Фазоинвертор или закрытый ящик что лучше?

Выбор акустики: фазоинвертор против закрытого ящика?

Здравствуйте уважаемые форумчане. Давно тут не был.

На какое-то время остановился в бесконечных поисках своего звука. Система не особо мудреная — Denon PMA-1520AE, полочники Heco Celan GT 302 на укороченных стойках Paradigm, саб Castle, и ЦАП Arcam irDAC.

Что сказать. Определенно намучился, пока не заставил эту связку петь. Были проблемы с басом. От Хеко с трудом получил более менее внятные НЧ. Виной всему конструкция ФИ в этих колонках. Без гула они играют только на полу. Баса много. Но он проявляется не так и не там, где я хочу его слышать. Если коротко — это какая-то каша. Масло-масляное. Саб, по сути, не нужен. Колонки не для рока. Возможно для определенных жанров — они (Целаны) идеальны. Но в классическом роке что-то не то.

Пробовал в разных комнатах. Результат везде один. Ну не моя это акустика. Не несет она мне радости от прослушивания музыки. Утомляет. И вот, задумал я ее сменить. Попробую, конечно, их продать. Хоть и не думаю, что это будет легко. А менять надо однозначно. И вот вопрос. На что?

Смотрю в сторону трехполосных ЗЯ. А поскольку сейчас практически не делают таких, то скорее всего это должно быть что-то из прошлого. Но достойного прошлого)). Потому и создал эту тему. Возможно, кому-то приходилось копать в этом направлении с похожей сборкой. Может кто что подскажет. Бюджет в пределах уровня составляющих этой самой сборки. Ездить со всем этим добром на прослушивания, у меня нет возможности. Пока собираю информацию. Спасибо.

Ответы

Винтаж был актуален когда стоил оптимальных денег, примерно в 2010 г., когда аппаратура из Японии стала массово продаваться с аукционов к примеру за культовые модели АС от диатонов, ямах и др. просили 30-50 тр, про усилки вообще молчу, сейчас просят в том же состоянии и намного хуже 80-120 тр. типо для настоящих ценителей, коллекционеров и тех кто не успел, а сильно нужно. Для рядового слушателя hi-fi нет не какого смысла тратить эту сумму за кота в мешке. Надо понимать, что в то время были другие требования к системам, слушали и проектировались АС под другую музыку, средства измерения и проектирования были другими. Многие же баловались в настройках звуковой карты или ещё где, режимами настроек эквалайзера типа рок, поп, в ванной, так вот когда слушаешь эти АС, особенно несколько моделей в один раз в сравнении создаётся ощущение, что в этих АС «всегда включен» какой то режим эквалайзера, не говорю, что это плохо, да же очень музыкально в ряде случаев, но за эти деньги целесообразно купить АС уровня топ hi-fi современный. Там много подводных камней!

Про бюджет немного не понял, стоимость новой АС как вся сборка или как GT отдельно, ну поправите если что. Сам пришел со временем к оформлению ЗЯ, купил Quad. Рассмотрите модель S4 (если помещение большое S5). Сильно нахваливать не буду, но до покупки провел не один месяц в поисках и прослушках. Качественный ленточный ВЧ в рекламе думаю не нуждается, до мурашек подробная середина, кстати фирменная черта всей техники Quad и пробирающий точный бас — если коротко. Есть только один нюанс, не смотря на хорошую чувствительность для них необходим мускулистый усилитель с хорошей отдачей по току, иначе данная АС будет весьма заурядна в басовом регистре.

Если б/у, то поищите Quad 25l signature (именно «подпись»), верх попроще чем у модели S, но в остальном все тоже.

Это уже что-то. Спасибо, сейчас поищу инфу об этой акустике. Да, имел ввиду бюджет в стоимость Heco Celan. Вобщем, все компоненты моей системы находятся приблизительно в одной ценовой категории. Усилитель достаточно мощный. Думаю, с ним проблем не должно возникнуть. Комната 20 м.кв.

В интернете про них информации не много. На счет усилителя, не обольщайтесь. ) В 20 кв.м с меньшим индексом «за глаза».

По Вашему, Denon 1520 слабоват? На счет усилителя, я как раз был спокоен, и ничего менять не собирался)

Хороший усилитель, но не уровень колонок, если купите АС будет видно устроит или нет. Я пробовал разные, тот что нравился по деньгам не тянул, данные АС отзывчивы к качеству усиления, потому и заморочился.

Присмотритесь из » Танной «, там есть акустика закрытого типа.

Arslab Old School Superb 90

Смотрел. Для меня очень дорого. Долго копить)

из советских Корвет 35 АС-208 + немного улучшить ?

Была у меня Эстония 35ас-021. По сути, очень неплохая советская акустика. Только звук казался каким-то немного зажатым. Сколько ни возился с корпусами и фильтрами — разницы так и не услышал. Возможно, под советскую акустику нужен советский усилитель).

Можно из любой советской акустики сделать хорошо звучащую. И без особых переделок и возьни с фильтрами. Есть комплект динамиков, специально разработанных для этой цели. И недорого.

Усилитель можно и не только советский. Пользовал Амфитон у-002 стерео Hi-Fi, Yamaha AX-497. У советских лучше просмотреть на схему, конденсаторы, и т.д. — улучшить. Кабели. В колонках — акустические терминал и фильтры — тоже чуть можно улучшить.

С Эстонией не знаком.

А так переходить на более серьёзный бюджет.

