Байпасный клапан что это такое?

Байпас

Байпас — это клапан перепускного типа, который позволяет сбросить излишнее давление воздуха во впускной системе турбированных двигателей. Байпасный клапан (на английском — bypass), имеет разные названия. Среди них перепускной клапан, Turbo blow Off Valve, блоу-офф, Turbo Splitter Valve, Recirculating Dump Valve, клапан сброса давления турбины, клапан контроля давления турбины.

Зачем нужен байпас

Байпасный клапан позволяет сбросить сильное избыточное давление во впускном тракте которое возникает при закрывании дросселя (мгновенном прерывании подачи воздуха и топлива в камеру сгорания). Турбокомпрессор не в состоянии быстро остановиться при снятии ноги с педали газа — он продолжает нагнетать воздух. Если не сбрасывать давление, то воздух вернется на крыльчатку турбины, что грозит ее выходом из строя со временем. Такое явление называется помпаж турбокомпрессора, а простыми словами говорят, что турбина получает “по зубам”. Эффект сопровождается шипящими звуками.

Таким образом байпас используется для решения проблемы с обратно поступающим давлением воздуха, а также, позволяет за счет воздуха, который отправляется обратно на турбину, вращаться ей с высокими оборотами, исключая эффект “турбоямы” и провалов в работе.

Где стоит

Расположение байпасного клапана в подкапотном пространстве (обведен красным)

Искать байпас нужно возле турбины. Байпасный клапан установлен в той части впускного коллектора, которая находится после турбины и до дроссельной заслонки. Когда во впускном тракте возникает избыточное давление, байпас просто стравливает его, отправляя обратно во впускной коллектор, на участок перед турбиной. Таким образом давление воздуха во впускном коллекторе снижается до приемлемого уровня.

В снятом виде деталь имеет г-образную форму — на цилиндрическом корпусе перпендикулярно расположены два штуцера воздуховодов. Дополнительно в верхней части клапана есть тонкий выход для создания разрежения воздуха. Когда деталь установлена на автомобиле, видна только центральная цилиндрическая часть корпуса, потому что штуцеры скрыты в патрубках воздуховодов.

Какое устройство и работа

Байпасный клапан имеет простую конструкцию — в корпусе находится пружина и резиновая диафрагма. Когда дроссельная заслонка открыта и идет подача воздуха, возвратная пружина разжата, а диафрагма закрывает поток воздуха через клапан.

Когда происходит закрытие дроссельной заслонки, во впускном коллекторе между ней и мотором создается сильное разрежение, которое за счет силы вакуума сжимает пружину и опускает диафрагму. Воздух стравливается. Управление байпасным клапаном может происходить двумя методами, а его применение будет зависеть от вида исполнения.

Если в классической конструкции байпаса он управляется непосредственно силой вакуума, то в более современных моторах используется электромагнитный клапан. Он отвечает за принудительную подачу вакуума на патрубок байпаса, что позволяет ускорить работу системы и повысить ее эффективность.

Устройство классического клапана байпаса

Устройство байпаса с электромагнитным клапаном

Важный нюанс работы байпаса в том, что в закрытом положении герметичность диафрагмы отвечает еще и за корректную работу системы наддува. Потому что если диафрагма негерметична, то воздух будет уходить через байпас и машина будет медленнее набирает обороты.

Кстати, в версиях для тюнинга резиновая диафрагма чаще всего заменяется металлической круглой пластиной, а за герметичность системы отвечают резиновые уплотнители.

Байпасные клапаны подразделяются на несколько видов:

    Классический байпас, когда воздух отправляется обратно во впускной коллектор. У него есть два главных преимущества. Первое — машина работает тихо, без “пшикающих” звуков, что сделало такую систему более популярной среди автопроизводителей и самой массовой. Второе — байпас позволяет не “переливать” двигатель излишним топливом. Подача топлива в камеру сгорания регулируется по объему воздуха, который определил расходомер до входа в турбину. Если воздух просто стравить в атмосферу, то двигатель может попросту заглохнуть при сбросе газа. Поэтому такие клапаны всегда используются в машинах с датчиками массового расхода воздуха.

Минус такого байпаса — с ростом мощности турбины он не справляется и не успевает отводить воздух. Поэтому такие клапаны устанавливают на большинство серийных автомобилей, оснащенных стандартными турбинами, но не используют в “заряженных” машинах.

  • Блоу-офф клапан (клапан сброса давления) — стравливает воздух в атмосферу. Чаще всего устанавливается на спортивные и тюнингованные автомобили. Используется вместе с датчиком абсолютного давления воздуха, чтобы учитывать объем стравленного воздуха. Некоторые специализированные производители предлагают блоу-офф клапаны с настроенными звуковыми эффектами для любителей кастомизировать свой автомобиль.
  • Гибридные версии. Некоторые автопроизводители (например, Mitsubishi) предлагают гибридные конструкции клапана, когда в обычном режиме они работают как байпас, но при сильном избыточном давлении могут стравливать воздух в атмосферу, как блоу-офф.
  • Классический байпасный клапан

    Гибридная версия байпаса

    Неисправности байпасного клапана

    Среди основных проблем в работе байпаса можно выделить следующие неисправности:

    Трещина в резиновой диафрагме байпаса

    1. Потеря герметичности. Возникает в результате трещин в резиновой диафрагме, уплотнителях или центральной части клапана. Чаще всего это происходит в результате природного износа или некачественных материалов.
    2. Заклинивание в одном положении. Чаще всего такое происходит с дешевыми некачественными клапанами. Плохая обработка и подгонка движущихся деталей приводит к заклиниванию.
    3. Потеря управления. Происходит по причине потери герметичности вакуумной магистрали, на шлангах впускного коллектора, по которым уходит воздух. Такое случается в следствии физического износа.
    4. Некорректная установка. Редкое, но возможное явление, когда автовладелец мог установить клапан в обратном направлении.
    5. Износ корпуса. Возможен в версиях клапанов для тюнинговых автомобилей, где резиновая диафрагма заменена на металлическую пластину или в конструкции присутствует дополнительный пластиковый элемент.

