Одобрение типа ТС что это значит?

Сообщества › Национальный Автомобильный Союз › Блог › ОТТС: что это, зачем он, как жить без него

Согласно ТР ТС 018/2011:
«одобрение типа» — форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);
«одобрение типа транспортного средства» — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;

Словарь-справочник «Техническое регулирование в автомобилестроении» под редакцией Н.В.Гусакова, Б.В. Кисуленко определяет ОТТС как документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия транспортных средств, отнесенных к одному типу.

Если проще, то одобрение типа транспортного средства – документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям ТР ТС 018/2011 (на данный момент времени, а ранее на соответствие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», еще ранее требованиям системы ГОСТ Р).

Если говорить еще проще, то это как метрика из роддома на младенца, где указан его вес, рост, пол, ФИО, дата и место рождения и т.д. (т.е. технические характеристики ТС, марка, модель и т.д.). Так на основании данных из роддома человек получает в дальнейшем свидетельство о рождении, так и транспортное средство на основании ОТТС получает ПТС (на бумаге до 01.07.2017).

Если углубиться немного в историю, то мы увидим Система сертификации механических ТС и прицепов была утверждена Госстандартом России еще в далеком 1993 году, в 1995 году были внесены изменения, а работать начала с 1996 года.

В принципе ОТТС конечному собственнику ТС особо и не нужен, однако всегда есть какое-то НО, без которого в России не бывает. Многие автовладельцы сталкиваются с такой ситуацией как ошибка в ПТС, либо какие-то данные просто не указаны (например до 2006 года строки экологический класс в ПТС просто не было, потому что не было регламента о выбросах). Казалось бы что тут такого, однако при покупке такого автомобиля новым собственником, ему вполне могут отказать в регистрации на основании того, что не все графы заполнены, а где их брать то эти самые данные. Вот и требуют с конечного пользователя ОТТС, хотя во многих случаях это просто невозможно. ОТТС не может быть у автомобилей до 1996 года (чаще даже до 2000 года, именно с этого времени система более/менее нормально заработала), у автомобилей ввезенных из-за границы как единичные ТС и для личного использования, у автомобилей выпущенных для министерства обороны и у автомобилей ввезенных неофициально «серыми» дилерами. Кстати ситуация с неполным заполнением возникла из-за того что ПТС выдают два госоргана (ГИБДД и ФТС), а поскольку у ФТС это не основная функция, то данные заполнялись по принципу «пишу что нашел».

Если на руках есть ПТС, то ОТТС собственнику не нужен, потому как автомобиль уже выпущен в обращение. И выдать его никто не сможет, поэтому требования получить ОТТС на автомобиль (например если вам ПТС по какой-либо причине аннулировали, или в ПТС не хватает данных, или не указан номер ОТТС) незаконны и абсурдны, т.к. суть сертификации оценка новых ТС. Это все равно, что требовать с человека при получении паспорта метрику из роддома.

Конечно если у вас в ПТС не указаны какие-то данные (например экологический класс) или есть ошибка (например неправильно указано разрешенная максимальная масса), то ОТТС (конечно если он указан в ПТС) большое подспорье. Из него легче узнать недостающие данные.

Кстати база ОТТС есть здесь www.gost.ru.

А что делать тем у кого нет данных об ОТТС в ПТС (да и ОТТС на его транспортное средство нет в природе), а данные нужны?