Может, активная студийная акустика — HEDD type 20?

а JBL4344,JBL 4365,JBL S4700,JBL S9900 потянете?закрытые по моему неплохо басы выдают-лучше чем с фазоинвертором.

Преимущество закрытых сабов еще и в том, что его можно вплотную к стене ставить, нет влияний от ФИ.

Собственно поэтому и хочу уйти от ФИ. Свои Heco я как только не крутил — от гула никак не избавиться. Даже разворачивал фазиками на слушателя — всё равно. Вот с пола, без плит на голом линолеуме, гул почти исчезал, но бас при этом смазанный, несобранный.

А свой саб (ЗЯ) таскал по всей комнате — никакого гула. Баса больше-меньше, но гула ноль.

Свои Heco я как только не крутил — от гула никак не избавиться

а с другим усилком крутить не довелось?

Крутил. И с младшим Деноном, и с лампой. Акустика, похоже, не для моих жилищных условий.

У меня,уже четвертый год АС Opera Seconda(ЗЯ), 2.5 полосы очень радует,правда в 15кв.м и слушаю я в основном джаз! Хотя и Slayer,какой нибудь вполне способна отыграть На вторичке,где то за 70-80 т.р. была,с год назад примерно.

Из пенопласта вырежи затычку и заткни фазоинвертор, получишь ас с зя.

Неужели ты допускаешь, что за два года пользования этой акустикой, я не затыкал им ФИ?

Без фазиков они вообще НЧ не воспроизводят.

Вопрос в следующем.

Насколько вообще адекватно, с учетом многих лет жизни, может играть винтаж? Я понимаю, что со временем, меняются требования к параметрам акустики, их влияние на жанровость современной музыки, и многое другое. Плюс износ элементов динамика, в частности подвесов. Но дело в том, что слушаю музыку тех лет. Супербасы мне неинтересны. Да и подвесы можно заменить. Просто, не раз сталкивался с мнением, что старое — есть старое. Кто-то вообще считает это мусором, и с презрением относится к людям, продающим хлам под видом винтажа за огромные деньги. То есть возникает вопрос — стоит ли тратиться на подобную акустику или всё же искать адекватный новодел с учетом собственных требований?

На мой взгляд, такую технику можно покупать только при личном осмотре, после проверки работоспособности, косметического состояния и конечно же подачи музыкального материала. Заказывать и покупать в слепую, это все равно что в рулетку сыграть.

имхо винтаж дешевле новодела равного по звуку.да и качество изготовления высокое-микро сейки на инджапане стоят неслабо и спрос на них есть.то же самое можно сказать и про усилители винтажные например накамичи сансуй и т.п. а JBL4344,JBL 4365,JBL S4700,JBL S9900 маленьких комнат не боятся.это не ширпотреб.

подводные камни зависят от уровня разработчика.если разработчик хороший специалист то их нет.а это стоит неслабо.

Может кто-то знает такие места в Киеве, где можно было бы послушать, пощупать и купить древние АС?

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

О басах и корпусах (рукопись)

Обилие различных по своим характеристикам динамиков для НЧ звена (а точнее сабвуфера) в состоянии повергнуть человека, пытающегося построить звук в акустической системе в состояние растерянности. И я надеюсь, что эта справка поможет кому-нибудь.

Может показаться странным, но динамик в основном характеризуют три основных параметра Тиля-Смолла:

  • Fs — частота резонанса в открытом пространстве;
  • Qts — полная добротность динамика; и
  • Vas — эквивалентный объем.

Что означает Fs, я думаю понятно всем, а что такое Qts и Vas? Ответ таков: Qts (справедливо для для акустического оформления бесконечный экран и закрытый ящик) есть отношение передаточной функции динамика на частоте Fs к передаточной функции на частотах, где амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) динамика горизонтальна, т.е. на частотах выше Fs. Другими словами, Qts — характеризует эффективность динамика на резонансной частоте. Таким образом, если Qts = 0,707, то на Fs величина звукового давления создаваемого динамиком будет меньше, чем на горизонтальном участке АЧХ на 20*Log10(0,707)=-31дб, если Qts=0,3 — то на -10,5 дБ.

Vas — объем воздуха, который обладает гибкостью (величина обратная упругости) такой же, как и подвижная система динамика.

При размещении динамика в закрытом ящике (ЗЯ) гибкость воздуха внутри ящика добавляется к гибкости подвижной системы динамика и его резонансная частота изменяется. Существует следующая закономерность, при помещении динамика в ящик объемом Vas его резонансная частота Fs и добротность Qts возрастают в 1,4 раза.

Вооружившись этой информацией, подберем динамики для гипотетического автомобиля, передаточная функция салона которого имеет подъем 12 дБ/октава, начиная с частоты 55 Гц в сторону низких частот. Объем багажника 300 литров. Ну, пусть в багажник нашего автомобиля безболезненно для владельца влезет 30 литровый ящик сабвуфера. Подберем динамики для трех (самых распространенных) видов акустического оформления, а именно:

  1. бесконечный экран (БЭ), V намного больше Vas;
  2. закрытый ящик (ЗЯ), V сравним с Vas;
  3. фазоинверторn (ФИ), V сравним с Vas.

Все системы должны иметь F3 (частота на которой АЧХ системы имеет значение на 3 дб. ниже, чем на горизонтальном участке и продолжает спадать в сторону низких частот) равную 55 Гц и Qt=0,707 (полная добротность системы, при которой достигается наиболее ровная АЧХ).

