Люфт рулевой рейки что это такое?

Как проверить люфт рулевой рейки

Рулевая рейка в автомобиле является главным узлом, который управляет поворотом колес и обеспечивает безопасное движение по дороге. От исправности рейки зависит комфорт вождения, активная безопасность, ресурс элементов подвески и покрышек.

Люфт, который появляется вследствие износа, можно легко диагностировать, а неисправный узел отремонтировать или заменить. Есть несколько способов как проверить люфт рулевой рейки.

  1. Устройство рулевой рейки
  2. Диагностика рулевой рейки
  3. Проверка и дефектовка снятой рейки
  4. Ремонт или замена рулевой рейки

Устройство рулевой рейки

Реечное рулевое управление передает вращательное движение руля в поступательное движение рулевых тяг, поворачивающих колеса на требуемый угол. Для этого в конструкции используется шестерня и зубчатая рейка с постоянным или переменным шагом.

Узел размещен в аллюминиевом корпусе, который крепится к кузову или подрамнику автомобиля. По краям расположены ограничители хода, уплотнители и пыльники рулевых тяг. В зависимости от конструкции авто могут устанавливаться усилители различного типа. Они не только делают руль более легким, а управление точным, но и демпфируют неровности дорожного полотна.

Разновидности рулевых реек легкового автомобиля:

  • механическая;
  • с гидроусилителем (ГУР), снижающим усилие на руле;
  • с электроусилителем (ЭУР), работающим за счет дополнительного электромотора.

Несмотря на различия в конструкции, быстрее всего выходит из строя механическая часть. Это вызвано следующими причинами:

  • езда по дорогам с плохим покрытием;
  • агрессивный стиль вождения;
  • несвоевременное обслуживание узла;
  • нарушение схода-развала колес;
  • установка колес большего размера и вылета;
  • износ сальников, пыльников, клапанов гидрораспределителя.

Важно! Нагруженным местом является пятно контакта шестерни и зубчатой планки, поэтому износ чаще всего начинается именно в этой части механизма.

Диагностика рулевой рейки

Чтобы проверить люфт рулевой рейки не обязательно обращаться в сервис для диагностики на специальном стенде. Первичные признаки поломки легко можно выявить самостоятельно. Прежде всего обращают внимание на следующие изменения в поведении автомобиля:

  • усилие на руле заметно увеличивается;
  • падение уровня жидкости в бачке ГУР или ошибка на панели приборов (для ЭУР);
  • стук и вибрации при езде по неровным дорогам;
  • гул со стороны рейки при большом вывороте руля;
  • рулевое колесо медленно возвращается в исходное положение;
  • автомобиль не держит прямолинейную траекторию.

Следующим шагом станет визуальный осмотр. Желательно для этого вывесить машину на подъемнике, чтобы открылся доступ к рулевым тягам, пыльникам, корпусу рейки. Такая диагностика поможет выявить следующие дефекты:

  • порванные пыльники наконечников тяг, как следствие, их износ;
  • чрезмерный люфт колеса в горизонтальном направлении из-за сильного износа зубчатой планки;
  • течь жидкости из-под уплотнителей рулевой рейки;
  • радиальный люфт внутренних тяг, вызванный износом направляющих втулок;
  • вращательный люфт пары шетерня-рейка;
  • люфт шаровых пальцев и сайлентблоков подвески;
  • следы коррозии на тягах или корпусе реечного механизма.

Совет! Проверить рулевую рейку на посторонние шумы можно следующим образом. Приложить руку или стетоскоп к корпусу, а помощника попросить вращать руль. Все лишние звуки будут хорошо слышны.

Проверка и дефектовка снятой рейки

Стучащий узел можно попробовать разобрать и заменить проблемную деталь. Некоторые производители допускают такое и выпускают уже готовые ремкомплекты для рулевой рейки. Разбирать рулевой механизм следует после снятия с автомобиля и тщательной чистки с внешней стороны.

После разборки все узлы нужно отмыть и осмотреть на предмет износа. Чаще всего выходят из строя опорные втулки. Они выполнены из пластика или мягкого металла и поэтому стираются первыми. Это происходит из-за попадания влаги и грязи из-за порванных пыльников, больших нагрузок на рулевую. Замена на металлические помогает решить проблему. Вместе с втулками нужно заменить уплотнители.