Есть такой документ, называется Положение о ПТС и ПШТС (правда действовать ему осталось совсем немного, до 1 июля 2017 года), так там подробно расписано и про выдачу и про внесение данных в ПТС при их отсутствии.
Там есть такие пункты:
33. В строке «10. Мощность двигателя, л.с. (кВт)» указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах).
34. В строке «11. Рабочий объем двигателя, куб. см» указывается рабочий объем цилиндров двигателя.
35. В строке «12. Тип двигателя» указывается тип двигателя в зависимости от применяемого топлива.
36. В строке «13. Экологический класс» прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.
(в ред. Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N 1227, ФТС России N 1744 от 30.08.2012)
При отсутствии в паспорте данной строки сведения об экологическом классе транспортного средства в раздел «Особые отметки» вносится запись: «Экологический класс (указывается номер экологического класса)».
37. В строке «14. Разрешенная максимальная масса, кг» указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой.
38. В строке «15. Масса без нагрузки, кг» указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки.
39. Сведения, предусмотренные в пунктах 33 — 38 настоящего Положения, заполняются на основании ОТТС, Свидетельства, а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов.
(в ред. Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N 1227, ФТС России N 1744 от 30.08.2012)

Любой внимательно прочитав п.39 увидит, что кроме ОТТС можно использовать Свидетельство (имеется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) или любой официально изданный справочник, а под иными документами стоит понимать документ (справка о технических характеристиках) выданный испытательной лабораторией или организацией-изготовителем ТС (представителем) или любой другой официальной организацией имеющей необходимые базы данных и несущей ответственность за их предоставление.

Еще есть проблема с внесенными изменениями в конструкцию ТС и конструкцией эксклюзивных автомобилей (мелкосерийных, скомпонованных под конкретного пользователя). В общем виде купил себе автовладелец красивый автомобиль (с нестандартным обвесом заводского изготовления, или редкость типа DeLorean DMC-12, или реально переоборудованный предыдущем владельцем), едет такой красивый и тут бац, останавливают его и … начинают подозревать собственника в том, что он внес изменения в конструкцию ТС и не зарегистрировал это. Составляют протокол и проводят административное расследование с запросами на завод-изготовитель или держателю ОТТС. Однако не во всех случаях завод «жив» и может ответить (например, автобусов марки Икарус у нас в стране бегает предостаточно, а завод благополучно «скончался»), а ОТТС на них и не выдавался, соответственно и информацию взять негде. Получается в лучшем случае, что может найти собственник, это справочные данные в руководстве по эксплуатации (которое при желании можно сделать и самому)).
В подобных случаях доказательной базы просто нет, а отсюда вывод доказать, что вы переоборудовали ТС невозможно (за исключением случая откровенного «колхоза»).

Одобрение типа транспортного средства – кому это нужно?

Поговорим о том, что представляет собой одобрение типа транспортного средства, сопровождаемое выдачей соответствующего сертификата, и о том, как получить такой документ.

Что такое ОТТС – одобрение типа транспортного средства

В Российскую Федерацию и в страны, являющиеся частью Таможенного Союза, нельзя ввозить грузовые и легковые ТС, прицепы, автобусы, мототехнику, которые не получили в официальном порядке сертификат ОТТС. Это относится и к специализированным видам технических средств, которые созданы на базе автошасси.

Сертификат одобрения типа транспортного средства – это документ, подтверждающий соответствие ввозимой техники экологическим стандартам и требованиям безопасности, принятым в России. По сути, он удостоверяет качество ТС и дает исчерпывающее описание технических параметров автомобильной техники, что позволяет эксплуатировать ее на дорогах нашей страны.

Категории и тип транспортного средства, на который нужно оформлять сертификат:

  • категория О – прицепы любых видов, полуприцепы;
  • категория М – троллейбусы, автобусы и легковые авто;
  • категория L – мотоциклы, квадроциклы, трициклы, мопеды;
  • категория N – специальные виды техники и грузовой транспорт.
Читайте также  Как крепить детскую люльку в автомобиле?

Документы для ОТТС

Чтобы получить сертификат, следует предоставить:

  • заявление;
  • техописание общего характера ТС, декларацию о соответствии, список маркированных элементов автомобиля (шины, ремни, световая техника, зеркала, сигнализация на авто), чертежи;
  • технические условия и руководство по использованию машины;
  • протоколы проведенных испытаний, а также описания технического плана по указанным характеристикам (они приведены в дополнительном и основном перечне ОТТС);
  • справку, подтверждающую то, что производителю автомобиля или специальной техники присвоен код WMI международного образца;
  • информацию об условиях изготовления ТС либо СМК-сертификат.

