Имеет ли право сотрудник ДПС досматривать автомобиль?

Имеет ли право сотрудник ДПС досматривать автомобиль?

Информируем, что согласно Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 (ред. от 21.12.2017) поводами для остановки Вашего автомобиля и её причинами могут служить следующие пункты, их всего 14.

1. увиденные признаки нарушения ПДД или других законов,
2. ориентировки на водителя или пассажиров,
3. ориентировки на автомобиль (розыск, угон и т.п.),
4. опрос водителя или пассажиров,
5. просьба в участии в процессуальных действиях в качестве понятого,
6. использование ТС водителя в установленных законом случаях и по установленным основаниям,
7. ограничение движения на данном участке дороги,
8. для обеспечения проезда скорой помощи, если Ваш автомобиль этому мешает,
9. для обеспечения проезда автомобилей других спецслужб, если Ваш автомобиль этому мешает,
10. помощь водителя или пассажиров другим людям,
11. спецмероприятия, проводимые в данный момент,
12. если Ваш автомобиль неисправен, и это создаёт угрозу в дорожном движении,
13. проверка документов (для которой должны быть свои основания) водителя, на автомобиль или груз,
14. проверка паспорта водителя или пассажиров, если есть подозрения того, что они находятся в розыске, для составления материалов дела или для административного задержания.

При этом, сама остановка не обязательно должна подаваться жезлом — сотрудник ГИБДД может остановить автомобиль рукой, а также дополнительно пользоваться свистком. Инспектор при остановке обязан указать место остановки. При этом, все жесты инспектора ДПС должны быть понятны водителю. Место остановки должно быть без нарушений ПДД, если того не требует исключительная нужда остановки именно в этом месте. При остановке инспектор должен сразу же подойти к машине, назвать причину остановки, представиться и по требованию водителя предъявить служебное удостоверение. Если водитель что-то нарушил, то инспектор вправе задавать ему вопросы, только касающиеся данного нарушения.

При наличии на то оснований, сотрудник ДПС также имеет право произвести осмотр или досмотр транспортного средства.
Несмотря на созвучность названий, фактически досмотр и осмотр ТС абсолютно разные процедуры, но водители часто не придают этому особого значения. Что такое осмотр и досмотр транспортного средства, какое между ними отличие, какие основания у сотрудника ГИБДД могут быть для их проведения, кто и при каких условиях может проводить эти процедуры и что делать, если инспектор ГИБДД просит продемонстрировать что-либо в машине?

Прежде всего, чтобы понять, в чем разница осмотра и досмотра автомобиля, необходимо привести пример ситуации, которая может возникнуть абсолютно с любым водителем при управлении транспортным средством.

Инспектор ДПС тормозит проезжающий автомобиль для рядовой проверки документов: водительского удостоверения, страховки, свидетельства о регистрации ТС. К таким действиям сотрудника ДПС скорее всего готов каждый водитель. Но как поступить, если вдруг сотрудник ДПС попросил открыть бардачок или багажник. Что предпринять, если сотрудники говорят, что им нужно осмотреть капот? Водитель не обязан выполнять все просьбы инспектора ДПС, в том числе демонстрировать свои вещи и все открывать по его просьбе, причем неважно, где он остановил ТС для проверки – в городе, на трассе или на проселочной дороге.

Инспектор без должного оформления не вправе требовать показать, что находится в багажнике или бардачке, а также открывать двери салона автомобиля, но вот капот водителю необходимо поднять без каких-либо препятствий, чтобы сотрудник ГИБДД мог сверить номер, указанный в свидетельстве транспортного средства, и номер на кузове. Во всех остальных случаях сотрудник ГИБДД делает попытки осуществить досмотр. А у этой процедуры свои особенности проведения. И чтобы понять, чем отличается осмотр от досмотра ТС, нужно детальней разобрать обе процедуры.

Осмотр автомобиля – это только визуальное (внешнее) исследование автомобиля, т.е. инспектор ГИБДД может осмотреть видимые части ТС для проведения сверки номера или регистрации авто. В случае простого осмотра водитель может предложить заглянуть в машину через боковые стекла дверей, чтобы сотруднику осмотреть внутреннее содержимое. Но тот не должен ничего трогать руками и просить выйти из машины водителя или что-либо показать. Водитель может сидеть в автомобиле и не препятствовать его осмотру даже в тот момент, когда необходимо открыть капот. При сверке номеров в документах и под капотом, если номер кузова грязный, просить отмыть его водителя ТС также незаконно. В рассматриваемом примере сотрудник просил показать содержимое машины, точнее, багажника и бардачка. Если появились такие требования от инспектора ГИБДД, то в данной ситуации необходимо смело требовать оформить протокол, позвать для проведения данной процедуры двух понятых или просить все записывать на средство видеофиксации.

