Прогород или навител что лучше?
Потерялись при выборе программы для навигации? Мы подскажем, какая из них самая лучшая
На сегодняшний день пользователям доступен большой ассортимент навигационных приложений. Кроме того, и отечественные производители разрабатывают качественные программы для навигаторов, поэтому их продукция пользуется хорошим спросом.
Ниже подробнее рассмотрим наиболее популярные навигационные программы, их особенности, недостатки, удобство и преимущества.
«Яндекс. Навигатор»
«Яндекс. Навигатор» является бесплатной программой, он функционирует на территории Российской Федерации и других бывших странах союза. Программа весит всего двенадцать мегабайт, но стоит учесть, что все карты загружаются из Интернета, поэтому работать в режиме Off-line нельзя.
Включена функция голосового оповещения. Любопытно, что навигатор способен обнаруживать платные участки дороги, в этой ситуации водителю будут предложены иные объездные пути.
Функционал действительно небольшой, но зато все работает быстро и без перебоев. Один из важнейших плюсов – это удобный, продуманный интерфейс. Меню интуитивно понятное, так что с ним разберется любой пользователь, даже тот, кто впервые его увидел. Помимо закладок «Поиск» и «Карта», есть закладка «Избранное» куда можно вводить часто используемые адреса.
Перечислим основные минусы программы:
- нобходим стабильный доступ в сеть;
- отсутствует информация по ограничению скорости;
- нельзя установить карту в память телефона;
- не показывает полосы движения;
- быстро расходует заряд аккумулятора;
- не показывает дворовые проезды;
- ограниченный функционал.
Один из главных недостатков заключается в том, что в некоторых населенных пунктах Интернет может не работать и соответственно воспользоваться приложением будет невозможно.
Программа указывает, как доехать до цели, минуя пробки и заторы. Она определяет наиболее быстрый путь от исходного значения до конечной точки, учитывая при этом дорожно-транспортные происшествия, аварии и ремонтируемые дороги. Водитель выбирает один и 3-х вариантов маршрута, предлагаемых приложением.
Во время поездки на экране отображается, сколько осталось минут и километров до достижения цели.
Яндекс-навигатор имеет сведения о больших парковках не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре и других городах. На карте обозначается, где разрешено оставить автомобиль, а где это делать воспрещается.
Чтобы запустить приложение достаточно 2-х секунд, столько же нужно подождать пока ваше месторасположение отобразиться на карте. Зайдя в меню, водитель должен отметить те события (ДТП, разведение мостов, дорожные работы и др.) о которых программа будет его оповещать.
Отлично функционирует распознаватель речи, поэтому вводить адреса вручную не обязательно, встроенный модуль способен распознать конец фразы и приложение немедленно выдаст результат.
«Прогород»
Прогород – это автомобильный навигатор, который показывает карты и маршруты не только на территории России, но и более чем в шестидесяти других государствах.
Один из плюсов (особенно по сравнению с яндексом) – это возможность работы без подключения к сети. Выход в Интернет необходим, только для того чтобы обновить карты и посмотреть где сейчас образовались заторы и пробки.
Прогород поддерживают такие платформы как «Windows», «Андроид», «IOS» и некоторые другие. Навигатор оснащен функцией голосового оповещения, которая сообщает водителю не только обычную информацию, но и предупреждает его о приближении к камерам видеонаблюдения.
Самая последняя версия программы позволяет вызвать экстренную помощь, если произошло дорожно-транспортное происшествие. Все дороги и перекрестки качественно прорисованы, это позволяет комфортно передвигаться в больших мегаполисах. Сама картинка обладает реалистичностью и яркостью.
Меню очень продуманное, на экране показывается 6 больших значков основных функций – поиска адреса и других. Повыше располагаются панели вкладок таких как «Маршрутизация» и «Настройки».
Водитель может выбрать один из нескольких вариантов маршрута, который ему предлагает данное приложение. Например «Обычный» путь предусматривает минимальное количество маневров. «Удобный» же позволяет быстрее добраться до конечной цели. Маршрут прокладывается также и по дворам, что встретишь далеко не во всех навигаторах.
3-х мерная карта ни чуть не хуже чем в других программах. Пользователь может рассмотреть здания, нарисованные учитывая реальную высоту. Так что графика реалистичная. Навигатор показывает разделительные полосы, это помогает вовремя перестроиться в нужный ряд.
Масштаб карты устанавливается автоматически при передвижении. Он увеличивается, если автомобиль совершает маневр либо притормаживает, в остальное время водитель видит отдаленный план.
В числе главных преимуществ – малое потребление мобильного трафика. Из минусов – пробки по полосам движения не отображаются, кроме того, нет поддержки On-line сервисов на картах других стран.
С установкой карт никаких проблем нет, архив с картами занимает чуть больше одного гигабайта свободного места на носителе. Запуск приложения осуществляется за пять-семь секунд.
Каждый из предложенных маршрутов адекватен, при этом программа их может проиграть с любой скоростью. По ходу движения Прогород указывает скорость, допустимую в данной местности, если водитель ее превышает, его сразу же оповещает об этом голосовое сообщение.
