Штурман это кто в автомобиле?

Кто такой штурман?

Штурман — это тот, кто профессионально управляет каким-либо транспортом. Этот специалист может управлять, например, подводным транспортом, либо самолетом.

Штурман — кто это?


Название профессии пришло из немецкого языка. В дословном переводе — «человек руля». Главная обязанность представителя профессии — направление транспортного средства по установленному курсу и отслеживание состояния местности.

Штурман может работать и на воде, и в воздухе, и на суше. Без этого специалиста невозможно представить управление кораблем, авиатранспортом и даже гоночным автомобилем на ралли.

Обязанности штурмана

Спектр обязанностей специалиста зависит от места его работы.

Если он служит на флоте, то у него следующие обязанности:

  • планирование маршрута;
  • расчет траектории движения;
  • внесение данных о пути следования на специальные носители;
  • отслеживание работы оборудования.

Иногда штурмана на корабле называют капитаном — это не ошибка, а более широкий термин для названия его деятельности. Он организовывает работу экипажа и прокладывает маршруты.

Штурман в авиации — это один из членов летного состава, обязанности которого заключается в следующем:

  • отслеживание показателей навигационной техники;
  • прокладка курса;
  • разметка маршрута на карте.

Также штурман — это тот, кто работает с боеприпасами и ведет аэросъемку, если выполняется боевой вылет.

Еще одна особенность авиационного штурмана — это то, что профессия включает в себя множество узких специализаций:

  1. испытатель;
  2. оператор;
  3. инструктор;

Штурман и его знания также необходим и в гоночном спорте. Здесь его обязанности включают в себя следующее:

  • проведение подготовительных мероприятий;
  • помощь пилоту с выбором направления движения, скоростью;
  • общение с судейской коллегией;
  • знакомство с местностью, составление примерного маршрута.

Чтобы выполнять свои обязанности, нужно знать:

  • картографию;
  • устройство и особенности навигационных приборов;
  • принципы использования навигационных средств;
  • принятую терминологию и специальные обозначения.

Требования к квалификации штурмана

Для работы в качестве штурмана нужно иметь профильное образование, а также хорошее состояние здоровья и физическую подготовку.

Медицинские противопоказания:

  1. заболевания сердечно-сосудистой системы;
  2. болезни органов дыхания;
  3. проблемы опорно-двигательного аппарата;
  4. нарушения слуха или зрения;
  5. нервные и психические расстройства;
  6. страх высоты, замкнутых пространств.

Штурман — это ещё и тот, кто в некоторых случаях совершает международные маршруты, поэтому ему необходимо владеть иностранным языком. Чаще всего работодатель удовлетворяется знанием английского языка, но возможны ситуации, когда нужен какой-то определенный язык.

Где выучиться профессии штурман


Работать по этой специальности может только специалист с высшим образованием. Нет ни одного дистанционного или очного курса, после которого можно выходить в рейс или сопровождать пилота во время ралли.

Для получения диплома необходимо определить будущий профиль, а после этого поступать в соответствующий университет: авиационный, водного транспорта, транспортный или путей сообщения.

Вузы с соответствующей специальностью есть практически в каждом крупном городе.

5 вузов, где можно выучиться на штурмана:

Образовательная программа каждого направления обязательно включает производственную практику. Это позволяет быстрее устроиться на работу по окончании обучения.

Карьерные перспективы штурмана

Авиационный штурман может занять должность командира воздушного судна. Специалист, который служит во флоте, может стать либо главным штурманом, либо развиваться по командирской линии.

Представители обеих специальностей могут начать административную карьеру в своей отрасли.

Личностные качества штурмана

Профессиональный штурман — это тот, кто обладает следующими качествами:

  • аналитический склад ума;
  • техническое мышление;
  • внимательность и наблюдательность;
  • умение быстро ориентироваться в ситуации;
  • навыки организатора;
  • ответственность;
  • дисциплинированность.

Уровень зарплаты штурмана


Зарплата специалиста широко варьируется в зависимости от обязанностей, уровня подготовки и опыта.