Если же сотрудник ДПС начнет утверждать, что это никакой не досмотр, а обычный осмотр – не стоит его слушать, он говорит неправду. Из вышеописанного становится понятно, что отличия осмотра от досмотра весьма существенны. Однако при отказе водителя от осмотра по каким-либо причинам, инспектор ДПС вправе в дальнейшем провести полный досмотр, не забывая про правила его проведения со всем необходимым оформлением документов. Водителю же главное запомнить: при просьбах сотрудника ГИБДД показать содержимое остановленного автомобиля – это не осмотр, а досмотр.

Досмотр автомобиля – это вид проверки, при котором детально исследуется содержимое автомобиля. При его проведении составляется протокол и должно присутствовать не менее двух незаинтересованных понятых (обязательно совершеннолетних). Однако законом предусмотрена и другая ситуация, когда инспектор при проведении досмотра ТС, должен фиксировать на видео все свои действия, но при этом досмотр автомобиля может проводиться только в присутствии владельца.

Инспектор ГИБДД не должен ничего трогать руками, но при его просьбе владелец автомобиля должен открыть и бардачок, и багажник, или даже отодвинуть какую-нибудь вещь. В противном случае сотрудник производит обыск, а разрешение на него может дать только суд. Когда появится понимание, чем отличается осмотр от досмотра автомобиля, можно оценивать правомерность действий инспекторов ДПС.

Основания для осмотра и досмотра ТС

У сотрудника ГИБДД должны быть определенные основания для проведения осмотра и досмотра ТС.

Для осмотра:
•Ориентировка на остановленный автомобиль.
•Груз не соответствует заявленному в документах.
•Сверка кузовного номера остановленного автомобиля и номера в СТС.
•Эксплуатация ТС запрещена из-за какой-либо поломки.

Для досмотра:
•Административное нарушение со стороны водителя, управляющего автомобилем.
•Информация о подозрении на перевозку запрещенных вещей – боевого оружия, наркотиков и прочего.

Осмотр производят в присутствии лица, управляющего ТС, или человека, сопровождающего перевозимый груз. При этой процедуре не должна быть нарушена целостность конструкции досматриваемого автомобиля.

Как стало понятно, у осмотра и досмотра автомобиля есть заметная разница, и каждому водителю стоит ее знать. Водители должны пользоваться своими правами. Недобросовестные сотрудники могут хитрить и пытаться выдать процедуру досмотра за осмотр и проводить ее несоответствующим образом. Что ещё следует знать? Кроме досмотра и осмотра есть ещё одна процедура, именуемая обыском. Она значительно отличается от вышеупомянутых манипуляций сотрудника ГИБДД. Обыск уже более серьезная проверка, дать разрешение на которую может только суд. Если инспектор сам пытается что-то найти в автомобиле, открывает багажник в автомобиле, то это уже никакой не осмотр и досмотр, а обыск.

Что делать, если происходит попытка досмотра без понятых?

Конечно же, не стоит идти на поводу у слишком хитрых госслужащих. Обезопасить себя от неправомерных действий можно, требуя призвать понятых. Если инспектор отвечает отказом, то можно также отказать в досмотре. Если правила не соблюдены со стороны сотрудника ДПС, например, начал досмотр без протокола или привлечения понятых, то на него должно быть наложено наказание, т.к. он превысил свои должностные полномочия. Стоит сразу же обратиться по телефону 02. Самим же препятствовать в этой ситуации не рекомендуется. Лучше привлечь свидетелей для дальнейшей дачи показаний и начать видеосъёмку всех действий сотрудника ГИБДД. Для подачи заявления с жалобой в прокуратуру и суд на неправомерные действия инспектора ДПС после сложившейся ситуации будет всего 10 дней.

ГИБДД хочет провести обыск машины. Это законно?

У инспекторов ГИБДД есть право останавливать машины для осмотра и досмотра. ГИБДД опубликовала на официальном сайте обращение к водителям по этому поводу: там рассказывают, чем осмотр отличается от досмотра, когда проводятся эти процедуры и какие права есть у водителей.

Вот инструкция для водителей с учетом разъяснений ГИБДД и действующих нормативных актов.

Осмотр и досмотр автомобиля — это не одно и то же?

Осмотр и досмотр — разные процедуры, каждая со своими правилами. Инспектор не может сказать, что проводит досмотр, а назвать причину для осмотра. Оформить результаты на свое усмотрение он тоже не может. Если инспектор перепутает осмотр с досмотром, это повод признать проверку незаконной.

Обе процедуры нужны, чтобы проверять, не везет ли водитель что-то запрещенное и опасное, не скрывает ли кого-то и не готовит ли преступление. По крайней мере, формально так.

Осмотр — это визуальное обследование машины и груза

Основания для осмотра:

  1. Есть ориентировка или информация, что машину используют для чего-то незаконного.
  2. Инспектор хочет сверить маркировку машины с документами.
  3. Кажется, что на самом деле везут не тот груз, который числится по документам.

