Можно ли тормозить двигателем на автомате?

Можно ли тормозить двигателем на автомате

Если раньше механическая коробка на машине пользовалась большой популярностью, то теперь она медленно, но верно, уходит в небытие.

Теперь люди все чаще отдают предпочтение транспортным средствам с автоматической трансмиссией. Но давайте поговорим на тему, есть ли возможность ездить на подобных авто так же, как это было в былые времена?

Бережем колодки

Раньше автомобилисты очень бережно относились к колодкам своих транспортных средств, поэтому они тормозили при помощи мотора. Водители старались использовать колодки настолько редко, насколько это вообще возможно.

Включенная передача была нужна в том случае, если транспортное средство находилось в горных районах. Все-таки 20 минутная езда под уклон при удерживании авто лишь педалью тормоза приводит к тому, что колодки очень быстро перегреваются, а также истираются. Из-за этого автомобилисты были вынуждены ездить на низкой передаче под сброс газа.

Полезно ли тормозить авто при помощи двигателя

На самом деле, тормозить при помощи двигателя было невероятно эффективно, поэтому данный метод постоянно использовался в спортивном вождении.

Много лет назад раллийные авто не обладали теми многосуппортовыми керамическими тормозами, которые выпускаются в современном мире. Это приводило к тому, что резкие повороты приводили к тому, что колодки достаточно сильно грелись. Машина не могла эффективно замедляться. Это все грозило тем, что к концу спецучастка управляемость машины серьезно ухудшалась, что было весьма опасно для машины и ее водителя.

На сегодняшний день технологии серьезно продвинулись вперед. Вот только метод торможения при помощи двигателя до сих пор актуальный. Однако постоянное применение торможения двигателем на автомате приводит к тому, что необходимо делать некоторые поправки при использовании такого метода.

Бережливая гидромуфта

Автоматическая трансмиссия имеет довольно сложную конструкцию. Кстати говоря, данный вид коробки не такой долговечный, как ручной.

Гидротрансформатор имеет вид бублика, у которого есть пара турбин. Этот трансформатор закрыт в специальном резервуаре, в котором находится масло. Не существует прямой связи, однако при вращении колеса происходит прогон масла. Это позволяет раскручивать второе колесо. Это позволяет осуществить передачу момента.

Когда происходит разгон, тогда гидромуфта блокируется, далее у валов происходит синхронизация вращения, а затем передается тяга.

Стоит отметить, что при торможении двигателем блокировка будет выключаться в тот момент, когда машина разгонится до 50-60 кмч. Когда это происходит, то включается депмфер, позволяющий сгладить нагрузки.

Все это приводит к тому, что гидромуфта способствует «съеданию» любой высокой нагрузки. Подобный трансформатор может исключить любой вред, который направлен на него. Вот только важно понимать, что замедление транспортного средства будет осуществляться несколько медленнее, чем у авто, которое имеет механику.

Собственные мозги

Следует знать, что далеко не каждый автомат способен принудительно переключать передачи транспортного средства. На старых коробках нет возможности принудительно осуществить сброс ступеней.

Что касается современных вариантов, то в них имеется ручное переключение. Однако стоит отметить, что у ступеней есть излишне длинные передаточные числа. Это приводит к тому, что подобное не очень хорошо отражается на замедлении транспортного средства.

Первая передача автомата будет серьезно отличаться от механической коробки. Она способна работать до 30-40 кмч. Вообще, автоматическая коробка не позволит осуществлять принудительное включение первой передачи в том случае, если будет высокая скорость.

Таким образом, езда на машине с автоматом будет очень похожа на езду с полувыжатым сцеплением. Замедление будет осуществляться крайне неэффективно. Машина просто будет набирать скорость, если она катится по склону. В данном случае автомобилист будет вынужден нажимать на педаль тормоза.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что АКПП имеет возможность тормозить двигатель. Кроме этого, у нее есть мозги, которые позволяют защититься от поломок. Все нагрузки, которые будут поступать через колеса в трансмиссию, будут быстро съедаться гидромуфтой.