Приложение не бесплатное, стоимость составляет порядка 1400 рублей.
Navitel
Navitel – это многоплатформенная навигационная система, работающая под управлением известных платформ, к примеру «Windows», «Android» и «Ios».
Данная программа отличается обширным функционалом. Карты схожи с теми, которые есть у «Яндекса» и «Прогорода». Меню не самое удобное, слишком уж много значков и неясных обозначений. Но зато навигатор работает почти в любой стране земного шара, только в Европе он доступен в пятидесяти государствах.
В навигационный программе детализировано около ста шестидесяти тысяч городов и населенных пунктов Российской Федерации. Карты актуальны, как для мегаполисов, так и для маленьких городов. Водителю необходимо только указать адрес и GPS установит его местонахождение и предложит маршрут.
Укажем недочеты этой программы:
- Навител способен функционировать без подключения к сети, правда, не очень корректно, поэтому желателен постоянный доступ к Интернету;
- программа самостоятельно устанавливает промежуточные точки пути, и поменять их нельзя;
- интерфейс карт не отличается удобностью, освоить его сразу вряд ли получится, на это уйдет какое-то время;
- Навител запуститься далеко не на каждом устройстве, поскольку требования у него довольно высокие.
Навигатор приобрел большую популярность на российском рынке систем навигации, но помимо этого его реализуют в европейских, азиатских и латиноамериканских странах.
Последняя версия лучше оптимизирована и функционирует быстрее. Регулярно происходит обновление карт, в которых указываются все малейшие детали.
При вводе адреса выдаются подсказки. Водителю предлагается только один вариант маршрута, его длина отображается во время поездки.
Навигатор сообщает о том, через какое время будет достигнут пункт назначения. Каждая точка пути сопровождается дополнительной информацией, к примеру, указывается цена горючего на заправочной станции.
Пробки также показываются, информация о них обновляется раз в пять-десять минут. Система их определяет за счет измерения средней скорости передвижения транспортных средств.
Карта отображает камеры наблюдения, дорожно-транспортные происшествия, дорожные работы. Поэтому к функционалу навигатора программы претензий нет.
К сожалению, скачать приложение бесплатно не получится, за лицензированный продукт придется заплатить, правда, разрешается установить пробную версию.
СитиГид
СитиГид поддерживает все популярные платформы. Программа оставляет положительные впечатления. Она обладает большим набором дополнительных функций и возможностей, которые при этом упорядочены и не путают пользователя. Все настройки осуществляются на экране с картой, это не позволяет потерять маршрут из вида.
Меню устроено необычно, в левой части располагается карта, а ввод осуществляется справа. После нажатия значка «Поехали» появляется 3-х мерная карта. Детализация выполнена очень качественно, были учтены как форма зданий, так и их размер.
Навигатор показывает пробки, но не так как в других приложениях, а по полосам движения. Это позволяет получить точную информацию. Правда, пробки видны исключительно в крупном масштабе.
Меню легко настроить, водитель может производить настройку любой из двадцати семи функций. Управление на клавиатуре не очень удобное, также случаются недочеты в выборе правильного маршрута, что является главным недостатком системы.
Предусмотрены голосовые оповещения, которые предупреждают водителя о превышении скоростного ограничения, о приближении к цели, о «лежащих полицейских» и другом. Оповещение любого события отключается при необходимости.
Программа отличается высококачественной графикой, все объекты сделаны в форме 3D. Дорожная сеть сделана подробно, правда в некоторых регионах не хватает детализации. Из плюсов стоит выделить маленький расход системных ресурсов и функциональность. Также разрешено использовать карты, которые находятся в бесплатном доступе.
Что лучше: дизель или бензин? Читайте тут.
Полноценная версия платная, цена которой, в зависимости от пакета, от тысячи рублей. Существует и бесплатная версия, но в ней очень сильно урезан функционал.
Итак, как видно, сегодня на рынке доступны различные навигационные системы, каждая из которых обладает своими преимуществами и недостатками. Водитель должен лишь выбрать нужный вариант исходя из своих возможностей и потребностей.
Сравнение Сити Гид – Навител – Прогород: «Для нас мосты не разводят!»
Голливудский прием, сперва кнут, а затем пряник, полный провал эксклюзивного петербургского теста, старый атлас автодорог СССР и надежды на будущее…
Вашему вниманию представляется вторая часть нашего сравнительного обзора навигационных программ «Сити Гид», «Навител» и «Прогород». «А где же первая?» — спросит внимательный читатель – «Не было ее!». Не было, но будет. А сейчас позвольте использовать методы американского кино, и как в Голливуде, сначала показать вам продолжение обзора, а его пригвел уже потом. Да и в русской традиции сначала полагается раздавать кнуты, а уж после пряники, что, кстати, гораздо человечнее, чем наоборот.
Поэтому так сделаю и я – сначала всыплю всем по первое число за незнание петербургских традиций, а уж затем буду хвалить за обилие настроек, дружелюбность интерфейса, подробные карты и прочее.