Других оснований для осмотра в регламенте нет.

Как проводится. Инспектор осматривает машину при водителе. Пассажиры не обязаны выходить из машины, водитель тоже. Инспектор может заглянуть в бардачок, багажник, под капот , сверяет пломбы с таможенными документами, но только если водитель не против и показывает все сам .

При осмотре машину именно осматривают, но не трогают вещи , не простукивают обшивку, сотрудник не садится в машину. Если инспектор сделал что-то такое — стоп! Это уже досмотр и другие правила. Требуйте их соблюдать.

Понятые и видеосъемка не обязательны, но не запрещены.

Результат оформляется актом. Специальной формы нет: нужно указать дату, место, данные инспектора, кто присутствовал, что за машина и какой груз, велась ли съемка, были ли понятые. Акт составляют после осмотра .

Что потом. Если все в порядке, водителю разрешают ехать дальше. Если нет, действуют по ситуации: например, могут начать разбираться с грузом. Но это будут уже другие мероприятия. Для тех, кто не возит ничего запрещенного, осмотр занимает несколько минут.

Если отказаться. ГИБДД пишет, что отказ от осмотра — это повод провести досмотр. Это более строгая процедура, в которой участвует не только сотрудник ГИБДД и все нужно фиксировать. Но Верховный суд отменил этот пункт регламента еще в 2012 году. Для досмотра нужны свои основания.

Читайте также  Для чего нужны предохранители в автомобиле?

Справедливости ради надо сказать, что при необходимости найти основания для досмотра не так уже сложно, даже если водитель ничего не нарушил. Выполнить требование сотрудника полиции чаще всего проще, чем вступать в конфликт.

Досмотр — это когда можно трогать

Это тоже обследование, но не только визуальное: можно проверять содержимое и элементы автомобиля. Досмотр — серьезная процедура, для которой нужны веские основания и есть свои требования.

Основания для досмотра:

  1. Нужно проверить, нет ли в машине чего-то для совершения административных нарушений. Например, могут искать оружие, опасные вещества, мигалку, поддельные номера, документы или что угодно еще: в законах нет конкретного списка орудий и предметов. Кстати, съемная тонировка или шторки на окнах — это тоже повод для досмотра . Необязательно искать запрещенные предметы. Достаточно признаков или подозрений в административных нарушениях.
  2. Ищут людей, которых подозревают в нарушении. Например, если кого-то надо арестовать, или ищут беглых преступников, или должник по алиментам скрывается от приставов, а призывник — от сборов. Их могут разыскивать, в том числе путем проверки машин. Если найдут — задержат.

Как проводится. Водитель и пассажиры должны выйти из машины. Выходить надо только после составления протокола о досмотре. До этого водитель и пассажиры выходить не обязаны — документы можно передать через окно.

При досмотре должен присутствовать владелец машины. Владелец — это не обязательно собственник. Это тот, у кого во владении фактически находится машина. Если очень надо, могут обойтись и без владельца : всегда найдутся обстоятельства, когда нельзя откладывать. Но если таких обстоятельств не было, результаты досмотра недействительны.

Инспектор начинает обследовать машину, все элементы, места для груза и багажа. Он может сам открывать багажник, заглядывать в бардачок и доставать оттуда вещи. Лучше помогать ему в этом и показывать все лично.

Досмотр проводят так, чтобы не нарушить конструктивную целостность — это когда можно разобрать какой-то элемент, чтобы потом его несложно и быстро можно было собрать и он при этом не сломается. Поднять коврик в багажнике, достать запаску, передвинуть вещи в бардачке, откидывать сиденья — это все не нарушает конструктивную целостность. Так можно при досмотре .

Когда нужно досмотреть таможенный груз, будут связываться с дежурным отделением ДПС . Если надо, вскроют пломбы.

Понятые и видеосъемка. При досмотре нужны обязательно: либо два понятых, либо видеозапись всего процесса . Понятые должны быть незаинтересованными. Это может быть кто угодно старше 18 лет. Но коллега инспектора понятым быть не может. Понятые должны реально присутствовать при досмотре , а не просто быть указанными в документах.

Результат. Еще до начала досмотра нужно составить протокол. В этом важное отличие от осмотра: при осмотре акт составляют после, а при досмотре — протокол в начале . Нет протокола — нет досмотра.

В протоколе должны быть подписи инспектора, понятых и владельца машины. Если не подписать протокол, там поставят отметку об отказе. Лучше подписывать и перечислять возражения. Копию протокола должны выдать водителю.

Что потом. Если нарушений нет, машина поедет дальше. Если что-то найдут или в чем-то заподозрят, могут отправить на освидетельствование и изъять запрещенное. Для всего этого составляют отдельные протоколы: об изъятии, задержании машины, человека, аресте груза. Может понадобиться следственная группа — тогда для нее оставляют отдельные документы и вызывают сотрудников.

