Как работает автоподзавод в механических часах?

Все о механических часах с автоподзаводом: принцип работы, плюсы и минусы

Большинство современных механических часов оснащено автоматическими механизмами. Они не требуют ничего, кроме регулярного ношения, чтобы поддерживать работоспособность. Расскажем, как работают механические часы с автоподзаводом, в чем их плюсы и минусы, разберем нюансы обслуживания и ухода.

Что такое механические часы с автоподзаводом?

Механизмы часов делятся на две категории – ручные и автоматические. Механические калибры состоят из множества крошечных шестеренок и пружин. Именно поэтому они дороже, чем те, которые работают от батареи. Модели с батарейным питанием могут быть более точными, но энтузиасты и ценители предпочитают автоматические или ручные. Эти уникальные аксессуары олицетворяют сотни лет точности, мастерства и инноваций в часовой индустрии.

Механизмы с автоматическим подзаводом используют естественные движения запястья для питания. Если часы носят каждый день, владельцу не придется заводить их вручную, чтобы они оставались в рабочем состоянии.

Как работает автоподзавод?

  1. В целом заводной механизм напоминает ручной.
  2. К ручным деталям добавляется металлический груз, называемый ротором.
  3. Ротор может свободно вращаться и связан с механизмом.
  4. Ротор вращается при каждом движении запястья, передавая энергию боевой пружине.
  5. Боевая пружина автоматически заводится в результате передачи энергии.

Чтобы купить наручные механические мужские часы с автоподзаводом, достаточно заглянуть в коллекции таких брендов, как Tissot, Seiko, Epos, Swatch. Если покупаете аксессуар в подарок, не забудьте про вотчвиндер – шкатулку с прозрачным окном, демонстрирующую красоту часов.

Почему стоит купить наручные механические мужские часы с автоподзаводом?

Главные плюсы часов на автомате:

  • Ритуал ежедневного подзавода не требуется. Достаточно просто носить их каждый день.
  • Плавное движение. В отличие от кварцевых.
  • Высокая ценность. Для сборки этого типа часов требуется больше навыков.
  • Солидный вид. Признак качественных механических часов заключается в их весе, большинство моделей достаточно крупные и тяжелые.
  • Эстетика. Само по себе мастерство, воплощенное в автоматических часах, — настоящий гений, не говоря уже об инженерии. Это делает их одними из самых эстетичных часов на рынке.
  • Большой запас мощности. В зависимости от марки некоторые модели могут сохранять заряд до 10 дней.

Выбрать наручные механические часы с автоподзаводом вы можете в магазине yourclock.ru.

Недостатки автоподзавода

Основным минусом таких моделей является высокая цена: они дорогие по сравнению с другими типами.

Автоподзавод может быть слишком чувствительным к окружающей среде. Сам механизм, позволяющий заводить его самостоятельно, также может работать ему в ущерб.

Нужно ли заводить механические часы с автоподзаводом вручную?

Если вы носите аксессуар регулярно, проблем с подзаводом практически нет. Большинство современных часовых механизмов также можно заводить вручную. Это особенно удобно, если вы нечасто носите их или часто их перемещаете.

Рекомендуется ли регулярно заводить автоматические часы вручную, также зависит от механизма. Универсального ответа нет. Обычно эту информацию предоставляют производители. В целом, чем меньше вы полагаетесь на ручной завод автоматических часов, тем медленнее изнашиваются компоненты.

Техническое обслуживание и уход

Несколько правил эксплуатации изделий:

  • Регулярное ношение автоматических часов – самый простой способ ухода за ними.
  • Если они остановились из-за отсутствия износа, осторожно встряхните их циферблатом вверх, пока стрелки не начнут снова двигаться. Или наденьте их и несколько раз пошевелите запястьем. Когда стрелки начнут двигаться, вы можете установить дату и время.
  • Всегда держите их сухими и чистыми. Не принимайте душ или ванну с часами. Хотя они могут быть водонепроницаемыми, обычно они не выдерживают высоких температур. Прокладки внутри механизма могут расширяться и сжиматься, что сокращает срок службы часов и снижает их точность.

