Как обнаружить подсос воздуха в двигателе?
Проверяем подсос воздуха во впускном коллекторе: симптомы и признаки
Любой двигатель внутреннего сгорания обязан работать на смеси воздуха и топлива, которые жёстко регулируются электроникой, если это двигатель инжекторный, или механикой, если мотор карбюраторный. Любой дисбаланс в пропорции воздуха и топлива приводит к некорректной работе двигателя, падению мощности, увеличению расхода топлива. Подсос воздуха во впускном коллекторе может крепко повлиять на стабильность работы мотора. Как проверить и определить неисправность, выявить основные симптомы подсоса, разберёмся прямо сейчас.
Симптомы подсоса воздуха в коллекторе: проверка и определение
Явные следы треснутого шланга
Любое несанкционированное проникновение лишнего воздуха в систему питания ведёт к обеднению рабочей смеси. Нарушается оптимальный баланс топлива и воздуха, в результате чего двигатель колотит, холостые обороты могут пропасть вовсе, при этом на оборотах выше 2-3 тысяч мотор может работать вполне сносно.
Кроме этого электронный блок управления двигателем может показывать ряд ошибок — Р0171 , обеднённая смесь, может появляться ошибка Р300 , говорящая о пропусках в воспламенения в камере сгорания. В зависимости от модели двигателя, может возникать ряд других ошибок.
Тем не менее основными симптомами подсоса воздуха во впускном коллекторе считаются:
- неустойчивые холостые обороты, двигатель трясёт, невозможно отрегулировать холостые;
- двигатель может глохнуть в переходных режимах работы;
- провалы при ускорении;
- высокий расход топлива;
- сложный запуск при любой температуре воздуха;
- падение мощности, особенно на оборотах ниже 2-3 тысяч;
- двигатель троит, не работает в определённых режимах один или несколько цилиндров.
Откуда может подсасывать воздух?
Достаточно одного из этих симптомов, чтобы говорить о подсосе воздуха во впускном тракте. Точно установить место подсоса воздуха бывает довольно непросто, поскольку место крепления и уплотнения впускного коллектора к головке блока цилиндров — далеко не единственный путь для засасывания лишнего кислорода.
В зависимости от модели двигателя, мест подсоса может быть несколько:
-
Повреждение или прогар прокладки впускного коллектора, это одно из самых распространённых мест неплотности.
Новые прокладки впускного коллектора
Прохудившийся шланг на коллекторе стал причиной подсоса воздуха
Негерметичный регулятор холостого хода
Как видим, неприятностей можно ждать не только от прокладки коллектора или самого коллектора, вместе с тем есть ряд мер, которые помогут найти место пробоя и быстро устранить неисправность.
Определяем место подсоса воздуха
Самый эффективный способ определения места подсоса воздуха — визуальный.
Правда, для этого придётся либо найти, либо собрать простейший дымогенератор. Дым, запущенный в систему впуска, моментально покажет место подсоса с высокой точностью. Понятно, что дымогенератор есть даже не каждой СТО, поэтому простейший прибор можно собрать своими руками.
Дымогенератор своими руками
Для этого пригодится продувочный пневматический пистолет, компрессор с ресивером и пачка сигарет для дыма. Пистолет просто подключается к воздушному ресиверу или компрессору, в носик пистолета вставляется сигарета, нагнетается давление порядка 0,5-0,8 атм и дым под давлением поступает во впускной коллектор.
Изъян станет заметен сразу, как только дым найдёт место для выхода.
Другой способ поиска места «подсоса»
Второй способ определения места подсоса более трудоёмкий и длительный. Для этого пригодится легковоспламеняемая жидкость (эфир, бензин с высоким октановым числом, жидкость для быстрого пуска мотора в баллончике). Для проверки и определения места подсоса достаточно запустить двигатель и брызгать жидкостью на сопряжения коллектора.
Иногда подсос явно слышен по характерному свисту или шипению, но такое бывает не во всех случаях. Поэтому нужно методично обрызгивать жидкостью место прилегания впускного коллектора к головке блока и все подозрительные соединения, которые мы перечислили выше. Как только жидкость попадёт на место пробоя, её засосёт во впускной тракт и обороты двигателя резко увеличатся на некоторое время.
Другие способы
Существует ещё несколько методов выявления подсоса. Они заключаются в точном измерении разряжения на участке от дроссельной заслонки до камер сгорания, однако аппаратура, применяемая для реализации этого метода не всегда доступна, да и точность локализации места разгерметизации при помощи этого метода минимальна.
Выводы
Оптимальными же методами диагностики подсоса воздуха во впускном коллекторе своими силами остаётся использование дыма и обрызгивание коллектора, гофр, дросселей тонкой струйкой легковоспламеняющейся жидкости. Удачной всем диагностики и ровных дорог!
Подсос воздуха
Когда автомобиль при старте с места (резком) начинает на секундочку захлебываться, а в некоторых случаях даже глохнет — это 99% подсос воздуха. Поскольку лишний воздух, попадающий в цилиндры двигателя, вызывает резкое обеднение смеси и, как следствие, трудности воспламенения. Мотор троит и может глохнуть на холостых.
Симптомы подсоса воздуха
Симптомы подсоса воздуха двигателем чаще всего однозначны:
- Неуверенный старт по утрам.