Если отказаться. За отказ от досмотра могут оштрафовать на 1000 рублей.

Если при досмотре не составили протокол или не позвали понятых

Это самоуправство. Протокол, понятые или видеосъемка — это не желание водителя и инспектора, а требование закона. Нарушение этого правила грозит инспектору штрафом в 300-500 рублей, а результаты досмотра нельзя считать доказательствами.

Можно ли снимать действия полицейских при осмотре и досмотре

Да, можно. Если это не спецоперация с законным запретом на съемку, документами и основаниями, снимать можно все — от первого слова инспектора до подписи протокола . Как инспектор досматривает машину, что находит и что делают понятые, тоже можно снимать на свой телефон.

Если инспектор говорит, что он против съемки и просит убрать камеру, это незаконно. Еще инспектор может ссылаться на то, что из регламента ГИБДД исключили условие о съемке. Это правда: из регламента исключили. Напомните ему, что регламент не для водителей, запрета на видеосъемку нет, а закон о полиции никто не отменял.

ДПС, ГИБДД – осмотр и досмотр автомобиля, остановка и требование открыть багажник. Общение. Нарушение прав водителя

При встрече с инспекторами дорожной полиции, ее работниками, важна информированность водителей о нормах и возможностях общения с полицией. О причинах, которые могут быть достаточными для того, чтобы выполнялись те или иные просьбы и требования ее работников. Мы рассказываем в подробностях о нормах в отношении разных случаев общения с ГИБДД, ДПС и полицией.

Множество ситуаций связано с остановками машин на дорогах и случаями, в которых водителей просят выйти из машины, открыть багажник, предоставить автомобиль для осмотра. В сети еще множество рассказов о том, как такие встречи кончаются несправедливыми обвинениями, или обвинениями недостаточно обоснованными. Автоводители все еще часто теряют деньги, время, нервные клетки и даже права из-за конфликтов и встреч с полицией, хотя не всегда при этом что-то нарушают.

Как избежать обвинений со стороны дорожной полиции, как четко ограничить свободу представителей закона в отношении вас и вашей машины? Как правильно вести себя в разных ситуациях – и если вы опытный драйвер, или если вы новичок. Какие правила прекрасно работают практически в любой ситуации? Об этом мы и расскажем. И для начала опишем нюансы ситуаций, связанных с осмотром и досмотром. Ситуации, в которых полицейские после остановки машины просят вас открыть багажник машины или сделать еще что-то, связанное с осмотром ваших вещей.

Общие правила в случае остановки автомобиля

Отношения между водителями и дорожной полицией в основном управляются «Кодексом об Административных Правонарушениях» – так называемым «КоАП», имеющем множество статей. В некоторых случаях дорожные полицейские могут действовать слишком энергично, и не представиться перед этим, что вами как водителем или даже как пассажиром должно пресекаться. Согласно инструкциям психологов и юристов, действовать нужно следующим образом.

Нужно при любой, пусть и резкой остановке и при каких-то требованиях инспектора – не спешить, дышать ровно и спокойно, анализировать ситуацию с точки зрения ее законности и психологической комфортности. И в первую очередь попросить предъявления сотрудником полиции удостоверения, данные с которого нужно зафиксировать – записать, сфотографировать или заснять на видео, на что вы имеете полное право. Можно сделать это позже, если возникнут какие-то разногласия.

Важное и полезное правило для всех остановок машин на российских дорогах: инспектор полиции обязан что-то начать делать уже через хотя бы 5 минут, после того, как он вас остановил. А вернее – задержал, на юридическом языке. После пяти минут бездействия задержанный водитель имеет право позвонить по телефону «02». И сообщить о нарушении пункта 12.35 КоАП. За задержание вас на дороге больше пяти минут без причин сотрудник полиции может быть оштрафован на 20 тысяч рублей. Это «Незаконное ограничение права на управление».

Не спешите открыть багажник. Обязательные правила, и разница между досмотром и осмотром

Важно: есть прецеденты, в которых полицейские подбрасывали в автомобили запрещенные предметы после разрешения провести «осмотр» каких-то из внутренностей автомобиля. Согласно российским законам, вы имеете право перед открытием капота или багажника автомобиля, бардачка или задних дверей для осмотра, потребовать приглашения понятых и составления «протокола досмотра автомобиля». Можно, и в случае конфликтов обязательно нужно, снимать процесс на видео или фото.

Приглашение понятых оговаривается в статье 27.9 КоАП. И протокол и двое понятых обязательны, законны и возможны и в том случае, когда ваше общение с полицией происходит на любом участке дороги, и на территории стационарного или иного поста дорожной полиции, и на любой другой территории.

