Прокатка дисков что это такое?

О прокатке литых автомобильных дисков

Время на чтение: 5 минут

Шиномонтажные сервисы, наряду с прочими услугами, предлагают ту, которая называется прокатка литых дисков или правка. Что это за услуга, с какой целью требуется прокатка стальных и литых моделей, рассмотрено ниже.

Прокатка: возвращение былых форм

Во время эксплуатации автомобильный диск может деформироваться. Ямы на дорогах, обочины, бордюры, аварийные ситуации, в которые попадает автомобиль, приводят к тому, что некогда круглый штампованный или литой диск повреждается и из идеального становится гнутым в одном или нескольких местах.

Литой диск

Поскольку литые модели — дорогое удовольствие, автовладельцы предпочитают их ремонтировать, если есть возможность исправить дефекты, а не приобретать новые, тем более что найти один диск из комплекта бывает проблематично.

Возврат деформированному литому диску его изначально правильной геометрической формы и называется прокаткой. По сути, это реставрационная работа, выполняет которую специалист на предназначенной для этого технике.

Ездить на колесах с деформированным диском, особенно если дефект сильный, небезопасно, поэтому затягивать с реставрацией не рекомендуется.

Как прокатывают автомобильные диски

Диски недорогие штампованные реставрируют двумя способами: прокаткой и правкой. Для прокатки используется специальное оборудование, на которое устанавливается поврежденный диск. Прижимные ролики фиксируют его борта, и когда диск начинает вращаться, прижатием восстанавливают прежнюю форму.

Прокат может быть полный (когда реставрируется целый диск) или фрагментарный (исправляют то, что было повреждено).

Перед правкой литой модели главную роль выполняет не автоматизированное оборудование, а мастер. Возвращение правильной геометрии ободу осуществляет гидравлический пресс, а качество результата зависит от человека, делающего ремонт.

Несущественные изъяны выправляют сразу, а если повреждения сильные, то место, которое нужно реконструировать, сначала нагревают, когда это позволяет металл, из которого сделан диск, до определенной температуры.

По ряду причин (например, удар был сильный) на колесном диске появляются трещины, а также во время выправления диска выявляются или возникают микротрещины. Для их устранения применяется аргонно-дуговая сварка.

Станок

Раскатка штампованных и стальных автодисков

Раскатать в шиномонтаже можно модификации:

  • литые;
  • кованые;
  • штампованные;
  • легкосплавные;
  • стальные;
  • разборные.

Раскатка – это то же самое, что и прокатка, то есть восстановление его правильной геометрической формы. Раскатка стального или штампованного варианта может выполняться самостоятельно, когда надо выправить один диск, или одновременно с ремонтом ходовой части автомобиля.

Возможно восстановить смещение геометрии:

  • радиальное;
  • осевое;
  • комбинированное.

Например, наплавляют поврежденные борта или «вылечивают» от «бордюрной болезни».

Измерение геометрии

Раскатка штампованных вариантов заключается в следующем:

  • Поверхность очищается.
  • Станок для раскатки регулируется под конкретную модель.
  • Элемент устанавливается в станок.
  • Ролики станка прокатывают весь обод или то место, которое подлежит реставрации.

Для раскатки стальной модели наличия специального оборудования мало. Результат работы зависит от опыта и мастерства работника. Мастер, выправляющий стальной элемент, должен контролировать процесс выправления, чтобы при работе оборудования не произошло искривление обода, или не возникли проблемы, которые могут повлечь за собой полную порчу.

Процесс прокатки и покраски колесных литых автодисков

Прокат литых дисков отличается от раскатки стальных и иных моделей тем, что литые модификации нельзя нагревать (даже точечно). Во время нагревания может произойти разрушение кристаллической решетки материала. В результате этого материал полностью меняет структуру и не справляется с нагрузками, которые на него оказывает автомобиль. Последствия могут быть разными: геометрия снова изменится во время эксплуатации, а также есть риск потерять колесо во время движения из-за поломки спицы или иной части конструкции.

Не нарушить материал и не вывести из рабочего состояния позволяют специальные насадки, которые используют в процессе правки на специальных профессиональных станках.