- Неустойчивый холостой ход – обороты холостого хода постоянно меняются и ниже 1000 об/мин. двигатель может глохнуть. На авто с карбюраторным двигателем, винт качества и количества стает малозначимым для настройки режима ХХ поскольку воздух идет в обход канала ХХ.
- Падение мощности — во впускном тракте на системах с MAF (датчик массового расхода воздуха) — низкие обороты холостого хода; на системах с MAP сенсором (датчик абсолютного давления) наоборот — повышенные обороты ХХ, ошибки по лямбде, бедная смесь, пропуски воспламенения.
- Увеличение расход топлива — чтобы трогаться и продолжать движение, нужно постоянно держать высокие обороты, при этом дольше находится на пониженной передаче.
Места подсоса воздуха
К основным местам, через которые может происходить подсос, относится:
- прокладка впускного коллектора;
- прокладка на дроссельной заслонке;
- участок патрубка от воздушного фильтра до дроссельного узла;
- уплотнительные кольца форсунок;
- вакуумный усилитель тормозов;
- вакуумные шланги;
- клапан адсорбера;
- регулятор холостого хода (если он есть).
Отдельно стоит рассматривать места подсос воздуха на карбюраторных двигателях — там нет электроники, и воздух может сосать лишь на вакуумном усилителе или где-то в карбюратор.
Места подсоса (карбюратор)
- У винта качества топливной смеси.
- За прокладку под карбюратором – участки с копотью верный признак.
- Сквозь неплотное прилегание дроссельной заслонки.
- Через оси дросселей.
- Нарушения целостности диафрагм демпфера дросселя, экономайзера или пускового.
Подсос воздуха в топливной системе дизеля
В топливной системе дизельного двигателя завоздушивание происходит, как правило, из-за негерметичного стыка трубок топливной системы низкого давления (от бака до фильтра и от фильтра до ТНВД).
Причина подсоса на дизельном авто
Подсос воздуха в негерметичной топливной системе происходит потому, что атмосферное давление выше чем то, которое создается при работе насоса сосущего солярку из бака. Такую разгерметизацию обнаружить по течи практически невозможно.
На современных дизельных двигателях проблема подсоса воздуха в топливную систему встречается гораздо чаще, нежели на дизелях старого образца. Все через изменения конструкции подведения топливных шлангов, поскольку раньше они были латунные, а сейчас делают пластмассовые быстросъемы, которые имеют свой срок эксплуатации.
Пластмасса, в результате вибраций, имеет свойство стираться, а резиновые уплотнительные кольца -изнашиваться. Особенно ярко такая проблема проявляется в зимнее время на автомобилях с пробегом более 150 тыс. км.
Основные поводы для подсоса, зачастую, таковы:
- старые шланги и ослабшие хомуты;
- поврежденные топливные трубки;
- потеря уплотнения на подключении топливного фильтра;
- нарушена герметичность в обратной магистрали;
- нарушено уплотнение приводного вала, оси рычага управления подачей топлива или в крышке ТНВД.
В большинстве случаев происходит банальное старение резиновых уплотнений, причем топливная система может завоздушиваться при повреждении любой из ветвей, как прямой, так и обратной.
Признаки подсоса воздуха
Самая часта и распространенная – машина по утрам или после долгого простоя, перестает быстро заводится, приходится долго крутить стартером (при этом идет небольшой дымок из выхлопной — это будет свидетельствовать о поступления топлива в цилиндры). Признаком большого подсоса является не только тяжелый запуск, но и при езде начинает глохнуть, и троить.
Такое поведения автомобиля связано с тем, что ТНВД не успевает пропускать через себя пену только на высоких оборотах, а на холостых не справляется с большим количеством воздуха в топливной камере. Определить же, что проблема в работе дизельного двигателя связана именно с подсосом воздуха, поможет замена штатных трубок на прозрачные.
Как найти подсос в топливной системе дизеля
Тянуть воздух может в соединении, в поврежденной трубке или даже в баке. А найти можно методом исключения, либо подать давление в систему для разряжения.
Самый лучший и надежный способ — найти неплотность методом исключения: к каждому участку топливной системы подключать поступления солярки не из бака, а из канистры. И поочередно проверять — сразу подключить к ТНВД, затем подключится уже перед отстойником и т.д.
Более быстрым и простым вариантом определить место подсоса будет подача давление в бак. Тогда в том месте, где подсасывает воздух, появится либо шипение, либо соединение начнет мокнуть.
Подсос воздуха во впускном коллекторе
Суть подсоса воздуха во впускном тракте заключается в том, что в двигатель вместе с топливом поступает лишний и неучтенный датчиком ДМРВ или ДАД воздух, что и приводит к обедненной топливовоздушной смеси в цилиндрах. А это, в свою очередь, способствует неправильной работе двигателя.
Причина подсоса воздуха
- Механическое воздействие.
- Перегрев (влияет на эластичность прокладок и герметика).
- Чрезмерное злоупотребление средствами чистки карбюраторов (сильно размягчает герметик и прокладки).
Наиболее проблематично найти место подсоса воздуха в районе прокладки между ГБЦ и впускным коллектором.
Как найти подсос воздуха в коллекторе
На бензиновых двигателях неучтённый датчиками воздух попадает во впускной коллектор через неплотности или повреждения воздуховодов, прохудившиеся уплотнения форсунок, а также через шланги вакуумной системы тормозов.
Со стандартными местами подсоса разобрались, теперь также стоит выяснить, как искать подсос воздуха. Для этого существует несколько основных методов поиска.