По информации сервисов по поиску сотрудников, штурман может рассчитывать на следующую зарплату:

  • Минимальная — примерно 40 тысяч рублей.
  • Максимальная — от 90 тысяч рублей.

Плюсы и минусы профессии штурман

Плюсы:

  • интересная деятельность;
  • возможность увидеть новые города и страны.

Минусы:

  • сложные условия труда;
  • длительные командировки.

ШТУРМАН

Смотреть что такое ШТУРМАН в других словарях:

ШТУРМАН

помощник капитана на коммерческом судне (см. Шкипер); на военных судах — офицер, специалист по кораблевождению; до 1880-х годов штурманы образовали осо. смотреть

ШТУРМАН

ШТУРМАН, -а, мн. -ы, -ов и (разг.) -а, -ов м. Специалист по проведениюпо курс^ судов, летательных аппаратов. * Подземный штурман (разг.) -нивелировщик нг подземных работах. 11 прил. штурманский -ая, -ое. смотреть

ШТУРМАН

штурман м. Специалист по прокладке курса и вождению судов и летательных аппаратов.

ШТУРМАН

штурман м. мор., ав.navigator; (на речном теплоходе) mate

ШТУРМАН

штурман нивелировщик Словарь русских синонимов. штурман сущ., кол-во синонимов: 9 • автоштурман (2) • блудила (2) • германизм (176) • звездовожатый (1) • моревод (1) • нивелировщик (1) • подштурман (2) • профессия (336) • флаг-штурман (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман. смотреть

ШТУРМАН

Штурман — помощник капитана на коммерческом судне (см. Шкипер); на военных судах — офицер, специалист по кораблевождению; до 1880-х годов штурманы образовали особый корпус офицеров; после этого было решено, чтобы каждый флотский строевой офицер знал штурманское дело, и корпус штурманов был назначен к упразднению, т. е. прекращен выпуск офицеров в этот корпус.

ШТУРМАН

ШТУРМАН(гол. и англ., от stuur — руль, и mann — человек). Лицо, руководящее ходом корабля — кораблевожатый, на обязанности которого вести дневник кораб. смотреть

ШТУРМАН

ШТУРМАН (Navigator, navigating officer) — в военном флоте — специалист командного состава, ведающий вопросами кораблевождения и маневрирования: в торг. смотреть

ШТУРМАН

ШТУ́РМАН, а, ч.1. Фахівець із водіння військових надводних або підводних кораблів, що має офіцерське звання.Трапом з моряцькою спритністю легко збігає . смотреть

ШТУРМАН

(от гол. stuur — руль, управление и man — человек), должностное лицо на флоте и в авиации, имеющее спец. подготовку и обеспечивающее точное, надёжное и. смотреть

ШТУРМАН

1) Орфографическая запись слова: штурман2) Ударение в слове: шт`урман3) Деление слова на слоги (перенос слова): штурман4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ШТУРМАН

-а, мн. шту́рманы и штурмана́, м. Специалист по вождению надводных, подводных кораблей и летательных аппаратов.Штурман дальнего плавания. □ Штурман бы. смотреть

ШТУРМАН

Á сущ см. _Приложение II(специалист по прокладке курса)шту́рманамн.шту́рманышту́рмановПрофессиональная речь:В профессиональном общении моряков принято. смотреть

ШТУРМАН

должностное лицо иа флоте и в авиации, имеющее специальную подготовку и обеспечивающее точное и безопасное плавание и боевое маневрирование кораблей (с. смотреть

ШТУРМАН

м Navigationsoffizier m; Steuermann m (умл.) (pl тж. -leute); ав. Navigator m, pl -torenСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, ни. смотреть

ШТУРМАН

• на самолете navigátor• kormányos * * *м1) kormányos, első tiszt 2) (в автоспорте) navigátor Синонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод. смотреть

ШТУРМАН

імен. чол. роду, жив.ав., мор.1. фахівець з водіння військових надводних або підводних човнів, що має офіцерське звання2. у торгівельному флоті -помічн. смотреть

ШТУРМАН

-а, ч. 1) Фахівець із водіння військових надводних або підводних кораблів, що має офіцерське звання; прокладає курс руху, визначає положення корабля, . смотреть

Читайте также  Какую полировочную машинку выбрать для автомобиля?

