4 wd что это значит?

KYZNECHIK34 › Блог › Какой привод лучше: RWD, FWD, 4WD или все таки AWD?

Для многих из нас эти аббревиатуры не просто набор латинских букв. Но, к сожалению, есть большое количество автолюбителей, которые не знают, что обозначают эти зашифрованные буквы. Эти сокращенные названия обозначают тип привода автомобиля. Но из-за разнообразия технологий на мировой арене не прекращаются споры, какой тип привода лучше и эффективней? Также многих из нас волнует вопрос, с каким приводом купить автомашину? Мы решили разобраться в этом вопросе.

4WD против AWD. RWD против FWD. Дискуссии, какой тип привода самый лучший продолжаются уже долгие годы. Конечно, что для Вас лучше, зависит от Ваших предпочтений и финансовых возможностей. С каким приводом купить автомобиль необходимо решать в зависимости от места Вашего проживания, от образа Вашей жизни и т.п. Также для того, чтобы понять какой тип привода лучше необходимо четко понимать, как работает каждый тип привода.

Какие бывают типы проводов автомобилей?

Задний привод: В этом типе привода двигатель передает крутящий момент на задние колеса автомобиля. Как правило, задний тип привода используется на мощных автомобилях и на пикапах. При использовании в машине заднего привода достигается оптимальный баланс веса. Но есть минусы. Задний привод менее эффективный и дороже обходится при производстве автомашин.

Передний привод: Двигатель, коробка, привод, дифференциал (который позволяет двигаться колесам с разной скоростью) объединены в один единый блок передачи крутящего момента на переднюю ось. Автомобили с передним приводом (FWD) самые популярные на мировом авторынке. Если для Вас главное это экономия топлива и не большая стоимость автомашины, то транспортное средство с передним приводом отличный выбор для приобретения.

Все дело в том, что себестоимость машины с передним приводом значительно меньше, чем автомобиль с задним приводом. Также расход топлива у автомобилей с передним приводом значительно ниже, чем у транспортных средств оснащенных задним приводом.

Полный привод (4х4): В большинстве автомобилей с полным приводом (4WD) водитель может самостоятельно выбирать, как распределять мощность между всеми четырьмя колесами. Так во многих машинах можно отключить передачу крутящего момента на одну ось (как правило, отключается передний мост). К сожалению, за последние годы полноценный полный привод с возможностью переключения передачи крутящего момента автопроизводители стали использовать очень редко, так как этот тип привода наименее эффективен и имеет большую себестоимость.

В последнее время раздаточная коробка редко применяется на современных автомобилях. На смену пришла электроника, которая самостоятельно следит за вращением колес, тем самым контролируя максимальную эффективность автомобиля. Но, несмотря на изменение тенденций на авторынке, производители оставили в таких автомобилях возможность регулировать режим работы автомобиля. Так по желанию водитель может включить пониженную передачу крутящего момента, при которой скорость автомобиля низкая, а обороты двигателя повышенные. Это очень помогает при экстремальных условиях эксплуатации автомобиля (к примеру, если автомашина застряла в снегу).

All Wheel Drive: Это новый тип привода, который завоевывает весь авторынок (как правило, используется в кроссоверах). По данным авто экспертов к концу 2015 года в мире будет насчитываться около 30 процентов от всех автомобилей, с типом привода на колеса AWD. Этот тип привода, как правило, передает крутящий момент на передние колеса и только тогда, когда не хватает тяги, автомобиль автоматически подключает в работу задние колеса.

Таким образом, практически все автомашины с этим типом привода считаются полноприводными, хотя фактически таковыми являются, время от времени. Как правило, при подключении заднего привода в случае нехватки тяги, распределение крутящего момента составляет: 60 процентов на переднюю ось, 40 процентов на заднюю ось.
Но не во всех машинах с приводом AWD происходит неравномерное распределение крутящего момента. Так в автомобилях Subaru и Audi используется система распределения тяги 50:50. Правда стоит отметить, что машины оснащенные приводом AWD имеют несколько меньшую тягу по сравнению с транспортными средствами оснащенные приводом 4WD. Также в автомобилях AWD не хватает возможности включения пониженной передачи крутящего момента, как это предусмотрено на автомобилях с системой 4WD.

Где Вы живете?

Если Вы живете на юге России, то Вам может, не понадобится автомобиль оснащенный приводом AWD или 4WD. Если Вы хотите приобрести полноприводной автомобиль, подумайте понадобиться ли Вам дополнительное сцепление с дорогой? Если нет, то зачем Вы будете переплачивать за автомобиль при его покупке и тратить в процессе эксплуатации значительно больше денежных средств на топливо?

Ведь если Вы живёте в местности, где нет необходимости покупать полноприводный автомобиль, то лучше купить заднеприводную или переднеприводную машину, а также хорошую зимнюю резину.
Поверьте так Вы не только сэкономите деньги, но и не будете жалеть, что приобрели не тот автомобиль.