Возникает актуальный вопрос: можно ли прокатать литой диск? Поскольку нагревание литых моделей запрещено, исправить сильные изъяны можно вручную, выстукивая загнутые участки обода до прокатки на оборудовании. Но выполнить такую работу сможет далеко не каждый мастер, поскольку она трудоемкая. Да и клиенту такая услуга обойдется в копеечку.

Как происходит процесс прокатки колесного литого диска:

  • Поверхность очищается от грязи и пыли.
  • Исследуется на наличие трещин.
  • Устанавливается, какое повреждение привело к деформации: осевое или радиального характера биения.
  • Если у элемента есть трещина у основания спиц или посадочных пазов, то такой вариант восстановлению не подлежит.
  • Подлежащий восстановлению образец устанавливается на специальном оборудовании и с помощью специальных роликов, вращаясь, подвергается правке.

Восстановленное колесо можно покрасить, если центр, предлагающий подобную услугу, обладает хорошим профессиональным оборудованием. Восстановление лакокрасочного покрытия производится после устранения дефектов, на полностью очищенном от старой краски диске. После покраски, по нормам, элемент нужно поместить на оборудование для проверки дисбаланса и, если таковое имеется, устранить его.

Стоит ли прокатывать

Можно ли прокатать диск, если видимых повреждений нет? На этот вопрос любой мастер и опытный автомобилист ответит, что не просто можно, но и нужно.

Если колесный диск оказался поврежден, рекомендуется не выбрасывать его и искать новый или приобретать комплект, а сначала принести в шиномонтаж для диагностики. Возможно, повреждения окажутся несерьезными, и правкой можно восстановить идеальную геометрию.

Всё о прокатке дисков

Диски на автомобильных колёсах не только облагораживают любое транспортное средство, но и берут на себя защитную функцию. Прокатка литых дисков, и штампованных в том числе, пользуется огромной популярностью среди автомобилистов. Действительно, зачем покупать новые диски, ведь старые лишь слегка повредились и их можно восстановить.

Когда нужна прокатка

Окинув внимательным взглядом колёса своего автомобиля, несложно заметить чёткие признаки, которые свидетельствуют о необходимости проведения их рестайлинга. Потёртости, которые не устраняются после очищения, глубокие царапины, образование очагов коррозии, изменение формы и первоначальной конструкции — всё это свидетельствует только об одном — нужна прокатка дисков. Такие неприятности появляются на всех колёсах, даже на очень дорогих и качественных. Но штампованные модели будут проявлять меньшую стойкость к сюрпризам российских дорог, литые могут дольше обходиться без лечения, а кованные являются практически не убиваемым вариантом. Но рано или поздно обращаться к профессионалам придётся.

Серьёзные проблемы

Проблемы с дисками могут вызывать трение в колёсах, биение, которое отдаётся в ходовой. Игнорировать такие симптомы нельзя ни в коем случае, поскольку можно навлечь на свой автомобиль проблемы с ходовой частью, снизить безопасность передвижения и свести на нет комфорт эксплуатации авто.

Геометрические пропорции колеса не терпят отклонений и неточностей, которые не всегда можно заметить. Только диагностическое оборудование способно выявить проблемы с геометрией. А водитель может начать догадываться об этом по образованию радиального биения, по вибрациях и ударах, которые передаются на руль от передних колёс, или по дрожи кузова от задних.

Если поцарапанные диски могут немного потерпеть пока у вас не дойдут руки до их прокатки, то колёса с искажёнными геометрическими пропорциями становятся источником опасности.

Читайте также  Mutlu или varta что лучше?

Суть процесса

В зависимости от типа колёс меняется процесс их прокатки, который, в свою очередь, может отличаться по стоимости, сложности и длительности. Без предварительной диагностики действия по устранению дефектов не предпринимаются. Более того, прежде чем начнётся прокатка колёсных дисков, их необходимо тщательно очистить от грязи и пыли, под которой могут скрываться сколы и трещины.