Важно, что в том случае, если полицейский хочет заглянуть внутрь – речь идет о «досмотре», и именно «досмотр» должен быть главным героем протокола, который будет составлен. Ни о каком «осмотре» речи уже не идет, так как «осмотр» – это получение удовольствия и знаний от изучения внешнего вида автомобиля. И его салона исключительно и только через окно.

Есть еще и технический осмотр, но он проходит в специальных местах для проверки работоспособности автомобиля и соответствии его технормам. При наличии годного талона техосмотра полиция не имеет права проверять автомобиль на соответствие каким бы то ни было техническим параметрам. Это тоже оговаривается в законах.

В отношении самостоятельного досмотра полицейскими содержимого под капотом, салона, багажника, бардачка и внутренностей вашего автомобиля существует замечательное правило, а вернее статья закона (19.1 КоАП), по которой такие самостоятельные действия работников дорожной полиции называются «самоуправством». И в ответ на которые вы можете сразу же звонить «02», чтобы о таком самоуправстве там сообщить.

Для того чтобы найти понятых, которые будут присутствовать при досмотре машины, работники полиции обязаны сами предпринять какие-то действия. А проще говоря – найти их. Понятыми могут быть только люди посторонние по отношению к вам, вашему автомобилю и к дорожной полиции. Кто-то из окружающих пешеходов, пассажиров или водителей.

Осмотр, досмотр и обыск – ваши права и обязанности полиции

Как вы понимаете, мы говорим о защите водителей и машин от возможных необоснованных претензий со стороны дорожной или иной полиции. Такие ситуации уже бывали, бывают и наверное еще будут бывать – так что каждый ездок должен определить для себя, насколько быть осторожным в общении с теми или иными «дорожниками». О психологии такого общения мы рассказывали в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там в общем все сказано о том, как можно заметить предвзятое отношение полицейских, и как вести себя самому.

Важно – что вы сами не должны давать полицейскому техническую возможность исследовать содержание вашего багажника. Во-первых, он должен вас об этом очень аргументированно попросить. И вы не обязаны его открывать, даже если полицейский вас об этом попросит. Такие действия, повторяем еще раз, должны происходить в присутствии свидетелей и при составлении протокола. Имеются прецеденты, когда при согласии водителей открыть багажник туда были подброшены запрещенные к перевозу и хранению вещества и объекты. Ситуации и полицейские, конечно, бывают разные.

Читайте также  Какое масло лить в ГУР приора?

То же относится к досмотру всех зон в автомашине – особенно в конфликтных случаях – все должно происходить по веской причине, при свидетелях, с вашим участием, и сниматься на видео. Знайте, что существуют методы и приемы, которыми пользуются полицейские, чтобы доставить водителям побольше хлопот, или получить возможность «раскрыть» несуществующее нарушение. Или получить возможность для чего-либо задержать вас дольше – возможно из-за желания пообщаться. Но не у всех оно всегда обоюдное.

Один из таких приемов – просьба показать, то есть предъявить работникам полиции предметы, которые обязательно должны быть с собой у водителя. Например, такие как огнетушитель, знак аварийной остановки – треугольный, устанавливаемый на дороге – или другие вещи, находящиеся в багажнике. Вам нужно будет открыть багажник, чтобы это сделать – но открывать его по закону вы не должны без того же протокола и понятых.

В ПДД нет пункта или статьи, которые бы делали обязательным предъявление полиции этих предметов. Вы можете испросить у инспектора статью, на основании которой он просит вас показать эти вещи или открыть багажник. При этом сообщить полиции, что эти предметы были у вас собой при отправлении. Можете попросить составить протокол досмотра по поводу открытия и исследования багажника.

И в любом случае при досмотре багажника вы можете после этого в течении 10 дней отправить жалобу на действия дорожной полиции. Специалисты АНО «Судебный эксперт» могут в удобное для вас время рассказать, на предварительных бесплатных консультациях, о том, как и кому, и в каких случаях, вы можете, и даже должны, направлять жалобы. На ту работу сотрудников дорожной полиции и детали этой работы, которые нарушили ваши права, отняли у вас время, деньги, внимание. И как за это можно и нужно получать компенсации.

Законодательство России сегодня развивается, и существует ряд способов защиты от бесполезной и беспричинной активности полицейских. Все их вам объяснят наши специалисты. АНО «Судебный эксперт», работающая уже давно и активно на всей территории РФ, защищает права наших организаций и граждан в массе различных случаев. Ваши безопасные и законные отношения с дорожной полицией – относятся к сфере нашей работы. А теперь не только в России, но и в СНГ.

Инспектора или работники дорожной полиции не имеют права самостоятельно открывать какие-то отделы и места в автомобиле, самостоятельно досматривать какие-то области или участки. Например, открывать капот без вашего наблюдения и присутствия. Или отодвигать вещи, или накидки на сидениях в салоне, для того, чтобы исследовать его пространство. Все, что делается самими полицейскими, без вашего непосредственного участия и наблюдения – все это классифицируется как «обыск», а на него уже нужно иметь специальное постановление суда. А досмотр – только в вашем присутствии и при вашем контроле, как сообщает статья 29.7 КоАП.