Если планируется получение сертификата на авто, которые производятся из сборочных комплектов, дополнительно предоставляются документы:

  • об отсутствии каких-либо модификаций (конструктивных) от сертифицированных до этого комплектов (такое письмо выдается на сборочном производстве);
  • о подтверждении того, что сборочный цех получил всю необходимую техническую, технологическую и конструкторскую документацию;
  • о происхождении элементов, которые завозятся на сборочное производство.

Другие типы транспортных средств (ГИБДД дает полный их перечень, но обычно речь идет о специальной технике, выпускаемой на шасси либо на базе иных ТС) получают ОТТС при наличии сертификата на базовую автотехнику.

Особенности сертификации

Одобрение выдается на:

  • изменения, которые вносятся в уже имеющееся ТС, получившее сертификат ранее;
  • выпуск ТС серийными партиями;
  • распространение имеющегося сертификата;
  • автомобили и спецтехнику, которые ввозятся (изготавливаются) небольшими партиями;
  • продление времени действия ранее сертифицированного транспортного средства;
  • автотехнику из сборочных комплектов.

Так как сертификат нужно получать юридическим лицам при ввозе нескольких единиц авто из-за границы, логичнее растамаживать их на физическое лицо. В этом случае финансовые затраты существенно меньшие, чем при оформлении ОТТС. Сэкономить деньги можно и тогда, когда одобрение выдается на транспортное средство с ранее сертифицированным шасси. Нужно будет подготовить разрешение на применение такого сертификата, обратившись за официальным письмом к производителю.

Добавим, что данные о выданном сертификате одобрения отправляются в Единый реестр, что позволяет по окончании процедуры сертификации получить Паспорт на ТС.

Определение типа ТС для целей применения ставки по транспортному налогу

Описание ситуации:

Организация приобрела автомобиль ГАЗ-2705. В паспорте транспортного средства указано: марка, модель ТС – ГАЗ 2705, наименование (тип ТС) – грузовой фургон цельнометаллический (7 мест), категория автомобиля – «В», мощность двигателя – 106,8 л.с., разрешенная максимальная масса – 3 500 кг. Автомобиль поставлен на учет, в отношении него уплачивается транспортный налог с применением ставки 14 руб. как «Автомобили легковые, мощностью двигателя свыше 100 л.с.». Автомобиль организация использует для перевозки сотрудников, работающих посменно, грузы на автомобиле не перевозятся, так как отведенного места для перевозки грузов в достаточном количестве нет.

Налоговая инспекция считает, что налог уплачивается неверно, и относит данный автомобиль к грузовым, предлагая пересчитать налог по ставке 68 руб., мотивируя это тем, что в ПТС указано, что автомобиль является грузовым фургоном.

Вопрос:

Правомерно ли требование налоговой инспекции о начислении транспортного налога в отношении автомобиля ГАЗ-2705 по ставке, предусмотренной для грузовых автомобилей?

Ответ:

В соответствии с положениями п. 1 ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортных средств. В то же время ст. 361 НК РФ минимальные ставки транспортного налога установлены применительно к типу транспортного средства (в том числе на легковые и грузовые автомобили) и мощности его двигателя.

Положениями НК РФ не установлены определения грузового автомобиля или легкового автомобиля.

По мнению налоговых органов, отраженному в п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

– Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359;

– Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII (далее – Конвенция).

Однако, необходимо отметить, что в тексте Конвенции и в приложениях к ней нет определения понятий «легковой автомобиль», «грузовой автомобиль».