Простой дымогенератор из сигареты
Масляный дымогенератор своими руками
Самый простой способ проверить есть ли подсос воздуха во впускном тракте после расходомера – открутить воздухоподводящий патрубок вместе с датчиком от корпуса воздушного фильтра и запустить двигатель. Затем прикрыть рукой узел с датчиком и смотреть на реакцию — если все в норме, то мотор должен заглохнуть, сильно сжав патрубок после датчика воздуха. В противном случае этого не произойдет и скорее всего можно будет услышать шипение. Если не удается найти подсос воздуха таким методом, то тогда нужно продолжить поиски уже другими доступными способами.
Зачастую ищут подсос либо пережимом шлангов, либо опрыскиванием вероятных мест горючими смесями, такими как: бензин, карбклинер или ВД-40. Но самым эффективным методом поиска места пропускания неучтенного воздуха, является применение дымогенератора.
Поиск подсоса воздуха
Как правило, проблемы с ХХ как и появление ошибки обедненной смеси, случаются только при сильном подсосе. Незначительный подсос можно определить при наблюдении топливной коррекции на холостых и повышенных оборотах.
Проверка подсоса воздуха, пережимая шланги
Чтобы найти место просачивания лишнего воздуха, запускаем двигатель и даем ему некоторое время поработать, а в это время ставим ухо востро и пытаемся услышать шипение, и если засечь не удалось, то пережимаем шланги, которые идут к впускному коллектору (от регулятора давления топлива, вакуумного усилителя и пр.). Когда после пережимания и отпускания наблюдаются изменения в работе двигателя, значит, неисправность на данном участке.
Также, иногда, применяют метод поиска сжатым воздухом. Для этого нужно на заглушенном двигателе закрыть патрубок от фильтра и через любую трубку качать воздух, предварительно обработав мыльным раствором весь впускной тракт.
Поиск подсоса воздуха методом пролива бензином
Как обнаружить подсос опрыскиванием
Установить место, где идет подсос воздуха в двигатель, эффективно помогает метод опрыскивания мест соединений какой-нибудь горючей смесью при работающем моторе. Это может быть как обычный бензин, так и очиститель. О том, что вы нашли место, где подсасывает, подскажет изменение оборотов двигателя (упадут или увеличатся). Нужно набрать в небольшой шприц горячей смеси и тонкой струйкой брызгать все места, где может быть подсос. Ведь когда бензин или другая горючая жидкость попадает на место нарушения герметичности, то в виде паров сразу же просачивается в камеру сгорания, что и приводит к скачку или падению оборотов.
При поиске подсосов стоит брызгать на:
- Резиновый патрубок от расходомера до регулятора холостого хода и от РХХ до крышки клапанов.
- Соединения впускного коллектора с ГБЦ (в месте, где стоит прокладка).
- Соединение ресивера и патрубка дросселя.
- Прокладки форсунок.
- Все резиновые шланги в местах соединения хомутами (впускная гофра и т.д.).
Проверка наличия подсоса дымогенератором
Дымогенератор мало у кого валяется в гараже, поэтому таким методом поиска нарушения герметичности в системе пользуются в основном на СТО. Хотя, если в гаражных условиях рассмотренными выше методами подсос не удалось найти, то можно сделать примитивный генератор дыма, хотя и обычный тоже имеет несложную конструкцию. Дым нагнетается в любое отверстие во впускном тракте, а затем начинает просачиваться сквозь прорехи.
Как определить подсос воздуха во впускном коллекторе: симптомы завоздушенной топливной системы и методы устранения проблемы
Современные инжекторные автомобили формируют топливовоздушную смесь, исходя из показаний объема воздуха, поступившего в двигатель. Для подсчета количества воздуха применяется несколько разновидностей счетчиков. Чаще всего это ДМРВ — датчик массового расхода воздуха или ДАД — датчик абсолютного давления.
Если двигатель подсасывает кислород в обход этих датчиков, возникает множество проблем, сказывающихся на эксплуатационных качествах автомобиля. Поэтому при малейшем подозрении следует выявить и устранить данную неисправность.
Суть и возможные последствия проблемы
Смысл заключается в том, что неучтенный воздух, попадая в двигатель, изменяет соотношение смеси. Из-за этого двигатель начинает «колбасить», его тяга ухудшается. В общем, одним из малейших последствий является некорректная работа ДВС. Если углубиться, то подсосы воздуха могут серьезно повредить поршням, клапанам и прочим теплонагруженным элементам. Это происходит из-за сильного обеднения топливной смеси, которая в свою очередь сильно повышает температуру выхлопных газов, от этого и страдают все детали. Также подсос скажется на стабильности ХХ, на прогревочных оборотах, автомобиль начнет отзываться на включение дополнительной нагрузки (электроприборы). В общем, последствий много и они крайне неприятные.
Симптомы подсоса воздуха во впускном коллекторе
Проблема может практически не проявляться, если имеет место быть небольшой подсос. Но если же неучтенки достаточно много, то силовой агрегат быстро даст знать об этом.
Для начала следует разобраться, какой расходомер установлен на двигателе. Если это ДМРВ, то, как правило, отмечается крайне нестабильный холостой ход, провалы при разгоне, ухудшение динамических показателей автомобиля, а также повышенный расход топлива. Нередко пропадают прогревочные обороты. Также можно заметить потрясывание двигателя и неровную работу во всем диапазоне оборотов.