Если Вы живете в регионе, где зима не суровая и выпадает не много снега, то Вы можете приобрести переднеприводный автомобиль (FWD). Этого будет достаточно, чтобы чувствовать себя в зимнее время в безопасности на дороге. Преимущество переднего привода в зимнее время, это большой вес передней оси автомобиля (вес подвески, двигателя и трансмиссии). Благодаря этому ведущие передние колеса имеют гораздо лучшее сцепление с дорожным покрытием, в отличие от заднего привода, который имеет недостаточное сцепление с дорогой.

Как и где Вы эксплуатируете свой автомобиль?

Если Вы планируете использовать свой автомобиль в горной местности или Ваши поездки часто будут проходить по грязи, песку или снегу, то советуем Вам приобрести полноприводный автомобиль (4WD). Помните, что автомобили оснащенные приводом AWD предназначены также для бездорожья, но только для легкого. Все дело в том, что, как правило, машины с AWD приводом имеют значительно меньше клиренс по сравнению с полноценными полноприводными автомашинами (4WD). Поэтому если Вы думаете, что проедите по тяжелому бездорожью на AWD автомобиле, то помните, что Вы рискуете повредить автомашину.

Но если Вы не планируете покорять непроходимые места в полях и лесах, то лучше вместо 4WD приобрести автомобиль оборудованный системой привода AWD. Для городских условий, а также для эксплуатации в зимнее время это самый лучший выбор. Плюс машины с AWD системой потребляют значительно меньше бензина или дизельного топлива по сравнению с автомобилями 4WD.

Если Вы хотите приобрести машину строго для поездок на работу и обратно и Вашей первоочередной задачей является экономия топлива, то смело покупайте переднеприводную автомашину. Как правило, автомобили с передним приводом значительно эффективней по расходу топлива по сравнению с более тяжелыми полноприводными транспортными средствами.

Как мы рассказали в самом начале статьи, задний привод (RWD), как правило, используется на мощных и спортивных автомобилях. Оснащение мощных транспортных средств задним приводом дает более захватывающие ощущения от вождения. Другие машины, которые используют задний привод, предназначены для перевозки или буксировки тяжелых грузов (например, грузовые машины или пикапы). Также часто задний привод используется на больших мощных внедорожниках (к примеру, Tahoe и 4 Runner). Большинство внедорожников оснащены системой полного привода 4WD для наибольшей тяги и мощности.

4 везде. Какой полный привод лучше

Чем больше на улице снега, тем охотнее покупают полноприводные машины. Но полный привод полному рознь: типов 4WD много, и они существенно отличаются друг от друга. Что нужно знать о своей полноприводной машине? И какой полный привод лучше? Особенности работы 4WD — в нашем обзоре.

Полный привод обычно разделяют на постоянный и подключаемый, но такая строгая классификация слегка устарела: сегодня работой 4WD зачастую заведует электроника, делая машину то моноприводной (то есть с одной ведущей осью), то полноприводной, в зависимости от ситуации. Зато у автомобилистов в ходу понятие честный полный привод (другой, менее распространённый термин — дифференциальный полный привод). К честным относят схемы, в которых на ведущие колёса стабильно приходит тяга, вне зависимости от работы различных муфт и электронных систем. С них и начнём.

Part-time 4WD: жёстко подключаемый полный привод

«Парт-тайм» — наиболее простая и кондовая система принудительно подключаемого полного привода, традиционная для внедорожников со времён военного Jeep Willys. Из-за своей утилитарности на современных машинах она встречается всё реже. Исключение — Suzuki Jimny, который даже в новом поколении 2019 года остаётся с тем же жёстким 4WD, что и все предыдущие «Джимники». Также part-time используют все УАЗы (включая «Патриот»), Toyota Land Cruiser 70 («Охотник»), Fortuner и FJ Cruiser; Jeep Wrangler и многие пикапы: Toyota Hilux, Tacoma и Tundra; Nissan Navara и NP300, Mazda BT-50. Чаще «парт-тайм» встречается на старых моделях: Suzuki Escudo/Grand Vitara (до 2005 г.), Nissan Safari/Patrol (до 2010 г.) и других.

Схему part-time называют жёсткой, поскольку при включении 4WD передняя и задняя оси машины связаны напрямую, без дифференциала. О конструкции дифференциала и его роли в автомобиле лучшее видео сняли в General Motors ещё в 1937 году. Оно настолько наглядно, что не требует перевода. Насладитесь довоенным отсутствием компьютерной графики:

Дифференциал позволяет колёсам ведущей оси вращаться с разной скоростью, что нужно при поворотах. Если автомобиль полноприводный и ведущих осей две, то между ними также необходим дифференциал. Как уже говорилось, в жёсткой схеме part-time межосевого дифференциала нет, что накладывает на такой полный привод ограничения: его нельзя использовать на асфальте. «Парт-тайм» создан для временного подключения: на грунте, в грязи, в песке, в снегу, на льду — везде, где колёса могут немного проскальзывать при повороте, компенсируя отсутствие дифференциала. При возвращении на чистый асфальт полный привод необходимо отключить. Кстати, не все владельцы тех же «Джимников» об этом знают, катаясь всю зиму с включенным 4WD. Последствия: повышенный износ резины и нагрузка на узлы трансмиссии, а также плохая управляемость — машина не хочет толком входить в повороты. Но и езда на заднем приводе зимой чревата заносами, ведь скользкий участок может возникнуть неожиданно. Поэтому схема part-time не слишком удобна в городских условиях и на высоких скоростях.

