Трассологическая экспертиза после ДТП что это такое?

Судебная транспортно-трасологическая экспертиза после ДТП

Транспортно-трасологическая экспертиза-это исследование совокупности всех следов и признаков, оставленных на месте дорожно-транспортного происшествия и автомобилях.

При любом дорожно-транспортном происшествии остается огромное количество следов. Автомобиль, который двигался в своей полосе, оставляет на дороге следы скольжения или торможения, движения юзом и пр.

В момент столкновения 2 и более автомобилей на кузове остаются многочисленные следы вмятин, сколы и задиры, порывы металла или простые обыкновенные царапины.

Каждый из таких следов по отдельности могут и не раскрывать всех особенностей сложившейся ситуации. Тем не менее, при правильном изучении подобных признаков можно получить важную и ценную информацию, раскрывающую все особенности складывающейся ситуации на каждом отдельном этапе. А если исследовать всю совокупность таких следов, то можно получить полноценное и точное представление о том, как развивался механизм дорожно-транспортного происшествия.

Назначение транспортно-трасологической экспертизы

Независимая транспортно-трасологическая экспертиза автодорожного происшествия может назначаться в том случае, если невозможно точно определить виновное лицо. Нередко к услугам специалистов прибегает один из участников ДТП, несогласный с выводами компетентных органов. Также транспортная трасология может быть проведена для идентификационного сравнения представленных образцов с иными следами происшествия.

Квалифицированная транспортно-трасологическая экспертиза, проведенная профессионалами с использованием передовых методов, современных технологий и высокоточного оборудования, позволяет максимально точно определить механизм, в соответствии с которым развивалась нештатная ситуация на дороге и само ДТП.

Вопросы трасологической независимой экспертизы

Каждый участник дорожного автотранспортного происшествия должен понимать, что объектами проведения транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП являются исключительно следы. А к таковым относятся зафиксированные установленным порядком отражения, касающиеся отдельных предметов, транспортных средств, а также людей – участников и очевидцев дорожного происшествия.

Если нет никаких следов, то и о трасологии речи быть не может. Но в случае аккуратной, тщательной, проведенной с учетом всех предъявляемых требований фиксации таких следов, трасологическая экспертиза авто средств позволяет исследовать достаточно широкий круг вопросов.

Экспертиза транспортных средств позволяет решать вопросы, которые, в соответствии с целями и задачами, позволяет решать три категории вопросов.

1 категория – для определения групповой принадлежности следов на ТС. Трасологическая экспертиза следов помогает получить ответы на следующие вопросы:

  • какое транспортное средство оставило следы на транспортном средстве в месте происшествия;
  • марка автошин, информация о производителе средства передвижения;
  • возможно ли столкновение авто с оставлением соответствующих следов (их формы, размеров и пр.).

2 категория трасологической экспертизы позволяет сформировать цельную картину происшествия по элементам:

  • принадлежность тех или иных деталей транспортных средств, обнаруженных на месте ДТП, к транспортным средствам, предположительно являющимся участниками трасологической экспертизы происшествия;
  • сверка частей и деталей (следов краски, частиц битого стекла), обнаруженных на месте ДТП с проверяемым на причастность к происшествию транспортным средством.

3 категория трасологической экспертизы дает возможность установить конкретного участника дорожного происшествия, его автомобильного средства:

  • соответствуют ли обнаруженные на месте столкновения следы конкретному транспортному средству;
  • было ли на месте автодорожного происшествия несколько автомобилей и иных средств передвижения и наличие следов от них, подтверждающих непосредственное участие в трассологической экспертизе;
  • трасологическая экспертиза следов транспортных средств, являющихся предполагаемыми участниками (виновниками) столкновения.

Задачи трасологической экспертизы следов транспортных средств

Профессиональная трасологическая экспертиза транспортных средств дает возможность получить важные ответы на разные вопросы за счет исследования следов, которые оставило то или иное средство. Все эти вопросы направлены на выяснение определенных обстоятельств, а также:

  1. определение точной даты, времени аварии, места и состава участников;
  2. в каком месте произошло столкновение авто средств, трасологическая экспертиза по следу;
  3. действительно ли место и следы, указанные в предоставленных инспекторами документах, соответствует тому, где произошла авария транспортных средств;
  4. если произошел наезд на пешехода, экспертиза устанавливает максимально точно место, след транспортного происшествия;
  5. при столкновении нескольких транспортных средств трасологическая экспертиза фиксирует последовательность событий;
  6. трасологическая экспертиза определяет углы, под которыми происходило столкновение авто средств.