Самым изношенным местом в реечном механизме является центральная часть зубчатой планки. Выкрашивание зубьев, задиры, нарушение профиля рейки ремонту не подлежат. Такой узел заменяют новым или целой рейкой в сборе, снятой с другого автомобиля. С другой стороны, незначительный люфт в этом соединении можно попробовать выбрать регулировочной гайкой. Момент затяжки должен быть таким, чтобы зубчатая рейка могла свободно перемещаться в обеих направлениях без закусывания.

После сборки желательна проверка на специальном стенде. Это особенно актуально для рейки с ГУР, когда усилие зависит от точной настройки перепускных клапанов.

Ремонт или замена рулевой рейки

Некоторые автопроизводители делают внутренние рулевые наконечники несъемными. Они составляют с рулевой рейкой единое целое и меняются только в сборе. Стоимость замены всего узла оригинальным высока, а шаровые соединение ремонту не подлежат. В этом случае рекомендуется регулярно осматривать пыльники на наличие трещин и своевременно обновлять смазку.

В остальных случаях автолюбителям остается ремонтировать рулевой механизм или заменять узел контрактным. Ремкомплекты можно найти практически для любой популярной модели, а их выбор зависит от цены и качества поставляемых деталей. В состав такого набора входят ремонтные втулки, уплотнители, сальники, пыльники. На хороших комплектующих этот узел может проходить не меньше, чем в заводском исполнении.

Второй путь – это установка неоригинальных запчастей или снятых на авторазборе. В этом случае владелец авто получает весь узел в сборе по цене в 2-3 раза ниже оригинала. Остаточный ресур такой рулевой рейки неизвестен и может оцениваться только косвенно по внешнему виду. Тем не менее, данная услуга востребована, потому что не требует специализированных стендов для разборки и диагностики. Вся работа сводится к простой замене и проверке развала-схождения колес.

Подробнее о стуке в рулевой рейке Лада Калина мы написали тут .

Reika46 › Blog › Рулевые рейки — общие вопросы. Часть 2. Как эти проблемы решаем (в общем и частности).

Для правильного понимания «КАК РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ», для начала, разберемся в наиболее частых дефектах рулевого управления и причинах их возникновения. Этот пост будет посвящён, исключительно, рулевым механизмам с гидроусилителем руля.

1. Гудит насос ГУР

Недостаточный уровень жидкости в системе — всего лишь симптом, который говорит, что жидкость куда-то делась. Как ни печально, но жидкость ГУР — не испаряется, не высыхает и сама в систему не возвращается. Уровень проверяем в соответствии с метками на бачке или щупе крышки. Как правило, имеем четыре уровня: Cold min — Cold max, Hot min — Hot max. Соответственно, «Cold» — смотрим на непрогретой машине, «Hot» — при прогреве.
Итак, если уровень ниже Min — где-то течет. Где и как течет — рассмотрим ниже.

Износ крыльчатки насоса — выработка основной части насоса в силу пробега, перегрузок или длительной течи системы. Появляется в результате разбалансировки при вращении приводного вала насоса из-за попадания воздуха, механических включений, износа подшипников насоса, деформации шкива.

Воздух в системе — как правило, связано с течью, либо подсосом воздуха через изношенный шланг обратного давления.

Непроходимость или недостаточная проходимость шлангов системы — как правило, связано с неквалифицированным вмешательством в автомобиль. Например, перегиб шланга при монтаже, передавливание каким-либо агрегатом при установке либо некачественный ремонт шланга — сечение шланга не соответствует производительности системы, неправильная установка клапанов шланга при ремонте (при наличии).

Намеренно не говорю о варианте неподходящей жидкости — этому посвятим отдельный пост.

2. Уходит жидкость из бачка ГУР.

Течь рулевой рейки — наиболее часто течёт именно из рейки. Стандартная схема рулевой рейки с ГУР приведена ниже.