Но все таки не могу удержаться, чтоб не сказать хоть пары вступительных слов (это вроде анонс будущего пригвела). Троица для сравнения подобралась очень интересная – установленные на одном приборе (Lexand 512+) состоявшиеся мэтры российского рынка навигационного ПО «Сити Гид» с «Навител» и перспективный новичок «Прогород», вышедший в релизе в конце прошлого года. И наделавший шуму, внеся переполох в стан «мэтров». Тут вспоминается бывшая несколько месяцев назад странная история с наездом ФАС на владельцев «Прогорода», обвинения в ценовом демпинге, где на заднем плане маячили «мэтры рынка». Уж очень возмутительной некоторым показалась цена за лицензию в 950 рублей, которую просит «Прогород», при установившейся цене лицензии от «мэтров» в районе 3 500 рублей.
Но вроде бы сейчас уже все успокоилось, «мэтры» так сильно больше не волнуются, видимо поняв, что рынок «предустановки» пока все еще за ними, а рынок продаваемого, свободного навигационного ПО как был у нас слаборазвит, так и остается. И что как за три с половиной, так и за тысячу большим желанием покупать программы у нас никто не горит. Все ищут «кряки» в интернете (и находят, вот ведь). Однако цену «Прогорода» все же можно назвать «знаковой», открывающей дорогу в цивилизованный рынок. И, по разным оценкам, в России находится все больше тех, кто готов тратить деньги (хоть и небольшие) на покупку ПО, а не пытаться скачать из Сети ворованное.
Ну вот, сам того не желая похвалил «Прогород». Но это был случайный пряник, завалившийся в ящик шпицрутенов. Так, все, а теперь поехали ночью по Петербургу Николая I…
Впрочем, прогулка будет короткой. Время: 2 ч 30 мин пополуночи. Точка старта: Каменностровский пр., д. 8; точка финиша: Миллионная ул., д. 5. Маршрут проложен! И все три наших программы, как ни в чем ни бывало, везут через Троицкий мост, который, на минуточку с 1.35 до 4.50 переехать можно только на машине Бэтмена, которая умеет летать. При подключении «пробочного» сервиса – тоже, маршрут не меняется. Единственно, весь путь отображается зеленой, а мост – красной линией.
И так далее – мною было проложено свыше десяти тестовых маршрутов и везде, одно и то же. Все программы преспокойно возили меня с 2 до 4 часов ночи через Троицкий, Дворцовый и Литейный мосты, которые в это время стояли кверху створками, пропуская корабли…
И ведь не одним днем или месяцем это в Петербурге – навигация по Неве и разводка мостов в Питере занимает больше чем полгода, с апреля по ноябрь. И эти полгода город с 1.30 до 5.00 (в среднем) стоит разделенным на две части, которые соединяет в это время суток один единственный Большой Обуховский мост, он же «вантовый», ставший сейчас частью КАД. И только через него можно переехать в 2.30 с Петроградской стороны в Центр, и никак иначе.
И ведь вот еще какая штука: «разводка мостов в Петербурге» — тема известнейшая, туристическая, имеющаяся во всех путеводителях, настолько, что даже в американских гидах, изданных в Техасе, об этом, наверное, известно.
А наши, отечественные навигационные (!) программы об этом ничего не знают.
Вчера я случайно нашел дома «Атлас автомобильных дорог СССР», издание 1979 г., Москва. И там, на карте Ленинграда рядом с каждым мостом подписано время разведения – сведения… Несколько современных бумажных карт, специально изученных на этот предмет в киосках тоже имели такую информацию…
…Поговорив с нашими программистами, я понял, что создать в навигационной программе алгоритм, при котором в определенное время суток и года маршрут следования прокладывался бы иначе, оказывается не особенно и сложно. Еще проще внедрить на электронную карту, на манер бумажной, табличку с предупреждением о времени разводки-сведения…
По разным сведениям (правда, не проверенным мною лично), о петербургских мостах не «знают» и другие навигационные программы. Но это, пожалуй, даже обнадеживает – вдруг кто-то из разработчиков ПО все-таки захочет «выйти из сумрака» и «осветить тему», как подсвечивают ночью разведенные мосты.
Навител Навигатор против Прогорода
Сравниваем системы Навител навигатор и Прогород в столичных условиях, но без доступа к Интернету.
В преддверии майских праздников, когда самое время куда-то поехать на отдых или к друзьям, мне попались два автомобильных навигатора с очень близкими характеристиками: Navitel E500 Magnetic и Prestigio Geovision 5069. Сразу сделаю небольшую ремарку: обе модели основаны на платформе Windows CE и не имеют доступа в Интернет, а значит не могут получать информацию о пробках. И еще – я не сравнивал сами устройства, а сделал акцент именно на ПО, так как по железу девайсы весьма близки. Единственное, что скажу – обе модели имеют очень удобное магнитное крепление. После его использования у меня возник только один вопрос – почему раньше никто до такого не додумался? Простая вещь, но дико удобная.