Итак, нужно F3=55Гц и Qts=0,707, спад АЧХ -12 дБ/октава.

Бесконечный экран

В нашем случае, задняя полка, либо другая поверхность, отделяющая багажник от салона.

Тут все ясно Fts=F3, Qts=Qt, 10*Vas меньше объема багажника (V), тогда влиянием объема багажника можно пренебречь.

Читайте также  Роботизированная коробка передач что это такое?

Да еще, Вам придется поверить, АЧХ динамика в БЭ ниже Fs имеет спад -12 дБ/октава.

Закрытый ящик

Для закрытого ящика справедливы следующие отношения:

Для прикидки выберем ящик с объемом равным Vas, (1+Vas/V)^0.5=1,4. Таким образом:

Vas=30 литров, АЧХ ЗЯ ниже F3 имеет спад -12 дб/октава.

Фазоинвертор

Самое интересное. Сразу оговорюсь, что фазоинвертор штука хитрая. У ФИ гладкая АЧХ получается при разных сочетаниях параметров Vas/V, Fs/F3 и Qts. Поэтому для приблизительных прикидок придется сделать (достаточно верное) допущение: при использовании динамика с Qts=0.3…0.5, для оптимально рассчитанного ФИ Vas/V=1,4. Для такого ФИ справедливы отношения:

Для нашего случая получим: Fs= 47,4 Гц, Qts= 0,36, Vas=V*1,4=30*1,4=42 литра, АЧХ ФИ ниже F3 имеет спад -24 дб/октава.

Результаты для наглядности сведены в таблицу.

Оформление БЭ ЗЯ ФИ
Fs 55 39,3 47,4
Qts 0,707 0,505 0,36
Vas до 30 л 30 42
Крутизна АЧХ -12 дб/октава -12 дб/октава -24 дб/октава

Видно, что динамики различны и никак не взаимозаменяемы. Приведенные выше прикидочные расчеты могут использоваться для подбора динамика под конкретное оформление.

Что лучше — закрытый ящик или фазоинвертор?

На этот ответ решать вам. Но для нас закрытый ящик дает самую ровную АЧХ, что соответствует реальному звуку. Фазоинвертор делает басы глубже, но при этом звуковая картина портится.

Параметры динамиков предопределяются конструкторами при их разработке. Поэтому трудно ожидать, что, например, коаксиальный 6х9, очевидно разработанный для установки в заднюю полку (БЭ), будет приемлемо работать в ФИ или в ЗЯ (хотя исключения наверняка есть).

Существет три типа акустического оформления: А именно — это закрытый ящик, фазоинвертор и бандпасс. Останвимся на них немного подробнее.

Закрытый ящик (ЗЯ) — sealed box

Это наиболее простой в изготовлении тип аккустического оформления АС. Колебания в таком ящике находятся в закрытом обьеме и в конечном итоге гасятся. Но поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико оно все же оказвает влияние на характеристики аккустической системы. (теплея воздух расширяется и повышает жесткость системы). Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом, который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику «кажется» что позади него существенно больший объем чем на самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения «аккустического» объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.

При всей простоте этой конструкции она обладает многими достоинствами. Во-первых, простота расчета характеристик. Здесь есть всего один параметр -обьем. Во-вторых, во всем диапазоне частот колебания диффузора сдерживаются упругой реакцией воздушного обьема. Это существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. В-третьих, при грамотном выборе параметров головки и объема для нее закрытый ящик не имеет себе равных в области импульсных характеристик, в значительной мере определяющих субъективное восприятие басовых нот.

Если все так хорошо, зачем нужны все остальные типы акустического оформления? Подвох один-единственный. К.П.Д. У закрытого ящика он наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. При этом чем меньше нам удастся сделать объем ящика, при сохранении того же рабочего частотного диапазона, тем меньше будет его эффективность.

Фазоинвертор (ФИ) — vented box

Cледующий по распространенности тип акустического оформления. ФИ более гуманен по отношению к излучению тыловой стороны диффузора. В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике «ставится к стенке» используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании в упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, от одной до двух октав, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает.

Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним важнейшим достоинством — вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. Это может на первый взгляд показаться парадоксом — как наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора, но тем не менее это — факт жизни. В своем рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком — наоборот, минимальны.

Фазоинвертор существенно более капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат уже три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель очень часто делают так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Полосовой громкоговоритель — bandpass

Третий тип сабвуфера, довольно часто используемый в автоустановках (хотя и реже, чем два предыдущих) — полосовой громкоговоритель. Если закрытый ящик и фазоинвертор — акустические фильтры верхних частот, то полосовой, как и вытекает из названия — объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель — одинарный 4-го порядка (single vented). Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у обычного фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы — отсюда и термин «симетричная нагрузка».

Из традиционных конструкций полосовой громкоговоритель, в любом варианте — чемпион по эффективности. При этом эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола. Путем выбора соответствующих объемов и частоты настройки передней камеры, можно построить сабвуфер с широкой полосой пропускания, но органиченной отдачей, то есть колокол будет низким и широким, а можно — с узкой полосой и очень высоким к.п.д. в этой полосе. Колокол при этом вытянется в высоту.

Бандпасс — капризная штука в расчете и самая трудоемкая в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика так, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.