Вариант А: Течь под один или несколько сальников. На схеме они отмечены чёрными полосами. Причины течи (в порядке убывания частоты обращений): коррозия вала (первичного или вторичного), естественный износ, разрушение опорных подшипников (для верхнего сальника), ДТП, неквалифицированная замена рулевых тяг.
Вариант Б: Течь под уплотнительные кольца — установлены практически там же, где и сальники. Причина — только естественный износ. Не считая, конечно, неквалифицированную замену.
Вариант В: Течь магистральных трубок рейки. На схеме они жёлтым цветом в центре. Только из-за механических повреждений или неправильной установки самой рейки или агрегатов которые рядом. Возможно ещё коррозия, но за 6 лет ни разу не встречал.
Вариант Г : Действительно, самое «Г» из всех возможных — нарушена герметичность самого корпуса рейки. Только механические повреждения, в основном, — ДТП, На Китайских рейках для Ford Focus 2 — несколько раз видел, что возникает просто в процессе эксплуатации.
Вариант Д: Течь под штуцеры шлангов. На схеме они жёлтым справа. Как правило, из-за уплотнительных колец. Естественный износ.

Читайте также  Зимние щетки для авто какие лучше?

Течь шлангов системы ГУР — течёт, в основном, под опрессовку в связи с естественным износом.

Течь насоса ГУР — Два варианта. Под сальник или, опять же, Ford Focus 1 и 2 — под штуцер шланга. Только естественный износ.

Течь радиатора охлаждения ГУР — крайне редко. В 99% случаев — после ДТП.

Давит через крышку бачка ГУР — Частая проблема возрастных автомобилей после длительной стоянки. Появляются отложения на фильтре бачка, что создаёт непроходимость шланга подачи жидкости на насос. При запуске автомобиля жидкость из бачка не поступает на насос, а по обратке бачок переполняется за счёт жидкости, которая есть в системе. Причина — забитый фильтр и/или очень грязная жидкость.

3. Стук в рулевой рейке.

Ниже на диаграмме — возможные причины стуков в рулевой рейке и, в первую очередь, стуков, которые принимают за стук в рулевой рейке. Уважающий себя сервис, всегда будет двигаться от меньшего к большему т.к. истинная причина стука, зачастую, может быть из-за мелочи, стоимость ремонта которой дешевле ремонта рейки раз в пять.

Износ крестовины рулевого вала — частая проблема на возрастных автомобилях. Выходит из строя (ржавеет и разваливается) крестовина рулевого кардана. В 100% автомобилей до 2014 г.в. она (крестовина) есть и, зачастую, не одна. Проявляется верхним стуком, чувствительным на руле. Всегда сопровождается внушительным люфтом рулевого колеса. Это — критическая неисправность. Ездить с такой проблемой нельзя. Ни под каким предлогом. Риск — потеря контроля над автомобилем. В любой момент. Радует, что проявляется проблема не сразу. Начинается с однозначного симптома — при холодном пуске крутим руль — если чувствуем, что руль прикусывает через равное количество оборотов — ОНА. Как правило, выявляется проблема при обращении Клиента из-за течи верхнего сальника (см. схему рейки выше). Связь прямая — из-за нарушения оси вращения кардана разбивается верхний подшипник и, за тем, сальник.

Износ шаровых соединений — как правило, это тяги, наконечники и шаровые опоры. Проявляется стуком при проезде неровностей и глухими ударами при повороте руля на месте в лево/право. Шаровые опоры сильно отдают глухим стуком на кузов. Очень часто путают со стуком в рейке.

Износ зубчатой пары в рулевой рейке — самая неприятная поломка. Происходит, если долго и упорно ездить со стуком. А ещё лучше — подтянуть потом и ещё поездить. Как правило — вырабатывается центральные зубцы вторичного вала (на схеме — длинный вал по горизонту). Объясню сарказм по поводу «Подтяжки» рейки.
Представляем себе агрегат, в который в течении 10-15 лет постепенно попадает пыль, песок и вода через образовавшиеся отверстия в пыльниках. Всё это скапливается на рабочих поверхностях зубчатой пары (как одна из причин стука). За тем, мы подтягиваем регулировочной гайкой вторичный вал к первичному. В результате — между шестернями зубчатой пары увеличивается сила сжатия и появляется прослойка из песка и пыли, а, проще говоря, абразив или точильный камень.

Износ регулировочного механизма рулевой рейки — износ одного или нескольких элементов поджимного механизма: фолье-вставки, поршня, пружины или регулировочной гайки. Проявляется стуком при проезде неровностей, отдающим в руль и металлическим лязгом при резком вращении рулевого колеса влево/право на месте. Особенно сильно — при незапущенном двигателе.