Меню Навител Навигатора удобно – оно отработано годами и логично. Единственное, к чему у меня есть претензии – встроенная клавиатура. Как по мне – лучше бы скопировали ее из ОС Android. Также – нет голосового ввода данных. В Прогороде, правда, ситуация с клавиатурой не лучше, а поиск адреса вообще поначалу ввел в тупик. Вводишь улицу, видишь ее в результатах поиска, нажимаешь, но ничего не происходит! Оказывается, надо внизу нажать отдельную кнопку «№ дома» и туда ввести данные. Неудобно. В обеих системах есть возможность активировать ночной режим со сниженной яркостью, причем в Навителе по умолчанию функция активируется автоматически (в зависимости от времени восхода и заката солнца), чтобы навигатор не отвлекал от дороги.
Прорисовка карт достаточно подробна у обеих систем, а конкретная графика – дело, скорее вкуса. Здесь Прогород и Навител хороши. Обе системы поддерживают настройку интерфейса, 3D-объекты на карте и точки POI.
Карты и цены
В комплекте с Навител Навигатором поставляется комплект из 47 карт. Кроме СНГ, полностью покрыта Европа. Владелец навигатора имеет право на их пожизненное бесплатное обновление. Прогород же располагает только картами СНГ и Финляндии. С другой стороны – цена Navitel E500 Magnetic несколько выше, чем у конкурента примерно на 900 рублей.
Очевидно, это главный пункт для многих потенциальных покупателей данных устройств. Обе системы, как только даешь им адрес конечной точки, предлагают варианты проезда. ПРОГОРОД – два, Навител – три. Но при этом, Прогород показывает одинаковый маршрут, будь то «короткий» или «быстрый». Хорошо, пробуем другой адрес – тоже самое. Проверив десяток адресов в разных частях Москвы, я понимаю, что Прогород всегда ведет одним маршрутом – зачем вообще сделано меню выбора маршрута – загадка. Может быть, это потому, что пробок система не видит? Поставлю ка я Прогород на свой смартфон. Но там – та же картина. Навител Навигатор при этом показывает три разных маршрута и здесь ограничение только одно – ситуацию с траффиком оценить нельзя из-за отсутствия связи с Интернетом в тестируемых устройствах. Тем не менее, если знать примерное положение дел, то навителовский вариант, очевидно, предпочтительнее.
Голос навителовской девушки приятнее на слух, Прогород напоминает робота, но это – вкусовщина. Полосу движения обе системы понимают хорошо, если карта соответствует окружающей действительности.
А что, если попробовать использовать навигатор для пешехода или велосипедиста? Увы, обе системы для этого непригодны. Причем, если Прогород даже не имеет соответствующего пункта в меню, в настройках Навитела можно выбрать и режим пешехода, и велосипедиста. Правда, от выезда (или выхода) на дороги, куда ни пешеходу, ни велосипедисту, по правилам вообще нельзя, это не застрахует. Убрали бы уже эти режимы – Прогород в этом смысле честнее.
По совокупности качеств на сегодняшний день Навител одерживает победу. Впрочем, и фавориту есть над чем работать. Но в целом это более удобная система для повседневного использования. Конечно, для определенного числа потенциальных покупателей может сыграть свою роль отсутствие возможности подключения к Интернету, зато если вы едете далеко, навигатор с оффлайн-картами – отличное решение без необходимости использовать связь в роуминге.
Навигаторы: вам в город или на хутор?
Картографические программы в навигаторах
Будем говорить не о «коробочках», а начинках — программном обеспечении. Нередко одну и ту же модель GPS-устройства продают с различающимися навигационными системами — и покупатель впадает в ступор. Например, на сайте разработчика сказано, что некий навигатор «заряжают» только «Навителом». А в магазине его предлагают с версиями «СитиГид» или «Прогород».
Выводим из ступора. Из названных (и других) программ вам подойдет та, что отвечает целям жизни за рулем. Одна программа — чтобы не заблудиться в большом городе, другая — чтобы сориентировала в сельской глухомани, третья — чтобы провела по Европе…
Разберемся, как их различать.
За чистоту эксперимента
Очень хотелось бы дать однозначный совет. Скажем — путешественникам по российским регионам рекомендуем такую-то навигационную систему. В том-то и дело, что универсальных вариантов нет. В чем убедитесь, познакомившись ниже с результатами потребительских тестов тех программ, которые испытали наши «агенты» — жители нескольких городов, активно передвигающиеся на машинах. Тестеров обеспечили наборами навигаторов нескольких производителей со свежайшими версиями различных программ. Результаты таковы.
Местные пристрастия
Карты Рязани лучше всего проработаны в «Навителе». Но иногда программа ошибалась и «вела под кирпич» на улицы с односторонним движением. Хуже проявила себя система «Прогород». Достоинство же ее в том, что она покажет те мелкие дороги, которых нет на картах «Навитела». И та, и другая вполне боеспособны в реальных условиях езды по городу. Самый низкий рейтинг у «СитиГИД» — он практически не знает Рязани.