Обычный износ случается даже с часами, находящимися в самом хорошем состоянии. Чтобы ваши автоматические часы оставались точными и красивыми, им потребуется профессиональное обслуживание каждые 3-5 лет.

Часы с автоподзаводом: как заводить, как работают, как пользоваться

Рассказываем о механических часах с автоподзаводом. Каков принцип действия автоподзавода? Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом? Точность таких часов — отличается ли она от точности часов с ручным заводом?

Что такое автоподзавод?

Чтобы выполнить работу, необходимо затратить энергию. Вот, допустим, вы, дай вам Бог здоровья, крутя ручку ворота, поднимаете из колодца ведро воды. При этом вы расходуете энергию, накопленную в вашем организме благодаря трехразовому питанию, а также дыханию и еще чему-то. А когда ту же работу делает бензиновый или дизельный «движок», он использует энергию сгорающего топлива.

С часами точно так же. Чтобы двигались стрелки и другие индикаторы – это ведь тоже механическая работа, – необходим источник энергии. В электронных (кварцевых) часах – батарейка, заряд которой постепенно уменьшается. В механических – заводная пружина, которую мы снабжаем энергией с помощью заводной головки. Строго говоря, вращая заводную головку, вы переводите в работу часть энергии, накопленной опять же в вашем организме… Но так глубоко мы заглядывать не будем, а то пришлось бы, в конечном счете, вспомнить об изначальном источнике всех энергий – для кого это Солнце, для кого Большой Взрыв, для кого Господь… Ограничимся механическими часами.

Итак, вы завели часы. Они будут идти до тех пор, пока не раскрутится до «нуля» заводная пружина. Конечно, до такого состояния обычно не доводят: если полного натяжения пружины хватает, например, на двое суток, то рекомендуется взводить ее вдвое чаще, т.е. раз в сутки. Да, некоторая морока. И на помощь приходит изобретение, сделанное одним из выдающихся часовых мастеров прошлого – Авраамом-Луи Перреле, коллегой, соратником и, заодно, полным тезкой прославленного Бреге. Это изобретение – автоподзавод.

Механические часы с автоподзаводом отличаются от часов с ручным заводом тем, что не нуждаются в регулярной операции вращения заводной головки. Возможность ручного завода в них предусмотрена, но если вы постоянно, с не слишком большими перерывами, носите автоматические часы на руке, то они и подзаряжаются тоже автоматически. Подзавод происходит в результате движений вашей руки, а значит, первичным источником энергии служит опять же ваш организм.

Как работает автоподзавод в механических часах

Принцип действия автоподзавода в часах гениально прост. Часовой механизм в них дополнен системой, в которой главный элемент – так называемый ротор. Обычно он имеет форму сектора, крепится на оси по центру механизма, а центр тяжести имеет максимально смещенный к периферии. Эту периферийную часть делают как можно более тяжелой, выполняют ее из вольфрама, иногда из золота, всемерно увеличивая момент инерции. При движении руки с такими часами ротор, под воздействием инерционных сил, колеблется на своей оси. Эти колебания, через соответствующую передачу, увеличивают натяжение заводной пружины.

Вот и все, принцип работы несложен. Другое дело, что конструктивно непроста его реализация. До настоящего времени основным типом автоподзавода является представленный Авраамом-Луи Перреле в 1777 году (скоро будем отмечать 250-летие). Швейцарская часовая компания имени изобретателя, Perellet, тоже на плаву, причем, стремясь быть в авангарде всего, что связано с автоподзаводом, в некоторых моделях она применяет сразу два ротора – один сзади (его видно через прозрачную заднюю крышку), другой спереди, над циферблатом.

Читайте также  Как снять фильтр салона на калине?