Читайте также  Как вернуть НДС за покупку автомобиля?

Плюсы и минусы part-time 4WD

✅ Простота и надёжность.

✅ Возможность отключать 4WD для экономии топлива.

⛔ Ограничения использования на твёрдых покрытиях.

⛔ Ухудшение управляемости в режиме 4WD.

Full-time 4WD: постоянный полный привод

В схеме full-time нет возможности отключить 4WD: ведущие колёса всегда связаны с двигателем, а для нормальной езды по асфальту между осями установлен третий — центральный — дифференциал. Такой тип привода называют «фултайм», постоянным полным. Им оснащены многие автомобили: Toyota Land Cruiser 80/100/200, Land Cruiser Prado; Volkswagen Touareg; Land Rover Discovery, Defender; и конечно, старушка Нива — с 1977 года! Список автомобилей с full-time 4WD очень велик и включает даже легковые автомобили и паркетники: Audi с классической трансмиссией Quattro, Toyota RAV4 первых двух поколений, Mark II и Crown в four-комплектациях; Suzuki Escudo/Grand Vitara 3 поколения, модели Subaru с трансмиссией VTD и другие. Правда, среди новых машин честный «фултайм» встречается всё реже.

Идеальна ли схема full-time? Разумеется, нет. Межосевой дифференциал классической конструкции («свободный» или «открытый») имеет существенный врождённый недостаток: он направляет тягу по пути наименьшего сопротивления. На практике это выглядит так: автомобиль с гордым шильдиком FULL-TIME 4WD попадает всего одним колесом в глубокий песок или грязь и не может тронуться — колесо в грязи беспомощно буксует, а все остальные стоят. 1WD! Всё потому, что дифференциалы (сперва межосевой, затем межколёсный) направляют крутящий момент на колесо, которое проще всего провернуть — то есть туда, где самое худшее сцепление с дорогой. Чтобы таких неловких ситуаций не возникало, требуется блокировка дифференциала — принудительное ограничение его стремления к свободному вращению.

Способы блокировки центрального (межосевого) дифференциала у разных машин отличаются. У серьёзных внедорожников есть возможность принудительной 100-процентной жёсткой блокировки — в таком режиме полный привод фактически превращается в part-time, со всеми присущими этой схеме ограничениями (нельзя использовать на асфальте). У легковых машин и паркетников жёсткой блокировки обычно нет — вместо неё дифференциал автоматически блокируется вязкостной, гидро- или электромеханической муфтой. Такие решения не обеспечивают полной блокировки, поэтому даже старый «Равчик» на бездорожье неровня «Прадо», хотя формально у обоих честный «фултайм».

Кстати, распределение крутящего момента между передней и задней осями у full-time 4WD далеко не всегда 50/50. Для лучшей управляемости в современных машинах с постоянным полным приводом применяют самоблокирующиеся дифференциалы Torsen, которые могут смещать до 80% тяги на одну (обычно заднюю) ось, или добиваются того же эффекта с помощью электронной блокировки. Так автомобиль становится более предсказуемым в поворотах, ничуть не теряя в «честности» полного привода.

Плюсы и минусы full-time 4WD

✅ Простота и надёжность.

✅ Возможность ездить на 4WD по любым покрытиям.

⛔ Необходимость блокировки межосевого дифференциала.

⛔ Повышенный расход топлива.

Селективный (отключаемый) полный привод

Объединить плюсы part-time и full-time смог селективный полный привод. Самый известный из них — Super Select от Mitsubishi (Pajero, Pajero Sport, Delica), хотя подобных систем было много: Multi-Mode у Toyota (Hilux Surf, 4Runner, Sequoia), All-mode 4WD у Nissan (Pathfinder), SelecTrac у Jeep (Grand Cherokee) и другие. Не «Супер-Селектом» единым!

Селективный полный привод представляет собой отключаемый full-time. Автомобиль может ездить на заднем приводе для экономии топлива и улучшения динамики (как на part-time), а при необходимости водитель подключает «передок», причём без ограничений: межосевой дифференциал здесь есть, так что на полном приводе можно ездить по любым покрытиям и на любых скоростях. Конечно, есть и жёсткая блокировка центрального дифференциала, ведь селективные системы 4WD встречаются только на полноценных внедорожниках.

Идеальный полный привод? Возможно — до тех пор, пока всё работает исправно. Большое количество режимов усложнило конструкцию, и со временем неизбежны проблемы с датчиками, контроллерами, актуаторами и прочими деталями этой, безусловно, продвинутой системы 4WD.

Плюсы и минусы селективного 4WD

✅ Возможность отключать 4WD для экономии топлива.

✅ Возможность ездить на 4WD по любым покрытиям.

⛔ Переусложнение конструкции, возможность отказов.

