.

Почему появляется неравномерный износ деталей

Чаще всего это происходит из-за внутренней коррозии поршней и цилиндров в гидравлическом приводе. Особенно у многопоршневых механизмов. Встречаются также закисания в направляющем аппарате суппорта.

Скоба перекашивается, отчего колодки сильнее прижимаются одним краем, чем другим. Суппорт приходится разбирать, очищать и смазывать, не допуская попадания смазки на фрикционные поверхности. Но лучше прибегнуть к замене деталей.

Чем опасен износ деталей тормозной системы

При достижении деталями критических размеров эффективность торможения падает, что не всегда заметно из-за заложенных в тормозную систему запасов. В этом состоит определённое коварство, тормоза могут отказать внезапно с непоправимыми последствиями.

На предельном ходе колодок при недопустимом износе поршни слишком далеко выдвигаются из цилиндров, попадая на корродированные, ранее не работавшие участки. Велика вероятность заклинивания с лавинообразным усилением износа и полным отказом.

Это усугубляется снижением толщины диска ниже допустимого предела. У каждого автомобиля есть своя норма по минимальному размеру, которую надо контролировать при каждом плановом ТО.

Проверка колодок без снятия колеса

Не снимая колесо это сделать не всегда удаётся. Диск должен иметь достаточно большое расстояние между спицами для обеспечения визуального контроля. Иногда потребуется применить зеркало и фонарик.

Если рассматривать зону прилегания колодки к диску, то при хорошем освещении можно разглядеть величину оставшейся на подложке колодки фрикционной накладки.

Обычно предельное значение составляет 2-3 мм. Дальше ездить уже опасно. Да и до этой величины лучше не доводить, после оставшихся 4 мм колодки пора менять.

Ещё более вопрос осложняется почти полной нереальностью оценки внутренней колодки, скрытой под суппортом.

Если даже её можно увидеть с торца диска, то это даст мало информации, данная зона изнашивается неравномерно, к тому же скрыта образующимся при износе бортиком на окружности диска. То есть при неравномерном износе колодок изучение только внешней ничего не даст.

К счастью, конструкторы обычно предусматривают электронный или акустический индикатор предельного износа. Колодка начинает характерно скрипеть или зажигает индикатор на приборной панели.

Рекомендации по замене тормозных колодок

Конструкция тормозов на всех машинах схожа, поэтому можно выделить следующие особенности обслуживания узлов.

  1. Колодки всегда меняются комплектами на одной оси. Недопустимо менять их по одной при неравномерном износе.
  2. При замене колодок надо смазывать специальным высокотемпературным составом весь их направляющий аппарат.
  3. Обязательной проверке подлежит свобода перемещения поршней в гидроцилиндрах.
  4. При неравномерном износе диска или превышении пределов его по геометрии диск подлежит безусловной замене.
  5. При раздвигании поршней под новые колодки надо принять меры к свободному повышению уровня жидкости в бачке главного цилиндра, после чего довести уровень до нормы.
  6. При первом нажатии педали после установки колодок она проваливается, поэтому нельзя трогаться с места не нажав несколько раз на тормоз.
  7. Первое время колодки будут прирабатываться, поэтому эффективность тормозов сразу не восстановится.
  8. Барабанные механизмы задней оси потребуют регулировку ручного тормоза.

В обслуживании тормозной системы мелочей быть не может. Не стоит надеяться, что замена колодок решит все проблемы.

В особо тяжёлых случаях придётся существенно обновить все элементы системы, шланги, рабочую жидкость, вплоть до замены суппортов, как бы дорого это не обошлось. Последствия в любом случае обойдутся дороже.