Износ подшипников рулевой рейки — как правило, из-за грязи под пыльниками и коррозии. Выражается стуком при проезде неровностей и сопровождается некорректной работой руля — сам подкручивает, сопротивляется, подкусывает.

Износ опорных втулок рулевой рейки — естественный износ, в основном. проявляется стуком при проезде неровностей. Передняя подвеска, пассажирская сторона. Для отдельных автомобилей из Кореи — норма с конвейера.

Развальцовка поршня вторичного вала — Проявляется глухим сильным стуком при повороте руля. Как правило, в одну сторону и только при запущенном двигателе.

По каким признакам определяется неисправность рулевой рейки?

Рулевая рейка – это механизм, отвечающий за поворот передних колес автомобиля и соединенный с ними посредством тяг. Как и любой другой агрегат, элемент постепенно изнашивается в процессе эксплуатации, что негативно влияет на управляемость машины. Поскольку данная проблема связана с безопасностью водителя и пассажиров, хозяину авто необходимо различать признаки неисправности рулевой рейки, чтобы устранять их в кратчайшие сроки либо ставить новую запчасть.

Кратко об устройстве механизма

Элемент представляет собой цилиндрический корпус, куда помещены следующие детали:

  • сама зубчатая рейка, движущаяся внутри втулок;
  • ведущий вал с косозубой шестеренкой, вращающийся на 2 подшипниках (соединяется с рулевой колонкой);
  • 2 тяги, подключенные к концам реечного механизма и поворотным кулакам ступиц;
  • система упоров и пружин, ограничивающих ход рейки и выбирающих люфты шестеренчатой передачи;
  • резиновые чехлы (пыльники) в виде круглых «гармошек», защищающие картер механизма от попадания грязи;
  • корпус элемента наполнен жидкой смазкой.

Таково устройство обычной механической и так называемой электрической рейки, действующей в паре с электроусилителем руля (ЭУР). Если автомобиль оснащен гидравлическим усилителем (ГУР), то конструкция механизма дополнена цилиндрами и поршнями, помогающими двигать зубчатую планку в ту или иную сторону.

Элемент работает по простому принципу: при вращении руля ведущий вал посредством шестерни двигает рейку в необходимом направлении. Концы детали, связанные с тягами, заставляют поворачиваться передние колеса. ГУР либо ЭУР реагирует на движение руля и «подталкивает» реечный механизм в нужную сторону, снимая физическую нагрузку с водителя.

Признаки неполадок

Поскольку большинство легковых автомобилей оборудовано гидравлическим усилителем, то симптомы износа рейки следует рассматривать в комплексе с элементами ГУР – насосом, распределительным клапаном и масляными магистралями.

Неполадки работы реечного механизма делятся на явные и скрытые. Выявить первые способен сам автолюбитель в процессе движения либо в результате осмотра узлов и агрегатов. Во втором случае четко определить неисправность может мастер станции технического обслуживания. Ваша задача – вовремя отреагировать и обратиться на СТО при появлении следующих симптомов:

  1. Стук, раздающийся в передней части авто при движении по неровностям, особенно в повороте. Расположение звука – приблизительно по центру, где установлена рейка.
  2. При езде по мелким ухабам или насыпному покрытию вибрация явственно передается на руль.
  3. После прохождения поворота баранка неохотно возвращается в исходное положение либо остается повернутой. При попытке быстрого вращения руль наливается тяжестью.
  4. Свободный ход баранки заметно увеличился, отчего машина «рыскает» на прямом участке дороги и требует постоянной корректировки траектории движения со стороны водителя.
  5. Гул, свист и прочие посторонние звуки.
  6. Для поворота приходится прикладывать большое усилие на руле.
  7. Критическая поломка – заклинивание механизма либо самопроизвольное вращение баранки без изменения направления движения.

Примечание. Специфика стука реечного механизма – центральное расположение, из-за чего водителю кажется, будто звук доносится с обеих сторон сразу. Подтверждающий признак – вибрация на руле и увеличение люфта.

Если удалось однозначно выяснить, что стучит рулевая рейка, произведите внешний осмотр агрегата. Особое внимание уделите резиновым пыльникам – их видно сквозь арки передних колес и частично – под капотом. Лучший вариант – обследование на смотровой канаве. Порывы и масло на «гармошках» свидетельствуют о том, что внутрь элемента попала вода и грязь, ускоряющая износ всех деталей.