Автоматически подключаемый полный привод (AWD)

Вот мы и добрались до условно «нечестных» схем автоматически подключаемого полного привода, которые с каждым годом становятся популярнее. Принцип их работы схож: в нормальном режиме автомобиль остаётся условно моноприводным, а вторая ведущая ось активно включается в работу лишь при пробуксовке первой. Конечно, безо всяких дифференциалов — чаще всего тяга передаётся через вязкостную или фрикционную муфту.

Автомобилей с различными вариациями AWD сегодня большинство: фактически, это почти все полноприводные легковушки и кроссоверы. Европейские производители массово применяют в своих системах 4WD муфту Haldex, которая насчитывает уже 5 поколений. Азиатские автоконцерны чаще конструируют что-то своё: ATC/DTC у «Тойоты» или Active AWD у «Субару» (да-да, отнюдь не все Subaru оснащены честным полным приводом).

Нужно признать, что системы AWD прогрессируют, активно изживая детские болезни прошлых лет, за которые многие автомобилисты их до сих пор не любят. В продвинутых системах запаздывания подключения 4WD свели на нет, постоянно подводя 5–10% тяги на задние колёса. Умная электроника сама выбирает подходящий режим, оптимально распределяя крутящий момент между осями. А отключение полного привода, когда он не нужен, ощутимо экономит топливо.

Электронные эмуляции блокировок дифференциалов неплохо справляются с диагональными вывешиваниями, когда приходится съезжать с асфальта. Но на серьёзном бездорожье с AWD делать нечего: буксование в грязи или глубоком снегу приведёт к быстрой поломке муфты и очень дорогому ремонту. Фактически, системы AWD — это «асфальтовый» полный привод, предназначенный для комфортной эксплуатации в городе и на трассе.

Плюсы и минусы автоматически подключаемого AWD

✅ Работа в автоматическом режиме без вмешательства водителя.

✅ Автоматическое отключение 4WD для экономии топлива.

⛔ Отказы и перегрев муфт при активном буксовании.

⛔ Невозможность использования на серьёзном бездорожье.

Режимы 4WD

Если в вашем полноприводном автомобиле есть управление режимами трансмиссии — рычагом, кнопками или «шайбой», — обязательно изучите, как правильно применять их и переключаться между ними. Подробная информация есть в инструкции по эксплуатации машины. В таблице мы собрали наиболее распространённые варианты.

Режимы полноприводной трансмиссии

2H / 2WD / FWD /
RWD

Моноприводный режим: 4WD выключено, тяга идёт только на одну ось автомобиля. Используется на сухих дорогах с твёрдым покрытием, позволяет экономить топливо.

AUTO

Автоматический режим. В большинстве ситуаций автомобиль останется моноприводным, но при необходимости электроника подключит 4WD.

4H / 4HI / 4WD

Стандартный режим полного привода. Используется на плохих или скользких дорогах для улучшения проходимости и курсовой устойчивости.

4HLC / C. DIFF LOCK

Блокировка межосевого дифференциала. Используется при преодолении трудных участков для повышения проходимости. На твёрдых покрытиях режим должен быть выключен.

4L / LOW

Понижающая передача (демультипликатор). Используется для получения максимального крутящего момента при выезде из трудных участков. Также может помочь при крутых спусках и подъёмах.

Важно: переключение в этот режим и обратно обычно требует полной остановки машины и перевода КПП в нейтраль.

REAR DIFF LOCK / RR DIFF LOCK

Блокировка заднего межколёсного дифференциала. Используется при преодолении сложных участков на бездорожье.

FRONT DIFF LOCK / FR DIFF LOCK

Блокировка переднего межколёсного дифференциала. Используется при преодолении сложных участков на бездорожье.

Важно: в этом режиме рекомендуется двигаться только по прямой, не выворачивая руль.

Также всем владельцам машин с отключаемым полным приводом (part-time и селективным) рекомендуется ежемесячно проезжать минимум 16 км в режиме 4WD для смазывания всех узлов трансмиссии.

Какой же полный привод лучше? Тот, что больше подходит под ваши задачи. Покоряете бездорожье — надёжный «парт-тайм» вам в помощь. Хочется более универсальный автомобиль — выбирайте «фултайм» или селективный 4WD. А если с асфальта вы съезжаете редко, то и автоматический AWD вполне подойдёт. Интересных вам маршрутов и полного привода!

Що таке Повний привід 4WD і як працює? Принцип роботи і для чого потрібен.

Повний привід (4WD,4×4, AWD) — це різновид автомобільної трансмісії, в якій крутний момент від двигуна приводить в дію обидві осі машини. Повний привід (ПП) використовується на позашляховиках для збільшення прохідності. Його використання на звичайних автомобілях покращує ходові, а не позашляхові якості.

Види і типи повного приводу

Розрізняють кілька видів трансмісій з 4WD, що розрізняються способом включення і схемою роботи.

Підключається (part time)

У звичайних умовах енергія двигуна передається на одну вісь (задню або передню). При необхідності повний привід включається за допомогою спеціального важеля або кнопки. Це найпростіший і дешевий тип «four wheel drive», використовуваний для їзди по бездоріжжю. В даній трансмісії зазвичай відсутня диференціал, що розподіляє момент між осями. Тому її не можна експлуатувати постійно на шосе. В іншому випадку збільшується витрата палива і прискорюється знос покришок і трансмісії.