Мы уже писали о психологических правилах общения с дорожной полицией в статье «Дорожная полиция и вы. Психология, доверие, права и нормы общения». Там довольно подробно и принципиально изложены законы общения между сторонами. Оттуда можно добавить в данном случае то, что водитель, даже новичок, уверенно оперирующий фактами о законодательстве, задающий наводящие вопросы, произведет на полицию впечатление осведомленного человека. И будет в большинстве случаев защищен лучше.

Психологические аспекты. Общение с лицами, слишком требовательно, неадекватно ведущими себя. Взаимопонимание с дорожной и иной полицией – простой метод

Труднее найти общий язык с агрессивно или слишком требовательно, неадекватно настроенными работниками правоохранительных органов, о встречах с которыми можно найти свидетельства на страницах российской интернет печати. Или с теми лицами, которые не относятся к дорожной полиции, но находят «причины» для того, чтобы предъявлять вам какие-то претензии, и требования. В этом отношении мы можем дать вам советы из области базовой практической психологии. Главное – даже если вам встретились лица, явно тяготеющие к нарушению ваших прав, помнить, что дважды два – четыре. Нервничать и волноваться по этому поводу нет смысла, ведь вы правы. Не выходите из равновесия, это главное.

Важный вопрос еще и в том, чтобы находить общий язык с дорожной полицией и теми, кто находится в состоянии возбуждения на работе, в процессе поимки преступников, усиленного контроля движения, его безопасности, «чистоты пользователей» и так далее. Достаточно попросить себя немного понять этих людей и их напряженную работу, включиться в это настроение – и общаться станет значительно легче. Не стоит жестко отгораживаться от них – в данном случае от дорожной или иной полиции. Отгороженность только затруднит и усложнит общение и создаст вам всем неудобства. Проявите понимание, выскажите что-то по этому поводу, «поймайте волну», как радиоприемник – и вы увидите, как упростится общение. По крайней мере, в добром большинстве случаев.

Общие рекомендации по досмотрам автомобилей, и помощь независимой экспертизы

Этими общими правилами вы можете воспользоваться в любой ситуации попыток досмотра или задержания автомобиля. Мы продолжим более подробный рассказ об этом в другой статье. И предлагаем вам по всем общим или отдельным, даже необычным и узким вопросам из области общения с дорожной полицией или ПДД и ДТП, обращаться в АНО «Судебный эксперт». И предлагаем все виды экспертизы вашего общения с полицией, протоколов, досмотров, задержаний, судебных дел и процессов. Мы надежно защищаем права граждан, и ждем вашего обращения.

a2226 › Блог › Осмотр, досмотр, обыск. Права и обязанности на дороге инспектора ДПС

Остановивший вас на дороге автоинспектор обошел машину, заглянул в окно – это осмотр. Попросил вас открыть багажник – досмотр. Если же запустил руку в дорожную сумку, лежащую на задней полке – обыск. Что вы можете предъявить «гаишнику», который бесцеремонно роется в ваших вещах?
Перерыв на рекламу

Первое и самое главное: если сотрудник ГИБДД хочет заглянуть в багажный отсек вашего автомобиля, а вам скрывать нечего, не препятствуйте ему в этом – пусть смотрит. Нет смысла идти на конфликт с представителем власти, даже если вы где-то читали, что он не имеет права этого делать без понятых и протокола…

В противном случае, вы должны знать, чем отличается осмотр автомобиля от его досмотра и требовать от автоинспектора соблюдения его обязанностей и ваших прав.

Осмотр транспортного средства

Осмотр может быть визуальным, при этом открывать двери, стекла, капот и багажник вы не обязаны. «Гаишник» хочет убедиться, что в вашем авто есть аптечка и знак аварийной остановки, пусть поверит вам на слово. Вы не обязаны открывать багажник, чтобы он в этом удостоверился. Не верит? Это досмотр. Со всеми вытекающими…

Интересная деталь: даже для осмотра (визуального) автомобиля и груза у инспектора ГИБДД должны быть основания. Они подробно описаны в приказе МВД под номером 185. К ним относятся:

— ориентировка или иная информация об использовании авто в противоправных целях;

— необходимость сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах;

— наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз;

В «Законе о Полиции» говорится, что по результатам осмотра транспортного средства и груза составляется акт, в котором указываются: дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника ГИБДД, составившего акт, сведения о лицах, присутствующих при осмотре, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке, иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, иных идентификационных признаках перевозимого груза.

В акте осмотра указывается фото- и кино- или видеосъемка, если они проводились. Данные материалы прилагаются к акту об осмотре транспортного средства и груза.