Другие внешние признаки поломки – потеки смазки на кожухе агрегата. Если сразу не заметить прохудившийся сальник, то уровень масла в картере снизится и начнется так называемый кольцевой износ корпуса и силового цилиндра. Последствия – дорогостоящая замена узла в сборе.

Читайте также  Как правильно подобрать масло для автомобиля?

При наличии гидроусилителя руля нужно осматривать не только рейку, но и элементы ГУР – насос, ременной привод и масляные шланги. Загляните в расширительный бачок – пониженный уровень сразу даст понять, что смазка теряется в результате утечки. Дополнительное подтверждение – свежие пятна под автомобилем на месте постоянного хранения.

Подробней о проблеме мы писали в этой статье.

В отличие от ГУР, электрические усилители не подают признаков неисправности и выходят из строя сразу. Но подобные случаи – редкость, в целом ЭУР – довольно надежный агрегат.

Что делать с неисправностями рейки?

В подавляющем большинстве случаев замена или ремонт рулевой рейки производится на автосервисе, поскольку даже снятие элемента – задача непростая. Но мелкие проблемы можно решить самостоятельно, например:

  1. Заменить порвавшийся резиновый пыльник. Если вы обнаружили данный дефект на ранней стадии, когда реечный механизм функционирует исправно, то можете поменять кожух в гараже на смотровой яме. Не забудьте очистить от грязи детали под пыльником.
  2. Устранить протечки гидравлической жидкости на патрубках. Для этого придется опорожнить систему и заменить шланги, лучше все сразу.
  3. Поставить новые наконечники рулевых тяг. Признаки износа шаровых пальцев очень похожи на неисправность рулевой рейки – возникает люфт руля и стук.
  4. Сменить разбитую крестовину рулевого вала.
  5. Подтянуть либо поменять ремень, вращающий шкив гидравлического насоса. Проскальзывание ременной передачи ведет к ухудшению работы усилителя и затруднительному вращению руля.

Конструкцией рейки предусматривается регулировка зазоров в передаточном узле. На ранних стадиях изношенности шестерен люфт устраняется подтягиванием регулировочных винтов. Самому выполнять операцию крайне нежелательно: если перестараетесь и не оставите зазоров, зубчатая передача станет изнашиваться еще быстрее.

Когда проблема кроется внутри корпуса реечного механизма, самостоятельно устранить стук не получится, разве что вы сами – автомеханик. Наиболее распространены следующие внутренние неисправности:

  • выработка зубьев на рейке либо рулевом валу;
  • люфт подшипников;
  • разгерметизация сальников;
  • кольцевой износ втулок, цилиндров;
  • деформация вала либо самой рейки в результате попадания колеса в глубокую выбоину и удара по механизму.

Часть перечисленных поломок устраняется путем установки ремонтных комплектов в условиях автосервиса. Изношенные детали зубчатой передачи отдельно лучше не менять – необходимо ставить новую рейку.

Рулевая рейка: люфт и другие неисправности. Как устранить или отрегулировать?

Рулевое управление – неотъемлемая часть любого автомобиля. Благодаря этому узлу транспортное средство может менять направление траектории движения. Система состоит из множества элементов. Главная составляющая – это рулевая рейка. Люфт ее недопустим. О неисправностях и признаках поломки данного механизма – далее в нашей статье.

Характеристика

Рулевое управление выполняет несколько функций:

  • Увеличивает усилия, что прилагаются к рулю.
  • Передает вращательный момент на колеса через привод.
  • Производит самостоятельный возврат руля в нейтральное положение.

Главная составляющая данного механизма – это редуктор. Он имеет свое передаточное число (у каждого автомобиля этот параметр разный). На данный момент используется реечный рулевой механизм. Ранее производителями использовался червячный и винтовой узел.

Признаки неисправности

Как определить, что вышла из строя рулевая рейка? Люфт — не единственный признак. Так, при повороте руля водитель прикладывает больше усилий, чем требуется. Конечно, здесь есть свои нюансы (ведь различают приводы с усилителем и без). Так, на рулевом управлении с гидравлическим приводом вы заметите характерный гул насоса. Иногда это сопровождается утечкой рабочей жидкости из бачка. Что касается механических приводов, звук поворота останется прежним. Однако руль станет заметно более тугим. Это первый признак того, что вышла из строя рулевая рейка. Люфт при вращении колес может возникать на обоих типах привода – механическом и гидравлическом. Еще одна причина – течь сальника рейки. В этом случае на узле будут видны характерные потеки, как на фото ниже.