Транспортно трасологическая экспертиза, профессиональное и независимое исследование назначается практически всегда, когда речь идет о таком распространенном в наше время явлении в отношении транспортных средств, как «автоподставы».

Как проводится трасологическая экспертиза после ДТП

Транспортно-трасологическая экспертиза назначается и проводится практически на любой стадии производства по делу. Трасологическую экспертную оценку зачастую назначают страховые компании, чтобы максимально точно произвести выплаты пострадавшим застрахованным автовладельцам за их поврежденные транспортные средства. Самым оптимальным временем для проведения экспертизы транспортных средств, является период досудебной проверки, дознания.

Почему стоит обратиться за трасологической экспертизой к нам

Наша специализированная компания способна решить с помощью транспортно трасологической экспертиза вопросы, которые являются спорными. У нас работают опытные эксперты и оценщики, стаж работы которых составляет не менее 5 лет. Проведение транспортной трасологической экспертизы – это первый, но очень важный и ответственный этап, позволяющий более эффективно отстаивать законные интересы автовладельца. К нам могут обращаться как лица, пострадавшие в ДТП, так и те автомобилисты, которых считают виновными в транспортном происшествии.

Мы поможем в любых, самых сложных моментах. Обращайтесь!

Необходимость трасологической экспертизы после ДТП

При невозможности урегулирования конфликта по аварийной ситуации, в результате которой получены серьезные механические повреждения автомобилей или нанесен вред здоровью, водители должны вызвать сотрудников ГИБДД. Для установления обстоятельств дорожного происшествия в ходе судебного разбирательства делается запрос на проведение транспортно-трасологической экспертизы по делу о ДТП. Криминалистическая процедура назначается для определения действий водителей до момента столкновения.

Что такое трасологическая экспертиза

Изучение следов на месте дорожного происшествия проводится в рамках расследования обстоятельств аварийной ситуации. Водители, не знающие, что такое трассологическая экспертиза после ДТП, не имеют представления об особенностях транспортного осмотра. Исследование направлено на разбор отпечатков шин. Сложные расчеты позволяют воссоздать механизм дорожного инцидента и установить последовательность действий автомобилистов, причинно-следственную связь между управлением транспортным средством и результатами столкновения.

В каком случае назначается

Трасологическая экспертиза после ДТП проводится для реконструкции событий, при несовпадении показаний участников аварии и очевидцев, для доказательства вины водителя, определения соответствий повреждений на автомобиле обстоятельствам происшествия, установления механизма столкновения, обжалования приговора.

Важно знать! Исследование назначается, если страховая компания отказывает в возмещении компенсации или начисляет сумму ущерба, не соответствующую действительным механическим повреждениям.

Кто проводит

Автовладелец, попавший в аварийную ситуацию, должен оповестить о случившемся страховщика. Сотрудник компании приезжает на место дорожного происшествия и исследует обстоятельства инцидента. Криминалистическая процедура может проводиться и на этапе судебного разбирательства. Экспертиза осуществляется квалифицированным трасологом. Водитель вправе обратиться в независимую оценочную компанию. Для проведения осмотра специалист должен иметь соответствующую квалификацию.

Какие вопросы решает

В рамках исследования определяются ход произошедших событий, подробности дорожно-транспортного инцидента. Объектами осмотра являются автомобили, отпечатки шин, следы, оставленные при контакте с другой машиной в момент столкновения, фотоматериалы и иные вещественные доказательства. Основные вопросы для трасологической экспертизы ДТП:

  • установление времени инцидента;
  • создание модели действий автовладельцев в момент аварии;
  • выяснение обстоятельств нанесения механических повреждений;
  • подтверждение или опровержение получения дефектов в конкретной аварийной ситуации;
  • сопоставление действий водителей и последствий происшествий;
  • определение виновника столкновения.

В рамках трасологической экспертизы при ДТП вопросы экспертам касаются групповой принадлежности автомобилей: модели шин, соответствие оставленных следов колесам поврежденных транспортных средств. Специалисты исследуют частичные детали, найденные на месте происшествия, для установления целого материала (краска, осколки осветительных приборов). Эксперты по обнаруженным отпечаткам могут определить механизм аварийной ситуации, место инцидента и первичного столкновения.