За упомянутые почти два с половиной века придуман ряд разновидностей системы автоподзавода: двусторонняя, у которой подзавод работает при колебаниях ротора в обе стороны (у Перреле – лишь в одну, обратный ход холостой); система Пеллатона; системы с микроротором; встречаются инерционные линейные грузы, двигающиеся по направляющим. Однако главный принцип работы автоподзавода всё тот же: двигающийся по инерции груз добавляет заводной пружине натяжения.

Заметим, что во времена Перреле наручных часов не было. А карманные приходилось брать в руку и «качать». И еще заметим, что в наше время для автоподзавода есть шкатулки с электромоторчиками: вы ставите свои часы в предназначенные для них гнезда, включаете устройство, оно вращает часы по заданной программе, обеспечивая их подзавод. Вещь, полезная, если у вас несколько часов (не можете же вы носить их все вместе) или если вы долго не надеваете часы на руку. Да и для интерьера такая шкатулка – украшение.

Точность хода

Иногда возникает вопрос: какие из механических часов ходят точнее, с автоподзаводом или без. Ну, в общем-то, разница очень невелика. Но все-таки при некоторых условиях она есть. Дело в том, что при совсем малом натяжении заводной пружины часы начинают отставать. Это и понятно: ведь в предельном случае, когда пружина ослабла до нуля, часы останавливаются совсем. То есть отстают на 24 часа за сутки… Правда, изобретены так называемые устройства постоянной силы, которые обеспечивают равномерный ход часов вплоть до полной остановки, но они применяются лишь в некоторых элитных и, соответственно, дорогих моделях.

Именно по причине замедления хода при существенном ослаблении пружины и рекомендуется заводить часы на половине заявленного запаса хода. Если измерить погрешность хода часов равного класса с ручным заводом и с автоподзаводом при диапазоне запаса хода от полного до половинного, то разницу обнаружить не удастся. А вот при остатке меньше половины она станет проявляться, и чем дальше, тем больше. И здесь у автоматических часов есть преимущество: они, при регулярном пребывании на запястье, гораздо реже теряют более половины запаса хода, ибо подзаводятся практически постоянно.

Как правильно заводить механические часы с автоподзаводом

Во-первых, можно ли заводить часы с автоподзаводом вручную? Ответ: конечно, можно! Представьте себе: вы неделю-другую подержали свои автоматические часы на тумбочке. Естественно, они остановились. Ой, как долго придется вам трясти часы в надежде завести их ротором… Да и вряд ли вообще удастся сделать это эффективно. Поэтому крутить заводную головку часов с автоподзаводом, если они стоят, можно и нужно.

Вопрос – как это делать? Ответ: ровно так же, как вы заводили бы часы без автоподзавода. Вращайте заводную головку «от себя», т.е. по часовой стрелке (если смотреть на головку со стороны ее торца). Внимательно слушайте: если уловите приглушенные щелчки – хватит, пружина заведена полностью. Как правило, для этого достаточно 15–20 оборотов.

Как пользоваться с часами с автоподзаводом

Да точно так же, как часами без автоподзавода! Главное – бережно. И полезно не забывать о ТО – техническом обслуживании. Все механические часы – сложная и нежная конструкция, периодически нуждающаяся в таких действиях, как чистка, регулировка, замена смазки. Про часы с автоподзаводом можно сказать, что они, при прочих равных, требуют подобного ухода даже в большей мере, чем часы с ручным заводом, ибо модели-автоматы сложнее – ровно на ту самую систему автоподзавода.

Спешат или отстают: что делать?

Велико искушение отрегулировать часы самостоятельно. Но категорический совет: несите в ремонт! В мастерских работают специалисты, располагающие знаниями, опытом и необходимыми инструментами, которых у вас, скорее всего, нет. О наиболее вероятной причине снижения точности хода мы уже сказали: пора на ТО! В механизме много трущихся деталей, соответственно они нуждаются в смазке. Масло со временем загустевает, да и попадание пыли, грязи не исключено. Все это приводит к притормаживанию баланса, а в сильно запущенных случаях – к полной остановке или поломке. Если у вас есть автомобиль, вы же периодически приезжаете на сервис? Вот и с часами так же. Независимо от того, попроще они или посложнее, с ручным заводом или с автоподзаводом.