Читайте также  Какая разболтовка на дэу матиз?

На твердому покритті потрібно відключати повний привід. Його варто задіяти тільки в грязі, піску, на льоду або снігу. Його недолік в тому, що відсутність диференціала між осями погіршує керованість авто на льоду і мокрій асфальті.

Автоматична (Automatic 4WD)

Як і описана вище система Part time, даний вид трансмісії включається лише при необхідності. Однак замість водія це робить автоматика. Зв’язок реалізується з допомогою віскомуфти або багатодискового зчеплення під управлінням електроніки. Другий міст включається в роботу при пробуксовці коліс основного ведучого моста. Система забезпечує хороші ходові якості на піску, бруду або нечищенной зимовій дорозі. Однак вона погано пристосована для їзди по бездоріжжю: другий міст підключається занадто пізно, коли вже перший забуксував.

Підключається привід на основі віскомуфти не можна довго використовувати на бездоріжжі вузол може вийти з ладу через перегрів.

Деякі моделі обладнуються кнопкою попередньої блокування муфти, що дозволяє легко подолати складний ділянку.

Постійний повний привід (Full-time 4WD)

В машинах з таким типом трансмісії зусилля завжди передається на чотири колеса. Вони поділяються за допомогою міжосьового диференціала, який покращує керованість, зменшує знос шин і знижує навантаження на агрегати. Для поліпшення прохідності машини «Full-time 4WD» оснащуються блокуванням диференціалів (міжколісного і міжосьового). Ця функція реалізується в двох варіантах: автоматичному або ручному.

Такий тип машин найменш схильний до заносу і відрізняється найкращою прохідністю. При наявності блокування диференціала її потрібно включати лише перед подоланням бруду, снігу, піску або затяжного слизького підйому. В інших випадках це лише погіршує ходові характеристики і зменшує термін служби покришок і агрегатів.

Багаторежимний повний привід (Selectable 4WD)

найкращий тип трансмісії, що поєднує в собі переваги всіх вищеперелічених. Єдиний його недолік — висока ціна. Автомобіль з багаторежимним повним приводом може їздити з однією та двома провідними осями. Водій сам вибирає стан диференціалів. На асфальті досить передньої осі, на слизькій дорозі слід включити постійний привід на 4 колеса, а на бездоріжжі — заблокувати диференціал (на найважчих ділянках всі три міжосьовий і межколесные).

Повний привод: пристрій і робота

Найбільше поширення отримала повноприводна трансмісія з вискомуфтой. До її складу входять МКПП або АКПП, зчеплення, роздавальна коробка, карданні та головні передачі, межколесные і міжосьовий диференціали.

Такий варіант повного приводу використовується на авто з передньо — і задньопривідною компонуванням. У першому випадку КПП встановлюється поперек осі машини, у другому — уздовж. Це впливає на особливості конструкції «роздатки» і карданів.

Зчеплення на МКПП виконує дві функції:

оберігає трансмісію від перевантажень;

забезпечує короткочасне роз’єднання двигуна і КПП під час перемикання швидкостей.

АКПП обладнуються гідротрансформатором, що виконують аналогічну функцію.

Роздавальна коробка, яка включає понижуючий редуктор і міжосьовий диференціал, розподіляє крутний момент між осями і збільшує його при включенні «зниженої передачі».

Для поліпшення позашляхових характеристик трансмісія оснащується блокуванням міжосьового диференціала. У найпростішому випадку він автоматично блокується вискомуфтой. У більш просунутих моделях використовується багатодискова фрикційна муфта і диференціал Torsen з самоблокуванням.

На машинах, розрахованих на їзду по бездоріжжю, встановлюється автоматична або ручна блокування диференціалів між колесами.

Працює система таким чином:

крутний момент від двигуна передається через зчеплення на КПП;

потужність двигуна розподіляється по осях через роздавальну коробку;

карданні передачі приводять в дію межколесные диференціали задній і передній осей.

Який повний привід краще

Повний привід, що підключається в ручному режимі, майже не застосовується на серійних автомобілях. Більш поширена трансмісія з підключенням другої осі за допомогою фрикційної муфти. Вона може управлятися електронікою, зчитує дані про швидкості обертання коліс або блокуватися при нагріванні внаслідок проковзування.

Для рідкісних поїздок по бездоріжжю можна придбати машину з постійним повним приводом і диференціалом, що блокується з допомогою віскомуфти. Якщо ж чекають тривалі поїздки по піску і бруду, варто переплатити за багаторежимний повний привід, який однаково добре поводиться на трасі, в снігах або на розкислій грунтовій дорозі.

Переваги повного приводу

В порівнянні з машинами з однією провідною віссю повнопривідні авто відрізняються наступними перевагами:

покращений розгін на слизькому покритті;

хороша курсова стійкість.

Останнє твердження вірне лише для постійного привід на 4 колеса. Автоматична система 4WD з вискомуфтой може піднести неприємні сюрпризи, несподівано підключаючи другу провідну вісь.