Почему образуется люфт?

В большинстве случаев эта проблема связана с состоянием дорожного покрытия. Ведь каждую неровность на себя принимает не только подвеска, но и рулевой механизм. Так, при частой езде по ямам наблюдается люфт вала рулевой рейки. Многое зависит и от стиля вождения. Чтобы максимально сберечь рейку, нужно хорошо оттормаживаться перед ямами. Но и это не дает гарантию на то, что вскоре не появится люфт. Езда через лежачих полицейских, бетонные стыки и другие неровности просто гробят рейку. Нагрузка на редуктор возрастает в десятки раз. Спустя 10-15 лет на автомобиле появляются проблемы с рулевым управлением. Кстати, по достижении этого срока зарубежные автопроизводители рекомендуют менять рейку. Но проблема в том, что найти новую деталь на такой старый автомобиль очень трудно. А ремкомплекты не всегда спасают. Как устранить люфт в рулевой рейке? Один из верных способов – это так называемая подтяжка рулевого механизма. Конечно, ресурс редуктора от этого не увеличится. Однако на некоторое время вы можете забыть о постоянных дёрганьях руля и ездить с комфортом.

Какова норма

Производителями заложен стандарт, при котором люфт тяги рулевой рейки считается нормальным. Так, этот показатель составляет не больше десяти градусов. Измерить это можно на СТО, при помощи люфтометра. Данный инструмент представлен на фото ниже.

Как подтягивается рулевая рейка?

Люфт, который выше нормы, можно снизить путем регулировки редукторного механизма. Для этого подтягивают соответствующий винт. Он находится в торцевой крышке рейки. Для удобства используйте яму или эстакаду. В крайнем случае можно воспользоваться домкратом (в любом случае нам нужен доступ к рейке снизу автомобиля). Так, выставляем ровно передние колеса и приступаем к подтяжке.

Подводные камни

С какими проблемами автомобилист может столкнуться, производя операции по подтяжке рулевого механизма? Первое – это угол поворота. Чем сильнее затянута рейка, тем меньше градус поворота передних колес. Соответственно, снижается маневренность автомобиля. Второй момент – это усилия, прилагаемые на вращение руля. Чем сильнее закручивается гайка, тем туже руль. Особенно это заметно на автомобилях с механическим типом привода (это отечественные «десятки», «тренашки» и иномарки начала 90-х годов). Что касается машин с гидроусилителем, здесь нагрузка возрастает на насос. Внутри системы увеличится давление жидкости. Возможно, потечет шланг или манжеты. Если вы чувствуете, что руль стал сильно тугим и слабо возвращается в нейтральное положение, необходимо ослабить гайку. Ездить на сильно затянутой рейке не рекомендуется. Это повлечет за собой износ ряда других элементов.

Эффективно ли?

Статистика говорит, что затяжка редуктора рулевой рейки действительно помогает убрать люфт. Однако в 20 процентах случаев проблема на этом не решается. Прежде всего это связано с большим износом самой передаточной пары привода.

Заключение

Итак, мы выяснили, как убрать люфт в рулевой рейке, почему он возникает и какие есть подводные камни регулировки. Данный механизм напрямую влияет на безопасность движения. Поэтому при выявлении неисправности не стоит откладывать ремонт или регулировку рулевой рейки.

Какой люфт должен быть в рулевом управлении, как устранить

Люфт — термин в механике, который подразумевает наличие свободного хода у элемента механической системы. Он представляет собой параметр, по которому можно судить о величине движения упомянутого выше узла для получения ответа со стороны другого — управляемого узла.

Другими словами, размер люфта характеризуется как величина поворота или смещения управляемого элемента, которое не приводит к каким-либо изменениям в объекте.

Применительно к автомобилю и рулевому управлению — угол поворота руля, при котором машина продолжает движение в неизменном направлении.

Что подразумевается под суммарным люфтом рулевого колеса?