Досмотр транспортного средства

В случае досмотра транспортного средства инспектор ДПС имеет право попросить Вас открыть багажник, предоставить аптечку или открыть сумку. «Распускать» руки (самостоятельно рыться в ваших вещах) он по-прежнему не вправе, более того, он сначала должен составить протокол досмотра (или сделать соответствующую запись в протоколе об административном задержании) и пригласить двух понятых, либо зафиксировать все происходящее на видеокамеру.

У досмотра автомобиля тоже должны быть веские основания. Для досмотра (обследования) транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

— проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;

— проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.

Таким образом, если автоинспектор требует от вас предъявить ему огнетушитель, прежде чем открывать багажник, вы имеете право потребовать от него составления протокола и, в отличие от понятых, обеспечить видеосъемку происходящего…

В протоколе сотрудник ГИБДД должен указать, по какой причине проводится досмотр автомобиля. Кроме того, поиск понятых или видеокамеры для съемки – это его забота, а не ваша. Интересная деталь: заставить вас стоять на обочине дороги, пока автоинспектор съездит в ближайшую деревню за понятыми, он тоже не может. В противном случае, речь идет о незаконном ограничении права управления автомобилем. Если вас безосновательно «мурыжат» на дороге, звоните в службу доверия ГИБДД или в полицию (102 или 02).

Важно помнить: досмотр может быть проведен только в вашем присутствии (есть, правда, в КоАП статья, в которой говорится о возможности досмотра ТС в отсутствие владельца – это возможно лишь в случаях, не терпящих отлагательства). Более того, дотрагиваться до ваших вещей автоинспектор не вправе: он может лишь попросить вас достать и открыть сумку, переместить вещи в салоне, открыть/закрыть двери и т.д.

Протокол о досмотре ТС подписывается составившем его сотрудником, а также лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, и понятыми. В случае вашего отказа подвергать досмотру ваше авто или от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Да, и по окончании досмотра вам должны выдать копию протокола.

Читайте также  Какой размер шин на хендай солярис?

Может ли сотрудник полиции самостоятельно «рыться» в ваших вещах? Может, но, во-первых, это действие будет квалифицироваться как обыск, а, во-вторых, делать это представитель власти может только по постановлению суда. Это в одинаковой мере относится и к вашему жилищу, и к вашей машине.

Существует еще один способ проверки – личный досмотр. Это когда полицейский просит вас вывернуть карманы или ознакомить его с содержимым вашей сумочки. В этом случае также составляется протокол и приглашаются двое понятых. Еще одно ограничение – проводить личный осмотр может лишь лицо того же пола.

Защищайте свои права

Если автоинспектор проигнорировал указанные выше требования, необходимо звонить в полицию и заявлять о самоуправстве со стороны сотрудника ГИБДД. Лично препятствовать «гаишнику» совершать противоправные действия или, не дай бог, лезть в драку не рекомендуется. Фемида у нас – дама непредсказуемая. Вы же не хотите сесть в тюрьму за избиение представителя власти?

Если есть такая возможность, зафиксируйте действия сотрудника ГИБДД на видео. Пригласите свидетелей, которые смогут подтвердить: автоинспектор был не прав. В течение 10 дней вы можете подать жалобу в суд; приобщите к ней видеоматериалы и адреса свидетелей, готовых подтвердить вашу правоту.

В конце вернемся к тому с чего начали. Случается так, что автоинспекторы сами не всегда хорошо знают свои права и обязанности. Намеренно идти на конфликт, быковать, качать права с использованием местных идиоматических выражений не стоит. Ведите себя корректно, но и о правах своих не забывайте…

Имеет ли право сотрудник ДПС останавливать водителя вне стационарного поста: вопрос с подвохом!

До настоящего времени у некоторых автомобилистов возникает желание поспорить с сотрудниками ГИБДД, остановившими их на дороге вне стационарного поста. Насколько обоснованы такие споры и какие права предоставлены сотрудникам ДПС, поднимающим жезл на городской дороге или трассе?

Остановка и проверка документов сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2019 году

Сначала разберёмся с предысторией вопроса. В 2009 году был принят Административный регламент ГИБДД (Приказ МВД от 02.03.2009 N 185), обрадовавший многих водителей, как профессионалов, так и обычных автовладельцев. Согласно п. 63 старого Регламента, остановка транспортного средства для проверки документов могла быть осуществлена только на специально оборудованных постах. Такое решение было принято в рамках проведения антикоррупционных мероприятий в системе МВД.

Трудно сказать, дала ли эта мера какой-то результат, но некоторая абсурдность ситуации была очевидна. Наибольшее количество правонарушений, не связанных с ДТП, выявляется именно при выборочной проверке документов, а оборудованные стационарные посты в пределах города остались во временах дяди Стёпы. Фактически был утрачен правовой механизм для эффективного выявления и предупреждения правонарушений.