С картографией Екатеринбурга у всех трех программ полный порядок: в пределах города, ЕКАДа и окрестностей они ориентируются шустро и ладно. А «Прогород» проведет по многим дворовым проездам, неведомых «Навителу» и «СитиГиду». Правда, иногда заводит в улочки, движения по которым в принципе невозможно.
В Ижевске самый осведомленный — «Навител». Все другие сильно отстают. Впрочем, любой житель относительно небольшой столицы Удмуртии изучил назубок все улицы города и его окрестности. Поэтому навигатор актуален здесь для приезжего.
С Самарой особый случай: лучшую карту области создали энтузиасты-фанаты «СитиГИДа», которые не имеют прямого отношения к разработчикам навигационного софта и связаны друг с другом только по Интернету. Их карту можно дополнительно «вставить» в «СитиГИД» (если уметь это сделать).
Больше всего повезло жителям Москвы и Петербурга. Автовладельцам обеих столиц можно приобретать приборы почти с любой навигационной системой. Но предостережем от «иностранцев»: часто их карты плохо переведены на русский язык, возникают сложности с оперативным обновлением. Кроме того, позиции иностранных производителей в России сегодня слабы. Случись, в один прекрасный момент кто-то из них уйдет с нашего рынка, пользователь останется без обновлений.
Успеть до развода мостов
Жителям Петербурга даже лучше, чем москвичам. Перед ними проблема выбора программы не так остра, поскольку Северо-Западный регион РФ (а также близлежащие «заграницы») традиционно считается вотчиной «СитиГИДа». Эту навигационную систему разрабатывают в Питере, она глубоко адаптирована к Северной Столице, вплоть до того, что подсказывает график развода мостов над Невой. Программа ориентирована на работу с онлайновыми сервисами («Пробки», «Оперативное обновление карт» и пр.). Второе место по качеству карт Петербурга занимает «Прогород». Чуточку отстает от него «Навител».
Итак, для поездок по Москве и Петербургу хороша любая навигационная система, но лучшие — российского происхождения. Рекомендуем выбирать что-то из: «Навител Навигатор», «Прогород», «СитиГид», программное обеспечение навигаторов Shturmann.
Многие спросят: а Garmin? За последний год он сдал позиции. Его навигационная система и карты стали отставать от конкурентов по признакам качества и актуальности покрытия. Не вполне адекватны и цены.
Узнать бы знакомую кочку.
Если постоянно передвигаетесь по какому-то одному району, разумно предварительно изучить степень покрытия интересующей вас территории картами разных навигационных систем — и только потом что-то покупать. Один из инструментов поиска — размещенные на сайтах большинства производителей так называемые Web-GIS, то есть онлайновые карты. Заходите на сайт разработчика программы и «нацельтесь» на участок местности, который знаком вам до кочки. Оцените, насколько информативно, подробно и (что важно) в соответствии ли с реалиями здесь отображены улочки-переулочки. Оценили? Теперь сравните эту «картинку» с другой — что на сайте следующего производителя.
Картографические программы в навигаторах
А можно пойти в магазин и, «вооружившись» консультантом с несколькими навигаторами в руках, сравнить карты одного и того же участка местности.
Форум, ты неправ!
А кто-то станет искать лучший вариант на профильных форумах. Предупреждаем: в отзывах часто называют лидером не ту программу, что лучше других «знает» регион, а ту, что «зашита» в большинство навигаторов, проданных в данном месте. Результат такого «голосования», сами понимаете, может быть ошибочным — невольно занижается оценка приборов наиболее достойных, но не с самой массовой пользовательской базой.
В той же Самарской области большинство гаджетов продают с «Навител Навигатором», но далеко не все пользовались «Прогородом». И совсем немногие знают про карту фанатов «СитиГИДа», хотя по качеству она превосходит все «официальные».
Пользователи в Екатеринбурге массированно рекомендуют «Навител» только потому, что он составляет большинство проданных устройств. Лишь самые пытливые оценили «Прогород» — этот ориентируется на местности ничуть не хуже, а нередко даже лучше «лидера продаж».
Возьмите парочку
Если вам предстоит длительное путешествие по стране и вы намерены посетить с десяток регионов, то можно обзавестись несколькими навигаторами с различными навигационными системами — уж какая-то точно окажется подробнее в том или ином регионе. Именно так советует сделать известный дизайнер и блогер Артемий Лебедев. Совет — на основании практики: он использовал несколько систем во время этнографической экспедиции по России.
Пять в одном
Но покупать пяток навигаторов не обязательно. Сегодня в продаже есть модель с функцией установки сразу нескольких систем (например, все устройства торговой марки Lexand). Приобретите лицензию на вторую (третью, четвертую) и закачайте их.
Картографические программы в навигаторах
Производители продают свои навигационные программы и через интернет. После оплаты вы получите ссылку для скачивания и лицензионный ключ — его надо ввести при установке.
Картографические программы в навигаторах
Кстати, некоторые можно использовать бесплатно. Тот же «Прогород» деньги за лицензию не требует. Форма компенсации за услугу — пользователь должен подключить функцию автоматической пересылки маршрутов движения в адрес разработчиков. Это необходимо для отладки программы.