ШТУРМАН

ШТУРМАН морск. вообще, кто ведет дневник пути корабля, делает счисленье, наблюдает и вычисляет широту и долготу, определяет место корабля на карте и пр. Корпус штурманов, штурмансках чинов. Штурманская должность, -каюта. Штурвал м. ворот с рукоятими, коим правят на корабле, управляя рулем; штуртрос, веревка или витой ремень, который ворочает руль, возжица.

ШТУРМАН

корень — ШТУРМАН; нулевое окончание;Основа слова: ШТУРМАНВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ШТУРМАН; ⏰Слово Штурман со. смотреть

ШТУРМАН

м мор ав navegador m, navegante m, piloto mСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурма. смотреть

ШТУРМАН

штурманנַווָט ז’ [נ’ נַווֶטֶת]* * *נווטשייטСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман. смотреть

ШТУРМАН

Заим. в Петровскую эпоху из голл. яз., в котором stuurman — сложение stuur — «руль» и man — «человек, мужчина». Штурман буквально значит «рулевой».Сино. смотреть

ШТУРМАН

шту́рман, шту́рманы, шту́рмана, шту́рмана, шту́рманов, шту́рману, шту́рманам, шту́рмана, шту́рманов, шту́рманом, шту́рманами, шту́рмане, шту́рманах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман. смотреть

ШТУРМАН

(2 м); мн. шту/рманы, Р. шту/рмановСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман

ШТУРМАН

-а, ч. 1》 Фахівець із водіння військових надводних або підводних кораблів, що має офіцерське звання; прокладає курс руху, визначає положення корабля, . смотреть

ШТУРМАН

м. (мн. штурманы, штурмана) мор., ав.navegador m, navegante m; воен. мор. oficial de derrota

ШТУРМАН

м. ав., мор. navigateur mСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман

ШТУРМАН

gemici* * *мseyrüseferci; seyrüsefer pilotu ав.Синонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-шту. смотреть

ШТУРМАН

Настоящее имя: Ануфриев Иван ПетровичПериодические издания:• Котлин, 1898Источники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общес. смотреть

ШТУРМАН

Уран Унт Унр Туш Турман Тур Тун Туман Транш Тау Там Рута Руна Урат Урман Руан Урна Ушан Шар Раут Рант Шарм Рам Шатун Шаурм Шмар Шмат Шнур Шрам Нут Штурм Штурман Шуан Шум Нтр Наур Наум Мшар Шунт Маш Мат Марш Март Мант Ман Аут Ант Амур Амт Шут Арт Атм Шура Муар Мур Мураш Шуман Муштра Натр. смотреть

ШТУРМАН

штурман м Navigationsoffizier ( — v i — ] m 1a; Steuermann m 1b*, pl тж. -leute; ав. Navigator ( — v i — ] m 1, pl -torenСинонимы: автоштурман, герм. смотреть

ШТУРМАН

шту́рман, -а; мн. шту́рманы, -овСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман

ШТУРМАН

ШТУРМАН штурмана, м. (гол. stuurman). На больших, а также военных судах — специалист по кораблевождению. Старший штурман. Младший штурман. 1) На малых судах — помощник капитана. || В авиации — специалист по вождению летательных аппаратов. Штурман эскадрильи.

ШТУРМАН

flight navigator, navigator* * *шту́рман м.navigatorСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, фла. смотреть

ШТУРМАН

м. авиац., суд. ufficiale m di rotta

ШТУРМАН

штурман шту́рманстар. штюрман, Уст. морск. 1720 г. (см. Смирнов 339), стюрман, 1697 г.; см. Христиани 39. Из нидерл. stuurman «кормщик, рулевой», ср.-н. смотреть

ШТУРМАН

Rzeczownik штурман m nawigator m

ШТУРМАН

м. ав., мор. navigateur m

ШТУРМАН

ШТУРМАН, -а, мн. -ы, -ов и (разговорное) -а, -ов м. Специалист по проведению по курс^ судов, летательных аппаратов. Подземный штурман (разговорное) — нивелировщик нг подземных работах. || прилагательное штурманский -ая, -ое. смотреть