Нельзя повредить узел, если вы будете ехать на машине под уклон. На самом деле, гидроавтоматом не очень приятно тормозить. Лучше будет приобрести новые колодки с дисками.

Коробка-автомат: можно ли тормозить двигателем и буксировать — отвечаем на вопросы ижевчан

13 секретов долгой и счастливой жизни одного из самых дорогих агрегатов автомобиля.

Для начала — немного терминологии. Агрегат, который мы называем «автоматической коробкой» имеет три, а точнее — четыре принципиально разные конструкции, которые объединяет лишь то, что водителю не требуется переключать скорости для движения вперед:

1) гидроавтомат — классическая АКПП, которая ставится на подавляющее большинство машин;

2) вариатор — бесступенчатый «автомат», он же CVT;

3) «робот» — обычная механическая КПП с приводами сцепления и переключения передач;

4) DSG/PowerShift — тот же «робот», но по сути объединяющий в себе две механические коробки с одним (на самом деле, двумя, один в другом) входным валом, далее будем называть его DSG. Особенности каждого из этих видов рассматривать в этой статье не будем.

Наш автоэксперт Андрей Зисман, директор магазина «Drive», ответил на вопросы наших читателей.

1. Стоит ли на светофорах переключать коробку на «паркинг» или «нейтраль» с целью сберечь ресурс «автомата» или сэкономить бензин?

Можно, но смысла в этом нет. На вариаторе никакой экономии не будет, на «роботах» имеет смысл с целью экономии ресурса привода сцепления, на некоторых современных гидроавтоматах коробка сама включает «нейтраль», водитель этого не замечает, на остальных экономия настолько незначительна, что не будет заметна на общем фоне.

2. Можно ли переключать в Parking до полной остановки авто?

КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕТ на всех типах коробок. Ломается блокиратор выходного вала, который удерживает автомобиль в неподвижном состоянии в режиме P.

3. Можно ли переключать в движении режим с D на N и обратно?

Да, можно, на состоянии коробки не отразится, хотя большого смысла в этом нет. Кроме того, из D можно на ходу переключаться режимы 3, 2, L, S и обратно, а также в режим ручного выбора передач.

4. Нужно ли использовать стояночный тормоз на автомобилях с АКПП?

Да, нужно и я настаиваю на его использовании, хотя многие владельцы автомобилей с автоматами этого не делают. Результат — закисшие тросы «ручника», свернутые и туго отключаемые блокираторы выходного вала, износ опор силового агрегата, порванный трос селектора или сбитая его регулировка.

5. Вреден ли для АКПП старт с повышенных оборотов?

Иногда водители для резкого старта удерживают тормоз левой ногой, одновременно увеличивают обороты педалью газа, а затем отпускают тормоз. Подобный стиль на гидроавтоматах вреден, если злоупотреблять этим режимом в жару. На «роботах» и DSG — да, вреден, сцепление изнашиваются значительно быстрее. На вариаторах лучше не практиковать вообще.

6. Можно ли тормозить двигателем?

7. Можно ли буксировать авто с АКПП и в каком режиме?

Только в крайнем случае. Читаем инструкцию по эксплуатации. Как правило, буксировка допускается на расстояние до 50 км и со скоростью до 50 км/час. Это относится к гидроавтоматам. По вариаторам — ограничения жестче, некоторые модели буксировать нельзя вообще, только эвакуатор. По «роботам» ограничений нет.

8. Нужно ли менять жидкость в АКПП и как часто?

В гидроавтоматах и вариаторах жидкость (ATF и CVT Fluid) меняется первый раз при пробеге 60-70 тысяч км при нормальных условиях эксплуатации, можно без замены фильтра. В дальнейшем замена производится каждые 40 тысяч км с фильтром. В «роботах» и DSG применяются масла для механических КПП (как правило, GL4/5 SAE 75W-90), меняются раз в 150-200 тысяч км.