Для забезпечення безпеки слід вибирати автомобілі з системою курсової стійкості (ESP). Вона здатна компенсувати помилки водія, запобігаючи можливість заносу.

Тест полного привода. Чем отличаются трансмиссии AWD, 4WD и 4×4?

​Какой полный привод лучше всего подходит для зимы, выясняем во время испытаний линейки автомобилей Porsche на сочинском автодроме Формулы 1.

Полноприводные автомобили сейчас популярны во всем мире, в особенности в регионах с изменчивым климатом. Считается, что такие машины могут одинаково хорошо передвигаться по размокшим грунтовым дорогам или по скользкому асфальту во время зимнего гололеда. Однако типов трансмиссий большое множество и покупая полноприводный автомобиль, совсем не означает, что владелец получает весь комплекс качеств, которые он ожидает. Какой же полный привод предпочесть?

Одни ведут, а другие на подхвате

Можно выделить три основных типа полноприводных трансмиссий: AWD, 4WD или 4×4. все они разнятся по конструкции и назначению. Чтобы выяснить преимущества той или иной схемы мы отправляемся на полигон Формулы 1 в Сочи.

Компания Porsche это не только производитель спорткаров, но в первую очередь крупный инжиниринговый центр, занимающийся разработкой и проектированием автомобилей, двигателей и трансмиссий для широкого круга заказчиков. К примеру, Audi и Volkswagen пользуются платформами, созданными Porsche. В них же заимствуется и схема передачи крутящего момента на все четыре колеса.

В компактном кроссовере Macan реализован подключаемый полный привод AWD. В трансмиссии стоит гидравлическая муфта, распределяющая момент между двумя осями. Она состоит из пакета фрикционов и гидравлической системы, способной сжимать диски фрикционов и блокировать муфту. В распущенном состоянии такой автомобиль передает до 90% тяги на задние колеса. Это позволяет экономить топливо при движении по сухому асфальту. Передние колеса хоть и получают 10% тяги, но почти не участвуют в поддержании динамики.

Однако как только кроссовер выезжает на скользкую поверхность, они принимаются за работу. В тот момент когда ведущие колеса на задней оси хоть чуточку проскальзывают, электроника дает команду гидравлической системе и немного поджимает диски муфты, чтобы перебросить на переднюю ось больше момента. В итоге, передние колеса начинают тянуть автомобиль за собой и помогают сохранить траекторию движения. Это очень хорошо заметно в повороте, когда на выходе начинаешь выдавать избыточный газ. Кроссовер пытается подвильнуть хвостом, однако в то же мгновение стабилизируется за счет активировавшегося передка.

В общем, подключаемый полный привод отлично подходит для движения по мокрым дорогам или для гололедицы. С гидравлической муфтой можно ползать даже по рыхлому снегу и легкому бездорожью. Гидравлика держит давление не хуже механического зацепления. Муфта почти не перегревается.

Гидравлическая муфта используется в основном для европейских машин с различными вариациями. В Volkswagen Tiguan она расположена в заднем мосту и подключает не переднюю ось, как на Macan, а заднюю. Двигатель и коробка там стоят поперечно, отчего кроссовер почти всегда ездит на переднем приводе и лишь изредка в случае необходимости активирует задние колеса.

На японских и корейских кроссоверах тоже используется подключаемый полный привод AWD, однако он имеет в своей основе не гидравлическую муфту, а электромагнитную. Она дешевле и хуже справляется с нагрузками. Такие трансмиссии почти бесполезны на бездорожье, потому как быстро перегреваются и выключаются.

Главное — не сломать зуб

Система полного привода 4WD считается более надежной, хотя и имеет некоторые ограничения. В ее основе лежит механическая муфта, которая передает постоянный момент на все четыре колеса. Такими трансмиссиями оснащаются в основном внедорожники, рассчитанные ездить не только по ровным дорогам, но и по тяжелому бездорожью. Porsche Cayenne один из них.

Механический дифференциал передает тягу не через пакет фрикционов, а через конические или коронарные шестерни, в зависимости от конструкции. Естественно такой полный привод никогда не перегреется и не выйдет из строя, если, конечно не сломать шестерню.

В Porsche Cayenne трансмиссии делит тягу в соотношении 40/60 для каждой из осей внедорожника. На скользком асфальте автомобиль стоит очень стабильно, хотя если перебрать со скоростью, то длинноходная подвеска начинает крениться и тяжелый кузов старается распрямить траекторию. Под большим газом задняя ось начинает подруливать, и машина проявляет черты заднеприводного болида. Избыточную поворачиваемость можно компенсировать только вмешательством электроники. Передняя ось вытягивать машину из заносов не может, потому как на нее всегда подается только 40% тяги. В этом главный недостаток 4WD. На высоких скоростях они проигрываю в маневренности электронноуправляемым муфтам.

Однако полноприводные системы 4WD очень надежны и могут прослужить не один десяток лет. Кроме того, они могут справляться с настоящим бездорожьем и высокими нагрузками.