ШТУРМАН

штурман, шт′урман, -а, мн. ч. -ы, -овразг.) -а, -ов, м. Специалист по проведению по курсу судов, летательных аппаратов.• Подземный

ШТУРМАН

сущ. муж. рода; одуш.ав.штурман

ШТУРМАН

шт’урман, -аСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман

ШТУРМАН

стар. штюрман, Уст. морск. 1720 г. (см. Смирнов 339), стюрман, 1697 г.; см. Христиани 39. Из нидерл. stuurman «кормщик, рулевой», ср.-н.-нем. sturman; см. Мелен 208; Преобр., Труды I, 108; М.–Э. 3, 1110. смотреть

ШТУРМАН

м. мор. ав. ufficiale di rotta / navigazione, navigatore Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман. смотреть

ШТУРМАН

【阳】1) 海 (大船和军舰上的) 航海长, 航海员; (小船上的) 副航长2) 空 领航员

ШТУРМАН

Шту́рманмор. nahodha (ma-; -), kiongozi wa meli (vi-);(ав.) rubani (ma-), kiongozi wa eropleni (vi-)

ШТУРМАН

navigatorСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман

ШТУРМАН

ШТУРМАН

领航员 lǐnghángyuánСинонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман

ШТУРМАН

ШТУРМАН. Заим. в Петровскую эпоху из голл. яз., в котором stuurman — сложение stuur — «руль» и man — «человек, мужчина». Штурман буквально значит «руле. смотреть

ШТУРМАН

Ударение в слове: шт`урманУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: шт`урман

ШТУРМАН

техн. (специальность) шту́рман, керма́нич Синонимы: автоштурман, германизм, звездовожатый, моревод, нивелировщик, подштурман, профессия, флаг-штурман. смотреть

ШТУРМАН

шту’рман, шту’рманы, шту’рмана, шту’рмана, шту’рманов, шту’рману, шту’рманам, шту’рмана, шту’рманов, шту’рманом, шту’рманами, шту’рмане, шту’рманах

ШТУРМАН

шту́рман (від голл. stuurman – стерновий) спеціаліст з водіння літаків, кораблів; прокладає курс руху, визначає положення корабля, літака.

ШТУРМАН

штурман [гол. stuurman] — специалист по вождению кораблей, самолетов, дирижаблей; ю. прокладывает курс, отмечает движение судн.

ШТУРМАН

квалификационное профессиональное звание, присваиваемое лицам судоводительской специальности. В России впервые введено в 1768 г.

ШТУРМАН

штурман; ч. (гол., стерновий) 1. Фахівець з водіння військових надводних або підводних кораблів, що має офіцерське звання. 2. Водій.

ШТУРМАН

Заимствование из голландского, где stuurman образовано сложением слов stuur – «руль» и man – «человек». Штурман буквально – «рулевой».

ШТУРМАН

мор., ав.navigator, navigation officer

ШТУРМАН

штурман (кемелердің, ұшақтардың бағытын, келе жатқан орнын, нысанасын т.б. басқаратын маман); старший штурман аға штурман

ШТУРМАН

• kormidelník• letovod• navigační důstojník• navigátor

ШТУРМАН

специалист по вождению надводных, подводных и воздушных кораблей. Намечает и контролирует курс корабля.

Штурман это. Определение, специфика профессии

Поговорим о профессии-мечте многих мальчишек? Узнаем, кто это — штурман в небе, корабле, космосе и на авторалли?

Кто он?

Слово произошло от нидерл. stuurman. Это композиция из двух слов: stuur — «руль», man — «человек». Штурман — это профессия, должность, специальность, профессиональное звание, вид деятельности члена экипажа корабля, воздушного судна, космического устройства или гоночного автомобиля, чья главная задача — ориентация на местности, контроль за следованием по заданному курсу.

Таким образом, профессия напрямую связана с управлением транспортом:

  • Водным на флоте.
  • Автомобильным на различных ралли.
  • Воздушным в авиации.