Читайте также  Нужна ли присадка в масло для двигателя?

Рекомендуем не следовать современным инструкциям некоторых производителей автомобилей, вообще не регламентирующих замену ATF!

9. Сколько ATF заливается в гидроавтомат?

Зависит не только от модели автомобиля и коробки, но и от метода замены. Менять жидкость можно тремя способами: сливом (сколько вылилось из картера — столько и залили, в среднем 3-5 литров); частичной заменой (слили — залили, еще раз слили — залили, меняется 75% ATF, 5-10 литров); и методом вытеснения на специальном оборудовании (меняется 100%, 7-15 литров)

10. Какую жидкость применять для замены?

Смотрите допуски и тип жидкости по инструкции к автомобилю, а для Mercedes и VAG — по оригинальным каталогам по VIN-коду. Оригинальные жидкости имеет смысл применять далеко не всегда: в большинстве случаев существуют высококачественные продукты ведущих производителей масел.

11. Можно ли вытягивать застрявшие автомобили машинами с автоматическими коробками, буксировать прицепы?

На гидроавтоматах допускаются любые действия. Очень нежелательно буксировать прицепы машинами с вариатором: приведет к раннему износу ремня (основной элемент вариатора). На «роботах» — можно буксировать, но крайне аккуратно вытягивать застрявших товарищей, можно сжечь сцепление. Смотрим инструкцию по эксплуатации автомобиля. В любом случае, во всем хорош здравый смысл, небольшое кратковременное превышение штатной нагрузки никак не отразится на состоянии коробки.

12. Насколько вредно для автомобилей с АКПП «ползти в пробках»?

Действительно, в условиях ижевских пробок режим движения «полминуты стоим — два метра едем» вполне обычен. Однако если для гидроавтоматов и вариаторов подобное передвижение абсолютно нормально и никак не влияет на их техническое состояние, то для автомобилей с обоими типами «роботов» оно болезненно отражается на износе сцепления.

Еще одна часто встречающаяся ситуация сродни описанному — удержание автомобиля на наклонной поверхности газом, без нажатия на тормоз. Гидроавтоматы и большинство вариаторов (кроме Audi и Honda) справляются с этой задачей играючи; на роботизированных механиках и DSG подобные фокусы категорически запрещены.

13. Можно ли на машинах с АКПП «раскачать» застрявший автомобиль?

Да, можно. Единственный безопасный способ для любых типов коробок следующий. Естественно, колеса не должны впустую «шлифовать» без какого-либо намека на движение — в этом случае сразу зовите помощь. Если же автомобиль хоть немного двигается, то раскачивать его необходимо точно так же, как и машины с «механикой», но фиксируя автомобиль в крайних точках тормозом. Выглядит это так: включили R — газ — машина сдвинулась назад — нажали тормоз — переключили на D — газ — машина сдвинулась вперед — нажали тормоз — переключили на R… и так далее до победного конца или провала всей операции. Семь секретов, как выехать из снежного плена.

Можно ли тормозить двигателем на машинах с автоматом?

Механическая коробка на автомобилях уходит в прошлое. На смену им идут автоматические трансмиссии. Можно ли с ними ездить так же, как прежде, помогает разобраться эксперт и раллийный пилот Дмитрий Соколов.

Бережем колодки

Торможение двигателем было распространено в прошлом веке, когда водители берегли колодки и старались пореже их задействовать. Стиль вождения с включенной передачей был необходим и в горных районах, где часты уклоны и резкие повороты. Если минут двадцать под уклон сдерживать машину только педалью тормоза, то колодки быстро перегревались и истирались. Поэтому и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа.

В конце прошлого века раллийные машины еще не имели столь же совершенных многосуппортовых керамических тормозов, как сейчас, поэтому после нескольких хороших поворотов колодки перегревались и «плыли». Автомобиль переставал эффективно замедляться и рисковал к концу скоростного спецучастка потерять управляемость.