Что касается ОКОФ, то данный документ также не содержит критериев, по которым можно было бы разграничить легковой и грузовой автомобили, поскольку для легковых автомобилей в Классификаторе в качестве определяющего критерия приведены рабочий объем двигателя и функциональное назначение, а для грузовых автомобилей – грузоподъемность и функциональное назначение. Руководствуясь ОКОФ, рассматриваемый автомобиль можно в равной степени отнести и к грузовым, и к легковым автомобилям.

Так, в Письме от 22.11.2005 № 03-06-04-02/15 Минфин РФ отметил, что ОКОФ не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ.

Аналогичным образом Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.07.2007 г. № 2965/07 пришел к выводу о том, что ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога.

По мнению Минфина РФ, изложенному в Письмах от 10.12.2013 № 03-05-06-04/5411113.08.2012 № 03-05-06-04/137, от 28.06.2012 № 03-05-06-04/111, от 21.10.2010 № 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 № 03-05-05-04/05, от 17.01.2008 № 03-05-04-01/1, вид (категория) автомототранспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом должен определяться на основании типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства (далее – ПТС) (Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005, далее – Положение).

В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке ПТС «2. Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» – легковой автомобиль, «2» – автобус, «3» – грузовой (бортовой), «7» – фургон, «9» – специальный транспорт. Пунктами 27-28 Положения установлено, что в строке ПТС «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т.д.), а в строке «4. Категория ТС» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII (далее – Конвенция о дорожном движении). Причем необходимо обращаться одновременно ко всем указанным строкам паспорта, поскольку в ряде случаев их обособленное применение не позволяет установить вид (категорию) автомототранспортного средства.

Вместе с тем, согласно представленному ПТС вторая цифра цифрового обозначения модели анализируемого транспортного средства – 7 – означает принадлежность к фургонам, что не дает сделать однозначный вывод о принадлежности транспортного средства к грузовым, либо легковым автомобилям.

Согласно Приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в ПТС категории «В» также не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.

Таким образом, правильность применения к транспортным средствам соответствующих ставок транспортного налога находится в непосредственной зависимости от указанного в выданном на них ПТС наименования (типа) этих транспортных средств.

При этом налоговые инспекции не наделены правом самостоятельно определять тип или категорию транспортного средства. Ставка налога должна определяться исключительно по данным о типе и категории автомобиля, представленным подразделением ГИБДД.

Читайте также  Как ухаживать за кожаным рулем автомобиля?

Если сведения о категории (типе) автомототранспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, этот вопрос должен решаться в пользу организации (п. 7 ст. 3 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 28.10.2013 № 03-05-06-04/45552).

В соответствии с существующей судебной практикой, возможность использования транспортных средств в определенных целях (например, для перевозки пассажиров) как доказательство их принадлежности к легковому автотранспорту не имеет правового значения, поскольку при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объекта обложения транспортным налогом в силу ст. 358 НК РФ не учитываются цели, для которых они могут использоваться (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.05.2009 № Ф04-2807/2009(61116111-А03-15) по делу № А03-11511/2008, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.02.2015 № Ф09-9487/14 по делу № А60-12344/2014).

Необходимо отметить, что Минфин РФ в своем Письме от 21.10.2010 № 03-05-06-04/251 указывает, что в соответствии с Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.10.2009 № ВАС-11908/09 транспортное средство ГАЗ 2705 относится к категории грузовых автомобилей. К данному выводу также пришел и ФАС Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 18.05.2009 № Ф04-2807/2009(61116111-А03-15) по делу № А03-11511/2008.

В рассматриваемом случае тип (название) спорного транспортного средства четко определен в выданном на него ПТС как грузовой фургон.

Таким образом, по нашему мнению, категория и тип спорного транспортного средства в совокупности характеризуют его как грузовой автомобиль.

В связи с этим, при налогообложении транспортным налогом в отношении указанного транспортного средства следует применять размер ставки транспортного налога, установленный для грузового автомобиля.