Чем же это компенсируется? Прежде всего, как говорилось — высочайшим к.п.д. Во-вторых — тем, что весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля — и путь мощнейшим басам открыт. Специально для таких установок фирма JLAudio, например, выпускает гибкие пластмассовые рукава-тоннели, которыми она предлагает соединять выход сабвуфера с салоном. Вроде шланга пылесоса, только толще и жестче.

Теперь немного о самих сабах

Прежде чем делать ящик для саба нужно выбрать головку, под которую, собственно, и будут рассчитаны его физические параметры. Для выбора динамика необходимо знать как можно больше его электромеханических параметров. Абсолютный минимум данных это: резонансная частота динамика Fs: полная добротность Qts и эквивалентный обьем Vas

Если же вы не знаете хотя бы одного из этих параметров, а самому их измерить у вас нет возможности — браться за этот динамик не стоит. Ничего путного вы сделать, скорее всего, не сможете.

Резонансная частота (Fs)

Резонансная частота — это частота резонанса динамика без какого-либо акустического оформления. Она так и измеряется — динамик подвешивают в воздухе на возможно большем расстоянии от окружающих предметов, так что теперь его резонанс будет зависеть только от его собственных характеристик — массы подвижной системы и жесткости подвески.

Бытует мнение, что чем ниже резонансная частота, тем лучше выйдет сабвуфер. Это верно только отчасти, для некоторых конструкций излишне низкая частота резонанса — помеха. Для ориентира: низкая — это 20 — 25 Гц. Ниже 20 Гц — редкость. Выше 40 Гц — считается высокой, для сабвуфера.

Полная добротность (Qts)

Добротность в данном случае- не качество изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика вблизи частоты резонанса. Подвижная система динамика во много сродни подвеске автомобиля, где есть пружина и амортизатор. Пружина создает упругие силы, то есть накапливает и отдает энергию в процессе колебаний, а амортизатор — источник вязкого сопротивления, он ничего не накапливает, а поглощает и рассеивает в виде тепла. То же самое происходит при колебаниях диффузора и всего, что к нему прикреплено. Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Это — как автомобиль без амортизаторов. Достаточно наехать на камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Прыгать на той самой резонансной частоте, которая присуща этой колебательной системе. Применительно к громкоговорителю это означает выброс частотной характеристики на частоте резонанса, тем больий, чем выше полная добротность системы.

Самая высокая добротность, измеряемая тысячами — у колокола, который в результате ни на какой частоте, кроме резонансной звучать не желает, благо еще, что этого от него никто и не требует.

Механическая добротность определяется главным образом выбором материала подвеса, причем в основном — центрирующей шайбы, а не внешнего гофра, как иногда полагают. Больших потерь здесь обычно не бывает и вклад механической добротности в полную не превышает 10 — 15%. Основной вклад принадлежит электрической добротности.

Чем мощнее магнит динамика, тем ниже, при прочих равных, его добротность. Но, конечно, поскольку в формировании этой величины участвуют и длина провода обмотки, и ширина зазора в магнитной системе, окончательный вывод только на основании размера магнита было бы делать преждевременно. А предварительный — почему нет?- Базовые понятия — низкой считается полная добротность динамика меньше 0,3 — 0,35; высокой — больше 0,5 — 0,6.

Эквивалентный объем (Vas)

Большинство современных головок громкоговорителей основано на принципе «акустического подвеса». Концепция акустического подвеса заключается в установке динамика в такой объем воздуха, упругость которого сопоставима с упругостью подвеса динамика. При этом получается, что в параллель к уже имеющейся в подвеске пружине поставили еще одну. Эквивалентным объемом будет при этом такой, при котором вновь появившаяся пружина равна по упругости уже имевшейся. Величина эквивалентного объема определяется жесткостью подвеса и диаметром динамика. Чем мягче подвес, тем больше будет величина воздушной подушки, присутствие которой начнет беспокоить динамик.

То же происходит с изменением диаметра диффузора. Большой диффузор при одном и том же смещении будет сильнее сжимать воздух внутри ящика, тем самым испытывая большую ответную силу упругости воздушного объема. Именно это обстоятельство зачастую определяет выбор размера динамика, исходя из имеющегося объема для размещения его акустического оформления. Большие диффузоры создают предпосылки для высокой отдачи сабвуфера, но требуют и больших объемов. У эквивалентного объема интересные родственные связи с резонансной частотой, без осознания которых легко промахнуться. Резонансная частота определяется жесткостью подвеса и массой подвижной системы, а эквивалентный объем — диаметром диффузора и той же жесткостью.

Читайте также  Как разобрать боковое зеркало на Лада веста?

В результате возможна такая ситуация: предположим, имеется два динамика одинакового размера и с одинаковой частотой резонанса. Но только у одного из них это значение частоты получилось вследствие тяжелого диффузора и жесткой подвески, а у другого — наоборот, легкого диффузора на мягком подвесе. Эквивалентный объем у такой парочки при всей внешней схожести может различаться очень существенно, и при установке в один и тот же ящик результаты будут сильно различны.

Какой короб лучше для сабвуфера? Виды короба.

Когда дело доходит до выбора типа корпуса для получения наилучшего звучания вашего низкочастотного динамика, многие начинают задавать вопрос: какой короб лучше для сабвуфера? Назначение корпуса состоит в том, чтобы улучшить отклик низких частот и предотвратить повреждение сабвуфера из-за чрезмерного отклонения.