Сейчас техника заметно шагнула вперед. Однако торможение двигателем не потеряло актуальности. С его помощью можно так же продлить жизнь колодкам и дискам. Но повсеместное использование автоматических трансмиссий вынуждает делать поправки в процессе их использования.

Бережливая гидромафта

Конструкция автомата сложна и в силу особенностей проигрывает по долговечности простой ручной коробке. В нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, а связь с двигателем осуществляется через так называемый гидротрансформатор. Однако тормозить автоматом тоже можно, хотя и не настолько эффективно.

Гидротрансформатор похож на бублик с двумя турбинами внутри, закрытыми в резервуаре с маслом. Прямой механической связи эти «вентиляторы» не имеют, но если вращать одно колесо с лопатками, то оно погонит масло по кругу, которое в свою очередь раскрутит и другое колесо. За счет этого и осуществляется передача момента.

При разгоне гидромуфта блокируется, валы синхронизируют вращение и передают тягу напрямую. Однако при торможении мотором блокировка выключается примерно на 50-60 км/ч и активируется масляный депмфер, который и сглаживает нагрузки. Тем самым, сколько бы ни была высока нагрузка на коробку, гидромуфта «съедает» ее и бережет нежный автомат от повреждений. Гидротрансформатор допускает разное вращение входного и выходного вала без вреда для себя.
Однако в силу этого сглаживания замедление машины происходит заметно медленнее, чем у автомобилей с механикой.

Собственные мозги

Кроме того, не всякий автомат имеет возможность принудительного переключения передач. На старых коробках невозможно принудительно сбросить ступень.

В современных коробках ручное переключение предусмотрено, но ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что плохо отражается на замедлении.

К примеру, первая передача заметно отличается от аналогичной на механической коробке. Она может работать до скорости 30-40 км/ч отчего не замедляет автомобиль на склонах ниже этого предела.

Да и сам автомат живет своей жизнью. Если скорость избыточна, то электроника просто не позволит принудительно включить первую передачу.

Поэтому процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматической гидромеханической коробкой похож на езду с полувыжатым сцеплением. Вроде передача включена, мотор жужжит, а замедление развивается недостаточно эффективно. Автомобиль быстрее и быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.

В общем, АКПП умеет тормозить мотором, и имеет мозги, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, нагрузки, поступающие через колеса в трансмиссию, съедаются гидромуфтой. Поэтому повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить. Гораздо эффективнее потратиться на новые колодки с дисками.

Торможение двигателем: как оно проходит и можно ли так тормозить АКПП

Торможение двигателем или режим принудительного холостого хода – это такой режим движения, при котором автомобиль передает накопленную кинетическую энергию двигателю. В современных автомобилях при данном режиме поступление топлива в двигатель прекращается полностью, даже если вы нажимаете на педаль тормоза. Это дополнительно приводит к экономии топлива.

Когда может пригодиться навык торможения двигателем

  • Одним из преимуществ является сопротивление заносу на скользкой дороге. Колеса не блокируются тормозными колодками, как это происходит при обычном нажатии на педаль тормоза. Снижается возможность возникновения аварийной ситуации.
  • Такое торможение может применяться не только для избежания аварийной ситуации. Например, если горит красный сигнал светофора, но еще достаточно свободного места до него, можно спокойно подкатиться до перекрестка, не используя педаль тормоза.
  • При длительных спусках. Если вы будете тормозить таким способом, то убережете тормозную систему от перегрева и повышенного износа.
  • Этот способ единственный безопасный в том случае, если отказали тормоза. Здесь главное вовремя сообразить, не растеряться. Полную остановку вряд ли получится осуществить, но существенно снизить скорость при вероятности столкновения вполне возможно.
Читайте также  Коллекторный или бесколлекторный двигатель что лучше?