Еще один термин, требующий рассмотрения — «суммарный люфт». Под ним подразумевается общий угол, отсчет которого начинается при крайнем положении рулевого колеса с одной стороны, когда начинается поворот, до противоположного положения, когда машина начинает движение в другом направлении.

Чтобы разобраться в принципах работы суммарного люфта, важно понимать конструкцию и особенности работы системы управления. Если исходить из технической составляющей, принцип действия люфта имеет следующий вид.

Читайте также  Стоп учет на авто что это такое?

В передаче рулевых тяг присутствует шток, который фиксируется с небольшим зазором в один-два миллиметра.

Это расстояние необходимо для защиты узлов зацепления рулевой системы от износа по причине чрезмерного трения.

Наличие зазора — технологическое решение, позволяющее держать зацеп в необходимом положении и не касаться к поверхности зубцов.

Для водителя этот параметр представляет собой свободный ход рулевого колеса, позволяющий получить более точное управление автомобилем и чувствовать, в какой момент изменяется направление движения транспортного средства.

По сути, это полное расстояние, которое проходит руль, прежде чем машина поедет в левую или правую сторону.

Многие ошибочно считают это явление негативным и пытаются от него избавиться. Не стоит этого делать, ведь люфт в рулевом управлении — норма для каждого автомобиля. Другое дело, что он должен иметь строго определенную величину.

Здесь прослеживается интересная закономерность — чем большие габариты имеет авто, тем более высоким является показатель люфта.

В процессе измерения суммарного люфта обязательно соблюдение ряда условий:

  • Передние колеса располагаются в нейтральной позиции и стоят на твердой (асфальтной или бетонной) поверхности.
  • Покрышки управляемых колес сухие и чистые.
  • Двигатель автомобиля заведен. Это актуально, если тестируется работа усилителя рулевого привода.
  • Натяжение приводного ремня насоса усилителя руля, а также уровень рабочей жидкости должны соответствовать требованиям, которые утверждены заводом-изготовителем.

Проверка суммарного люфта производится посредством измерения угла поворота управляющего колеса между фиксированными позициями изменения движения в левую и правую сторону.

Для получения точных параметров измерение производится от двух и более раз.

Что такое начало поворота рулевого колеса?

Помимо рассмотренного выше, существует еще один термин, о котором нужно знать — начало поворота управляемого колеса.

Под этим параметром скрывается угол поворота колеса на 0,06 градуса с погрешностью 0,01 градус в одну и другую сторону.

Измерение параметра производится при отталкивании от позиции прямолинейного движения.

Допустимые люфты в автомобилях

В ПДД прописаны нормированные показатели суммарного люфта для различных автомобилей. Кроме того, этот параметр не должен превышать цифр, указанных в документации по эксплуатации машины.

Если в бумагах производителя отсутствуют специальные рекомендации, люфт должен быть следующим:

  • Для легковых машин, а также сделанных на их основе узлов автобусов и грузовиков — 10 0 ;
  • Для автобусов — 20 0 ;
  • Для грузовиков —25 0 .

Также существуют отдельно взятые рекомендации для некоторых моделей:

  • Для ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 — 5 0 ;
  • Для Газель 3302 — 20 0 (пассажирский вариант) и 25 0 (грузовая машина).

Причины большого люфта

Объяснением увеличения люфта могут быт изменения в конструктивных особенностях рулевого управления, а также разрушение их элементов.

К основным причинам можно отнести:

  • Износ зубчатой планки и зубьев шестерни рулевой рейки.
  • Повреждение или деформация ступичного подшипника. Известны случаи, когда он разваливается в процессе эксплуатации, что приводит к увеличению люфта (но тут уже будет не до люфта).
  • Неисправность наконечников и рулевых тяг, которые при несоблюдении требований эксплуатации часто ломаются. Итог такой же, как и в прошлом случае — «разболтанность» рулевого колеса.
  • Некачественный ремонт ходовой части машины. Бывают ситуации, когда люфт руля проявляет себя после посещения СТО. Это возможно, когда специалисты сервиса недостаточно протягивают гайку ступичного подшипника. В итоге страдает рулевая система автомобиля.
  • Поломка шаровой опоры (нижней или верхней), а также протяжка рулевой рейки с чрезмерным усилием.
  • Устаревшее гидравлическое масло, которое требует замены. Часто люфт в рулевом управлении устраняется после заливки новой рабочей жидкости.