Есть несколько вещей, которые вы должны будете рассмотреть, прежде чем сделать окончательный выбор, который в конечном итоге повлияет на звук. Вот некоторые из ключевых моментов, которые вам необходимо учитывать:

  • Сколько места доступно в вашем транспортном средстве и сколько вы готовы пожертвовать?
  • Какой тип динамика вы будете использовать? Некоторые динамики предназначены для определенных типов корпусов.
  • Какую мощность производит усилитель?

В сегодняшней статье мы рассмотрим виды коробов для сабвуфера, и узнаем какой лучше, чтобы помочь вам сделать правильный выбор.

Закрытый короб

Герметичный корпус имеет «закрытое» воздушное пространство. Внутренняя громкость будет варьироваться в зависимости от типа звука, который вы пытаетесь добиться. Герметичные корпуса могут иметь большие или малые внутренние объемы без отверстий в корпусе. Воздух внутри корпуса служит пневматической пружиной для управления движением звука.

При выборе нужного объема закрытого ящика, вам необходимо учитывать следующее: большой герметичный корпус будет иметь более плавный выход с более глубокими басами, но также может ограничивать управление мощностью, потому что диффузор низкочастотного динамика имеет меньший контроль на низких частотах. Слишком большая мощность на низких частотах может привести к повреждению компонентов динамика.

Вы должны убедиться, что ваш усилитель не производит больше энергии, чем рассчитаны сабвуферы на такой размер корпуса. Герметичные корпуса являются одним из самых популярных конструкций коробок для тех, кто ищет очень точное воспроизведение звука.

Закрытые ящики обычно используются, когда вы хотите получить громкое воспроизведение музыки с очень хорошим контролем звука. Например, маленькие коробки часто предназначены для более старых жанров музыки, хард-рока или спид-метала. Эти музыкальные жанры обычно содержат большое количество ударных в записи и почти не содержат баса.

С небольшим герметичным корпусом бас будет очень «плотным». Низкочастотный динамик будет обрабатывать большое количество энергии, потому что корпус будет ограничивать движение звука на более низких частотах, что может повредить динамик.

Большие закрытые коробки будут воспроизводить более низкие басы и считаются более «мягкими», плавными по частотной характеристике. Они также займут больше места в автомобиле, так как им требуется больше воздуха.

Нижний отклик низких частот в герметичном корпусе будет падать со скоростью 12 дБ / октава. Это плавный постепенный спад, который дает им очень хорошую кривую отклика, и не будет иметь чрезмерных пиков в выходе на определенных частотах.

Какой короб лучше для сабвуфера в седан? Мы считаем, что закрытый ящик идеально подойдет в качестве короба для этого типа машин, так как он может быть небольших размеров, и при этом, выдавать неплохой звук.

Плюсы:

  1. Очень точное воспроизведение басов;
  2. Плотный бас;
  3. Отличная управляемость;
  4. Небольшой;
  5. Легко сделать;
  6. Отличный низкочастотный отклик;
  7. Бас падает со скоростью 12 дБ / октава.

Минусы:

  1. Требуется больший корпус для глубоких басов;

Рекомендуемый объём для сабвуфера закрытый ящик:

  • Сабвуфер 8 дюймов – от 8 до 12 литров;
  • Сабвуфер 10 дюймов – от 13 до 23 литров;
  • Сабвуфер12 дюймов – от 24 до 37 литров;
  • Сабвуфер 15 дюймов – от 38 до 57 литров;
  • Сабвуфер 18 дюймов – от 58 до 80 литров.

Фазоинвертор

Корпус Bass reflex (также называемый фазоинвертором) имеет порт или вентиляционное отверстие, которые увеличивают выходной сигнал на определенных частотах. Этот тип корпуса сложнее построить. Вы должны следовать спецификациям производителя динамиков, чтобы оптимизировать выход и предотвратить повреждение динамика.

Вентиляционное отверстие объединит заднюю сторону выхода НЧ-динамика с фронтальным выходом динамика. Объем воздуха в корпусе, площадь вентиляции и длина имеют решающее значение для правильной настройки и управления мощностью. Если вы не будете следовать рекомендованным спецификациям, очень вероятно плохое звучание низких частот или повреждение низкочастотного динамика.

Фазоинверторы очень популярны, потому что они могут значительно увеличить звук при более низких частотах. Это может быть преимуществом, когда требуются экстремальные выходные уровни или если вы хотите максимизировать выходной сигнал сабвуфера с меньшим усилителем мощности. Как и во всем, есть как хорошие, так и плохие вещи. Для достижения максимальной производительности вам потребуется очень большой корпус с портами.

Это займет больше места в автомобиле. Другим фактором, который следует учитывать при использовании фазоинвертора, является то, что у них больше «групповой задержки». Это очень редко обсуждается, но очень заметно. Большая коробка будет иметь большую групповую задержку из-за размера корпуса и его конструкции. Это будет иметь смягчающий эффект. Удар, который вы почувствуете, не «ударит» так сильно.

У портированных ящиков есть еще один набор проблем. Скорость, с которой низкие частоты снижаются, составляет 24 дБ / октава. Это означает, что они будут ограничивать низкие частоты, которые корпус может воспроизводить в два раза быстрее. Фазоинверторы часто намного больше, чем герметичные коробки.