Особое внимание уделяется исследованию колёс на предмет биения осевого и радиального характера. Осевое биение имеет горизонтальное направление, а радиальное — вертикальное. Не все повреждения могут быть устранены. Если диск имеет трещину в местах основания спиц или вблизи посадочных пазов, то его придётся заменить на новый.

Штампованные диски

На большей части российских автомобилей установлены стальные диски, которые ещё называются штампованными. Производители не перестают предпринимать попытки увеличить показатели прочности и вязкости литых моделей, но всё же российские дороги настолько суровы, что все усилия оказываются бесполезными.

Прокатка штампованных дисков из стали осуществляется только на специальных станках, конструкция которых позволяет выправлять наружные кромки. Этот процесс становится возможным за счёт роликовых вращающихся механизмов. Фиксирование колеса осуществляется на валу, который прочно его удерживает. Деформированные участки принимают первоначальную форму в результате силового воздействия роликов, которые вращаются под необходимым углом. Процесс довольно простой и относительно дешёвый в сравнении с литыми дисками, не говоря уже о кованных изделиях.

Литые и кованные диски

Прокатка дисков, изготовленных методом литья, по своей сути напоминает вытягивание этого изделия. Колесо фиксируется на валу, после этого подключается гидравлический пресс. Этот процесс занимает много времени, требует от мастера умений и навыков, неудивительно, что и стоит эта услуга дороже, чем предыдущий вариант.

Есть и другие варианты правки, но они не так хороши, как станок для прокатки дисков. Например, холодное выдавливание, точечный нагрев или сварка. Хотя встречаются такие ситуации, когда станок не в силах убрать проблему. Например, трещины хорошо лечатся при помощи аргонной сварки, которая не разрушает структуру металла и соединяет его на уровне молекул.

Что касается кованных моделей, то нет особых различий с правкой литых изделий. Единственный момент заключается в давлении пресса, которое поступает через особые насадки.

Не стоит спешить с выбором новых дисков, если со старыми произошла неприятность. Современные мастера способны творить чудеса и восстанавливать даже сильно повреждённые колёса.

Как выполняется прокатка автомобильных дисков?

Прокатка дисков – один из видов восстановления полученных механических повреждений. Во время поездок часто приходится сталкиваться с мелкими неприятностями, которые превращаются во вмятины, нарушающие поездку. В таких случаях следует отправиться на ближайшую станцию технического обслуживания. На ней мастер при помощи специального оборудования быстро вернет деталь к идеальной форме, обеспечив последующую эксплуатацию.

Что такое прокатка диска?

Литые диски должны оставаться в одной и той же форме. Ее изменение влечет за собой неправильную нагрузку на покрышку и камеру, что при определенных условиях приведет к их повреждению. Лопнувшая шина приведет к аварии, поэтому без посещения мастерской не обойтись.

Прокатка – это установка диска на станок, посредством которого происходит круговое движение. В результате происходит постепенное восстановление изначальной формы. Давление со временем увеличивается, что исключает резкое выправление, способное нарушить целостность металла и привести к серьезной поломке.

Когда возможна прокатка?

При эксплуатации литых дисков часто приходится сталкиваться с механическими повреждениями. Дорожное покрытие остается некачественными, поэтому во время движения появляются деформации. Воспользовавшись профессиональными услугами можно вернуть нужную форму, но только при условии правильного выбора материала.

Только стальные диски доступны к подобному ремонту. Сейчас особой популярностью пользуются легкосплавные конструкции, удивляющие своей оригинальностью и красотой, но их восстановление таким путем не осуществляется. Да, некоторые мелкие мастерские продолжают предлагать соответствующие услуги, однако пользоваться ими не стоит. Лучше уточнить, каким способом будет происходить возвращение формы.

Если вмятины незначительны, также лучше отказаться от применения серьезных действий. Они способны усугубить ситуацию, поэтому некоторые водители предпочитают отказываться от каких-либо шагов. Когда нагрузка на покрышки остается постоянной, нет смысла в срочном порядке обращаться в автосервис. Можно продолжать поездки, не задумываясь о возможных неприятностях.

Почему прокатка?