Как работает автоподзавод в часах?

Механические часы признаются лучшими, несмотря на то, что их требуется заводить. Это означает, что часы работают не на силе электричества (батареи), а от механического воздействия. В данном случае – пружины. Она раскручивается от силы завода и обеспечивает работу часов. Автоподзаводом часов называют специальный механизм, который раскручивает и сжимает эту пружину самостоятельно, без воздействия человеческой силы. Что такое автоподзавод в механических часах может представить каждый человек, хоть раз видевший ручные часы или механический будильник. Он выглядит как колесико или ключик, который нужно покрутить, чтобы часы стали ходить. Часто путают определения механические часы и автоматические. Они различаются способом завода.

Автоматическими часами называют те же механические, которые имеют функцию подзавода. Это одно и то же. Но благодаря своему устройству, часы с автоподзаводом не нуждаются в регулярном заводе, если человек их носит постоянно. Если механика с автоподзаводом используется редко, их нужно заводить вручную.

Как заводить часы с автоподзаводом?

Следует учесть, что некоторые модели часов лишены функции принудительного автоподзавода. Поэтому при их покупке нужно выяснить у продавца, можно ли завести часы вручную. Чтобы правильно завести механические часы с подзаводом, внимательно ознакомьтесь с инструкцией.

Обычно самозаводящиеся часы не нуждаются в заводе, так как это происходит автоматически при их ношении

Однако если механизм используется нерегулярно, они останавливаются, и возникает закономерный вопрос, нужно ли заводить часы с автоподзаводом вручную.

Да, чтобы обеспечить полноценную работу хронометра, потребуется сделать это самостоятельно. Для этого у приспособления откручивается особая головка, защищающая механизм от попадания влаги. Затем ее нужно вращать по часовой стрелке до упора. Иногда это дается с трудом. Это нормальное явление. После того как головка больше не вращается, ее прикручивают на прежнее место.

Автоподзавод в часах: как правильно заводить?

Чтобы часы не требовали завода, их нужно носить не менее 12 часов в сутки. Тогда завод будет происходить автоматически, и ручной способ не понадобится. Автоподзавод в часах работает правильно, если часы не останавливаются и не замедляют свой ход. Если часы с автоподзаводом останавливаются ночью, значит, они были на руке недостаточное количество времени Ручного способа автозавода хватает на 3-4 суток. В неделю их будет нужно заводить не менее 2 раз.

Как выбрать часы с автоподзаводом?

Сегодня предлагается огромный ассортимент механических часов с автоподзаводом. Их разнообразный внешний вид позволит сделать выбор по индивидуальному вкусу. Прежде чем покупать часы, следует определиться, для чего они приобретаются: для повседневной носки или в качестве дополнительного аксессуара под наряд.

Читайте также  Бош или варта что лучше ниссан?

В первом случае часы должны отличаться удобством. Слишком громоздкий механизм окажется неудобным, рука будет уставать. Хороший вариант – часы с противоударными и водонепроницаемыми свойствами. Они не повредятся при работе. Часы с автоподзаводом не подойдут людям, которые постоянно вынуждены совершать энергичные движения руками (спортсменам). Механизм должен иметь крупные цифры и хорошо различаемые стрелки. Тогда узнать время не составит труда.

Мужские часы скелетон на кожаном ремне, OKAMI (цена по ссылке)

Если часы покупаются для наряда, нужно учитывать дизайн механизма: цвет его циферблата, ремешок. Часы могут иметь дополнительные функции. Например, есть часы с календарем, часы, определяющие фазы луны, с подсветкой и так далее. Кроме того, корпус может изготавливаться из разного материала, от этого зависит цена и качество механизма.

Часы женские, SL (цена по ссылке)

Если часы покупаются в подарок или не предполагают, что их носить будут сразу же, не стоит их заводить. Можно приобрести особую шкатулку для таких часиков. Ее устройство позволяет сохранять часы в заведенном состоянии, в то время, когда они не носятся. Часы достаточно поместить в нее, и они будут идти, не останавливаясь.