Если говорить в целом, люфт возникает при неисправности в цепочке между рулевым колесом и колесами.

Чтобы выяснить причину, необходимо пройти всю цепочку и определить «слабые» места. Главное — убедиться, что речь идет именно о повышенном свободном ходе, а не о других проблемах.

К другим причинам люфта в рулевом управлении можно отнести:

  • Износ или неправильная регулировка зацепления «червяка» и роликового механизма.
  • Износ оси или втулок маятникового рычага.
  • Ослабление крепежа картера.

Признаки поломки

Как отмечалось выше, для эффективного устранения неисправности ее необходимо своевременно диагностировать. Для этого достаточно знать признаки люфта в рулевом управлении.

К основным симптомам можно отнести:

  • Появление стука в рулевом механизме;
  • Повышенные вибрации во время движения;
  • Скрип при повороте колес;
  • Отклонение от заданной траектории при прямом положении рулевого колеса.

При настройке люфта рулевого управления стоит брать во внимание рекомендации производителя и правила ПДД.

Настроенный параметр не должен превышать верхний предел, но и занижать показатель также не стоит.

Слишком низкий люфт рулевого колеса может привести к дополнительному дискомфорту и ухудшению управляемости автомобилем.

При этом не стоит игнорировать появление маленького люфта, ведь со временем этот параметр может увеличиться, и тогда бороться с проблемой будет сложнее.

Да и неудобно управлять машиной, когда постоянно приходится «ловить дорогу» и вращать рулевым колесом в одну и другую сторону.

Также читайте про причины стука при повороте руля.

Диагностика проблемы и применяемые приборы

Чтобы определить, соответствует ли параметр норме, необходимо сделать небольшую проверку.

Чтобы точно убедиться в наличии проблемы, можно использовать специальный прибор — люфтомер.

С его помощью можно проверить общий (суммарный) люфт в системе.

Одним из вариантов прибора является К 524 М или ИСЛ-М, которые могут применяться обычными автовладельцами и профессионалами на СТО.

С помощью люфтомера удается определить величину свободного хода всего за три минуты, в том числе с учетом монтажа и снятия устройства.

Алгоритм действий при диагностике люфта рулевого управления следующий:

  • Заведите мотор (он должен работать на холостом ходу);
  • Поставьте передние колеса параллельно продольной оси машины. Одновременно с этим убедитесь в работе гидравлического усилителя;
  • Поверните руль в одну, а потом в другую сторону. В этот момент фиксируйте моменты, когда передние колеса начинают прокручиваться в требуемом направлении. Расстояние, которое проходит рулевое колесо между этими промежутками — это и называется люфтом (свободным ходом).

Такая проверка считается отличным вариантом для водителей, которым необходима точная и быстрая информация.

При этом не имеет значения, как была диагностирована проблема. Если люфт в рулевом управлении превышает норму, он должен быть устранен.

Как устранить неисправность: основные способы

Чтобы отрегулировать рулевое управление, потребуется стандартный набор инструментов, позволяющих настроить крепление.

Если ручное измерение или прибор К 524 М показал неподходящий результат, стоит сделать следующее:

  • Попробуйте настроить винты, усиливающие карданные шарниры. Найти эти элементы можно на валу рулевого управления.
  • С помощью регулировочного винта шарниров поставьте необходимый параметр.
  • Проверьте величину люфта. Если свободный ход остался выше нормы, необходимо искать другую причину.
  • Подтяните регулировочную гайку на рулевой рейке (если такой предусмотрен), это устранит зазоры между зубчатой планкой и ведущей шестерней, который и может быть причиной люфта.

Следующим шагом в регулировке может быть настройка шарниров рулевых тяг.

Сделать это в условиях гаража сложнее, ведь для выполнения работы потребуется эстакада, смотровая яма или подъемник.

С большой вероятностью вы увидите, что шарниры повреждены, а это свидетельствует о необходимости подтяжки винтов. Кроме того, стоит протянуть и рулевые тяги.

Если устранить люфт описанными выше методами не удается, остается только одно решение — разобрать механизм рулевого управления и поменять вышедшие из строя детали.

При отсутствии необходимого опыта и знаний можно обратиться к опытным специалистам на СТО.