Письмо ФТС России от 18.08.2011 № 01-11/39997 «О применении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и выдаче паспортов транспортных средств»

Документ полезен? m n

Письмо ФТС России от 18 августа 2011 г. N 01-11/39997
«О применении технического регламента
о безопасности колесных транспортных средств и выдаче
паспортов транспортных средств»

(в ред. письма ФТС РФ от 10.11.2011 N 01-11/54347)

В связи с обращениями таможенных органов ФТС России сообщает следующее.

Транспортные средства относятся к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 (далее — Технический регламент).

Согласно положениям Технического регламента на единичное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, перед выпуском в обращение на территории Российской Федерации должно быть оформлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. На транспортное средство, не являющееся единичным транспортным средством, оформляется одобрение типа транспортного средства (далее — ОТТС).

На основании пункта 6 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 319 «О техническом регулировании в Таможенном союзе» (далее — Решение КТС) таможенные органы Российской Федерации с 1 июля 2010 г. при осуществлении таможенного контроля продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции и национальные перечни Российской Федерации и подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, руководствуются Положением о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза (далее — Положение о порядке ввоза), утвержденным Решением КТС.

Транспортные средства включены в список товаров (продукции), подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств при помещении под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения в соответствии с их назначением на территории Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 170 .

Пунктом 2 Положения о порядке ввоза установлено, что подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, приведенных в названном пункте , и подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документов о соответствии).

Представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах не производится в отношении товаров, указанных в пункте 4 Положения о порядке ввоза.

Согласно пункту 4 Положения о порядке ввоза представление таможенным органам документов о соответствии и (или) сведений о таких документах не производится в отношении товаров, бывших в употреблении (эксплуатации), независимо от таможенных процедур, а также ввозимых в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей в качестве сувениров или рекламных материалов).

В соответствии со статьей 50 Таможенного кодекса Таможенного союза единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТН ВЭД ТС) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 1 дополнительных примечаний к группе 87 ТН ВЭД ТС бывшими в эксплуатации являются транспортные средства, если с момента их выпуска прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства.

Кроме того, ФТС России обращает внимание, что в соответствии со статьей 352 Таможенного кодекса Таможенного союза к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, меры технического регулирования не применяются и при их таможенном декларировании представление документов о соответствии не требуется.

Таким образом, при таможенном декларировании бывших в употреблении (эксплуатации) транспортных средств либо транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, представление таможенным органам Российской Федерации документов о соответствии и (или) сведений о таких документах (ОТТС, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) не требуется.

Вместе с тем, при таможенном декларировании новых единичных транспортных средств, ввозимых юридическими лицами, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 4 Положения о порядке ввоза, требуется представление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств (ПТС) является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N 6842) (далее — Положение).

В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Положения в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, ПТС выдаются таможенными органами при наличии на транспортные средства ОТТС.

В соответствии с положениями Технического регламента ОТТС выдается на новые транспортные средства, ввозимые юридическими лицами.

Выдача ПТС на бывшие в употреблении (эксплуатации) транспортные средства либо на транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, производится таможенными органами без наличия документов о соответствии и (или) сведений о таких документах (ОТТС, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства).

В соответствии с пунктом 70 Положения заполнение строки «Экологический класс» ПТС осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия и ОТТС, которые размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы (далее — базы данных сертификатов соответствия и ОТТС).

Письмо Минпромторга России от 11.10.2010 N ДМ-11104/20 , ранее направленное в таможенные органы письмом ФТС России от 27.10.2010 N 01-11/52263 , носит информационный характер и не может препятствовать применению норм Положения .

Порядок использования сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, разъяснен письмом ФТС России от 23.04.2007 N 01-06/15085 , которое согласовано с Ростехрегулированием.

Обращаем внимание, что таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС. При этом письмом ФТС России от 09.02.2010 N 01-11/5860 , согласованным с Ростехрегулированием, разъяснено, что сведения, распечатанные с официального сайта Ростехрегулирования или ФТС России, проверенные (сверены со сведениями, содержащимися в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС), заверенные подписью и личной номерной печатью уполномоченного должностного лица таможенного органа, являются основанием (документальным подтверждением) для признания таких транспортных средств соответствующими требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609 (далее — Технический регламент по экологии).