Приобретайте часы известных производителей. Хорошие хронометры стоят не копейки.

На вопрос, какие часы лучше: с ручным заводом или автоматическим, каждый человек должен ответить самостоятельно. Но, если вы не любитель наручных часов, они нужны вам редко, остановите свой выбор на простых механических приспособлениях с ручным заводом.

Стоимость часов с автоподзаводом выше, и ремонт их обходится дороже. Эти детали также следует учитывать при планировании покупки. Однако при должном обращении они служат долго и точно

Часы выполняют не только свою прямую роль, они могут указать на положение в обществе, которое занимает их владелец. По часам судят о состоятельности и успешности человека. Становятся важным аксессуаром в наряде, завершающим образ. Поэтому к выбору часов следует подойти основательно.

Часовой словарь: автоподзавод

В новой рубрике «Часовой словарь» сертифицированный FHH эксперт Юрий Хнычкин объясняет значение важнейших часовых терминов.

Текст: Юрий Хнычкин, сертифицированный FHH часовой эксперт и редакционный директор watchalfavit.ru

В описаниях часов вам наверняка встречались пояснения «автоподзавод» или «ручной завод». Это одна из важнейших характеристик часового механизма, уточняющая каким образом его заводная пружина получает необходимую энергию. Если в часах с ручным заводом эту работу берет на себя человек, вращая заводную коронку, то в часах с автоподзаводом ее выполняет инерционный груз, колеблющийся в такт движениям запястья с часами.

Первым применить груз для завода пружины догадался в 1777 году современник Бреге, также носивший имя Абрахам-Луи – Перреле (Бреге использовал изобретение тезки в часах perpétuelle, то есть «вечных»). Однако во времена Бреге «автоматы» не получили распространения по естественной причине: карманные часы преимущественно пребывали в статичном положении и преспокойно обходились для завода ключом или заводной коронкой, изобретенной в 1844 году Жан-Адрианом Филиппом, который увековечил свое имя в названии марки Patek Philippe.

Звездный час автоподзавода наступил в XX веке, с вхождением в оборот наручных часов. На новом историческом витке решающее слово сказала марка Rolex, которая в 1931 году разработала систему Perpetual, где в качестве заводящего пружину инерционного груза используется полукруглый ротор, свободно вращающийся вокруг центральной оси. С тех пор на циферблатах часов, снабженных системой автоподзавода, появились слова Automatic или Self-winding, а Rolex продолжает использовать термин Perpetual.

Наличие автоподзавода можно определить и перевернув часы обратной стороной. Если задняя крышка имеет прозрачное окно, то первым делом вы увидите за ним ротор, закрепленный на центральном подшипнике. В некоторых случаях при вращении он производит тихий приятный звук, который нравится многим владельцам. Производители любят украшать роторы гравировкой или придавать им ажурную форму. Чтобы обеспечить повышенный крутящий момент, передающийся на пружину, ротор в часовых механизмах высокого класса выполняют из драгоценных металлов с высоким удельным весом – золота или платины.

Для особенных поклонников механики, желающих насладиться зрелищем часового механизма целиком, придуманы альтернативы массивному центральному ротору. Например, мануфактура Patek Philippe часто использует в своих автоматических калибрах золотые микророторы. Они не только не перекрывают обзор, но и способствуют уменьшению общей толщины механизма, поскольку помещаются на часовой плати́не (основе механизма) на одном уровне с другими деталями.

Другой вариант практикует марка Breguet. Периферический ротор в форме золотой дуги вращается по окружности механизма, также не мешая любоваться богато отделанным калибром.