Восстановление литых дисков ручным инструментом невозможно. Раньше автовладельцы предпочитали молоток или маленькую кувалду, чтобы постукиванием постепенно выправлять вмятины. Сегодня поступать подобным образом нельзя, причиной чего являются сплавы, используемые при изготовлении. Они оказываются слишком хрупкими, поэтому применение жестких механических методов приводит к страшным последствиям. Какие преимущества подталкиваются к выбору прокатки?

  • Мягкое воздействие на металл;
  • Точная форма;
  • Быстрое восстановление.

Водители давно отказались от личных действий, предпочтя посетить СТО.

Посредством оборудования удается вернуть исходную форму. На станке автоматически происходит восстановление практически без вмешательства мастера. Результат становится почти идеальным, что гарантирует последующую длительную эксплуатацию.

Быстрое восстановление – главный плюс, ведь профессионал за несколько минут демонтирует и разберет колесо для ремонта литого диска. Потом его прокатывают и устанавливают обратно. Соответственно, поездка прерывается на короткий срок. Это больше всего устраивает молодых водителей, нетерпящих отлагательств личных дел.

Столкнувшись с повреждением диска, не нужно расстраиваться или брать в руки молоток. Современное оборудование, установленное на станциях технического обслуживания, гарантирует идеальный ремонт. Всего за несколько минут специалист справиться даже с серьезной вмятиной. В дальнейшем не придется приобретать новые колеса для быстрой установки. Намного практичнее обратиться к профессионалам, обладающим всеми необходимыми средствами. Их не встретишь в домашних условиях, а традиционное механическое воздействие без прокатки обычно приводит к трещинами и сколам.

Ремонт и правка дисков — как это происходит?

Итак, в этой статье речь пойдет о ремонте дисков, или как ее еще называют «правка дисков», либо «прокатка дисков». Что же это такое, насколько эффективно и каков технологический процесс такого ремонта?

Все диски делятся, как правило, на две категории: штампованные диски, иначе говоря железные (самый бюджетный вариант, предлагающийся заводом изготовителем) и литые диски (сделаны из легкосплавного алюминия с добавлением в разных пропорциях, в зависимости от завода изготовителя, силумина и магния).

Не секрет, что любые диски, установленные на вашем авто, при каком-то более или менее сильном ударе в результате неровностей на дороге, могут деформироваться, т.е. изменить свою геометрию.

В подавляющем большинстве случаев, погнув диск или диски, не стоит судорожно бегать по магазинам и искать новый, тем более что один диск зачастую достаточно проблематично найти, а бывает и просто невозможно. А покупать комплект дисков — не самое дешевое удовольствие. В таком случае деформированный диск можно попросту отремонтировать.

Пример правки диска в нашем шиномонтаже:


Установка диска на правочный станок


Правка внутреннего борта диска


Правка диска гидравлическим прессом


Исправление радиального биения диска

Штампованные диски ремонтируются достаточно просто, так как железный сплав, из которого они сделаны, не дает трещин в результате деформаций, и поврежденная поверхность возвращается на свое прежнее место достаточно просто — несомненно, при помощи специализированного оборудования.

Читайте также  Мобильная засада что это такое?

В данном случае существуют два варианта ремонта таких дисков:

  • прокатка;
  • правка.

Чем же отличается прокатка диска от правки диска?

Во время прокатки диск устанавливается на специальный так называемый стапель для прокатки, к диску подводятся ролики, которые зажимают борта диска, и посредством его вращения ролики восстанавливают погнувшиеся борта, и в общем всю геометрию диска.

Видео прокатки диска:

Что же касается правки диска, то в этом случае диск так же устанавливается на специальный стапель для крепления дисков, но ремонт происходит не за счет роликов, а за счет усилия гидравлического пресса, равного, как правило 5 тоннам, направленным в место деформации. Если в первом случае процесс прокатки диска роликами полностью автоматизирован, то во втором случае процесс напрямую зависит от опыта мастера, выполняющего ремонт.

Видео правки диска:

Теперь разбираем случай ремонта легкосплавного диска, иначе говоря «литого».