О торможении двигателем знают многие, но далеко не все умеют правильно им пользоваться. Рассмотрим последовательность действий:

  1. Отпустить педаль акселератора и включить пониженную передачу. Обычно это третья, поскольку на более высоких передачах эффект от такого торможения будет незначительным.
  2. После снижения скорости включить вторую, а затем первую передачу.
  3. При переключении выбирать подходящие моменты, чтобы не было резких рывков, которые вредят трансмиссии и двигателю автомобиля. Добавьте немного оборотов нажатием на газ во время переключения передачи, после этого снова отпустите педаль.

Ни в коем случае не стоит переключаться с высокой передачи, третьей или четвертой, сразу на первую. Это может привести к заносу автомобиля, особенно на скользкой дороге, и стать причиной аварии. Или приведет к поломке автомобиля и дорогостоящему ремонту.

Особенности при торможения двигателем с АКПП

В автомобилях с АКПП возможность торможения двигателем и способ его выполнения зависят от того, какая коробка передач установлена на автомобиле. В одних автоматических трансмиссиях предусмотрена возможность переключения передач вручную, в других такой возможности нет. Если есть ручной режим переключения передач, то необходимо также последовательно переключаться с повышенной на пониженную передачу. При переключении на высоких оборотах возможны большие нагрузки на трансмиссию. Если коробка автомат не предусматривает ручного режима переключения передач, можно тормозить, просто отпустив педаль акселератора.

Иногда даже при наличии ручного переключения АКПП не позволяет менять передачи, поскольку ей кажется, что в этом сейчас нет необходимости или из-за этого возможны какие-то поломки. Чтобы определить можно ли на вашем автомобиле использовать такой метод торможения, необходимо обратиться к инструкции по эксплуатации. Обычно там присутствует информация о том, как правильно это делать, что можно, а что нельзя.

Некоторые производители устанавливают на свои автомобили системы EBC (Engine Braking Control), которые контролируют весь процесс торможения и не позволяют колесам заблокироваться в случае слишком резкого сброса “газа”.

Если выполнять торможение двигателем правильно и переключать скорости своевременно, то никакого вреда вашему автомобилю от этого не будет. Этот навык будет полезен для водителя, особенно когда речь идет о безопасности на дороге.

Для чего нужна ломаная линия на остановке и чьи действия она регламентирует – узнайте в нашем материале.

По этой ссылке можно подписаться на наш канал.

Конечно не стоит им пользоваться постоянно, особенно в городском режиме, тем более что большого эффекта замедления он не дает. Применять этот способ следует только в тех ситуациях, где это является целесообразным.

Тормозить двигателем: как правильно и какие последствия

Для кого-то простой, для кого-то очень сложный способ сбавления скорости автомобиля или другого транспортного средства — это торможение двигателем. Смысл такого торможения — естественное торможение силовым агрегатом без использования тормозной системы.

  1. Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем?
  2. Плюсы и минусы торможения без тормозов.
  3. Учимся правильно тормозить двигателем на авто с коробкой автомат и на механике.
  4. Вывод.
  5. Видео.

Почему автомобиль замедляется при торможении двигателем

Замедление скорости движения автомобиля происходит за счет того, что водитель убрал ногу с педали газа и не перевел рукоятку коробки передач в нейтральное положение, соответственно топливо не подается в мотор, элементы коробки и двигателя находятся в зацеплении, коленвал ДВС испытывает сопротивление со стороны коробки и теряются его обороты.

При подаче топлива в двигатель, коленчатый вал передает вращение валу коробки переключения передач, а при торможении мотором, происходит обратное действие, потому что вал коробки получается скорость от вращения колес, так как коробка находится в активном режиме, а коленвалу приходится воспринимать нагрузки от коробки.

В режиме 1, 2 и 3 скоростей коробки, на колеса передается максимум энергии, но транспортное средство на таких скоростях быстро не может ехать. А в режиме 4,5 и 6 скоростей коробки, автомобиль можно разгоняться по максимуму, но коробка не может передавать колесам максимум энергии.