Современные механизмы с автоподзаводом легко обеспечивают трехсуточный и более запас хода. Это не значит, что автоматические часы могут вовсе обойтись без заводной коронки: если они длительное время пробудут в покое (не на запястье), то они, конечно, остановятся. Для запуска механизма обычно достаточно просто покачать часы в руке, давая возможность ротору провернуться, но для полной уверенности мы рекомендуем несколько раз прокрутить заводную коронку по часовой стрелке, то есть от себя. Делать это можно без опаски, так как перезавести механизм не даст специальный ограничитель, но и без излишнего рвения: вы придаете пружине первоначальный импульс, а дальнейшую работу сделает ротор, когда часы займут свое место на запястье.

Если вы не доверяете своим навыкам ручного подзавода или же автоматических часов в вашей коллекции много, то имеет смысл обзавестись вотчвайндером – специальной шкатулкой-«заводилкой». Вращающиеся ячейки с электрическим приводом крутят помещенные в них часы, заставляя ротор автоподзавода вращаться. Итальянская компания Scatola del Tempo выпускает широкий ассортимент отделанных ценными породами дерева и кожей вотчвайндеров, рассчитанных на различное количество часов – от одних до девяти.

Часы с автоподзаводом – преимущества и недостатки

Классические наручные часы представляют собой механические модели, где в качестве основного источника энергии выступает пружина, обеспечивающая движение деталей. Несмотря на то, что многие производители сейчас активно предлагают электронные варианты, механические часы остаются актуальным и востребованным аксессуаром.

Историческая заметка

Первоначально все часы были с ручным заводом, пружина внутри раскручивалась за счёт заводной головки. Появлению часов с автоподзаводом мы обязаны талантливому часовому мастеру Абрахаму-Луи Перреле, который был родом из Швейцарии.

В 1770-х годах он разработал систему, которая с момента получения начального энергетического импульса могла работать продолжительное время. Его разработка сохранилась и в наши дни в первозданном виде.

Автоподзавод часов — принцип работы

Механические часы с автоподзаводом имеют специальный элемент-сектор, закреплённый на центральной оси.

Он способен пересиливать сопротивление пружины и подзаводить механизм из-за особой конструкции: сектор изготавливается из лёгкой и тонкой верхней части и тяжёлого полукольца из вольфрамового сплава, что обеспечивает превосходящую инерцию. Элемент имеет смещённый к внешнему краю центр тяжести (ротор), благодаря которому сектор даже при малейшем движении руки поворачивается вокруг собственной оси и дозаводит пружину через систему зубчатых колёс.

Часы с автоподзаводом имеют запас хода — время, за которое часовой механизм может функционировать без завода пружины.

Читайте также  Преимущества механической коробки передач перед автоматической

Orient RA-AC0E03S10 — японские мужские механические часы с запасом хода до 40 часов

Современные модели отличаются резервом хода от 38 до 80 часов.

Особенности и достоинства

Большинство брендов пополняют свои коллекции аксессуарами с автоматической системой завода: это часы Ориент с автоподзаводом, Tissot, Certina, Emporio Armani, Rado.

Certina C029.407.11.051.00 (C0294071105100) — мужские швейцарские механические часы с сапфировым стеклом

Модели имеют неоспоримые плюсы:

  1. при активном ежедневном ношении аксессуар превращается в «вечный двигатель» без каких-либо источников питания;
  2. большая степень точности за счёт непрерывного воздействия ротора;
  3. заводная головка практически не используется, это означает, что риск попадания внутрь грязи или влаги минимален;
  4. при наличии окошка даты текущее число актуально каждый день, в моделях с ручным заводом настраивать календарь довольно трудоёмко;
  5. Презентабельность и эстетическая красота — владельцы часов с прозрачной задней крышкой могут понаблюдать за работой ротора.

Rado Coupole Classic Automatic COSC R22881165 — швейцарские механические керамические часы с сертификатом хронометра COSC

Недостатки

Среди минусов выделяют:

  1. чувствительность к ударам и повреждениям — нужно быть максимально аккуратным или обратить внимание на часы с противоударным корпусом;
  2. высокая цена изделий за счёт использования дорогостоящих материалов;
  3. тяжесть ротора влияет на размер и вес корпуса, поэтому часы с автоподзаводом сделаны преимущественно для мужчин.