Все — в iPhone
Закачать сразу несколько навигационных систем можно и в «умные» телефоны на базе операционных систем Android, Windows Mobile или iPhone (уточните перед покупкой аппарата, оснащен ли он встроенным модулем спутниковой GPS-навигации). Программы придется устанавливать самостоятельно — это требует некоторого умения. Достоинство такого решения: телефоны-смартфоны по умолчанию уже оснащены SIM-картой (беспроводным интернетом), а значит, не понадобится проводить манипуляции, чтобы при расчете маршрутов аппарат начал показывать «пробки Навител» и учитывать другие дорожные затруднения.
Самый-самый?
При выборе навигационных программ покупателя часто вводит в заблуждение декларация (в текстах на упаковке, на сайте производителя или в рекламной брошюре): у наших карт наибольшая площадь покрытия территорий! Может, оно и так, но за скобками остались оценки степени проработки карт, а также их актуальность (когда, спрашивается, их в последний раз корректировали, обновляли?). Эти вещи, казалось бы, можно оценить только опытным путем. Нет, не только.
Точка — слишком мелко
Давайте исходить из того, что нас с вами не устроит, если на картах всплывают точки с названиями населенных пунктов, а точки эти не разукрупнишь — схемы улиц не появятся. Зачем нужен навигатор, если добраться до места можно и без него — ориентируясь по указателям вдоль трассы! А удобны те карты, что показывают, как петляет маршрут внутри города (городка, ПГГ), и где нужный дом.
В том-то и дело, что до дома доведет не каждая навигационная программа, отвечающая критерию «с обширной площадью покрытия». Дальше, по логике, должен следовать посыл «хороша та, что максимально детализирована». Но и это не абсолютная истина.
Гаджет в селе
Предположим, на карты нанесены 100 населенных пунктов, в которых обитает до 1000 жителей в каждом; карты эти с детальным адресным планом. Исследование спроса привело к выводу, что «поуличная» детализация карт небольших поселков не очень-то востребована большинством пользователей. Обитатели селений навигацией не пользуются, а приезжему проще спросить, как доехать, у местных.
Гораздо актуальнее картографические подробности крупных городов (с населением от 100 тыс. и выше), и чем города больше, тем более востребованы адресные планы. И вообще, тем сложнее обойтись без навигации.
Насколько полезны такие карты, понятно из этой таблицы:
Детальный адресный план | «Прогород» | «Навител Навигатор» | «СитиГИД» | Карты TeleAtlas | Карты Navteq (Nokia Maps, навигаторы Shturmann) |
Суммарное население больших городов (с населением 100 тыс. человек и более), для которых в программе есть адресный план | 56 912 000 человек | 61 405 000 человек | 55 144 000 человек | 33 733 000 человек | 40 848 000 человек |
В % от суммарного населения всех больших городов (с численностью 100 тыс. и более жителей). | 83,6% | 90,2% | 81,0% | 49,5% | 60,0% |
Вывод: картографическое покрытие крупных городов у всех программ приблизительно одинаково, однако количество отраженных на них городов несколько отличается.
Итак, если ищите родственников по станицам или колесите по поселкам и хуторам, чтобы записать частушки и народные былины, выберите навигатор с одной картографической программой. Когда же увлечены историческими памятниками культурных столиц,- с другой. Не всегда то и другое совмещается в картах одной программы.
Масштаб покрытия
Хотелось бы облегчить покупателям муки выбора — рекомендовать конкретную модель с определенной программой. Но так было бы нечестно: универсальных, одинаково полезных на все случаи жизни программ нет. Все те, что нынче представлены на российском рынке, не до конца проработаны, и ошибки встречаются во всех картах.
Самое правильное — использовать несколько программ в одном навигаторе или коммуникаторе-смартфоне.
Картографические программы в навигаторах
Если такой возможности нет, возьмем на себя смелость предложить покупателям навигаторов критерии, с которыми нужно подходить при оценке навигационных систем. Выбирайте те, что решат именно ваши потребительские задачи.
Наличие адресных планов крупных населенных пунктов — с количеством жителей от 100 тыс. и более, а также количество таких населенных пунктов с адресными планами (если программа предоставит картографические подробности меньших городов и поселков — считайте это полезным дополнением)
Степень детализации карт местностей с неплотным заселением;
Количество адресных планов небольших населенных пунктов.
О навигаторах для путешествующих за рубежом России — отдельный рассказ. Следите за публикациями на сайте.
Топ-5 навигационных программ: обзор лучших электронных Сусаниных
Рынок приложений навигации сегодня весьма развит, поэтому пользователи имеют возможность выбирать из большого ассортимента программ. Радует, что отечественные разработчики предлагают качественные решения и ответственно подходят к делу, поэтому их продукты находятся на высоком уровне. Впрочем, не будем голословны — сегодня мы решили устроить тест наиболее популярных приложений навигации. Посмотрим, какие из них имеют больше шансов оказаться в вашем смартфоне или навигаторе.
iGO Primo
Разработкой данной навигационной программы занималась венгерская компания NNG. Видимо поэтому iGO Primo ориентирован прежде всего на просторы ЕС, хотя и в России способен себя неплохо показать. Сильной стороной разработки является внимание к всевозможным мелочам, которые в отдельных ситуациях делают Primo наиболее предпочтительным вариантом.