Читайте также  Что входит в базовую комплектацию Лада веста?

Порядок проведения

Назначение экспертизы инициирует следователь в ходе досудебного расследования. Автовладельцы и представители страховой компании в частном порядке могут провести независимую оценку обстоятельств дорожного инцидента. Этапы осуществления трасологического осмотра:

  1. Выбор коммерческой организации.
  2. Сбор документов.
  3. Приглашение эксперта для осмотра места аварийной ситуации.
  4. Осмотр транспортного средства.
  5. Моделирование ситуации.
  6. Проведение расчетов.
  7. Составление заключения.

Совет! При выборе оценщика необходимо учитывать опыт работы, наличие страховки профессиональной ответственности, отзывы клиентов. Сотрудники должны иметь документы на право осуществления экспертной деятельности, бумаги, подтверждающие образование и прохождение аттестации.

Какие документы необходимы

Специалистам для осуществления исследования требуются материалы, подтверждающие дорожное происшествие. Основные документы, необходимые для трасологической экспертизы:

  • схема ДТП, составленная инспектором ГИБДД;
  • протокол аварии;
  • постановление об административном правонарушении;
  • свидетельские показания;
  • видеозапись с регистраторов;
  • акт проверки технического состояния транспортных средств.

Автовладельцы должны предоставить документы на автомобиль: свидетельство о регистрации, технический паспорт, водительское удостоверение. Также они вправе подать фотоматериалы, сделанные участниками и очевидцами дорожно-транспортного происшествия. В рамках исследования эксперты могут сделать запрос на получение отдельных видов документов, дающих представление об обстоятельствах случившегося.

В какой период проводится

Экспертиза, назначаемая сотрудником правоохранительных органов, может осуществляться на любом этапе досудебного расследования.

Совет! Для разбора отпечатков шин на месте столкновения следует проводить осмотр сразу после возникновения аварийной ситуации во избежание повреждения и деформации предметов исследования по причине изменения погоды.

Экспертиза транспортного средства возможна и в другое время при условии неиспользования автомобиля после дорожного инцидента.

Стоимость исследования

До назначения осмотра водители хотят знать, сколько стоит трасологическая экспертиза при ДТП. Цена зависит от количества поставленных вопросов перед специалистом, срочности составления заключения, сложности проводимых работ, региона нахождения компании. Пакет услуг может включать выезд эксперта на место дорожного происшествия, оформление предварительного акта, приблизительный расчет, помощь в составлении претензии к страховщику. Средняя стоимость процедуры по России — от 5000 рублей.

Результаты экспертизы

После проведения осмотра эксперт составляет отчет на основании полученных документов, фактических материалов дела, вещественных доказательств, свидетельских показаний. Итоговая рецензия состоит из вводной, исследовательской, заключительной части.

Важно знать! В отчете указываются сведения специалиста, перечень исходных данных, ответы на представленные вопросы, инженерные расчеты с учетом справочной информации. Автовладельцы вправе оспаривать решение и подавать ходатайство по образцу на дополнительную или повторную экспертизу при противоречивости или неоднозначности выводов, нарушении законодательства, предоставлении неполных сведений.

Транспортно-трасологическая экспертиза направлена на изучение следов, оставленных на месте аварии. Установление причинно-следственной связи между действиями автовладельцев и автомобильными отпечатками позволяет восстановить обстоятельства инцидента, определить степень вины каждого участника ДТП в суде.

Трасологическая экспертиза после ДТП

Последствия дорожно-транспортных происшествий для обывателя – это груда металла и оборванные человеческие жизни. Но для специалистов картина насыщена дополнительными деталями. При расследовании обстоятельств, приведших к аварии, следственные органы нередко опираются на данные, полученные от специалистов-криминалистов. Одно из направлений криминалистики – это трасологическая экспертиза.

Что такое трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза – это процедура, принадлежащая к разделу криминалистики. В ходе этого исследования проводится изучение и анализ всевозможных следов, которые обнаружены на месте крушения или аварии. При отсутствии других доказательств, то есть, если нет свидетельских показаний или имеет место возникновение спорной ситуации, то наука трасология помогает в восстановлении истинной картины происшествия. По характеру оставленных следов можно восстановить время и первоначальную причину повреждений. Такие исследования проводит специалист.