Кроме того, в некоторых произведениях научно-фантастического жанра штурманы — это навигаторы космических кораблей. Может быть, когда-нибудь эта профессия станет реальной.

Штурман на флоте

Здесь штурман — это специальность, связанная с управлением транспортом: надводным (судно, корабль) или подводным (батискаф, подлодка). Присваивается звание представителям судоводительской специальности. Обязанности у них на флоте следующие:

  • Прокладка курса.
  • Исчисление перемещений.
  • Отображение следования корабля на карте.
  • Контроль за исправным функционированием приборов навигации.

В бытовом плане морской штурман — это капитан судна, корабля, иного плавательного средства; человек, умеющий самостоятельно или с помощью команды управлять надводным, подводным транспортом.

Читайте также  Как открутить шкив коленвала на автомате?

Профессия появилась в эпоху Великих географических открытий как следствие изобретения навигационных приборов. Поэтому был необходим человек, умеющий ими пользоваться, отлично знающий математику, астрономию, лоцманское дело. В России же начало централизованной штурманской службе было положено 25 января 1701 года согласно повелению Петра Великого.

Среди знаментитых навигаторов можно отметить С. И. Челюскина, Ф. Розмыслова, А. И. Велькицкого, В. И. Альбанова. В нашей стране профессиональный праздник штурманов ВМФ отмечается 25 января.

Штурман в авиации

В авиационном деле деле бортштурман — это одна из должностей летного состава. Его обязанности следующие:

  • Проложение маршрута.
  • Отметка передвижения на карте — топографической или цифровой.
  • Контроль за работой навигационных устройств.

В военного типа авиации задачи летчика-штурмана несколько иные: прицеливание и сброс бомб, ведение фотосъемки, наведение и дальнейший спуск ракет. Кроме того, здесь есть такая профессия, как штурман-оператор — специализация более узкая, которая никак не связана с навигацией.

Штурман порой дублирует летчика, для чего проводится специальное его обучение управлению летательным аппаратом. В нашей стране можно встретить следующие узкие специализации внутри данной профессии:

  • Испытатель.
  • Оператор.
  • Инструктор.
  • Главный инспектор.
  • Старший инспектор.
  • Ведущий инспектор.
  • Штурман воздушного судна.
  • Штурман авиационной эскадрильи.
  • Старший авиационного училища.
  • Старший авиационного предприятия.
  • Старший авиационного центра.
  • Главный штурман.
  • Флагштурман.

Профессиональный праздник представителями профессии отмечается 24 марта — это день создания центральной аэронавигационной станции в 1916 году.

Штурман на ралли

Здесь штурман — это второй член экипажа, который должен следить за маршрутом по карте, дорожной книге, стенограмме, смысл чего в том, чтобы давать водителю необходимые инструкции по передвижению. Характерна такая роль не только для ралли-рейдов, но и для классического ралли, только в последнем случае штурман уже не занят ориентированием. Его обязанности: соблюдение нормативов по времени и скорости, контроль записей в штурмановской тетради или на карте, общение с судьями.

Перечислим общие задания штурмана в гоночном спорте:

  • Подготовка к соревнованию: разбирается в правилах, судейских документах, высчитывает необходимую скорость передвижения, составляет маршрутный лист.
  • Взаимодействие экипажа с судейской командой.
  • Составление стенограммы — «легенды» трассы. В случаях, когда предварительное знакомство с картой невозможно, ориентируется на дорожную книгу (стенограмму, написанную организаторами).
  • Соблюдение графика скорости прохождения трассы.
  • Ориентация на незнакомой местности.
  • Указания пилоту на направление, скорость и характер движения.

Есть штурман на корабле, воздушном судне, экипаже гоночного автомобиля. Причем везде это ответственная и нужная специальность, требующая немалых знаний, выдержки, развитой интуиции и опыта.

Sudarev › Blog › Что говорит штурман пилоту в ралли и зачем?!

Давно меня просили написать на эту тему, наконец дошли руки!
В этой записи я постараюсь рассказать, что, как и зачем говорит штурман пилоту, и что такое «стенограмма».