Так, прокладка маршрута производится вплоть до подъезда, с поиском дробных номеров домов и их корпусов. Во время поездки на экране отображаются не только полосы, но и проезжаемые дорожные знаки. Причем с имитацией внешнего вида знака в каждой конкретной стране. После того как заезд завершен, Primo предоставляет статистику пути — среднюю скорость движения, фактическую дистанцию и прочие параметры.
На карте в 3D прорисованы не только постройки, но и рельеф, поэтому можно не бояться запутаться в сложных дорожных развязках, а также заранее максимально точно представить себе конечный пункт назначения. А прибыв на крупную парковку, бояться потерять машину не придется. Во время отключения навигатор автоматически запомнит последнее место пребывания и приведет обратно к автомобилю. В последней версии стал доступен и сервис пробок, но работает он не всегда корректно.
Впечатления от Primo противоречивые: с одной стороны, приложение и о камерах на дороге предупредит, и за превышение скорости «поругает», и о поворотах сразу за два маневра уведомит. А с другой — карты даже крупных городов обновляются редко и могут содержать ошибки. Также огорчает отсутствие полноценной поддержки пробок для России, поэтому для жителя мегаполиса iGO Primo видится скорее «выездным» решением во время путешествий по европейским странам.
«СитиГИД»
Программа «СитиГид» оставила приятное впечатление. Отметить можно то, что широкий выбор дополнительных возможностей и функций удобно организован и не осложняет общую работу программы. Практически все действия настроек производятся на экране с картой, поэтому даже кратковременная потеря маршрута маловероятна.
Как только начинается ввод адреса маршрута, по достоинству оцениваем нетрадиционное меню. Справа производится ввод, тогда как слева находится карта, она увеличивается по мере набора и уточнения точки следования. Жмем пункт «Поехали» и обращаемся к трехмерной карте. Детализация реализована удачно — у зданий соблюдены не только пропорции, но и масштаб. Этажная сетка окон отображена в соответствии с действительностью (правда, отображается она даже поверх достопримечательностей и памятников архитектуры).
Вместо скучных цифр в прямоугольнике панель индикаторов выглядит как полукруг внизу экрана, который крайне похож на дополнительную приборную панель машины. Плавный инерционный скроллинг — хорошая новость для обладателей WinCE 6.0, ведь сама система его обеспечить не способна.
Информация о пробках заслуживает отдельного внимания. В «СитиГИД» пробки отображаются по полосам движения, а значит, предоставляемая информация более актуальна и достоверна, чем у других навигационных программ.
Отметим гибкие настройки меню. На экране карты находится кнопка «Ё», по ее нажатию появляется набор из шести опций. Пользователю разрешено настроить каждую функцию панели, выбрав из 27 пунктов. Из недостатков —периодические ошибки в маршрутизации и неудобная для управления без стилуса клавиатура. Ранее создатели приложения предлагали непривычный, но более функциональный ее вариант.
«Яндекс.Навигатор» для iPad
Ровно 16 Мбайт были скачаны нами из App Store для того, чтобы заполучить доступ к программе «Яндекс.Навигатор». Знакомые с «Яндекс.Картами» не откроют для себя ничего принципиально нового. Здесь все тот же интерфейс и организация работы в целом. Если вы имеете дело с сервисом впервые, опасаться нечего — все просто и доступно.
Сразу же укажем на отсутствие прицела программы на десятки особенностей, вместо этого есть ограниченный набор возможностей. Зато все они работают быстро и стабильно, а заодно собраны в интуитивно понятные меню. На экране отображается панель с закладками «Поиск», «Карта» и «Избранное». Больше всего удивляет необходимость изменения масштаба виртуальными клавишами. Все-таки мы работаем с iPhone, где это вполне можно делать одновременным касанием двух пальцем (так называемый зум через мультитач).
Для дополнения дорожной карты полезными сведениями в настройках есть пункт «Дорожные события», где можно задать показ камер, дорожных работ и ДТП. Как нетрудно догадаться, для работы этих функций нужен выход в Интернет. Не обошлось без POI – «точек интересов» или попросту возможности выбора отображения на карте кафе, кинотеатров, гостиниц и прочих мест. Правда, их группировка в меню почему-то сделана не в алфавитном порядке.
Необходимый маршрут программа прокладывает с учетом всего объема сведений вроде пробок, тех же дорожных работ и других факторов. Вводить адрес можно в абсолютно произвольном порядке, подсказки помогут правильно сформировать запрос. На всякий случай часто вводимые адреса доступны для сохранения в закладку «Избранное». Сказать что-то новое о сервисе отображения пробок не получится, он уже давно зарекомендовал себя с лучшей стороны в «Яндекс.Картах».