Читайте также  Как поменять лампу ближнего света на приоре?

Только при невозможности определения экологического класса транспортного средства на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, а также в тех случаях, когда правильность указания экологического класса оспаривается собственником транспортного средства или лицом по поручению собственника транспортного средства, определение экологического класса транспортного средства осуществляется таможенными органами на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

В качестве информации направляем Инструкцию по классификации единичных транспортных средств по экологическим классам 4 или 5 с целью оформления сертификатов соответствия требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее — Инструкция), которая была одобрена межведомственной рабочей группой, состоящей из представителей Минпромторга России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФТС России, Росстандарта, ФГУП «НАМИ» и ФГУП «ВНИИНМАШ». Инструкция предназначена для органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, для учета в работе при оформлении сертификатов соответствия требованиям Технического регламента по экологии.

В соответствии с нормами Положения , а также принимая во внимание Инструкцию , заполнение строки «Экологический класс» ПТС при выдаче ПТС на единичные транспортные средства:

а) год выпуска которых ранее 2000 г., осуществляется на основании представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке.

Если информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России либо сертификат соответствия не содержит ссылок на протокол испытаний, то для принятия обоснованного решения о соответствии транспортного средства требованиям технического регламента предлагаем направлять письма в Ростехрегулирование для подтверждения сведений в таких сертификатах соответствия. В случае отсутствия ответа из Ростехрегулирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», заполнение строки «Экологический класс» ПТС при выдаче ПТС осуществляется на основании информации из представленных в таможенный орган сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке, не позднее дня окончания срока рассмотрения обращения на выдачу ПТС;

б) год выпуска которых 2000 г. и более, осуществляется на основании сведений, содержащихся в базах данных ОТТС и сертификатов соответствия.

При этом в первую очередь осуществляется поиск по базе данных ОТТС. Если в базе данных ОТТС отсутствуют сведения об искомом транспортном средстве, а по базе данных сертификатов соответствия на транспортные средства одного типа при совпадении 9 знаков в идентификационном номере (VIN) имеется информация с различными экологическими классами, поиск информации об экологическом классе искомого транспортного средства производится начиная с максимального количества знаков в идентификационном номере (VIN). Если поиск не дал положительного результата, поиск информации об экологическом классе однотипных транспортных средств повторяется путем ввода в поисковую систему каждый раз на один знак в идентификационном номере (VIN) меньше до тех пор, пока в базе данных сертификатов соответствия не будут найдены сведения о транспортных средствах одного типа. При этом заполнение строки «Экологический класс» ПТС осуществляется на основании информации о транспортных средствах одного типа с наименьшим экологическим классом.

— год выпуска которых ранее 2000 г., осуществляется на основании сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, аккредитованными в установленном порядке; при этом, если информация о сертификате соответствия отсутствует на официальном сайте Ростехрегулирования или ФТС России либо сертификат соответствия не содержит ссылок на протокол испытаний, его нельзя признать обоснованно выданным (для принятия обоснованного решения о соответствии транспортного средства требованиям технического регламента предлагаем направлять письма в ФГУП «ВНИИНМАШ» и Ростехрегулирование для подтверждения сведений в таких сертификатах соответствия);

— год выпуска которых 2000 г. и более, осуществляется на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС; при этом, если на транспортные средства одного типа имеется информация с различными экологическими классами, принимается к сведению информация с наименьшим экологическим классом.

Одобрение типа транспортного средства

Ввозить различные виды автотранспорта на территорию Евразийского экономического союза можно только при наличии одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Документ даёт право его владельцу осуществлять импортные поставки и регистрировать новые автомобили. Требование по своевременному оформлению ОТТС установлено техрегламентом ТС 018/2011, который содержит нормы безопасности колесного транспорта.