Одним из ключевых способов управления движением звука ниже является использование дозвукового или инфразвукового фильтра. Все усилители сабвуфера имеют либо дозвуковой фильтр с фиксированной частотой 25 Гц при 24 дБ / октава, либо регулируемый дозвуковой фильтр с частотой от 10 до 80 Гц при 24 дБ / октаву. Регулируемый дозвуковой фильтр необходим для максимальной производительности и защиты динамика. При правильной настройке у вас будет невероятный выход из корпуса с максимальной защитой динамика.

При настройке фазоинвертора вы должны убедиться, что у вас есть нужный объем воздушного пространства, правильная площадь порта и длина порта. Если у порта слишком маленькая площадь, скорость воздушного потока в порту будет выше и может вызвать «шум порта» на высоких выходных уровнях. Это может звучать как «свист» или «пыхтение».

Один из способов увидеть, происходит ли это, держать руку или что-то над отверстием порта во время воспроизведения на большой мощности, чтобы убедиться, что шум прекращается. Этот шум может быть уменьшен и в некоторых случаях устраняется путем округления или развальцовки концов портов, но в очень маленьких портах шум неизбежен. Длина также является важным фактором и напрямую связана с площадью.

Большие порты звучат лучше, но занимают больше воздушного пространства, и общая громкость вашего корпуса увеличивается, увеличивая объем корпуса в целом. Теперь это баланс между размером, звуком и мощностью. Вы хотите, чтобы фазоинвертор играл как можно ниже и громче, но чем громче и ниже вы хотите его воспроизвести, тем больше места ему потребуется.

Правила вентиляции:

Когда вы используете порты, вам нужно запомнить несколько вещей. Первое и самое важное — это площадь и длина, которые очень важны для правильной настройки. Изменение любого из них значительно повлияет на качество звука, производительность и долговечность динамика. Форма вентиляционного отверстия не так критична, как ее общая площадь.

Это может быть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник или любая другая форма, если общая площадь эквивалентна той, которая требуется для этого корпуса. Можно использовать несколько вентиляционных отверстий, если общая площадь равна указанной конструкции. Кроме того, вы должны держать вентиляционные отверстия вдали от других поверхностей.

Например, если у вас круглое вентиляционное отверстие диаметром 4 дюйма, оно не должно быть ближе, чем на 4 дюйма от задней части корпуса, чтобы предотвратить его расстраивание. Просто помните, что вентиляционное отверстие должно позволять воздуху свободно течь без препятствий с обоих концов. Прямое вентиляционное отверстие лучше, чем вентиляционное отверстие, которое необходимо согнуть или сложить для установки в корпус.

Изгиб вентиляционного отверстия также ограничивает поток воздуха и слегка нарушает его настройку. Более длинные вентиляционные отверстия настраивают корпус на более низкие частоты, но требуют большего воздушного пространства в корпусе, чтобы компенсировать их смещение. Небольшие вентиляционные зоны имеют более короткую длину, но увеличивают воздушную скорость и могут иметь «шум порта».

Маленький фазоинвертор не будет воспроизводить звук так низко, ка большой. Это связано с тем, что корпус меньшего размера не имеет достаточного воздушного пространства для настройки на более низкую частоту. Чтобы настроить на низкую частоту, вы должны использовать корпус большего размера с большим и длинным вентиляционным отверстием. В меньшем корпусе очень трудно установить порт из-за ограниченного объема воздушного пространства, с которым вам приходится работать.

Плюсы:

  1. Увеличение громкости;
  2. Эффективность;
  3. Отличная управляемость;

Минусы:

  1. Сложнее построить;
  2. Больше, чем закрытый ящик;
  3. Должен быть настроен на конкретный объем корпуса;
  4. Бас не так «жестко» звучит;
  5. Бас падает 24 дБ / октава;
  6. Может иметь «шум порта», если построен неправильно.

Какой короб нужен для сабвуфера 12 дюймов? Если вы планируете использовать фазоинвертор, то рекомендуемый объем 47-78 литров.

Фазоинвертор или закрытый ящик что лучше?

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • June 2021
    1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30