Жаль, что навигационному сервису не удалось избежать ряда недостатков. Самый главный — необходимость постоянного доступа в Интернет и постоянное «поглощение» мобильного трафика, установка карт в память телефона не предусмотрена. Также на дороге не отображаются полосы движения, и нет сведений по ограничению скорости. Вдобавок стоит приготовиться к повышенному расходу батареи, за полчаса программа способна съесть пятую часть аккумулятора.
«Прогород»
Как любой дом начинается с прихожей, так и в навигаторе первым обращает на себя внимание стартовое меню. Оно оказалось оформленным исключительно продуманно. Основную часть экрана занимают шесть крупных значков базовых задач вроде поиска адреса и истории запросов. Чуть выше установлена панель вкладок «Поиск», «Маршрут», «Настройки» и «Личные». Для установки маршрута доступен поиск в трех вариантах: ручной ввод адреса, указание координат и выдача POI (мест расположения разных заведений).
Как и подобает современной навигационной программе, «Прогород» предлагает несколько вариантов маршрута: «Простой» (минимум маневров), «Короткий» (соответственно минимальная дистанция) и «Удобный» (самый быстрый с учетом разных факторов). Есть возможность проложить маршрут не только по улицам, но и по дворам. О факторах —приложение рассматривает класс дороги и светофоры, а для более комплексной оценки есть так называемые динамические правки, загружаемые из Сети, благодаря которым отображаются и учитываются все более-менее значимые изменения в порядке движения на дорогах.
Кроме карты России для загрузки доступны карты 15 стран мира. Трехмерная карта как минимум не отстает от предложений конкурентов. Водитель видит здания, прорисованные с учетом реальной высоты. Поэтому виртуальное окружение максимально похоже по пропорциям на реальность. Отображаются полосы движения, поэтому ситуации с перестраиванием в нужный ряд в последний момент исключаются. Кстати, реализованы наглядные подсказки для сложных дорожных развязок — Junction View.
По ходу движения программа самостоятельно управляет масштабом. Выражается это в том, что мы видим более общий вид на участках без маневров. Как только намечается маневр или машина замедляет ход, карта автоматически приближается. Отображение пробок появилось в «Прогород» в прошлом году. Сервис пока требует доработки, но уже способен более-менее достоверно показать ситуацию на дороге и перестроить маршрут с ее учетом. Главное достоинство пробочного сервиса – экономный расход мобильного трафика, всего 50 копеек в час (против 8 рублей у «СитиГИД» и 13 рублей у «Навител Навигатор»).
Из недостатков программы можно отметить отсутствие отображения пробок по полосам движения и отсутствие поддержки онлайн-сервисов и подсказок Junction View на картах зарубежных стран.
«Навител Навигатор»
Данная программа представляет собой едва ли не живую классику российской навигации, которая и на смартфонах активно распространяется, и на обычных навигаторах продолжает успешно развиваться. Последняя, пятая редакция разработки получила заметную оптимизацию и стала работать быстрее как в меню, так и на маршрутах. «Навител» был всегда известен дотошностью в отношении карт, они постоянно обновляются и учитывают все географические детали.
Интерфейс по-прежнему простым не назвать, чтобы освоиться в нем и в настройках, понадобится время. Ввод адреса, как и следовало ожидать, сопровождается подсказками, для всех пунктов назначения сразу указывается район нахождения улицы или проезда. Вариант пути выдается всего один, он сопровождается отображением длины поездки. Можно задавать путевые точки, то есть промежуточные пункты заезда до конечного адреса.
По ходу движения навигатор сообщает расчетное время прибытия. Не обошлось без точек интересов. Примечательная особенность — не вывод точек сразу на карту, а возможность их показа текстовым списком. Вдобавок, по каждой точке есть дополнительная информация, например, стоимость бензина на заправках или контактные данные.
С пробками у «Навител» проблем не наблюдается, сведения обновляются раз в 5-10 минут. Они формируются на основе замера средней скорости движения автомобилей. Разными цветами показывается, как быстро движется. Причем линии видны даже при очень маленьком масштабе, когда нужно оценить общую ситуацию по городу. Не обошлось без «событий» — на карте показываются камеры ГАИ, дорожные работы и ДТП. Непосредственно к функциям программы не придерешься. Но «Навител» по-прежнему стоит уделять больше внимания исправлению ошибок в работе и улучшению стабильности навигатора.
Подводить итоги оказалось гораздо сложнее, чем предполагалось. Дело в том, что рассмотренные программы навигации имеют в общей массе схожий набор возможностей и отличаются, как правило, отдельными особенностями. Например, iGO Primo больше всего подойдет для путешествий по Европе, «СитиГИД» лучше всех учтет пробки в мегаполисе, а «Прогород» обратит на себя внимание отличной трехмерной детализацией окружения. По-хорошему, мы бы рекомендовали читателям использовать пару программ в связке. Для этого стоит лично ознакомиться с каждым приложением и выяснить, где лучше реализованы нужные вам функции и лучше прорисованы на карте важные места.