Эксперт-трасолог – это человек со специальным образованием, который занимается исследованием следов, а также объектов, которые сформировали следы или приняли их форму. И с помощью полученных данных он формирует ответ на запрос следствия. То есть посредством применения различных приемов воссоздаётся момент происшествия в подробностях. И выясняется взаимодействие виновников происшествия.

Объектами, которые изучаются дисциплиной, могут выступать всевозможные следы и отпечатки, которые оставлены как людьми, так и животными или разного рода неодушевленными предметами.

Вопросы к трасологической экспертизе формирует следствие. Назначение трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии можно проводить в любой момент и на любой стадии.

В каких случаях и кто назначает трасологическую экспертизу после аварии

Трасологическая экспертиза после ДТП назначается следующими органами и лицами:

  • судом;
  • органами власти государственной;
  • сотрудниками правоохранительных органов, занимающимися выяснениями обстоятельств аварии.

Лицо, определившее, что транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП необходима, выносит советующее постановление (определение), составленное согласно КоАП РФ ст. 26.4 п.1.

Определение может нести информацию следующего характера:

  • основание, которое объясняет цель запроса;
  • реквизиты учреждения и сведения о специалисте, который должен будет проводить исследование;
  • исчерпывающий список вопросов по делу;
  • список инструментов и материалов, которые будут необходимы при исследовании.

Назначение трасологической экспертизы проводится при возникновении следующих моментов:

  • при спорных ситуациях, когда выясняется характер действий лиц, управляющих транспортными средствами, участвующими в ДТП;
  • для того чтобы прояснить участие того или иного автомобиля в конкретной аварии;
  • для официального подтверждения соответствия повреждений обстоятельствам крушения;
  • для доказательства отсутствия виновности автолюбителя или пешехода в ДТП;
  • при отказе страховой компании в выплате страховой суммы или если одобренная для компенсации страховая премия чрезмерно мала для восстановительного ремонта.

Классификация видов

Вопросы трасологической экспертизы и объекты, подвергаемые изучению, классифицируются по следующим видам:

Гомеоскопическая

Изучает разнообразные следы, оставленные человеком:

  • отпечатки пальцев рук;
  • следы ног;
  • оттиски обуви;
  • отпечатки зубов;
  • следы, оставленные различными частями тела;
  • следы разнообразных элементов одежды.

Отпечатки по своему характеру могут дать весьма полную информацию об обследуемом объекте:

  • физические параметры;
  • физические патологии;
  • пол;
  • рост;
  • возраст;
  • особенность действия субъекта в момент аварии или после нее.

Механоскопическая

Изучает отпечатки и следы от неодушевленных предметов, а также повреждения, найденные на них:

  • инструменты и орудия – в этой области исследуются объекты, при помощи которых вскрывались или взламывались другие объекты. Также освещаются вопросы, как двигались предметы, в каком направлении. Например, как вскрывался багажник автомобиля.
  • повреждения, найденные на одежде и причинённые механическим способом – особенности применяемого объекта;
  • петли и узлы – каким образом вязались такие вещи, профессионально или нет.

Транспортная экспертиза

  • следы транспортных средств;
  • направление движения;
  • тормозной путь;
  • царапины, повреждения, вмятины.

Экспертиза замков

Вопросы, изучаемые при проведении данного исследования, следующие:

  • исправно ли механическое или автоматическое запорное устройство;
  • пригодно ли оно для того, чтобы отпираться или запираться;
  • есть ли признаки взлома;
  • как вскрывали замок;
  • давно ли введено устройство в эксплуатацию;
  • какое время оно оставалось без движения.

Исследование пломб

Специалисты освещают вопросы, касающиеся целостности пломбирования.

Анализ следов механизмов касательно предметов

Такое исследование необходимо для выяснения определения отношения предмета к тому или иному оборудованию.

Порядок и сроки, в которые проводится трасологическая экспертиза после ДТП

Назначение трасологической экспертизы и вопросы к эксперту формируются на основании документов, которые регламентированы нормативами и законами. Толкование таких актов говорит о том, каков порядок действий при трасологической экспертизе.