Последние динозавры уходят

Настоящий полный привод 4×4 стал уделом немногих. Раньше он использовался на рамных внедорожниках, рассчитанных для экстремальных условий эксплуатации. К примеру, предыдущий Mercedes-Benz G-класса вооружался такой трансмиссией.

Система полного привода 4×4 имеет в своей основе только механический полный привод с блокируемым дифференциалом и раздаточной коробкой. При выезде на бездорожье автомобили 4×4 могут жестко заблокировать межосевой и задний дифференциалы и начнут грести грунт всеми четырьмя колесами. Если какое-то из колес проскальзывает в грязи, то дифференциал не станет перебрасывать тягу, а оставит ее как есть. Тогда машина сможет буксовать всеми колесами и, если хоть одно останется в зацеплении, то внедорожник должен выбраться из грязевой ловушки.

Читайте также  Полировальная паста для автомобиля какая лучше?

Между тем, сейчас многие производители автомобилей уже отказались от подобных супернадежных трансмиссий, так как они слишком дороги и проигрывают другим типам полного привода по эксплуатационным характеристикам. Считается, что владельцы внедорожников уже редко выезжают на настоящее бездорожье и в основном передвигаются в городе. И здесь на первый план выходят уже совсем иные требования. К примеру, Porsche Cayenne 4WD или Macan AWD будут ездить по асфальту значительно лучше Mercedes-Benz G-класса.

В общем, если автомобиль всегда используется в городе, то ему нет нужды вооружаться блокировками и раздаткой. Вполне подойдет система AWD с муфтой.

Если же внедорожник должен не только ездить по асфальту, но и таскать прицеп или трейлер, то лучше выбрать более дорогой и надежный 4WD.

А вот любители рыбалки или охоты безальтернативно выберут надежные внедорожники 4×4, способные ползать по грязи, как трактора.

Приводы AWD и 4WD. В чем разница?

Встречая аббревиатуры AWD и 4WD, мы понимаем, что речь идет о полноприводном автомобиле. Но в чем же отличия приводов 4WD и AWD? Аббревиатура 4WD может обозначать постоянный или подключаемый вручную полный привод. Если полный привод подключаемый (Part-time 4WD), то в конструкции автомобиля отсутствует межосевой дифференциал и крутящий момент от двигателя передается на переднюю и заднюю ось в соотношении 50/50. Оси жестко соединены при помощи муфты и не могут вращаться с разными скоростями, поэтому автомобили с таким приводом плохо подходят для обычной езды по асфальту. Из-за разницы в скорости вращения колес на поворотах, шины будут быстро изнашиваться, да и управляемость у таких автомобилей не самая лучшая.

Постоянный полный привод (Full-time 4WD) обладает межосевым дифференциалом. Он может быть свободным (в таком случае крутящий момент передается на ось с худшим сцеплением), автоматически блокируемым (в работу включаются обе оси, если автомобиль понимает, что вы движетесь по плохому покрытию) или блокируемым вручную (в таком случае мы получаем аналог подключаемого полного привода).

4WD. Что это? Плюсы и минусы.

Привод 4WD обладает определенными недостатками. Он больше и тяжелее (более 90 кг) привода AWD. В подключаемом вручную полном приводе нет автоматического режима, а значит, если погодные условия ухудшаются или вы съезжаете на бездорожье, то нужно не забыть включить полный привод самостоятельно. Иногда для этого придется сначала полностью остановить автомобиль, что, конечно, не так удобно, как в случае с автоматически подключаемым полным приводом AWD.

Вкратце говоря, автомобили с приводом 4WD не лучший вариант для обычных поездок по асфальту. Если вы не планируете много ездить по бездорожью, то лучше взять автомобиль с AWD. К преимуществам 4WD можно отнести наличие нейтральной передачи, при включении которой обе оси отключаются от трансмиссии, что делает буксировку такого автомобиля безопасной. А еще такие автомобили обладают отличной буксирной способностью даже в самых тяжелых дорожных условиях.

В некоторых автомобилях Jeep используется система под названием Active Drive Low. Она установлена на Compass, Renegade Trailhawk и является опциональной на других модификациях этих моделей. Эта система обеспечивает отличную проходимость при использовании первой передачи, благодаря передаточному отношению 20:1, что идеально для езды на каменистых поверхностях. Но этот автомобиль можно назвать по-настоящему полноприводным лишь с натяжкой, так как на других передачах передаточное отношение не возрастает.

Автоматический полный привод. AWD лучше 4WD?

Автоматически подключаемый полный привод (AWD) был придуман в первую очередь как средство противодействия плохой погоде. Крутящий момент большую часть времени подается на одну ось (чаще переднюю), а на вторую ось начинает подаваться только в случае пробуксовки колес главной оси. Сейчас AWD все чаще используется для улучшения динамики вождения и управляемости на спортивных автомобилях. Для распределения крутящего момента и передачи его на вторую ось используется раздаточная коробка.

В гибридных и электромобилях все немного иначе. За вращение колес на передней и задней оси могут отвечать различные двигатели. Для езды по бездорожью гибридные автомобили не подходят, так как по мере разряда аккумулятора крутящий момент, передаваемый на колеса, будет снижаться, что негативно скажется на проходимости автомобиля.

Привод AWD с ведущей передней осью является самой легкой и экономичной в плане расхода топлива конструкцией. Современные автомобили с автоматически подключаемым полным приводом могут отключать карданный вал между двумя осями и включать его снова за доли секунды, если сцепление колес с дорожным покрытием ухудшается. Отключение второй оси во время езды по обычной ровной дороге позволяет сэкономить энергию двигателя, не затрачивая ее на трение и инерцию вращения.

Автомобили с AWD могут без проблем ездить по обычному асфальту, и это никак не повлияет на их управляемость и износ шин. Это возможно благодаря различным системам переключения крутящего момента и коробке отбора мощности. Передача крутящего момента на ведомую ось может осуществляться при помощи различных устройств.

Вязкостная муфта (вискомуфта)

Эта простейшая система межосевого дифференциала состоит из расположенных близко друг к другу дисков. Некоторые из них соединены с передней осью, а другие — с задней. Диски находятся в герметичном корпусе, заполненном специальной жидкостью, которая затвердевает при определенной разнице в скорости вращения колес на осях, в результате чего дифференциал блокируется. Как только скорость вращения колес выравнивается и диски начинают вращаться быстрее, жидкость снова становится вязкой и дифференциал разблокируется. Некоторые производители изменяют передаточные числа на передней и задней осях таким образом, чтобы часть крутящего момента постоянно передавалась на заднюю ось. Такая система использовалась в Land Rover Freelander и в некоторых автомобилях Subaru с механической коробкой передач.

Муфта Haldex

Как только электроника автомобиля обнаруживает разницу в скорости вращения колес передней и задней оси, в муфте Haldex срабатывает гидравлический насос. Насос создает давление, в результате чего поршень замыкает диски ведущей и ведомой осей, распределяя крутящий момент двигателя между ними. Благодаря сложным электронным системам, давление в муфте может постоянно меняться. Происходит это мгновенно, а сама блокировка осуществляется плавно и незаметно. При движении по ровной дороге муфта Haldex работает в режиме проскальзывания и передает крутящий момент на ведомую ось лишь частично. Диски неплотно примыкают друг к другу, но в любой момент готовы плотно сомкнуться, чтобы увеличить скорость вращения колес ведомой оси. Муфта Haldex впервые была установлена на Audi TT в 1998 году. Сейчас она широко используется на автомобилях производства Volkswagen, во многих автомобилях Volvo, а также в Lamborghini Aventador LP 700-4, Bugatti Chiron, Ford Fusion и Buick LaCrosse и Regal.

Torsen

Срабатывает в зависимости от крутящего момента. На каждую ось поступает одинаковый крутящий момент, но если какое-то из колес теряет сцепление, то коэффициент крутящего момента увеличивается на ось с хорошим сцеплением. Коэффициент увеличения крутящего момента зависит от конструкции шестерен дифференциала Torsen. Центральный дифференциал Torsen используется в Audi Quattro, Lexus GX, Toyota Sequoia и Nissan Frontier Pro 4X.

Электромагнитная блокировка дифференциала

Передать крутящий момент с одной оси на другую можно и при помощи устройства электромагнитной блокировки дифференциала. Принцип работы электромагнитной блокировки похож на муфту Haldex, но срабатывает блокировка за счет подачи тока на электромагнит. Магнитное поле приводит в действие механизм блокировки, сцепляя пакеты дисков передней и задней оси между собой.

SH-AWD

Super Handling-All Wheel Drive была впервые использована в автомобилях Honda/Acura. Эта система распределяет крутящий момент не только между двумя осями, но и между колесами задней оси. Через карданный вал крутящий момент передается напрямую от коробки передач к заднему дифференциальному блоку. Через центральную гипоидную передачу задний дифференциал обеспечивает питание каждой задней полуоси. Электромагнитные муфты на каждой полуоси распределяют крутящий момент не только между осями, но и между задними колесами. При входе в поворот внешнее заднее колесо может получить больше крутящего момента, что положительно сказывается на управляемости.

Все эти системы блокировки дифференциала распределяют крутящий момент по-разному. Заявленные характеристики зачастую являются результатами, полученными при определенных условиях, которые никогда не повторятся в реальной жизни. Автомобиль с приводом AWD может передавать 100% крутящего момента от ведущей к ведомой оси, только если его ведущая ось полностью оторвана от земли. Межосевой дифференциал в автомобиле с AWD иногда можно заблокировать принудительно при помощи кнопки. Это будет полезно при движении по бездорожью, так как гарантирует распределение крутящего момента между осями в соотношении, как минимум, 5050.

Если вы не ездите по бездорожью и беспокоитесь о безопасности при движении по заснеженным и обледенелым дорогам, лучшим решением для вас будет покупка обычного передне или заднеприводного авто с комплектом хороших зимних шин. Такое решение позволит вам сэкономить деньги не только при покупке, но и при дальнейшем обслуживании автомобиля. Хорошие зимние шины положительно влияют не только на разгон, но и на тормозной путь, а этим могут похвастаться далеко не все автомобили с полным приводом.