Для автомобилей, оборудованных ДАДом, симптомы немного иные. Во-первых, нестабильный холостой ход проявляется крайне редко. Чаще всего из-за подсоса он сильно возрастает, что обусловлено уменьшением разряжения во впуске. Затрагивая вопрос со смесью, можно отметить тот факт, что она практически не меняется, а то изменение, которое есть, сглаживает лямбда-зонд, информирующий ЭБУ о количестве CO в выхлопе. Падение динамики автомобиля замечается крайне редко. Но можно выделить странно прыгающий ХХ, если подсос слишком сильный. Почему же это происходит? ЭБУ, опираясь на датчик положения дроссельной заслонки, понимает, что на газ никто не давит, а ДАД информирует «мозги» о том, что воздух в коллектор поступает. Из-за этого, при достижении 1700-1900 об/мин., «мозг» отсекает топливо.
Откуда конкретно может подсасывать воздух
Мест для прохода неучтенного воздуха довольно много. Нужно понимать, что виной всему может быть как прохудившаяся резинка, так и трещина во впускном коллекторе.
Чаще всего воздух подсасывает из:
- Вакуумных шлангов на коллекторе;
- Гофры, расположенной после расходомера;
- Неплотных соединений (раскрутившихся хомутов);
- Испортившихся прокладок, это может быть на соединении дросселя с коллектором, а также в месте прилегания впуска к ГБЦ;
- Задубевших манжетов топливных форсунок;
- Вакуумного усилителя тормозов.
Если есть подозрения на появление неучтенного воздуха во впускном коллекторе, следует незамедлительно проверить все вышеперечисленные места. Как правило, подсос найти довольно легко. При возникновении трудностей рекомендуется обратиться к помощи СТО или обзавестись специальным приспособлением для поиска негерметичности впуска.
Как определить место подсоса воздуха
Выявить место подсоса воздуха сложно, если нет специальных приспособлений. Частенько, при маленькой трещине в пайпах или вакуумных шлангах, без специального оборудования найти ее невозможно. Хотя наличие подсоса воздуха можно определить на слух — по характерному свисту или шипению.
Проверка герметичности тормозного вакуумного усилителя и его соединений
Выявить неисправность вакуумника довольно просто. Как правило, достаточно на заглушенном автомобиле 3-4 раза нажать педаль тормоза и держать ее. После этого следует запустить силовой агрегат. Если педаль немного провалилась, значит, подсоса нет.
Есть и другой метод. Если двигатель реагирует на нажатие педали тормоза, то следует заглушить вакуумную магистраль до усилителя, например, болтом по размеру шланга. После этого прогреть силовой агрегат и совершить пробную поездку. Если двигатель стал работать четко и без перебоев, то виноват во всем вакуумный усилитель.
Также на автомобилях отечественного производства, таких как ВАЗ 2106-2115, подсос возникает в месте соединения вакуумного усилителя с его патрубком. Это легко проверить с помощью мыльной воды: с помощью пульверизатора обильно обработать узел, и если есть пузыри воздуха, то следует заменить неисправный соединительный элемент.
Использование компрессора
Данный способ не является самым эффективным, но при этом может помочь выявить развоздушивание системы. Для этого требуется отсоединить воздушный фильтр, и с помощью переходника подключить компрессор к системе подачи воздуха, при этом следует замкнуть систему. Как правило, в роли переходника отлично подходят топливные фильтры от автомобилей ГАЗ, поскольку они имеют большой корпус и маленькое входное отверстие.
Для того чтобы исключить утечки через поршневую, рекомендуется снять распредвалы и обеспечить полное закрытие клапанов. Тогда удастся накачать некоторое давление во впуск. После этого место подсоса даст о себе знать громким свистом или шипением.
Метод поливки соединений
Подсос воздуха даст о себе знать, если место обильно полить мыльным раствором. Как правило, прохудившийся узел начнет пузыриться. Делать такую процедуру следует на заведенном двигателе. Обычно после попадания воды на проблемный узел, силовой агрегат отзывается снижением оборотов.
Также обработать соединения можно горючей жидкостью, например, аэрозольным карбклинером. После попадания на место подсоса, очиститель проникает во впуск, из-за чего обороты силовой установки увеличиваются, затем опускаются. Такой метод очень эффективен, если проблема заключается в прохудившихся прокладках, изношенных резинках форсунок или в неплотно закрученных соединениях.
Генератор дыма
Это один из самых эффективных способов, что практикуется на станциях технического обслуживания. Дымогенератор четко указывает на место подсоса воздуха. Он крепится сразу после ДМРВ к впускному коллектору. После того как дым поступает во впуск, он сразу же распределяется по всему пространству, после чего создается небольшое давление, под действием которого дым выходит из мест подсоса воздуха. Такой метод очень эффективен и позволяет без особых усилий выявить проблемную деталь во впускной системе. Стоимость опрессовки дымом составляет 600-900 рублей, в зависимости от региона.
При желании дымогенератор можно сделать самостоятельно. Для этого понадобится свеча накала от дизельного двигателя, железная или стеклянная банка, шланг и сосок для бескамерных шин. Как же сделать дымогенератор из этих предметов? Все предельно просто: в крышке банки нужно сделать три отверстия. Одно — под сосок, второе — под свечу накаливания, а третье — под выходной шланг. Затем наливаем в тару глицерин или моторное масло так, чтобы свеча накаливания была немного погружена в него, и надеваем крышку. К нашему нагревателю подключаем питание 12v, после чего начнется выделение дыма, затем соединяем выходной патрубок с заглушенным мотором и накачиваем его дымом, подключив к штуцеру от безкамерки автомобильный компрессор.