Читайте также  Как тормозить с абс зимой на автомате?

Нормативные акты состоят из следующего списка:

  • Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»;
  • УПК РФ №174-ФЗ, гл. 27, ст. 195-208;

  • ГПК РФ №138-ФЗ, ст. 79-87;

  • АПК ст. 82-87.

Сроки, в которые должна проводиться такая процедура, устанавливаются тоже, исходя из периодов, регламентируемых вышеприведенными нормативами.

Если любой из участников процесса не согласен с выводами экспертного бюро, то он имеет полное право ходатайствовать о назначении повторной трасологической экспертизы после ДТП. Стоимость такого действия оплачивается участником самостоятельно.

Порядок проведения и стоимость трассологическая экспертиза после ДТП

Трасологическая экспертиза – это наилучший способ для установления истинных причин дорожно-транспортного происшествия. Осуществление трасологической экспертизы дает возможность воссоздать полную картину происшедшего во время аварии. Транспортно-трасологическая экспертиза при дтп – исследование механизмов образования следов, возникающих исключительно при ДТП. Иными словами, криминалистика – наука, позволяющая максимально изучить место происшествия и правильно прочитать картину следов, раскрывая механизм всей аварии.

Задачи трасологической экспертизы

Эксперты, проводящие трасологию, посредством своих исследований решают спектр вопросов, относящихся непосредственно к механизму дорожно-транспортного происшествия, и решают следующие задачи:

  • определение механизма происшествия (с указание даты, времени, места и состава участников);
  • определение места столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода либо препятствие);
  • соответствие места столкновения либо наезда, указанное на схеме происшествия экспертным подсчетам;
  • определение последовательности действий транспортных средств во время столкновения;
  • определение контактных частей транспортного средства, которые пострадали в результате ДТП;
  • определение угла столкновения транспортных средств;
  • уточнение данных о лицах, указанных в постановлении о назначении экспертизы находившихся за рулем.

Широко распространено назначение транспортно – трасологических экспертизы страховыми компаниями. Конкретно этот вид экспертизы позволяет достоверно определить соответствие повреждений на механизмах транспортных средствах обстоятельствам ДТП.

Когда проводится трасологическая экспертиза

Аварийная экспертиза в гражданском процессе часто проводится автолюбителями, которым по каким-либо причинам отказали в выплате страховых взносов. Этими причинами круг проблем ограничивается не всегда:

  1. Возможно назначение трасологической экспертизы следователем при необходимости установить полную картину происшествия, а также наказать виновных вследствие судебного разбирательства;
  2. Транспортно-трасологическая экспертиза проводится, если виновник ДТП скрылся с места происшествия, преследуя цель уклонения от судебного разбирательства и последующего наказания;
  3. Судебная экспертиза МВД проводится в обязательном порядке при нанесении ущерба здоровью либо жизни одного из участников ДТП;
  4. Если картина происшествия полностью не ясна, и каждый из участников ДТП старается доказать свою правоту;
  5. Если отсутствует возможность прояснить ситуацию и механизм аварии на месте;
  6. Когда на невиновное лицо пытаются возложить обвинения в дорожно-транспортном происшествии;
  7. Когда страховая отказала в выплате по ОСАГО на тех основаниях, что обстоятельства ДТП до конца не выяснены.

Провести трасологическое исследование любой из участников ДТП вправе самостоятельно, причем к выбору эксперта нужно подойти тщательно – от этого во многом зависит исход дела.

Для чего необходима трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза после ДТП необходима для определения механизма происшествия, отображающего последовательность каждой его стадии. Трудно установить виновность одной из сторон, когда автомобили двигались в попутном направлении. Экспертиза требуется для идентификации следов происшествия с собранными образцами.

Участники дорожного автотранспортного происшествия должны иметь в виду, что объектом трасологической экспертизы при дорожно-транспортном происшествии являются зафиксированные документально следы, то есть отдельные предметы, транспортные средства, люди. Отсутствие следов исключает возможность проведения трасологии.