    Главный признак выхода из строя байпаса — это потеря динамики работы турбокомпрессора, когда “турбина” не подхватывает, потому что воздух не нагнетается, а уходит обратно во впускной коллектор.

    Проверка

    Чтобы проверить герметичность байпаса есть несколько методов. Все они применяются на снятом с автомобиля клапане. Без демонтажа о возможных неисправностях клапана может подсказать только компьютерная диагностика силами специалистов СТО.

    Первый метод — подсоедините вакуумную трубку к самому тонкому выходу и создайте разрежение воздуха, можно просто ртом. Смотрите внутрь клапана — внутри вы увидите как ходит поршень и открывается щель для прохождения воздуха. Если этого не случилось — клапан поврежден. Также можно подуть в тот же выход — он не должен продуваться. Если продувается — нужно менять.

    Аналогично не должен продуваться боковой штуцер, который находится перпендикулярно к самому тонкому выходу. Хотя здесь для корректной проверки нужно подать сильное давление, равнозначное давлению, которое нагнетает турбина, что не всегда возможно в домашних условиях. Также герметичность на продувание должна сохраняться и со стороны выходного штуцера, который находится напротив самого тонкого.

    Процесс проверки байпаса первым методом

    Второй метод — зажмите пальцем пружину, которая толкает диафрагму. Затем крепко зажмите самый тонкий выход, через который создается разрежение воздуха. Снимите палец с пружины — в исправном байпасе она не будет разжиматься, потому что в клапане создался вакуум, который ее удерживает. Если пружина все равно разжимается — в клапане или его мембране нет герметичности и он уже нерабочий. В исправном байпасе пружина станет на место с характерным щелчком только после того как вы снимите палец с самого тонкого выхода, возобновив таким образом ток воздуха.

    Третий метод подходит только для клапанов с электромагнитным управлением. Для этого понадобится диагностический адаптер VAG-COM. Запустив тест соответствующих исполнителей (4-й), на датчик будет подано напряжение и он будет щелкать, что заметно на слух. Дополнить все результаты проверки можно замерами давления турбины.

    Обслуживание, подбор и замена

    Байпасные клапаны не являются обслуживаемыми деталями и не имеют регламентных интервалов проверки или замены. Они работают до появления повреждений и/или отказа, а затем подлежат замене. Также, при проведения тюнинга не рекомендуется менять классический байпас на блоу-офф, потому что ваш мотор будет “переливать”. Работа двигателя будет нарушена, так как воздух, стравливаемый в атмосферу уже учтен датчиком массового расхода воздуха и по этим данным регулируется подача топлива. Так само не стоит изменять и жесткость пружины либо ставить аналоги вместо оригинала, не всегда они настроены эффективно.

    Стоимость

    Дешевые неоригинальные байпасные клапаны китайского производства могут стоить до 1000 рублей. Цены на оригинальные клапаны сильно разнятся, но обычно они минимум 4, а то и в 10 раз дороже.

    Принцип работы и правила монтажа байпасного клапана

    Байпасный клапан входит в комплектацию элементов отопительной системы жилого помещения. Перепускная перемычка обеспечивает подачу воды в непрерывном режиме там, где полная остановка насосной станции невозможна (например, в охлаждающей станции). Рассмотрим подробнее, что это такое.

    Что такое байпасный клапан

    Байпас – механизм, соединяющий узлы отопительной системы в прямом и обратном направлении и обводную ее часть.

    В гидравлике деталь служит для облегчения ремонтных и очистительных работ при сбое обогревательных конструкций, повышает безопасность тепло подачи и производительность трубной (запорной) арматуры.

    Технические параметры

    Технические характеристики байпасных узлов обозначаются буквенными символами и регламентируются ГОСТом (№26349-84; 28338-89). Отметки расшифровываются следующим образом:

    1. «DN» – это типовой размер отверстия в состыковочных патрубках. Диаметр присоединительной трубки может незначительно разниться (меньше или больше). ГОСТом регламентирован номинальный объем патрубка буквенным обозначением – «Ду» (проходы условные).
    2. «KVS» — пропускная способность байпаса, выраженная в коэффициентном соотношении. Маркировка соответствует расходу жидкости, температурой в 20 °C, проходящей через гидроприбор за час и объемом, равному 1 метру в кубе. Потеря давления клапана не может составлять более 1 бара. Данное значение используется для расчета потери напора воды.
    3. «PN» — обозначает номинальное и максимальное давление байпаса, при температуре рабочей среды в 20°C. Показатель указывает на соотношение температуры и давления для безопасной и продолжительной эксплуатации отопительного оборудования. В госте обозначение «PN» (номинальное давление) – это «Ру» (условное давление).
    4. «Диапазон настройки» — разница давлений, поддерживаемая усилием задатчика (пружиной), установленным в перепускном клапане — производителем.
    Читайте также  Какое масло заливать в приору 8 клапанную?