Opel Vectra Black › Бортжурнал › Как найти подсос воздуха
Симптомы подсоса воздуха
Симптомы подсоса воздуха двигателем чаще всего однозначны:
1. Неуверенный старт по утрам.
2. Неустойчивый холостой ход – обороты холостого хода постоянно меняются и ниже 1000 об/мин. двигатель может глохнуть. На авто с карбюраторным двигателем, винт качества и количества стает малозначимым для настройки режима ХХ поскольку воздух идет в обход канала ХХ.
3. Падение мощности — во впускном тракте на системах с MAF (датчик массового расхода воздуха) — низкие обороты холостого хода; на системах с MAP сенсором (датчик абсолютного давления) наоборот — повышенные обороты ХХ, ошибки по лямбде, бедная смесь, пропуски воспламенения.
4. Увеличение расход топлива — чтобы трогаться и продолжать движение, нужно постоянно держать высокие обороты, при этом дольше находится на пониженной передаче.
Места подсоса воздуха
К основным местам, через которые может происходить подсос относятся:
• прокладка впускного коллектора;
• прокладка на дроссельной заслонке;
• на участке патрубка от воздушного фильтра до дроссельного узла;
• уплотнительные кольца форсунок;
• вакуумный усилитель тормозов;
• вакуумные шланги;
• клапан адсорбера;
• регулятор холостого хода (если он есть).
Отдельно стоит рассматривать места подсос воздуха на карбюраторных двигателях. Поскольку там нет электроники, и воздух может сосать лишь на вакуумном усилителе или где-то в карбюратор.
Места подсоса (карбюратор)
1. У винта качества топливной смеси;
2. За прокладку под карбюратором – участки с копотью верный признак;
3. Сквозь не плотное прилегание дроссельной заслонки;
4. Через оси дросселей;
5. Нарушения целостности диафрагм демпфера дросселя, экономайзера или пускового.
Подсос воздуха в топливной системе дизеля
В топливной системе дизельного двигателя завоздушивание происходит, как правило, из-за негерметичного стыка трубок топливной системы низкого давления (от бака до фильтра и от фильтра до ТНВД).
Причина подсоса на дизельном авто
Подсос воздуха в негерметичной топливной системе происходит потому, что атмосферное давление выше чем то, которое создается при работе насоса сосущего солярку из бака. Такую разгерметизацию обнаружить по течи практически не возможно. На современных дизельных двигателях проблема подсоса воздуха в топливную систему встречается гораздо чаще, нежели на дизелях старого образца, и все через изменения конструкции подведения топливных шлангов, поскольку раньше они были латунные, а сейчас делают пластмассовые быстросъемы, которые имеют свой строк эксплуатации. Ведь пластмасса в результате вибраций имеет свойство стираться, а резиновые уплотнительные кольца изнашиваются. Особенно ярко такая проблема проявляется в зимнее время на автомобилях с пробегом более 150 тыс. км.
Основной повод, для подсоса, зачастую таков:
• старые шланги и ослабшие хомуты;
• поврежденные топливные трубки;
• потеря уплотнения на подключении топливного фильтра;
• нарушена герметичность в обратной магистрали;
• нарушено уплотнение приводного вала, оси рычага управления подачей топлива или в крышке ТНВД.
В большинстве случаев происходит банальное старение резиновых уплотнений, причем топливная система может завоздушиваться при повреждении любой из ветвей, как прямой, так и обратной.
Признаки подсоса воздуха
Самая часта и распространенная – машина по утрам или после долгого простоя, перестает быстро заводится, приходится долго крутить стартером (при этом едет не большой дымок из выхлопной, так как это будет свидетельствовать о поступления топлива в цилиндры). Признаком большого подсоса является не только тяжелый запуск, но и при езде начинает глохнуть, и троить. Такое поведения автомобиля связано с тем, что ТНВД не успевает пропускать через себя пену только на высоких оборотах, а на холостых не справляется с большим количеством воздуха в топливной камере.
Определить же, что проблема в работе дизельного двигателя связана именно с подсосом воздуха, поможет установка штатных трубок на прозрачные.
Как найти подсос в топливной системе дизеля
Тянуть воздух может в соединении, в поврежденной трубке или даже в баке. А найти можно методом исключения, либо подать давление в систему для разряжения.
Самый лучший и надежный способ — найти неплотность методом исключения: к каждому участку топливной системы подключать поступления солярки не из бака, а из канистры. И поочередно проверяем, сразу подключить к ТНВД затем подключится уже перед отстойником и т.д.
Более быстрым и простым вариантом определить место подсоса – подать давление в бак. Тогда в том месте, где подсасывает воздух, появится либо шипение, либо соединение начнет мокнуть.
Подсос воздуха во впускном коллекторе
Суть подсоса воздуха во впускном тракте заключается в том, что в двигатель, вместе с топливом, поступает лишний и неучтенный датчиком ДМРВ или ДАД воздух, что и приводит к обедненной топливовоздушной смеси в цилиндрах. А это, в свою очередь, способствует неправильной работе двигателя.
Причина подсоса воздуха
1. Механическое воздействие.
2. Перегрев (влияет на эластичность прокладок и герметика).