Запись будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Отвечу на самые популярные вопросы.
Вторая для тех кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.

Часть первая.
Начнем с простого, как же они слышат друг друга? И как мы слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, специально раллийных шлемах они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобным, но такой комплект можно купить и установить.

Шлемы шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», переговорное устройство или на сленге «переговорка».

Размещают ее обычно так чтобы оба члена экипажа могли дотянуться не отстегиваясь.

Так же из этого устройства сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер установленных в автомобиле. Так чтобы потом это могли увидеть для разбора полетов после гонки, да и зрителям бывает интересно)

Для иллюстрации приведу видео Российских экипажей которые уже засветились на мировой арене своей скоростью. И хорошо известны в гоночных кругах. Ну и с юмором у них порядок)


Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок по кругу (кольцевой трассе как Ф1) где пилоты заучивают каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км из которых 200 движение на время, то есть кто быстрей тот и выиграл. И это не по кругу.

Эти участки где на время длинной от 2 до 50км где надо ехать в режиме гонки или как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней когда экипажи ездят на обычных машинах соблюдая ПДД по этим участкам трассы, этот процесс называется ознакомление. Так вот ключевой момент в том что проехать по каждой дороге можно только 2 раза!

И как за 2 раза запомнить 100-200 км трассы с огромным количеством поворотов?! Да никак!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами как можно точнее описать дорогу, чтобы можно было потом в день гонки по этой записи ехать как можно быстрее. За эти 2 проезда пилот и штурман создают стенограмму. И потом уже в гонке штурман читает это пилоту по написанному.

В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать, вовремя понятно прочитать и только уже потом быстро проехать)

Что записывают в стенограмму?
Несколько основных пунктов которые обязательно записывают
1. Сложность поворота
Кто то пишет категорию цифрой, есть системы где это пишется словами
2. Расстояние до следующей позиции
И вот та большая цифра типо 60 или 120 которую вы слышите на приведенных мною видео это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают))

3. Препятствия типо трамплинов и горок за которыми ничего не видно или летишь
4. Смены покрытия, сужения расширения и тому подобное.

Как это записывают на ходу?
Если вы когда то пытались написать диктант в едущей по грунтовой не всегда ровной дороге машине то вы поймете о чем я. Писать все словами было бы неудобно долго и сложно. Поэтому родилось куча обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея в сокращении часто встречающихся слов или превращении их в значки. Как пример приведу фото пары страниц нашей стенограммы.

Часть вторая
Здесь интересно будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.

Прежде чем я опишу свою стенограмму, хочу дать ссылки на быстрых, авторитетных, известных.
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале нашей команды. Там я собрал много часов рассказов лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей). Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все там есть!

Читайте также  Мощность 1000 Вт что это значит?

Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему на мой взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться можно по ССЫЛКЕ. Несмотря на то что лично для меня такая система не подходит, как и у многих раллистов, у меня другая система. Читал, изучал очень подробно, кое что позаимствовал и всем заинтересованным рекомендую! Добавлю, что важно не какими словами и терминами описывать, а что именно записывать и зачем. И вот тут большинство быстрых пилотов пишут одно и тоже, просто разными словами.

Моя стенограмма.
Меня уже не раз спрашивали, что как у меня в стенограмме, я систематизировал все в как можно в меньшее количество листов. Основные аспекты здесь.

Что говорит штурман пилоту в ралли и зачем?

Автор: Сергей Сударев
В этой записи я постараюсь рассказать, что, как и зачем говорит штурман пилоту, и что такое «стенограмма».

Запись будет условно разделена на 2 части.
Первая часть обще развлекательная для тех кому любопытно. Отвечу на самые популярные вопросы.
Вторая для тех кто интересуется с практической точки зрения стенограммой и ее написанием.

Часть первая.
Начнем с простого, как же они слышат друг друга? И как мы слышим их на видео?
Дело в том, что у каждого раллиста в шлеме есть микрофон и наушники, специально раллийных шлемах они обычно уже встроены с завода. Некоторые шлемы не оснащены подобным, но такой комплект можно купить и установить.