    Принцип работы

    Принцип работы перепускного вентиля в затворной конструкции основан на противодействии давления пружины и воды. Сжатая пружина давит на клапан с одной стороны, а рабочая среда с большим усилием – с другой. Давления вместе взятых компонентов конструкции сдерживают байпас в закрытом положении. Как только один из потенциалов превысит допустимое давление (1,5 -2 раза), он открывается полностью.

    Степень открытия затвора зависит от силы рабочей среды, давящей на клапан. Заслонка создает давление настройки с помощью пружины. Уровень сжатия влияет на перепад давления системы.

    Для справки! Перепускные затворы имеют низкую точность поддержания давления в отопительных приборах.

    Область применения и назначение использования

    При отключении электроэнергии, необходимость байпаса для циркуляционного насоса (его установка) обеспечивает непрерывность работы и исключает аварийный режим.

    В трубопроводных конструкциях затворный клапан предназначен для резервного отвода поступающей жидкости на отдельную линию (запасную). При возникновении неполадок, связанных с давлением воды в трубах, байпасная заслонка закрывает доступ к радиатору отопления, направляя воду в обратное направление или на отдельный канал.

    Виды байпасных клапанов

    Клапаны затвора делят на две основных категории:

    1. Байпас, не включающий клапан (прямого действия). Теплоноситель с таким видом затвора циркулирует по трубам.
    2. Байпас, включающий клапан обратного направления. Данный вид перемычки используется для индивидуальных и общих насосных станций для подачи воды в жилые помещения. Работает при включении (в открытом режиме) и отключении (в закрытом режиме).

    Отличия и сфера использования

    Обе категории байпасных затворов делятся на подвиды:

    1. Перепускной вентиль на автоматизированной работе. Монтируется на обвязке гравитационной и насосной системы обогрева. При нормальной работе электронного нагнетателя автоматический байпас закрыт, а при остановке – открыт.

    Автоматические байпасы также делятся на виды: инжекционный тип и клапанный вид.

    В первом случае, байпас действует по принципу гидроэлеватора, захватывая разряженную область теплоносителя, направляя ее в общий поток и создавая необходимое давление. Клапан работает в автономном режиме даже при отключенной электрической сети.

    Во втором случае в байпас монтируют клапан обратного направления, который препятствует попятному ходу жидкости в трубопроводе. В положенном направлении вода проходит без препятствий по отопительным трубам и патрубкам.

    1. Байпас без дополнительного оборудования. Данная система отопления представляет собой обычный патрубок, не оснащенный дополнительными приспособлениями. Используется при установке радиаторов отопления. Жидкость в такой трубе проходит свободно без препятствий в неуправляемом порядке.
    2. Клапан затвора ручного механизма. Байпас – это кран с шаровым механизмом. Устройство не создает препятствий общему потоку энергоносителя в открытом состоянии, а также не уменьшает просвет отверстий трубопровода. При полном закрытии крана, вода не попадет в патрубки. Метод дает возможность регулировать обогрев помещения.

    В индивидуальных системах отопления помещений байпасный клапан необходим для следующих работ:

    • обвязки насосной станции;
    • для подачи малого объема жидкости в котельную;
    • установки радиаторов отопления в однотрубную магистраль;
    • равномерного обогрева теплых полов.

    Каждое байпасное подключение имеет свои особенности, в зависимости от места эксплуатации.

    Этапы монтажа байпасного клапана (для батарей отопления и с циркулярным насосом)

    Установка байпаса в системе отопления, оборудованная циркулярным насосом, производится таким образом:

    • сливается лишняя жидкость с общей трубы;
    • с теплоносителя демонтируется участок трубы, размером в 40 см;
    • по концам трубы вырезаются отверстия необходимого диаметра для состыковки байпаса;
    • на обрезанные участки устанавливается фильтр;
    • далее монтируется клапан байпаса;
    • врезается гидронасос.

    Важно! Установка винтов распределения поступающей воды осуществляется по направлению общего потока трубопровода.

    Для батарей отопления действует следующая схема установки:

    • сверяется диаметры обходной и основной трубы;
    • на состыковочных концах монтируются: перемычки однотрубной схемы и регулировочный кран;
    • далее клапан устанавливается на максимально близком расстоянии от радиатора отопления.

    Важно! Перед врезкой байпаса трубу необходимо проверить на наличие воздушной пробки.

    Необходимый инструмент

    Произвести монтаж байпасной линии своими руками можно с помощью инструментов для монтажных работ, список которых состоит из следующих пунктов:

    • рулетки для измерения длины и объема трубы;
    • уровня для регулировки отопительных приборов и уклона подачи воды;
    • плоскогубцев для удаления и поддержания отдельных частей отопительной системы;
    • разводных ключей для состыковки конструкции;
    • набора ключей для монтажа (обычных);
    • резака по металлу;
    • отвертки: крестовидная и плоская;
    • трубореза (для труб большого диаметра);
    • сварочного аппарата;
    • шлифовальной машины для выравнивания углов патрубков и труб;
    • перфоратора;
    • газовой горелки.

    Для одноразовой работы необязательно приобретать все инструменты, а можно взять в аренду.

    Рекомендации и типовые ошибки

    Врезку байпасного клапана следует сделать по правилам СНИПа и нижеприведенным рекомендациям:

    1. Перед установкой желательно поставить фильтры (сетчатый тип).
    2. Монтаж мономеров поможет контролировать давления воды.
    3. Не следует скручивать, сжимать и растягивать патрубки при установке.
    4. Средний показатель размера состыковки труб не должен выходить за рамки 5 DN перед и 10 DN после байпаса.

    Перепускной клапан можно монтировать на горизонтально и вертикально направленные участки труб, в соответствии с инструкцией по установке.