Это значит, что на повышенных скоростях, машина труднее разгоняется. Поэтому разгоняются всегда на пониженных передачах. Соответственно, если на малых скоростях КПП отпустить газ, то сила инерции будет большая и авто быстрее остановится.

А, если на высоких скоростях КПП отпустить газ, то авто будет дольше останавливаться из-за того, что сопротивление колес и коробки низкое.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Основное преимущество торможения двигателем — это то, что автомобиль защищен от заноса, чем нежели, если бы застопорили колеса. При блокировке колеса машина становится на какое-то время неуправляемое и все зависит от сцепления резины с дорожным покрытие. На скользких дорогах даже машины с ABS (АБС — антиблокировочная система) не всегда защищают от заноса.

Поэтому очень важно уметь тормозить двигателем. Я использовал такое торможение при спуске с крутых склонов, где даже не было асфальта.

Если тормоза слабые, например стерлись накладки на колодках или накладки на дисковых тормозах, то торможение двигателем приходится применять даже, если дорога сухая.

Минус торможения двигателем в том, что сзади едущие автомобили могут не сразу сообразить, что вы тормозите мотором, потому что задние стоп сигнальные фонари не горят, а с чего бы им гореть, если не нажимается педаль тормоза.

Правильное торможение двигателем на АКПП и МКП

У многих водителей свои способы и нюансы торможения наработанные на практике. Но базовые приемы нужно уметь применять всем, кто ездит за рулем.

Рассмотрим торможение двигателем на «механике» на большой скорости:

    • убираем ногу с педали газа;
    • нажимаем на педаль сцепления;
    • переключаем скорость на пониженную передачу (ориентируемся на скорость движения накатом, если авто еще быстро едет, то ставит на третью передачу, если уже скорость достаточно упала, то на вторую);
    • при сильной потери скорости переключаем коробку на первую скорость.

Если даже вы задумали тормозить двигателем с пятой или шестой включенной передаче, то желательно сразу переводить на третью, потому как на четвертой замедление будет не существенной. Но учитывайте, конечно, скорость, если вы летите 180 км/час, то не вздумайте переключать сразу на третью.

У кого автомобили УАЗ или похожие, то желательно делать перегазовку при переключении передач коробки. Это щадящий режим сэкономит ресурс работы коробки. Перегазовка — это значит, что перед каждым переводом рукоятки коробки передач, когда сцепление нажато, надо нажимать на педаль газа. То есть, нажали на сцепление, нажали на газ, вывели со скорости в нейтральное положение, затем опять нажали на педаль газа и переключили на нужную скорость.

Важно! Нельзя переключать с высоких скоростей коробки — 4, 5, 6 сразу на первую, если не хотите добить трансмиссию.

После переключения на нужную скорость не следует резко бросать педаль сцепления. Двигатель и коробка должны плавно входить в контакт.

Что касается торможение двигателем на автомобилях с АКПП, то здесь все зависит от типа конструкции коробки.

  • Некоторые автоматические коробки дают возможность постепенно переключать скорости в ручном режиме.
  • Некоторые АКПП работают в фиксированных режимах с возможностью выбора низких скоростей.
  • Некоторые АКПП не позволяют водителю управлять коробкой, все делается искусственным интеллектом.

Если у вас авто с коробкой «автомат», то прежде чем использовать моторное торможение, необходимо узнать в руководстве по эксплуатации для конкретной марки и модели авто, можно ли это делать.

Вывод

Следует уметь тормозить двигателем, потому что разные ситуации бывают на дорогах. Следует учитывать следующие моменты:

  1. Без необходимости желательно не тормозить двигателем, так как и ДВС и коробка испытывают в таком режиме большие нагрузки.
  2. Если сзади вас едут автомобили и вы решили тормозить двигателем, то хотя бы чуть-чуть нажмите на педаль тормоза, чтобы задние фонари загорелись.
  3. Если в авто установлена автоматическая коробка (вариатор, робот), то следует изучить, можно ли тормозить так. Потому что некоторые коробки не позволяют заводить автомобиль буксиром, следовательно и машина при торможении двигателем будет толкать саму себя, а это приведет к поломке.
Читайте также  Можно ли сразу глушить турбированный дизельный двигатель?