Какие вопросы решает трасологическое исследование

Спектр вопросов, решаемых посредством проведения подобной экспертизы, весьма широк. В зависимости от анализируемых объектов, целей и задач, выделяется три группы вопросов:

  1. Определение групповой принадлежности транспортных средств:
    • вид транспорта, оставивший следы на месте происшествия;
    • модель шин, оставивший след на месте аварии;
    • принадлежность следов представленному виду транспортного средства;
    • возможность удара автомобилей А и В, исходя из формы, размеров и расположения повреждений на транспортных средствах.
  2. Установление целого по частям:
    • определение принадлежности поврежденных деталей, обнаруженных на месте происшествия, конкретным транспортным средствам;
    • определение целостности деталей до дорожно-транспортного происшествия, обнаруженные на месте аварии и транспортных средствах.
  3. Установление конкретного транспортного средства, участвовавшего в аварии:
    • принадлежность следов конкретному транспортному средству;
    • определение численности транспортных средств, оставивших следы;
    • принадлежность следов на месте происшествия конкретной автомобильной шине.

Стоимость трасологической экспертизы после ДТП

Анализ материалов заказчика, а также консультирование проводится бесплатно на месте происшествия. Подготовка трасологической справки с кратким заключением делается в течение одного-двух дней и стоит 5 000 рублей. Трасологическое исследование с полным экспертным заключением стартует от 10 000 рублей и готовится около трех-пяти дней.

Что определяет трасологическая экспертиза при ДТП? Ответит специалист в видео ниже:

Как восстановить картину ДТП: все о проведении трасологической экспертизы

Каждый день на трассе происходит множество различных ДТП по разным причинам и обстоятельствам. Для того чтобы выяснить основные детали, связанные с дорожным происшествием, проводится трасологическая экспертиза. Она помогает определить реального виновника аварии, а также то, как она произошла. Ниже подробно поговорим о трасологической экспертизе, о требованиях к ее проведению и о самом проведении процедуры.

  1. Что это такое и чем регулируется?
  2. Для чего назначается?
  3. Кто проводит?
  4. Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом
  5. Проведение при дорожно-транспортном происшествии
  6. Ходатайство о назначении
  7. Документы и материалы, необходимые эксперту
  8. Сроки и цена
  9. Заключение эксперта
  10. Можно ли оспорить результаты?
  11. Полезное видео

Что это такое и чем регулируется?

Трасологическая экспертиза при ДТП – это выяснение обстоятельств, ставших причиной аварии. Сотрудники трасологической экспертизы занимаются изучением оставленных машинами следов на месте ДТП, наружных повреждений на всех пострадавших машинах и других основных деталей, которые образуют всю картину аварии. Трасология в дорожно-транспортных происшествиях играет очень большую роль при выяснении всей реальной ситуации и виновника аварии.

Трасологическая экспертиза регулируется на основании нескольких нормативно-правовых документов. К ним относятся:

  • Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.

Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.

  • Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  • Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.

    Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

    Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

    Кто проводит?

    Экспертизу проводит специалист-автотехник, который имеет определенные знания по аварийным ситуациям, высшее образование и опыт работы. Он может быть государственным или независимым. К независимым экспертам в настоящее время обращается больше людей, потому что у них не приходится долго сидеть в очередях и ждать.

    Выбор того или иного эксперта очень важен в связи с тем, что итог расследования может быть рассмотрен в государственных органах или суде. Поэтому опыт и репутация эксперта должны учитываться в первую очередь.

    Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом

    При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.

    1. По принадлежности следов от транспортных средств:
      • Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
      • Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
      • Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
      • Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
      • Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
    2. Восстановление целостности картины по частям:
      • К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
      • Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
      • Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
    3. Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
      • Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
      • Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
    4. Выявление конкретного места ДТП:
      • На какой полосе произошло столкновение?
      • В каком ряду стояли машины?
      • Как располагались автомобили во время столкновения?

    Проведение при дорожно-транспортном происшествии

    Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

    1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
    2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
    3. Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
    4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
    5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
    6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.

    Ходатайство о назначении

    Как правило, ходатайство о проведении транспортно-трасологической экспертизы по делам о ДТП составляется самим владельцем авто. Но инициатором проведения экспертизы также может выступать суд, страховая фирма или правоохранительные органы.

    Заявитель должен доказать необходимость трасологической экспертизы, указать, какие именно обстоятельства необходимо выяснить. Они должны быть связаны непосредственно с виной участников ДТП, оценкой ущерба и причиной аварии. Ходатайство может быть объявлено как устно, так и письменно. Но второй вариант наиболее правильный. Заявление лучше писать по образцу во избежание каких-либо ошибок и недочетов.