Для ремонта литых дисков характерен только один способ — это правка диска. То есть ремонт при помощи уже вышеописанного гидравлического пресса, так как алюминиевый сплав гораздо прочнее и ролики здесь уже не помогут. Точно так же, гидравлический пресс подводится к закрепленному на стапеле диску и под необходимым усилием геометрия диска восстанавливается. Если деформация диска несущественная, то такой ремонт производится, что называется «на холодную». В случае, если деформация диска существенная, предварительно место деформации разогревается до определенной температуры и, затем, происходит непосредственно правка. Нередки случаи, когда после сильного удара диска появляются трещины на диске. В этом случае применяется аргонно-дуговая сварка, позволяющая сварить место разрыва. Кроме того, при сильной деформации также могут возникнуть и микротрещины, которые становятся видны только в процессе правки диска. В этом случае так же используется аргонно-дуговая сварка.

В любом случае, как я уже сказал ранее, подавляющее большинство дисков можно отремонтировать и структура диска от этого слабее не станет.

В этой статье мы с вами разобрались, каков технологический процесс ремонта дисков и чем же отличается правка от прокатки диска.

Что такое прокатка колесных дисков и как она правильно выполняется

Почти для каждого автовладельца главная проблема — дороги. Речь идёт о состояние дорог. Различные ямки, трещины и неровности встречаются на пути практически каждого автомобилиста. А ведь это очень вредно для автомобиля! Такие ситуации на дорогах оборачиваются тем, что ходовая часть автомобиля страдает. Она не может выдержать и начинает медленно разваливаться.

В результате возникают неисправности, различные детали подвески выходят из строя. Конечно же, все это случается раньше времени, которое указано изготовителем. В подобных условиях нереально не повредить подвеску. При попадании в яму риск повредить диск значительно возрастет. Тут сразу встаёт вполне уместный вопрос насчёт того, что делать дальше и как привести в порядок изделие.

Пойти можно двумя путями. Первым выходом будет приобретение нового изделия, а также одного комплекта. Вторым вариантом будет восстановление изделия. Одним из способов реставрации является прокатка. Ниже мы расскажем, как ее делать.

Как делается процедура прокатки

Все зависит от того, насколько сильно изделие пострадало и характера проявления нарушения геометрии на диске, используются различные методы прокатки.

Сам процесс имеет свои особые нюансы в зависимости от того, о каком именно типе дисков идёт речь. Процедура будет очень различаться, если имеют дело со штампованными и литыми конструкциями. Очень важно рассмотреть все эти тонкости и нюансы.

Прокатка штампованных изделий

Как считают профессионалы, и это верное мнение, прокатка имеет место быть в особенности для стальных штампованных дисков. Работать с литыми конструкциями подобными методами во многих случаях неактуально. Об этом речь пойдёт дальше.

Штампованные изделия можно прокатать следующими способами:

  • Частично. При таком варианте все воздействие приходится только на поврежденную область изделия. О плюсах и минусах этого варианта сказать однозначно нельзя, так как при таком методе толщина не уменьшиться, но и идеального баланса добиться нельзя.
  • Полноценно. При такой прокатке обрабатывается поверхность полностью. Этот метод славится тем, то в результате получается выровненный и сбалансированный диск. Однако есть и минусы. При подобной прокатке существует вероятность навредить диску, так как воздействие приходится целиком на него. Из-за этого метода изделие теряет свою толщину, и конструкция будет хрупкой.

Сама процедура прокатки делается в соответствии со следующей технологией:

  1. На первом этапе мастер должен сделать зрительный осмотр имеющихся дефектов. Так можно понять, как сильно изделие повреждено, и есть ли смысл в прокатке. За некоторые изделия мастера даже не думают браться, ведь сразу видно, есть ли смысл что-то делать.
  2. Если диск можно привести в порядок, тогда его устанавливают и закрепляют на специальном станке.
  3. На станке существует ролик, который был сделан из легированной стали. По нему вращается диск, тем самым он придаёт медленно свою первичную форму.
  4. После завершения работы станка нужно сделать контрольную проверку формы и геометрии, произвести необходимые замеры.

По завершению прокатки не обойтись без процедуры балансировки. Зрительно её сделать тоже нельзя. Тут используется другой специализированный станок.