Видео

Правильное экстренное торможение двигателем.

В этом видео показывается способ торможения двигателем на скорости.

Как можно своими руками поломать коробку передач и двигатель.

Торможение двигателем — что это такое

Тормозить двигателем — значит замедлять автомобиль без использования педали тормоза. Метод имеет свои плюсы и минусы, но в некоторых случаях он единственный возможный. Например, с его помощью можно избежать заноса в гололед или сохранить должный уровень безопасности при спуске в горной местности. Он также окажется рациональным выходом из ситуации, когда возникает проблема с тормозной системой. Некоторые же применяют способ торможения двигателем для экономии бензина и сохранности тормозных колодок.

Особенности торможения двигателем

Способ торможения двигателем подразумевает уменьшение скоростного режима автомобиля методом плавного отпускания педали газа при включенной передаче. В некоторых источниках способ именуется как «принудительный холостой ход». Чтобы лучше понять особенности процесса, можно привести простой пример. Когда водитель видит на большом расстоянии красный свет светофора, он перестает выжимать газ, заставляя машину продолжать движение по инерции. Транспортное средство постепенно замедляется, и непосредственно перед светофором остается лишь слегка опустить педаль тормоза. Последовательное понижение передачи влечет за собой снижение оборотов двигателя.

Водитель прекращает давить на педали акселератора, в результате бензин не поступает в двигатель. Энергия больше не передается на коробку передач, а скорость уменьшается из-за естественного сопротивления инерции, которая стремится увеличить число вращений коленчатого вала. Обороты, напротив, снижаются, и энергия поступает в мотор. Коленвал продолжает работу принудительным образом, в цилиндрах нарастает компрессионное сопротивление, как следствие, скорость снижается — это и есть торможение двигателем.

Замедлять машину двигателем можно только при условии постепенного перехода на пониженные передачи. Во время обычного разгона коробка передач получает энергию дозировано. На автоматах это происходит само. Так, при езде на 1-3 передаче набрать большую скорость не получится, а на 4-7 передачах машина будет ехать быстрее, но динамика разгона здесь намного хуже. В таком режиме на первый план выходит инерция, ведь сопротивление коробки передач и двигателя минимально.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Торможение двигателем в той или иной степени используют все опытные водители. Способ имеет ряд существенных преимуществ:

  • риск заноса автомобиля значительно снижается — водитель утрачивает контроль над машиной, выжимая педаль тормоза, тем самым провоцируя блокировку колес, используя же постепенное снижение передачи, подобное исключается;
  • метод эффективен на горных трассах, крутых спусках, во время гололеда и при езде по серпантину;
  • торможение мотором препятствует перегреву системы;
  • в процессе уменьшается износ дисков и колодок, расход топлива существенно уменьшается;
  • тормозить двигателем наиболее разумно при отказе тормозной системы — резко остановить транспортное средство не удастся, но снизить скорость и уменьшить риск получения травм и механических повреждений авто вполне реально.

Торможение двигателем не проходит бесследно для любого автомобиля, провоцируя немало проблем в будущем. Во-первых, увеличивается нагрузка на поршень, негативному воздействию поддаются и подшипники коленвала, шатуны. Во-вторых, из-за резкого отсутствия подачи бензина клапана ДВС начинают работать «на сухую», что ускоряет их износ. Кроме того, во впускном коллекторе создается разрежение, которое наносит вред двигателю. Параллельно страдает система картерной вентиляции, изнашиваются сальники клапанов. Если часто использовать данный метод торможения, возможно попадание масла во впускной коллектор, цилиндры, турбины.