3. Чрезмерное злоупотребление средствами чистки карбюраторов (сильно размягчает герметик и прокладки).
Наиболее проблематично найти место подсоса воздуха в районе прокладки между ГБЦ и впускным коллектором.
Как найти подсос воздуха в коллекторе
На бензиновых двигателях неучтённый датчиками воздух попадает во впускной коллектор через неплотности или повреждения воздуховодов, прохудившиеся уплотнения форсунок, а также через шланги вакуумной системы тормозов.
Со стандартными местами подсоса разобрались, теперь также стоит разобраться, и с тем, как искать подсос воздуха. Для этого существует несколько основных методов поиска.
Самый простой способ проверить, если подсос воздуха во впускном тракте после расходомера – на запущенном двигателе прикрыть рукой узел с датчиком и смотреть на реакцию. Если все в норме, то мотор должен заглохнуть, сильно сжав резиновый патрубок после датчика воздуха, в противном случае этого не произойдет и скорее всего можно будет услышать шипение. Если не удается найти подсос воздуха таким методом, то тогда нужно продолжить поиски уже другими доступными способами.
Зачастую ищут подсос либо пережимом шлангов, либо опрыскиванием вероятных мест горючими смесями, такими как: бензин, карбклинер или ВД-40. Но самым эффективным методом установки места пропускания неучтенного воздуха является применение дымогенератора.
Поиск подсоса воздуха
Как правило, проблемы с ХХ как и появление ошибки обедненной смеси, случаются только при сильном подсосе. Незначительный подсос можно определить при наблюдении топливной коррекции на холостых и повышенных оборотах.
Проверка подсоса воздуха пережимая шланги
Чтобы найти место просачивания лишнего воздуха, запускаем двигатель и даем ему некоторое время поработать, а в это время ставим ухо в остро и пытаемся услышать шипение, и если засечь не удалось, то пережимаем шланги, которые идут к впускному коллектору (от регулятора давления топлива, вакуумного усилителя и пр.). И когда после пережимания и отпускания наблюдаются изменения в работе двигателя, значит, неисправность на данном участке.
Так же, иногда, применяют метод поиска сжатым воздухом. Для этого нужно на заглушенном двигателе, закрыть патрубок от фильтра и через любую трубку качать воздух, предварительно обработав мыльным раствором весь впускной тракт.
Как обнаружить подсос опрыскиванием
Установить место, где идет подсос воздуха в двигатель, эффективно помогает метод опрыскивания мест соединений какой-нибудь горючей смесью при работающем двигателе. Это может быть как обычный бензин, так и очиститель. Узнать, что вы нашли место, где подсасывает, подскажет изменение оборотов двигателя (упадут или увеличатся). Нужно набрать в небольшой шприц горячей смеси и тонкой струйкой, брызгать все места, где может быть подсос. Ведь когда бензин или другая горючая жидкость попадает на место нарушения герметичности, то в виде паров сразу же просачивается в камеру сгорания, что и приведет к скачку или падению оборотов.
При поиске подсосов стоит брызгать на:
1. Резиновый патрубок от расходомера до регулятора холостого хода и от РХХ до крышки клапанов.
2. Соединения впускного коллектора с ГБЦ (в месте, где стоит прокладка).
3. Соединение ресивера и патрубка дросселя.
4. Прокладки форсунок.
5. Все резиновые шланги в местах соединения хомутами (впускная гофра и т.д.).
Проверка наличия подсоса дымогенератором
Дымогенератор мало у кого валяется в гараже, поэтому таким методом поиска нарушения герметичности в системе пользуются в основном на СТО. Хотя если в гаражных условиях выше рассмотренными методами подсос не удалось найти, то можно сделать примитивный генератор дыма, хотя и обычный тоже имеет не сложную конструкцию. Дым нагнетается в любое отверстие во впускном тракте, а затем начинает просачиваться сквозь прорехи.
Как найти подсос воздуха в двигателе
Симптомы подсоса воздуха
- Неустойчивый холостой ход (стрелка тахометра то поднимается, то опускается).
- Завышенные холостые обороты.
- Высокие прогревочные обороты. По завершении режима прогрева обороты постоянно поднимаются и резко падают (пилообразные скачки). В таких случаях еще говорят, что ЭБУ двигателя «пилит» холостой ход.
- Ухудшается холодный запуск.
- Увеличивается расход топлива.
Возможные причины подсоса воздуха
- Порванный, неплотно прикрученный патрубок от воздушного фильтра до впускного коллектора. Из-за вибраций патрубок чаще всего трескается в гофрированной части.
- Перетертые, надрезанные, рассохшиеся шланги вакуумной системы. Внимательно осмотрите все шланги, идущие от впускного коллектора.
- Порванная диафрагма вакуумного усилителя тормозов, негерметичный корпус вакуумника, обратного клапана. При такой неисправности характер двигателя меняется при нажатии на тормоза, а сама педаль становится жестче.
- Треснувший корпус маслоотделителя системы вентиляции картерных газов, подклинивший или зависший в открытом положении клапан PCV, клапан продувки адсорбера топливного бака.
- Подсос воздуха через уплотнительные кольца форсунок.
- Налипание грязи, лаковых отложений, нагара, внутри дросселя, из-за чего заслонка не закрывается полностью. На авто с ДПДЗ фактическое положение заслонки можно отследить диагностическим прибором, поэтому разбирать впускной тракт необязательно.