    Стоит обратить внимание на приложения к ходатайству. В их число должны входить только те доказательства, которые приобщены к гражданскому делу (показания свидетелей). При наличии иных дополнительных доказательств, их нужно приобщить к материалам дела.

    В суде данное ходатайство будет рассмотрено вместе с участниками процесса. Любой участник аварии может заявить возражением на представленное ходатайство, подготовить свои материалы и вопросы для выяснения обстоятельств для другого эксперта. Можно обратиться к независимому эксперту, который не является государственным работником.

    Документы и материалы, необходимые эксперту

    Для проведения трасологической экспертизы специалисту понадобится перечень отдельных документов и материалов. К ним могут относиться:

    • схема места аварии, составленная сотрудниками государственных органов или же самими участниками ДТП;
    • составленные сотрудниками ГИБДД материалы, например, протокол осмотра места ДТП;
    • материалы фото и видеосъемки с места происшествия, которые прилагаются к протоколу осмотра;
    • сами транспортные средства, участвовавшие в аварии, и доступ к ним для наружного осмотра;
    • протокол технического осмотра автомобиля, подтверждающий его исправность до момента ДТП;
    • показания свидетелей аварии;
    • справка о ДТП, оформляемая сотрудниками ГИБДД;
    • иные дополнительные материалы и документы.

    Список этих документов может меняться в зависимости от вопросов и задач эксперта.

    Сроки и цена

    Сроки проведения трасологической экспертизы отличаются в зависимости от сложности аварии, в каждом случае они индивидуальны. Самое минимально время, которое может понадобится эксперту – это несколько дней. За этот период он внимательно изучит все материалы дела, съездит на место аварии и проанализирует все моменты. В некоторых случаях экспертиза проводится больше нескольких недель, порою только для составления заключения требуется несколько дней.

    Стоимость трасологической экспертизы также индивидуальная в каждом случае. Зависит она от:

    • сложности аварии;
    • сроков проведения экспертизы;
    • эксперта, выполняющего эту работу;
    • методов анализа и материалов для работы.

    В среднем цена экспертизы колеблется от 4 дот 15 тысяч рублей. Бывают и более дорогие случаи, требующие серьезного анализа и большого количества времени.

    Заключение эксперта

    Заключение трасологической экспертизы отвечает на все возникшие вопросы о дорожно-транспортном происшествии, отражает всю ту информацию, ради получения которой экспертиза и была инициирована. Заключение включает в себя:

    • анализ всех собранных данных;
    • результаты и выводы проведенной экспертизы;
    • ответы на все поставленные вопросы.

    Данное заключение не является голословным. После окончания всей процедуры, составляется итоговый документ расследования, который включает в себя все заключительные выводы об обстоятельствах аварии, виновных лицах и характерных повреждениях.

    Этот документ впоследствии направляется заказчику данной экспертизы и может послужить в качестве доказательств страховыми компаниями, судам и правоохранительным органам.

    Можно ли оспорить результаты?

    Каждый участник дорожно-транспортного происшествия может не согласиться и обжаловать заключение трасологической экспертизы. Однако для этого нужны очень весомые причины, чтобы все не обернулось простой тратой денег и времени. Вескими доводами для оспорения заключения можно считать:

    • отсутствие ответов и выводов по некоторым, поставленным в начале экспертизы вопросам;
    • несоответствие с фактическими обстоятельствами;
    • нелогичное объяснение ситуации;
    • указание не всех материалов и документов, фигурирующих в расследовании;
    • недостижение конечного результата и т.д.

    Если наличие весомых доводов будет обосновано, то заказчик может подать исковое заявление в суд. Только в этом случае необходимо будет проводить новую независимую экспертизу, обращаться к услугам другого специалиста-трасолога. Если результаты его расследования окажутся иными, то существует большая вероятность отмены предыдущей экспертизы и возврату денег.

    Трасологическая экспертиза хорошо помогает разобраться в различных запутанных авариях, требующих дополнительного расследования. Также она способствует поиску реального виновника дорожно-транспортного происшествия, отвечает на все заданные вопросы, касающиеся этой ситуации, а также воспроизводит целостность картины аварии.

    Полезное видео

    Предлагаем вам посмотреть видео о трасологической экспертизе: