Электроэнергия сверх социальной нормы что это значит?

Социальная норма потребления коммунальных ресурсов и социальная норма потребления электроэнергии

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1650-р от 10 сентября 2012 г, предлагаемый порядок расчета за потребленные коммунальные ресур

10 сентября 2012 г Дмитрием Медведевым было подписано Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации».

В этом Распоряжении указано, что до 20 сентября Минрегионразвития РФ должно было представить в Правительство перечень пилотных регионов в которых в 2013 г в качестве эксперимента должны быть запущены расчеты за электроэнергию с использованеим социальной нормы электроэнергии.

Предполагается, что с 2014 г с использованием социальной нормы на электричество будет рассчитываться все регионы РФ.

Пока обсуждается использование социальной нормы на электроэнергию с 2013 г в следующих пилотных регионах: Ростовская, Кировская области, Алтайский край, Республика Марий Эл, также Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария.

Кроме того, выполняя распоряжение Правительства РФ, Минрегионразвития РФ, Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин России и ФСТ России должно до 15 ноября 2012г. разработать проект порядка проведения расчетов за потребленные коммунальные ресурсы с использованием социальной нормы потребления коммунальных услуг, а также порядок утверждения тарифов на электроэнергию и другие коммунальные ресурсы для расчетов по социальной норме коммунальных услуг.

Итак, что же такое социальная норма коммунальных услуг и, в частности, социальная норма электроэнергии. Давайте разберемся по порядку со всеми вопросами.

Понятие социальной нормы потребления коммунальных ресурсов и производство расчетов за услуги ЖКХ по социальным нормам.

В соответствии с предлагаемым порядком, расчета за потребленные коммунальные ресурсы будут производиться следующим образом:
Предлагается установить некую величину потребления коммунального ресурса из расчета на одного человека, зарегистрированного в жилом помещении — так называемая социальная норма потребления коммунальных ресурсов.

Также планируется утвердить два тарифа на коммунальный ресурс — для оплаты объемов потребления коммунального ресурса в пределах социальной нормы ЖКХ и для оплаты объемов коммунальных ресурсов, потребленных свыше установленного объема соцнормы. Естественно, тариф для коммунального ресурса сверх соцнормы будет значительно выше, чем тариф для объемов в пределах социальный нормы.

Простой пример расчета социальной нормы:

в квартире зарегистрировано два человека, социальная норма электроэнергии составляет 75 кВт.ч на человека, следовательно, в целом для квартиры величина социальной нормы потребления электроэнергии составит 150 кВт.ч.

Потребление электроэнергии за месяц в квартире составило 190 кВт.ч.

Таким образом, в пределах социальной нормы было потреблено 150 кВт.ч, сверх социальной нормы электроэнергии — 190-150=40 кВт.ч.

Тариф на электроэнергию в пределах соцнормы — 2,80 руб. за кВт.ч., сверх соцнормы электроэнергии — 3,50 руб. за кВт.ч. В результате, за электроэнергию должна быть произведена оплата на следующую сумму:
Стоимость электроэнергии за месяц = 150х2,80 + 40х3,50 = 420 + 140 = 560 рублей.

В первую очередь использовать социальную нормы потребления коммунальных ресурсов планируется начать при расчетах за потребленную электроэнергию.

В дальнешем планируется перейти на расчеты по такому способу и по другим коммунальным ресурсам (вода, газ, тепло). Переход на расчеты по социальной норме электроэнергии обусловлен тем, что электросчётчики в квартирах установлены у 96% россиян. В отношении воды и газа этот процент значительно ниже.

На февраль 2014 г в Правительстве РФ обсуждается вопрос о внедрении такой системы оплаты в Ростовской, Кировской области, Алтайском крае, Республике Марий Эл, а также Архангельской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Курской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской области, Забайкальском, Приморском, Хабаровском крае, республике Тува, Башкирии и Кабардино-Балкарии. В 2014г. планируется переход на расчеты с использованием социальной нормы электроэнергии уже по всем субъектам РФ.

Кем будет устанавливаться величина социальной нормы потребления электроэнергии и будет ли она одинакова по всей России.
Социальная норма на электричество будет устанавливаться местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для каждого субъекта РФ отдельно. Зависеть величина социальной нормы будет от величины светового дня в регионе. Также величина социальной нормы потребления электроэнергии будет зависеть различным для сельской или городской местности, оборудован дом электроплитами или нет, есть в доме лифт или отсутствует. Стоит отметить, что социальная норма на электроэнергию будет устанавливаться с учетом потребления электроэнергии в местах общего пользования.

В настоящее время предполагается, что в случае, если прибор учета отсутствует по необъективным причинам (житель квартиры его не установил), то тогда потребление электроэнергии будет определяться по нормативу потребления электроэнергии, при этом при расчете стоимости потребленной электроэнергии будет использоваться тариф, установленный для потребления сверх социальной нормы потребления электроэнергии.

В России тарифы на коммунальные услуги и в частности государством установлены с учетом перекрестного субсидирования. Перекрёстное субсидирование это случай, когда для одной группы потребителей тарифы занижены (в данном случае это население), а для другой группы (юридические лица — предприятия и организации) — завышены. В связи с этим введение социальной нормы должно частично снизить величину перекрестного субсидирования с уменьшить нагрузку оплаты коммунальных ресурсов для бизнеса.

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).
Читайте также  Как снять тормозной диск на газели?

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Эксперт: плюсы и минусы соцнормы на потребление электроэнергии

После бурного обсуждения в начале года правительство отложило идею о введении социальной нормы энергопотребления для населения в долгий ящик. Но не исключено, что общий тренд повышения энергоэффективности вновь подтолкнет кабинет министров к попыткам установления подобных нормативов.

«Из очевидных предпосылок внедрения соцнормы на энергопотребление можно обозначить всеобщий тренд повышения энергоэффективности, пусть даже на уровне индивидуальных потребителей, начало которому было положено еще в период президентства Дмитрия Медведева, — говорит доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Плеханова Владимир Колмаков. — Вспомним инициативу по ограничению применения ламп накаливания. В других случаях соцнорма не укладывается в рациональную логику: электроэнергия раньше других коммунальных благ стала оплачиваться по счетчику, и в связи с этим потребители имеют возможность действенно регулировать объем ее потребления, прибегая к экономии при необходимости. В таком случае каждое домохозяйство, руководствуясь величиной располагаемых ресурсов и величиной тарифа, самостоятельно принимает решение о необходимом и достаточном уровне энергопотребления, если не сталкивается с одним или несколькими из возможных ограничений.
Одно из них — дефицит электроэнергии в регионе в связи с недостаточной генерацией или отсутствием таковой. Тогда непрямое квотирование — соцнорма — становится оправданной мерой, как было в Крыму до урегулирования его проблем с энергоснабжением. В этой связи непонятно, почему Крым рассматривают как успешную практику, ведь там шли от обратного. Другим ограничением являются провалы в теплоснабжении, когда домохозяйства вынуждены наращивать потребление электроэнергии для отопления жилища, что может вызывать нехватку в масштабе территории и вынуждать экономить ее. Также к экономии подталкивает нехватка средств на оплату электроэнергии домохозяйствами.

Первые две причины имеют рациональное обоснование, но если так, то акценты в решении проблемы сделаны не на том. Решать их нормированием потребления — наименее продуктивный путь. Третье ограничение отсылает к неочевидным предпосылкам, аргументы в пользу которых сквозят в результатах исследований социального самочувствия населения, проводимых Росстатом: государство фактически расписывается в неспособности улучшить благосостояние населения через рост доходов, следовательно, будет подталкивать к экономии, чтобы обеспечить рост «дельты» — разницы между доходами и расходами домохозяйства — за счет снижения счета за электроэнергию. Поскольку классическая политика жесткой экономии (austerity policy), практикуемая в целом ряде стран Европы и предполагающая сокращение социальных обязательств, имеет ограниченное применение в России (особо нечего сокращать, а отказ от имеющегося грозит утратой социальной стабильности), правительство избрало непрямой сценарий ее реализации. Все необходимые атрибуты имеются: бюджетный дефицит, который у нас отсутствует лишь номинально и во многом благодаря стечению обстоятельств, отсутствие источников внутреннего роста, непопулярность изменений налоговой политики. Вкупе с повышением пенсионного возраста внедрение соцнормы на потребление электроэнергии выстраивается в одну четкую линию.

Читайте также  Что лучше киа спектра или приора?

Текущий и перспективный рост потребления электроэнергии потребует расширения инвестиций в генерацию, транспортировку и модернизацию энергетического хозяйства. Бюджетная система является одним из ключевых спонсоров развития электроэнергетики, а возможностей профинансировать развитие данной сферы в полной мере нет и не предвидится. В таком случае соцнорма энергопотребления эффективна в краткосрочной перспективе, поскольку позволит отложить рост спроса на более поздние периоды, слегка «загасив» его. Но это лишь отодвигает проблему, но не решает ее.

Для того чтобы сделать окончательные выводы, необходимо обратиться к данным об объемах и себестоимости производства и транспортировки электроэнергии в отдельных регионах, а также о балансах энергопотребления. Еще памятны призывы некоторых регионов на волне ажиотажа криптовалют размещать энергоемкие майнинговые мощности у них, поскольку у них избыток электроэнергии, и они готовы отдавать ее бесплатно. Это дает повод для расследования, особенно если эти эксперименты оплачивает население, которому бесплатную электроэнергию не предлагали ни разу.

Преимущества внедрения соцнормы кроются лишь в возможности частичной и временной компенсации недостатка электроэнергии в отдельных территориях, которая снимет напряженность и высвободит мощности, например, для промышленных потребителей (как было в Крыму). Также к плюсам можно отнести снижение воздействия на окружающую среду, которое обеспечивается в периоды пиковой нагрузки на энергосети (например, в морозы), в результате чего приходится задействовать резервные мощности, в том числе работающие на мазуте или угле. В остальных случаях надо понимать, что потребитель и так не злоупотребляет электроэнергией, хотя примеров ее нерационального использования по-прежнему много, и все они лежат за пределами жилищ, например, в местах общего пользования (горящие в дневное время фонари или освещение на лестничных клетках при наличии естественного освещения), а также за пределами правового поля (воровство электроэнергии). В «здоровой» экономике потребитель должен сам решать, сколько благ ему потреблять.
Очевидным минусом является то, что введение нормы может сказаться на совокупном объеме потребления. В результате придется либо сокращать генерацию, что повлечет рост удельных постоянных издержек и увеличение себестоимости, либо налаживать сбыт излишков на сторону, что может потребовать инвестиций в сетевое хозяйство.

Ситуация в России вряд ли сопоставима с международным опытом, поскольку те же европейские страны внедряют механизмы экономии и нормирования энергопотребления для сокращения зависимости от импорта энергоносителей на фоне возобновившегося роста цен на нефть. Иными словами, они имеют объективные причины экономить, поддержанные экологическими и другими воззрениями, а также стимулируемые проводимой политикой жесткой экономии.

Важно отметить, как могут воспринять такую инициативу потребители. Вероятно, это будет зависеть от пределов нормы и величины тарифа на потребление сверх нормы. Если разница в цене будет кратной, то большинство населения вряд ли поддержит подобный косвенный налог, поскольку распространено представление, отчасти обоснованное, о неэффективности расходов в сфере электроэнергетики. Оплачивать из своего кармана провалы чьей-то финансовой политики или коррупцию наверняка никто захочет. Кроме того, возрастет спрос на услуги по скручиванию счетчиков и их предложение, а также простое воровство энергии. И это вряд ли будет ли компенсировано введением соцнормы. Возможно, проведение правительством разъяснительных работ смягчит эффект, но пока нельзя сказать наверняка».

Нормативы потребления электрической энергии 2021

Повсеместно мы пользуемся светом, бытовыми приборами и не представляем жизнь без электричества. В современном мире эта жилищно-коммунальная услуга, пожалуй, одна из востребованных. Правительством установлены нормативы потребления электроэнергии на одного человека, и они постоянно увеличиваются. Тем самым государство стимулирует граждан устанавливать приборы учета, которые в итоге позволяют экономить расход ресурса.

Но еще достаточно большой процент квартир не оборудованы индивидуальными счетчиками на электричество. Таким собственникам расчет потребления производится из норматива на одного проживающего и стоимости тарифа на 1 киловаттчас.

Норма потребления электрической энергии устанавливается региональными властями.

Определение понятий

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.

2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:

  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.

3. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.

4. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Правовая база

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Норма потребления электроэнергии без счетчика на человека (размер) по регионам

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Впервые нормативы на электричество введены в 2013 году. В 2020 году норма потребления в России составляет 350 кВт/час на 1 человека, при этом стоимость 1 кВт/час примерно 3 рубля. Каждый регион вправе устанавливать свои цифры.

Норма потребления электричества на одного человека зависит от следующих параметров:

  • количества комнат в жилом помещении;
  • количества членов семьи, проживающей в квартире или доме без установленных индивидуальных приборов учета;
  • многоквартирный или частный дом;
  • имеется ли подключение к газу, используемому для пищеприготовления;
  • используется ли в качестве отопительных приборов электроустановки;
  • жилье находится в черте города или в сельской местности.

Для сравнения представлена таблица, где приведены нормы потребления по данным Постановлений правительства соответствующих территорий:

Город Максимальная норма для одинокопроживающего гражданина в однокомнатной квартире, кВт/ч Максимальное значение для семьи на каждого из ее членов в однокомнатной квартире, кВт/ч
С газовой плитой С электроплитой С газовой плитой С электроплитой
Москва 94 144 32 49
Санкт-Петербург 139 196 47 67
Новосибирск 156 213 53 73
Пермь 185 263 63 89
Волгоград 123 173 42 59
Вологда 97 147 33 50
Ярославль 81 108 28 37
Омск 97 165 33 56
Екатеринбург 102 160 35 54
Тюмень 135 210 46 72
Пермь 117 192 40 65
Казань 123 173 42 59
Ростов-на-Дону 132 182 45 62
Барнаул (Алтай) 176,56 232,01 60,04 78,88
Новосибирск 108 156 37 53
Самара 103 124 35 42
Читайте также  Лада веста cng что это такое?

Более подробную информацию найдете в постановлениях «Об утверждении нормативов коммунальной услуги по электроснабжению на территории города или области»:

Для применения нормативов используются дополнительные условия:

  • для сельских жителей норма увеличивается на 90 кВт/час;
  • одинокий пенсионер оплачивает электричество первый год по тарифу ниже установленного, затем применяется социальный норматив;
  • если дачный дом имеет подключение к электросетям и не установлен счетчик, то плата рассчитывается для одного человека.

Кроме того, рост платы по нормативу отразится и на размере ОДН в строениях, не оборудованных общедомовыми приборами учета. К таким жилым домам ежегодно будут применяться повышающие коэффициенты, что непременно ляжет на плечи граждан, проживающих в них. Исключение составляют лишь те строения, где невозможно установить приборы без проведения реконструкции сетей, а также попавшие в разряд ветхих и аварийных, которые планируются к расселению.

Отметим, что при выходе счетчика из строя на его замену дается три месяца, в течение которых плата за ресурс будет рассчитываться из среднего потребления за предыдущие три месяца. С четвертого месяца, если прибор так и не заменен, будет применяться норматив потребления, что обойдется потребителю существенно дороже.

Как рассчитать электроэнергию по нормативу без счетчика в 2021 году

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

S = K × N × T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Видео: Социальная норма потребления электричества

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

В России могут ввести социальную норму потребления электричества

На совещании Минэнерго и Минэкономики, прошедшем 19 сентября, предложили ввести социальную норму потребления электричества, и схема была одобрена вице-премьером Дмитрием Козаком, сообщает газета Коммерсант. Чем это грозит, и в каких странах существует подобное законодательство?

Социальная норма потребления электричества — это лимит на потребление электроэнергии, после превышения которого вступает в силу другая, повышенная, тарификация. Мотивации к введению такого законодательства могут быть разными, но одна из наиболее благозвучных версий — заставить людей экономить, так как производство электричества связано с нанесением вреда окружающей среде.

В России пытались вводить такую норму в 2013 году, но эксперимент был приостановлен в 2014-м, тогда против неё высказался даже президент Путин, сказав, что такая реформа в северных местностях — это необдуманный шаг. В рамках пилотного проекта 2013 года были выбраны 7 регионов, в которых была введена такая норма. Например, если в домохозяйстве проживает один человек, для него норма была 190 кВт⋅ч в месяц. Если два человека, то второму полагалось потреблять уже меньше, и так далее, до 50-ти кВт⋅ч на человека. Были предусмотрены льготы для разных слоёв населения, которые в силу жизненных обстоятельств потребляют больше электроэнергии — например, для жителей сельской местности или для домохозяйств с электроплитами.

Житель Орловской области, одного из тех семи регионов, где было проведено пилотное введение соцнормы, комментирует:

«Норма была 200 кВт⋅ч в месяц на человека. Это очень много. Мы сейчас вдвоём с женой редко переваливаем за 160 кВт⋅ч. Но это при том, что все лампочки светодиодные. Разница в тарифах в пределах соцнормы и сверх неё была что-то около 35 %».

Реформа 2019-го года будет немного отличной от того, что было в 2013-м. Сейчас предлагается ввести норму в 300 кВт⋅ч на домохозяйство, вне зависимости от того, сколько человек в нём проживает. Комфортна ли такая норма или нет для среднестатистического жителя — это не совсем корректный вопрос, хотя многие ссылаются именно на средний уровень потребления. Например, Валерий Семикашев, заведующий лабораторией Института национального прогнозирования, говорит:

«В среднем россияне потребляют в месяц 90 киловатт-часов на человека. То есть три человека вполне укладываются в социальную норму».

Более корректно говорить о разных группах населения. Мы опросили нескольких людей, чтобы понять, кому эта реформа будет удобна. Так, человек, живущий один в трёхкомнатной квартире в центре Петербурга, говорит: «Я нажигаю 300—400, но я не экономлю — жгу свет, обогреватели, гоняю посудомойку». В городе Металлострой в двухкомнатной квартире, в которой живут два человека, выходит 140—150 днём и 40—50 ночью, то есть, в сумме порядка 200 кВт⋅ч. В двухкомнатной квартире в Москве, в которой жили двое взрослых и маленький ребёнок, в октябре, когда отопление ещё не дали, выходило порядка 260 кВт⋅ч (с маленьким ребёнком приходится постоянно стирать, и это увеличивает затраты электроэнергии).

То есть, жители квартир с центральным отоплением и газом, кажется, не почувствуют изменений. Но если отменят 30%-ю скидку для домохозяйств с электроплитами и жителей сельской местности, как это предполагается в проекте, то им реформа покажется значимой.

При этом надо учитывать, что каждый регион самостоятельно назначает стоимость одного киловатт-часа. Сейчас в Москве, например, это 5,38 рублей, а в Иркутске 1,06 рублей.

Аналоги социальной нормы потребления электричества существуют в разных странах. Например, на Украине есть система «субсидирования» малоимущих групп населения, для них установлена соцнорма потребления — 70 кВт⋅ч на первого человека и 30 кВт⋅ч на второго по сниженным тарифам.

В ЮАР действует помесячная блоковая система тарификации, в первом блоке (условно, от нуля до n кВт⋅ч) цена киловатт-часа ниже, во втором (от n до k кВт⋅ч) — выше, в третьем ещё выше, и т. д. То же самое в Иордании. В Японии ещё более сложная система помесячной тарификации.

В Австралии сумма, которую ты платишь за электроэнергию, делится на фиксированную и изменяющуюся части. Есть лимит потребления на день, иногда даже на период дня (пиковое время, ночное время и т. д., зависит от поставщика электроэнергии), и, если ты расходуешь больше определённого количества, тариф может повышаться или понижаться.

Сложнее в странах, где существует конкуренция на рынке поставщиков электроэнергии (США, Британия). Там правила устанавливают компании.