    Плюсы применения клапана в системе отопления

    Врезка байпасного клапана обладает следующими преимуществами:

    • снижает уровень ржавчины;
    • регулирует температуру обогрева;
    • предотвращает шумы неестественного происхождения;
    • уменьшает нагрузку на гидронасос.

    Следующие ошибки при установке байпасного клапана могут привести к полной замене труб в помещении:

    • установка насоса с мокрым ротором;
    • неправильное расположение вентиля;

    Для справки! Если не устранить подтеки возле ручного крана, то труба может прогнуться.

    Экономия электроэнергии

    Установка простого инженерного решения, как байпасный клапан, сэкономит издержки на оплату за энергоноситель, так как теплоотдача радиатора отопления повышается на 10 %. При этом объем теплоносителя, с включенным клапаном байпаса в комплектацию, возрастет до 30 %.

    Что такое байпас и зачем он нужен: изучаем функциональные особенности и правила установки

    Даже самые незначительные сбои в работе инженерных коммуникаций потенциально могут перерасти в острые проблемы и, как результат, стать причиной серьезного дискомфорта для всех домочадцев. Именно поэтому осмотрительные хозяева стараются всеми силами предупредить подобные неудобства, устанавливая в своих жилищах разного рода вспомогательные устройства. Один из них – байпас, активно эксплуатирующийся в системах отопления и водоснабжения. О нем далее и пойдет речь: разберемся, что это за приспособление, каковы принципы его работы, в чем его плюсы и зачем он нужен. А напоследок расскажем и покажем видео, как выполняется установка байпасного клапана своими руками.

    Конструкция и принцип действия

    Конструктивно байпас представляет собой трубу-перемычку с запорно-регулирующей арматурой. Его главная задача – создавать параллельный поток рабочей жидкости в обход определенного прибора инженерной системы. Иными словами байпас создает обводную линию.

    Принцип работы устройства чрезвычайно прост: при нормальном функционировании системы отопления или водоснабжения перемычка свободно пропускает через себя поток жидкости, но как только этот поток необходимо ограничить, запорный элемент байпаса закрывается, и жидкость начинает проходить в обход определенного отрезка системы. Такая блокировка возможна за счет разницы диаметров самого байпаса и подводящей трубы – первый всегда меньше второго.

    Размещение байпаса

    Использование байпаса дает немало преимуществ. Во-первых, существенно упрощается обслуживание систем отопления и водоснабжения. Во-вторых, при большом количестве батарей отопления увеличивается общее КПД системы и уменьшаются расходы энергии. В-третьих, исчезает проблема завоздушивания труб и батарей из-за их разгерметизации. В-четвертых, появляется возможность использовать оборудование даже в нештатных и аварийных ситуациях. Как все эти преимущества становятся реальностью? Выясним, познакомившись с особенностями применения перемычек в разных инженерных системах. Но перед этим узнаем, какими бывают современные байпасы.

    Разновидности байпасов

    Байпасы классифицируют по двум критериям:

    • тип запорной арматуры;
    • назначение.

    По первому признаку различают два вида байпасов:

      С краном. Механический вариант байпаса, управление которым осуществляется посредством ручного открывания и закрывания крана. Последний, как правило, расположен по центру трубы-перемычки. Байпасы могут оснащаться двумя типами кранов: шаровым и трехходовым. Друг от друга они отличаются лишь конструкцией, а вот принцип работы обоих кранов практически одинаковый.

    Разновидности байпасов

  • С клапаном. Автоматический байпас, работающий в автономном режиме и не требующий регулировки со стороны пользователя. Клапан представляет собой резиновый шар повышенной плавучести. Такой байпас используется вместе с циркуляционным насосом: при его включении клапан под давлением открывает путь для носителя, а при выключении – автоматически закрывает.
  • Важно! Автоматический байпас с клапаном можно устанавливать только в тех системах отопления и водоснабжения, где используется исключительно чистый носитель – окалина, накипь, ржавчина и другие грязные примеси при попадании на клапан могут спровоцировать его деформацию, вследствие которой запорный механизм перестанет полностью закрываться.

    Исходя из назначения, байпасы делятся на:

    • радиаторные – устанавливаются на подходах к батареям отопления и используются для их отключения при необходимости;
    • насосные – монтируются вместе с насосами и используются или для изменения их режима работы, или для полного отключения;

    Особенности применения

    Чаще всего байпасы используются для таких целей:

    • Обслуживание отдельных приборов без остановки всей системы. Если по каким-то причинам нужно снять оборудование в системе отопления или на линии водопроводной сети, например, для его ремонта или замены, следует просто перекрыть краны входа и выхода рабочего носителя и тогда жидкость пойдет по байпасу, а вы сможете без последствий демонтировать необходимый прибор.

    Байпас в системе отопления

    • Усовершенствование работы однотрубной схемы отопления. Главный минус однотрубной системы – неравномерное распределение теплоносителя: так как батареи здесь подключены последовательно, то по мере движения рабочая жидкость остывает и последним приборам достается уже почти холодный носитель. Чтобы этого избежать, перед каждым радиатором устанавливается байпас – благодаря ему определенная часть носителя двигается в обход батарей и в результате доходит горячей даже к дальнему прибору.
    • Поддержание работы системы отопления без электропитания. Если в системе используется электрический насос, то, логично, что при отключении электропитания, он перестанет работать и остановит процесс отопления. Но байпас спасет и в этой ситуации: перекрыв подающий кран насоса и пустив ход носителя через перемычку, можно активизировать естественную циркуляцию жидкости и восстановить работоспособность системы.
    Читайте также  Как поменять антифриз на калине 16 клапанов?

    Установка байпаса

    Чтобы выполнить грамотный монтаж байпаса, следует обязательно учитывать следующие правила и нюансы:

    • диаметр перемычки должен быть уже диаметра трубы, к которой она подключается, иначе носитель попросту не будет попадать в подводящее устройство;
    • байпас должен быть максимально удален от стояка – его располагают как можно ближе к прибору, который он будет обслуживать;
    • перемычка должна располагаться горизонтально, чтобы избежать эффекта завоздушивания;
    • перед началом монтажа нужно слить весь носитель из системы.

    Непосредственно установка может выполняться двумя способами.

    Установка байпаса

    Первый – посредством сварки. Сначала снимите прибор, который будет перекрывать байпас – чаще всего это батарея, поэтому будем рассматривать процесс на ее примере. Затем в наиболее удобном месте подводящей трубы сделайте отверстия по диаметру перемычки, плотно вставьте ее и приварите. Далее на резьбу, где раньше был радиатор, установите запорную арматуру. В финале приставьте батарею на новое место, подсоедините к системе и зафиксируйте кронштейнами на стене.

    Второй – с помощью муфт. Тут также сначала снимите прибор. Потом на входную трубу посредством заводских муфт накрутите байпас, а на противоположных краях установите запорную арматуру. Далее перенесите крепления снятого прибора, поставьте его на новое место, подключите и зафиксируйте кронштейнами.

    Как видите, на первый взгляд простейший отрезок трубы, выполняющий роль обводной перемычки, может подсобить во многих ситуациях. Байпас успешно закрывает самые различные потребности в системах водоснабжения и отопления – от поддержания работы в критические моменты до защиты оборудования, так что без его установки полноценное функционирование инженерных коммуникаций будет очень затруднено.

    Что такое байпас: видео

    Что такое байпасный клапан в отоплении — какой купить

    Отопление жилого помещения – сложная конструкция, которая состоит из труб, соединительных элементов, приборов отопления.

    В процессе эксплуатации возникают ситуации, когда проводят очистку, ремонт или замену элементов отопления.

    Для этого придётся слить воду из системы.

    Существует другой способ, который позволит обслуживать отопление без прекращения работы. Альтернатива остановке – монтаж байпаса.

    Краткое описание

    Термин байпас (bypass) в переводе с английского означает обход.

    Применительно к трубопроводам – запасные маршруты или резервные пути, которые обеспечат непрерывность работы при аварийных ситуациях.

    Конструктивно, байпас представляет собой участок трубы с двумя шаровыми кранами.

    При штатной работе системы краны находятся в закрытом положении, и вода двигается по центральной ветке.

    В момент возникновения внештатной ситуации краны открываются, и теплоноситель циркулирует по обходному маршруту.

    Конструкцию делят на два вида:

    • без клапана;
    • с установленным обратным клапаном.

    Перемычка устанавливается на каждом радиаторе и соединяет прямую ветку отопления с обратной. Это позволяет направлять излишки теплоносителя, минуя отопительный прибор (про назначение элеваторного узла в системе отопления прочитайте здесь).

    Второе по значимости место установки – участок с циркуляционным насосом. Установка байпаса помогает системе работать при отключении электричества.

    Это относится к установке перемычек в существующую систему отопления. Правильное проектирование, изначально предполагает установку байпаса.

    А знаете ли вы, как сделать желонку своими, руками чертежи и фотографии которой размещены в полезной статье? Прочитайте, что нужно приобрести и обеспечить водой загородный дом, расположенный в месте, где отсутствует централизованное водоснабжение.

    Про установку перемычки для полотенцесушителя написано в этой статье.

    В случае монтажа с нуля, в конструкцию включается циркуляционный насос, фильтр грубой очистки и обратный клапан.

    ВАЖНО! Монтировать байпас в отопление должен сантехник. Устанавливаемые элементы проверяются на дефекты и заводской брак.

    Установка своими руками

    Монтаж и эксплуатация обводных участков теплоснабжения проводится в соответствие со СНиП 41-02-2003.

    Он устанавливает требования к тепловым сетям, взаимодействию элементов. В нём установлены основные требования к безопасности, надёжности и живучести систем отопления (как стравить воздух в частном доме написано на этой странице).

    Непосредственно, перед монтажом сливают теплоноситель, и удаляют участок трубы длиной 40-50 сантиметров. В случае обвязки радиаторов вырезаются участки по размерам устанавливаемых тройников.

    В качестве запорных элементов рекомендуется устанавливать шаровые краны. Они надёжны и позволят быстро перекрыть участок тепловой сети.

    При монтаже соблюдается последовательность расположения элементов. Установка идёт по направлению к теплоносителю.

    Первым устанавливается фильтр, потом клапан, последним монтируется циркуляционный насос.

    Байпасы с обратными клапанами устанавливаются в современные тепловые сети, в которых предусмотрено использование насосов.

    Клапан позволит системе работать после отключения электричества.

    ИНТЕРЕСНО. В момент отключения подачи электроэнергии, байпас в автоматическом режиме переключает движение теплоносителя на основную ветку.

    Это позволит воде циркулировать естественным образом.

    В однотрубной системе

    Однотрубная система отопления морально устарела и используется редко. Установка байпасного клапана позволяет модернизировать такие сети и улучшить характеристики.

    При установке соблюдают следующие правила:

    • байпасный клапан располагают на максимально близком расстоянии от радиатора (как удалить воздушную пробку из системы отопления);
    • на участке между входом в радиатор и перемычкой устанавливается регулировочный кран или терморегулятор;
    • труба байпаса имеет диаметр меньше, чем у подводящей трубы. При равных диаметрах поступление теплоносителя в радиатор затруднено.

    А вы знаете, как пользоваться сантехническим тросом? Пошаговая инструкция по удалению засоров размещена в полезной статье.

    Про диаметры труб из сшитого полиэтилена написано здесь.

    Используя готовые конструкции байпасов, сокращают время и затраты на проведение работ.

    После предварительных расчётов, в которых определяется диаметр трубы, количество и назначение элементов, приобретается готовый байпас с резьбовым соединением.

    [note]Особый случай – установка обводов в центральное отопление многоквартирного дома.[/note]

    В работе централизованных тепловых сетей существуют нюансы, которые учитывают в обязательном порядке:

    1. Установка обходной магистрали возможна только после разрешения управляющей компании;
    2. Выбор материалов и комплектующих делают с учётом возможных гидроударов во время проведения опрессовки системы;
    3. Установленный на радиатор термостат, позволит снизить теплоотдачу при высокой температуре помещения.

    Обводные контуры служат для уменьшения потока теплоносителя через отопительные приборы. Обратный процесс не возможен.

    При понижении температуры воды используют запорную арматуру, направляя теплоноситель только через радиаторы.

    Экономическая составляющая

    Монтаж обводного участка теплоснабжения положительно сказывается на уменьшении теплозатрат.

    Задействовав байпас, уменьшают поступление теплоносителя на 20-30 %, что повлечёт за собой уменьшение теплоотдачи прибора на 10 %.

    С учётом количества радиаторов в помещении получается существенная экономия топлива.

    Экономия газа в зимний период, немаловажная деталь быта.

    ВНИМАНИЕ! Задействовать байпас, необходимо, в случаях перерасхода теплоносителя. При правильной эксплуатации тепловой режим в помещении не нарушается (для чего нужен гидроаккумулятор в системе отопления написано тут).

    Заключение

    Байпасы – необходимый конструктивный элемент тепловых сетей квартиры или загородного дома. Они устанавливаются как в замкнутую систему, так и в центральное отопление.

    С помощью обводного контура регулируют теплоотдачу отопительных приборов, проводят плановые и экстренные ремонты.

    [note]Монтаж обводного контура предполагает наличие опыта, знаний и инструмента. Установку любого типа байпаса, сантехник выполнит быстро, качественно и с гарантией.[/note]

    Как проверить работу байпасного клапана в системе отопления, посмотрите в предлагаемом видеоролике.

    Что такое байпасный клапан и как он работает

    Невозможно ощущать комфорт даже в самой уютной и современной квартире, если в помещении холодно. Поэтому первоочередной задачей должно стать обустройство эффективной отопительной системы. Отопление должно обеспечивать максимально приятный микроклимат, так как чересчур высокие температуры – это еще хуже, чем холод. Чтобы не попасть в такие крайности, инженеры создали простое, однако функциональное и практичное устройство. Это байпасный клапан. Люди, далекие от отопления, могут не знать о существовании такого устройства. Давайте узнаем, что это, зачем и как оно работает.

    Что это такое?

    Данное устройство представляет собой перемычку тубы, которая монтируется между прямой, а также обратной проводкой батареи отопления. Поперечный диаметр меньше, чем размер основной трубы.

    Назначение

    Основная функция байпасного клапана – возврат лишней воды обратно в стояк из радиаторов, когда ручной или автоматический регулятор измеряет объем теплоносителя. Последний при помощи этого клапана движется параллельно регулирующей и запорной арматуре.

    Кроме этого, монтаж байпаса на отопление обеспечивает надежную работу оборудования, когда отсутствует электричество в сети. В момент отключения электричества, байпас перекрывает краны, которые подают теплоноситель на насос. А на главной трубе отворачивается центральный кран. Используя байпас, не придется закручивать краны вручную. С этим устройством все произойдет автоматически. Это огромный плюс — отмечают пользователи.

    Принцип действия

    Чаще всего в квартирах устанавливаются однотрубные системы отопления. В таких системах теплоотдача первого радиатора влияет на работу следующего. Это верно для вертикальной, а также горизонтальной схемы. Если байпас отсутствует, то батареи будут подключены последовательно. В результате все тепло заберет первая батарея, а остальным достанется в лучшем случае теплый, а то и вовсе холодный теплоноситель.

    Разновидности

    Байпасы используются в самых различных отопительных системах. Можно выделить два основных вида – с обратным клапаном или без него:

    • Первые применяются с циркуляционными насосами. Задействуют их по мере необходимости. Когда насос работает, клапан включается и открывается, а затем под давлением, которое создается насосом, пропускает теплоноситель.
    • Бесклапанные байпасы дают возможность отремонтировать одну часть системы, не отключая отопление целиком.

    Данное устройство может выполнять несколько функций и применяться по-разному. Ниже мы рассмотрим, за что отвечает байпасный клапан в разных схемах отопительных систем.

    Байпас в однотрубном отоплении

    В системах отопления данное устройство помогает сформировать альтернативные потоки теплоносителя в обход магистрали отопления и составляющих. В многоэтажных домах клапан поможет в процессе ремонта батарей зимой. За счет перенаправления потока в обход, можно беспрепятственно выполнить замену или ремонт структурной части системы. Установить устройство можно в любой части отопительной магистрали.

    Читайте также  Как слить тосол с калины 8 клапанов?

    При временном отсутствии электричества в системах с циркуляционным насосом монтаж байпаса на отопление обеспечивает бесперебойную работу. За счет регулирующего клапана система будет работать в естественном режиме.

    Нередко с помощью данных приспособлений совершенствуют однотрубное отопление. Применение байпаса актуально в старых домах, построенных при СССР. Эти дома уже морально устарели, а в квартирах зимой бывает очень жарко. Чтобы оптимизировать температурный режим, применяют именно этот клапан. После монтажа можно регулировать объемы подачи теплоносителя.

    Особенности применения байпасов в двухтрубных системах

    Такие отопительные системы могут работать по разным схемам. Но и здесь полезно устанавливать байпасный клапан. Он позволит гораздо проще контролировать процесс движения теплоносителя. При необходимости можно контролировать заполнение радиаторов. Также возможна регулировка теплоотдачи.

    Монтаж

    После того как мы изучили, что такое байпасный клапан в отоплении, следует узнать особенности монтажа. При установке следует учитывать определенные факторы, от которых зависит эффективность работы системы отопления.

    Монтаж обводного канала для батарей отопления

    Устанавливая новые батареи в однотрубную отопительную систему, первым делом следует обеспечить возможность слива жидкости. Затем собирают обвес радиатора – болгаркой вырезают старую чугунную, откручивают ненужные участки труб с неработающими кранами. Далее режется резьба и собирается конструкция из тройника, удлинителя, а также шаровых кранов.

    Монтаж с циркуляционным насосом

    Если необходимо установить циркуляционный насос, то обязательно предусматривают фильтр.

    Экономия с байпасом

    Монтаж байпасного клапана приведет не только к более комфортной работе системы отопления, но и к экономии электричества. Так, в среднем объем теплоносителя в системах, оснащенных клапаном, вырастает на 30-35 процентов. Это увеличивает общую теплоотдачу батарей.

    В заключение

    Теперь понятно, как работает байпасный клапан, где и в каких случаях его применять. Специалисты рекомендуют устанавливать это устройство во все современные системы отопления. Байпасный клапан значительно упрощает эксплуатацию системы отопления и дает возможность производить ремонт отдельных агрегатов без полного ее отключения, что очень удобно.

    Байпасный клапан что это такое и принцип работы байпасного клапана

    Байпасный клапан входит в комплект компонентов системы отопления помещения для проживания. Перепускная перемычка обеспечивает водо подачу в непрерывном режиме там, где полная остановка насосной станции не представляется возможной (к примеру, в охлаждающей станции). Рассмотрим детальнее, что это такое.

    Что такое байпасный клапан

    Циркулярный насос – механизм, объединяющий узлы системы отопления в прямом и обратном направлении и обводную ее часть.

    В гидравлике деталь служит для облегчения ремонтных и очистительных работ при сбое обогревательных конструкций, увеличивает безопасность тепло подачи и продуктивность трубной (запорной) арматуры.

    Технические параметры

    Технические свойства байпасных узлов обозначаются буквенными символами и регламентируются ГОСТом (№26349-84; 28338-89). Метки расшифровываются так:

    1. «DN» – это стандартный размер отверстия в состыковочных патрубках. Диаметр присоединительной трубки может несущественно отличаться (меньше или больше). ГОСТом регламентирован номинальный объем отрезка трубы буквенным обозначением – «Ду» (проходы условные).
    2. «KVS» — пропускная способность циркуляционного насоса, выраженная в коэффициентном соответствии. Маркировка отвечает расходу жидкости, температурой в 20 °C, которая проходит через гидроприбор за час и объемом, равному 1 метру в кубе. Потеря давления клапана не может составлять более 1 бара. Данное значение применяется для расчета потери водного напора.
    3. «PN» — означает номинальное и максимальное давление циркуляционного насоса, при температуре среды работы в 20°C. Показатель указывает на соотношение температуры и давления для неопасной и очень длительной эксплуатации оборудования для отопления. В госте обозначение «PN» (номинальное давление) – это «Ру» (относительное давление).
    4. «Диапазон настройки» — разница давлений, поддерживаемая усилием задатчика (пружиной), установленным в перепускном клапане — изготовителем.

    Рабочий принцип

    Рабочий принцип перепускного вентиля в затворной конструкции построен на противодействии давления пружины и воды. Сжатая пружина давит на клапан с одной стороны, а рабочая среда со значительным усилием – со второй. Давления взятых вместе элементов конструкции сдерживают циркулярный насос в положении «Закрыто». Как лишь один из потенциалов превысит допустимое давление (1,5 -2 раза), он открывается полностью.

    Степень открытия затвора зависит от силы среды работы, давящей на клапан. Заслонка выполняет давление настройки при помощи пружины. Уровень сжатия оказывает влияние на перепад давления системы.

    Для справки! Перепускные затворы имеют невысокую точность поддержания давления в устройствах для обогрева помещения.

    Область использования и назначение применения

    При отключении электрической энергии, необходимость циркуляционного насоса для насоса циркуляционного (работа по его установке) обеспечивает непрерывность работы и исключает аварийный режим.

    В трубопроводных конструкциях затворный клапан предназначается для запасного отвода поступающей жидкости на отдельную линию (запасную). При появлении поломок, которые связаны с давлением воды в трубах, байпасная заслонка закрывает доступ к теплообменнику теплоснабжения, направляя воду в обратное направление или на отдельный канал.

    Виды байпасных клапанов

    Клапаны затвора разделяют на две главных категории:

    1. Циркулярный насос, не включающий клапан (прямого действия). Тепловой носитель с подобным видом затвора двигается по трубам.
    2. Циркулярный насос, включающий клапан обратного направления. Этот вид перемычки применяется для индивидуальных и общих водонапорных установок для водоподачи в помещения для жилья. Не прекращает работу при включении (в открытом режиме) и отключении (в закрытом режиме).

    Отличия и область применения

    Две категории байпасных затворов разделяют на категории:

    1. Перепускной вентиль на автоматизированной работе. Устанавливается на обвязке гравитационной и насосной системы отопления. При хорошей работе электронного нагнетателя автоматизированный циркулярный насос закрыт, а при остановке – открыт.

    Автоматизированные циркулярные насосы также разделяют на виды: инжекционный вид и клапанный вид.

    В первом варианте, циркулярный насос работает по принципу гидроэлеватора, захватывая разряженную область носителя тепла, направляя ее в единый поток и создавая нужное давление. Клапан не прекращает работу в независимом режиме даже при отключенной электросети.

    В другом варианте в циркулярный насос устанавливают клапан обратного направления, который мешает попятному ходу жидкости в водопроводе. В положенном направлении вода проходит без преград по трубам отопления и патрубкам.

    1. Циркулярный насос без добавочного оборудования. Данная система обогрева собой представляет традиционный отрезок трубы, не оборудованного добавочными устройствами. Применяется при установке отопительных радиаторов. Жидкость в этой трубе проходит свободно без преград в неуправляемом порядке.
    2. Клапан затвора ручного механизма. Циркулярный насос – это кран с шаровым механизмом. Устройство не выполняет преград общему потоку энергоносителя в открытом состоянии, а еще не делает меньше просвет отверстий трубопровода. При абсолютном закрытии крана, вода не попадет в отрезки трубы. Способ дает способность регулировать обогрев помещения.

    В индивидуальных отопительных системах помещений байпасный клапан нужен для таких работ:

    • обвязки насосной станции;
    • для подачи небольшого объема жидкости в котельную установку;
    • установки отопительных радиаторов в однотрубную магистраль;
    • одинакового обогревания полов с подогревом.

    Каждое байпасное подключение имеет собственные специфики, в зависимости от места эксплуатации.

    Этапы монтажного процесса байпасного клапана (для отопительных батарей и с байпасом)

    Установка циркуляционного насоса в системе обогрева, оснащенная байпасом, выполняется аналогичным образом:

    • сливается ненужная жидкость с общей трубы;
    • с носителя тепла убирается трубный участок, размером в 40 см;
    • по концам трубы вырезаются отверстия нужного диаметра для состыковки циркуляционного насоса;
    • на обрезанные участки ставится фильтр;
    • дальше устанавливается клапан циркуляционного насоса;
    • врезается гидравлический насос.

    Важно! Установка винтов распределения поступающей воды выполняется в направлении общего потока трубопровода.

    Процесс установки циркуляционного насоса в системе отопления

    Для отопительных батарей действует следующая установочная схема:

    • сверяется диаметры обходной и ключевой трубы;
    • на состыковочных концах устанавливаются: перемычки однотрубной схемы и регулировочный кран;
    • дальше клапан ставится на максимально близком расстоянии от отопительного радиатора.

    Важно! Перед врезкой циркуляционного насоса трубу следует проверять на наличие воздушной пробки.

    Инструмент который понадобится

    Сделать процесс установки байпасной линии собственными руками можно при помощи инструментов для установочных работ, перечень которых состоит из таких пунктов:

    • рулетки чтобы провести измерения длины и объема трубы;
    • уровня для регулировки радиаторов и уклона водоподачи;
    • плоскогубцев для убирания и поддержания индивидуальных частей системы отопления;
    • шведских ключей для состыковки конструкции;
    • набора ключей для установки (обыкновенных);
    • резака по металлу;
    • отвертки: крестовидная и плоская;
    • трубореза (для труб крупного диаметра);
    • инверторного аппарата;
    • машины для шлифования для выравнивания углов патрубков и труб;
    • перфоратора;
    • горелки работающей на газу.

    Для единоразовой работы необязательно покупать все инструменты, а можно взять в наем.

    Советы и стандартные ошибки

    Врезку байпасного клапана нужно сделать по правилам СНИПа и приведенным ниже советам:

    1. Перед монтажем неплохо бы установить фильтры (сетчатый вид).
    2. Процесс установки мономеров поможет контролировать водного давления.
    3. Не следует скручивать, сжимать и растягивать отрезки трубы во время установки.
    4. Усредненный норматив размера состыковки труб не должен выходить за рамки 5 DN перед и 10 DN после циркуляционного насоса.

    Перепускной клапан можно устанавливать на вертикально и горизонтально направлены участки труб, по инструкции по установке.

    Плюсы использования клапана в системе обогрева

    Врезка байпасного клапана имеет следующие преимущества:

    • понижает уровень ржавчины;
    • изменяет температуру обогревания;
    • предохраняет шумы неестественного происхождения;
    • делает меньше нагрузку на гидравлический насос.

    Следующие ошибки во время установки байпасного клапана приводят к полной замене труб в помещении:

    • установка насоса с мокрым ротором;
    • неверное расположение вентиля;

    Для справки! Если не убрать подтеки возле ручного крана, то труба может прогнуться.

    Экономия электрической энергии

    Установка обычного инженерного решения, как байпасный клапан, сбережет расходы на оплату за носитель энергии, так как отдача тепла отопительного радиатора увеличивается на 10 %. При этом объем носителя тепла, с включеным клапаном циркуляционного насоса в комплект, возрастет до 30 %.

    БайПас клапан своими руками, Устройство клапана турбины 3, можно ли ездить без БайПас клапана?