- Треснувший впускной коллектор, негерметичность соединения коллектора с ГБЦ.
- Неисправный, забитый отложениями клапан РХХ. Если из-за клапана диаметр калибровочного отверстия будет больше базового значения, в двигатель на холостом ходу будет попадать лишний воздух.
- Подсос через зазор между осью дроссельной заслонки и ее посадочным местом (появляется вследствие износа трущихся пар).
Выше описаны наиболее характерные места подсоса воздуха в инжекторном двигателе. Если все они были проверены, обратите внимание на особенности конструкции вашего авто. К примеру, на многих Хондах начала 90-х в системе регулировки холостого хода присутствует клапан быстрого холостого хода. К нему не идут вакуумные трубки, поэтому с ходу понять его предназначение и способ проверки не так и просто. В случае порванной мембраны происходит подсос неучтенного воздуха. Как следствие – ЭБУ «пилит» холостой ход, двигатель едва не глохнет после перегазовки.
Способы определения
- Прислушайтесь к впускному тракту на перегазовках. Нередко локализировать место подсоса можно по характерному завивающему, шипящему звуку всасывающегося воздуха.
- Поочередно пережмите щипцами все шланги, подходящие ко впускному коллектору. Изменение в работе двигателя говорит о том, что подсос воздуха находится именно в пережимаемом контуре. Осмотрите шланги, клапаны и прочие потребители вакуума, которые включены в систему.
- Воспользуйтесь генератором дыма. В интернете достаточно готовых решений, позволяющих своими руками за небольшие деньги собрать дымогенератор.
- Разбрызгайте около мест предполагаемого подсоса очиститель карбюратора/тормозной системы, контактклинер или другую жидкость на основе горючих эфиров. Попадая в коллектор через место подсоса, жидкость приведет к обогащению смеси и временному скачку оборотов. В момент испытания нелишним будет наблюдать за сигналом лямбда-зонда.
Внимание! Данный способ поиска подсоса крайне пожароопасен! Не разбрызгивайте очистители, быстрый старт, вблизи выпускного коллектора. Точечно подавайте состав небольшими дозами.
Компьютерная диагностика
ЭБУ двигателя не в состоянии опознать подсос воздуха и выдать ошибку с четкой формулировкой. Косвенным признаком может быть код бедной смеси, неисправности системы регулировки холостого хода, вакуумных клапанов. Но не следует спешить с выводами, опираясь на лишь на самодиагностику.
Куда важнее при поиске подсоса в реальном времени понаблюдать за поведением клапана РХХ, датчиком положения дроссельной заслонки, краткосрочной и долгосрочной коррекцией. Если подсос незначительный, ЭБУ двигателя увеличивает продолжительность впрыска, возвращая смесь к стехиометрической. Двигатель начнет работать ровно, но после удаления ошибок проблемы с холостым ходом опять проявят себя. Происходит это из-за обнуления краткосрочных и долгосрочных топливных коррекций.
Причину пилообразных скачков также можно отследить диагностических сканером. Наблюдая за временем открытия форсунок, вы увидите, что по достижению определенного числа оборотов инжекторы попросту отключаются. Происходит это из-за того, что ЭБУ при подсосе воздуха может думать, что автомобиль катится на передаче с горки. Понимает он это по увеличившемуся потреблению воздуха (заслонка при этом закрыта, а желаемое и фактическое положение клапана РХХ совпадают). Напишите мне, пожалуйста, на мыло, указанное в профили аутобурум. Поэтому для экономии топлива ЭБУ отключает форсунки.
Подсос воздуха во впускном коллекторе и других местах: симптомы и устранение проблемы
Для нормальной работы бензинового двигателя смесь топлива с воздухом должна иметь определённый количественный состав по массе бензина и кислорода, подаваемых за один цикл. В противном случае воспламенение будет неустойчивым или вообще невозможным. Причём отклонения в обе стороны, на обогащение смеси топливом или на обеднение, одинаково плохо влияют на стабильность инициации горения.
Чем чреват подсос воздуха для двигателя автомобиля
Подсосом воздуха принято называть нестабильное поступление дополнительных воздушных масс через неплотности впускного тракта.
Этот кислород плохо учитывается системой, поэтому двигатель будет реагировать на него неуверенной и нестабильной работой во всех режимах.
Особенно это заметно на холостом ходу, когда потребление воздуха небольшое, и добавки наносят более существенный вред. Но и в мощностных режимах подсосы нежелательны, поскольку ведут к снижению отдачи, росту расхода и нарушениям теплового режима.
Типичные места подсоса воздуха
Воздух обычно попадает через неисправные уплотнения или отказавшие запорные клапаны, поскольку механические разрушения стенок трубопроводов маловероятны.
Топливная система
Топливная система находится под давлением, создаваемым погружным бензонасосом. Появление воздуха на его входе скорее можно характеризовать как отсутствие некоторого количества топлива, чем подсос кислорода. Далее в топливопроводы воздух также попасть не сможет из-за перепада давления. Остаётся один путь – через вентиляцию бака, которая относится к топливной системе.
Вентиляция происходит принудительно через адсорбер и его клапан. Именно отказ клапана станет причиной появления лишнего воздуха. Блок управления уверен, что клапан закрыт, а значит не учитывает этот дополнительный кислород, отсюда и перебои в работе.
Впускной коллектор
Основной путь неучтённого потока может происходить чрез впускной коллектор, поскольку он расположен уже после дроссельной заслонки и датчиков расхода.