Еще один значительный недостаток — грязь и пыль из впускного коллектора во время движения авто оказывается в цилиндрах. Как результат, на стенках появляются задиры, клапаны выходят из строя. Все детали двигателя испытывают повышенную нагрузку из-за быстрого и существенного изменения числа оборотов коленвала. Такой момент равноценен безалаберному обращению с коробкой передач. Риск возникновения аварийной ситуации также возрастает. Скорость авто снижается, но стоп-сигналы не активируются. Участники дорожного движения сзади могут своевременно не среагировать на торможение и спровоцировать столкновение.

Как тормозить двигателем на механике

Чтобы применить метод торможения двигателем на авто с механической коробкой передач, необходимо:

  1. Убрать ногу с педали газа.
  2. Выжать сцепление.
  3. При уменьшении скорости перейти на пониженную передачу.
  4. После максимального снижения скоростного режима включить 1 передачу.

Если обороты на тахометре зашкаливают, а машина будто «клюет носом», значит переключение передач было выполнено неправильно. При регулярном допущении ошибок двигатель попросту выйдет из строя. Вместе с тем вероятна резкая блокировка колес, из-за которой машину занесет. Двигаясь на 6 передаче, придется переключиться на 3, а с 4 на 2. Чтобы процесс был более плавным, можно сделать «перегазовку». Чтобы снизить скорость до минимальных значений, придется тормозить стандартным способом.

Во время торможения двигателем важно обращать внимание на количество его оборотов. Для бензиновых авто изменять передачу на более низкую можно при 2,5 тыс. оборотов, затем — при 1 тыс. оборотов. Вращать рулем, применяя данный метод, неразумно, так как есть риск потерять контроль над транспортным средством. Уметь тормозить двигателем должен каждый владелец машины с механической КПП. Несмотря на определенные недостатки, в некоторых случаях он может стать настоящим спасением.

Возможно ли торможение двигателем на автомате и вариаторе

На автомобилях с автоматической коробкой передач постепенное принудительное снижение передач невозможно, ввиду специфики способа управления машиной. В автоматах взаимодействие с двигателем обеспечивает гидротрансформатор. Передача вращательного момента здесь происходит за счет турбин, помещенных в масляный резервуар. При вращении одной направленные потоки масла приводят в движение другую. Торможение мотором здесь будет не так эффективно, как в случае с механикой, но все же возможно.

При увеличении скоростного режима начинается синхронное вращение валов, происходит блокировка гидравлической муфты. На скорости 50 км/ч блокировка отключается, провоцируя работу масляного демпфера. Автомобили с автоматической КПП тормозят значительно медленнее аналогов с механической трансмиссией. В некоторых моделях вовсе не предусмотрена возможность торможения двигателем, в других такой метод автоматически блокируется электронной системой управления. Также есть на рынке ряд автомобилей, где подобный способ запускается даже без участия водителя.

Тормозить двигателем на автомате можно разными способами. Рассмотрим один из них:

  1. Активировать режим Overdrive, в котором КПП переключится на 3 передачу.
  2. После снижения скорости зафиксировать 2 передачу.
  3. Установить рычаг коробки передач в режим «L» — он соответствует самой низкой передаче.

Чтобы не спровоцировать серьезную поломку, во время торможения устанавливать рычаг рекомендуется только в положения «D-2-L». Использовать позиции «R» и «P» на ходу чревато дорогим ремонтом. Автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит пренебрегать стандартным использованием тормозных дисков и колодок.

На многих автомобилях с вариатором предусмотрена функция динамического торможения двигателем. Для этого водитель должен отпустить педаль газа, если рычаг установлен в режиме «D» и переставить его в позицию «L». С целью улучшения динамики авто некоторые водители стремятся программным способом отключить опцию торможения двигателем. Однако, это нерационально. Осваивая методы контраварийного управления машиной, можно избежать серьезных аварий в сложных ситуациях на дорогах.