Надо же с чего-то начать жж. Ну например с этой моей реплики на одном форуме двухгодичной давности.
На оформление «закрытый ящик» часто жалуются по причине «вялой атаки». И приводится причина:»сзади динамика в закрытом ящике воздух, который надо сжимать». Как будто в оформлении Фазоинвертор подвижная система динамика ни на что не нагружена и механически и электрически. Давайте с этим разберемся.
[QUOTE]михаил ураков пишет:
Бумага ,единственный материал который ПРИИГРЫВАЕТСЯ и со временем приобретает эзотерические свойства ,которые выше нашего понимания.
[/QUOTE
]Я никак не сторонник эзотерики в качестве каких-то определяющих свойств, но что бумага приигрывается — по-моему среди производителей динамиков давно не откровение. А вот состав бумаги для диффузоров всегда являлся секретом фирмы и как указывает А.М. Лихницкий в конце 30-х годов технологи «Клянгфильм» хранили рецептурные эталоны в сейфе с крайне ограниченным доступом. Как и некоторые (но не все клея), некоторые (но не все) материалы подвеса и т.д. Ну и конечно бумага единственный достоверный материал для динамиков в СЧ диапазоне. Не могу не согласиться с тем, что у любителей сконов куча веток где они могут друг другу их нахваливать. Одним из интересных, как мне кажется, свойств бумажного диффузора является некий оптимальный брэйкап эффект.Т.е. горе-разработчики гнались за голым поршнем, мастеря многополоски с жуткими фильтрами высоких порядков и в конце концов найдя счастье в мертвых пластиковых и алюминиевых тарелках. Однако раньше вероятно было известно, что ограниченный брэйкап на выходе из поршня при удачном рецепте может дать подобие естественных ревербераций инструментов и зала, где они играли. ВОзможно в этом и был секрет приближения к верности. Одним из вариантов, оптимизирующих этот эффект, кроме пропиток и прочего был о ребро сгиба по краю диффузора, дающее особенно округлый и рельефный звук при правильном исполнении, естественно. Собственно, это в свое время отмечал АМЛ, я только продолжил его мысль.
(отвечая на распространенную в литературе чепуху о том, что якобы наполнитель в колонках как-то влияет на температуру в ящике) товарищ тоже не все берет во внимание. Но его идея разогнать драйвер до нагрева на многие градусы корпуса колонки и измерения при этом fr просто блестящая 🙂 Чтобы всех температурщиков, которые друг у друга чушь переписывают, послать подальше.Тут в свое время был некий Либерзон и тоже мне махал книжками с авторитетными подписями перед носом про температурные процессы. Я ему говорю, ты напиши, мол, уравнение Клайперона-то да, посмотри какой там нагрев! Десятые градуса у самого динамика. В комнате в течении суток больше флуктуации температуры-то случаются. 🙂
Вообще, переходя на механические аналогии, воздух сзади динамика в ЗЯ это пружина, упертая в диффузор. Поглотитель играет роль демпфера — масляного амортизатора. И то и другое важно. Причем представьте, что в одном варианте пружина упирается в стену, а амортизатор также уперт в диффузор (вариант наполнения АС навалом), в другом — пружина уперта с одной стороны в диффузор, с другой в амортизатор (вариант когда стены АС обклеены поглотителем) в обоих случаях дифференциальные уравнения, описывающие систему, будут разными, третий вариант -комбинированный, тоже математика другая. Так что важны и природа поглотителя и его расположение. И конечно сам динамик важен. Ибо Велчур доказал всем, что Акустичесукий Подвес, набитый под завязку плотной стекловатой — прекрасное решение для домашних АС с плотным и глубоким басом.
В одном товарищ очень прав В ФИ оформлении — поглотитель сплошное зло и его должен быть абсолютный минимум, чтобы только стоячие волны убрать если уж не сподобились сделать стенки непараллельными. Он затянивает переходные процессы, что в системе с антирезонансом, где воздух обязан быть насколько можно более добротным, просто губительно. Думаю больше половины бед с гудящими фазиками связаны не только с неверными расчетами и дурацкой практикой использования трубы а не щели, но и именно с тупым демпфированием корпуса по образцу ЗЯ.
Почему щель лучше чем труба?
критерий Рейнольдса Re=VDρ/μ
при одном и том же сечении(эквивалентном диаметру) площадь поверхности ФИ больше, вязкость больше, рейнольдс, который чем меньше, тем ближе течение воздуха в трубе к ламинарному — меньше. Например периметр сечения ФИ при диаметре 10см 31,4см в круглом случае и для щели той же площади 78,5 см2 со сторонами 2,5х31,4см периметр сечения уже 67,5см. Итого в 2 раза больше площадь, вязкость ей прямо пропорциональна, так что имеем при том же сечении ФИ в два раза более ламинарный поток воздуха в ФИ.

Читайте также  Как заменить габаритную лампочку на приоре?