На зарубежные автомобили, побывавшие в употреблении, и единичные экземпляры необходимо получать свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Как выглядит ОТТС?

Документ подтверждает тот факт, что реальные параметры машины в полном объеме отвечают требованиям, предъявляемым действующими нормативными и законодательными актами. Любой автотранспорт потенциально угрожает жизни и здоровью человека, поэтому его качеству и безопасности уделяется особое внимание.

Документ составляется на специальном бланке, форма которого утверждена Решением Коллегии ЕЭК.

Он информирует о следующих характеристиках:

  • модель автомобиля, категория, экологический класс;
  • наименование и адрес заявителя (изготовителя);
  • сведения о заводе, в котором производилась сборка;
  • регистрационный номер;
  • срок действия разрешения;
  • данные об органе по сертификации;
  • информация о рабочих, технических и эксплуатационных свойствах товара.

На какую продукцию нужно получать?

Документ может быть выдан как на отдельную партию транспорта, так и на серийное производство.

Подконтрольными являются колесные транспортные средства, относящиеся к категориям:

  1. О – различные прицепы и полуприцепы;
  2. М – пассажирский транспорт (троллейбусы, автобусы и легковые автомобили);
  3. L – мотоциклы, квадроциклы, мопеды;
  4. N – грузовые машины и спецтехника.

ОТТС на импортную продукцию оформляется в том случае, если планируется ее последующая эксплуатация в нашей стране на автодорогах общего пользования. Одобрение типа транспортного средства регистрируется в едином реестре Росстандарта.

Имея на руках одобрение типа, владелец вправе получить ПТС и зарегистрировать машину.

Кто может быть заявителем?

Заказать документ должны:

  1. предприятия, которые начинают изготовление новых видов автотранспорта;
  2. компании, занимающиеся сборкой транспорта из машинокомплектов;
  3. импортеры машин.

Также оценку соответствия проводят по истечении срока действия ранее выданного разрешения.

Срок действия

ОТТС, выдаваемое на серийный выпуск, действительно в странах ЕАЭС в течение трех лет. Документ, оформленный на партию, бессрочен.

Порядок оценки соответствия

Получить разрешение можно в специализированном центре. Порядок оценки соответствия требованиям безопасности, содержащимся в ТР ТС 018/2011, определяется законодательством.

Процедура включает следующие этапы:

  • предприниматель заполняет заявку по установленному образцу и собирает важную информацию о продукции;
  • проводится подписание договора о сотрудничестве, оплата авансового платежа;
  • специалисты центра идентифицируют продукцию, изучают ее свойства и характеристики;
  • организуются лабораторные испытания автотранспорта и составляется протокол;
  • анализируется производственный процесс предприятия-изготовителя;
  • далее следует согласование макета с заказчиком, регистрация готового документа в Росстандарте и выдача клиенту;
  • осуществляются ежегодные контрольные мероприятия для подтверждения соответствия продукции требованиям ТР ТС 018/2011.

Пакет документов

Предпринимателю требуется подготовить полную и достоверную информацию для начала оценки соответствия.

В пакет документов обычно входят:

  • заявка, составленная по установленному образцу;
  • полное техническое описание автомобильной техники, сведения о комплектующих, перечень маркированных узлов (автомобильная сигнализация, зеркала, световая аппаратура, ремни безопасности, автошины);
  • конструкторские сведения (чертежи и схемы);
  • нормативы производства (ТУ);
  • эксплуатационная документация;
  • протоколы проведенных испытаний (при наличии);
  • подтверждение того, что изготовителю присвоен международный WMI-код;
  • сертификат на систему управления качеством, используемую на предприятии (при наличии);
  • контракты на ввоз импорта.

Наши центры временно не оформляют одобрение типа автотранспорта, однако мы готовы проконсультировать вас по любому вопросу, связанному с их приобретением. Обратиться к нам можно по телефону +7 (499) 490-54-26. Будем рады помочь!