Проверка документов — широко распространённая процедура

Ранее действовавший Регламент вызывал нарекания со стороны сотрудников полиции по многим позициям. Приказом МВД от 23.08.2017 N 664 был утверждён новый Регламент, устранивший некоторые недостатки и несколько расширивший полномочия сотрудников. В том числе было убрано условие о проверке документов только на постах. В настоящее время остановка транспортного средства возможна в местах, определённых Регламентом и руководством местного подразделения ГИБДД.

Основания для остановки

Основания для предъявления сотрудником такого требования перечислены в п. 84 Регламента и включают в себя:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • необходимость использования транспортного средства;
  • необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств;
  • необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
  • оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий;
  • необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства;
  • угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз;
  • проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Сотрудники ГИБДД вправе останавливать машину вне поста

Список исчерпывающий, по любым другим основаниям остановка не допускается. Предъявление требований остановить автомобиль сотрудником ГИБДД по иным основаниям не законны и не подлежат исполнению, хотя сложно придумать причины, по которым ещё могло бы потребоваться остановка транспорта.

Где можно останавливать машину

Тем не менее регламентом установлены некоторые ограничения. Не допускается останавливать машины (п. 88 регламента) в местах, где остановка запрещена ПДД. Из общего правила сделаны исключения и остановка разрешена в запрещённых местах:

  • если это связано с пресечением преступления или правонарушения;
  • при осуществлении регулировочных мероприятий (например, регулирование пробок);
  • если это связано с предотвращением угрозы жизни и здоровью, имуществу участников движения;
  • если место остановки обозначено патрульной машиной с включённым спецсигналом.

В отделах ГИБДД разрабатываются схемы расстановки патрульных машин. В течение служебной смены места, в которых сотрудники останавливаются для наблюдения за движением, меняются. Экипажи постоянно перемещаются. Имеются участки, на которых ГИБДД любит устраивать засады. В основном это делается на небольших отрезках дорог, где наиболее часто происходят аварии или допускаются нарушения.

Проверка документов

Проверка документов — дежурная процедура, активно используемая сотрудниками ГИБДД в целях выявления и предотвращения уголовных и административных правонарушений. Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

  • водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
  • регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
  • страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Отсутствие документов повлечёт за собой составление протокола или вынесение постановления на месте и назначение штрафа. Размеры штрафа могут быть внушительными. Если речь идёт об отсутствии полиса ОСАГО, то это безобидные 500 рублей. А вот неоформление путевого листа обойдётся организации или ИП уже в 20 000 рублей.

При проведении проверки сотрудник может не ограничиться визуальным изучением бумажного документа. У каждого полицейского есть доступ в специальную базу данных. Проверяется наличие ограничений на управление машиной, наличие полиса ОСАГО, действительность водительского удостоверения, другие обстоятельства. Результатом проверки может стать пожелание доброго пути, а может и отправка транспорта на штрафстоянку. Бывают случаи, что человек добросовестно не знает о наличии ограничений. В такие ситуации часто попадают неплательщики алиментов, в отношении которых приставы выносят постановление об ограничении права на управление. В связи с большой загруженностью приставов и банальным отсутствием денег на почтовые пересылки, неплательщику копия постановления не высылается, и изъятие машины становится для них полным сюрпризом.

Ещё одной целью проверки на дороге является выявление лиц, находящихся в розыске. Более того, опытные сотрудники умудряются даже выявлять преступления при проведении проверки. Нетипичное поведение водителя и пассажиров, необычные предметы в автомобиле могут вызвать подозрения и повлечь применение в отношении автовладельца других мер, в частности, осмотр автомобиля. Парадоксально, но у сотрудников ГИБДД даже существует определённый план по раскрытию преступлений, не связанных с ДТП. Обычно это преступления, связанные с перевозкой наркотиков, незаконного оружия и тому подобное.

У опытных сотрудников ГИБДД вырабатывается своего рода чутьё на нарушителей. Малейшая нетипичность ситуации повлечёт остановку транспортного средства и проверку документов.

Ранним утром возвращались с женой из аэропорта, машину вела жена. На первом же посту нас остановил гаишник. Представили документы, он долго разглядывал и нас, и их. Затем нагнулся, заглянул в машину через окно, пытаясь унюхать алкоголь. В результате усмехнулся и спросил, кто же из нас накануне выпивал. Естественно, никто. Я долго не мог понять, чем мы вызвали его подозрение. Уже дома догадался, ему показалось подозрительным, что в выходной день рано утром по трассе машину ведёт женщина, а мужчина сидит рядом. По всей видимости, сотрудник подумал, что возвращаемся с отдыха, муж выпивал, жена, значит, тоже пригубить могла, надо проверить.

Видео: остановка транспортного средства ГИБДД

Таким образом водители, пытающиеся оспорить право работников ГИБДД остановить машину на дороге, руководствуются отменённым законодательством и рискуют быть привлечёнными за неисполнение законных требований.