Что поглотит импульс подвижной системы,если ее надо мгновенно двинуть в противоположную сторону (например наружу), а динамик еще смещается скажем, внутрь, когда часть мощности сигнала для обратного движения уйдет на гашение инерции от предыдущего? Ему как и всякому движущемуся телу необходима реакция, дабы он пребывал в счастливом динамическом равновесии. Собсно из-за этого и сыр бор. Как ее организовывать, в самом ли динамике, в оформлении ли или частями и в каком соотношении..
Договоримся не трогать поведение системы вблизи резонанса — иначе это нас заведет совсем далеко.. 🙂
В открытом щите — высокая добротность дина и маленькое смещение создают минимальную инерционную составляющую. При этом воздух в комнате не учавствует в формировании ТС, динамик сам «за все в ответе» но и гасить почти нечего. В ЗЯ (скажем в акустическом подвесе) низкая добротность и fr вкупе с большим ходом превращают дин в что-то типа паруса, так что тут с инерцией все в порядке, такой динамик в открытом щите просто улетит за счет нее в голову счастливого слушателя если с мощой не стесняться, в случае если его не «оформить» вязким, набитым плотным поглотителем в ЗЯ. Т.е. с инерцию гасит не жесткий короткий подвес а полностью ЗЯ с воздухом у поглотителем.
Теперь берем ваш любимый ФИ. Динамик давит вовнутрь. Воздух во-первых сжимается в ящике (который глушить надо крайне аккуратно!), во-вторых в трубе. Возможно суммарное давление меньше, но ведь и добротность динамика выше, и воздух в пустом ящике жестче и добротнее и ФИ играет роль противовеса — гасителя этой самой инерции!
Т.е. переходя на механические аналогии имеет три способа поддержания равновесия сила-реакция в движущемся динамике.
1. Открытый Щит. Диффузор уперт в очень короткую жесткую пружину из конструктива динапика.
2.Закрытый Ящик АП (акустический подвес) диффузор уперт в относительно короткую пружину воздуха в ЗЯ, упертую в большой вязкий амортизатор из поглотителя.
3.Закрытый Ящик БЭ (бесконечный экран) — та же фигня, что и прошлый раз, но пружина в АС мягче (воздуха больше), а в самом дине подвижка жестче и амортизатор из поглотителя меньше
4.ФИ диффузор уперт в жесткую (в идеале) достаточно короткую высокодобротную пружину (из воздуха в АС и своей подвижной системы), на которой через блок висит груз, коим и является идеальный ФИ. Этот груз динамик при движении поднимает вверх-вниз. Чем качественнее передается импульс, тем лучше у таких АС переходная характеристика, поэтому чем больше поглотителя кладут в ФИ тем недостатки свойственные этому исполнению в неграмотной реализации, вырисовывается знаменательнее :). Так что никакой «халявы» для динамика в ФИ не предусмотрено.
Какое основное требование к механической реакции для диффузора? Линейность. Это основное и главное, без чего все остальные достоинства оформления нафиг честному разработчику не нужны (что нужно нечестному можно узнать в темах, не относящихся к винтажу).Итак, что мы имеем?
1. ОЩ. Здесь кроме динамика ее обеспечить некому. Соответственно она обеспечивается в основном малым ходом диффузора и центр. шайбой, часто укрепленной пауком, так ценимым теми, кто в теме. На малых величинах деформации материала работает закон Гука — материал реагирует линейно. Это теоретически очень заманчиво, особенно если учесть отсутствие ящика, с его резонансами, стояка, переотражениями, голосом и т.д. и т.п. Однако есть нюансы. Высокодобротная система подвержена резонансу, причем как все части динамика в отдельности, так и он сам в целом. Соответстно в реальности ниже 60гц будет спад, даже если щит будет весьма большим, так что удасться избежать АКЗ. Однако спад плавный, без дополнительного участия ящика в качестве ФВЧ.
2.ЗЯ
Акустический подвес. Полная противоположность предыдущему. Низкодобротный динамик оказывает минимум реакционного усилия на собственной диффузор механическим способом. Вся ответственность на пружине и вязкому демпферу поглотителя из теплоизоляции. По сути это пружина воздуха погруженная в цилиндр с вязким маслом. Именно это вязкое масло очень сильно линеаризует поведение воздуха в АС. Заодно изрядно убирая переотражения, стоячие волны и прочие прелести ящика. Такое оформление придосточно больших размерах ящика слабо подвержено и резонансу,да и случается он очень низко -ниже 30гц. И теоретически и практически такой ЗЯ, изобретенный Велчуром, дает прекрасный результат по линейности. Вышеприведенный Адвент, AR, KLH и еще бессчетное множество производителей повсеместно использовали его в 60-е, пока Тиль со Смоллом не онаучили ФИ.
Собсно, это решение — лучшее и безоговорочный лидер для малогабаритных АС, снимающий все вопросы. Только так и надо делать, все больше изобретать ничего не надо! Но у маркетинга свои причуды.
3.БЭ Для этого оформления характерны компромиссы и все известные недостатки ЗЯ, излечимые только большим корпусом, даже останавливаться на нем не хочу.
4.ФИ. Имеем динамик, упертый в пружину с грузиком на блоке. Чем меньше будет корпус тем лучше передача имульса от диффузора к ФИ (грузику) и обратно. Это ключевое качество, определяющее адекватный отклик системы. Напомню принцип работы ФИ. Подаем синусоиду со снижающейся частотой на динамик и видим как он колеблется, грузик колеблется вместе с ним, но в противофазе (динамик внутрь – воздух из ФИ наружу) и близи резонансной частоты начинает терять синхронность и вдруг начинает вести себя ненаучно т.е. диффузор идет вперед много дальше, чем требует от него сила Ампера,и вот тут «грузик» — вязкий воздух в щели или трубе тянет линамик назад, гася этот резонансный выброс. Чем менее жесткая между ними связь, тем больше каждый из них будет жить свой жизнью, ни о какой линейности речи уже не идет.
в тоже время
хуже ситуация с переотражениями
выше резонансная частота ящика (ниже которой в ФИ происходит фильтрация ящиком аж 12дб на октаву)
выше компрессия, на которую в сетуют в ЗЯ.
и наоборот больше ящик — ниже частота резонанса, копрессия, но хуже импульс. Так что готовая система с ФИ неизбежно будет являть собой этот компромисс. мало того, как ни крути, но стенки надо демпфировать — это еще больше поглощает импульс диффузор-ФИ. Но если их не демпфировать, переотражения невозможно исказят его!
Это мы считаем еще, что наш ФИ исполнен грамотно. Увы, на практике чаще всего мы имеем не грузик а дуделку-свистелку с массой своих потерь, которые конечно линейности также не добавляют, так что доблестные разработчики в массе выбирают и тут наихудшее из всех возможных решений. В известной степени от недостатков ФИ избавлены АС с пассивным радиатором, но у них ряд своих сложностей, прежде всего — настройка этого самого радиатора.
Таким образом ФИ — неизбежный компромисс, а точнее набор компромиссов. Поэтому я считаю такое оформление изначально убогим и не стоящим серьезного внимания.
Главный источник этих компромиссов — корпус АС с нелинейным, отчасти неизбежно заглушенным воздухом, передающий импульсы к ФИ. Что делать для решения проблемы? Все правильно — выкинуть корпус нахрен и оставить один грузик, прикрепленный к диффузору динамика. Называться такая система будет уже задний рупор и она — куда интереснее и перспективнее.