Шлемы шнурами соединены с устройством связи – его называют «интерком», переговорное устройство или на сленге «переговорка».

Размещают ее обычно так чтобы оба члена экипажа могли дотянуться не отстегиваясь.

Так же из этого устройства сигнал поступает на камеру или на систему записывающую видео с нескольких камер установленных в автомобиле. Так чтобы потом это могли увидеть для разбора полетов после гонки, да и зрителям бывает интересно)

Для иллюстрации приведу видео Российских экипажей которые уже засветились на мировой арене своей скоростью. И хорошо известны в гоночных кругах. Ну и с юмором у них порядок)


Зачем вообще нужен штурман и зачем он что то говорит?
В отличие от кольцевых гонок по кругу (кольцевой трассе как Ф1) где пилоты заучивают каждый поворот и каждую ямку, в ралли все происходит по другому.
В ралли трасса может составлять к примеру более 500 км из которых 200 движение на время, то есть кто быстрей тот и выиграл. И это не по кругу.

Эти участки где на время длинной от 2 до 50км где надо ехать в режиме гонки или как раллисты порой на сленге говорят «на все деньги». Перед гонкой отведен специальный день или несколько дней когда экипажи ездят на обычных машинах соблюдая ПДД по этим участкам трассы, этот процесс называется ознакомление. Так вот ключевой момент в том что проехать по каждой дороге можно только 2 раза!

И как за 2 раза запомнить 100-200 км трассы с огромным количеством поворотов?! Да никак!
Поэтому и появилась так называемая «стенограмма». Это система записи которая позволяет условными обозначениями и словами как можно точнее описать дорогу, чтобы можно было потом в день гонки по этой записи ехать как можно быстрее. За эти 2 проезда пилот и штурман создают стенограмму. И потом уже в гонке штурман читает это пилоту по написанному.

В этом и есть одна из сложностей этого вида автомобильного спорта. Хорошо написать, вовремя понятно прочитать и только уже потом быстро проехать)

Что записывают в стенограмму?
Несколько основных пунктов которые обязательно записывают
1. Сложность поворота
Кто то пишет категорию цифрой, есть системы где это пишется словами
2. Расстояние до следующей позиции
И вот та большая цифра типо 60 или 120 которую вы слышите на приведенных мною видео это как раз расстояние в метрах, а не скорость как многие думают))

3. Препятствия типо трамплинов и горок за которыми ничего не видно или летишь
4. Смены покрытия, сужения расширения и тому подобное.

Как это записывают на ходу?
Если вы когда то пытались написать диктант в едущей по грунтовой не всегда ровной дороге машине то вы поймете о чем я. Писать все словами было бы неудобно долго и сложно. Поэтому родилось куча обозначений.
У разных штурманов они свои, но общая идея в сокращении часто встречающихся слов или превращении их в значки. Как пример приведу фото пары страниц нашей стенограммы.

Часть вторая
Здесь интересно будет только тем, кто занимается или хочет заниматься ралли.

Прежде чем я опишу свою стенограмму, хочу дать ссылки на быстрых, авторитетных, известных.
Многие известные и быстрые раллисты рассказывали про стенограмму. С частью этих рассказов можно ознакомится в ПЛЕЙЛИСТЕ на канале нашей команды. Там я собрал много часов рассказов лучших Российских раллистов о ралли (вождение, стенограмма, технические аспекты настроек автомобилей). Грязин, Лукьянюк, Брославский, Щукин, Васин — все там есть!

Некоторые из них описывали это письменно. Лучший труд на эту тему на мой взгляд у Станислава Грязина. Ознакомиться можно по ССЫЛКЕ. Несмотря на то что лично для меня такая система не подходит, как и у многих раллистов, у меня другая система. Читал, изучал очень подробно, кое что позаимствовал и всем заинтересованным рекомендую! Добавлю, что важно не какими словами и терминами описывать, а что именно записывать и зачем. И вот тут большинство быстрых пилотов пишут одно и тоже, просто разными словами.

Моя стенограмма.
Меня уже не раз спрашивали, что как у меня в стенограмме, я систематизировал все в как можно в меньшее количество листов. Основные аспекты здесь.