Здесь имеются многочисленные уплотнения, каждое из которых может отказать. Лишний кислород вызовет обеднение смеси, которое не сможет стабильно компенсироваться топливной коррекцией. Мотор начнёт «троить», подёргиваться и часто глохнуть, мощность понизится, а расход возрастёт.
Чаще всего теряет герметичность стык между коллектором и головкой блока, уплотнённый прокладкой. Со временем она потеряет упругость, а подтяжка шпилек коллектора ослабнет.
Форсунки
Топливные форсунки (инжекторы) располагаются на общей рампе с одной стороны, а с другой – вставлены на силе упругости резиновых уплотнительных колец в гнёзда впускного коллектора вблизи стыка с головкой.
Слишком большая механическая нагрузка на эти кольца, а также высокая рабочая температура, особенно если рядом расположен ещё и выпускной коллектор или агрегат турбонаддува, способствуют потере герметичности и началу подсоса воздуха через уплотнения форсунок во впускной коллектор.
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ)
Вакуумный усилитель получает разрежение из того же впускного коллектора через штуцер, шланг и обратный клапан.
Возможностей для появления неплотностей здесь достаточно, прохудиться может всё перечисленное плюс мембрана усилителя или его корпус. Что приведёт к проявлению тех же общих симптомов подсоса во впускной коллектор.
Дроссельная заслонка
Пропускать воздух в нужном количестве – основная работа дроссельного патрубка с заслонкой, регулирующей поток по команде водителя. Эта система сбалансирована через датчик положения дросселя и регулятор холостого хода, перекрывающий дополнительный байпасный канал в обход дросселя.
Если заслонка по каким-то причинам плотно не закрывается или открывается на ненормированную величину, то блок управления двигателем этого не замечает, поскольку данные он берёт исключительно об угле поворота оси заслонки, считая общую геометрию узла штатной.
Причин неполного закрытия достаточно, основной из них может стать загрязнение канала. Отсюда и дополнительный воздух со всеми вытекающими, а точнее, втекающими последствиями.
Выпускной коллектор
Трещины или прогар прокладок на выпуске ведут к выходу выхлопных газов наружу с характерным звуком. Но имеется также и парадоксальный с виду факт обратного забора воздуха.
Дело в том, что процесс выхлопа носит пульсирующий характер, поэтому во время провалов давления снаружи забирается воздух, содержащий кислород.
На входе в катализатор имеется датчик, задача которого состоит как раз в определении наличия этого газа в выхлопе с последующей выдачей сигнала контроллеру двигателя.
Опознав это, как чрезмерно бедную смесь, компьютер начинает её обогащать, что ведёт к увеличению расхода, перегревам и прочим неприятностям. Виною тому оказывается неожиданный с виду подсос в выпускной коллектор.
Вентиляция картерных газов
В штатном режиме её влияние учтено и подобные заборы посторонних газов не мешают работе двигателя. Имеется лишь одна характерная неисправность – отказ клапана, который иногда ставится в систему вентиляции. Вот в этом случае и начинается забор неучтённого воздуха.
Газобаллонное оборудование не всегда является штатным оснащением, поэтому его монтаж и регулировки могут быть выполнены небрежно, что приводит к переобеднению смеси лишним кислородом. По обеим причинам, некачественной настройке или нарушениям герметичности.
При использовании подобных систем необходимо производить регулярные проверки, именно их дефекты ведут к изменению температурного режима и механическим поломкам в моторе.
Как найти подсос воздуха
Чаще всего применяется нанесение на подозрительные места бензина или иных летучих углеводородов при помощи кисточки. Обогатив воздух топливом, так можно изменить режим двигателя, что укажет на точное попадание. Останется лишь заменить прокладку или шланг. Но есть и иные способы.
С помощью пережима шлангов
Если от впускного коллектора отходит шланг, идущий к подозреваемому на утечку устройству, то его достаточно просто пережать или согнуть. Подсос прекратится, что определяется по выравниванию работы мотора.
Подачей сжатого воздуха
Сжатый воздух можно подать от компрессора в замкнутую полость, которая предполагается на наличие неплотностей. Если они там есть, то это будет заметно по шипению выходящего под давлением воздуха или появлению пузырьков при смачивании проверяемых соединений.
Метод опрыскивания мыльным раствором
Мыльный раствор работает прямо противоположным образом, за счёт своей вязкости он может кратковременно закупорить дефекты и работа двигателя изменится. Возможно и появление пузырьков из-за пульсирующего характера утечек.
Проверка наличия подсоса дымогенератором
В профессиональной практике используются генераторы дыма. Он подаётся под небольшим давлением в исследуемую область, после чего все утечки становятся заметными визуально.
Дымогенератор можно изготовить и самостоятельно, но проще обратиться на СТО, где они обычно присутствуют.
При устранении найденных утечек следует использовать штатные уплотняющие детали, герметик применяется минимально и только в обоснованных случаях.
Он сам по себе способен ухудшать работу двигателя, оторвавшиеся куски засохшего силикона способны закупоривать каналы, а главное – кремнийорганические соединения противопоказаны дорогостоящему кислородному датчику, который эти составы отравляют навсегда.
Поэтому профессионалы используют предназначенные для данного двигателя прокладки от проверенных производителей. Полукустарные уплотнения долго не служат, а разрушаясь могут лишь усугубить ситуацию.